Ч12 ст 30 об исполнительном производстве

Новые реалии взыскания исполнительского сбора и штрафа за неисполнение постановления судебного пристава

Автор: Зоя Вешкурцева

Возможность быстро получить исполнение требований по исполнительному листу очень остро интересует взыскателей. Закон предоставляет большие возможности судебным приставам-исполнителям повлиять на нерадивых должников. Одним из таких способов является взыскание с должника исполнительского сбора сверх суммы основного долга или в дополнение к неимущественному требованию.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 Информационного письма от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов» также разъяснил, что уплата должником суммы задолженности по исполнительному документу после истечения срока, установленного для добровольного исполнения указанного документа, не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора, если просрочка исполнения допущена без уважительных причин.

Размер исполнительского сбора составляет 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника-гражданина и 5 000 рублей с должника-организации, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации – 5 000 рублей (ч. 3 ст. 112 ФЗ № 225-ФЗ).

Исполнительский сбор взыскивается по основному исполнительному производству без возбуждения отдельного исполнительного производства, если производство по основному делу еще не окончено (ч. 15 ст. 30 ФЗ № 225-ФЗ). В Постановлении о возбуждении исполнительного производства определяется срок для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено ФЗ № 225-ФЗ (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 225-ФЗ).

Как следует из практики, судебные приставы исполнители в последнее время устанавливают для исполнения очень короткие сроки, в основном, 2 дня. Очевидно, что в этот срок по объективным причинам бывает очень сложно произвести соответствующее исполнение требования исполнительного листа. Неисполнение в срок для добровольного исполнения влечет необходимость наложения на должника исполнительского сбора.
Судебная практика в данном случае остается на стороне судебных приставов.

Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 10.04.2012 по делу № А40-85906/11-149-518 указывается, что перечисление денежных средств от должника произошло с нарушением установленного судебным приставом-исполнителем 2-дневного срока для добровольного исполнения. Суд указал, что вопреки доводам заявителя, законом не предусмотрено, что срок для добровольного исполнения не может быть установлен судебным приставом-исполнителем менее 5 дней.

Методические рекомендации по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденные ФССП России 23.12.2010 № 01-8, положениям Федерального закона не противоречат и иного срока, устанавливаемого судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не предусматривают (пп. 1 п. 2.3 Рекомендаций). Исключением является лишь исполнение исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению, когда срок для добровольного исполнения устанавливается в течение суток с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства (пп. 3 п. 2.3 Рекомендаций).

При этом есть некоторая неясность в отношении момента начала течения этого срока, что часто волнует и должника, и взыскателя. Получение должником постановления о возбуждении исполнительного производства может быть затруднительно из-за отсутствия должника по месту регистрации или в связи с неполучением должником почтовой корреспонденции. В этом случае, как следует из вышеуказанных положений закона и судебной практики, срок для добровольного исполнения не начинает течь до тех пор, пока должник не получит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Например, в Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.2012 по делу № А32-13426/2011 судом сделан вывод, что действия судебного пристава-исполнителя незаконны, т. к. пристав не уведомил должника о возбуждении исполнительного производства. Суд посчитал, что доводы судебного пристава-исполнителя о том, что должник знал о том, что ведется исполнительное производство, представитель должника отказался получать постановление о возбуждении исполнительного производства, не являются надлежащими для принятия решения о взыскании с должника исполнительского сбора.

С другой стороны, у юридических лиц очень часть бывают такие случаи, когда вся корреспонденция автоматически получается секретарским подразделение, регистрируется, передается руководителю. В этом случае срок получения юридическим лицом (должником) постановления о возбуждении исполнительного производства начинает течь, тогда как руководителю или иному лицу, имеющему право на распоряжение денежными средствами юридического лица, такое постановление попадает уже с нарушением срока для добровольного исполнения по объективным причинам технического характера. К тому же данный срок для добровольного исполнения устанавливается в календарных днях и не учитывает выходные, праздничные дни, работу банков и иную специфику работы структуры юридических лиц. Поэтому должники – юридические лица практически всегда вынуждены оплачивать исполнительский сбор из-за пропуска срока для добровольного исполнения.

Если основное исполнительное производство окончено и судебное решение исполнено должником, то в случае необходимости, т. е. при нарушении должником срока для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель возбуждает отдельное исполнительное производство по взысканию исполнительского сбора (ч. 16 ст. 30 ФЗ №225-ФЗ), которое возбуждается одновременно с окончанием основного исполнительного производства (ч. 7 ст. 47 ФЗ №225-ФЗ).
Основанием для исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора является постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (ч. 6 ст. 30 ФЗ № 225-ФЗ).

