Дал машину без страховки

За отсутствие страховки авто забирают на штрафплощадку

Не успела эта новость прогреметь в прессе, как на столичных дорогах принялись отбирать машины. Но самое интересное, что на штрафплощадки стала попадать не та техника, которую неправильно припарковали, а железные кони, чьи владельцы не имеют страховых полисов. «Комсомолка Правда» попыталась разобраться в происходящем.

«ПРОЕДЕМТЕ НА ЧАСТНУЮ СТОЯНКУ!»

Хотя новые правила заработали в Киеве совсем недавно, отыскать жертв очередного беспредела оказалось нетрудно. Киевлянин Владислав любезно согласился рассказать «Комсомолке» историю, которая приключилась с ним 3 декабря на Троещине.

— В тот день я решил проскочить по проспекту Маяковского, — вспоминает Владислав. — Но мой «Опель» тут же тормознул сотрудник ГАИ. Вместе с правами инспектор потребовал и страховой полис.

Поскольку страховки у Владислава не было, он попытался объяснить, что как раз за ней едет. В ответ ему сказали: его машину отправят на штрафплощадку.

— Я запротестовал, однако гаишник успокоил меня, что ничего страшного здесь нет. Дескать, выплачу на площадке символическую сумму и отправлюсь по своим делам. Я согласился…

В то, что произошло потом, с трудом верится. Автомобиль Владислава притащили не на стоянку ГАИ и даже не на площадку «Киевпарктранссервиса», а на частную парковку возле станции метро «Лыбидская». Согласно документам она принадлежит некому предпринимателю Куприенко, и за услуги там берут по 260 гривен в сутки.

— Охрана тут же объяснила, что мне вернут машину после уплаты штрафа и сборов за хранение, — продолжает Владислав. — Внести 480 гривен я мог только на следующий день. Когда приехал туда, меня ждал сюрприз! Бизнесмен выставил счет по гостиничной системе, по которой даже за 10 минут простоя нужно платить, как за сутки. Выходит, поскольку большинство водителей возвращаются за машиной как я, на следующее утро, с них требуют даже не 260 гривен, а все 520!

ДЕЙСТВИЯ ГАИ ПРАВОМЕРНЫ

Что же творится на столичных дорогах? Инспекторы наладили новый бизнес или появилось секретное распоряжение Департамента ГАИ? К нашему удивлению, в структуре о происходящем пока не слышали.

— Могу сказать точно: подобного распоряжения у нас не было, — созналась Нина Хмелевская, руководитель пресс-службы Департамента ГАИ. При этом Нина Валентиновна отметила, что ничего страшного в действиях ГАИ не наблюдает. По закону эксплуатировать автомобиль без страховки запрещается.

— Статья 37 Закона «О дорожном движении» четко гласит: полис является обязательным документом, — указывает Хмелевская. — Если его нет, машину могут эвакуировать на штрафплощадку.

По словам начальника пресс-службы Департамента ГАИ, отсутствие страховки приравнивается к отсутствию нужного пакета бумаг для вождения. Штраф за подобный проступок — от 425 до 850 гривен.

Николай ЛУКАШ, адвокат:
— Если страховки нет, ГАИ имеет право арестовать вашу машину. Но это вовсе не значит, что они вправе отвозить ее куда попало. Должны быть площадки, где действует государственный тариф, который сейчас составляет 50 гривен в сутки.

Комментарий Дорожного контроля:

К сожалению Госавтоинспекция в очередной раз подтвердила статус организованной преступной группировки, а Средства массовой информации развесив уши слушают бандитов и дают комментарии юристов, которые не в состоянии прочитать законодательство.

Дорожный контроль напоминает, что проверка страхового полиса «просто так» — НЕЗАКОННА! Согласно ст. 16 Закона «О Дорожном движении», водитель обязан предъявить полис сотруднику милиции только в случаях предусмотренных законодательством. Эти случаи четко прописаны в Законе «Об обязательном страховании», который гласит, что проверка может происходить лишь при техосмотре, регистрации, составлении материалов ДТП, а также при оформлении протокола за нарушение ПДД. Если сотрудник ГАИ требует полис в случаях не прописанных в Законе — он превышает свои служебные полномочия.

Что же касается эвакуации автомобиля, то это очередное нарушение. Согласно 265-2 КУпАП эвакуация на штрафплощадку может происходить только тогда, когда автомобиль СУЩЕСТВЕННО мешает дорожному движению. При этом водителю дается первоочередное право самостоятельно принять меры для возвращения машины на постоянное место дислокации. Если же авто все таки оказалось на штрафплощадке, то после трех дней, водителю обязаны БЕСПЛАТНО вернуть транспортное средство.

