Изменение условий контракта по 44 фз штраф

Оглавление:

Изменение существенных условий государственного контракта

В своей практике регулярно сталкиваюсь с клиентами, у которых в основе их деятельности — работа по государственным контрактам. В процессе проведения торгов многие находятся в определенном спортивном азарте и не всегда дотошно изучают предмет контракта, полагая, что главное выиграть контракт, а потом дополнительным соглашением можно скорректировать условия контракта. В последствие, очень часто, консультируясь, задают вопрос о том, можно ли дополнительным соглашением изменить существенные условия контракта?

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса РФ — договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как указано в статье 34 Федерального закона № 44-ФЗ — контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

То есть если существенные условия были предусмотрены в закупочной документации (а они, как правило, в ней предусмотрены), то это существенные условия договора (контракта), и менять их допустимо только в случаях, предусмотренных в статье 95 ФЗ № 44-ФЗ.

Исключения при внесении изменений предусмотренные статьей 95 ФЗ № 44-ФЗ:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

— при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

— если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями.

В некоторых случаях, такие изменения, могут стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт «всплывет» при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

— на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;

— на юридических лиц — 200 000 рублей.

Если же речь идет о несущественных условиях, их изменение по соглашению сторон допускаются без каких-либо ограничений.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, прежде чем участвовать в конкурсе на заключение государственного контракта, необходимо детально изучить все существенные условия заключения предстоящего контракта, так как изменение условий контрактов возможно, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 ФЗ-44.

Учимся участвовать в тендерах грамотно. За что и как штрафуют за нарушения при закупках?

А знаете ли вы, что минимальный размер штрафа составляет всего 3 000 рублей, в то время как максимальный – 500 000 рублей?

Законы о закупках (например, «О контрактной системе №44-ФЗ» и «О закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ») являются только «инструкциями» того, как размещать закупки, готовить документы, участвовать, подписывать контракты и защищать права. Сведения же о том, что ждет нарушителей таких «инструкций» прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ № 195-ФЗ).

Мы просмотрели КоАП РФ и выделили шесть основных групп нарушений со стороны заказчиков:

  1. Нарушения, связанные с неправильным выбором способа определения поставщика (подрядчика/исполнителя)
    • Заказчик принял решение о способе определения поставщика с нарушением требований №44-ФЗ – штраф 30 000 рублей
    • Заказчик вместо конкурса или аукциона выбрал другой способ определения поставщика – штраф 50 000 рублей
    • Заказчик принял решение о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в тех случаях, когда это не предусмотрено №44-ФЗ – штраф 50 000 рублей
  2. Нарушения, связанные с порядком осуществления закупок
    • Заказчик нарушил сроки размещения в единой информационной системе необходимые информацию и документы – должностные лица – до 30 000 рублей, юридические лица – 15 000 рублей
    • Штрафом до 50 000 рублей наказывается заказчик, нарушивший требования №44-ФЗ в следующих случаях:
      • предоставление конкурсной документации или документации об аукционе
      • разъяснение положений конкурсной документации или документации об аукционе,
      • прием заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений
    • Штраф в размере не меньше 5 000 рублей и не более 30 000 рублей выплатит заказчик, совершивший действие по основаниям, не предусмотренным в законе №44-ФЗ, а именно:
      • Отклонил заявки на участие в конкурсе
      • Отказал в допуске к участию в аукционе
      • Признал заявку на участие в закупке не соответствующей требованиям конкурсной документации
      • Отстранил участника закупки от участия в конкурсе, аукционе.
    • Аналогичный штраф выплачивается и в обратных случаях – если заказчик принимает заявку участника, которому должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями ФЗ-44.
    • А также при нарушениях порядка:
      • вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов;
      • рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
    • И в случае если заказчик устанавливает не предусмотренные законом №44-ФЗ порядок рассмотрения и оценки заявок, требования к участникам закупки, к размеру обеспечения заявки, а также предоставить дополнительную информацию или документы
    • Заказчик нарушил требования к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – штраф 10 000 рублей
    • 500 000 рублей заплатит заказчик в виде штрафа, если не разместит в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законом №44-ФЗ
    • Если же заказчик включает в описание объекта закупки требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных №44-ФЗ, то он подвергается штрафу в размере до 50 000 рублей
    • До 50 000 рублей выплатит и заказчик, включивший в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой
    • Если конкурсная документация, документация об аукционе, документация о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок были утверждены с нарушением требований, предусмотренных законодательством, то на должностное лицо налагается штраф в размере до 3 000 рублей
    • Если заказчик сократил сроки подачи заявок в случаях, не предусмотренных №44-ФЗ, то он выплатит штраф размером 30 000 рублей
    • Заказчик, нарушивший сроки для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, выплатит штраф до 30 000 рублей.
  3. Нарушения заказчиков, связанные с порядком включения информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Если заказчик включил заведомо недостоверную информацию в реестр недобросовестных поставщиков, то он будет наказан штрафом в размере 50 000 рублей.

