Доставка до места работы трудовой кодекс

Доставка сотрудника на рабочее место

Здравствуйте! Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя осуществлять доставку сотрудников только в случае вахтового метода работы. Поэтому в данном случае этот вопрос должен регулироваться индивидуальным трудовым договором или Правилами внутреннего трудового распорядка

Этот вопрос должен быть прописан в трудовом договоре или правилами трудового распорядка работодателя.

Здравствуйте. Этот вопрос может быть урегулирован либо в Вашем трудовом договоре, индивидуально с Вами, либо в коллективном договоре, а также в зависимости от сферы деятельности работодателя, как вариант, в межотраслевых соглашениях (что маловероятно). На законодательном уровне этот вопрос не урегулирован.

Доставка персонала к месту работы: 100 процентов доказательства

Чтобы понять, какими налогами необходимо облагать перевозку сотрудников, а какими нет, важно, во-первых, определить причины такой транспортировки, а во-вторых, правильно оформить эту процедуру документально.

Доказательство № 1: производственные нужды «защитят» от ЕСН и НДФЛ

Прежде чем начислять ЕСН и удерживать НДФЛ с выплат по транспортировке сотрудников, нужно установить, могут ли сотрудники добраться до работы общественным транспортом.

Если такая возможность отсутствует, то предоставление транспорта не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенная работнику. Поэтому расходы по доставке будут считаться обычными производственными расходами фирмы (письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. № 03-03-05/21, от 17 июля 2007 г. № 03-04-06-01/247, от 24 декабря 2007 г. № 03-04-06-02/226, от 11 мая 2006 г. № 03-03-04/1/435).

Арбитры в этом случае также придерживаются мнения, что доставка персонала относится к расходам, связанным с производственной деятельностью предприятия. Об этом свидетельствует постановление Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2006 г. № 10847/05 по делу № А65-20137/2004-СА1-19.

Судьи считают, что организация транспорта к месту работы не является ни доходом работника в натуральной форме, ни выплатой в качестве вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам. Это происходит, к примеру, при удаленности места работы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2007 г. № Ф04-8288/2007(40650-А27-41) по делу № А27-3660/2007-2), или если населенный пункт, где находится предприятие, не в состоянии обеспечить его рабочей силой, или если из-за нерегулярного движения транспорта сотрудники не могут прибыть к началу рабочей смены (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2007 г. № Ф08-7827/07-2925А по делу № А32-25021/2006-4/354-2007-4/297).

В таких случаях расходы на перевозку сотрудников до места работы и обратно не облагаются ЕСН и НДФЛ. И наоборот — если доставка персонала не обусловлена производственной необходимостью, сотрудники могут самостоятельно обычным транспортом добраться до работы, то возникает облагаемая база по этим налогам. В частности, организация проезда на рейсовом транспорте рассматривается чиновниками как оплата фирмой услуг за работника в его интересах и облагается НДФЛ (письмо Минфина России от 17 августа 2007 г. № 03-04-06-02/152).

Следует иметь в виду, что если при исчислении налога на прибыль не учитывать расходы по транспортировке, то ЕСН такие выплаты облагаться не будут (п. 3 ст. 236 НК РФ). Подтверждением этому может служить постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2006 г. по делу № А66-7052/2005.

внимание

Если доставка персонала осуществляется в связи с производственной необходимостью фирмы, то она не облагается ЕСН и НДФЛ.

Доказательство № 2: договор в помощь

Чтобы включить расходы по доставке сотрудников в налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо прописать условие об их доставке до места работы в трудовых или коллективных договорах. Или затраты на проезд (как и в случае с ЕСН и НДФЛ) должны быть обусловлены технологическими особенностями производства. Ведь согласно пункту 26 статьи 270 Налогового кодекса, расходы на оплату проезда к месту работы и обратно общественным транспортом, специальными маршрутками или ведомственным транспортом не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Однако чиновники настаивают, чтобы независимо от технологических особенностей производства фирма указывала факт доставки персонала в договорах. Иначе понесенные затраты не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 4 декабря 2006 г. № 03-03-05/21, от 11 июня 2006 г. № 03-03-04/1/435, письмо УФНС по городу Москве от 14 апреля 2006 г. № 21-11/[email protected]).

