Как получит лицензию на добычу полезных ископаемых

Оглавление:

Получение лицензий на пользование недрами и добычу полезных ископаемых

Компания Юрнедра специализируется на вопросах недропользования. Наши специалисты готовы проконсультировать о перспективах получения или продления лицензии, подготовить и подать в государственные органы пакет необходимых документов для получения лицензии на недра. Лицензия может быть предоставлена на геологическое изучение недр и (или) добычу полезных ископаемых.

Виды полезных ископаемых на которые можно получить лицензию: полезные ископаемые, включенные в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОК 032-2002).

Стоимость услуги по получению лицензии зависит от сложности задачи и начинается от 180 тысяч рублей.

В стоимость услуги включено:

— устные консультации по поводу получения лицензии;

— консультации по сбору и подготовке документов, необходимых для получения лицензии;

— предварительный анализ представленных сведений и документов;

— экспертиза предоставленных документов на предмет их соответствия лицензионным требованиям по комплектности и качеству;

— формирование пакета документов и подача в лицензирующий государственный орган;

— взаимодействие с лицензирующим органом и сопровождение процесса лицензирования;

Недра, в соответствии с Законом РФ «О недрах», предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия — это документ, который удостоверяет право пользования ее владельца участком недр в определенных границах в течение указанного срока и при соблюдении условий лицензирования.

В зависимости от вида использования лицензии выдаются для:

  • геологического изучения недр
  • добычи полезных ископаемых
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений
  • образования особо охраняемых объектов.

Лицензия на геологическое изучение недр

Лицензия на геологическое изучение недр необходима для осуществления геологического изучения недр с целью поиска, а также оценки месторождений полезных ископаемых. Геологическое изучение недр подразумевает под собой проведение разведочных, поисковых и других специальных работ, которые необходимы для получения сведений о геологическом составе недр, оценки содержания в них различных полезных ископаемых, а также характеристик всех процессов, которые происходят в геологической среде. Именно лицензия дает своему владельцу право на проведение поисков и оценку тех полезных ископаемых, комплекса ископаемых, которые в ней указаны.

Лицензия на добычу полезных ископаемых

Лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии. Такая лицензия выдается после прохождения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Если для проведения государственной экспертизы запасов требуется осуществление дополнительных разведочных работ, то выдается лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения экспертизы.

Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых

Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений не связанных с добычей полезных ископаемых удостоверяет право пользования участком недр для подземного хранения нефти газа захоронения вредных веществ и иных нужд.

Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение

Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение, удостоверяет право на открытие научных и учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы, использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

  • геологического изучения — на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ;
  • добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
  • добычи подземных вод — на срок до 25 лет;
  • добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр — на срок до 1 года.

Бессрочно могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородов, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Лицензия на право пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения поисков и оценки либо разработки месторождения полезных ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при отсутствии нарушений условий лицензии.

В Законе «О недрах» закреплен общий принцип предоставления лицензий путем проведения аукциона или конкурса. Однако, законодательство содержит несколько исключений из аукционного принципа предоставления лицензий на недра.

Подробнее о заявительном порядке предоставления лицензий можно прочитать в статьях на нашем сайте:

Лицензия на добычу полезных ископаемых

Лицензия на добычу полезных ископаемых
  • Оформим все необходимые документы
  • Представление интересов клиента
  • Разрешение на временное проживание
  • Разрешение на работу
  • Консультация по миграционной политике РФ

Оформление лицензии на добычу полезных ископаемых

Для разрешения на добычу любых полезных ископаемых требуется получить лицензию. Песок, нефть, газ, глина и т.п. называют общераспространёнными ископаемыми, в отличие, например, от радиоактивных руд. Оформление и получение лицензии на добычу полезных ископаемых определяется на основании результатов конкурсов или аукционов, поэтому соискатель лицензии вначале подаёт заявку в Геолком РФ на участие в них.

Законодательство прямо не запрещает получение одним юридическим лицом нескольких лицензий на добычу полезных ископаемых. Однако в законодательстве о лицензировании добычи полезных ископаемых сказано, что в целях недопустимости ограничения конкуренции и создания монополий, государственный комитет по антимонопольной политике может ограничить общее количество лицензий на недропользование, полученных одним лицом (предприятием). Это ограничение может явиться отказом в принятии заявок от указанного лица.

