Детские пособия за третьего ребенка в 2018 году

Детские пособия в 2018 году

С 2018 года в России появилось сразу несколько новых мер поддержки семей с детьми. Об этом решении в ноябре 2017 года объявил Владимир Путин, обозначив анонсированные нововведения как «перезагрузку политики демографического развития», которая на протяжении последних лет основывалась преимущественно на программе материнского капитала за второго ребенка и дополнительных выплатах, направленных на поддержку многодетных семей. В связи с признаваемыми успехами программы маткапитала, ставшей за 11 лет уже привычной для российских родителей, было решено продлить ее до 2021 года включительно. Также сохраняется и будет расширена на новые регионы с низким коэффициентом рождаемости ежемесячная выплата при рождении третьего ребенка до 3 лет. Однако руководство страны признает, что для преодоления новых демографических проблем существующих детских пособий уже недостаточно, поэтому в 2018 году будут введены новые меры социальной поддержки, в том числе две новые ежемесячные выплаты на детей до 1.5 лет в размере прожиточного минимума (в среднем около 10000 рублей в месяц) — при рождении первого ребенка и в виде ежемесячных выплат из материнского капитала наличными на второго и последующих детей.

Что касается повышения размера уже действующих детских выплат, то с 1 января 2018 года вступил в силу федеральный закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами — в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий, устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», о соцзащите граждан, проживающих на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (в части пособия по уходу за ребенком до 3 лет) и др. Согласно вступающим в силу изменениям, теперь детские пособия на постоянной основе будут повышаться ежегодно с 1 февраля на величину фактической инфляции за прошлый год — иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год определена Росстатом на уровне 2.5%). Однако это правило не распространяется на материнский капитал, размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года, поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.

Нужно понимать, что проводимая индексация на величину прошлогодней инфляции (с 1 февраля 2018 года всего на 2,5%) не обеспечивает рост пособий в реальном выражении, а позволяет лишь в лучшем случае сохранить покупательную способность социальных выплат (и то, далеко не все согласны с официальными данными Росстата по инфляции, оценивая их как сильно заниженные). А для материнского капитала на второго ребенка уже несколько лет не делается и этого — напомним, что вообще сумма, предусмотренная сертификатом МСК, в последний раз индексировалась Правительством аж в 2015 году.

В большинстве регионов страны на 2018 год из-за недофинансирования также запланировано незначительное, чисто техническое повышение размера социальных выплат (более существенно могут быть проиндексированы лишь те пособия, которые давно не повышались и суммы которых уже морально устарели). Пожалуй, только в одном регионе страны на 2018 год было заявлено о кардинальном повышении социальных расходов — мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о беспрецедентном увеличении детских пособий в Москве с 1 января 2018 года, которое, прежде всего, затронет малоимущие, многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами. Региональные выплаты этим категориям москвичей увеличились с 2018 года сразу в 2 раза и более!

Свежие новости и изменения

Необходимо отметить, что на федеральном уровне в ближайшей перспективе социальная поддержка российским семьям в реальном выражении не только не будет повышаться, но даже может быть уменьшена! Об этом 26 сентября 2017 года в ходе обсуждения параметров федерального бюджета на 2018-2020 гг. в Госдуме сообщил министр труда и соцзащиты Максим Топилин, слова которого приводило агентство «Россия сегодня» (РИА Новости): «Конечно же, социальная помощь будет уменьшаться, мы ни в коем случае не должны говорить о том, чтобы мы сохраняли соцпомощь, когда мы повышаем заработные платы. Здесь надо быть аккуратными, но два раза платить, мне кажется, не стоит».

Дело в том, что Правительство сейчас больше нацелено не на то, чтобы и дальше увеличивать социальные расходы, а на то, чтобы дать семьям возможность больше зарабатывать самостоятельно. О том, что увеличение социальной поддержки государства не приводит к снижению бедности, в частности, в 2017 году неоднократно говорил Министр финансов России Антон Силуанов:

Для выполнения поставленных целей Правительству также должна помочь разработка единых критериев нуждаемости, которая уже активно ведется в Минтруде. В регионах они активно вводятся еще с 2016 года, и некоторые субъекты федерации в этом уже очень преуспели. Например, в Республике Тыва в связи с крайне высоким уровнем бедности (до 50% населения региона является малоимущим) при назначении некоторых видов социальной поддержки с 2017 года учитывается не только фактический уровень денежных доходов, но и так называемые условные «доходы семьи от ведения личного подсобного хозяйства» — например, в Тыве региональными властями было подсчитано, что «одна курица-несушка способна дать семейному бюджету в месяц 1,49 рубля дополнительного дохода, а овощи — 60 рублей с одной огородной сотки» и т.д. (читать подробнее на официальном портале Тувы). И работа в этом направлении еще наверняка продолжится…

Индексация пособий в 2018 году (таблица)

Коэффициент индексации детских пособий и иных социальных выплат, повышение которых начиная с 2018 года производится по единому порядку с 1 февраля в соответствии со статьями 1-11 федерального закона от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ, утвержден постановлением Правительства от 26 января 2018 г. № 74 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» на основании данных Росстата об итоговой общегодовой инфляции за весь прошедший 2017 год, которая ранее была определена на уровне 2.5% (что соответствует коэффициенту индексации 1.025). Постановление вступает в силу с 01.02.2018 года.