В то же время данная позиция никак не следует из положений статьи 270 Налогового кодекса. Ведь в ней нет требования об обязательном выполнении и того и другого условия. Поэтому, чтобы признать затраты на доставку сотрудников в качестве расходов, достаточно соответствующих особенностей производства (постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2008 г. по делу № А55-8279/07, ФАС Уральского округа от 17 декабря 2007 г. № Ф09-10398/07-С3 по делу № А60-9282/07). Подробнее о налогообложениии расходов на доставку сотрудников см. таблицу.

Под технологическими особенностями производства следует понимать круглосуточный непрерывный производственный процесс, сменную работу, в том числе включающую ночные смены, а также удаленность производственных площадей от жилого массива и маршрутов автотранспорта общего пользования. Такая классификация дана в постановлениях ФАС Поволжского округа от 15 марта 2007 г. по делу № А65-42354/2005-СА1-37 и от 27 февраля 2006 г. по делу № А65-6046/2005-СА2-9.

Не всегда требуется условие полного отсутствия общественного транспорта. Показательно постановление ФАС Уральского округа от 24 ноября 2003 г. по делу № Ф09-3581/03-АК. В нем говорится, что имеющийся транспорт оказался не в состоянии привозить всех работников на производство к началу смены. Чтобы обеспечить своевременную доставку работников предприятия на производство и обратно, общество было вынуждено заключить договор с транспортной конторой.

Более того, при наличии должного объяснения суд может признать обоснованной доставку сотрудников даже из других городов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2008 г. № Ф04-1658/2008(1915-А27-40) по делу № А27-6746/2007-2).

это важно

Если доставка работников к месту работы и обратно осуществляется не в силу технологических особенностей, но предусмотрена трудовыми или коллективными договорами, то затраты на доставку уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Доказательство № 3: расходы обоснует расчет

Перевозку работников надо оформить документально. Прежде всего необходимо иметь технико-экономический расчет. Такое условие установил ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 28 августа 2006 г. № Ф04-4365/2005(25655-А81-33) по делу № А81-3809/4471А-04 для вахтового метода работы. Однако оно может быть применимо и при работе предприятия на обычном режиме.

Предположим, что общественный транспорт до предприятия не предусмотрен или он не ходит в то время, когда часть сотрудников начинает или завершает работу при круглосуточной работе. Тогда в расчете необходимо указать, почему для доставки персонала целесообразно использовать собственный либо наемный транспорт. В нем как раз и будут учтены время начала и окончания работы, удаленность предприятия, то есть технологические особенности. В нем также нужно указать численность сотрудников, их время и место потенциальных посадок и высадок, в зависимости от места их жительства или ближайшего к предприятию места, доступного для общественного транспорта.

Если до предприятия ходит общественный транспорт, то целью расчета будет доказать, что, учитывая расписание движения транспорта и его вместимость, все или отдельные сотрудники организации (например, сотрудники определенной смены) не смогут добраться на работу вовремя.

Далее на основании расчета экономической службы или бухгалтерии следует издать приказ о целесообразности доставки сотрудников до места работы и обратно. В нем необходимо указать, каким конкретно способом она будет осуществляться. Например, приказ может начаться с такой формулировки: «В целях обеспечения своевременной доставки к началу рабочей смены сотрудников приказываю организовать транспортировку сотрудников. (далее указание ее способа)».

В трудовом или коллективном договоре желательно также указать на обязанность доставки сотрудников до места работы при соблюдении определенных условий. Если часть сотрудников необходимо привозить издалека и такая доставка будет дорогостоящей, кадровой службе целесообразно подготовить дополнительную справку о том, что набрать сотрудников на эти должности поблизости невозможно.

Итак, доставка сотрудников к месту работы в договорах предусмотрена, приказ о ее целесообразности подписан, технико-экономический расчет готов. Таким образом, понесенные расходы осуществлены в производственных целях, а не в интересах работника. Значит, они не облагаются ЕСН, НДФЛ и их можно учесть при расчете налога на прибыль.

С. Горячев, аудитор ООО «С.А. Партнерство»

Доставка сотрудников до работы и обратно: учет без страха и упрека

Нередко организация расположена там, «куда не ходят пароходы и не ездят поезда», либо режим работы у нее такой, что на общественном транспорте добраться к началу смены (или уехать домой после ее окончания) нереально. Типичный пример, где присутствуют оба этих фактора, — магазины в мегамоллах, расположенных за чертой города, или производственные предприятия, находящиеся в промзонах.