При этом в постановлении о взыскании исполнительского сбора должнику не дается время для добровольного исполнения, но устанавливается срок для предъявления постановления о взыскании исполнительского сбора к исполнению.

При неуплате должником исполнительского сбора за просрочку исполнения основного требования судебный пристав не имеет право наложить еще один исполнительский сбор на сумму первого неоплаченного исполнительского сбора, т. к. исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (п. 3 ч. 5 ст. 112 ФЗ № 225-ФЗ).

Как правило, исходя из современной практики, судебные приставы-исполнители одновременно с постановлением о взыскании исполнительского сбора, на основании ст. ст. 6, 50, 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», предъявляют должнику требование о предоставлении судебному приставу-исполнителю документов, подтверждающих исполнение решения суда, а также требование о предоставлении документов на имущество должника. В данном требовании также содержится уведомление о том, что в случае неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, в отношении должника будет рассматриваться вопрос о привлечении должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП.

Также необходимо отметить, что судебные приставы-исполнители достаточно часто стали выносить предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за невыполнение решения суда о том, что при наличии в действиях должника признаков состава преступления, судебный пристав-исполнитель может внести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

Статьей 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, предусмотрено (ч. 1 ст. 17.14 КоАП) наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 100 000 рублей.

За неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора предусмотрено (ч. 1 ст. 17.15 КоАП) наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей, а при неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа (ч. 2 ст. 17.15 КоАП) – наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 70 000 рублей.

Таким образом, если должники не хотят понести лишние расходы на уплату исполнительского сбора, который в зависимости от размера основного долга, может быть очень существенным, то они должны отслеживать возможную почтовую корреспонденцию от службы судебных приставов, а также тщательно соблюдать установленный в постановлении срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа. При исполнении требований должнику необходимо незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю по телефону, факсу или на приеме, т. к. оспаривание действий судебного пристава-исполнителя в случае, если будет вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, достаточно трудоемкая и затратная по времени, и по деньгам процедура.

3. Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока

Установление должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа является неотъемлемым элементом как подготовки судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению, так и самого принудительного исполнения.

Таким образом, установление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа является обязательной предпосылкой принудительного исполнения.

Согласно ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.

Следует обратить внимание на то, что срок для добровольного исполнения устанавливается лишь при первичном поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов. При последующих поступлениях исполнительного документа в службу судебных приставов должнику срок для добровольного исполнения не устанавливается. Логика Закона заключается в том, что должнику срок для добровольного исполнения может быть установлен только единожды, а в случае последующего предъявления исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства срок для добровольного исполнения не устанавливается.

Информацию о предъявлениях исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может получить из отметки на оборотной стороне исполнительного документа.

Однако при повторном предъявлении исполнительного документа срок для добровольного исполнения не подлежит повторному установлению лишь в случае, если этот срок при первом предъявлении истек. Так, например, если до истечения срока для добровольного исполнения взыскателем исполнительный документ был отозван, а исполнительное производство окончено, то при повторном предъявлении того же исполнительного документа срок для добровольного исполнения подлежит установлению.

Согласно ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Устанавливая срок для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель должен учитывать следующее.

Во-первых, срок для добровольного исполнения исчисляется днями.

Во-вторых, устанавливаемый срок должен быть достаточным и соразмерным для исполнения требований исполнительного документа. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 9 апреля 2009 г. N КА-А40/782-09 указал, что двухдневный срок для добровольного перечисления денежной суммы был вполне достаточным и соразмерным . В практике известны также случаи предоставления и одного дня на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Но в большинстве случаев все суды единодушны во мнении, что разумным минимальным сроком на добровольное исполнение нужно считать три дня.

В-третьих, срок для добровольного исполнения исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.

Здесь следует отметить, что в п. 12 ст. 30 и ст. 24 Закона об исполнительном производстве содержатся различные формулировки, а именно «получение должником постановления» и «извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения». При этом порядок надлежащего извещения определен ст. ст. 24 — 29 указанного Закона. Термин «получение постановления» в Законе не раскрывается, что на практике может вызвать споры, связанные с установлением этого факта.

Однако полагаем, термин «получение» является закономерным и неизбежным результатом надлежащего извещения.

Таким образом, если должник надлежащим образом извещен или в силу ст. ст. 24, 26 — 29 Закона об исполнительном производстве считается таковым, то также он считается и получившим постановление.

