Гпк раздел 4

Раздел 4. Особое производство. Глава 1. Общие положения.

Статья 234. Особое производство.
1. Особое производство — это вид неискового гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов лица или создания условий осуществления им личных неимущественных или имущественных прав либо подтверждения наличия или отсутствия неоспариваемых прав.
2. Суд рассматривает в порядке особого производства дела об:

  1. ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании физического лица недееспособным и восстановлении гражданской дееспособности физического лица;
  2. предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности;
  3. признании физического лица безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;
  4. усыновлении;
  5. установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  6. восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и векселям;
  7. передаче бесхозяйной недвижимой вещи в коммунальную собственность;
  8. признании наследства выморочным;
  9. оказании лицу психиатрической помощи в принудительном порядке;
  10. обязательной госпитализации в противотуберкулезное учреждение;
  11. раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, в отношении юридических и физических лиц.

3. В порядке особого производства рассматриваются также дела о предоставлении права на брак, о расторжении брака по заявлению супругов, имеющих детей, о восстановлении брака после его расторжения, об установлении режима отдельного проживания по заявлению супругов и другие дела в случаях, установленных законом.
4. В случаях, установленных пунктами 1, 3, 4, 9, 10 части первой настоящей статьи, рассмотрение дел проводится судом в составе одного судьи и двух народных заседателей.

Статья 235. Порядок рассмотрения дел особого производства.
1. При рассмотрении дел особого производства суд обязан разъяснить лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, содействовать в осуществлении и охране гарантированных Конституцией и законами Украины прав, свобод либо интересов физических или юридических лиц, принимать меры по всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела.
2. С целью выяснения обстоятельств дела суд может по собственной инициативе истребовать необходимые доказательства.
3. Дела особого производства рассматриваются судом с соблюдением общих правил, установленных настоящим Кодексом, за исключением положений о состязательности и пределах судебного разбирательства. Другие особенности рассмотрения этих дел установлены настоящим разделом.
4. Дела особого производства суд рассматривает с участием заявителя и заинтересованных лиц.
5. Дела особого производства не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда и не могут быть прекращены в связи с заключением мирового соглашения.
6. Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, который разрешается в порядке искового производства, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они имеют право предъявить иск на общих основаниях.
7. При принятии судом решения судебные расходы не возмещаются, если иное не установлено законом.

Гражданский процессуальный кодекс

Гражданский процессуальный кодекс Украины
с изменениями от 13.07.2017

Гражданское судопроизводство осуществляется согласно Конституции Украины, Гражданского процессуального кодекса и закона Украины «О международном частном праве». Каждое лицо имеет право в порядке, установленном этим Гражданским процессуальным кодексом, обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемы прав, свобод или интересов.

Далее мы предоставляем Вам возможность скачать или прочитать Гражданский процессуальный кодекс Украины на русском и украинском языках.

Содержание Гражданского процессуального кодекса

Раздел 1 – Общие положения

Найти компанию:

  • Глава 1 – Основные положения (ст. 1-14)
  • Глава 2 – Гражданская юрисдикция (ст. 15-17)
  • Глава 3 – Состав суда – отводы (ст. 18-26)
  • Глава 4 – Участники гражданского процесса (ст. 27-56)
  • Глава 5 – Доказательства (ст. 57-66)
  • Глава 6 – Процессуальные сроки (ст. 67-73)
  • Глава 7 – Судебные вызовы и уведомления (ст. 74-78)
  • Глава 8 – Судебные затраты (ст. 79-89)
  • Глава 9 – Средства процессуального принуждения (ст. 90-94)

Раздел 2 – Приказное производство (ст. 95-106)

Раздел 3 – Исковое производство

Раздел 4 – Отдельное производство

Раздел 5 – Пересмотр судебных решений

Раздел 7-1 — Производство по делам об обжаловании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное выполнение решений третейских судов

Раздел 8 — О признании и исполнении решений иностранных судов в Украине

Раздел 4 — Глава 5 — Рассмотрение судом дел об усыновлении

Рассмотрение судом дел об усыновлении

Статья 251. Подсудность

1. Заявление об усыновлении ребенка или совершеннолетнего лица, которое не имеет матери, отца или было лишено их заботы, подается в суд по месту их проживания.