Также для определения максимального и минимального размера пособий по социальному страхованию, выплачиваемых ФСС и рассчитываемых исходя из среднего дневного или среднемесячного заработка, необходимо учитывать изменение с 1 января 2018 года двух других показателей:

  • минимального размера оплаты труда (МРОТ) — повысился с 7800 до 9489 рублей (см. федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ);
  • предельной величины базы для исчисления страховых взносов в ФСС — в 2018 году повышается с 755 до 815 тыс. рублей (см. постановление Правительства от 15 ноября 2017 г. № 1378).

Исходя из этой минимально необходимой информации можно рассчитать размер пособий на детей в 2018 году с учетом запланированной на 1 февраля индексации (см. таблицу).

Таблица — Пособия на детей в 2018 году

Примечание: ко всем указанным в таблице суммам выплат семьям с детьми, за исключением материнского капитала и пособия по беременности и родам работающим женщинам, применяются повышающие районные коэффициенты, на которые необходимо умножать установленные на федеральном уровне размеры детских выплат (они приводятся в таблице).

  • 43615,65 — в обычном случае за 140 дней листка нетрудоспособности;
  • 48600,30 — при осложненных родах (156 дней больничного);
  • 60438,83 — при многоплодной беременности (194 дня декрета)
  • 282106,70 — за 140 дней;
  • 314347,47 — за 156 дней;
  • 390919,29 — за 194 дня
  • 3065,69 — на первого ребенка;
  • 6131,37 — на второго, третьего и последующих
  • 3142,33 — на первого (3788,33 руб. минимум работающим по МРОТ);
  • 6284,65 — на второго и каждого следующего
  • 3162,00 — от рождения до достижения 1.5 лет;
  • 6324,00 — на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет
  • 3241,05 — от 0 до 1.5 лет
  • 6482,10 — от 1.5 до 3 лет

График оформления и выплаты детских пособий

  • Пособия для всех семей, имеющих детей
    • При рождении ребенка
    • При усыновлении ребенка
  • Дополнительные виды пособий
    • Семьям военнослужащих по призыву
    • Приемным родителям и опекунам
    • Когда оформляют и выплачивают

    От начала беременности

    12 недель беременности

    28 или 30 недель беременности

    Конец декретного отпуска

    Рождение ребенка

    (не ограничено)

    Конец декретного отпуска

    От рождения или от 1,5 лет

    До 16 или до 18 лет

    Усыновление ребенка

    6 месяцев после усыновления
    (не ограничено)

    180 дней беременности жены военнослужащего

    Окончание срочной службы отца ребенка

    Рождение ребенка

    Наступление смерти военнослужащего

    Передача ребенка на воспитание в семью

    6 месяцев после передачи

    График детских пособий по срокам их оформления и выплаты

    • Пособия для всех семей
      • При рождении ребенка
      • При усыновлении ребенка
    • Дополнительные виды пособий
      • Семьям военнослужащих по призыву
      • Приемным родителям и опекунам
      • 12
        недель
        беременности
      • 28 или 30
        недель
        беременности
      • Рождение
        ребенка
      • Конец
        декретного
        отпуска
      • 0,5
        года
      • 1,5
        года
      • 3
        года
      • 16
        лет
      • 18
        лет
      • при постановке
        на учет на ранних сроках
      • по беременности
        и родам
      • при рождении
        ребенка
      • материнский (семейный)
        капитал
      • при рождении третьего
        и последующих детей
      • по уходу за ребенком
        до 1,5 лет
      • компенсация
        в отпуске до 3-х лет
      • региональное пособие
        на ребенка*
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • Рождение
        ребенка
      • Усыновление
        ребенка
      • 3
        месяца
      • 1,5
        года
      • 3
        года
      • 16
        лет
      • 18
        лет
      • по беременности
        и родам
      • по уходу за ребенком
        до 1,5 лет
      • при усыновлении
        третьего ребенка
      • компенсация
        в отпуске до 3-х лет
      • региональное
        пособие на ребенка*
      • Рождение
        ребенка
      • Усыновление
        ребенка
      • 6 месяцев
        после усыновления
      • пособие при передаче ребенка
        на воспитание в семью**
      • материнский
        (семейный) капитал**
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • 180 дней
        беременности жены
        военнослужащего
      • Рождение
        ребенка
      • 3
        года
      • 18
        лет
      • беременной жене военнослужащего,
        проходящего военную службу по призыву
      • на ребенка
        военнослужащего*
      • по потере
        кормильца**
      • Начало
        срочной службы
        отца ребенка
      • Наступление
        смерти
        военнослужащего
      • Окончание
        срочной службы
        отца ребенка
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты
      • Выплаты возможны*
      • Рождение
        ребенка
      • Передача ребенка
        на воспитание
        в семью
      • 6 месяцев
        после передачи
      • 18
        лет
      • пособие при передаче ребенка
        на воспитание в семью
      • выплаты на содержание приемных
        и опекаемых детей
      • Единовременные выплаты
      • Ежемесячные выплаты