Согласно ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Часть 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве перечисляет случаи, при которых срок для добровольного исполнения не устанавливается. В этих случаях требования исполнительных документов подлежат немедленному исполнению, а судебный пристав-исполнитель вправе (обязан) немедленно применить меры принудительного исполнения.

Так, судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) о восстановлении на работе;

4) об административном приостановлении деятельности;

5) о конфискации имущества;

6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

Следует отметить, что перечень таких исполнительных производств, по которым срок для добровольного исполнения не устанавливается, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Установив должнику срок для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель должен осуществлять контроль исполнения должником требований исполнительного документа и соблюдение установленного срока.

Факт истечения срока для добровольного исполнения не должен оставаться без внимания судебного пристава-исполнителя и должника. Факт истечения срока обязательно должен быть ознаменован каким-либо исполнительным действием (наложением ареста на имущество должника, совершением действий по обращению взыскания на имущество, вызовом должника, наложением штрафа за неисполнение законных требований, уведомлением о применении мер принудительного исполнения).

Установление должнику срока для добровольного исполнения, контроль исполнения и соблюдения установленного срока

Установление должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа является неотъемлемым элементом как подготовки судебного пристава- исполнителя к принудительному исполнению, так и самого принудительного исполнения.

Таким образом, установление срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа является обязательной предпосылкой принудительного исполнения.

Согласно ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 Закона об исполнительном производстве.

Следует обратить внимание на то, что срок для добровольного исполнения устанавливается лишь при первичном поступлении исполнительного документа в службу судебных приставов. При последующих поступлениях исполнительного документа в службу судебных приставов должнику срок для добровольного исполнения не устанавливается. Логика закона заключается в том, что должнику срок для добровольного исполнения может быть установлен только единожды, а в случае последующего предъявления исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства срок для добровольного исполнения не устанавливается.

Информацию о предъявлениях исполнительного документа судебный пристав-исполнитель может получить из отметки на оборотной стороне исполнительного документа или информации, представленной взыскателем, в том числе путем представления постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Однако при повторном предъявлении исполнительного документа срок для добровольного исполнения не подлежит повторному установлению лишь в случае, если этот срок при первом предъявлении истек. Так, например, если до истечения срока для добровольного исполнения взыскателем исполнительный документ был отозван, а исполнительное производство окончено, то при повторном предъявлении того же исполнительного документа срок для добровольного исполнения подлежит установлению.

Согласно ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Многими учеными неоднократно высказывалось мнение, что срок, установленный российским законодательством для добровольного исполнения исполнительного документа (не более пяти дней), а для исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, — в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства нельзя считать реальным — необходимо его увеличение и установление дифференцированного подхода исходя из характера исполнения 1 . [222]

Закон, оговаривая установленный должнику срок для добровольного исполнения, действительно содержит достаточно размытую, по выражению Конституционного Суда РФ, в правовом плане «неопределенную» 1 [223] формулировку: «Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. » (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Практика работы судебных приставов-исполнителей свидетельствует о «двояком подходе» [224] к установлению срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Первый предусматривает установление максимально допустимого Законом срока — пять дней со дня получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. В данный срок, как исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни (ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве). Это поставило точку в вопросе о том, включаются ли в указанный срок нерабочие дни: срок для добровольного исполнения должен быть не мнимым, а реальным, обеспечивающим должнику реальную возможность исполнения.

Второй подразумевает, что в отсутствие конкретного минимального срока для добровольного исполнения исполнительного документа срок исполнения требований исполнительного документа устанавливается должнику по усмотрению судебного пристава- исполнителя. Усмотрение предполагает существование правовой проблемы, имеющей более одного законного способа ее решения. К определению исполнительского усмотрения можно применить удачное определение судейского усмотрения, отражающее сущность данного явления, предложенное А. Бараком: «Судейское усмотрение — это полномочие, которое закон дает судье, чтобы сделать выбор из нескольких альтернатив, из которых каждая законна» [225] . По мнению М.С. Студеникиной, «усмотрение означает известную степень оперативной самостоятельности при разрешении дела, наиболее оптимальное исполнение предписаний закона или иного нормативного акта» [226] .

Судебный пристав вправе установить своим постановлением какой угодно срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа — от одного до пяти дней; у него есть даже возможность потребовать исполнения немедленно, к примеру в течение суток. Судебной практике известны случаи признания законности действий приставов, устанавливающих от одного до трех дней срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа [227] . Например, ФАС Московского округа в постановлении от 9 апреля 2009 г. № КА-А40/782-09 указал, что двухдневный срок для добровольного перечисления денежной суммы был вполне достаточным и соразмерным 1 .

