Юрист ученику

Представитель Минобразования — о скандальном школьнике

БАКУ, 11 дек — Sputnik, Тарана Худабахшиева. Любой инцидент в школе решается посредством специально созданного педагогического совета. Если совет примет решение о переводе ученика из одного класса в другой, то директор может его исполнить. Об этом Sputnik Азербайджан сказал руководитель пресс-службы министерства образования АР Джасарет Валехов, комментируя недавний инцидент в одной из школ Баку.

На прошлой неделе местные СМИ, а вслед за ними и соцсети активно обсуждали скандал, разразившийся в школе номер 14 Насиминского района. Так, директор школы перевел третьеклассника, отличавшегося плохим поведением, из одного класса в другой, что вызвало резкое недовольство родителей учеников в новом классе. Негодование вылилось в настоящую акцию протеста. Родители отказывались пускать детей в школу, объясняя это агрессией ученика в отношении других детей.

По словам Валехова, в случае возникновения проблемных ситуаций с детьми вопрос следует решать с привлечением и родителей, потому что они тоже несут ответственность за своих детей.

Данный вопрос требует всестороннего изучения, продолжил представитель министерства. Возможно директор посчитала, что так будет лучше для ребенка: «Конечно же, директор не будет принимать такое решение механически. Возмущение родителей тоже вполне объяснимо. Если ребенок представляет угрозу для одноклассников, то он пройдет курс лечения и продолжит учебу в другом месте».

В Управлении образования по городу Баку также прокомментировали проблему для Sputnik Азербайджан.

«По существующим правилам, если участники образовательного процесса обнаружат факт в связи с поведением какого-либо ученика, об этом надо обязательно сообщить руководству школы. Руководство школы должно провести расследование по факту и предпринять необходимые меры в рамках законодательства», — отмечено в сообщении управления.

В случае нарушения учениками внутреннего устава школы или же при наличии у них психологических проблем, руководство школы вместе с лицами, ответственными за воспитательную работу, в том числе школьными психологами, должны подробно изучить возникшую ситуацию и причины ее возникновения, после чего принять соответствующее решение, сказали в управлении.

Перевод в параллельный класс также может применяться в качестве меры, и директор в таком случае имеет право отдать соответствующий приказ. Если руководство школы, исполняя свои функции, допускает какие-либо нарушения закона, то в отношении таких лиц применяются административные меры в соответствии с действующим законодательством, отметили в управлении образования.

Однако юрист Ильхам Рашидоглы, комментируя проблему для Sputnik Азербайджан, заявил что директор не может переводить ученика из одного класса в другой из-за его поведения. «У него нет на это полномочий. Воспитанием детей должны заниматься родители ребенка и школьные педагоги», — отметил он.

По его мнению, если у ребенка наблюдаются проблемы в поведении, то решать это следует вместе с родителями. При этом он отметил, что каждый ребенок имеет право получать образование. «Перевод ребенка в другой класс – это нарушение закона. Директор, который принимает такое решение, нарушает закон», — уверен юрист.

В то же время, продолжил эксперт, перевод ребенка из одного класса в другой проблемы не решает, а наоборот, еще больше усугубляет ее. «Проблему надо решать, а не усугублять. Ребенка необходимо проконсультировать у психолога, а делать такое, вместо того чтобы работать в направлении решения проблемы, незаконно», — заключил эксперт.

Проблемы в школе — права ученика и что должен делать учитель. Помощь юриста и адвоката когда проблемы в школе

Образование одна из составляющих здорового общества и когда образование начинает хромать то это отражается на самом обществе, а если образование причиняет не удобства, а порой и доставляет проблемы ученику, родителям, то многие задумываются, как бороться с таким образованием и что можно сделать когда возникают проблемы в школе.

Что может дать школа по закону

Законодательством урегулированы отношения между учеником и самой школой, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об Образовании» постановлениями правительства и Уставом образовательного учреждения. В соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами в обществе каждый имеет право на уважение своего достоинства, получение бесплатного образования, выражением своего личного мнения, получение дополнительных, доступных, услуг которые оказывают в образовательном учреждении, свободное посещение мероприятий, которые не предусмотрены планами самого учреждения, свободный перевод в другие образовательные учреждения в любом месте, выбор родителей и ученика формы образования эти и другие нормы предусматривают участие ученика в свободной форме в образовательном учреждении.