    Большинство из представленных выше пособий будут выплачиваться семьям в новом, повышенном размере только в том случае, если право на их получение возникло после проведения индексации (то есть после 1 февраля 2018 года).

    Единовременные пособия при рождении ребенка в 2018 году

    Независимо от того, какой ребенок по очередности его появления в семье будет рожден в 2018 году (первый, второй, третий или последующие), в связи с этим событием законом на федеральном уровне предусмотрено единственное единовременное пособие, полагающееся одному из родителей до достижения ребенком возраста 6 месяцев.

    Оно предоставляется в одинаковом размере как работающим (через работодателя из ФСС), так и неработающим гражданам (оформляется в органах Соцзащиты населения и выплачивается из федерального бюджета), на каждого рожденного ребенка:

    • 16350,33 рублей с 1 января (до проведения очередной индексации);
    • 16759,09 рублей — с 1 февраля 2018 года (с учетом индексации на 2.5%).

    Если один или оба родителя ребенка работают (или служат), то пособие оформляется по месту работы. Оформить выплату через Соцзащиту по месту жительства (а также месту пребывания или фактического проживания) семье можно только в том случае, если оба родителя не работают либо учатся.

    Процедура оформления пособия упрощается, если законный родитель у ребенка единственный (то есть если оформляется оно матерью-одиночкой или отцом, воспитывающим ребенка без матери, которая умерла либо лишена родительских прав). В этом случае не требуется предоставлять справку о неполучении пособия вторым родителем.

    Дополнительно к декретным по месту работы выплачивается символическое единовременное пособие в размере 613,14 рублей (628,47 рублей с 1 февраля 2018 года) женщинам, вставшим на учет в женскую консультацию на ранних сроках беременности. Для его получения необходимо вместе с больничным по беременности и родам предоставить работодателю при оформлении декретного отпуска справку о постановке на учет на сроке до 12 недель.

    Для неработающих женщин за раннюю постановку на учет никакой доплаты к единовременному пособию при рождении ребенка в 2018 году не предусмотрено.

    Руководством субъектов федерации через органы Соцзащиты населения дополнительно к представленному федеральному перечню могут предоставляться дополнительные региональные пособия при рождении ребенка. В этом случае их размеры и условия получения могут быть самыми разнообразными в зависимости от возможностей регионального бюджета. Например, в Москве при рождении супругами в возрасте до 30 лет второго или третьего ребенка региональное единовременное пособие при рождении может превышать 100 тыс. рублей за каждого ребенка (так называемые лужковские выплаты молодым семьям).

    Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

    Это второе основное федеральное пособие (наряду с единовременным при рождении ребенка), которое предоставляется одному из родителей или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком до достижения 1.5 лет, независимо социального положения и факта трудоустройства.

    Однако неработающие родители имеют право на получение этого пособия только в минимальном размере через органы Социальной защиты населения:

    • 3142,33 рублей в месяц — на первого ребенка;
    • 6284,65 рублей в месяц — на второго ребенка, третьего и последующих.

    Работающие родители или опекуны ребенка могут получать это пособие в более высоком размере, если их среднемесячный заработок за 2 предыдущих года (в 2018 году это соответственно 2016-й и 2017-й) превышает:

    • если пособие оформляется на первого ребенка — 7870,90 рублей, если отпуск по уходу за ребенком оформляется после 1 февраля 2018 года;
    • если оформление пособия происходит на второго ребенка и последующих — 15741,77 рублей, если пособие назначается после 1 февраля.

    Поскольку средний месячный заработок, соответствующий указанному минимальному размеру пособия на первого ребенка, в 2018 году составляет меньше величины МРОТ (7870,90 меньше 9489 рублей), то работающим гражданам минимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2018 году будет устанавливаться исходя из величины МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком (9489 рублей с 1 января 2018 года, что соответствует минимальному пособию в размере 3788,33 рублей).

    Лимиты для расчета пособия по уходу за ребенком на 2018 год в форме социального страхования (из ФСС) приводятся в таблице ниже.

