Гражданский кодекс рсфср 1922 это

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

Нормы кодекса юридически определяли рамки, внутри которых государство допускало деятельность капиталистических элементов, и установили систему мер, направленных против злоупотребления НЭПом. В кодексе было записано, что гражданские права охраняются законом, за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением, что в частной собственности могут находиться лишь те промышленные предприятия, число рабочих на которых не превосходит числа, установленного законом.

Субъекты гражданских правоотношений делятся Гражданским кодексом на физические и юридические лица. Здесь же определяется объем прав и обязанностей, закрепляемых государством за участниками гражданских правоотношений.

Гражданская правоспособность физических лиц определялась Гражданским кодексом теми задачами, которое ставило перед собой государство. А. Г. Гойхбарг, говоря об особенностях кодекса переходного времени, выделял такую особенность, как охрана интересов государства от злоупотреблений частных лиц. Но, учитывая курс, взятый на развитие рыночных отношений, определялась одна из задач Гражданского кодекса — правовое регулирование деятельности частных лиц. Статья 6 кодекса говорит о возможности ограничения гражданской правоспособности, не только по приговору суда. В законодательном порядке государство могло лишить отдельных граждан гражданской правоспособности. Например, лица, объявленные вне закона, правоспособностью не обладали, поскольку закон их не защищал.

По Гражданскому кодексу гражданская правоспособность имела и ограничения. Она касалась только имущественных прав. А личные неимущественные права не охранялись этим законом. Это, прежде всего, относится к охране нематериальных благ.

Гражданским кодексом более четко определяется круг юридических лиц; наряду с государственными предприятиями, учреждениями и организациями закон говорит и о частных юридических лицах. Позднее подзаконными актами круг юридических лиц конкретизируется, дополняется. Состав членов предопределял деление юридических лиц: на государственные, к которым относились местные советы, государственные предприятия, тресты, синдикаты; на частные — товарищества, акционерные общества; на смешанные — при участии частного и государственного капиталов; на общественно-партийные, профсоюзные организации, а позднее и колхозно-кооперативные предприятия.

Юридические лица в зависимости от устройства и целей делились на товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, тресты, комбинаты, синдикаты, земледельческие общества, организации и учреждения. В кодексе указываются и признаки юридического лица. Юридическое лицо должно иметь Устав или Положение. Товарищества и акционерные общества были юридическими лицами, создание которых оформлялось договорами. В кодексе констатировалось, что юридические лица должны действовать для достижения целей, изложенных в Уставе. В случае отклонения от требований Устава существование юридического лица могло быть прекращено соответствующим органом государственной власти.

В статье 19 кодекса говорилось о том, что государственные предприятия, переведенные на хозрасчет, отвечают за свои долги лишь тем имуществом, которое находилось в их свободном распоряжении. Основные фонды (само предприятие) из этого обращения исключались. Национализированное имущество в связи с этим не могло перейти в руки частников.

Вещному праву в кодексе уделяется немного внимания. Речь идет о трех видах прав на вещи: право собственности, право застройки и право залога. Кодекс не проводит четкого разграничения некоторых понятий. Не было дано определения понятию «вещное право». Просматривается стремление отличить социалистический подход от подхода зарубежных стран. Защищаемое законом владение не всегда совпадало с правом собственности. Так, 21 статья кодекса гласит: «Владение землею допускается на правах пользования». Стучка П. И. в связи с этим отмечал: «С отпадением владения как права и как составной части права собственности изменялось не только количество, но и качество этого права».

Центральным институтом вещного права является право собственности. Кодекс создавал режим наибольшего благоприятствования государственной собственности. Наряду с государственной выделяются кооперативная и частная собственность. Указываются способы возникновения права собственности и способы ее защиты. Государство законом было наделено правом исключительной собственности на отдельные категории имущества: на землю, недра, воды, леса, железные дороги, летательные аппараты и основные средства производства. Перечисляются основные способы возникновения государственной собственности. Два из них — реквизиция и конфискация. Государственной становилась собственность, хозяин которой неизвестен. Третий способ — национализация — как источник права государственной собственности, в кодексе отсутствует, хотя и имел место в первые годы советской власти. Кооперативная собственность кодексом четко не регламентировалась. Однако праву частной собственности уделяется достаточно внимания. В частной собственности граждан могли находиться средства производства для индивидуальной трудовой деятельности в сфере ремесла, сельского хозяйства. Законом допускалась возможность иметь в частной собственности золотые и серебряные монеты, иностранную валюту и другие ценности. К объектам частной собственности были отнесены предметы домашнего обихода, хозяйства, личного потребления. Собственник должен был использовать свою собственность (орудия труда, здания) таким образом, чтобы приносить пользу обществу. Если собственник не использовал собственность сообразно ее хозяйственному назначению, то он мог быть лишен права этой собственности.