В данном случае, сотрудником ГАИ было совершено уголовное преступление, а сотрудники штрафплощадки должны быть привлечены по статье за мошенничество и вымогательство. Кроме этого, ответственность должно понести и руководство Департамента ГАИ, которое считает такие действия инспекторов законными.

Дорожный контроль постарается разобраться, кто же это в Деснянском районе занимается таким беспределом.

Можно ли ездить без страховки и доверенности, если владелец машины сидит рядом?

«Разрешается ли управлять чужим автомобилем, если нет доверенности на управление и в страховой полис не внесена твоя фамилия, но владелец автомобиля находится рядом?»

Как уточняет «Обзор судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2005 года», «правила дорожного движения допускают возможность передачи управления автомобилем другому лицу без письменного оформления доверенности в присутствии собственника или иного законного владельца». Говоря простым языком, закон разрешает управлять чужим автомобилем, если нет доверенности на управление, но владелец автомобиля находится рядом.

С полисом ОСАГО ситуация сложнее. Как гласит п. 2.1.1 ПДД, «водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом». Также, согласно ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей. Говоря проще: если водитель не вписан в полис ОСАГО, это наказывается штрафом в размере 300 рублей.

Однако, если полис ОСАГО оформлен на условиях неограниченного использования транспортного средства (когда владелец не указывает список лиц, допущенных к управлению, то есть список «без ограничений»), то водитель имеет право управлять транспортным средством, не имея доверенности и не будучи вписанным в полис ОСАГО, если владелец автомобиля находится рядом.

Попал в аварию, пропустил техосмотр. Что делать?

«Из-за аварии не прошел вовремя техосмотр. Могу ли я следовать к месту ГТО со справкой об аварии своим ходом?»

Увы, эксплуатация автомобиля, не прошедшего техосмотр, невозможна ни по каким причинам. Согласно ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ, управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей. Причем, согласно ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ, данное нарушение подразумевает запрет эксплуатации транспортного средства, а государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Езда на чужом автомобиле с просроченной страховкой

Здравствуйте, меня зовут Артём. Подскажите пожалуйста, чем грозит следующее нарушение ПДД: у меня просроченная закрытая страховка, я собираюсь дать машину другу по необходимости. Если его остановят то он сможет предъявить только мои документы на машину и просроченную страховку. Что то ещё нужно при себе иметь чтобы избежатьмаксимального штрафа? Доверенность например? Имеют ли органы права забрать машину на штраф-площадку? Заранее спасибо!

Ответы юристов (15)

Статья 12.37 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Это что касается Вашего друга.

А это в том числе и Вас

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Есть вопрос к юристу?

Документы на авто и требуется, чтоб тот, кто управляет автомобилем был вписан в страховку.

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 12] [Статья 12.37]
1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями — влечет наложение административного штрафав размере пятисот рублей.
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Т.е. максимальная сумма штрафа будет в отношении вас обоих 1300 р.

Доверенность например?
Артем

Доверенность не требуется, требуют страховку оформленную по всем правилам и чтоб в ней был вписан гр-н, управляющий авто.

, Имеют ли органы права забрать машину на штраф-площадку?
Артем

Да, имеют такое право

Ситуаций, при которых применяют в качестве наказания эвакуацию автомобиля на штрафстоянку, приведен в статье 27.13 КОАП РФ. Это:

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 12] [Статья 12.3]

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, — влечет предупреждение или наложение административного штрафав размере пятисот рублей.

А что значит максимального штрафа? Штраф то стабильный — 800 рублей.

Нет, на стоянку не поместят

Доверенность не требуется. Однако, без страхового полиса возможна административная ответственность согласно ст.12.37 КОАП РФ.

За данное правонарушение предусмотрен только штраф, забрать автомобиль на штраф стоянку не имеют права (да и нет на то законных оснований).

На счет штрафа определились Статья 12.37 КоАП РФ.

Если его остановят то он сможет предъявить только мои документы на машину и просроченную страховку
Артем

Ему необходимо предъявить своё водительское удостоверение, ваше свидетельство о регистрации транспортного средства и страховку, в которую он вписан или которая является не ограниченной. Доверенность на управление транспортным средством отменена.

Имеют ли органы права забрать машину на штраф-площадку?
Артем

Что касается задержания транспортного средства, то нужно обратиться к статье 27.13. КоАП.