    Поскольку пособие до 1.5 лет может оформить только один из родителей, то, как и в случае с единовременным пособием при рождении ребенка, при оформлении пособия (по месту работы или в органах Соцзащиты, если заявитель не работает) необходимо предоставить справку о том, что второму родителю это пособие не назначается и не выплачивается.

    Затем это двойное чернобыльское пособие стало выплачиваться в обычном порядке (как описано выше), но дополнительно к нему была введена новая ежемесячная выплата до 3 лет, выплачиваемая через Соцзащиту в фиксированном размере (указаны суммы с 1 февраля 2018 года):

    • 3241,05 рублей — от рождения ребенка до достижения 1.5 лет;
    • 6482,10 — на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет.

    Выплаты на второго ребенка в 2018 году

    При рождении в 2018 году второго ребенка выплате подлежит такой же общий перечень пособий, который устанавливается на первенца. Размеры выплат на второго ребенка также не меняются, за исключением увеличенного в 2 раза минимального пособия по уходу за вторым ребенком до 1.5 лет — 6284,65 рублей вместо 3142,33 на первого ребенка с учетом индексации с 1 февраля 2018 года. Этот гарантированный минимум будет выплачиваться на 2 ребенка как работающим родителям (по месту работы через ФСС), так и неработающим (через органы Соцзащиты населения по месту жительства или пребывания).

    Также необходимо отметить, что с многие российские семьи при рождении второго ребенка могут приобрести статус малоимущей семьи (поскольку семейный доход делится на всех членов семьи, и при сохранении его уровня среднедушевой доход в зависимости от состава семьи автоматически снижается на 25-33% и может оказаться ниже величины регионального прожиточного минимума на душу населения). Это дает родителям возможность на получение дополнительных региональных пособий, выплачиваемых через Соцзащиту преимущественно малоимущим семьям (то есть с учетом так называемых «критериев нуждаемости»).

    Размер материнского капитала в 2018 году на второго ребенка

    Сертификат на маткапитал не индексируется уже третий год подряд (последняя его индексация на 5.5% проводилась Правительством с 1 января 2015 года). В 2018 году материнский капитал снова будет составлять 453026 рублей, и эта сумма не будет меняться еще как минимум до 1 января 2020 года (то ест всего так называемая «заморозка материнского капитала» может продлиться 5 лет).

    Многие справедливо опасаются, что за это время покупательная способность сертификата может существенно снизиться (накопленная инфляция за эти 5 лет только по официальным оценкам может превысить 30%).

    Однако это не совсем так. Строго ограниченный перечень вариантов использования материнского капитала делает его менее чувствительным к изменению индекса роста потребительских цен. Известно, что более 90% владельцев сертификатов направляют его на улучшение жилищных условий (приобретение и строительство жилья), однако цены на жилье с 2015 года в среднем по стране не выросли, а даже существенно упали в первые годы кризиса, и сейчас повышаются умеренными темпами (столичный регион не в счет, поскольку там жилищный рынок все-таки работает в немного других условиях, чем в среднем по стране).

    Кроме того, привлекательность материнского капитала не только не снизилась, но и существенно выросла за эти годы в связи с существенным снижением процентных ставок по ипотеке. Теперь при приобретении квартиры в кредит вклад материнского капитала (несмотря на то, что его индексация не проводится уже несколько лет) в относительном выражении может составлять более существенную сумму, чем до 2015 года, поскольку сейчас существенно снизился общий объем переплаты по процентам за ипотечный кредит.

    По данным статистики, более половины квартир в стране в 2017 году было приобретено в ипотеку, и в 40% таких сделок используется материнский капитал. При этом средний возраст ипотечных заемщиков за время действия программы маткапитала снизился на 14 лет — то есть зачастую это молодые семьи, которые еще не успели накопить средств на самостоятельную покупку жилья, но имеют стабильный доход и двоих детей.

    В связи с этим решение Правительства не индексировать материнский капитал до 2020 года кажется отчасти логичным и оправданным, поскольку благодаря стабилизации финансового сектора страны у многих семей сейчас открывается больше возможностей для использования сертификата на покупку жилья с минимальной переплатой, чем это было до 2015 года. Это, в частности, отмечается многими экспертами.

    Выплаты многодетным семьям на третьего ребенка до 3 лет (изменения)

    С 1 января 2018 года вступили в силу изменения, внесенные Президентом России Владимиром Путиным в один из своих майских указов 2012 года — «О мерах по реализации демографической политики РФ». В соответствии с этими изменениями, утвержденными новым указом Президента от 18.10.2017 г. № 487, ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на третьего ребенка до 3 лет будет выплачиваться в тех регионах страны, в которых «величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2».

