Гражданский кодекс организационно-правовые формы коммерческих организаций

Ст. 50 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации.

В чем отличие товарищества собственников жилья (ТСЖ) от товарищества собственников недвижимости (ТСН)?

Для удобства решения различных организационных вопросов и защиты своих прав собственники квартир могут объединяться в товарищества.

Товарищество собственников недвижимости — более широкое понятие. В сферу управления таких товариществ включаются жилые помещения, офисные здания и земельные участки. ТСН — общая форма юридических лиц, в состав которой могут входить физические лица, а также отдельные юрлица, объединенные более узкой направленностью.

С сентября 2014 года вступили в силу изменения Жилищного кодекса РФ, согласно которым все ТСЖ будут переименованы в ТСН.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 10.04.2015 опубликовало письмо, из которого следует, что перерегистрацию уже созданных ТСЖ в ТСН производить не нужно.

Понятие ТСЖ пока еще используется в документации. В настоящее время все ТСЖ решают вопросы о переименовании в ТСН, получении необходимой лицензии, а также приведению своих уставов в соответствие с нормами ГК о ТСН.

Статья 50 ГК РФ содержит список организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Закон причисляет к такой форме товарищества собственников недвижимости, к которому относятся, в свою очередь, товарищества собственников жилья.

Таким образом, ТСЖ — это вид юридического лица, создаваемый в форме ТСН как некоммерческая организация. Товарищество собственников жилья больше не является самостоятельной организационно-правовой формой и считается одним из видов товариществ собственников недвижимости.

В соответствии с п 6 ст 50 ГК РФ, к отношениям с участием некоммерческих организаций не применяются правила Гражданского кодекса. Деятельность ТСЖ, равно как и ТСН, регулируется Жилищным кодексом РФ.

Можно ли преобразовать в ЗАО бюджетное учреждение?

Учреждения по типу собственности подразделяются на частные, государственные и муниципальные. Государственные и муниципальные учреждения могут финансироваться из бюджета или автономно. Поэтому, если речь идет о бюджетном учреждении, мы подразумеваем, что им является государственная или муниципальная некоммерческая организация.

Согласно гражданскому законодательству, бюджетное учреждение создается не для извлечения прибыли, а для осуществления некоммерческих социально-культурных, управленческих или иных функций.

Закрытое акционерное общество, в соответствии со ст. 50 ГК РФ, относится к хозяйственным обществам, являющимся коммерческими организациям, которые извлекают из своей деятельности прибыль. Деятельность бюджетных учреждений и хозяйственных обществ разнится по своей сути. Закон допускает преобразование государственного или муниципального учреждения только в иную форму некоммерческой организации, и не содержит норм, открывающих возможность преобразовать его в хозяйственное общество.

Может ли некоммерческая организация получать иностранное финансирование? Будет ли она при этом являться иностранным агентом?

Ст 50 ГК РФ указывает, что некоммерческая организация не имеет цели извлечения прибыли, не распределяет прибыль между участниками и может заниматься предпринимательством только для решения своих непосредственных задач.

Для деятельности некоммерческих организаций необходимо финансирование, получать его они могут как из российских, так и из иностранных источников (от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, граждан). Передача денежных средств может происходить не только напрямую. Финансирование организации из-за рубежа бывает и опосредованным — через российское юридическое лицо.

В 2014 году был принят закон о внесении изменений в одну из статей ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Теперь некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента должна быть внесена в соответствующий реестр. С недавних пор это происходит в России повсеместно: НКО, выполняющие функции иностранных агентов, включаются в указанный реестр добровольно и принудительно. Участились проверки уполномоченными органами некоммерческих организаций с целью выяснить, являются ли они “иностранными агентами”.

Да, некоммерческая организация может получать иностранное финансирование. Но не всякая организация, получающая иностранное финансирование будет считаться иностранным агентом.

Для того, чтобы некоммерческая организация получила этот статус, должно быть соблюдено два условия: организация должна получать денежные средства или имущество из иностранных источников, и при этом осуществлять политическую деятельность в России.

Поэтому формально ответ на этот вопрос отрицательный — организация не обязательно является иностранным агентом, если получает финансирование из-за рубежа.