Статья 252. Содержание заявления

1. Заявление об усыновлении ребенка должно содержать: наименование суда, в который подается заявление, имя, местожительство заявителя, а также фамилия, имя, отчество, возраст усыновляемого ребенка, его местожительство, ведомости о состоянии здоровья ребенка. Заявление об усыновлении ребенка может также содержать ходатайство об изменении фамилии, имени, отчество, даты, места рождения ребенка, о записи заявителя матерью или отцом ребенка.

2. К заявлению об усыновлении ребенка при наличии должны быть добавлены такие документы:

1) копия свидетельства о браке, а также письменное согласие на это второго из супруга, удостоверенное нотариально, — при усыновлении ребенка одним из супругов;
2) медицинский вывод о состоянии здоровья заявителя;
3) справка с места работы с указанием заработной платы или копия декларации о доходах;
4) документ, который подтверждает право собственности или пользования жилым помещением;
5) другие документы, определенные законом.

3. К заявлению об усыновлении ребенка лицами без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Украины, или иностранцами, кроме документов, указанных в части второй этой статьи, прибавляются разрешение уполномоченного органа исполнительной власти, вывод компетентного органа соответствующего государства об условиях их жизни и возможность быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновленного ребенка и его постоянное проживание на территории этого государства, обязательство усыновителя, оформленное в нотариальном порядке, о предоставлении представителям дипломатического учреждения Украины за границей информации об усыновленном ребенке и возможностях общения с ребенком.

4. К заявлению граждан Украины об усыновлении ребенка, который является гражданином другого государства, кроме документов, указанных в части второй этой статьи, прибавляются согласие законного представителя ребенка и согласие компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок.

5. Документы усыновителей, которые являются гражданами других государств, должны быть в установленном законодательством порядке легализованы, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Такие документы должны быть переведены на украинском языке, а перевод должен быть удостоверен нотариально.

6. Заявление об усыновлении совершеннолетнего лица должно содержать ведомости, указанные в части первой этой статьи, а также данные об отсутствии матери, отца или лишение опеки. К заявлению должны быть добавлены документы, указанные в пункте 1 части второй этой статьи, а также согласие лица на усыновление.

Статья 253. Подготовка дела к рассмотрению

1. Судья во время подготовки дела об усыновлении ребенка к рассмотрению решает вопрос об участии в нем как заинтересованных лиц соответствующего органа опеки и попечения, а в делах, производство в которых открыто за заявлениями иностранных граждан, — уполномоченного органа исполнительной власти.

2. Орган опеки и попечительства должен подать суду вывод о целесообразности усыновления и соответствие его интересам ребенка.

3. К выводу органа опеки и попечительства должны быть добавлены:

1) акт обследования условий жизни заявителя, составленный по месту его проживания;
2) свидетельство о рождении ребенка;
3) медицинский вывод о состоянии здоровья ребенка, о его физическом и умственном развитии;
4) в случаях, установленных законом, согласие родителей, опекуна, попечителя ребенка, учреждений здравоохранения или учебного заведения, а также самого ребенка на усыновление.

Суд в случае необходимости может требовать представления других документов.

Статья 254. Рассмотрение дела

1. Суд рассматривает дело об усыновлении ребенка при обязательном участии заявителя, органа опеки и попечительства или уполномоченного органа исполнительной власти, а также ребенка, если он по возрасту и состоянию здоровья сознает факт усыновления, с вызовом заинтересованных и других лиц, которых суд посчитает необходимым подвергнуть допросу.

2. Суд рассматривает дело об усыновлении совершеннолетнего лица с обязательным участием заявителя (заявителей), усыновляемого лица, с вызовом заинтересованных и других лиц, которых суд считает необходимым подвергнуть допросу.

3. Для обеспечения тайны усыновления в случаях, установленных Семейным кодексом Украины, суд рассматривает дело в закрытом судебном заседании.

4. Суд проверяет законность оснований для усыновления, в том числе наличие согласия усыновляемого ребенка, если такое согласие является необходимым, или наличии согласия усыновляемого совершеннолетнего лица.