Наряду с вещным правом в Гражданском кодексе 1922 года много внимания уделяется обязательственному праву. Повышенное внимание к обязательственному праву было не случайным. Если в период военного коммунизма сфера обязательственного права сузилась до минимума, то в период становления и развития рыночных отношений роль обязательств в хозяйственной жизни страны значительно выросла. Не случайно и то, что свое начало Гражданский кодекс берет с проекта Кодекса обязательственного права.

В структуре обязательственного права едва ли не ведущее место принадлежит договорам. Судьба договоров в нашей стране тесно связана с товарно-денежными отношениями. В период военного коммунизма договоры использовались редко, потому что было стремление вытеснить рынок из хозяйственной жизни и заменить это плановым распределением продуктов.

Возврат к товарно-денежным отношениям вызвал к жизни все традиционные гражданско-правовые институты, призванные регулировать их правовыми средствами. Примечательно, что когда договор рассматривался как способ осуществления хозяйственных связей в децентрализованной системе хозяйства, договорные связи как бы противопоставлялись плану. Законодатель, создавая нормы о договорах, стремился ориентировать их на условия государственного хозяйства. В последствии принимается много изменений и отдельных нормативных актов, регулирующих договорные отношения.

В кодексе было закреплено новое правило об усиленной защите обязательств, возникающих из договоров. Было установлено начало принуждения должника к реальному исполнению обязательства в отличии от обычного возмещения ущерба. Судебная и арбитражная практика решительно встали на защиту реального исполнения договорных обязательств, если одной из сторон выступает государственное предприятие. Одним из обстоятельств, снимавших с должника ответственность за неисполнение обязательства, была невозможность исполнения — ст. 118.

Гражданский кодекс достаточно подробно анализирует порядок заключения договора. При обсуждении ГК во ВЦИК в статью 130 было включено определение существенных пунктов договора, то есть пунктов, без достижения согласия по которым договор не мог считаться заключенным. Закон поставил на более устойчивую почву процедуру заключения договора и сократил тем самым количество споров по этому предмету. Форма заключения договора определяется ГК в зависимости от суммы и от сторон договора. Закон мог в ряде случаев предусмотреть и специальную форму. Обязательный, как правило, письменный порядок оформления договоров, участниками которых являлось государство, должен был обеспечить их большую устойчивость и ясность. Особо оговаривается ст. 138 — порядок оформления договора дарения. Дарение было отменено специальным декретом в 1918 году с целью ограничения источников возникновения права частной собственности. Вновь допуская дарение, ГК стремился поставить этот договор под контроль государства. Дарение на сумму свыше 1 тыс. рублей золотом должно было облекаться в письменную форму и регистрироваться в нотариальном порядке.

Достаточно подробно излагается договор купли-продажи и мены. Дается определение таких договоров. Закон обращает внимание на виды имущества, которые могут быть предметом договоров. Существенным недочетом ГК по данному виду договоров было то, что субъектами купли-продажи и мены подразумевались частные лица (юридические и физические). Нормы декретов, где одной стороной или обеими сторонами являются юридические лица, в кодексе отражения не нашли. Как разновидность договора купли-продажи рассматривается договор поставки. Здесь покупателем должен быть государственный орган, а поставщиком — частное лицо.

В разделе «Договор найма» даются определение договора, форма заключения, обязанности по договору, в том числе порядок уплаты процентов. Более подробно в разделе рассмотрен вопрос о валюте займа, то есть деньгах или иных заменимых вещах, которые составляют определенную сумму, передаваемую при заключении договора займа. Неустойчивость курса советского бумажного рубля в момент принятия ГК вынуждала законодателя в качестве устойчивой валюты опираться на золотые рубли.