В учебном заведение назначается классный руководитель, который является представителем школы перед родителями, и основная нагрузка ложится на классного руководителя в воспитательном процессе учеников. Ни классный Руководитель, ни директор, ни иной учитель не имеет права вмешиваться в личную жизнь ученика, так как право на личную жизнь предусмотрено Конституцией РФ.

Учителя имеют право вмешиваться в жизнь ученика в соответствии с ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации» и только в том случае если ребенок находится в трудной жизненной ситуации или в опасном положении, это помощь и вмешательство может быть выражено только в обсуждении с коллегами по работе и не более того. Тайна переписки так же защищена законодательством, и учитель не имеет право прочитывать записки учеников.

Принуждать ученика так же нельзя, к посещению культурно массовых мероприятий, так как ученики имеют право свободного посещения (только гражданские учреждения). Если в школе производятся дополнительные платные услуги, то оплата производится только за фактическое посещение и не оплачивается во время болезни и отсутствия на занятиях, которые производятся на платной основе.

Куда можно обратиться, если нарушаются права ученика

В случае если нарушается право ученика в школе и не получается урегулировать вопрос со школой или педагогами то лучше воспользоваться услугами специалистов, школьный юрист или школьный адвокат, это прежде всего специалист который хорошо понимает в законодательстве об образовании и может помочь в сложившейся ситуации с учителями, классным руководителем, директором, завучем, педагогами и т.д. квалифицированный школьный юрист или школьный адвокат, поможет в случае причинении травмы ученику в школе, проблем с другими родителями, учениками и другими проблемами.

На Российском Юридическом Портале зарегистрировано много юристов и адвокатов, которые специализируются на школьных проблемах и проблемах в образовании, данные специалисты смогут вам помочь в случае возникновения проблемы в школе или из-за школы. Любой желающий может оставить заявку на сайте, что бы специалисты проконсультировали в кратчайшее время, а так же можно позвонить по телефону горячей юридической линии по проблемам школы и образования 8-800-777-32-63.

Юристы «Бачинский и партнеры» обучали учеников школы MBA

25.09.2018 17:54

Ведущие юристы АО «Бачинский и партнеры» приняли участие в трехдневной программе львовской школы руководителей бизнеса MBA (Master of Business Administration- известная и популярная в настоящее время программа в сфере обучения управления бизнесом).

20-22 сентября 2018 года в помещении Львовской Торгово-промышленной палате для более тридцати слушателей юристы провели учебный модуль «Юридические аспекты бизнеса».

Ученики школы — бизнесмены из Львова, Киева, Тернополя и других украинских городов. Это руководители и владельцы бизнеса разных направлений.

Партнеры компании, адвокаты и юристы подготовили программу обучения, которая позволяет научиться понимать и решать конкретные юридические ситуации на базе национального и международного законодательства, возникающие в предпринимательской деятельности.

Председатель наблюдательного совета Львовской школы руководителей бизнеса Руслан Бельтюков считает, что руководители бизнеса должны разбираться в юридических законах и четко знать, какие вопросы и задачи ставить юристу. Именно для этого и создан юридический модуль для слушателей.

Управляющий партнер Тарас Бачинский рассказал о форматах сотрудничества с юристом/юридической компанией, привел примеры из собственного опыта и посоветовал, что делать, если возникают проблемы или недоразумения в сотрудничестве с юридическими компаниями или юристами.

Также партнер АО «Бачинский и партнеры», руководитель практики корпоративного права и комплаенса Андрей Кавчук на тему: «Деятельность ООО по новым правилам». Дополнила тему юрист этой практики Олеся Тодорюк, она рассказала о трудовых отношениях и их альтернативах.

Также в модуле приняли участие адвокат, руководитель практики ІТ права Наталья Василечко и юрист Оксана Данкевич. Они подготовили учебный блок «Налоговое и корпоративное структурирование компании. Международный аспект». Старший юрист практики IT-права Александра Петренко рассказала об интеллектуальной собственности: как ее защитить, как зарегистрировать торговую марку и ответила на многочисленные вопросы.