Законным может быть признан и однодневный срок на добровольное исполнение. Так, судебным приставом-исполнителем Отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области на основании исполнительного листа Арбитражного суда Новосибирской области от 13 июля 2009 г.

Доводы заявителя о том, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа был необоснованно установлен всего в один день, определены судом как необоснованные, поскольку «установленный судебным приставом срок не противоречит пункту 12 статьи 30 Закона, в соответствии с которым срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства» 2 .

Однако в большинстве случаев все суды единодушны во мнении, что разумным минимальным сроком на добровольное исполнение нужно считать не менее трех дней.

Вместе с тем при определении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа ФССП России рекомендует судебному приставу- исполнителю «исходить из требований исполнительного документа и устанавливать разумные сроки в пределах, установленных законом» 3 , поскольку имеется и практика признания действий судебного пристава-исполнителя по установлению ничтожно малого срока для добровольного исполнения незаконными 4 .

☆ Так, отказывая в удовлетворении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора по мотиву нереальности срока для добровольного исполнения (взыскатель и должник находятся в разных регионах, задолженность — 3 482 027 руб., а срок перечисления денежных средств безналичным путем составляет два операционных дня), Арбитражный суд Свердловской области указал следующее: «. Срок 1 день для добровольного исполнения требований исполнительного документа устанавливается судебным приставом-исполнителем в соответствии с федеральным законодательством в пределах данных ему полномочий» 5 . [228] [229] [230] [231] [232]

Таким образом, устанавливая срок для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель должен учитывать следующее.

Во-первых, срок для добровольного исполнения исчисляется днями.

Во-вторых, устанавливаемый срок должен быть достаточным и соразмерным для исполнения требований исполнительного документа, т.е. разумным.

Под разумным сроком следует понимать время, необходимое разумному человеку для совершения действия (осуществления права или исполнения обязанности) в конкретном случае. В юридической литературе разумным человеком называют «обычного» 1 человека, в британской литературе встречается этимология «человек из автобуса» 2 .

В-третьих, срок для добровольного исполнения исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.

Здесь следует отметить, что в п. 12 ст. 30 и ст. 24 Закона об исполнительном производстве содержатся различные формулировки, а именно «получение должником постановления» и «извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения». При этом порядок надлежащего извещения определен ст. 24—29 указанного Закона. Термин «получение постановления» в Законе не раскрывается, что на практике может вызвать споры, связанные с установлением этого факта.

Однако полагаем, термин «получение» является закономерным и неизбежным результатом надлежащего извещения.

Таким образом, если должник надлежащим образом извещен или в силу ст. 24, 26—29 Закона об исполнительном производстве считается таковым, то также он считается и получившим постановление.

Согласно ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Часть 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве перечисляет случаи, при которых срок для добровольного исполнения не устанавливается. В этих случаях требования исполнительных документов подлежат немедленному исполнению, а судебный пристав-исполнитель вправе (обязан) немедленно применить меры принудительного исполнения.

Так, судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

• в соответствии с ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве;

• при последующих предъявлениях исполнительного документа;

• о восстановлении на работе;

• об административном приостановлении деятельности;

• о конфискации имущества;

• по исполнительному документу об обеспечительных мерах; [233] [234]

об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Следует отметить, что перечень таких исполнительных производств, по которым срок для добровольного исполнения не устанавливается, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Установив должнику срок для добровольного исполнения, судебный пристав- исполнитель должен осуществлять контроль исполнения должником требований исполнительного документа и соблюдение установленного срока.

Факт истечения срока для добровольного исполнения не должен оставаться без внимания судебного пристава-исполнителя и должника. Факт истечения срока обязательно должен быть ознаменован каким-либо исполнительным действием (наложением ареста на имущество должника, совершением действий по обращению взыскания на имущество, вызовом должника, наложением штрафа за неисполнение законных требований, уведомлением о применении мер принудительного исполнения).

