Гарантии прав профсоюзов тк рф

Гарантии прав профсоюзов тк рф

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей.

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это — поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению — они могут быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и неосвобожденные от основной работы члены профсоюзных органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании (конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего) профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм [1] .

Юридические гарантии — это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных законодательством средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации. Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном) правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования прав профсоюзов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

· общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав, специализированных по признакам субъекта и содержания;

· направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей (администрации), органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Охрана прав профсоюзов — это предупреждение их нарушения путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации прав.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

· обязанность государственных органов, администрации содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;

· надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.

Личные гарантии — это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Данные гарантии закреплены в статьях 374 и 375 Трудового кодекса РФ.

Приведенные формы и способы содействия государственных органов уточнены Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых условий экономической деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью коллективных договоров, соглашений.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью [2] .

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит — за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

· дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности);

· административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являться административным проступком);

· уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов — см. ст. 137 Уголовного кодекса);

· материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского законодательства).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-соглашению.

[1] Бердычевский В.Д. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде // Северо-кавказский юридический вестник: Научно-практический журнал. — Ростов-на-Дону, 2001. — № 2. — с.80-91

[2] Бердычевский В.Д. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде // Северо-кавказский юридический вестник: Научно-практический журнал. — Ростов-на-Дону, 2001. — № 2. — с.80-91

Гарантии прав профсоюзов в решениях Конституционного Суда Российской Федерации

ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд РФ (далее КС РФ) нечасто высказывает свои правовые позиции в сфере защиты прав профсоюзов. Каждое решение КС РФ в этой области имеет принципиальное значение для сторон социального партнерства как субъектов коллективно-договорного уровня регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Правовую основу деятельности профсоюзов определяют Конституция РФ , общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ) , Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее Федеральный закон о профсоюзах) , иные федеральные законы. Необходимость и целесообразность совершенствования законодательства о профсоюзах обусловливают принятие Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ и правовые позиции КС РФ. ——————————— Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Рос. газета. 1993. 25 декабря. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 1. Ст. 3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 3. Ст. 148. Федеральный закон от 30 июня 2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 27. Ст. 2878.

Некоторые нормы утратившего силу КЗоТ РФ и действующего Федерального закона о профсоюзах воспроизведены в тексте ТК РФ, а внесенные Федеральным законом N 90-ФЗ поправки в соответствующие статьи не изменили содержания правовых норм. Данная ситуация влечет возрастание практической значимости правовых позиций КС РФ по вопросам гарантий прав профсоюзов, позволяющих точнее понимать сущность и особенности правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в целях правильного применения соответствующих норм. ——————————— Кодекс законов о труде РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 9 декабря 1971 г. «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1971. N 50. Ст. 1007.

Конвенции МОТ N 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию , N 98 1949 года относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров , N 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях устанавливают, что государства обеспечивают трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда, на права организаций трудящихся свободно избирать своих представителей. Ст. 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и на свободу деятельности общественных объединений. ——————————— Конвенция Международной организации труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.) // Библиотечка «Российской газеты». 1999. N 22 — 23. Конвенция Международной организации труда N 98 1949 года о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров (Женева, 8 июня 1949 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Т. 1. Женева: Международное бюро труда, 1991. Конвенция Международной организации труда N 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях (Женева, 2 июня 1971 г.) // Библиотечка «Российской газеты». 1999. N 22 — 23.

Как подчеркнул КС РФ в своем Постановлении от 24 января 2002 года N 3-П , из этой конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан. Поэтому законодатель предусматривает меры социальной защиты работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, так как в силу необходимости сочетания работы с выполнением функций представительства и защиты работников осуществление членами профсоюзов трудовой деятельности может быть затруднено. ——————————— Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 7. Ст. 745.