КоАП РФ, Статья 27.13. Задержание транспортного средства

1. При нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 — 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 — 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место

В данной статье ваше правонарушение не указано. Следовательно при данном правонарушении транспортное средство не задерживается. Вам будет просто выписан штраф.

Желаю удачи! С уважением, Сергей.

Добрый день, Артем!

Хоть доверенность и не является обязательной, тем не менее ее наличие в ваших и друга интересах.

Выписать доверенность — дело пяти минут. Зато ваш друг будет владеть автомобилем на законном основании. Если у гаишников возникнут сомнения, не угнан ли автомобиль, имеющаяся доверенность снимет этот вопрос.

Кроме того, позиция судов состоит в том, что владельцев, использующих транспортное средство на законном основании, но не указанных в страховом полисе, не исключают из числа лиц, чей риск гражданской ответственности является застрахованным по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и не предполагают право страховщика отказать в осуществлении страховой выплаты при причинении такими владельцами транспортных средств вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

То есть, если виновник аварии, управлял автомобилем на законном основании (договор аренды, доверенность и др.), но не был вписан в полис ОСАГО, то страховая обязана произвести страховую выплату потерпевшим.

С уважением, Роман.

Добрый день Артем! На мой взгляд- самый оптимальный вариант- это заключить между Вами договор купли-продажи ТС. По нему «покупателю» можно ездить до 10 дней на автомобиле без страховки! Документы тогда которые будут необходимы- ПТС(с Вашей подписью), свидетельство о регистрации ТС, его права. Договор можно переписывать каждые 10 дней.

Единственное, что у Вас тут с Вашим товарищем будет на доверии- что бы он не поставил данное ТС на учёт на себя.

С Уважением! Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь!

При этом, все штрафы, которые «насобирает» Ваш товарищ с камер видеофиксации будут приходить на Ваше имя (поскольку автомобиль с учета не снят).

То есть, если виновник аварии, управлял автомобилем на законном основании (договор аренды, доверенность и др.), но не был вписан в полис ОСАГО, то страховая обязана произвести страховую выплату потерпевшим.
Артемьев Роман

К сожалению, в случае если виновником ДТП окажется Ваш товарищ — потерпевшему откажут в выплате страхового возмещения, а обязанность возместить ущерб ляжет на его плечи, поскольку

у меня просроченная закрытая страховка, я собираюсь дать машину другу по необходимости.
Артем Если его остановят то он сможет предъявить только мои документы на машину и просроченную страховку.
Артем

Иными словами говоря страховки у Вас попросту нет.

Ни хрена, простите, это его не касается. Вам бы вместо плюса в репутацию там минус поставить. Страховка — просрочена. Это в условиях задачи написано. Поэтому друг идет по ч.2 ст. 12.37, а не по ч.1

На мой взгляд- самый оптимальный вариант- это заключить между Вами договор купли-продажи ТС. По нему «покупателю» можно ездить до 10 дней на автомобиле без страховки! Документы тогда которые будут необходимы- ПТС(с Вашей подписью), свидетельство о регистрации ТС, его права. Договор можно переписывать каждые 10 дней.
Саченков Алексей

Ваш взгляд хоть в принципе и правильный, но пипец какой неудобный для людей. Зачем ПТС портить?

Документы тогда которые будут необходимы- ПТС(с Вашей подписью),
свидетельство о регистрации ТС, его права. Договор можно переписывать
каждые 10 дней.
Саченков Алексей

А ПТС как переписывать? Там число граф «старый\новый владелец» конечно.

Договор аренды, даже просто доверенность на право управления дают право новому фактическому владельцу ездить 10 дней без какого-либо полиса вообще с даты заключания договора (выдачи доверенности)

Все, что нужно иметь водителю — свидетельство о регистрации, ВУ и документ, подтверждающий возникновение права владения не далее как 10 дней назад. Тот самый договор или доверенность. Все.

Само собой. Вопрос как я понимаю стоит не в штрафах, а в необходимости ездить без страховки. Если беспокоят исключительно штрафы- можно либо заключить договор аренды ТС либо ДКП в 2х экземплярах и потом в гаи обжаловать данный штраф!

Ваш взгляд хоть в принципе и правильный, но пипец какой неудобный для людей. Зачем ПТС портить?
Остапырко Сергей

Чем портить? Распушится только собственник(хозяин-клиент) его друг расписываться не будет! Все так ездят и не чего-нормально, удобно!

А ПТС как переписывать? Там число граф «старый\новый владелец» конечно.
Остапырко Сергей

Зачем? Будет достаточно подписи лица которое ТС продало!