Нарушения, связанные со сроками возврата обеспечения заявок.

На заказчика, не вернувшего обеспечение заявки вовремя, налагается штраф до 90 000 рублей.

  • Нарушение заказчика, связанные с процессами заключения, исполнения и изменения контрактов и оплатам поставщикам
    • Если заказчик заключил контракт с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), то он подвергается штрафу в размере до 300 000 рублей
    • Заказчик, затянувший со сроками заключения, либо вообще уклоняется от заключения контракта, должен будет выплатить штраф 50 000 рублей
    • До 200 000 рублей выплатит заказчик, изменивший условия контракта, а именно: увеличил цену товара, работ, услуг, в случае если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законом №44-ФЗ
    • Такой же штраф получит и заказчик, нарушивший порядок расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта
    • До 300 000 рублей штраф за совершение действий (бездействий), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества, если такие действия (бездействия) не влекут уголовной ответственности.
  • И, наконец, за невыполнение в срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, на заказчика налагается штраф до 500 000 рублей на юридических лиц.
  • Сохраните эту информацию на видном месте, и напоминайте недобросовестным заказчикам о размерах штрафов.

    Нашли нарушение закона о Контрактной системе? Закажите обратный звонок, и мы поможем вам подготовить жалобу!

    Штрафы по 44 ФЗ

    Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2018 году законопроект подвергся значительным изменениям.

    Основные изменения в 44 ФЗ в 2018 году: последняя редакция

    Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

    С 1 июля 2018 г. заказчики могут воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма станет единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

    Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

    • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
    • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
    • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

    Неприятным нововведением станет то, что операторы электронных площадок будут наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

    Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

    Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

    В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

    • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
    • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

    Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

    Ответственность за нарушение условий контракта

    Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

    Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

    • должностных лиц официальных ведомств;
    • специализированных компаний;
    • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
    • операторов электронных площадок;
    • всех участников сделки.

    Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

    Штрафы для заказчиков

    Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

    • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
    • неправильная форма осуществления тендера;
    • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

    Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

    Штрафы для поставщиков

    Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

    В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

    Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

    Наказание за срыв сроков

    На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

    Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

    В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

    Таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями 2018 года

    За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции. Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий, который включает таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями этого года.

    Скачать официальный текст закона №44

    Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

    Как оплатить штраф по 44 ФЗ

    Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

    Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

    Штрафы по 44 ФЗ

    Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2018 году законопроект подвергся значительным изменениям.

    Основные изменения в 44 ФЗ в 2018 году: последняя редакция

    Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

    С 1 июля 2018 г. заказчики могут воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма станет единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

    Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

    • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
    • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
    • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

    Неприятным нововведением станет то, что операторы электронных площадок будут наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

    Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

    Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

    В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

    • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
    • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

    Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

    Ответственность за нарушение условий контракта

    Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

    Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

    • должностных лиц официальных ведомств;
    • специализированных компаний;
    • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
    • операторов электронных площадок;
    • всех участников сделки.

    Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

    Штрафы для заказчиков

    Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

    • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
    • неправильная форма осуществления тендера;
    • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

    Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

    Штрафы для поставщиков

    Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

    В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

    Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

    Наказание за срыв сроков

    На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

    Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

    В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

    Таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями 2018 года

    За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции. Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий, который включает таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями этого года.

    Скачать официальный текст закона №44

    Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

    Как оплатить штраф по 44 ФЗ

    Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

    Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

    Контракт по 44-ФЗ: возможно ли изменение цены?

