Экологическое правонарушения новости

Экологический информационно-аналитический портал
Кировской области

Экологический информационно-аналитический портал Кировской области – проект департамента экологии и природопользования Кировской области, реализующий возможность свободного и комплексного использования информационных ресурсов о состоянии окружающей среды в Кировской области.

Это Интернет-ресурс объединяет справочную, аналитическую и поисковую систему об экологической ситуации в регионе и природопользовании, о состоянии природных ресурсов и масштабах их освоения, а также о прикладных аспектах деятельности организаций, учреждений, ведомств, общественных и некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Содержание разделов обеспечивает информационную поддержку деятельности специалистов всех отраслей экономики, преподавателей, студентов, профессиональных экологов, а также всех, кому интересна экология как наука.

Использование в рамках проекта инфраструктуры пространственных данных экологического мониторинга, консультативной, новостной, событийной, аналитической, контактной и иллюстративной информации расширяет оперативность и доступность комплексной экологической информации, способствует формированию объективного мировоззрения на состояние и развитие ситуационной экологической обстановки в регионе.

Для любителей природы, краеведов, туристов и путешественников в информационных разделах портала представлены исчерпывающие сведения о природных достопримечательностях Вятского края, его особо охраняемых природных территориях, редких и исчезающих видах растений и животных.

Надеемся, что Экологический информационно-аналитический портал Кировской области заинтересует широкий круг пользователей, будет способствовать решению проблем экологического просвещения и образования, а так же повышению уровня социальной ответственности в вопросах сохранения окружающей природной среды.

Задать вопрос

Устранено экологическое правонарушение в пгт Рудничный

В январе 2018 года в адрес министерства охраны окружающей среды Кировской области поступило обращение жителя пгт Рудничный Верхнекамского района о нарушении экологического законодательства обществом с ограниченной ответственностью «ЖКХ Эксперт» при эксплуатации очистных сооружений посёлка.

По согласованию с областной прокуратурой министерством проведена внеплановая проверка с выездом на место фактического осуществления деятельности предприятия. Установлено, что ООО «ЖКХ Эксперт» с начала 2018 года осуществляет деятельность по водоотведению пгт Рудничный и сбросу сточных вод в р. Ольховка при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, т.е. при не установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ.

По фактам нарушений директор общества привлечен к административной ответственности по ст. ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в адрес ООО «ЖКХ Эксперт» выдано предписание об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства.

Специалисты отмечают, что предприятием предприняты меры по устранению нарушений законодательства и уменьшению возможности загрязнения окружающей среды.

В период проведения проверки проведён капитальный ремонт оборудования, используемого для подачи воздуха в аэротенк очистных сооружений.

В настоящее время в управлении водных ресурсов и недр министерства находится на рассмотрении заявление ООО «ЖКХ Эксперт» на получение решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.

Ситуация находится на контроле у министерства, повторных обращений от населения не поступало.

Ответственность за нарушения природоохранного законодательства

Право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и других жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.

Субъекты природопользования обладают определенными правами и обязанностями, объем и состав которых определяются, в первую очередь, видом природных объектов и различным статусом субъектов права природопользования.

Хозяйствующие субъекты наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.

К основным обязанностям природопользователя можно отнести обязанность рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением, применять экологически совместимые технологии, осуществлять природоохранные мероприятия, своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды и т. д.

За экологические правонарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность

За экологические правонарушения установлена статьями, включенными в главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В их числе:

— Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (статья 8.1);
— Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (статья 8.2);
— Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3);
— Нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4);
— Сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5);
— Порча земель (статья 8.6);
— Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7);
— Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8);
— Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (статья 8.9);
— Нарушение требований по рациональному использованию недр (статья 8.10);
— Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (статья 8.11);
— Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (статья 8.12);
— Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (статья 8.12.1);
— Нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13);
— Нарушение правил водопользования (статья 8.14);
— Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15);
— Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21);
— Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.22);
— Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23);
— Нарушение правил использования лесов (статья 8.25);
— Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26);
— Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27);
— Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28);
— Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1);
— Уничтожение мест обитания животных (статья 8.29);
— Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30);
— Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31);
— Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);
— Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.33);
— Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (статья 8.35);
— Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.36);
— Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37);
— Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38);
— Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39);
— Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41);
— Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 8.42);
— Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (статья 8.44);
— Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (статья 8.45);
— Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (статья 8.46).