Комментарий ведущего специалиста отдела лицензирования

Услуги на получение лицензии на добычу полезных ископаемых

Получение лицензии на добычу общераспространённых полезных ископаемых связано с большими практическими трудностями и необходимостью разбираться в различных отраслях законодательства. Именно поэтому большинство предприятий-соискателей лицензий обращаются за оформлением лицензий в юридические компании, специализирующиеся на деятельности в области лицензирования.

Обращение в сторонние организации является не прихотью, а необходимостью, позволяющей избежать множества ошибок и их исправлений, влекущих за собой потерю времени, а зачастую и денег.

Перечень услуг по оформлению лицензии «под ключ»:

  • предварительная оценка запасов недр
  • получение разрешения на бурение
  • подготовка материально-сырьевой базы
  • подготовка документов на аукцион
  • проведение аукциона
  • постановка участка на баланс
  • получение лицензии

Стоимость наших услуг

от 640 000 рублей!

Стоимость зависит от сложности вашей ситуации, звоните, мы поможем вам максимально эффективно и по самой низкой цене!

Преимущества при оформлении лицензии на добычу полезных ископаемых через нашу компанию

  • В нашей компании работают лишь проверенные специалисты, не один год работающие в сфере лицензирования добычи полезных ископаемых. К тому же немаловажным обстоятельством является тот факт, что мы сотрудничаем со многими государственными и негосударственными компаниями, что помогает решать вопросы в области лицензирования оперативно и грамотно.
  • Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество с каждым клиентом, поэтому стараемся, чтобы каждый обратившейся к нам за помощью остался доволен результатом. Если мы будем не уверены, что справимся с Вашим делом, своим долгом мы посчитаем сразу же отказаться от его выполнения, не тратя зря ваши деньги, время и нервы.
  • И последнее, в условиях свободного бизнеса и повсеместной конкуренции на рынке юридических услуг недобросовестные фирмы закрываются в течение первых двух-трёх лет. Наша же компания существует уже четверть века. А это о чём-то говорит…

Самостоятельное оформление лицензии на добычу полезных ископаемых

Получение лицензии на разработку и добычу полезных ископаемых может проходить как по результатам конкурса, так и по результатам аукциона, но в любом случае с их участников взимается лицензионный сбор, который не возвращается соискателю лицензии в случае его проигрыша в конкурсе (аукционе) или в случае отклонения либо неприятия заявки.

Конкурсная и аукционная документация содержат различные требования для их заполнения. Кроме этого аукционные заявки, в отличие от конкурсных, проходят предварительную экспертизу в Геолкоме РФ. Штатные юристы любой организации, даже самые грамотные, обладают лишь общими знаниями в области юриспруденции и им, не знакомым на практике с правилами и требованиями оформления лицензии, будет довольно трудно разобраться в тонкостях лицензионного законодательства. Но даже если допустить, что Ваш юрист уже сталкивался раньше на практике с получением лицензии на добычу общераспространённых полезных ископаемых, то её оформление, вполне естественно, займёт немало времени, в результате чего он просто не в состоянии будет выполнять свою ежедневную работу.

Лицензия на пользование недрами

Лицензия на недропользование

Лицензирование недропользования

Согласно законодательству Украины для каждого вида пользования недрами на территории конкретного земельного участка необходимо оформить специальное разрешение в Государственной службе геологии и недр Украины.

Наша юридическая компания обеспечит лицензирование недропользования в г. Киев максимально быстро и при минимальном вашем участии.

Как получить лицензию на недропользование?

Лицензия на право пользования недрами

Оформление лицензии на пользование недрами осуществляется путем проведения аукционов либо, в установленных законом исключениях, без их проведения.

Лицензия на право пользования недрами требуется для следующих видов деятельности:

  • реализация договоров о распределении продукции;
  • добыча полезных ископаемых;
  • геологическое исследование и разработка месторождений;
  • монтаж, а также использование подземных конструкций, которые не предназначены для добычи ископаемых;
  • создание геологических объектов, обладающих важным научно-культурным и санитарно-оздоровительным значением.

Стоимость и порядок оплаты лицензии рассчитывается за специальной методикой и зависит от начальной цены реализации такого разрешения.

Лицензия оформляется на определенный срок, продолжительность которого зависит от конкретного вида деятельности. Продление указанного срока возможно при условии отсутствия нарушений лицензиатом своих обязанностей.

Переоформление лицензии требуется в случае:

изменения наименования или ФИО;

изменения местонахождения или места проживания;

  • получения целостного имущественного комплекса государственного угледобывающего предприятия (на условиях аренды или концессии).
  • Лицензия на добычу полезных ископаемых

    Важно помнить, что лицензия на добычу полезных ископаемых (либо промышленную разработку месторождений) выдается после обязательного осуществления экспертизы и оценки разведанных запасов либо апробации прогнозных ресурсов Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых.