Кроме этого, адвокат, руководитель практики судебного представительства Наталья Жеманова рассказала слушателям о судебных спорах в бизнесе и как их избежать.

Большой интерес вызвала бизнес-игра, в которой участники потренировали свои способности к переговорам и представили себя сторонами судебного производства.

Руководитель практики недвижимости Татьяна Кордияка ознакомила слушателей с темой «Проверка контрагента». Адвокат, руководитель практики уголовно-правовой защиты Александр Коваль подготовил учебную лекцию «Как защитить свой бизнес».

Что делать, если учитель кричит на детей?

Как лучше поступить, если школьный педагог оказался грубияном и хамом – простые инструкции для родителей от Fathers Club

Не для того мама квиточку растила, чтобы какой-то урод на неё в школе кричал. К сожалению, среди учителей встречаются и неадекватные личности. Чтобы решить эту проблему родителям иногда не хватает простого и понятного инструментария — вот мы для вас его и разработали.

С емилетнюю дочку Романа Н. учительница одной из киевских школ не выпускала в туалет. Как рассказала испуганная девочка родителям, она не первая в классе, кто обмочился, сидя за партой. Других детей она била линейкой по рукам, часто кричала. Папа собрался идти «разбираться», но сначала решил посоветоваться. «Это полный …! И что делать?», — спрашивает Роман на своем ФБ.

В другой школе преподаватель постоянно лупил «единицы» и обзывал учеников. Подобных примеров можно найти множество. Придирки, занижение оценок, окрики, публичное унижение — это далеко не полный перечень вспышек агрессии эмоционально нестабильных педагогов.

Как должны действовать родители ребёнка, которого унижает школьный учитель? Куда следует обратиться в первую очередь и как правильно оформить заявления?

С этим вопросам мы обратились к юристам и педагогам. Первым делом, советуют они, нужно все перепроверить — пообщаться с другими родителями, учениками. Только если все действительно очень плохо и слова вашего ребенка подтверждены свидетельствами других школьников, стоит предпринять реальные шаги. Юристы компании «С.Т. Партнерс» по просьбе Отцовского клуба написали образец заявления на имя директора школы.

Но до того, как подать такое заявление юрист Александр Черныш предлагает четыре возможных шага:

Собрать доказательную базу

«Школы всегда стараются оправдать своих учителей, поэтому если кто-то ещё сможет подтвердить слова вашего ребёнка, добиться справедливости будет гораздо легче», — объясняет юрист. Вам нужны подтверждения, хотя бы устные других учеников и родителей. Другой вариант — установка видеонаблюдения или звукозаписывающих устройств в классе. Такое решение может принять родительский комитет, но сложность в том, что согласно Статье 307, п.1 ГК Украины «физическое лицо может быть записано на фото-, кино-, теле- либо видеоплёнку исключительно по его согласию».

Письменная жалоба на имя директора

Устная жалоба не годится. Только письменная — чтобы позже вы точно смогли доказать, что действительно обращались к директору школы с данной проблемой. Также нужно сделать ксерокопию своего заявления.

Письменная жалоба директору Департамента образования и науки

Если же директор не отреагировал на ваше заявление и в школе ничего не изменилось — тогда писать жалобу директору Департамента образования и науки вашей области. Заявление практически ничем не отличается от жалобы на имя директора школы, кроме того, что в «шапке» заявления в департамент необходимо указать свой домашний адрес, телефон и статус (пенсионер, многодетная мать и т.д.).

Письмо в Министерство образования и науки Украины

Если Департамент проигнорировал ваше заявление — необходима тяжелая артиллерия. Пишем в Министерство образования и науки Украины на имя Министра Гриневич Лилии Михайловны. Требования к оформлению такой жалобы идентичны с заявлением в департамент.

Для искоренения насилия со стороны педагога по отношению к ученикам следует обращаться в контролирующие или вышестоящие органы власти для отстаивания своей позиции и проверки деятельности того или иного учебного заведения на соответствие требованиям действующего законодательства Украины.»