Договор поручительства занимает особое место в ГК. Согласно этому договору поручитель в случае отказа должника от выполнения договора сам обязан исполнить обязательство. Как следует из содержания статей, это положение распространялось только на частных лиц. Гражданский кодекс не упоминает о гарантиях, способе обеспечения исполнения обязательства в отношениях государственных органов между собой или с другими субъектами. Договор гарантии заключался обычно для обеспечения договоров, регулирующих хозяйственную жизнь предприятий.

Развитие хозяйственной инициативы требовало закрепления договора товарищества. Товарищество — это довольно старая и хорошо известная в России разновидность договора о совместной деятельности. Этот раздел был разбит на пять частей, в каждой части освещался один вид договора. Простое товарищество представляло простой кооператив: двое или несколько лиц обязуются друг перед другом соединить свои вклады и совместно действовать для достижения общей цели. Прибыль распределяется в соответствии с размером вклада.

Товарищество на вере и товарищество с ограниченной ответственностью являлись частными юридическими лицами. Участие государства в этих видах товарищества было исключено условиями договора.

Еще один вид товарищества — паевой или акционерное общество. Акционерные общества могли быть частными, государственными и смешанными. Для контроля за деятельностью частных акционерных обществ кодексом предусматривалась широкая система мер. Важную роль сыграли акционерные общества, все члены которых были государственными учредителями. Чтобы разорвать экономическую блокаду, в нашей стране создавались государственные акционерные общества, которые должны были выступать во внешних отношениях. Так, 17 ноября 1922 года был утвержден Устав Акционерного транспортного общества. Учредителями были Народный комиссариат путей сообщения, Всероссийский совет народного хозяйства, Народный комиссариат продовольствия.

Достаточно подробно излагается договор страхования. Страховое дело в Советской России было национализировано. В ГК нет статей, посвященных обязательному страхованию, все нормы говорят только о добровольном страховании. Это не означает, что советское право не знало обязательного страхования. Перечисляются и виды страхования: имущественное и личное. Различий в правовом регулировании этих видов страхования закон не видит, так как объектом правоотношения является страховые платежи, а не то, что страхуется.

Необходимо обратить внимание еще на один раздел Гражданского кодекса 1922 года — это на «наследственное право». В период работы над проектом Гражданского кодекса Всероссийский центральный исполнительный комитет от 22 мая 1922 года принял декрет «Об основных частных имущественных правах». Этот Декрет оказал существенное влияние на содержание раздела «Наследственное право».

С защитой восстановления института наследования выступил А. Г. Гойхбарг. Он говорил о допущении передачи по наследству предприятий. Что же касается другого имущества, предметов домашнего обихода, они оставлялись родственникам, так как составляли часть общей собственной семьи. Допущение наследования предприятий, по словам Гойхбарга, вызывалось тем, что государство было не в состоянии управлять теми мелкими предприятиями, которые переходили в его собственность после смерти владельца.

Вслед за Декретом от 22 мая 1922 года Гражданский кодекс твердо говорит о переходе имущества по наследству. Был установлен предел стоимости имущества, которое могло переходить по наследству за вычетом долгов. Но в процессе обсуждения проекта во ВЦИК ограничение наследственной массы вызвало возражения. Ограничение стоимости имущества, переходящего по наследству, вело к очень своеобразному положению: в случае невозможности произвести раздел имущества, превышающего предельную стоимость наследства, устанавливалось совместное владение этим имуществом наследников и органов государства, то есть возникала общая собственность государства и частных лиц.

Определение круга наследников и порядок призвания их к наследству продиктовало общее направление на ограничение возможности сконцентрировать в одних руках крупные состояния. Согласно ст. 418 круг лиц, которые могли быть наследниками, был ограничен прямыми нисходящими (дети, внуки, правнуки) и пережившим супругом умершего, и лицами, фактически находившимися на иждивении умершего. Интересно, что наследование по закону лиц, находившихся на иждивении наследователя — норма, свойственная только социалистическому праву.