Конкретные требования, за нарушение которых наступает административная ответственность, установлены отраслевыми законами и подзаконными актами.

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Экологические преступления указаны в специальной главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Экологические преступления», в которой содержится 18 статей, в числе которых:

Статья 246 УК РФ — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Преступность данного деяния заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Статья 247 УК РФ — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Сущность данного деяния — производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния: создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 248 УК РФ — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий: причинение вреда здоровью человека; распространение эпидемий или эпизоотий; иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

Статья 249 УК РФ — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Статья 250 УК РФ — загрязнение вод.
Статья предусматривает наступление уголовной ответственности за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния: повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 251 УК РФ — загрязнение атмосферы.
Данная статья признает преступлением нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха; по неосторожности причинение вреда здоровью человека; по неосторожности смерть человека. Критерии экстремального высокого загрязнения атмосферы воздуха определены в Инструкции о порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды на территории РФ, утвержденной Приказом Росгидромета от 31.10.2000 № 156.

Статья 254 УК РФ — порча земли.
Преступность этого деяния заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если они: повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование ее может вызвать их гибель.

Статья 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр.
Данный состав преступления образуют нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, при обязательном присутствии и наступлении неблагоприятных последствий.

Статья 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
Уголовная ответственность наступает только в случае наличия одного из квалифицирующих признаков: причинение крупного ущерба; применение самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; совершение в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства: без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением; в запрещенных местах; в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов; в запрещенное время; с использованием запрещенных орудий лова.

Статья 257 УК РФ — нарушение правил охраны рыбных запасов.
Преступность этого деяния заключается в производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям относятся уничтожение мест нереста; нарушение экологического равновесия биосистемы; крупные убытки, связанные с восстановлением качества природной среды и численности водных животных.

Статья 258 УК РФ — незаконная охота.
Деяния могут образовывать состав преступления как при наличии причиненного ущерба, так и по формальным признакам, к которым относятся применение запрещенных средств охоты, охота на запрещенные виды, охота в не предназначенных для этого местах. Преступлением является незаконная охота, если она совершена: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Статья 258.1 УК РФ — незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Под незаконной добычей понимаются действия, направленные на изъятие из естественной среды обитания особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (незаконная охота, браконьерство). Содержание – действия по уходу за особо ценными дикими животными и водными биологическими ресурсами, основанные на признаках полномочий, присущих праву собственности (содержание в питомнике, садке и т.п.). Приобретение – получение предмета преступления как возмездным, так и безвозмездным способом (покупка, обмен, подарок и т.п.). Хранение – временное удержание предмета преступления для последующего распоряжения им (продажа, дарение, употребление в пищу и т.п.). Перевозка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой. Пересылка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных. Продажа – возмездная передача предмета преступления третьим лицам. Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных выше действий.
Статья 259 УК РФ — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.
Критическим местообитанием является территория в определенных границах (водоема, леса, урочища, болота и т.п.), на которой обитают популяции каких-либо занесенных в Красную книгу животных или растений и которая находится в состоянии, близком к невозможному для обитания на ней этих организмов.

Статья 260 УК РФ — незаконная рубка лесных насаждений.
Преступный характер заключается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере; в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Статья 261 УК РФ — уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Согласно данной статье преступлением является уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если они причинили крупный ущерб.

Статья 262 УК РФ — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Главное отличие данного состава от состава административного правонарушения — причинение значительного ущерба. При этом значительность ущерба зависит от конкретных обстоятельств и определяется при рассмотрении дела с учетом: категорий особо охраняемых природных территорий и объектов; их экономической и социальной значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам; их количества и других обстоятельств, повлекших вредные последствия.

Статья 358 УК РФ Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).

Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I — IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

Экологические правонарушения в регионах Российской Федерации: материалы практической части Всероссийского студенческого конкурса «ЭКО-ЮРИСТ 2016»

В данном сборнике содержатся эссе участников Всероссийского студенческого конкурса «ЭКО – ЮРИСТ 2016» об экологических проблемах и нарушениях экологических прав граждан на территории региона проживания, а также о том, как с этими проблемами борется общественность, какова реакция органов власти, и чего удается добиться для улучшения ситуации. Эссе подготовлены в качестве ответа на вопросы практической части конкурса, печатаются с небольшими сокращениями. Орфография и пунктуация авторов преимущественно сохранены. Ответственность за содержание текстов несут авторы работ.