По поводу аренды не согласен! Аренда предполагает наличие страховки.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Регистрировать то не надо!

Какой еще договор купли-продажи и какая еще доверенность?! После отмены доверенности, сам факт передачи транспортного средства и документов на него и является доверением автомобиля другому лицу и никакие доверенности Вам не нужны. А бегать переоформлять договор купли-продажи и засорять ПТС не вижу смысла.

Где он распишется-то? Кто «ВСЕ» так ездят? Я вот так не езжу. Жена моя не ездит. Тетка моя не ездит. Мать моя не ездит. Сестра не ездит.Уже не «все»?

Распишется он в ПТС конечно же. Там еще и графа есть для даты. И вот если эту дату заполнить, то потом и придется переписывать в другую графу.

Уж тогда вообще в ПТС ничего писать не надо, и даже показывать его не надо, потому что сделка купли-продажи и переход права собственности определяются договором, а вовсе не записью в ПТС.

По поводу аренды не согласен! Аренда предполагает наличие страховки.
Саченков Алексей

Конечно. В течении 10 дней после заключения договора аренды. И если речь идет о разовой поездке, то и не надо городить огорода с ПТС и куплей-продажей…

После отмены доверенности,
Терешенко Сергей Сергеевич

Ой… А кто ж ее отменил, доверенность-то? Или Вы путаете исключение доверенности из перечня документов, которые водитель обязан иметь при себе и передавать инспектору, с отменой доверенностей?

и является доверением автомобиля другому лицу и никакие доверенности
Терешенко Сергей Сергеевич

Конечно не нужны. Только когда возникает спор с инспектором на дороге, иногда проще показать ему доверенность «от руки», где написано, что выдали ее только вчера и по этой причине страховка может не оформляться еще несколько дней, нежели получить постановление о штрафе и потом месяц его оспаривать.

чем засорять то? пояснить можете.

Где он распишется-то? Кто «ВСЕ» так ездят? Я вот так не езжу. Жена моя не ездит. Тетка моя не ездит. Мать моя не ездит. Сестра не ездит.Уже не «все»?
Остапырко Сергей

все- это те, кто не сталкивается с аналогичной ситуацией. Я так езжу, батя мой так ездит.

Распишется он в ПТС конечно же. Там еще и графа есть для даты. И вот если эту дату заполнить, то потом и придется переписывать в другую графу.
Остапырко Сергей

почему? переход права собственности возникает в течении 10 дней с момента передачи ТС, а не с момента заполнения ПТС! А продать одно и тоже ТС можно хоть 10 раз после первоначальной продажи! Да и потом дату можно не ставить, есть случаи, когда гайцы пытались умничать что мол где подпись нового собственника, где дата и что толку то?

Хм… Это, простите, Вы в договоре так пишете? Ничего другого мне в голову после подобной фразы не приходит.

Ибо вообще, по умолчанию, в силу ст. 223 ГК РФ, переход права собственности возникает в момент передачи автомобиля. Сразу. Единомоментно.

Да и потом дату можно не ставить, есть случаи, когда гайцы пытались умничать что мол где подпись нового собственника, где дата и что толку то?
Саченков Алексей

Вам про это уже выше сказали — в ПТС можно вообще ничего не писать, если нет необходимости ставить машину на учет на нового собственника. Никакой закон не обязывает делать отметку в ПТС для того, чтобы совершить сделку купли-продажи автомобиля. Поэтому в предложенном Вами случае оформления фиктивного договора ПТС можно вообще не портить.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

ДТП без страховки: удар на 135 тысяч

Весной прошлого года Александр попал в неприятную историю на перекрестке улиц Ферросплавной и Героев Танкограда. В него въехал попутный автомобиль, водитель которого пошел на маневр, не убедившись в безопасности. Как оказалось, гражданская ответственность виновника ДТП на тот момент не была застрахована. Так у кого же больше проблем: у зачинщиков аварий без ОСАГО или пострадавших?

По словам Александра, он двигался прямо, когда попутный автомобиль из соседней полосы начал неожиданно перестраиваться – столкновение оказалось неизбежным.

Правые крыло и фару, бампер, капот изрядно потрепало. Ущерб, причиненный его Mitsubishi Galant, потянул на 122,5 тысячи рублей. Но до сих пор Александр не отремонтировал автомобиль: «У водителя Nissan на момент аварии был полис ОСАГО, но он еще не начал действовать: ДТП случилось раньше», – говорит пострадавший. Будь у виновника страховка с лимитом выплаты в 120 тысяч рублей, его траты были бы минимальны. С учетом судебных расходов и оплаты эксперта водителю пришлось бы отдать не более 15 тысяч, а ситуация повернулась так, что все 135 000 рублей придется выкладывать из своего кармана. Судился Александр больше года. Суд признал вину владельца Nissan, который нарушил пункты 8.1 и 8.4 ПДД . Ответчик обжаловал решение в областном суде, но никаких изменений не последовало и кассацию не удовлетворили, сообщают в Курчатовском райсуде.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны, – рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу ТС, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу ТС, находящемуся справа.