До того как подключать тяжелую артиллерию, просто поговорите с ребенком и выясните что на самом деле происходит. Как часто учитель кричит? По каким причинам? Есть ли вина кого-то из подростков в этом? Бывает, что дети значительно преувеличивают, бывает и так, что в классе несколько учеников постоянно срывают учебный процесс. Кроме того, если отец или мать редко обсуждают с ребенком то, что его волнует или у них слабый контакт с ребенком, то вмешательство родителей может только ухудшить ситуацию. Будьте уверены на 100%, что учитель действительно неадекватен и только тогда начинайте боевые действия.

Теперь от советов юристов перейдем к мнению самих педагогов

Было бы несправедливо считать всех учителей грубиянами или эмоционально нестабильными личностями. Каждый может вспомнить из своей школьной поры любимую учительницу которая своей мудростью, терпением и педагогическим тактом смогла привить любовь к своему предмету.
Наталья Викторовна Ильчук, преподаватель биологии с 25-ти летним стажем, предлагает такой порядок действий для решения конфликта с учителем:

  1. «В первую очередь поговорить с самим учителем. Ведь педагоги работают в постоянном стрессе! Низкие зарплаты, шум, частая смена школьной программы в Министерстве, 5-7 уроков в день у детей разного возраста, с разными потребностями и характерами. Ну у кого бы тут не пошатнулась нервная система? Родителям следует попытаться поговорить с учителем спокойно, выслушать его и высказаться самим. Нельзя ведь забывать о том, что дети являются отменными манипуляторами и фантазёрами», — улыбается учитель.
  2. «Если разговор с педагогом оказался бесполезен, тогда можно обратиться к классному руководителю. Завучу. Директору. В любом случае, лучше попытаться решить вопрос мирно и в пределах школы, если поведение учителя не слишком сильно нарушило рамки принятых норм и Этического кодекса педагога», — советует Наталья Викторовна.

«Учитель ни в коем случае не должен пугать ученика, кричать на него и психологически давить, хотя бы потому, что знания усваиваются ребёнком только в комфортной обстановке. Главная задача учителя – завоевать у ученика авторитет и уважение, стать его другом и советчиком, иначе никак. С детьми работать действительно сложно, потому что к каждому из них необходимо искать индивидуальный подход. Вдобавок к этому, учителю лучше реагировать спокойно на протесты детей, на их плохое поведение и нежелание учить предмет: в процессе школьного обучения дети формируют свою личность, созревают. У них гормоны, страхи и рвения, которые просто не дают многим из них вести себя спокойно», — объясняет Наталья Викторовна.

Игнорирование детьми распоряжений педагога, ощущение безнаказанности, отсутствие мотивации учиться, основ дисциплины, или просто невнимательность родителей, в обычной государственной школе приводит к конфликтным ситуациям, где виноваты могут быть ученики, а срываются учителя. Чтобы не допустить такого, когда педагог выбирает себе безвольную и просто несчастную жертву, или попробовав один раз, как наркоман начинает проявлять агрессию всё чаще и чаще. Повторяем, отцы: в каждый случай нужно вникнуть, но реагировать на агрессию учителя нужно. Каждый раз.

Сразу писать жалобу или же для начала поговорить с учителем — что бы вы не делали, помните: главной задачей является защита ребёнка. Если решитесь писать жалобу, будьте готовы идти до конца. Будьте настырны, но вежливы и предельно сдержаны. Если вы повысите голос или сорветесь, весь эффект исчезнет и виновными окажетесь вы. Тому Роману, о котором мы рассказывали сначала, пришлось сменить школу дочери. А педагог, который вывешивал унизительные списки на дверях школы вынужден был уволиться сам. Не выдержал давления родителей.

Материал подготовили: Александра Четыркина, редакция Отцовского клуба (Владислав Головин, Богдан Мазницкий)

Недетские разборки: кто несет ответственность за вашего ребенка в школе?

Издевательство над детьми может быть разным: от насмешек над внешностью до физических унижений. Однако мнение родителей и педагогов о том, что в детские «разборки» не стоит вмешиваться и всё само собой решится — ошибочно. Иногда жестокость детей и подростков не знает границ. Мы обратились к адвокату Екатерине Коваленко, чтобы узнать, кто несет ответственность за ребенка в школе и куда обращаться, если над ним издеваются.

Педагоги уже давно признали существование такого явления, как школьный булинг — систематического и длительного процесса сознательного жестокого отношения к ребенку или группе детей. Конфликты между сверстниками уже давно стали неотъемлемым элементом взросления. Как и в любой социальной группе, в школьном классе есть свои лидеры. Но что делать, если более сильные обижают более слабых и самоутверждаются за их счет?