Authors: Редактор сборника – Екатерина Блокова.
Publisher: Экологический правозащитный центр «Беллона»

Ответственность за экологические правонарушения должна отражать меру вины

17 января Комитет Госдумы по экологии провел парламентские слушания на тему «Об усилении ответственности за экологические правонарушения» . В них приняли участие депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, профильных министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной (представительной) власти субъектов РФ, Российской Академии наук, неправительственных научных и образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации.

Открыл и вел слушания председатель Комитета Владимир Грачев, очертивший круг проблем в сфере усиления ответственности за экологические правонарушения.

Участники слушаний констатировали, что ответственность за нарушение и неисполнение экологических требований и установленных законом обязательств по охране окружающей среды содержится в административном, гражданском, уголовном, природоохранном, природоресурсовом законодательстве, а также в законах о промышленной безопасности, об инвестиционной деятельности, о техническом регулировании и других отраслях права. Однако анализ правоприменительной практики показывает низкую степень воздействия института ответственности на улучшение экологической ситуации в стране. По их мнению, объяснить это можно только одним – отсутствием реальной связи между институтом ответственности и состоянием окружающей среды.

Объективной причиной неблагоприятной экологической ситуации в России является экстенсивный рост экономики с преобладанием в ее структуре экологически «грязных» отраслей по добыче и первичной переработке природных ресурсов. Этот рост характеризуется применением неэффективных, ресурсоемких, энергоемких технологий и вовлечением в производственный процесс изношенных не менее чем на 80 % основных фондов, значительная часть которых находится в аварийном состоянии. Подобная ситуация ощущается особенно остро в крупных городах и промышленных центрах, где специфическое загрязнение окружающей среды от стационарных источников усиливается за счет существенного воздействия на окружающую среду постоянно растущего числа автотранспортных средств и мобильных телекоммуникационных систем связи.

Участники слушаний с сожалением отметили, что вопросы управления качеством окружающей среды не находят удовлетворительного решения на федеральном уровне и уровне субъектов РФ как по объективным, так и по чисто субъективным причинам, связанным с передачей полномочий на местный уровень.

Прозвучало требование ввести в состав экологических правонарушений фактического использования лицом устаревших, ресурсоемких технологий. Ответственность за такое правонарушение должна отражать меру вины лиц, использующих устаревшие технологии. Эта мера может устанавливаться путем определения разницы между негативным воздействием на окружающую среду при использовании устаревших технологий и наилучших существующих технологий.

Участники слушаний предложили Президенту РФ при подготовке Бюджетного послания Федеральному Собранию предусмотреть возможность использования механизмов макроэкономического регулирования в области реализации экологической политики посредством капитализации компонентов природы и включения окружающей среды в состав основных производственных фондов.

Правительству РФ рекомендовано, в частности, ускорить принятие законопроекта «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», концепция которого исключает субъективный подход к установлению размеров платы и стимулирует внедрение энергоэффективных технологий.

Федеральному Собранию рекомендовали ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих введение и эффективное использование системы экологического страхования для снижения экологических и предпринимательских рисков в области охраны окружающей среды.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

«Год охраны окружающей среды» как по официальным, так и неофициальным оценкам, охарактеризовался заметным ростом внимания к природоохранной тематике. В то время как чиновники и депутаты продолжали работать над реформой природоохранного законодательства (не всегда изменяя его в лучшую сторону), население, в том числе в российских регионах, заметно более активно и профессионально стало участвовать в акциях экологических протестов.

Photo: Фото: pda.mn.ru

Год ознаменовали целый ряд громких судебных экологических судебных исков и акций. Реализация нескольких крупных инфраструктурных проектов была остановлена из-за требований экологов и населения. В то же время, в ряде регионов продолжалось преследование экологических активистов, в том числе, по уголовным делам.