Александр не знает, удастся ли получить деньги без новых проблем. Часто приходится подключать судебных приставов: «После того, как решение суда вступает в законную силу и не обжаловано в течение 30 дней, исполнительные листы направляются судом взыскателю по почте (либо их вручают на руки в суде). После получения листа он обращается в службу судебных приставов. На исполнение постановления дается не более пяти суток, – поясняет ведущий специалист пресс-службы УФССП по Челябинской области Ирина Кузнецова. – В случае уклонения от добровольного исполнения приставами принимаются меры принудительного исполнения. Устанавливается, работает ли ответчик, каким имуществом он владеет, и впоследствии проводится арест имущества на сумму, указанную в решении суда. Из зарплаты также могут вычитаться суммы для погашения долга: по алиментам – 70% от суммы ежемесячного дохода, по другим случаям – 50%. Возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение решения суда). Кроме того по заявлению истца или по решению пристава может накладываться запрет на выезд за границу».

Если в эти пять суток не удается расквитаться с долгом, как правило, дело затягивается, и, бывает, что никаких результатов так и не приносит. Особенно когда виновник гол, как сокол: «У моего отца была неприятная история. Он на новой Toyota выезжал от автоцентра, остановился на светофоре, и тут же в него въехал «Икарус» – снес весь зад. Страховки, естественно, не хватило: водителю автобуса насчитали сверху еще более 100 тысяч. Он сразу сказал, что мы от него не получим ни копейки. Судились, доходили до приставов, – рассказывает автомобилист Алексей. – У него за душой ни гроша, работал он на частника неофициально. В общем, отремонтировали мы автомобиль за свой счет. Позже узнали, что этот самый водитель находится в местах не столь отдаленных, хотели снова пойти к приставам, чтобы те сделали запрос и подтвердили эту информацию, и получить с него хоть что-то – дело принципа. Но родители переезжали, и документы нужные затерялись».

Как разъясняет автоюрист Лев Воропаев, водитель не имеет права садиться за руль без действующего полиса ОСАГО. В противном случае ему грозит штраф по части 2 статьи 12.37 КоАП (неисполнение обязанности страховать гражданскую ответственность) со снятием номеров. И это в лучшем случае. При неудачном раскладе (читай ДТП) придется расхлебывать ситуацию без помощи страховой компании.Водители, не поленитесь заглянуть в свой полис и еще раз посмотреть на дату и время его действия! Если вы забыли, не успели оформить ОСАГО, не рискуйте и оставьте машину на стоянке, пока не посетите страховщика и ваша автогражданка не начнет действовать. Не стоит подводить себя под большие долги. В случае аварии пострадают и кошелек с нервной системой, и подбитый водитель намучается не меньше вас.

Какой штраф предусмотрен за езду без страховки?

Полис обязательного автомобильного страхования так же знаком и известен всем автолюбителям, как и водительские права. Но что будет если нет страховки на машине? Что грозит за езду без страховки? И если это выплаты в рамках административной ответственности, то какой штраф за езду без страховки положен автовладельцам? Данная проблема возникает на дорогах России с завидной регулярностью, что наталкивает на другой вопрос: почему столько случаев, когда водитель оказывается не в состоянии предъявить сотруднику ГИБДД\ГАИ страховой документ?

Обоснованность и важность обязательного автогражданского страхования

Страховку ОСАГО в теории разрабатывали исключительно для блага владельцев авто. Автогражданский тип страхования виделся полезным не только для самих собственников транспорта, но и для всей транспортной структуры в целом. Главный прецедент – это когда владелец авто оказывается виновником ДТП и ему надо возмещать ущерб другим физическим и/или юридическим лицам. Для того чтобы имелась гарантия хотя бы частичного возмещения, и требуют страховку. Страховщик при наступлении страхового случая финансово поможет. А без страховщика – где гарантия, что виновник ДТП сможет самостоятельно изыскать средства? Отсюда и обязательность получения данного страхового полиса.