    Мы бюджетное Учреждение и, соответственно, работаем по Федеральному закону 44-ФЗ. Год назад был заключен контракт сроком на 3 года о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на одну сумму. В этом году Исполнитель в одностороннем порядке на основании Прейскуранта изменил стоимость Контракта, подготовив дополнительное соглашение. Можем ли мы подписывать это соглашение?

    Для описанной ситуации Законом № 44-ФЗ не предусмотрено возможности изменения цены контракта, поэтому подписание соглашения нарушит положения ст. 34 и ст.95 Закона № 44-ФЗ и повлечет для сторон административную ответственность в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

    По общему правилу недопустимо изменять условия контракта при его заключении и исполнении (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ). Исключение составляют случаи, установленные в ст. 34 (при заключении контракта) и ст. 95 (при исполнении контракта) Закона N 44-ФЗ.

    При исполнении контракта его изменение возможно в случае, если меняются существенные условия контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

    Как предусмотрено ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях:

    1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

    а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

    б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

    2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

    3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

    4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

    5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

    6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

    При этом, Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (ред. от 19.05.2015) «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

    10 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, за исключением контракта, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;

    1 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

    500 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд;

    40 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, включающего выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

    Изменение существенных условий контракта возможно так же в случаях, если:

    -осуществляется поставка товара (выполнение работы, оказание услуги), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого улучшены по сравнению с указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

    Если стороны изменяют условия контракта при отсутствии оснований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, то в этом случае стороны могут быть привлечены к административной ответственности в виде наложения административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Признаки указанного административного правонарушения могут усматриваться в действиях как заказчика (Решение Краснодарского УФАС России от 09.07.2015 по делу N ВП-26/2015), так и поставщика (подрядчика, исполнителя) (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5428/15).

    Изменение условий контракта (места выполнения работ, оказания услуг): штраф или устное замечание? Анализ решений ФАС

    Изменение условий контракта (места выполнения работ, оказания услуг): штраф или устное замечание? Анализ решений ФАС

    resistin » 05 мар 2018, 14:50

    Толстобоков Олег, канд. техн. наук, доцент кафедры государственных и корпоративных закупок ГОУ «ИРДПО» эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА РФ, аккредитованный при Минюсте России

    В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ), в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, с информацией о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. В практике контроля часто встречаются факты изменения места выполнения работ, оказания услуг при исполнении контракта. Автор статьи анализирует неоднозначную практику применения ФАС России штрафов за изменение существенного условия контракта – места выполнения работ, оказания услуг.
    Напомним, с позиции ФАС России, в извещении заказчик обязан надлежащим образом указать информацию в отношении места выполнения работ, оказания услуг. Так, довод жалоб о том, что заказчик не установил место выполнения работ по строительству нового здания 323 и сооружения 323/1 с инженерными коммуникациями в соответствии с проектной документацией объекта «Техническое перевооружение производства специзделий из высокоэффективных СТТ», ФГУП «Федеральный центр двойных технологий «Союз» г. Дзержинский Московской области был признан не обоснованным. Как следует из решения по делу № КГОЗ -318/17 от 07.09.2017, в извещении было установлено: «Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги – Российская Федерация, Московская обл., Дзержинский г., ул. Лесная, д. 44».
    Однако, при исполнении контрактов, заказчики, по соглашению с подрядчиками, исполнителями, изменяют условие контракта о месте выполнении работ, оказании услуг, что обуславливает применение мер административной ответственности в размере 20 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц, в силу положений ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Однако, не всегда факты заключения дополнительных соглашений об изменении места выполнения работ, оказания услуг в практике ФАС России, приводят к назначению реальных штрафов.
    Рассмотрим два практических примера, наглядно свидетельствующих об отсутствии единообразной практики применения штрафов в случае выявления вышеуказанных противоправных действий.