Природоохранное законодательство

В 2013 продолжилось реформирование законодательства в области экологии. Так, буквально к концу года появилась новая версия поправок к закону «Об отходах», в которой, в частности, прописана ответстенность производителей за утилизацию продукции. Экологи в целом довольно позитивно оценили предлагамые поправки. Впрочем, пока остаются еще три возможных варианта финансовой схемы утилизационной программы – либо самостоятельно компаниями-производителями, либо через государственный бюджетный целевой фонд, либо через государственно-частное партнерство (которое, в том числе, будет инвестировать деньги в создание частное утилизационной инфраструктуры).

Также в конце декабря поправки в области ужесточения учета и истории происхождения древесины были внесены и в Лесной Кодекс. Они направлены прежде всего на снижение объемов «серой древесины» – впрочем, тут экологи , призывая к более радикальной реформе лесного законодательства, говорят, что рынок «черных лесорубов» поправки вряд ли затронут.

Под новый год были внесены и подписаны президентом поправки в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающие возможность преобразования заповедников в национальные парки, отдачу земель под застройку и коммерческое использование. Поправки вызвали резкую критику экологов, начавших общественную компанию за сохранение сети ООПТ. В ответ на кампанию «зеленых» Минприроды уже в начале 2014 года выпустило официальное заявление, объявив, что поправки могут коснуться не более 7 российских заповедников.

Еще одни пока еще непринятые, но уже предложенные поправки касаются вопросов общественного участия – так, депутаты предлагают отказаться от публичных слушаний при строительстве линейных объектов – автотрасс, железных дорог, трубопроводов, линий связи и электропередач. Юрист «Беллоны» Нина Поправко уже направила в Госдуму экспертное заключение на законопроект, указав, что нововведения являются нарушением прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на участие в принятии решений и местное самоуправление, а так же противоречат принципам и нормам международного права. 4 февраля в Москве в Общественной палате пройдут общественные слушания по законопроекту.

ООПТ

В РФ появились два новых национальных парка – «Онежское поморье» в Архангельской области и «Берингия» в Чукотском АО. Планируется создание новое ООПТ и в Хибинах, где экологи смогли остановить планы хозяйственного освоения территории.

Так, «Северо-Западная фосфорная компания» отказалась от планов строительства дороги к апатит-нефелиновому месторождению Партомчорр в границах будущего национального парка «Хибины». Кроме того, также после протестов приостановлено действие лицензии на разработку молибденового месторождения в охранной зоне в Бурятии – под вопросом право пользования недрами ОАО «Прибайкальский ГОК» компании «Акрополь». Кроме того, Верховный суд РФ признал не соответствующим законодательству утвержденное Минприроды положение о национальном парке «Югыд Ва» (объекте всемирного природного наследия «Девственные леса Коми», которым из его территории исключено золоторудное месторождение «Чудное» – напомним, экологи также вели многолетнюю кампанию по этому вопросу). Наконец, победу одержали защитники Сиверского леса в Ленинградской области – суд отменил незаконное выделение земли под застройку в заказнике.

Климат

Незадолго до климатического саммита ООН в Варшаве РФ утвердила официальную внутреннюю цель снижения выбросов парниковых газов – предполагается, что к 2020 году их уровень не превысит 75% от уровня 1990 года (напомним, в настоящее время выбросы РФ находятся на уровне порядка минус 29% от 1990 года). Правда, до сих пор неясно, «включены» ли леса в российскую климатическую цель. Уже во время климатической конференции РФ также опубликовала официальный отчет о реализации Климатической стратегии РФ.

ВИЭ

В мае правительство утвердило комплекс мер поддержки ВИЭ на основе рынка мощности – когда по результатам конкурсных заявок производителям гарантируется «место в сети» и покупка произведенной ими энергии. В результате, пока был проведен один конкурс, а РФ в первый раз попала в качестве потенциально интересного рынка в «Индекс привлекательности стран для инвестирования в возобновляемую энергетику», составленный Ernst and Young. «Результаты первого конкурса, подведенные в сентябре, можно назвать позитивными – из общего числа заявок на строительство солнечных электростанций общей мощностью в 1 ГВт с 2014 по 2017 годы, были отобраны заявки по 32 проектам суммарной мощностью 399 МВт, в то же время, результаты по ветряным и гидроэлектростанциям оказались более скромными», – полагают эксперты компании.