Но на практике частенько все выходит иначе. Во-первых, страховка далеко не всегда оказывается должной материальной помощью при наступлении страхового случая, а если машина старая, то для ее собственника оформление ОСАГО – это вообще сплошные убытки. А во-вторых, нередко страховщики навязывают страхователям дополнительные услуги, увеличивая стоимость полиса. Из-за этого кто-то не может сразу оформить ОСАГО или обновить его в положенное время, ведь срок действия минимального полиса может закончиться меньше, чем через год. Наконец, ездить без ОСАГО любят некоторые забывчивые собственники машин.

Страховой документ является обязательной бумагой наряду с водительскими правами, которые имеет право затребовать представитель правоохранительной структуры. Поэтому, если водитель был пойман за ездой без страховки ОСАГО, предусмотрена административная ответственность. Причем до недавнего времени штрафом за вождение без страховки дело могло не ограничиться. Сотрудники ГИБДД снимали государственные номера с машины, после чего вызывался эвакуатор для отгона автомобиля.

Краткий обзор штрафных санкций

А за простой транспорта на штрафной стоянке владельцу потом приходилось платить. Многие водители даже предполагали, что гаишники имеют с этих выплат дополнительный навар. Чем дольше будет стоять автомобиль, тем накладнее для автомобилиста. Но 15 ноября 2014 года вышел официальный запрет на снятие государственных номеров и изъятие частного транспортного средства из эксплуатации по причине отсутствия на руках у водителя полиса автомобильного страхования.

Чем грозит езда без ОСАГО сейчас? За езду без полиса ОСАГО водителя наверняка оштрафуют. Ситуации, за которыми следуют подобные санкции, а также конкретные штрафы ГИБДД отражены в КоАП РФ (Кодекс административных правонарушений):

Суть проблемы касательно страховки

Санкция (денежный штраф, в рублях)

Отсутствие страховки (документ есть, но находится в другом месте – дома, на работе)

Часть № 2 статьи 12.3

Отсутствие страховки (документ вообще не оформлялся)

Часть № 2 статьи 12.37

Предъявленный полис просрочен

Часть № 2 статьи 12.37

Управление ТС вне периода его эксплуатации, который обозначен в страховом полисе

Часть № 1 статьи 12.37

Водитель не является страхователем на данное авто

Часть № 1 статьи 12.37

Подробный анализ каждого пункта

Рассмотрим каждый случай в отдельности:

1. Согласно второй части статьи 12.3, когда у водителя просто физически нет на руках страхового полиса, сотрудник ГИБДД может либо вынести ему предупреждение, либо выписать штраф. Сколько штраф будет составлять? Здесь он минимален, т. е. 500 рублей. Понятно, что в большинстве случаев представитель власти оштрафует, ибо это идет в его трудовую статистику. Штраф – это правило, а предупреждение – исключение.

Касательно данной ситуации у многих уже наверняка назрел вопрос: а если водитель просто солжет? Скажет, что забыл полис дома, а на самом деле у него закончилась страховка либо вообще не была приобретена изначально. Ездить без страховки – это одно, но здесь могут приписать и введение сотрудника органов в заблуждение.Что грозит еще большим штрафом, размер которого строго не фиксирован. Поскольку по номерам машины через базу данных всегда можно пробить, есть ли страховка и не истек ли срок ее годности. Автомобиль поставят на учет в ГИБДД только после того, как на него будет организован полис ОСАГО. И если страховку не оформили, то в базе данных ГИБДД авто не будет числиться. А каков штраф окажется тогда? Трудно сказать точно, но дойти он может и до 3000 рублей. Впрочем, сотрудник, остановивший авто, может оказаться либо слишком ленивым, либо не блещущим умом и навыками работы с ЭВМ.

Можно сказать, это лотерея. И каждый автовладелец сам решает, если нет страховки, что сказать по поводу невозможности предъявить полис ОСАГО. Но неправомерным будет и поведение сотрудника правоохранительных органов, если водитель действительно просто оставил дома свой полис, а его пытаются оштрафовать по статье «За отказ от оформления страховки». Тогда владелец машины имеет право обжаловать полученный протокол в течение 10 суток от момента его выдачи.

2. Когда же владелец автомобиля сразу признается, что езда без страховки имела место из-за отсутствия полиса ОСАГО как такового, в силу вступает часть № 2 статьи 12.37. Она гласит, что за неисполнение собственником авто установленных федеральным законом его страховых обязанностей в обязательном порядке предусмотрен штраф в 800 рублей. До ноября 2014 года, как уже говорилось, штрафом за езду без страховки дело могло не ограничиться, а автомобиль отгоняли на штрафную автостоянку до того момента, пока водитель не оформит страховой полис.