    Пример № 1. «Реальный штраф» за изменение места выполнения работ, оказания услуг при исполнении контракта.
    Проверкой прокуратуры г. Москвы установлено, что при исполнении контракта на оказание услуг по организации и проведению «круглых столов» по актуальным экологическим проблемам, заключено дополнительное соглашение, изменяющее условия контракта в части места оказания услуг. Так, согласно п. 1.1. контракта исполнитель был обязан оказать услуги в арендованном помещении, расположенном в пределах Садового кольца. Однако, согласно дополнительному соглашению, возможное место нахождения арендуемого исполнителем помещения для проведения «круглых столов» – в пределах Москвы и/или Московской области. Как следует из постановления прокурора, действия должностного лица — заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы — руководителя контрактной службы в части изменения условий государственного контракта о месте расположения оказания услуг нарушают положения ч. 2 ст. 34, ч. 7 ст. 95 Закона о КС, образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.
    Согласно ч. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» указано, что заявление стороны договора о необходимости согласования какого-либо условия означает, что такое условие является существенным для данного договора.
    Заказчиком в Техническом задании документации были установлены конкретные безальтернативные требования к месту оказания услуг в рамках исполнения контракта. Согласно п. 7.3 раздела 7 Технического задания для проведения «круглых столов» должно быть арендовано помещение, расположенное в пределах Садового кольца.
    Таким образом, в оценку основных требований к оказанию услуг Заказчиком заложено территориальное месторасположение оказания услуг (проведение мероприятия в пределах Садового кольца), следовательно место оказания услуг в рамках спорного контракта является существенным условием.
    В свою очередь, исполнитель , подав заявку на участие в Конкурсе, согласился на оказание услуг на условиях, предусмотренных Конкурсной документацией, в том числе и с условием п. 7.3 раздела 7 Технического задания об организации мероприятия в пределах Садового кольца, в связи с чем у общества возникла обязанность проведения предусмотренного контрактом мероприятия в соответствии с данными условиями Технического задания.
    Установленный Законом о КС запрет на изменение условий, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, содержащихся в заявке победителя, за исключением строго определенных случаев, связан с обеспечением баланса частных и публичных интересов, обусловлен целями соответствующего законодательства, к которым относятся не только эффективное удовлетворение нужд государственных заказчиков, эффективное расходование бюджетных средств, но и обеспечение конкуренции среди участников отношений, связанных с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд.
    В свою очередь, при условии установления Заказчиком спорного требования к месту оказания услуг, круг участников закупки был ограничен лишь теми лицами, для которых возможной, экономически целесообразной, была организация проведения мероприятия именно в пределах Садового кольца. Соответственно, безальтернативно зафиксированные Заказчиком в закупочной документации требования не могут быть изменены в ходе исполнения контракта. Обратное неизбежно будет приводить к злоупотреблениям со стороны Заказчиков, ввиду возможности установления в закупочной документации требований, позволяющих сузить круг участников, способных реально оказать необходимые услуги, либо заведомо невыполнимых требований с тем, чтобы заключить контракты именно с заранее определенными лицами, а впоследствии, в ходе исполнения контракта посредством заключения дополнительного соглашения, корректировать такие условия контракта. Бесспорно, вышеуказанные действия, будут противоречить целям Закона о КС, регулирующим отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
    Нельзя не отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона о КС, при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 настоящего Федерального закона), по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае, соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
    Однако, должностным лицом Московского УФАС России была отклонена ссылка представителя на тот факт, что согласованное, вследствие заключения спорного дополнительного соглашения, место проведения «круглых столов» (здание Московской школы управления Сколково) позволило исполнителю оказать услуги улучшенного качества по сравнению с местом мероприятия, указанным в контракте, благодаря транспортной доступности для участников Конгресса, общей инфраструктуре и уровню сервиса ввиду того, что указанные представителем «улучшенные» условия несопоставимы с Конкурсной документацией, подобных критериев оценки заявки Конкурсной документацией не были предусмотрены, в связи с чем и какие-либо основания считать их улучшенными, отсутствовали.
    Таким образом, должностное лицо — заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы- руководитель контрактной службы был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штраф в раз- мере 20 000 рублей (см. Постановление о назначении административного наказания Московского УФАС России № 4-7.32-570/77-17 от 25.08.2017).