В случае отсутствия завещания узкий круг наследников призывался сразу, закон не устанавливал никакой очереди. Все это вело к дроблению наследства и уменьшению возможности концентрации крупных состояний в одних руках.

Были предусмотрены две формы наследования: по закону и по завещанию. Однако круг наследников по завещанию совпадал с кругом наследников по закону. Это способствовало передаче части собственности государству в виде выморочного имущества. Кодекс ограничил свободу завещательного распоряжения, поскольку сузился круг наследников по закону и по завещанию. Наследодатель мог оставить имущество лишь членам семьи (иждивенцам, даже если они не являются родственниками) или государству. Допускалась возможность лишения всех или части наследников по закону их доли наследства, а также перераспределение их долей. Такой порядок имел минус, так как давал возможность лишить наследства несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родственников.

Таким образом, была заложена основа для развития советского наследственного права. Нельзя сказать, что отпала опасность скопления крупных капиталов в одних руках, такая опасность существовала. Основной задачей законодателей являлось максимальное ограничение возможности передачи по наследству собственности, особенно крупной. Ограничения прежде всего касались наследования промышленных, торговых предприятий, предметов роскоши, денежных капиталов. При общем, сравнительно низком уровне жизни населения России переход по наследству имущества такого рода подлежит контролю и ограничению со стороны государства, чтобы не создавать резкой разницы в имущественном положении граждан, тем более, что в основе богатства в данном случае лежал не добросовестный личный труд, а «счастливое родство», представлявшее возможность получить по наследству крупное состояние.

Этот кодекс отразил имущественные отношения, характерные для периода построения государственного социализма, обеспечил гражданско-правовое регулирование товарно-денежных отношений, свойственных периоду НЭПа, юридически обеспечил права и интересы государственных предприятий, кооперативных организаций и отдельных граждан.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г

Главная > Кодекс >История

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

по: Истории отечественного государства и права

по теме: «Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.»

Положения государственной собственности ..……………..…….. 5

Ограничения частной собственности

и реализации частного предпринимательства …. ……………….6

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года был утвержден ВЦИК 31 октября 1922 года и вступил в силу с 01 января 1923 года. Кодекс должен был с одной стороны «способствовать развитию товарно-денежных отношений, становлению экономики страны и развитию частой инициативы, предпринимательства» 1 , а с другой стороны ограничить свободу для буржуазных отношений, расширить вмешательство государства в имущественные отношения.

ГК РСФС открывался Общей частью, содержавшей главы: «Общие положения», «Субъекты прав (лица)», «Объекты прав (вещи)», «Сделки» и «Исковая давность». Раздел «Вещное право» включал главы, посвященные праву собственности, праву застройки и залогу имущества. В разделе «Обязательственное право» содержались главы: «Общие положения», «Обязательства, возникающие из договоров», а также главы, посвященные отдельным видам договоров (имущественному найму, купле-продаже, мене, займу, подряду, поручительству, поручению и страхованию), различным видам товарищества (простому, полному, на вере, с ограниченной ответственностью, акционерному обществу), доверенности, а также обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения и вследствие причинения другому лицу вреда. В особый раздел кодекса выделялось наследственное право 2 .

ГК один из самых больших кодексов не только по количеству статей, но и по кругу регулируемых отношений. Это и понятно, ибо ГК регулировал наиболее сложные и массовые правоотношения – личные и имущественные. При формировании особой отрасли гражданского права в 1921—1923 гг. законодатель стремился по возможности упростить сис­тему норм, регламентировавших хозяйственную жизнь.

ГК РСФСР 1922 года различал государственную (национализированная и муниципализированную), кооперативную и частную собственность (ст. 52). Для каждого субъекта права собственности устанавливался свой круг возможных объектов собственности. «В зависимости от субъекта различались способы возникновения права собственности, а также способы его защиты» 1 .

Для сохранения гарантированного главенства социалистического сектора государству были предоставлены особые преимущества, в частности, ГК обеспечивает особый режим государственной собственности.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года рассматривал кооперативную собственность как особую форму, отличную от частной собственности. В отношении этой собственности не действовали ограничения, устанавливаемые для частной собственности. Собственностью кооперативных организаций могло быть всякого рода имущество наравне с частными лицами, а также кооперативным организациям могли принадлежать предприятия с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных предприятий (ст.57 ГК). Гражданское право разработало юридические формы, посредством которых кооперативная собственность ближе связывалась с государственной.