Однако уже сейчас возникает множество споров относительно применения этого закона. Все чаще под определение “иностранный агент” попадают организации, вовсе не связанные с политикой: экологические, правозащитные, благотворительные.

Это происходит от того, что положение об участии в политической жизни трактуется по разному.

По закону, участвующей в политической деятельности, признается организация:

воздействующая на принятие государственными органами решений путем участия в политических акциях;

противодействующая проводимой государственной политике;

влияющая на формирование общественного мнения.

Все эти пункты несут негативную окраску. Подразумевается, что организация, признаваемая “иностранным агентом”, действует не в интересах нашей страны, а в пользу интересов иностранных источников.

Конституционный суд РФ 8 декабря 2015 года огласил свое решение по жалобам целого ряда некоммерческих организаций. Они считают, что их несправедливо признали выполняющими функции иностранных агентов. Судьи решили, что данный статус не указывает на исходящую от организаций угрозу государственным институтам, и оспариваемые нормы соответствуют Конституции. Однако сфера применения данного закона будет сужена, и судебные решения, принятые в адрес организаций, обратившихся в Конституционный суд, будут пересмотрены.

Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

Новая редакция Ст. 50 ГК РФ

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 50 ГК РФ

При разрешении споров, связанных с учреждением и регистрацией юридических лиц после 7 декабря 1994 года, необходимо руководствоваться главой 4 первой части Кодекса, имея в виду, что после указанной даты коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных данной главой Кодекса. Создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, после официального опубликования части первой Кодекса в иных организационно-правовых формах рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования. Акты о регистрации таких юридических лиц в силу закона должны признаваться недействительными (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1).

Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.

В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:

— автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

— садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);

— товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);

— объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);

— нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

— торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:

— она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;

— она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.

Другой комментарий к Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с ГК все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом. В зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Гражданский кодекс (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что она служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствует им. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, а также участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Закон (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) предусматривает необходимость преобразования в хозяйственное товарищество или общество объединения коммерческих организаций (ассоциации или союза) в случае, если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается ведение предпринимательской деятельности.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним закон относит хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Помимо указанных в нем потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций или союзов), законом могут быть предусмотрены и иные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Так, Закон о некоммерческих организациях предусматривает возможность таких юридических лиц, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная некоммерческая корпорация.

Некоммерческое партнерство — это основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

Автономной некоммерческой организацией является не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Особенностью государственной корпорации (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях) является то, что она создается специальным федеральным законом, который заменяет ей все учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК.

Помимо форм, указанных в Законе о некоммерческих организациях, некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций предусмотрены иными законами РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Закона о торгово-промышленных палатах в РФ торгово-промышленная палата представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное ими с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов.

Отдельными видами некоммерческих организаций являются также община малочисленных народов (Федеральный закон от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2004. N 35. Ст. 3607) и объединение работодателей (Федеральный закон от 27 ноября 2000 г. «Об объединениях работодателей» // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4741).

4. В п. 4 ст. 50 разрешается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Подобные объединения в силу ст. 121 ГК являются некоммерческими организациями.

мировая экономика

Организационно-правовые формы предприятий

Понятие предприятия, его признаки

Предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками:

  • предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
  • предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

Предприятия можно классифицировать по многим признакам:

  • по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;
  • по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;
  • по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие;
  • по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.
  • по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.
  • по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.
  • по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

Организационные формы предприятий

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества и общества:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество);
  • общество с ограниченной ответственностью,
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

  • они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;
  • распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;
  • участие акционеров в управлении обществом;
  • право акционеров на получение дохода (дивиденда);
  • дополнительные возможности стимулирования персонала.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

Порядок создания и ликвидации предприятий

Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы:

  • заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного
  • учредителями предприятия;
  • учредительный договор о создании предприятия;
  • устав предприятия, утвержденный учредителями;
  • документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;
  • свидетельство об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.

В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.

Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде.

Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях:

  • по решению учредителей;
  • в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;
  • в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие;
  • в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;
  • в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Важным моментом при создании и ликвидации предприятий является также информирование Федеральной налоговой службы по месту регистрации предприятия, а также предоставление в налоговую службу информации об открытии или закрытии расчетного счета. Взаимодействие с ФНС вообще обязательно на любом этапе бизнеса и забывать об этом не следует, т.к. за непредоставление тех или иных сведений и отчетов предусмотрены штрафы.