Статья 255. Решение суда

1. По результатам рассмотрения заявления об усыновлении суд постановляет решение.

2. В случае удовлетворения заявления суд отмечает в резолютивной части решения об усыновлении ребенка или совершеннолетнего лица заявителем (заявителями).

3. По ходатайству заявителя (заявителей) суд решает вопрос об изменении имени, фамилии и отчество, даты и места рождения усыновленного ребенка, об изменении имени, фамилии, отчество усыновленного совершеннолетнего лица, о записи усыновителей родителями.

4. Судебные издержки, связанные с рассмотрением дела об усыновлении, относятся на счет заявителя (заявителей).

5. Если после принятия решения об усыновлении, но к обретению им законной силы родители ребенка отозвали свое согласие на его усыновление, суд отменяет свое решение и возобновляет рассмотрение дела.

6. В случае отзыва заявления об усыновлении после принятия решения об усыновлении, но до обретения им законной силы, суд отменяет свое решение и оставляет заявление без рассмотрения.

7. Усыновление считается осуществленным со дня обретения законной силы решением суда. Для внесения изменений в актовую запись о рождении усыновленного ребенка или совершеннолетнего лица копия решения суда присылается в орган государственной регистрации актов гражданского состояния по месту принятия решения, а в делах об усыновлении детей иностранцами — также в уполномоченный орган исполнительной власти

Раздел 4 — Глава 2 — Рассмотрение судом дел об органичении дееспособности

Рассмотрение судом дел об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признание физического лица недееспособным и возобновление гражданской дееспособности физического лица

Статья 236. Подсудность

1. Заявление об ограничении гражданской дееспособности физического лица, в том числе несовершеннолетнего лица, или признание физического лица недееспособным подается в суд по месту проживания этого лица, а если он находится на лечении в наркологическом или психиатрическом учреждении, — по местонахождению этого учреждения.

Статья 237. Лица, которые могут быть заявителями

1. Заявление об ограничении гражданской дееспособности физического лица может быть представлено членами его семьи, органом опеки и попечительства, наркологическим или психиатрическим учреждением.

2. Заявление об ограничении права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами или лишение его этого права может быть представлено родителями (усыновителями), опекунами, органом опеки и попечительства.

3. Заявление о признании физического лица недееспособным может быть представлено членами его семьи, близкими родственниками, независимо от их совместного проживания, органом опеки и попечительства, психиатрическим учреждением

Статья 238. Содержание заявления

1. В заявлении об ограничении гражданской дееспособности физического лица должны быть изложены обстоятельства, которые свидетельствуют о психическом разладе, существенным образом влияют на его способность сознавать значение своих действий и (или) руководить ими, или обстоятельства, которые подтверждают действия, вследствие которых физический лицо, которое злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами, токсичными веществами и т.п., поставило себя или свою семью, а также других лиц, которых оно по закону обязао содержать, в затруднительное материальное положение.

2. В заявлении об ограничении права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или другими доходами или лишение его этого права должны быть изложены обстоятельства, которые свидетельствуют об отрицательных материальных, психических или других последствиях для несовершеннолетнего осуществления им этого права.

3. В заявлении о признании физического лица недееспособным должны быть изложены обстоятельства, которые свидетельствуют о хроническом, стойком психическом разладе, вследствие чего лицо не способно сознавать значение своих действий и (или) руководить ими.

Статья 239. Назначение экспертизы

1. Суд при наличии достаточных данных о психическом разладе здоровья физического лица назначает для установления его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.

2. В исключительных случаях, когда лицо, относительно которого открыто производство по делу об ограничении его в гражданской дееспособности или признании его недееспособным, явным образом уклоняется от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании при участии врача-психиатра может вынести постановление о принудительном направлении физического лица на судебно-психиатрическую экспертизу.

Статья 240. Рассмотрение дел

1. Дела об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признание физического лица недееспособным суд рассматривает при участии заявителя и представителя органа опеки и попечительства. Вопрос о вызове физического лица, относительно которого рассматривается дело о признании его недееспособным, решается в каждом случае судом с учетом состояния его здоровья

2. Судебные издержки, связанные с проведением дела о признании физического лица недееспособным или ограничения гражданской дееспособности физического лица, относятся на счет государства.