    Напомним, этот показатель характеризует среднее количество детей, рожденных одной женщиной в текущем поколении. В соответствии с этим указом выплата может вернуться в большинство из тех регионов страны, в которых она была отменена в 2016-2017 гг. из-за того, что была достигнута средняя по стране величина суммарного коэффициента рождаемости (за 2016 год этот показатель по данным Росстата в среднем по стране составил 1.762, причем для городского населения — 1.672, а для проживающих в сельской местности — 2.056).

    Напомним, эта выплата предоставляется малоимущим семьям при рождении или усыновлении ребенка, являющегося в семье третьим или последующим, в размере прожиточного минимума на ребенка, установленного в регионе. Финансирование на нее выделяется смешанное: часть средств идет из регионального бюджета, а остальное выделяется на условиях софинансирования из госбюджета.

    • Согласно последнему на данный момент докладу Правительства о ходе выполнения «майских указов», средний размер ЕДВ на третьего ребенка по состоянию на 1 января 2017 года составлял 9824 рубля.
    • Меньше всего эта выплата составляет в традиционно «многодетных» регионах страны, которые ввели ее по собственной инициативе (3000 рублей в Республике Хакасия и Башкортостане), а больше всего — в малочисленных по населению северных регионах (20849 рублей в Ненецком автономном округе) на условиях софинансирования из госбюджета.

    В 2017 году выплата предоставлялась всего более чем в 60 регионах страны, из них только в 50 — на условиях федерального софинансирования (в них суммарный коэффициент рождаемости был ниже среднего по стране). Остальные регионы предоставляли многодетным семьям аналогичную выплату из собственного бюджета без федеральной поддержки. Многие из этих регионов с 2018 года получили возможность выплачивать пособия за третьего и последующего ребенка с поддержкой федерального бюджета.

    Детские пособия в 2018 году: виды и размеры

    Статьи по теме

    Детские пособия в 2018 году подлежат индексации на уровень инфляции прошлого года. Кроме того, введены новые ежемесячные выплаты для молодых семей за первого и второго ребенка. Расскажем о размерах детских пособий в 2018 году.

    Размеры детских пособий пересматривают каждый год. Порядок ежегодного повышения выплат установлен пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19.12.16 № 444-ФЗ: пособия на детей должны пересматривать ежегодно 1 февраля с учетом роста цен в прошлом году. Коэффициент индексации утверждает Правительство РФ.

    С 1 февраля 2018 года детские пособия проиндексируют на коэффициент 1,025 (проект постановления Правительства РФ). Размеры детских смотрите в таблице.

    Детские (декретные) выплаты в 2018 году: суммы в таблице

    Детские пособия с 1 января 2018 года

    С 1 января по 1 февраля 2018 года детские пособия выплачивают в тех же размерах, что и в прошлом году. А с 1 февраля выплаты должны быть проиндексированы на новый коэффицент (за исключением материнского капитала), установленный в соответствии с уровнем инфляции в 2017 году. По данным Росстата, индекс потребительских цен с начала прошлого года составил 2,5%. Соответственно, коэффициент индексации пособий с 1 февраля 2018 года — 1,025.

    1,025 — коэффициент индексации детских пособий в 2018 году

    С 1 февраля 2018 года детские пособия выплачиваются с учетом нового коэффициента, установленного Правительством РФ.

    По беременности и родам

    Для расчета максимальной суммы пособия нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. В 2018 году он равен 2017,80 руб. ((718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730).

    Минимальная величина среднего дневного заработка = МРОТ на начало отпуска x 24 / 730. МРОТ с 1 января 2018 года равен 9 489 руб.

    1) При беременности без особенностей и осложнений — 282 493,40 руб. (расчет: (718 000 + 755 000 )/730 x 140);

    2) При осложненных родах — 314 778,08 руб. (расчет: (718 000 + 755 000)/730 x 156);

    2) При многоплодной беременности — 391 454,80 руб. (расчет: (718 000 + 755 000)/730 x 194).

    1) При беременности без особенностей и осложнений — 43 675,39 руб. (расчет: (9489 x 24)/730 x 140);

    2) При осложенных родах — 48 667,32 руб.(расчет: (9489 x 24)/730 x 156);

    При многоплодной беременности — 60 522,18 руб. (расчет: (9489 x 24)/730 x 194).

    25 892,45 руб. — с 1 января 2018 г.

    26 539,76 руб. — с 1 февраля 2018 г. (25 892,45 x 1,025)

    124 929,83 руб. — с 1 января 2018 г.

    128 053,07 руб. — с 1 февраля 2018 г. (124 929,83 x 1,025)

    По уходу за ребенком до 1,5 лет

    — на первого ребенка — 3065,69 руб.

    — на второго и последующих детей — 6131,37 руб.