Глава 3 Коммерческие организации как субъект предпринимательской деятельности

3.2. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм организаций. По действующему Российскому законодательству существуют различные организационно-правовые формы коммерческих организаций.

В зависимости от того, кто владеет организацией, определяется и форма собственности. Законодательство РФ предусматривает следующие формы собственности: частная, государственная, собственность общественных организаций (объединений) и смешанная.

В состав частной собственности включают:

а) собственность граждан-физических лиц, включая имущество личных подсобных хозяйств, транспортные средства и недвижимое имущество;

б) собственность объединения граждан (полные товарищества);

в) собственность групп физических лиц – товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ (закрытых и открытых, собственность кооперативов);

г) собственность предпринимательских объединений (хозяйственных обществ и товариществ, концернов, холдингов, ассоциаций, союзов и пр.);

д) смешанную собственность граждан и юридических лиц.

Государственную собственность образуют объекты:

а) федеральной (РФ) собственности;

б) собственности субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных округов и городов Москвы и Санкт-Петербурга);

в) муниципальной (районов, округов, префектур) собственности.

Смешанная собственность образуется как комбинация из разных форм собственности. Организации (компании) со смешанной экономикой – это компании, в которых государство или какой-либо государственный орган объединяются с частным капиталом по различным причинам, например, участие государства в частной компании, деятельность которой отвечает государственным интересам, или чтобы контролировать и направлять ее общую политику и др. Государство, участвуя в таких компаниях, стремится не столько к получению прибыли, сколько к тому, чтобы направить политику этих организаций. Именно в этом иногда и состоит двойственность такой системы, так как, с одной стороны, может возникнуть ситуация, когда члены правления, представляющие государство, способствует ослаблению производственной и финансовой ответственности компании, стремятся навязать ему точку зрения правительства, не всегда помогающей ее успешной деятельности. С другой стороны, такая компания рассчитывает на получение разного рода привилегий. Для сбалансирования этих интересов необходимо, чтобы представители государства участвовали в экономической деятельности компании и несли ответственность за ее экономические показатели.

По форме собственности организации могут быть подразделены на частные и общественные (рис. 3.3).

Организации частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются ее владельцами, от ответственности за ее деятельность, способа включения единоличных капиталов в общий капитал организации. Общественный сектор экономики – это государственные (федеральные и субъектов федерации) и муниципальные предприятия (имеется в виду не столько тот факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах предпринимательства).

Индивидуальный предприниматель (ИП) – дееспособный гражданин самостоятельно, на свой риск и под личную индивидуальную ответственность осуществляет предпринимательскую деятельность и зарегистрирован для этих целей в установленном порядке.

ИП несет полную ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с ГК РФ обращено взыскание. Это означает, что взыскание по долгам ИП может быть наложено и на его личное имущество, не участвующее в предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация в качестве ИП происходит без образования юридического лица, но он является полноправным участником гражданского оборота, поэтому к нему применяются правовые нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций. ИП может после уплаты налогов распоряжаться полученной прибылью по своему усмотрению. Для него предусмотрена упрощенная форма системы налогообложения, заключающаяся в ежеквартальной уплате налогов на декларируемый самим ИП доход. Личные доходы ИП облагаются налогом, взимаемым так же, как подоходный налог с граждан.

Индивидуальный предприниматель имеет право создавать коммерческие организации. После регистрации в качестве коммерческой организации ИП можно нанимать, увольнять работников. Он может вкладывать свой капитал в другие сферы деятельности, извлекая из этого прибыль. Количество и стоимость имущества, принадлежащего ИП, законом не ограничена. В частной собственности могут находиться земельные участки предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, ценные бумаги и т. д. ИП может быть участником полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (в форме простого товарищества).

На территории России индивидуальные предприниматели имеют те же права, что и юридические лица. Согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» предпринимательством могут заниматься и иностранные граждане. Все инвесторы пользуются равными правами; защита этих прав гарантируется государством вне зависимости от формы собственности.

Индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющей деятельность без образования юридического лица.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу и деятельность его прекращается с момента:

— вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

— получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации и качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации;

— признания гражданина по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным (в случае отсутствия согласия попечителя на занятие подопечным гражданином предпринимательской деятельностью).

ИП, который не в состоянии удовлетворять требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть по решению суда признан не состоятельным (банкротом).

Индивидуальное предпринимательство является приоритетным для людей, способных единолично контролировать процесс принятия решений. Преимущество единоличного владения – оплата только подоходного налога, что делает его бизнес более устойчивым и привлекательным, а также самостоятельность в распределении прибыли. Важным преимуществом индивидуального бизнеса является его мобильность при изменении направлений деятельности.

Коммерческие организации делятся на три крупные категории: организации, объединяющие отдельных граждан (физических лиц); организации, объединяющие капиталы и государственные унитарные предприятия (рис. 3.4). К первым относятся хозяйственные товарищества и производственные кооперативы. Гражданский кодекс четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления. Хозяйственные товарищества могут существовать в двух формах: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное).

В полном товариществе (ПТ) все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам. Каждый участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль полного товарищества распределяется между участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам полного товарищества его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

Товариществом на вере, или коммандитным товариществом (ТВ или КТ), признается такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются и участники-вкладчики (коммандиты), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ограниченную материальную ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов. По существу ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.

В полном товариществе и товариществе на вере доли имущества не могут быть свободно переуступлены, все полноправные члены несут безусловную и солидарную ответственность по пассиву организации (отвечают всем своим имуществом).

Хозяйственные товарищества (ХТ), как и хозяйственные общества (ХО), представляют собой коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между ХТ и ХО проявляются, применительно к их более конкретным формам, в способах их образования и функционирования, в характеристиках их субъектов по степени материальной ответственности этих субъектов и т. д. В самом общем виде все эти различия можно трактовать в контексте соотношения партнерства корпораций.

Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов (рис. 3.5).

Кооперативы и организации с участием рабочих в управлении и прибылях, послужившие распространению в смешанной экономике, имеют определенные преимущества перед компаниями предпринимательского типа в производительности труда, социальном климате и трудовых отношениях, распределении доходов. Привнесение в хозяйственную деятельность социалистических, по своей сути, принципов организации (участие рабочих в управлении, в прибылях и во владении акциями) рассматривается как средство преодоления трудностей, с которыми постоянно сталкиваются организации предпринимательского типа: бюрократизация управленческих структур в крупных корпорациях; слабая заинтересованность рабочих в успехе компании (ибо их вознаграждение все равно ограничено зарплатой); потери от забастовок и трудовых конфликтов; высокая текучесть рабочей силы, сопряженная в нынешних условиях с особенно высокими издержками из-за растущих затрат на подготовку рабочих для специфической деятельности именно в этой организации, и т. д.

Но чисто самоуправляющиеся компании проигрывают предпринимательским по целому ряду позиций: в дополнение к слабой и, возможно, обратной реакции на рыночные сигналы в краткосрочном плане они склонны к «недоинвестированию», т. е. к проеданию своих прибылей; в долгосрочной перспективе они консервативны в рискованных проектах и внедрении технических новшеств.

Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций (рис. 3.6). Акционерные общества делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью – которая одновременно относится и к организациям, объединяющих отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах сто

Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций (рис. 3.6). Акционерные общества делятся на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распространяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в Российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

Но есть и третья, «гибридная» категория – общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью – которая одновременно относится и к организациям, объединяющих отдельных лиц, и к организациям, объединяющим капиталы.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, которые несут материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является по существу разновидностью ООО. Его особенности: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.

К государственным и муниципальным унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов федерации) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида унитарных предприятий (табл. 3.1):

1) основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия) – во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Устав унитарного предприятия (УП) утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:

— наименование предприятия с указанием собственника (для казенного – с указанием на то, что оно является казенным) и место нахождения;

— порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;

— размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

Уставный фонд УП полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию.

Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов.

Имущественные права унитарного предприятия представлены в табл. 3.2. Унитарное предприятие может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.