3. Суд, установив, что заявитель действовал недобросовестно без достаточного для этого основания, взимает с заявителя все судебные издержки.

Статья 241. Решение суда

1. Суд, постановляя решение об ограничении гражданской дееспособности физического лица (в том числе ограничения или лишения права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своими доходами) или признания физического лица недееспособным, устанавливает над ней соответственно опеку или попечительство и по представлению органа опеки и попечительства назначает ему опекуна или попечителя.
(Часть первая статье 241 в редакции Закона N 3551-IV от 16.03.2006)

2. Суд по заявлению органа опеки и попечительства или лица, предназначенного опекуном или попечителем, в месячный срок освобождает его от полномочий опекуна или попечителя и назначает по представлению органа опеки и попечителя другое лицо, о чем выносит постановление. Суд по заявлению лица, над которым установлена опека, может освободить опекуна от его полномочий и назначить по представлению органа опеки и попечительства другого опекуна, о чем выносит постановление.

Суд рассматривает вопрос об освобождении опекуна или попечителя в судебном заседании с сообщением аинтересованных лиц. Неявка этих лиц не препятствует рассмотрению вопроса об освобождении опекуна или попечителя.
(Часть вторая статьи 241 в редакции Закона N 3551-IV от 16.03.2006)

3. Отмена решения суда об ограничении гражданской дееспособности физического лица и возобновлении гражданской дееспособности физического лица, гражданская дееспособность которого была ограничена, осуществляется по решению суда по заявлению самого физического лица, его опекуна, членов семьи или органа опеки и попечительства.

4. Отмена решения суда о признании физического лица недееспособным и возобновление гражданской дееспособности физического лица, которое было признано недееспособной, в случае его выздоровления или значительного улучшения его психического состояния осуществляется по решению суда на основании соответствующего вывода судебно-психиатрической экспертизы по заявлению опекуна, органа опеки и попечительства.

5. Решение суда после обретения им законной силы присылается органу опеки и попечительства.

(Часть пятая статьи 241 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3551-IV от 16.03.2006)

Гпк раздел 4

Раздел IV. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

О применении главы 41 см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.02.2008 N 2.

Глава 41. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 376. Право на обращение в суд надзорной инстанции

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Часть вторая статьи 376 по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возвращение судом надзорной инстанции без рассмотрения по существу надзорной жалобы лица, не принимавшего участия в деле, чьи права нарушены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи, по мотиву несоблюдения апелляционного порядка обжалования этого постановления (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2009 N 848-О-П).

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений части второй статьи 376 (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ) и пункта 3 части первой статьи 379.1 ГПК РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1054-О-П.

При исчислении срока, указанного в части второй статьи 376, не учитывается время рассмотрения надзорной жалобы (представления) или истребованного по надзорной жалобе (представлению) дела в суде надзорной инстанции (Письмо Верховного Суда РФ от 21.07.2004 N 52-код-2004).

2. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

3. Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.

Статья 377. Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора

1. Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

2. Надзорная жалоба или представление прокурора подается:

1) на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 94-ФЗ, от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 94-ФЗ, от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

5) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

3. Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

4. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Статья 378. Содержание надзорной жалобы или представления прокурора

1. Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

2. В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

3. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

4. В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

5. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в части четвертой статьи 377 настоящего Кодекса.

6. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

7. Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 330-ФЗ.

Статья 379. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 330-ФЗ.

Статья 379.1. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу

(введена Федеральным законом от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. Надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу, если:

1) надзорная жалоба или представление прокурора не отвечает требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5 и 7 части первой, частями четвертой — седьмой статьи 378 настоящего Кодекса;

Взаимосвязанные положения части пятой статьи 37, части первой статьи 52, пункта 3 части первой статьи 135, части первой статьи 284 и пункта 2 части первой статьи 379.1 ГПК РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 N 4-П признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования кассационного и надзорного производства, — не позволяют гражданину, признанному судом недееспособным, обжаловать решение суда в кассационном и надзорном порядке в случаях, когда суд первой инстанции не предоставил этому гражданину возможность изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей, при том что его присутствие в судебном заседании не было признано опасным для его жизни либо здоровья или для жизни либо здоровья окружающих.