    — на первого ребенка — 3142,33 руб. (3065,69 x 1,025)

    — на второго и последующих детей — 6284,65 руб.(6131,37 x 1,025)

    Всё, что нужно знать о пособиях и взносах:

    Детские пособия в 2018 году: изменения

    В 2018 году при расчете детских выплат надо учитывать следующие изменения.

    Расчетный период. Чтобы рассчитать пособие в 2018 году надо брать заработок за 2016-2017 годы и делить на 731 день, так как 2016 год — високосный, в нем 366 дней.

    Принимаемая для исчисления среднего дневного заработка длительность расчетного периода — 731 день без учета периодов-исключений вместо традиционных 730 дней (2016 год был високосным).

    Максимальный дневной заработок. Увеличился максимальный заработок для расчета, так как при расчете учитывают доходы, облагаемые взносами в 2016-2017 годах. Предельная база в этот период выше. Максимальный дневной заработок составляет 2017,80 руб. ((718 000 руб. + 755 000 руб.) : 730 дн.)

    Средний заработок. Минимальный средний заработок для расчета вырос с 1 января 2018 года. С этой даты МРОТ увеличится до 9489 руб. Минимум составит 311,97 руб. (9489 руб. × 24 мес. : 730 дн.).

    Если у работника отсутствует заработок в расчетном периоде или средний месячный заработок меньше МРОТ, следует применять в расчете МРОТ. Средний дневной заработок не рассчитывают и коэффициент 30,4 не применяют.

    С 1 января 2018 года размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного исходя из нового размера МРОТ, составит 3795,60 руб. (9489 х 40%).

    Новые детские пособия при рождении ребенка в 2018 году. Работающим женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, при рождении малыша в 2018 году выплачивают несколько единовременных выплат и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

    Кроме того, с 1 января 2018 года семьи, в которых после 1 января родился первый (второй) ребенок, вправе обратиться за назначением новой ежемесячной выплаты. Выплату назначат при выполнении ряда условий. В частности, родители и ребенок должны быть гражданами РФ, а среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5 прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе за 2 квартал 2017 года.

    Заявление о назначении выплаты следует подать в местное отделение ПФР или соцзащиты в течение 1,5 лет со дня рождения ребенка, а также в МФЦ (см. порядок назначения выплат). Подробнее о новой выплате читайте в статье Выплата за первого и второго ребенка в 2018 году.

    Детские пособия в 2018 году: размер выплат

    Какие виды детских выплат предусмотрены в Украине? Как рассчитать сумму пособия по беременности и родам? Когда выплачивается дородовая помощь? Сколько платят в Украине за рождение второго, третьего ребенка? Будет ли увеличение выплат по рождению ребенка в 2018 году? Какой размер помощи одиноким матерям? Как получить алименты от государства, если отец не дает деньги на ребенка? Какая сумма пособия выплачивается детям сиротам и инвалидам? Какая пенсия по потере кормильца в 2018 году? На все эти и многие другие важные вопросы даст ответ Юридический портал Украины.

    Украинское законодательство устанавливает право семей, в которых воспитываются и проживают несовершеннолетние дети, на получение государственной помощи.

    Большинство социальных пособий зависит от прожиточного минимума, средний показатель которого в 2018 году установлен на уровне: с 1 января — 1700 грн., с 1 мая — 1777 грн., с 1 декабря — 1853 грн.

    Кроме того, Законом Украины «О Государственном бюджете на 2018 год» установлены следующие стандарты прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения:

    Пособие по беременности и родам

    Процедура назначения и выплаты социального пособия в связи с беременностью и родами производится в соответствии с разделом 2 ЗУ «О государственной помощи семьям с детьми». Право на финансовую помощь имеют беременные женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования, а именно:

    • женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия (при условии увольнения с работы не ранее чем за 6 месяцев до приобретения права на получение пособия)
    • предприниматели, которые не платят страховые взносы в Фонд социального страхования
    • аспирантки, докторантки, клинические ординаторы, студентки ВУЗов и ПТУ
    • женщины-военнослужащие (ВСУ, СБУ, Госпогранслужба, полиция и т.д.)
    • безработные, зарегистрированные в центре занятости
    • неработающие женщины (домохозяйки)

    Дородовые и послеродовые выплаты назначаются роженицам, если обращение за ними последовало не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Выплаты производятся в полном размере единовременно, т.е. за весь период отпуска, длительность которого составляет 126 или 140 календарных дней (в зависимости от протекания родов и количества новорожденных). Женщинам, отнесенным к 1-4 категории лиц, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, помощь выплачивается за 180 к.д.

    Согласно законодательства пособие предоставляется в размере 100% среднемесячного дохода женщины (зарплата, денежное обеспечение, стипендия, пособие по безработице и т.д.), а неработающим женщинам и женщинам, зарегистрированным в качестве предпринимателя, — в размере 25% размера прожиточного минимума для трудоспособного населения страны.