Но сейчас те, кто садится за руль, не имея бумаги ОСАГО, рискует при остановке сотрудниками ГИБДД потерять 800 рублей. Правда, касательно езды без полиса ОСАГО, если сие нарушение повторяется многократно, автовладельца могут начать прижимать более серьезно, ограничив его право управлять транспортным средством обходными путями.

3. Третий случай, когда срок действия полиса автострахования истек, в российском кодексе административных правонарушений отдельно не рассматривается. Но тогда какое наказание грозит здесь? Просроченный полис ОСАГО приравнивается к управлению автомобилем без страховки в принципе. То есть все та же часть № 2 статьи 12.37 и штраф 800 рублей.

4. Многие автовладельцы «погорели» на четвертом пункте приведенной таблицы. В документе ОСАГО прописывается, когда водитель имеет право садиться за руль. Дело в том, что в стандартном полисе срок его годности и допустимый период вождения часто не совпадают (зависит от страховщика). Например, полис оформлялся ровно на год, но срок управления автомобилем ограничен периодом с марта по ноябрь, т. е. январь, февраль и декабрь полис хоть и годен, но данные месяцы не входят в допустимый полисом период эксплуатации машины. И если ГИБДД поймает такого автовладельца на машине в любой из этих месяцев, его ждет штраф в 500 рублей (согласно части № 1 статьи 12.37.5).

5. И последний пункт, который регулируется также частью № 1 статьи 12.37, – это когда за рулем оказывается лицо, не являющееся собственником-страхователем управляемой машины. Причем наличие водительских прав ситуацию не меняет. Например, владелец авто дал во временное пользование своего «железного коня» третьему лицу. И если это самое третье лицо остановят работники ГИБДД и обнаружат, что Ф. И. О. в водительских правах и полисе ОСАГО не совпадают, собственнику-страхователю будет выписан штраф за управление машиной лицом, которое не является страхователем. Это снова 500 рублей.

Сколько раз в принципе могут оштрафовать за страховку?

Важно упомянуть, что согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 40 от 25.04.2002 после покупки машины по закону дается срок 10 дней. В этот период собственник транспортного средства должен приобрести страховой полис. Но сотрудники дорожно-патрульных служб не имеют права выписывать штраф за отсутствие полиса в эти 10 дней. Правда, водителю необходимо иметь при себе документы о покупке машины, где указана дата ее приобретения.

Есть один любопытный момент касательно этого административного автомобильного нарушения. Можно ли за отсутствие страховки взыскивать штрафные выплаты с одного и того же собственника авто неограниченное число раз? Дело в том, что согласно пункту № 5 статьи 4.1 Кодекса административных правонарушений РФ осуществлять санкции за какое-то одно конкретное правонарушение можно только единожды. Или попросту говоря, дважды за одно и тоже не наказывают. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (пункт № 2 статьи 19) гласит, что эксплуатация не застрахованного в рамках ОСАГО транспорта запрещена.

Однако заставить приобрести зачастую довольно дорогой страховой полис, один раз выписав штраф за езду без ОСАГО в размере 500-800 рублей, вряд ли возможно. Поэтому дорожные службы хоть и неуклюже, но обходят принцип «дважды за одно не наказывают». Их рассуждения по данному вопросу таковы. Предположим, едет себе автовладелец, но в бардачке заветного полиса у него нет. Водителя тормознули ребята из ГИБДД, оштрафовали и отпустили с миром. Вроде, можно ехать дальше. Проезжает автовладелец еще с десяток километров, как тут его снова останавливают.

И снова штраф. Оштрафованный водитель возмущается: «На каком основании?». А дорожный сотрудник ему отвечает, что в прошлый раз его оштрафовали в другом месте и в другое время, а сейчас – уже новое правонарушение. Следуя такой «железной логике», можно вообще любое правонарушение (и не только автомобильное) сделать бесконечно повторяющимся, а его «автора» – бесконечно штрафуемым. В данном случае цель обхода административного кодекса вполне ясна – заставить автовладельцев приобретать полис ОСАГО.

И приходится выбирать – или раз в год раскошелиться на страховку, или день за днем, неделю за неделей выплачивать штрафы в несколько сотен рублей. Правда, такая грубая политика совершенно не учитывает многих острых углов российского автострахования. Например, среди владельцев машин уже давно обсуждается проблема, что большинство страховщиков просто саботируют заявления клиентов о страховании старых автомобилей. А ведь без страховки штрафы будут литься рекой.