Ключевым вызовом для российского рынка ВИЭ остается требование по локализации на уровне 50% для оборудования при эксплуатации объектов ВИЭ. Тем не менее, уже в конце года представители РусГидро признали, что достижение доли ВИЭ в 4,5% к 2020 году от общего объема произведенной энергии, скорее всего, нереально – максимально возможный достижимый показатель, по подсчетам компании, составит не более 4%.

Арктика

История с задержанием активистов Гринпис с судна Arctic Sunrise, проводивших акцию на платформе «Приразломная», с последующими международными судебными разбирательствами, а также амнистированием активистов незадолго до Нового года стала центральной экологической историей 2013 году. Впрочем, в итоге, добыча углероводоров в Арктике на «Приразломной» все же была начата Газпромом.

Экологические протесты

Год охарактеризовался заметным ростом и профессионализацией экологических протестов в различных регионах страны. Среди самых громких историй – борьба против планов и геолого-разведочных работ «Уральской горно-металлургической компании» на медно-никелевом месторождении в Новохоперском районе Воронежской области. Активно протестовали и против строительства завода ферросплавов в Красноярске, против строительства завода «Кроношпан» в непосредственной близости от жилых районов Уфы, против планов вырубок и застроек, а также застройки берегов озер и водоемов в Ленинградской области.

Инфраструктурные проекты

Официально закрыт Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Полная остановка производственного процесса будет проходить на протяжении двух лет, в то время как ликвидация накопленных отходов займет несколько лет – на рекультивацию отходов выделено около 1 млрд рублей. «Газпром» отказался от продолжения работ по прокладке газопровода через участок Всемирного природного наследия природный парк «Зона покоя Укок» на Алтае. «Росатом» отказался от планов размещения плавучей АЭС на Камчатке и заморозил строительство Балтийской АЭС.

Одновременно с этим, на общественных слушаниях было одобрено размещение плавучей АЭС на Чукотке. Также началось затопление Богучанского водохранилища для Богучанской ГЭС на Ангаре, включающее затопление археологических памятников и лесов мирового значения.

Преследование эко-активистов

На работу активистов и общественных экологических организаций в этом году оказало сильное влияние принятие закона «Об иностранных агентах». Так, многие НКО пострадали от внеплановых проверок прокуратуры и прочих надзорных органов, некоторые также прошли через судебные разбирательства.

Кроме того, ряд экологических активистов были осуждены (условно или реально). Так, борец против строительства аэропорта в Московской области Николай Кузнецов был приговорен к двум годам лишения свободы (условно) по вымышленному обвинению «Применение насилия в отношении представителя власти». Также на два года условно был осужден и охотинспектор Александр Довыденко, задержавший в Московской области ВИП-браконьеров. Эколог из Краснодарского края Евгений Витишко получил реальный срок (три года) за порчу несуществующего официально забора дачи губернатора региона Ткачева.

В июле в Татарстане был убит экологический активист Игорь Сапатов, боровшийся против коттеджной застройки на лесных территориях на берегах Волги и Камы.

Сотрудники ЧОП также избивали активистов, протестующих против разработки никелевого месторождения в Воронежской области. В конце года против ряда хоперских активистов были открыты уголовные дела.

Доступ к экологической информации

На декабрьском Всероссийском съезде по охране окружающей среды Министр экологии Сергей Донской пообещал создание государственной информационной системы, обеспечивающей обобщение и доступ граждан ко всей получаемой информации о состоянии окружающей среды. По словам министра, «в настоящее время современная система экологического мониторинга, позволяющая любому гражданину получать информацию в режиме он-лайн, создана в Сочи, в районе проведения будущих олимпийских игр, следующей зоной развертывания сети определен Байкал, с 2020 года системой мониторинга должна быть охвачена вся территория РФ».

Уже в начале 2014 года Минприроды объявило о запуске мобильного приложения и сайта «Наша природа», позволяющего жителям РФ сообщать информацию об экологических правонарушениях с привязкой к конкретным координатам на карте местности.

Вместе с этим, на протяжении 2013 так и не была ратифицирована международная Орхусская конвенция о праве граждан на доступ к экологической информации.