В этих случаях у компании едва ли не единственный способ обеспечить присутствие сотрудников на рабочих местах — собственным или сторонним транспортом организовать их доставку до работы и обратно. Задача же бухгалтера — учесть эту доставку таким образом, чтобы и фирме было выгодно, и проверяющие не придрались. Реально ли это?

Когда претензий не должно быть

Начнем с того, что, по мнению Минфина, организация может учесть расходы на доставку сотрудников, только если одновременно соблюдаются два услови я п. 26 ст. 270 НК РФ; Письмо Минфина от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49 .

УСЛОВИЕ 1. Доставка сотрудников вызвана технологическими особенностями производства

  • удаленность организации от населенных пунктов или остановок общественного транспорта;
  • отсутствие регулярных маршрутов общественного транспорта либо их низкая пропускная способность и значительные интервалы в движении;
  • непрерывный или многосменный график работы организации;
  • круглосуточный или многочасовой режим работы торговых объектов (то есть рабочий день заканчивается поздно, когда транспорт уже не ходит).

Место работы считается удаленным от остановок общественного транспорта, если оно находится дальше, чем в 300— 500 м (в зависимости от климатических условий конкретной местности ) п. 11.15 Свода правил 42.13330.2011. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минрегиона от 28.12.2010 № 820 .

Наличие перечисленных факторов можно подтвердить, например, такими документами:

  • графиком работы компании, где указано время начала и окончания каждой смены;
  • технологической картой, подтверждающей непрерывный процесс производства;
  • справкой от местной администрации или местных автопредприятий о наличии маршрутов или их расписании в конкретном городе, районе, поселке.

Не так давно московский суд отверг доводы налоговиков о нецелесообразности расходов на доставку рабочих ввиду нахождения стройплощадок близко от метро и автобусных остановок. При этом суд признал технологической особенностью производства тот факт, что в процессе строительных работ одежда рабочих сильно загрязняется, при этом на стройплощадке им негде переодеться и принять душ. А по правилам проезда на столичном общественном транспорт е пп. 6.4.1, 6.4.11 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП ; п. 2.11.16 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 № 844-ПП находиться в транспорте в пачкающей и зловонной одежде запрещено. Также суд учел необходимость одновременной перевозки больших групп рабочих, которые невозможно перевезти общественным транспорто м Постановление 9 ААС от 11.11.2011 № 09АП-28208/2011-АК (оставлено в силе Постановлением ФАС МО от 29.02.2012 № А40-50862/11) .

УСЛОВИЕ 2. Доставка предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором

Заметим, что на самом деле из п. 26 ст. 270 НК РФ прямо не следует, что затраты на доставку работников до работы и обратно можно включать в расходы, только если соблюдаются оба названных условия. На то, что эти условия альтернативные, а не совокупные, указывают и некоторые суд ы Постановления 19 ААС от 17.10.2011 № А08-2729/2011; ФАС ВСО от 27.09.2010 № А33-18167/2008 . Однако проверяющие наверняка будут руководствоваться подходом Минфина.

Итак, при соблюдении названных условий налоговый учет расходов на доставку будет выглядеть так.

Когда и какие проблемы возможны

СИТУАЦИЯ 1. Компания организовала доставку работников в силу технологических особенностей производства, но нигде это не закрепила.

В этом случае налоговики могут:

  • убрать сумму доставки из «прибыльных» расходов и доначислить нало г Постановления ФАС МО от 29.02.2012 № А40-50862/11; 19 ААС от 17.10.2011 № А08-2729/2011; ФАС ВСО от 27.09.2010 № А33-18167/2008 ;
  • доначислить НДС на стоимость доставки служебным транспортом, расценив ее как услуги для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при налогообложении прибыл и подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ , либо исключить из вычетов входной НДС, относящийся к стоимости услуг по доставке, оказанных сторонней фирмо й Постановление ФАС ЦО от 20.12.2011 № А14-12623/2010 ;
  • начислить соответствующие пени и штраф ы ст. 122 НК РФ .

А особо ретивые проверяющие из фондов могут доначислить страховые взносы на стоимость доставки. Правда, суды охлаждают их пыл см., например, Постановление 11 ААС от 09.11.2011 № А49-2814/2011 .

Специалист Министерства труда и социальных отношений подтвердил нам, что в данном случае взносов не будет.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если доставка работников до места работы и обратно обусловлена технологическими особенностями производства (удаленное местонахождение организации, многосменный график работы и проч.), то в этом случае страховые взносы на стоимость доставки не начисляютс я ” .