Часть 2 ст. 235 КЗоТ РФ и пункт 3 ст. 25 Федерального закона о профсоюзах содержали одинаковые положения, согласно которым увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов не допускалось. В том числе эти положения распространялись и на случаи совершения работниками дисциплинарных проступков, являющихся законным основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя. Поэтому применение к работнику, входящему в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы, такой меры дисциплинарного взыскания, как увольнение, в принципе было невозможным. Рассматривая данное дело, КС РФ отметил, что конституционные права на свободу экономической деятельности предполагают наличие у работодателя ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать решения по подбору, расстановке, увольнению работников. Поэтому, предусматривая гарантии трудовых прав работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения, которые ведут к искажению существа свободы экономической деятельности. Это противоречит положениям ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних лиц не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными. Между тем, как указал КС РФ, ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона не предусматривали обязанность профсоюзного органа в случае отказа дать согласие на увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов, излагать мотивы такого отказа. Требование о получении предварительного согласия на увольнение работника означало, что фактически вопрос об обоснованности расторжения по инициативе работодателя трудового договора с работником, даже в случае совершения им противоправного деяния, решался не судом, а профсоюзным органом, представляющим интересы лишь одной стороны в споре. Отсутствие возможности доказывать в суде необходимость и обоснованность увольнения работников, совершивших дисциплинарный проступок, ограничивало право работодателя на судебную защиту. Кроме того, КС РФ констатировал, что данные положения предоставляли работникам, входящим в состав профсоюзных органов, необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками, что несовместимо с положениями ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина. В результате положения ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона были признаны КС РФ не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой ими не допускалось без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков. Однако, несмотря на изложенную позицию КС РФ, законодатель в ст. 374 ТК РФ вновь предусмотрел, что увольнение руководителей выборных профсоюзных органов организации допускается только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. И снова ст. 374 ТК РФ не обязала вышестоящий профсоюзный орган мотивировать свое решение по данному вопросу. Фактически данная норма воспроизводит признанную КС РФ неконституционной ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ. Отличие состоит лишь в том, что круг профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, при увольнении которых законодателем установлены дополнительные гарантии, несколько сузился и включает в себя только руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, а также ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним). Ограничен также перечень оснований расторжения трудового договора, при увольнении по которым работодатель должен получить предварительное согласие соответствующего вышестоящего профсоюзного органа. Тем не менее в числе таких оснований, наряду с п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации), п. 3 ст. 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), предусмотрен также п. 5 ст. 81 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Очевидно, что последнее основание — это в полной мере субъективное обстоятельство, связанное с виновными действиями работника. Неудивительно в связи с этим, что ст. 374 ТК РФ вызвала вполне обоснованную критику среди представителей науки с точки зрения соответствия правовой позиции КС РФ . Вполне логичным представляется и последовавший запрос в КС РФ о проверке конституционности ч. 1 ст. 374 ТК РФ, в котором оспаривалась конституционность положения, согласно которому увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2 ст. 81 (в связи с сокращением численности или штата работников организации) руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Однако на этот раз указанная норма была признана направленной на защиту государством свободы профсоюзной деятельности, не нарушающей баланс прав работодателя и работников в лице их представителей и не противоречащей Конституции РФ . ——————————— Головина С. Ю. Срочные договоры в Трудовом кодексе и решениях Конституционного Суда / Н. Мершина, С. Ю. Головина // Российская юстиция. 2003. N 3. С. 13. Куренной А. М. Грядут перемены? // ЭЖ-Юрист. 2003. N 24. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 421-О «По запросу Первомайского районного суда города Пензы о проверке конституционности части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 3.