2) надзорная жалоба или представление прокурора поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений части второй статьи 376 (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ) и пункта 3 части первой статьи 379.1 ГПК РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1054-О-П.

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорной жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорной жалобы или представления прокурора;

5) надзорная жалоба или представление прокурора поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.

2. Надзорная жалоба или представление прокурора должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 380. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 330-ФЗ.

Статья 380.1. Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления прокурора

(введена Федеральным законом от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376 — 378 настоящего Кодекса, изучаются:

1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо по их поручению судьей данного суда;

2) в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Президиуме Верховного Суда Российской Федерации — судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 381. Рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. Судьи, указанные в статье 380.1 настоящего Кодекса, изучают надзорную жалобу или представление прокурора по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

2. По результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорная жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

4. Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные постановления, указанные в пунктах 3 и 4 части второй статьи 377 настоящего Кодекса, с делом в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции направляются соответственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 382. Сроки рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более чем два месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции.

2. В Верховном Суде Российской Федерации надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца.

Статья 383. Определение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. Определение судьи об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции должно содержать:

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

дату и место вынесения определения;

фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

указание на судебные постановления, которые обжалуются;

мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 330-ФЗ.

Статья 384. Определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. Определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции должно содержать:

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

7) мотивированное изложение оснований для передачи надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

8) предложения судьи, вынесшего определение.

2. Судья вместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную жалобу или представление прокурора в суд надзорной инстанции.

Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

(часть первая в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

2. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Статья 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

2. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

3. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

4. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Судьи могут задать вопросы докладчику.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

5. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

6. По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

7. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

8. О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Статья 388. Определение или постановление суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

1. В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

2) дата и место принятия определения или постановления;

3) дело, по которому принято определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

(часть первая в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

2. Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Статья 389. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1. В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

2. Жалоба заинтересованных лиц или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 386 настоящего Кодекса.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

Статья 390. Полномочия суда надзорной инстанции

1. Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

(п. 6 введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 94-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

1.1. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

2. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391. Вступление в законную силу определения или постановления суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Глава 42. ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА, ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ПРЕЗИДИУМА СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ,

ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Статья 392. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

1. Решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Часть 2 статьи 392 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.02.2010 N 4-П.

2. Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу, являются:

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

4) отмена решения, приговора, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения, определения суда или постановления президиума суда надзорной инстанции;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Судам общей юрисдикции надлежит пересматривать в том числе по вновь открывшимся обстоятельствам судебные постановления, основанные на норме, которой ранее суд в ходе применения в конкретном деле придал смысл, расходящийся с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным позднее Конституционным Судом РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 11.11.2008 N 556-О-Р).

5) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

Статья 393. Суды, пересматривающие по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, постановлений президиумов судов надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Статья 394. Подача заявления, представления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Заявление, представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший решение, определение или постановление. Такие заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Статья 395. Исчисление срока подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Срок подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции исчисляется в случаях, предусмотренных:

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

пунктом 1 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, — со дня открытия существенных для дела обстоятельств;

пунктами 2 и 3 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, — со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;

пунктом 4 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, — со дня вступления в законную силу решения, приговора, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, которые отменяют ранее вынесенные решение, приговор, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления, на которых было основано пересматриваемое решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции; либо со дня принятия государственным органом или органом местного самоуправления нового постановления, на котором было основано пересматриваемое решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

пунктом 5 части второй статьи 392 настоящего Кодекса, — со дня вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 330-ФЗ)

Статья 396. Рассмотрение заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Суд рассматривает заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции в судебном заседании. Стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Статья 397. Определение суда о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

1. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, или удовлетворяет заявление и отменяет решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции, или отказывает в их пересмотре.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Часть 2 статьи 397 признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.03.2010 N 7-П в той мере, в какой она препятствует обжалованию в кассационном (апелляционном) порядке определений судов первой инстанции об удовлетворении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции обжалованию не подлежит.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

3. В случае отмены решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции дело рассматривается судом по правилам, установленным настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)