В этой ситуации подстраховаться от возможных налоговых неприятностей можно, включив в трудовые и (или) коллективный договоры условие о доставке сотрудников.

СИТУАЦИЯ 2. Производственной необходимости в доставке нет, работники могут сами добираться до работы и обратно. Однако фирма обеспечивает им доставку, предусмотрев это в трудовом (коллективном) договоре.

Многие думают, что в этом случае затраты на доставку можно включить в расходы на оплату труд а п. 25 ст. 255 НК РФ . Однако Минфин недавно дал понять: то, что вы закрепили какие-либо выплаты работникам в коллективном договоре, еще не означает, что их автоматом можно учесть в «прибыльных» расходах по п. 25 ст. 255 НК РФ Письмо Минфина от 16.02.2012 № 03-03-06/4/8 (см. , 2012, № 7, с. 9). Правда, доставку Минфин в своем Письме не упоминал.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если для доставки сотрудников до работы нет объективных производственных причин, к тому же подтвержденных документально, то доставка влетит фирме в копеечку. Ее стоимость нельзя будет учесть в расходах, а также она будет облагаться НДС, НДФЛ и страховыми взносами.

То есть в этой ситуации логично ожидать тех же неприятностей, что мы перечислили выше. Кроме того, если работодатель обеспечивает своим работникам доставку, руководствуясь исключительно заботой об их комфорте, то независимо от учета «доставочных» расходов для целей налогообложения прибыли он должен:

  • удерживать НДФЛ со стоимости доставк и Письмо Минфина от 12.10.2011 № 03-04-05/6-728 как с дохода, полученного работниками в натуральной форм е подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ . А для этого работодателю надо каким-то образом организовать персонифицированный учет работников, пользующихся услугой по доставке, и рассчитывать стоимость доставки, относящуюся к каждому работник у Письмо Минфина от 18.05.2006 № 03-05-01-04/110; п. 8 Информационного письма Президиума ВАС от 21.06.99 № 42 .

Для этого Минфин предлагает воспользоваться табелем учета рабочего времени (другим аналогичным документом) и рассчитывать доход каждого работника путем деления разовой стоимости доставки на количество работников, явившихся в этот день на работ у п. 2 Письма Минфина от 17.07.2007 № 03-04-06-01/247 . Но работодатель может установить и свой способ учета, например использовать талончики или билетики, требовать, чтобы работники, пользующиеся ведомственным транспортом, отмечались в специальном списке.

Отдельные суды считают, что, поскольку услуги по доставке, производимой сторонним транспортом, оказывались не работникам, а непосредственно работодателю, стоимость доставки не является вознаграждением за выполненные работы (услуги) по трудовым договорам и не облагается НДФЛ Постановления ФАС МО от 27.06.2011 № КА-А40/6029-11; ФАС ЗСО от 17.11.2010 № А45-26455/2009 ;

  • начислять страховые взносы, в том числе и на «несчастное» страховани е ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ; п. 1 ст. 20.1 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ .

Но если доставка производится собственным транспортом, который используется и для других поездок, то персонификация расходов на доставку потребует от организации чересчур много трудозатрат. Если она на это не пойдет, то просто не сможет правильно начислить НДФЛ и страховые взносы. Но проверяющих это вряд ли будет волновать, поэтому оспаривать доначисления придется в суде.

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ Доставку сотрудников обычно организуют фирмы, для которых эта статья расходов — далеко не в первом десятке. Кроме того, при налоговой проверке инспекторы не часто доходят до анализа экономической обоснованности и правильности исчисления налогов с расходов на доставку.

Если же проблема доставки существует у холдинга, то, как правило, при нем создается специализированная организация-перевозчик, которая не имеет большого оборота, аккуратно платит налоги, не имеет ни НДС к возмещению, ни убытков, ни каких-либо иных факторов, которые могли бы навлечь проверк у ” .

Итак, безопаснее и спокойнее учитывать доставку сотрудников, когда в ней действительно есть нужда и когда обязанность по доставке прописана в локальном акте. Обратите особое внимание на то, чтобы производственная необходимость доставки была документально подтверждена.