    Пример № 2. «Устное замечание» за изменение места выполнения работ, оказания услуг при исполнении контракта
    Ревизией использования средств федерального бюджета в ФКУ Упрдор «Южный Байкал» выявлено, что при исполнении контракта на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по соглашению сторон было изменено место выполнения работ.
    Следует отметить, что п. 1.7 рассматриваемого контракта было установлено, что стороны признают и соглашаются, что для контракта существенными являются все условия, которые в письменном виде оговорены сторона- ми и что нарушение любого из условий является нарушением существенного условия договора и, следовательно, влечет все неблагоприятные последствия для стороны, нарушившей контракт или любой из его пунктов. Так, в соответствии с п. 1.3 контракта местом выполнения работ являлось: автомобильная дорога Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита: км 104+500 – км 119+000, Иркутская область; км 307+000 – км 318+000, Республика Бурятия; км 325+000 – км 335+000, Республика Бурятия; км 335+000 – км 345+000, Республика Бурятия; км 348+000 – км 359+000, Республика Бурятия; км 367+000 – км 382+700, Республика Бурятия; км 427+200 – км 429+200, Республика Бурятия; км 434+000 – км 441+000, Республика Бурятия; км 151+000 – км 159+00, Иркутская область; км 280+000 – км 289+400, Республика Бурятия; км 498+000 – км 501+200, Республика Бурятия; км 458+100 – км 462+830, Республика Бурятия; км557+000 – км 563+000, Республика Бурятия; км 691+000 – км 698+000, Забайкальский край; авто- мобильная дорога А-333 «Култук – Монды – граница с Монголией: км 38+000 – км 50+000, Республика Бурятия; км 50+000 – км 72+500, Республика Бурятия; км 155+500 – км 180+000, Республика Бурятия; км 180+000 – км 206+000, Республика Бурятия; Автомобильная дорога А-340 «Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией: км 15+000 – 30+000, Республика Бурятия.
    При этом между сторонами было заключено дополнительное соглашение №4 к контракту, согласно которому пункт 1.3 контракта был изложен в следующей редакции: место выполнения работ: Автомобильная дорога Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ –Чита: км104+500 – км119+000, Иркутская область; км 134+000 – км 142+000, Иркутская область; км 151+000 – км 159+000, Иркутская область; км 191+000 – км 200+000, Республика Бурятия; км 200+000 – км 214+000, Республика Бурятия; км 222+000 – км 234+260, Республика Бурятия; км 275+000 – км 280+000, Республика Бурятия; км 280+000 – км 282+900, Республика Бурятия; км 151+000 – км 159+00, Иркутская область; км 280+000 – км 289+400, Республика Бурятия; км 283+700 – км 289+400, Республика Бурятия; км 498+000 – км 501+200, Республика Бурятия; км 458+100 – км 462+830, Республика Бурятия; авто- мобильная дорога А-333 «Култук – Монды – граница с Монголией: км 13+500 – км 20+000, Иркутская область; км 21+490 – км 38+000, Иркутская область; км 38+000 – км 50+000, Республика Бурятия; км 50+000 – км 72+500, Республика Бурятия; км 109+000 – км 120+000, Республика Бурятия; км 155+500 – км 180+000, Республика Бурятия; км 180+000 – км 206+000, Республика Бурятия; Автомобильная дорога А-340 «Улан-Удэ – Кяхта – граница с Монголией: – км 15+000 – 30+000, Республика Бурятия. Таким образом, были внесены изменения в части места выполнения работ.
    Как следует постановления о прекращении производства по делу Бурятского УФАС № 04-57/128-2015 от 16.09.2015, согласно статье 95 Закона о КС изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в данной норме. При этом, положениями статьи 95 Закона о КС не предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части изменения места выполнения работ.
    При рассмотрении вышеуказанного дела представитель ходатайствовал о том, что статья 95 Закона о КС не содержат прямого запрета на внесение изменений, касающихся замены адресов выполнения работ, изменение адресов выполнения работ не может быть отнесено к обстоятельствам изменения предмета контракта, поскольку сам предмет – это обязательства по выполнению работ. При замене адресов выполнения работ фактически ни объемы, ни виды, ни стоимость работ не изменились.
    Должностное лицо Бурятского УФАС России, оценив конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности, учитывая роль правонарушителя, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, негативных последствий для третьих лиц и государства квалифицировало рассматриваемое правонарушение как малозначительное и дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ было прекращено, в связи с объявлением устного замечания.
    Автор статьи обращает внимание участников контрактной системы на то, что статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно указанной статье, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.