Наряду с государственной и кооперативной собственностью закон выделял частную собственность, имевшую три формы: единоличную соб­ственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составляв­ших объединения (общая собственность); собственность частных юриди­ческих лиц. Предметом частной собственности в соответствии со ст.54 ГК могли быть: немуниципализированные строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом количества, орудия производства, ценности, не запрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из имущественного оборота.

2.Положения государственной собственности

Особое внимание ГК РСФСР 1922 года уделял государственной собственности. Право государственной собственности стало основным и ведущим институтом советского гражданского права. Как правовой институт оно регулировало, с одной стороны, вопросы, возникавшие при соприкосновении государственной собственности с иными формами собственности, и, с другой стороны, вопросы, возникавшие внутри системы отношений государственной собственности.

Советское гражданское право юридически обеспечило ведущее положение государственной собственности по сравнению со всеми другими формами собственности. Стремление законодателя обеспечить государственный договорный интерес ясно проявилось в статьях ГК об убыточных для государствах договорах (ст. 30). При установлении факта «убыточности» договор расторгался. В качестве гарантии интересов стороны-государства вво­дился институт неустойки. Ряд других статей (ст. 1, 19, 364) также обеспечивал гарантии для государства.

Нормы права исходили из того, что государство – единый и единственный собственник всего своего имущества, включая и то, которое предоставлялось хозрасчетным предприятиям. Последние, не будучи собственниками, находились в особого рода правовом отношении с государством по поводу этого имущества. Был установлен принцип, по которому ни один орган государства не был вправе прекратить эти отношения и изъять имущество. Данное право предоставлялось лишь вышестоящим административным органам.

Государство как собственник находилось в наиболее привилегированном положении. Закон установил категории имущества, которое могло находиться исключительно в государственной собственности, это земля, недры, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты (ст.ст. 21, 53). В связи с тем, что земля была национализирована, а строения, возведенные на земле, могли при этом находиться в любой собственности, ГК РСФСР 1922 года упразднил деление имущества на движимое и недвижимое (примечание к ст. 21), т.к. закрепленное римским правом положение от том, что «постройка следует судьбе земли» перестало действовать 1 . Также в собственность государства переходило, согласно ст. 68 ГК РСФСР, бесхозное имущество (невостребованные собственником находки, брошенное собственником имущество, клады). Кодекс также устанавливал особые гарантии защиты государственной собственности, так в ст. 60 ГК РСФСР 1922 года сказано, что государственные учреждения и предприятия вправе истребовать у добросовестного приобретателя имущество, вне зависимости от того каким незаконным способом это имущество выбыло из собственности государства.

3.Ограничения частной собственности

и реализации частного предпринимательства

Частной собственности уделяется большое внимание в ГК РСФСР 1922 года, но прежде всего в плане ее ограничения. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности (определение круга объектов, допускаемых в частную собственность, установление предельного размера частного предприятия, размера наследственной массы, получаемой частным лицом, размеров домовладения, торгового предприятия и т.п.).

Точное определение рамок, в которых допускается частнопредпринимательская деятельность, установление допустимых пределов частнокапиталистического оборота составляло одну из важнейших и специфических именно для советского гражданского законодательства особенностей первого ГК.

Это проявлялось уже в том определении объема гражданской правоспособности, содержащегося в Кодексе, в ст.5 которого говорилось о возможности приобретать и отчуждать имущества «с ограничениями, указанными в законе», о праве организовывать промышленные и торговые предприятия «с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда». В развитие этого принципа ст.54 ограничивала размеры предприятий, которые могли находиться в частной собственности, количеством наёмных рабочих, «не превышающим предусмотренного особыми законами», а ст.15 ставила под строгий контроль государства возникновение частных учреждений. Ряд правил, ограничивающих сферу деятельности частных предприятий, содержался и в иных нормах Кодекса (ст.ст. 18, 320 и др.).