Конференция ЮрКлуба

Доставка работников к месту работы

Lbp 20 Ноя 2008

Есть место, скажем так, постоянной дислокации предприятия.
Туда ежеутренне собираются работники. Затем их увозят на служебном транспорте на объект(ы). До объектов можно добраться только таким образом. Дорога может занимать до двух часов в один конец.

Как думаете, уважаемые коллеги, входит ли такая доставка в рабочее время?

Santic 20 Ноя 2008

До объектов можно добраться только таким образом. Дорога может занимать до двух часов в один конец.

А на собственной машине?
Можно ли приехать на объект минуя место постоянной дислокации?

Прошу уточнения: объекты постоянные или меняются?
Когда становится известно — куда ехать — по прибытии к месту дислокации или заранее?

Сатир 20 Ноя 2008

Lbp 20 Ноя 2008

А на собственной машине?
Можно ли приехать на объект минуя место постоянной дислокации?

А почему работник должен гонять собственную машину?

объекты постоянные или меняются?

Когда становится известно — куда ехать — по прибытии к месту дислокации или заранее?

В принципе — известно заранее (за неделю, а то и раньше).

Подчеркиваю: к объектам на к-л общественном транспорте не приблизиться!
Они в лесу.

Сатир

Я девушка приличная и в Поиске была.
А вот Вас там, судя по вопросу, не стояло.

Lenusya 20 Ноя 2008

Мы эту мысль обрабатывали. И вот что получилось:
В рабочее време не входит время проезда. Но:

ст. 227 Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи на ПРОИЗВОДСТВЕ подлежат:

при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

Но Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Так что не входит проезд.

Lbp 20 Ноя 2008

Так что не входит проезд.

Хорошо бы еще и обосновать.

Lenusya 20 Ноя 2008

Хорошо бы еще и обосновать.

Так вы в ПВТР внесите что проезд — это рабочее время и проблем никаких. Тогда точно входить будет.

Этол я так. Доказательство от обратного.
Внесите в ПВТР, что время проезда — это не рабочее время. Диспозитивка же — регулируйте сами.
Сообщение отредактировал Lenusya: 20 Ноябрь 2008 — 19:58

Сатир 20 Ноя 2008

Я девушка приличная и в Поиске была.

Lbp 20 Ноя 2008

Сатир
Затем, что я ищу лошадь с левой передней белой ногой. (с) из классики.
А там просто лошадь.

Добавлено в [mergetime]1227182056[/mergetime]
Lenusya

Так вы в ПВТР внесите что проезд — это рабочее время и проблем никаких

Вы чего, издеваетесь?
Если бы меня интересовали ПВТР, я бы здесь вопроса не задавала.
Меня интересует вопрос с т.зрения закона.

Santic 20 Ноя 2008

Lbp
вопрос интересный))) И надо исходить из имеющейся ситуации или из того, чего мы хотим)))

но, полагаю, все-таки в данном случае не входит проезд в рабочее время. Если такая практика постоянная, предположу, что это подвижной характер работы.
А транспорт — это всего-навсего организация работодателем доставки работников. могут попытаться ехать сами.
Им указывают их конкретное рабочее место на неделю. Указывают транспорт, который их довезет (по их желанию). Задача работника — прибыть на рабочее место в сроки, установленные работодателем удобным для работника способом.
Единственное, на что следует обратить внимание, если ситуация уже сложилась — распорядок дня — когда должен явиться на работу и куда? Если к 9.00 на место дислокации — тогда входит, а если к 11.00 на место, куда всех по желанию привезет автобус — то не входит)))

Lenusya 20 Ноя 2008

Lbp

Вы чего, издеваетесь?

Нет.
А чем Вас не устраивает определение рабочего времени в ТК?
Если у вас в ПВТР этого нет, другими законами и НПА время доставки к рабочему не отнесено.
Вывод напрашивается сам.

Lbp 20 Ноя 2008

Вывод напрашивается сам.

У меня вот не напросился.
Santic

И надо исходить из имеющейся ситуации или из того, чего мы хотим))

Надо исходить из того, что есть.

могут попытаться ехать сами.

Не могут. Ну лес дремучий. Не ходит там транспорт. Личный исключаем сразу.

А вот насчет подвижного. подумаю. Хотя. Чего там подвижного?

Вот нет у меня однозначной оценки. Не складается.

Lenusya 20 Ноя 2008

Carolus 20 Ноя 2008

До объектов можно добраться только таким образом.

Если пешком добраться можно — то альтернатива есть. А если вдруг только по спискам из автобусов пускают — тогда надо думать.