Стадии исполнительного производства

Деятельность судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов носит стадийный характер: возбуждение исполнительного производства; подготовка к применению мер принудительного исполнения; применение мер принудительного исполнения; завершение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства. Данная стадия начинается с поступления к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа. Как привило, исполнительный документ подается самим взыскателем и сопровождается его заявлением с просьбой о возбуждении исполнительного производства, однако в законе предусмотрены случаи возбуждения исполнительного производства и без такого заявления, например, в случае, когда суд сам направляет исполнительный лист в службу судебных приставов-исполнителей (ч. 5 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»). По поступившему исполнительному документу судебный пристав-исполнитель проверяет следующее: полномочия представителя на подписание заявления, если оно подписано взыскателем не лично (ч. 2 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»); соблюдение взыскателем компетенции судебного пристава-исполнителя при предъявлении исполнительного документа (ст. 33 и п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»); срок предъявления исполнительного документа (ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»); соблюдение требований, предъявляемых к исполнительным документам (ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»); другие обстоятельства, предусмотренные в ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», которые могут быть основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

В заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель может просить судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 67). При отказе взыскателю в удовлетворении указанных просьб судебный пристав-исполнитель разъясняет в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа (ч. 9 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), удовлетворение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя (ст. 80—83 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель решает вопрос о предоставлении должнику времени на добровольное исполнение (ч. 12—14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Стадия возбуждения исполнительного производства завершается вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства, копия постановления направляется заинтересованным лицам (ч. 17 ст. 30 и ч. 2 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Подготовка к применению мер принудительного исполнения. Как правило, судебный пристав-исполнитель не может сразу приступить к применению мер принудительного исполнения: прежде чем имущество изъять и (или) принудительно реализовать либо передать взыскателю, его необходимо найти. В целях розыска имущества судебный пристав-исполнитель направляет запросы в органы, осуществляющие регистрацию прав на движимое и недвижимое имущество (Росреестр, ГИБДД и др.). На стадии подготовки к применению мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель вправе вызвать стороны исполнительного производства, рассмотреть поступившие от сторон ходатайства, принять от должника добровольное исполнение, если постановлением о возбуждении исполнительного производства ему был предоставлен на это срок. На данной стадии судебный пристав-исполнитель налагает арест на имущество должника, передает имущество на ответственное хранение, осуществляет иные действия.

Применение мер принудительного исполнения. После проведения подготовительных мероприятий судебный пристав-исполнитель приступает к применению мер принудительного исполнения. Применение мер принудительного исполнения является центральной и наиболее значимой стадией исполнительного производства, поскольку на этой стадии осуществляется фактическое принудительное исполнение.

Меры принудительного исполнения — это действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Перечень мер принудительного исполнения содержится в ч. 3 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» и не является исчерпывающим, федеральным законом или исполнительным документом могут быть предусмотрены иные действия. Порядку применения отдельных мер посвящена значительная часть ФЗ «Об исполнительном производстве»: гл. 8 «Обращение взыскания на имущество должника»; гл. 9 «Реализация имущества должника на торгах»; гл. 10 «Особенности обращения взыскания на имущество должника- организации»; гл. 11 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина»; гл. 13 «Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах» и другие главы. Применение судебным приставом- исполнителем мер принудительного исполнения должно соответствовать задаче и принципам исполнительного производства.

Завершение исполнительного производства. Исполнительное производство может быть прекращено по правилам ст. 43-45 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 439, 440 ГПК РФ либо окончено в порядке ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику российских нормативных актов и международных договоров, регулирующих исполнительное производство.

2. Назовите участников исполнительно производства.

3. Каковы целевые установки исполнительного производства?

4. Назовите принципы исполнительного производства.

5. Какие акты подлежат исполнению в исполнительном производстве?

6. Назовите стадии исполнительного производства.

Сроки в исполнительном производстве

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

  • Сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

  • Трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя со дня его поступления в подразделение судебных приставов (ч. 7 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Десятидневный срок рассмотрения заявления о разъяснении исполнительного документа (ч. 2 ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Трехдневный срок рассмотрения старшим судебным приставом или его заместителем вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 63 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Двухмесячный срок, в течение которого должны быть проведены торги. Данный срок подлежит исчислению со дня получения организатором торгов имущества для реализации (ч. 1 ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Двухмесячный срок, в течение которого может выставляться заявка на продажу ценных бумаг на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг (ч. 6 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Шестидесятидневный срок, в течение которого судебным приставом-исполнителем должно быть исполнено содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление (ч. 4 ст. 103 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Десятидневный срок, в течение которого подается жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие). Срок исчисляется со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий или бездействии (ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности. Такая жалоба должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Месячный срок для привлечения судебным приставом-исполнителем оценщика для проведения оценки, который исчисляется со дня обнаружения имущества должника (ч. 2 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Судебный пристав-исполнитель может устанавливать следующие сроки:

Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

  1. Срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  2. Срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  3. Срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается, в том числе судебным приставом-исполнителем, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исполнительное производство: Видео