Весьма существенно был ограничен Кодексом круг предметов, могущих быть объектами частного оборота. Этому по сути дела были посвящены почти все правила ГК об объектах прав (ст.ст. 20-24). Фактически эти правила изымали из частного оборота все важнейшие с народнохозяйственной точки зрения имущества. Было сказано, что они «не могут быть предметом частного оборота» (ст.21) либо «являются изъятыми из частного оборота и не могут быть отчуждаемы» (ст.22).

В ГК были предусмотрены основания возникновения и прекращения обязательств. ГК строго определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Эти условия определялись для каждого вида договоров: имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения и др. При этом ограничивались возможности расширения частной собственности. Например, немуниципализированные жилые строения могли быть предметом купли-продажи при обязательном условии, чтобы в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года (ст. 182 ГК). По договору займа взимание процентов допускалось не свыше 6% годовых, а начисление процентов на проценты запрещалось (ст.213 ГК).

Закон ограничивал также право частного собственника распоря­жаться своей собственностью. Право сдачи в аренду собственником своего имущества до мая 1922 г. запрещалось или, во всяком случае, носило спорный характер. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.). Пользование домовладением (сдача его внаем) также ограничивалось законом — установление нормы жилой площади, тарифы сдаточных цен, сроки сдачи. Закон использовал специальный термин «обладание» (ст. 56 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собствен­ности, не может вливаться в гражданский оборот, его нельзя продать или купить.

Частнопредпринимательская деятельность разрешалась в строго определённых государством рамках, выход за пределы которых влёк за собой применение санкций ГК. Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права част­ных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее о «господствующей роли социалистической собственности». Во всех случаях для возникновения права собственности требовалось волеизъявление государства.

Определенные льготы предоставлялись кооперативам, кустарям и арендаторам государственного имущества. В период нэпа широкое распространение получили договоры аренды и концессии, на основании которых государственное имущество передавалось в пользо­вание частных лиц. ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка. Предприятия, где число рабочих превышало установленное законом, а также сооружения общегосударственного значения могли стать предметом частной собственности лишь на основе концессии. Частные предприятия в промышленности и торговле подлежали регистрации и действовали под контролем государства 1 .

Общие условия, на которых заключались договоры, также регламентировались ГК. Статья 33 ГК признавала любой договор недействительным, если он заключался одной из сторон под влиянием «крайней нужды» и на невы­годных для нее условиях. Инициатива расторжения договора могла исхо­дить не только от заинтересованной стороны, но и от госорганов и обще­ственных организаций. Очевидна социальная направленность этой нормы.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года был несовершенным и недоработанным нормативным актом, т.к. при его создании старались отойти от норм буржуазного права (построенного на господстве частной собственности), в то время как нормы социалистического права приходилось создавать фактически с нуля.

Изначально планировалось использовать данный Кодекс не более двух лет (до принятия более продуманного и детализированного нового ГК), но в результате он действовал на протяжении почти сорока двух лет.

ГК РСФСР 1922 года к тому моменту, когда он перестал действовать, насчитывал (с учетом отмененных и дополнительно включенных) 439 статей. Из них в новый ГК не вошло около 155 статей. ГК РСФСР 1922 года послужил одним из основных источников законодательного материала, использованного для создания нового ГК РСФСР. 1

Список использованной литературы:

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002; Новицкая Т.Е.

История советского государства и права. Кн. 2. М., 1968, Гл. XIII.

Переход к нэпу и революционная законность. М., 1972 Курицын В.Н.

Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968.

Советское право в годы нэпа (1921 — 1929 гг.). Тамбов, 2004; Захарцев С.Н.

Хрестоматия по истории государства и права России. М.,1994.

20 декабря 2010 года

1 Захарцев С.Н. Советское право в годы нэпа (1921 — 1929 гг.). Тамбов, 2004. разд. «Гражданское право».

2 История советского государства и права. Кн. 2. М., 1968, Гл. XIII. с. 462

1 1 Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002. стр. 72.

1 Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002. стр. 73.

1 История советского государства и права. Кн. 2. М., 1968, Гл. XIII. с. 469

1 Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968. С.102-141

РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РСФСР

Секция: 10. Юриспруденция

XXXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РСФСР

Гражданский кодекс РСФСР разработан и принят в период перехода к новой экономической политики, следует отметить, что ему присущи некие свойственные этой политике черты.