    Таким образом, размер помощи по беременности и родам в 2018 году составит:

    • за 126 к.д.: с 1 января — 1850 грн., с 1 мая — 1933 грн., с 1 декабря — 2017 грн.
    • за 140 к.д.: с 1 января — 2055 грн., с 1 мая — 2148 грн., с 1 декабря — 2241 грн.
    • за 180 к.д.: с 1 января — 2642 грн., с 1 мая — 2761 грн., с 1 декабря — 2881 грн.

    Пособие по рождению ребенка

    В 2018 году в Украине может произойти увеличение размера помощи при рождении ребенка (подробнее читайте здесь). На сегодняшний день денежная поддержка от государства предоставляется родителям, обратившимся в управление социальной защиты населения (УСЗН) в рамках установленного законом срока (1 год с момента рождения ребенка).

    Общий размер декретных выплат составляет 41 280 гривен. Однако, получить всю сумму денежного пособия по рождению сразу у родителей не получится, поскольку детские выплачиваются в два этапа. Первый – единоразовая помощь (10 320 гривен) – зачисляется на банковский счет родителей спустя 1-2 месяца после оформления пособия. Второй — оставшаяся сумма (30 960 гривен) — выплачивается равными частями (860 грн.) в течение трех лет.

    Пособие одиноким матерям

    Предоставление денежного пособия на детей матерей одиночек установлено Постановлением КМУ «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми». Сумма выплат в 2018 году увеличена не была и, как и прежде, составляет разницу между 100% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев. Максимальный размер помощи матерям-одиночкам:

    Пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

    Временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов назначается ребенку возрастом до 18 лет. Алименты от государства предоставляется в размере, равном разнице между 50% ПМ для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев. Таким образом, максимальная сумма денежной помощи детям, чьи родители не платят алименты, в 2018 году составляет:

    • детям до 6 лет: с 01.01.18 — 746 гривен, с 01.05.18 — 779,5 гривен, с 01.12.18 — 813 гривен
    • детям 6-18 лет: с 01.01.18 — 930 гривен, с 01.05.18 — 972 гривны, с 01.12.18 — 1013,5 гривен

    Пособие на детей-инвалидов

    Право детей-инвалидов на получение денежного пособия регламентировано Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам». Размер финансовой помощи устанавливается в процентном соотношении от прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан. Сумма выплаты на ребенка-инвалида в Украине в 2018:

    Пособие по опеке и попечительству

    В соответствии с законом, дети, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения и получили статус ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской опеки, имеют право на государственное пособие. Денежная помощь назначается и выплачивается официальным опекунам или попечителям ребенка. Сумма пособия по опеке и попечительству в 2018 году составляет 2 прожиточных минимума:

    • для детей до 6 лет: с 01.01.18 — 2984 грн., с 01.05.18 — 3118 грн., с 01.12.18 — 3252 грн.
    • для детей 6-18 лет: с 01.01.18 — 3720 грн., с 01.05.18 — 3888 грн., с 01.12.18 — 4054 грн.

    Обратите внимание, что при получении на ребенка пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи (кроме соцпомощи на детей-инвалидов), размер пособия на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между двумя ПМ и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.

    Пенсия по потере кормильца

    Пенсия в связи с потерей кормильца назначается на условиях, предусмотренных Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». При этом размер пенсии по потере кормильца зависит от страхового стажа и заработка умершего кормильца.

    Если у умершего кормильца не было необходимого страхового стажа для назначения пенсии в связи с потерей кормильца, его детям может быть назначена государственная социальная помощь. Деньги выплачиваются ежемесячно до достижения ребенком совершеннолетия. Студентам помощь по потере кормильца предоставляется до завершения обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

    Сумма государственной социальной помощи по потере кормильца в 2018 году устанавливается исходя из размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность: на одного ребенка умершего кормильца — 100 процентов, на двух — 120 процентов, на трех и более детей — 150 процентов (подробнее в таблице).

    Как с 1 июля увеличатся выплаты семьям с детьми

    В прошлом номере «ФАКТОВ» мы объяснили своим читателям, почему в связи с ростом прожиточного минимума не будет увеличена минимальная пенсия. Однако этот стандарт используется не только в пенсионной сфере — есть много других областей его применения. Например, исходя из прожиточного минимума, рассчитываются выплаты семьям с детьми и алименты. Но обо всем по порядку…

    Напомним, что Закон «О государственном бюджете Украины на 2018 год» предусматривает увеличение прожиточного минимума с 1 июля и 1 декабря 2018 года для всех основных четырех категорий, а также его средний размер (см. таблицу 1). Стоит упомянуть, что, к сожалению, вот уже много лет официальный (то есть утвержденный в законе о госбюджете) размер прожиточного минимума сильно отстает от его реального размера — рассчитанного на основании потребительских наборов товаров и услуг. Мы публикуем показатели реального размера прожиточного минимума, чтобы люди смогли лучше сориентироваться в экономической ситуации.