Формулируя в Определении N 421-О свою правовую позицию, КС РФ пришел к выводу о том, что установление для работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, дополнительных гарантий при осуществлении ими профсоюзной деятельности как направленных на исключение препятствий такой деятельности следует рассматривать в качестве особых мер их социальной защиты. В этой связи КС РФ указал, что ч. 1 ст. 374 ТК РФ, закрепляющая в качестве такой гарантии обязательность получения работодателем предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, по своему содержанию направлена на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление профсоюзной деятельности, в том числе посредством прекращения трудовых правоотношений. Между тем КС РФ, определив конституционность ч. 1 ст. 374 ТК РФ, разъяснил порядок применения этой статьи. По сути, данная норма устанавливает абсолютный запрет на увольнение перечисленных категорий профсоюзных работников без реализации установленной в ней специальной процедуры прекращения трудового договора. Поэтому работодатель, считающий необходимым в целях осуществления эффективной экономической деятельности усовершенствовать организационно-штатную структуру путем сокращения численности или штата работников, для получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение работника обязан представить мотивированное доказательство того, что предстоящее увольнение обусловлено именно указанными целями и не связано с осуществлением им профсоюзной деятельности. В случае получения отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение работодатель вправе обратиться в суд с заявлением о признании его необоснованным. В суде работодатель должен доказать, что в действительности его намерение уволить работника связано с изменением организационно-штатной структуры, а не с осуществляемой работником профсоюзной деятельностью. Профсоюзный орган, в свою очередь, обязан представить доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности. И только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, работодатель вправе издать приказ об увольнении. Таким образом, по мнению КС РФ, норма ч. 1 ст. 374 ТК РФ по своему конституционно-правовому смыслу и целевому предназначению направлена на защиту государством свободы профсоюзной деятельности и не препятствует судебной защите прав работодателя в случае отказа профсоюзного органа дать предварительное мотивированное согласие на увольнение работника. Очевидно, что изложенные выше четкие правовые позиции КС РФ значительно изменили содержание ч. 1 ст. 374 ТК РФ с точки зрения соответствия конституционным правам работодателя, а также принципу равенства всех перед законом и судом. С учетом этого предусмотренные данной нормой ТК преимущества руководителей выборных профсоюзных коллегиальных органов и их заместителей по сравнению с другими работниками следует признать вполне обоснованными, направленными на защиту свободы деятельности профсоюзов как объединений граждан. При этом выявленный КС РФ конституционно-правовой смысл ч. 1 ст. 374 ТК РФ в силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. ——————————— Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 376 ТК РФ в отношении руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей, с которыми расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81, в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается также только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Следует отметить, что КС РФ при проверке конституционности ч. 1 ст. 374 ТК РФ было рассмотрено только увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК (сокращение численности или штата работников организации). Однако, по мнению А. В. Жигачева, изложенное решение КС РФ и, соответственно, установленная в нем процедура увольнения руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных органов организации распространяется и на иные, предусмотренные ч. 1 ст. 374 основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя — п. 3 ст. 81 (недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации) и п. 5 ст. 81 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей) ТК РФ, так как в данных случаях имеет место весьма схожий баланс прав работодателя и работника . ——————————— Жигачев А. В. Защита конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2006. С. 44.