Двадцатые годы XX века представляют собой переломный период в развитии гражданского законодательства государства. Период после окончания кровопролитной гражданской войны включал в себя все необходимые предпосылки для того, чтобы взять курс на новую экономическую политику, которая была провозглашена Ленинской резолюцией X съезда РКП(б) в марте 1921 год и известна под названием НЭП [1].

Итак, в качестве основополагающих целей НЭПа следует назвать в том числе проведение определенных преобразований в экономической сфере, направленные на то, чтобы вывести страну из того кризисного состояния, которое имело место быть после военных действий, разворачиваемых на территории государства [2].

Данная политика должна быть направлена, прежде всего, на разработку, создание и прочное юридическое закрепление своеобразного экономического фундамента, на фоне которого будет строиться будущее государства. А именно в сфере экономики была необходима определенная ориентация на то положение дел, которое имело место в дореволюционный период в сфере, например, частного предпринимательства, хозяйственного договора и прочее.

Неизбежность и обязательность данных преобразований были обусловлены, в том числе и такими факторами, как, наличие в обороте различных форм собственности, в том числе такой собственности как частнокапиталистическая, а также установление стремительно развивающейся системы рыночных товарно-денежных отношений. Кроме того, в сложившихся жизненных реалиях требовали преобразования нормы о наследовании, о договорном, обязательственном и вещном праве.

Вышеуказанный переход к новой экономической политике оказал значительное влияние на весь пласт гражданско-правовых отношений, расширив их, а также активизировал разработку гражданско-правового законодательства. Сам факт наличия многоукладной экономики делал очевидным потребность защиты, установленного государством правопорядка, поспособствовав, тем самым, преобразованиям в основополагающем источнике гражданского права.

Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был принят IV сессией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 9-го созыва 31 октября 1922 года. В юридическую силу данный нормативно правовой акт вступил 1 января 1923 года и действовал вплоть до принятия второго Гражданского кодекса РСФСР, а именно до 1 октября 1964 года. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право и наследственное право, которые делились на главы. В общей сложности данный кодекс насчитывал 435 статей.

Следует отметить, что к числу разработчиков Гражданского кодекса РСФСР 1922 года необходимо причислить главным образом профессоров права и различного рода научных работников. Советские власти, руководствуясь стремлением придать данному гражданскому кодексу исключительно российскую самобытность, ратовали против использования иностранного буржуазного правового опыта. Но, вместе с тем, заимствования из текстов зарубежных кодифицированных актов достигли такого уровня, что выдающийся юрист и политический деятель Пётр Иванович Стучка, будучи одним из активных участников кодификационных работ отзывался об итоговом тексте как о «рецепции буржуазного права Запада в его чистом виде» [5].

Однако также следует упомянуть о том, что в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года нашли свое юридическое закрепление и совершенно новые нормы, воплотившие идеи истинно социалистического права. А именно, такие как: объекты исключительной государственной собственности, монополия внешней торговли, концентрация исключительно в руках государства прав основные средства производства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Гражданский кодекс 1922 года представляет собой нормативно правовой акт, в котором имеет место некая ассимиляция буржуазных и социалистических традиций, созданная, вместе с тем, как акт кодификация именно социалистического права [3].

Относительно субъектов право по Гражданскому кодексу РСФСР 1922 года следует сказать следующее. Их правовому регулированию посвящены статьи 4–19 данного нормативно правового акта.

Итак, Гражданский кодекс в статье 4 предоставляет способность иметь гражданские права и обязанности всем гражданам вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания или их происхождения. Статья 5 предоставляет гражданам права на труд, на свободу передвижения, совершение сделок, на занятие частным предпринимательством.

Дееспособность, в соответствии с положениями статьи 7 наступает с момента достижения лицом 18летнего возраста. Статья 8 говорит об основаниях лишения дееспособности, среди которых следует выделить такие как неспособность вести свои дела «вследствие душевной болезни или слабоумия» или из-за «чрезмерного расточительства».

Статья 9 содержит положения о том, что лица, достигшие возраста 14 лет и лица, взятые под опеку могут совершать сделки с согласия своих законных представителей и распоряжаться своим заработком, отвечая при этом за вред, причиненный ими другим лицам.