Lbp 20 Ноя 2008

Так не темните, дорогая, изожите свою позицию

Я не дорогая. Я бесценная.
А не изложу. Я написала — у меня ее нет.
А Вашей обоснованной, извините, не вижу.
Carolus

Если пешком добраться можно

Нельзя. От часу до двух — на автобусе.

Carolus 20 Ноя 2008

Нельзя. От часу до двух — на автобусе.

Что значит — нельзя? По Вашему, я не могу принять на работу гражданина, определив ему участок работы в «пустыне Калахари»? Могу, если найду дурака, который пойдёт ко мне работать. Проблема как добраться до работы — это проблема работника. Да, я могу способствовать этому, но не обязан это делать. Ах да, ещё за несчастный случай я отвечаю, если по пути моего «калахрца» верблюды скушают. Но сколько он там идти будет — его проблемы. Нехай живёт прямо в лесу, если не хочет пешком идти!

Кстати, в целом даже обеспечить транспорт в служебную командировку — не обязанность работодателя. Могу заявить — добирайся как хочешь, и дать разумное время, а также оплатить транспортные расходы по нормативам (а не покупать билет до командировки).

Добавлено в [mergetime]1227184296[/mergetime]
Кстати, если туда можно добрать на автобусе без каких-либо пропускных пунктов, то и на машине, видимо, можно. А также пешком, пусть полдня топает. Например, по территории Кировского завода в Питере ходят собственные автобусные маршруты завода. Причём известна единообразная судебная практика, считающая, что в рабочее время проход по территории предприятия до рабочего места или цеха не входит. В итоге рабочее время начинается не на проходной завода, а иногда в нескольких километрах от него, поскольку территория у завода огромная. Со своей машиной туда, по-моему, нельзя. Можно — пешком. Можно — использовать внутренние автобусы завода. Они ходят несколько раз в сутки по расписанию и с остановками.
Сообщение отредактировал Carolus: 20 Ноябрь 2008 — 20:38

Стармел 20 Ноя 2008

Была еще тема про рабочего Сургутнефтегаза, который хотел ещё компенсацию за проезд на служебном автобусе, но жил ближе 30 км от объекта, поэтому возили его на служебном автобусе бесплатно, без добавления к з/п.

Мне кажется, что не входит это в рабочее время. Чисто теоретически ничто не мешает работнику ходить пешком в указанный лес. К примеру, если работник живет где-нибудь в Зеленограде, а работает в Выхино, дорога до работы у него займет больше двух часов в день на общественном транспорте. При этом входить рабочее время его подвиг не будет, даже если он будет ездить на работу на служебной машине с водителем , выделенной предприятием, если иное не указано в ПВТР (например, сидя в этой машине указанный работник ведет переговоры, пишет заключения и т.д., что учитывается работодателем и оплачивается соответственно).

У ряда категорий (военнослуащие, сотрудники правоохранительных органов) дорога к месту несения службы входит в служебное время, что приямо оговорено в нпа.

Моё мнение — не входит это в рабочее время, если в ПВТР, трудовом договоре не установлено иное.

Lbp

А почему работник должен гонять собственную машину?

Подчеркиваю: к объектам на к-л общественном транспорте не приблизиться!

Ну и что? В некоторых небольших и больших городах нашей РФ вообще нет общественного транспорта или он есть в таком виде — утром рейс и вечером рейс. Все остальные маршруты — частный извоз в особо крупном размере. Не нравиться — ищи работу в другом месте или пешком ходи (на машине езди).

Santic 20 Ноя 2008

А вот насчет подвижного. подумаю. Хотя. Чего там подвижного?

Убей меня Бог не могу найти определения подвижного характера. но у меня тут версия К+ фиговая.
Варианта два — либо подвижной, либо разъездной.

Что касается проезда:

Не могут. Ну лес дремучий. Не ходит там транспорт. Личный исключаем сразу.

Да и фиг с ним! Не могут сами — пусть едут на работодателе. Он же не отказывается их возить.

Отсюда мой вывод: время в пути на работодателе не включается в рабочее время, ибо:
1. Трудовой функции работник не выполняет.
2. Доставка к рабочему месту — не обязательное условие для выполнения работником, а только способ обеспечения проезда работника. Следовательно являться к автобусу, строго говоря, он не обязан. Как будет добираться — его личная проблема, если его не устроит автобус работодателя.