Представляется, что изложенная правовая позиция КС РФ, безусловно, применима к расторжению трудового договора с руководителями и их заместителями (бывшими руководителями и их заместителями) выборных органов первичных профсоюзных организаций не ниже цеховых по основаниям, предусмотренным п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако при прекращении трудовых правоотношений по п. 5 ст. 81 с таким работником представляется более последовательным и логичным применение правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 24 января 2002 года N 3-П. Требование о получении предварительного согласия на увольнение работника, совершившего дисциплинарный проступок, является несоразмерным ограничением права работодателя, а работникам, которые являются руководителями и заместителями руководителей (в том числе бывшими в течение двух лет после прекращения ими полномочий) выборных органов первичных профсоюзных организаций и не освобождены от основной работы, предоставляются необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками. Поэтому положения ст. 374 и ст. 376 ТК РФ в той части, в какой они не допускают без предварительного согласия вышестоящих профсоюзных органов увольнение указанных работников в случае неоднократного неисполнения работниками без уважительных причин трудовых обязанностей, если они имеют дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81), не соответствуют Конституции РФ, должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с правовой позицией КС РФ. Вызывают сомнения в их конституционности и положения ст. 375 ТК РФ и ст. 26 Федерального закона о профсоюзах, которые содержат гарантии освобожденным профсоюзным работникам, несмотря на то что ст. 375 изложена в новой редакции. В соответствии с ч. 1 ст. 375 работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа, а при ее отсутствии другая равноценная работа у того же работодателя. Ст. 26 Федерального закона о профсоюзах предоставляет такие же гарантии освобожденным профсоюзным работникам не только первичных профсоюзных организаций работодателя, с которым они состояли в трудовых отношениях, а любых выборных органов профсоюзов, более того — гарантирует предоставление работы в других организациях. Ст. 26 Федерального закона регулирует данное правоотношение иначе, чем ТК РФ, что противоречит частям 3, 4, 5 ст. 5 ТК, устанавливающим приоритет Кодекса в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Ст. 5 прямо предусматривает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий применяется ТК. Поэтому положения ст. 26 Закона о профсоюзах не могут применяться как противоречащие ст. 375 ТК РФ, которая предоставляет гарантии только тем освобожденным профсоюзным работникам, которые избраны в выборный орган первичной профсоюзной организации, а не в любые профсоюзные органы, создаваемые в соответствии с уставами профсоюзов. Но наряду с этим возникает закономерный вопрос: соответствует ли сама ст. 375 ТК основным принципам трудового права и Конституции РФ? Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, как гласит ст. 3 ТК РФ, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества, независимо от принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Тем не менее по смыслу ст. 375 ТК освобожденному профсоюзному работнику после окончания срока его полномочий предоставляется та же или другая равноценная работа у того же работодателя. Фактически такой работник пользуется преимущественным правом на заключение трудового договора, по сравнению с другими претендентами на соответствующее вакантное рабочее место. Представляется, что в данной ситуации необходимо руководствоваться позицией КС РФ, которую он сформулировал еще в 1999 году в отказном Определении N 207-О . Суд подчеркнул, что в силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона о профсоюзах профсоюзные работники, избранные на выборные должности в профсоюзные органы, освобождаются от работы в соответствии с п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ. Сейчас аналогичное основание прекращения трудового договора содержится в п. 5 ст. 77 ТК РФ (переход работника на выборную работу (должность)). Следовательно, в качестве работодателя выступает не организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник ранее состоял в трудовых отношениях, а профсоюзный орган, который и должен обеспечить предоставление ему как социально-трудовых прав и льгот, закрепленных в законодательстве о труде, так и тех, которые содержатся в коллективном договоре, действующем у бывшего работодателя (ч. 3 ст. 375 ТК и п. 4 ст. 26 Закона). Кроме того, КС РФ констатировал, что эта норма по своему характеру является дополнительной гарантией свободного осуществления профсоюзной деятельности у работодателя и ее изменение означало бы нарушение конституционного принципа равенства, поскольку ставило бы освобожденных профсоюзных работников в привилегированное по сравнению с другими работниками положение. ——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 1999 г. N 207-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Геннадия Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Следовательно, гарантии освобожденным профсоюзным работникам, закрепленные в ст. 375 ТК РФ, должны им предоставляться соответствующим профсоюзным органом, с которым они и состояли в трудовых отношениях. Поэтому формулировки, содержащиеся в ст. 375 ТК, должны быть приведены в соответствие с конституционными принципами равенства прав и свобод, в том числе в сфере труда. В заключение необходимо отметить незначительное количество решений КС РФ по рассматриваемому вопросу и еще меньшее количество признанных этими решениями неконституционными правовых норм. Однако и в настоящее время ряд положений трудового законодательства предусматривает различного рода отличия в правовом статусе работника, льготы, преимущества в зависимости от факта принадлежности к общественному объединению. При этом все же следует признать, что в условиях демократического правового государства полное исключение подобных отличий невозможно. Не вызывает сомнения обоснованность установления разумных дополнительных гарантий при увольнении в отношении руководителей профсоюзных органов. Данные гарантии необходимы для полной реализации гражданами права на объединение в профсоюзы в целях защиты своих законных прав и интересов. Между тем законодатель при установлении каких-либо отличий в правовом статусе лица в зависимости от его принадлежности к профессиональным союзам обязан, во-первых, обеспечивать разумный баланс прав и свобод различных субъектов трудового права, а во-вторых, учитывать основополагающий принцип запрета дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, сформулированный в ст. 9 Федерального закона о профсоюзах, в соответствии с которым запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу. В противном случае неизбежно нарушение как самого конституционного права на объединение, так и принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