Ранее мы уже писали о том, как школьница свела счёты с жизнью из-за травли в соцсетях (кибербулинг). Не в состоянии решить проблему самостоятельно и не получив поддержки от родителей и педагогов, некоторые дети решают, что лучше покончить с собой, нежели терпеть унижения.

Поэтому обязательно обращайте внимание на настроение ребенка после его возвращения со школы и интересуйтесь его жизнью, ведь иногда школьное «задирство» толкает детей на непредсказуемые и трагические поступки. К примеру, за насмешки над рыжим цветом волос 14-летний великобританець повесился в собственной комнате. Полиция даже не возбудила уголовное дело из-за самоубийства школьника, объяснив это недостаточным количеством доказательств.

Кто, когда и где отвечает за ребенка

Как только ваш ребенок переступает школьный порог, за него начинают нести ответственность администрация школы и учителя. Это касается и времени для перемен.

Если стычка произошла на уроке украинской литературы, то и отвечать за ее последствия обязан учитель этого предмета. Но, конечно, не все дети добросовестно посещают каждый урок.

«Если ребенок пришел на первый урок, а потом на какой-то из последующих не явился, учитель должен сообщить об этом родителям. А речи о том, чтобы подписывать расписки о снятии ответственности с учителей, и быть не может», — объясняет экс-директор одной из винницких школ Валерий Дьяк.

Если речь идет о внешкольном времени препровождения, то, например, в соответствии с инструкцией по организации и проведению экскурсий и путешествий с учащимися и студентами, у каждой экскурсионной группы должны быть руководитель и его заместители. Именно они и несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей.

За что обидчика можно привлечь к ответственности

Законодательство по защите прав ребенка достаточно разнообразное. Главным международным документом в этой сфере является Конвенция ООН о правах ребенка. В Украине же это — Конституция, Закон «Об охране детства», Гражданский и Семейный кодексы, Закон «О предупреждении насилия в семье» и «Об образовании».

В частности, согласно Закону Украины «Об охране детства», лица, нарушившие его, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» возлагает на работников образования обязанность защищать ребенка от всех проявлений насилия, в частности психологического.

«Привлечь к различным формам ответственности можно как обидчиков, так и педагогов, которые пренебрегают своими обязанностями и закрывают глаза на нарушения прав детей», — отмечает адвокат.

Бывают случаи, когда над школьниками издеваются не дети, а, собственно, сами учителя. Например, год назад во Львове разразилось сразу несколько таких скандалов. К сожалению, горе-педагогам удалось избежать ответственности перед законом и отделаться только увольнением.

«С этими учителями просто разрывают трудовой договор, их не наказывают. Пусть мне кто-нибудь объяснит: чем отличается педофил, который издевается физически, от учителя, который издевается над психикой ребенка? В таких случаях должны возбуждаться уголовные дела, а не заседать комиссии педагогов.

К нам обратилась женщина, ребенка которой ставили на колени и били папками, издевались. Прикрываясь влиятельными родственниками и педагогическими профсоюзами, такие учителя снова возобновляются на работе и даже в тех же школах», – объясняет председатель ОО «Родительский совет Львовщины» Елена Пономарева.

Родителям следует не бояться испортить отношения со школой и добиваться наказания для таких педагогов: обращаться к юристам, правоохранителям, осуществлять медицинские экспертизы по факту избиения, предавать огласке в СМИ.

Что делать, если ребенка обижают

Если ребенка обижают в школе, большинство неравнодушных родителей сначала прибегают к беседам с обидчиками и их родителями, учителями, классными руководителями и директорами школ.

Если разговоры не помогают, психологи советуют перевести ребенка в другую школу. Но ни в коем случае не оставлять издевательство над ребенком безнаказанным. Как родители вы имеете право защищать в соответствующих государственных органах и суде законные интересы своих детей.

Обратитесь к администрации школы

Первым шагом в защите своего ребенка является обращение к администрации школы. Там всегда должен работать психолог, а помощь в разрешении конфликтов между детьми — его работа.