КАСКО как потенциальный конкурент ОСАГО

ОСАГО начал свою историю с 25 апреля 2002 года. Обязательную автогражданскую страховку обеспечивает не только основной федеральный закон, но и пункт 2.1.1 ПДД. Касательно обязательности данного вида страховки в него было внесено изменение от 07.05.2003. Как уже упоминалось в начале статьи, многие считают государственную систему ОСАГО негибкой, неудобной, а то и просто грабительской. И не без основания, надо сказать. Поэтому все больше автомобилистов в качестве альтернативы выбирают КАСКО, которая является объединением частных страховых компаний.

В силу этого КАСКО куда лучше подстраивается под клиентский спрос и особенности автомобильного рынка. Уровень разнообразия предложений здесь на порядок выше, чем тот, что предлагается по государственной тарификации в системе ОСАГО. Однако у КАСКО также есть свои минусы. Например, касательно вопроса, сколько стоит оформление КАСКО. Имеет место чрезвычайно дорогой полис на некоторые модели и марки, которые по статистике очень часто угоняют или разбивают в авариях. Но главное, что КАСКО – это добровольный вид страхования. Такую страховку нельзя предъявить вместо ОСАГО. У автовладельца может быть очень дорогой полис КАСКО, но если отсутствует обязательное страхование – штраф неизбежен все равно.

Отсутствие обязательной страховки на законных основаниях

Теперь стоит упомянуть о тех ситуациях, когда обязательное страхование автогражданской ответственности не требуется. Регулируются эти случаи тем же ФЗ № 40, частью 3 статьи 4. Итак, обязательную страховку автогражданской ответственности приобретать не нужно, когда:

  • транспортное средство не способно при езде развивать скорость, превышающую 20 км/ч (каток, многие модели тракторов, мопеды);
  • транспортное средство изначально не предусмотрено для езды по автомобильным трассам (например, карьерные экскаваторы, большие бульдозеры и т. п.);
  • военная передвижная техника (танки, например), не считая транспорта стандартной легкой или грузовой планировки для перевозки личного состава;
  • транспортное средство имеет регистрацию за рубежом, и владелец имеет на руках полис какой-либо из международных систем страхования;
  • конструкция транспорта такова, что машина приводится в движение не колесами, а иным механизмом (гусеничный механизм, как правило);
  • собственнику полис ОСАГО также не требуется, если такую страховку за него оформило некое третье лицо-страхователь, т. е. случай, когда собственник авто и страхователь авто – разные лица (согласно части 4 статьи 4 ФЗ № 40).

Оформление полиса ОСАГО юридическим лицом

Теперь следует упомянуть о еще одной ситуации, когда машина принадлежит юридическому лицу. Индивидуальный предприниматель или корпорация могут в рамках своего бизнеса иметь служебный автопарк. В этом случае юридическое лицо обязано оформить обязательную страховку на каждую машину в отдельности. Однако штраф, если у одного из водителей сотрудники ГИБДД при проверке не обнаружат документ основной страховки, будет выписан именно на данного водителя. Юридическое лицо не несет ответственности за это нарушение.

ИП или корпорация обязаны снабжать все свои машины полисом ОСАГО и обновлять этот полис, но ответственность за его сохранность и местонахождение в полной мере несет только лицо, управляющее этим авто. Однако нередки инциденты, когда предприниматель задерживается с выдачей полисов по финансовым или каким-то другим причинам. Тогда его сотрудники вынуждены работать за рулем, не получив на руки полисную страховку. Если работника оштрафуют сотрудники дорожно-патрульных служб за езду без страховки ОСАГО, то работодатель, по-хорошему, должен оплатить за него этот штраф.

Но, увы, российское законодательство не разбирает таких мелочей. Поэтому если работодатель отказывается возмещать штраф за отсутствие страховки своему подчиненному, который понес финансовые убытки по вине работодателя (не был выдан обязательный полис), то подчиненный имеет право затребовать эти деньги через суд. Другое дело, что актуальны такие разбирательства, когда имеет место штрафование многих работников или же штрафование происходило многократно.

Короче, когда речь идет о довольно больших суммах, вполне возможно, данная статья окажется очень полезной для многих начинающих автомобилистов, поскольку она предоставляет ответ на основной озвученный вопрос: что будет, если ездить без обязательной страховки? Можно сделать вывод, что ездой без страховки собственник авто рискует наездить себе неслабые такие финансовые издержки. Также здесь рассматривается градация и обоснованность штрафов, а осведомленность в этом вопросе полезна, чтобы не допустить неправомерных действий со стороны дорожных правоохранительных органов.