Гарантии прав профсоюзов тк рф

Многообразная деятельность профессиональных союзов требует определенной системы гарантий обеспечения нормального функционирования профсоюзных организаций, реального использования имеющихся возможностей для защиты прав и законных интересов работников. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и принуждения как средство воздействия на субъекта общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. и Трудовой кодекс РФ установили систему гарантий прав профсоюзов. Необходимость подобных гарантий связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий.

В систему таких юридических гарантий входят: а) имущественные; б) личные; в) обязанность работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа; г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов; д) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение; право юридического лица. Кроме того, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.

Гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов и условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Финансовый контроль за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается, а имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, различные иные организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, фонды обучения к подготовке кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Гарантии прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников

Для успешной реализации профсоюзами предоставленных им прав законодательство предусмотрело материальные и юридические гарантии этих прав, а также дополнительные специальные гарантии защиты права на труд профсоюзных выборных работников.

Система гарантий прав профсоюзов предусмотрена в гл. III Закона о профсоюзах. Ее необходимость связана с тем, что профсоюзы являются общественными организациями и не могут в полной мере обеспечить реализацию собственных полномочий.

В систему гарантий входят:

1) имущественные гарантии деятельности профсоюзов (ст. 24 Закона о профсоюзах).

Так, профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.

Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности.

Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.

Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.

Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Письмом Центрального банка Российской Федерации от 27 мая 1997 г. N 456 «О порядке перечисления на счета профсоюзов денежных средств (взносов) из заработной платы работников» (с изм. и доп. от 10 февраля 2000 г.) установлен порядок осуществления расчетов и проведения банковских операций, связанных с перечислением на счета профсоюза денежных средств из заработной платы работников.

Указанные денежные средства перечисляются работодателем в соответствии с коллективным договором, соглашением на банковский счет профсоюза, открытый по решению постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа профсоюза, осуществляющего права юридического лица;

2) личные гарантии, т.е. дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно сталкивается с работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления:

а) гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы (ст. 25 Закона о профсоюзах).

Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций — без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов — соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии — соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов — только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. 374 ТК РФ).

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением;

б) гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы (ст. 26 Закона о профсоюзах).

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации (ст. 375 ТК РФ).

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняет за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до 1 года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением;

в) гарантии права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов (ст. 27 Закона о профсоюзах).

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном для работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы.

Предоставление определенных гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, основано на положениях Конвенции МОТ N 135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях». В соответствии с положениями данной Конвенции представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами, или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Важность предоставляемых гарантий состоит в том, что профсоюзные работники по роду своей деятельности должны противостоять работодателю, разъяснять другим работникам их права и обязанности, не допускать ущемления трудовых прав работников. Именно поэтому работодатели стремятся всячески избавиться от неудобных для них профсоюзных лидеров, с тем чтобы свернуть деятельность профсоюзной организации, свести ее активность к минимуму;

3) обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций содействовать профсоюзам в их деятельности, которая прямо предусмотрена Законом о профсоюзах.

Конституция РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30). Из данной конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами.

В соответствии со ст. 28 Закона о профсоюзах работодатель обязан создавать условия для осуществления деятельности профсоюзов.

Так, работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсоюзам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов;

4) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов, которые призвана осуществлять прокуратура как орган государственного надзора за законностью;

5) гарантии судебной защиты прав профсоюзов (ст. 29 Закона о профсоюзах). Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации;

6) юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, т.е. за нарушение предусмотренных законодательством профсоюзных прав.

Законодательством устанавливается круг субъектов, подлежащих ответственности за нарушение прав профсоюзов. Это могут быть должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 30 Закона о профсоюзах).