Термин местожительства обозначен в статье 11 и определяется как место службы, постоянных занятий или нахождения имущества.

Лицом может быть признано безвестно отсутствующим, как гласит статья 12, в случае, если «со дня публикации о признании его отсутствующим прошло полных пять лет».

Далее следует сказать о юридических лицах, правовому регулированию деятельности которых посвящены статьи 13–19 Гражданского кодекса РСФСР. Итак, ими признаются учреждения, организации и объединения лиц, способные вступать в обязательства, приобретать права, «искать и отвечать на суде», действующие на основании уставов, положений, товарищеских договоров и участвующие в гражданском обороте посредством своих представителей или органов юр лица и отвечающее за свои долги имуществом, состоящем в свободном распоряжении. Все сделки, связанные с внешней торговлей осуществимо только черед посредство такого органа государственной власти как Народный Комиссариат Внешней Торговли. Юридическое лицо может прекратить свое существование если начинает осуществлять деятельность, которую государство признает противоречащий своим интересам [4].

Как мы видим, правовое регулирование физических и юридических лиц в тексте Гражданского кодекса РСФСР воспроизведено достаточно детально и некоторые положения функционируют и по сей день, будучи включенными в современный Гражданский кодекс.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (сокращенно ГК РСФСР 1922 г.) — первый советский гражданский кодекс.

Содержание

Принятие и срок действия

Принят 31 октября 1922 г. IV сессией ВЦИК 9-го созыва. Введен в действие с 1 января 1923 г. Имел силу до 1 октября 1964 г. (до введения в действие второго Гражданского кодекса РСФСР).

Структура кодекса

Кодекс состоял из четырех разделов:
I. Общая часть
Главы: Основные положения; Субъекты прав (лица); Объекты прав (имущества); Сделки; Исковая давность.
II. Вещное право
Главы: Право собственности; Право застройки; Залог имущества.
III. Обязательственное право
Главы: Общие положения; Обязательства, возникающие из договоров; Имущественный наём; Купля-продажа; Мена; Заём; Подряд; Поручительство; Поручение; Доверенность; Товарищество (простое, полное, на вере, с ограниченной ответственностью, акционерное общество); Страхование; Обязательства, возникающие вследствие неосновательного обогащения; Обязательства, возникшие вследствие причинение другому вреда.
IV. Наследственное право.

Кроме того, в кодексе имелось пять приложений:

Характеристика кодекса

Среди разработчиков Гражданского кодекса 1922 г. были главным образом профессора права и научные работники. Несмотря на то, что советские власти осуществляли жесткий контроль за подготовкой кодекса и отрицательно относились к буржуазному правовому опыту, в тексте кодекса этот опыт был активно использован, поскольку иного материала просто не было. Кроме того, сказывался профессиональный настрой главных редакторов. П. Стучка, являвшийся одним из активных участников кодификационных работ, оценивал текст гражданского кодекса как «рецепцию буржуазного права Запада в его чистом виде». С другой стороны, в Гражданском кодексе 1922 г. ярко отразились и новые социалистические идеи гражданского права: монополия внешней торговли, объекты исключительной государственной собственности, ее повышенная защита, ограничение сферы деятельности частных предприятий и частного оборота. Кодекс представлял собой симбиоз буржуазного и вновь создаваемого социалистического права [1] .

В ГК РСФСР 1922 г. были закреплены принципиальные положения социалистического гражданского права, в частности: концентрация в руках государства основных средств производства, исключительная госсобственность на недра, землю, леса, воды, железные дороги. С другой стороны, этот кодекс разработан и принят в условиях перехода к нэпу что проявилось в следующем: здесь установлены правовые рамки для рынка, признается частная собственность и разнообразные формы предпринимательской деятельности. В кодексе признавались три вида собственности: государственная, кооперативная и частная (безусловное преимущество закреплялось за государственной). Что касается предпринимательства, то оно допускалось в тех формах, рамках и направлениях, которые соответствовали целям советского государства. Размер имущества, передаваемого по наследству, ограничивался 10 тыс. советских червонцев, при этом завещания были действительны только в отношении тех лиц, которые являлись наследниками по закону.