Если администрация учебного заведения отказывается проводить беседы между детьми и психологом, вы можете обратиться в местный отдел образования, Министерства образования и науки Украины и к Уполномоченному по правам ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства

Также за защитой прав, свобод и законных интересов ребенка нужно обращаться в органы местного самоуправления, службы по делам детей, центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, прокуратуру и другие уполномоченные органы.

Согласно статье Закона «Об образовании», в обязанности педагогических и научно-педагогических сотрудников входит защита детей и молодежи от любых форм физического или психического насилия.

Правоохранители и юристы

Если ни один из «мирных методов» решения вопроса не помог, отстаивайте свои права с помощью правоохранительных органов и юристов.

Кроме учителей, ответственность возлагается на родителей непослушных учеников, которые прибегают к издевательствам над другими.

Нормами Гражданского кодекса, Кодекса Украины об административных правонарушениях и Уголовного кодекса предусмотрено, что именно родители несут гражданскую и административную ответственность за нарушение закона их детьми. А в некоторых случаях — даже уголовную ответственность.

«Гражданский, Уголовный кодексы и Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривают, что за ребенка до 14 лет всю ответственность несут родители, от 14 до 18 — тоже они, если у ребенка нет имущества или доходов, достаточных для возмещения. Возраст наступления уголовной ответственности — 16 лет.

Но Уголовный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень правонарушений, за которые ребенка можно привлечь к ответственности до наступления 16-летия. Это, в частности, умышленное убийство, нанесение тяжких или средней тяжести телесных повреждений, кража, умышленное уничтожение имущества и прочее», — отмечает адвокат Екатерина Коваленко.

Учителя же, который пренебрег своими обязанностями и правами ребенка, администрация школы должна привлечь дисциплинарной ответственности.

Как защитить ребенка в школе: важные советы психолога и юриста

Система украинского образования находится в том состоянии, когда уверенно говорить об отсутствии школьных конфликтов нельзя. Сайт «24» подготовил памятку, о чем стоит знать, чтобы школьная жизнь вашего ребенка прошла безоблачно.

Периодически в СМИ появляются сообщения о конфликтах между учителями и учениками, между самими учениками. В комментарии сайту «24» и практический психолог, и юрист выразили уверенность, что проблема школьных конфликтов в Украине существует, и немалая. Она усугубляется еще и из-за того, что и родители, и школа боятся огласки, в том числе – в прессе. Но мы подчеркиваем, что школьные конфликты существуют даже в развитых демократических странах. Поэтому стоит знать, как решать их цивилизованно и не доводить до крайностей.

Существует две стороны конфликта, когда «жертва» – учитель, и когда – ученик. В этом материале мы сосредоточились на теме — как родителям защитить своего школьника.

Не стесняйтесь обращаться к специалистам. Потому у нас и родители, и школы боятся огласки. Бывает, что школа не оказывает медицинскую помощь, вызывает «скорую» ребенку, потому что боятся огласки,
— отметила в комментарии сайту «24» юрист Анна Маляр.

Причины недоразумений

Как пояснил сайту «24» семейный психолог Роман Мельниченко, в украинских школах до сих пор существует директивная работа с детьми, «сверху». Вся система образования «больная», она и создает проблему: продуцирует среди учителей бедность и плохое отношение к работе. При этом – переполненные классы и перенапряжения. Поэтому учителя думают, как им заработать, в том числе – занижают оценки, чтобы заниматься с детьми факультативно и тому подобное.

Поскольку низкая мотивация, низкая зарплата – педагоги очень быстро «перегорают». Я не один раз работал с такими специалистами – хорошими, которые стремятся работать. Но просто не могут этого делать, потому что неадекватный доход. Человек «перегорает» и уходит со школы, или просто переключается на эту директивную систему, потому что так проще. От этого не выигрывают ни дети, ни учителя, ни государство,
— пояснил специалист.

Юрист Анна Маляр рассказала, что существует целый ряд причин, по которым возникают конфликты в школе. Часть родителей не довольна оценками ребенка, и там тоже есть юридические пути – что надо делать. Часть родителей говорят, что учитель жестокий, хам. Часть – недовольны одноклассниками и вопрос – что делать, если ребенка бьют или обзывают. Кто-то не доволен, что в школу не пускают, закрыты двери. Еще часть – не довольны поборами в школе, — пояснила она и добавила, что каждый из вопросов имеет свои механизмы решения. Главное – не молчать.