    Но мы отвлеклись… А ведь из-за роста этого социального стандарта нас ждет увеличение всех выплат, которые от него зависят. Так, в июле с ростом прожиточного минимума увеличатся некоторые выплаты семьям с детьми.

    У нас в стране существует несколько видов поддержки таких семей. Первый, наиболее популярный вид выплат — помощь при рождении ребенка. С 2014 года сумма этого пособия стала единой для всех детей. Если говорить подробнее, то в настоящее время общая сумма помощи при рождении ребенка составляет 41 тысячу 280 гривен на каждого новорожденного.

    Она была утверждена в фиксированном размере и с 1 июля не поменяется. Также эта сумма не зависит от количества детей в семье. То есть при появлении на свет двойни помощь будет назначаться на каждого ребенка — по 41 тысяче 280 гривен. В общей сложности семье выплатят 82 тысячи 560 гривен. Это пособие выплачивают частями: сразу после рождения малыша семья получит разовую сумму — 10 тысяч 320 гривен. Остальные деньги — 30 тысяч 960 гривен — выплачиваются в течение следующих 36 месяцев равными частями. То есть по 860 гривен в месяц. Таким образом, эту одноразовую помощь выдают на протяжении трех лет.

    Еще раз повторим: эта помощь не зависит ни от доходов семьи, ни от того, работают родители ребенка или находятся в декрете. Также для выплаты данного вида помощи не имеет значения ни количество рожденных в семье детей, ни то, оформили ли отец с матерью свои отношения.

    А вот остальные виды государственной помощи семьям с детьми, во-первых, привязаны к прожиточному минимуму, во-вторых, зависят от доходов семьи.

    Например, существует помощь одиноким матерям. На нее имеют право матери-одиночки и одинокие усыновители, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или она сделана в установленном порядке по указанию матери (отца, усыновителя).

    Максимальный размер пособия составляет сто процентов прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста. Однако реальный ее размер и выплата как раз зависят от доходов семьи. А точнее, сумма пособия составляет разницу между среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев и максимальным размером (то есть ста процентами прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста).

    Объясним на примере: одинокая неработающая мама воспитывает семилетнего малыша. То есть семья состоит из двух человек. Женщина в течение последних шести месяцев получает пособие по безработице — 800 гривен. Таким образом, совокупный среднемесячный доход этой семьи составляет 800 гривен, а совокупный доход в расчете на человека — 400 гривен. Это и есть фактический доход на одного члена семьи. Размер же помощи — разница между 100 процентами прожиточного минимума и этими 400 гривнями.

    Прожиточный минимум для семилетнего ребенка с июля увеличится с 1860 до 1944 гривен. Таким образом, чтобы вычислить размер помощи, нам нужно вычесть 400 гривен (фактический доход ребенка) из 1944 гривен:

    1944 гривни — 400 гривен = 1504 гривни.

    До июля семья имела право на помощь в размере 1460 гривен.

    Кстати, точно так же рассчитывается и размер помощи на детей, у которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, — она тоже назначается только с учетом доходов семьи. Но ее максимальный размер составляет не сто, а только 50 процентов прожиточного минимума.

    Существует и такой вид выплат, как помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством до 18 лет. Такая помощь назначается ребенку, который имеет статус сироты или остался без родительского попечения вследствие смерти отца и матери, лишения их родительских прав или болезни. Помощь выплачивается опекунам либо попечителям и составляет два прожиточных минимума на ребенка соответствующего возраста.

    Если ребенку также назначены пенсия, стипендия, алименты, государственное пособие, то помощь составляет разницу между двумя прожиточными минимумами для детей соответствующего возраста и размером получаемых им пенсии, стипендии, алиментов, государственного пособия. Помощь назначается опекунам или попечителям на год. При расчете совокупного дохода семьи она не учитывается в доходах ребенка.

    Кроме того, как уже писали «ФАКТЫ», летом прошлого года Верховная Рада увеличила минимальный размер алиментов с 30 до 50 процентов прожиточного минимума для детей соответствующего возраста. С 1 июля он тоже увеличится.

    Также вырастет и максимальный размер алиментов, который установлен на уровне десяти прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста.

    Следует также напомнить, что прожиточный минимум используется и в программе субсидий. Так, размер субсидии рассчитывается по формуле: среднемесячный доход семьи делится на количество зарегистрированных жителей. Полученный результат следует разделить на средний размер прожиточного минимума (который в июле увеличится с 1700 до 1777 гривен). И далее — на базовый коэффициент 2, а затем умножить на 15 процентов.