Капитон 20 Ноя 2008

Lbp 20 Ноя 2008

По Вашему, я не могу принять на работу гражданина, определив ему участок работы в «пустыне Калахари»? Могу, если найду дурака, который пойдёт ко мне работать.

Это лирика. И в остальном лирика. Неубедительно! (с)
Santic

Убей меня Бог не могу найти определения подвижного характера.

Отсюда мой вывод: время в пути на работодателе не включается в рабочее время, ибо:
1. Трудовой функции работник не выполняет.

Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени , которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

А вот не было бы иных — не было бы и вопроса, наверно.

Капитон
Это не вахта.

Входит ли проезд к рабочему месту в рабочее время?

я работаю в Саратовском ООО на газопроводе.По договору рабочий день с 8 до 17.До участка ехать час-полтора,поэтому от гостиницы мы отъезжаем в 6,30-6,40,а обратно в 17,30-18,30.В гостиницу приезжаем в 19-20.Входит ли время на работу и с работы в рабочее время?И ещё,по договору пятидневка,а по факту выходных нет и они не оплачиваются.Как подать иск в суд?

Ответы юристов (1)

Добрый день, Константин.

Не совсем понятно, почему от гостиницы? У вас вахтовый метод работы?

Или вы живете в Саратове, и просто служебный автобус отходит от какой-то гостиницы.

Для случая, если у вас не вахтовый метод работы

Время на дорогу до места работы не входит в рабочее время. Вы в это время не работаете, можете ездить на собственном автомобиле и самостоятельно выбирать время отъезда.

А по поводу работы по выходным — такая работа должна быть с согласия работника.

Можете отказаться выходить в выходные в порядке самозащиты, письменно уведомив работодателя.

Вопрос об оплате попробуйте решить путем переговоров с работодателем. Если отказывается, вы можете обратиться в трудовую инспекцию или суд.

Работа в выходные и нерабочие праздничные днизапрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Доставка сотрудников на работу служебным транспортом

Здравствуйте. Я работаю воспитателем в гимназии-интернате. Моя работа находится не в городе: гимназия — интернат находится в селе, примерно 33 км от города. Когда я устраивалась на работу, нас возил служебный транспорт. Теперь служебный автобус возит на работу только учителей, а нам (воспитателям) приходится добираться самостоятельно на работу и с работы. Причем, рейсовые автобусы ходят редко и их приходится долго ждать, т.е. по окончании рабочего времени приходится еще задерживаться на пару часов до автобуса (или приезжать на работу позже). Администрация аргументирует это тем, что предназначение служебных автобусов только для перевозки детей. Но при приеме на работу (это было очень давно) обещали служебный транспорт. График работы нам никто менять не собирается, т.к. он зависит от учебного процесса. Законно ли данное решение администрации и есть ли какие статьи и документы, которые могут помочь нам решить этот вопрос в нашу пользу.

Ответы юристов (3)

Наталья, добрый день!

Обещали служебный транспорт каким образом, устно? или в письменном виде? Эти обещания где-нибудь прописаны?

Доставка сотрудников до места работы работодателем может является одной из составляющих социального пакета, которая обычно оговаривается в трудовом договоре, заключаемом при приеме на работу. Так же может быть закреплена в правилах внутреннего трудового распорядка. Внимательно изучите свой трудовой договор.

В Трудовом кодексе норм об обязанности работодателя обеспечить доставку работников к месту работы нет.

Уточнение клиента

Теперь получается, что обещания были устными, т.к. в новых документах ничего не прописано о доставке сотрудников на работу (а когда они изменились — не известно). А скажите, должны ли в таком случае компенсировать транспортные расходы (билет в автобусе стоит больше чем по городу)?

01 Июня 2017, 10:02

Есть вопрос к юристу?

О язанности доставки на уровне ТК РФ нет. Смотрите трудовой договор

ТК РФ, Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 22 ТК РФ

Работодатель имеет право:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;

Доброго дня! Согласно положению Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» по ст.40 » Транспортное обеспечение»

1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
2. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Вам необходимо с учредителем образовательного учреждения (Администрацией района) решать данный вопрос… При решении вопроса скажите что будете жаловаться в том числе и в прокуратуру на проведения проверки как расходуются средства на содержания данного автобуса (бензин и т.д) — я думаю при достойном Вашем поведении администрация распорядиться и ВАс будут возить как и возили ранее.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.