Как решить конфликт

Вопросы можно и нужно решать. Сначала, если конфликт не слишком глубокий, его можно попробовать решить с помощью психолога. Главный инструмент, опять же – говорить о проблеме. С ребенком, с учителем, психологом, директором.

Первое – на уровне семьи. Нужно обязательно выяснить, проблемы у ребенка с адаптацией не через семейные внутренние причины. Ведь школа несет ответственность за обучение ребенка, а не за ее воспитание. Так же за психологическое здоровье школьника отвечают родители, а не школьный психолог. Это нужно помнить, как говорят, «как отченаш».

Второе – уровень учитель-дети. Бывает, что учителя, того не ведая, подталкивают к издевательству над некоторыми детьми. Например, учитель может позволить себе высказаться в адрес любого ученика, что он «слабый» или даже «тупой». Дети это воспринимают как разрешение на агрессию в отношении этого ребенка.

Третье — коммуникация между самими детьми, надо смотреть, кто может вносить определенный деструктивный элемент. Это работа психолога с классом как со структурой.

По мнению Романа Мельниченко, школьный психолог может решить конфликт. Если ставит цель увеличения коммуникации в середине класса, увеличение толерантности, понимания, симпатий, чтобы класс не был поделен на группы.

Я советую брать школьного психолога, приглашать его на совместную встречу с ребенком, родителями, семейным психологом, прояснять эту ситуацию изнутри. А потом этой же компанией идти к педагогу и говорить с ним не с позиции, что он в чем то не прав, а с тем, что есть такой ребенок, с ней стоило бы вести себя так-то. И школьный психолог должен был бы быть посредником между родителями и педагогом, чтобы учитель не чувствовал, что на него давят,
— пояснил семейный психолог.

Если ребенка ругают на уровне класса, то и сама модель – только с участием класса. Когда приходят школьный, семейный психолог, учитель, даже директор – и проводится разъяснительная работа.

По наблюдениям Мельниченко, если педагог готов идти на встречу, и если все грамотно организовать, а не «нападать» на него, то ситуацию, как правило, удается решить.

Однако специалист отметил, что и здесь существуют трудности: сколько для этого нужно психологов и какая у них должна быть зарплата, чтобы они могли работать с каждым классом в школе. Ведь это длительный процесс.

Сегодня крупные компании нанимают специалистов, которые проводят то, что называется тимбилдинг – когда людей учат работать в команде, толерантности, как правильно выражать свои мысли, чтобы совместная работа коллектива шла на благо компании. Так же можно работать над классом – чтобы у них было развитие, динамика. Чтобы детям было интересно учиться, и чтобы происходила коммуникация учитель-дети. Но сегодня это возможно далеко не во всех школах. Ведь школьные психологи тоже «сидят» на полставки, и один психолог на всю школу,
— отметил Мельниченко.

Что надо помнить родителям

Впрочем, специалист отметил, что у нас в законе написано, что если родителям не нравится педагог, то школа должна обеспечить таким, который нравится.

Если родители будут знать свои права, то будут знать, как школьную систему заставить обеспечить эти права. С этим можно приходить к директору, и заставить делать то, что они должны. Вплоть до необходимости обеспечить ребенка индивидуальными занятиями, если это необходимо. И все это – бесплатно,
— пояснил он.

Поэтому, пояснил Мельниченко, школе не выгодно вступать в конфликт, и как правило, достигается компромисс. Пусть это уже будет «холодный конфликт», но учитель уже не сможет ставить ребенку «двойки» просто так. Директору выгоднее стать на сторону родителей, и не рисковать имиджем школы и собственным.

Если психолог бессилен

Впрочем, по словам юриста, как показывает практика, школа далеко не всегда идет на улаживание конфликта, по разным причинам. И даже если ситуация переходит в состояние «холодного конфликта» – это не лучший выход для психологического здоровья ученика.

Поэтому Анна Маляр советует – если есть конфликт со школой, то лучше перейти в другую школу. Потому что он все равно отразится на ребенке.

«Если проблему решить не удается и вы зашли в тупик – смените школу», — подытожила юрист.