    Также нужно учитывать, что для каждого вида деятельности необходимо получить разрешение. То есть один и тот же субъект обязан получить отдельное разрешение на добычу нефти и отдельное разрешение на добычу газа.

    Лицензия на геологическое изучение недр

    Законодательством предусмотрен особый порядок ведения деятельности с полезными ископаемыми стратегической важности. Лицензия на геологическое изучение недр, которые являются стратегически важными (а также на их добычу), предоставляется лишь на основании заключения Межведомственной комиссии по вопросам недропользования.

    Законодательством утвержден также перечень, в котором, в зависимости от вида недропользования, указаны документы, необходимые для оформления разрешения. Следовательно, необходимый список документов, зависит от каждого конкретного случая.

    Получение разрешения на недропользование длительная и кропотливая процедура. Поручите ее специалистам нашей компании, и мы обеспечим для вас:

    • полную и квалифицированную консультацию юриста;
    • всестороннее сопровождение процедуры лицензирования;
    • сбор и анализ пакета документов;
    • оформление разрешительной документации оперативно и при минимальном вашем участии.

    Кодекс Украины о недрах от 27.07.1994;

    Постановление КМУ “Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами” от 30.05.2011 № 615.

    Разрешение на специальное пользование недрами

    Планируете добывать полезные ископаемые? Не знаете с чего начать? Не тратьте время, обращайтесь к нам!

    • Без отказов.
    • Без посредников.
    • Без личного присутствия.
    • от 45
    • Договорная
    • Бесплатная консультацияЗаказать услугу

    Кратко об услуге

    Вас интересует деятельность, связанная с использованием недр?!

    Деятельность вашей компании связана с использованием и добычей ресурсов полезных ископаемых?!

    У Вас закончился срок действия разрешения на геологическое изучение?

    Кодекс Украины о недрах предусматривает необходимость получения специального разрешения на пользования недрами!

    Разрешения выдаются на следующие виды пользования недрами:

    • геологическое изучение месторождений полезных ископаемых
    • геологическое изучение, в том числе опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения
    • добыча полезных ископаемых
    • геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленная разработка месторождений, с последующей добычей нефти, газа (промышленная разработка месторождений)
    • строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронение вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод
    • создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заповедники, памятники природы, лечебные, оздоровительные учреждения и так далее)
    • выполнение работ (осуществление деятельности), предусмотренных соглашением о распределении продукции

    Получение специального разрешения является трудоемким и длительным процессом, требующим от заявителя определенных знаний, навыков и, главное, времени.

    Подробно об услуге

    Согласно ст.13 Кодекса о недрах, пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.

    Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.05.2011 года № 615 утвержден Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами.

    Разрешения предоставляются на следующие виды пользования недрами:

    • геологическое изучение месторождений полезных ископаемых
    • геологическое изучение, в том числе опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения
    • добыча полезных ископаемых
    • геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленная разработка месторождений, с последующей добычей нефти, газа (промышленная разработка месторождений)
    • строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронение вредных веществ и отходов производства, сброс сточных вод
    • создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заповедники, памятники природы, лечебные, оздоровительные учреждения и так далее)
    • выполнение работ (осуществление деятельности), предусмотренных соглашением о распределении продукции

    На каждый вид пользования недрами в пределах конкретного участка предоставляется отдельное разрешение.

    Разрешение предоставляется на срок, определенный заявителем, но не более чем на:

    • 5 лет — на геологическое изучение месторождений полезных ископаемых и геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения
    • 10 лет — на геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений нефти и газа, в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины
    • 20 лет — на добычу полезных ископаемых
    • 30 лет — на добычу нефти и газа в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины
    • срок действия отдельных разрешений на геологическое изучение нефтегазоносных недр и добычи нефти и газа (промышленная разработка месторождений), но не более чем на 20 лет на суше и не более чем на 30 лет на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины — на геологическое изучение нефтегазоносных недр, в том числе опытно — промышленную разработку месторождений с дальнейшей добычей нефти и газа (промышленная разработка месторождений). При этом срок геологического изучения нефтегазоносных недр не может превышать 10 лет
    • 20 лет — на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
    • 50 лет — на строительство и эксплуатацию подземных хранилищ нефти или газа
    • срок действия соответствующего соглашения о распределении продукции — на выполнение соглашений о распределение продукции

    Разрешение на создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные и оздоровительные учреждения и т.д.), в части их геологического изучения и сохранения предоставляются без ограничения срока действия.

    Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения, при условии, что производительность водозаборов подземных вод не превышает 300 кубических метров в сутки и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд.

    Примечание

    Разрешение на добычу полезных ископаемых (промышленную разработку их месторождений) предоставляется после проведения экспертизы и оценки разведанных запасов полезных ископаемых в установленном порядке или апробации прогнозных (перспективных) ресурсов полезных ископаемых местного значения ГКС при условии дальнейшего утверждения ею таких запасов.

    Top Expert

    Лицензия на добычу полезных ископаемых

    Подробная консультация по телефону:

    • (044) 360-68-11 г. Киев, Киевская обл.,
    • (093) 604-22-61 г. Харьков, Харьковская обл., г. Винница, г. Ровно, г. Полтава, г. Ужгород
    • (050) 845-26-02 г. Донецк, Донецкая обл., г. Луганск,
    • (098) 075-02-54 г. Днепропетровск, Днепропетровская обл., г. Ивано-Франковск, г. Черкассы, г. Чернигов
    • (093) 169-02-87 г. Львов, Львовская обл., г. Кировоград, г.Тернополь, г. Хмельницкий, г. Черновцы, Закарпатская обл.
    • (066) 994-18-44 г. Одесса, Одесская обл., г. Запорожье, Запорожская обл., г. Николаев, г. Херсон, г. Житомир.

    Если у Вас нет возможности нам перезвонить, напишите письмо на E-mail: [email protected]
    В письме напишите Ваш контактный номер телефона и Ваш вопрос, мы Вам перезвоним.
    Либо же воспользуйтесь формой «Заказать обратный звонок«.

    Описание товара

    Лицензия на добычу полезных ископаемых

    Отдел лицензирования и сертификации Первой юридической компании «Всеукраинский экспертно-лицензионный центр» окажет Вам содействие в получении лицензии на добычу полезных ископаемых действительной на всей территории Украины (в том числе в АР Крым).

    Ознакомиться с процедурой получения лицензии, узнать о необходимых документах и лицензионных условиях можно по телефону горячей линии (098) 202-02-62

    Наши услуги

    • Консультация специалиста по вопросу получения лицензии на добычу полезных ископаемых, уточнение списка подлежащих лицензированию работ;
    • Подготовка требуемого для получения лицензии пакета документов;
    • Подача документов и заявления в органы лицензирования;
    • Получение лицензии и передача ее оригинала клиенту;
    • Правовое сопровождение Вашей деятельности после получения лицензии.

    Наши преимущества:

    • Гарантированный результат – Вы можете быть уверены в своевременном получении лицензии;
    • Минимум усилий — Вам нужно предоставить необходимые документы, и через оговоренное время мы передадим вам оформленную лицензию;
    • Соблюдение всех норм и требований законодательства в процессе получения лицензии;
    • Комплексная подготовка к лицензированию – все без исключения вопросы, касающиеся лицензирования, будут решены нашими специалистами.

    Лицензия на добычу полезных ископаемых дает право на осуществление хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых из месторождений, имеющих общегосударственное значение и включенных в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых. Действующим законодательством относительно пользования недрами определен ряд требований, которым должны соответствовать лицензиаты и их хозяйственная деятельность по добыче полезных ископаемых. Для подтверждения соответствия лицензиата установленным условиям необходимо провести довольно обширную работу по сбору ряда документов и составлению технической документации. Опыт и наработки наших специалистов позволяют нам сделать это не только быстро, но и качественно.

    Получите лицензию на добычу полезных ископаемых, сделав всего лишь 3 простых шага:

    1. Сообщите нам о подлежащих лицензированию видах деятельности, которыми вы планируете заняться удобным для Вас способом (телефон 098 202-02-62, электронная почта [email protected]);
    2. Предоставьте нашим специалистам из отдела лицензирования необходимые документы;
    3. Получите у нас оформленную лицензию.

    Сотрудничество с Первой юридической компанией «Всеукраинский экспертно-лицензионный центр» — это гарантия своевременного выполнения работ по получению лицензии на добычу полезных ископаемых. При этом будет выполнен комплекс взаимосвязанных работ устранению несоответствий лицензионным условиям и собственно оформление лицензии. При этом Вам не придется отвлекаться от хозяйственной деятельности, так как всю необходимую работу проделают наши специалисты.

    Дополнительные услуги

    Поможем получить все виды лицензий с гарантией 100%:

    Поможем получить квалификационный сертификат без отрыва от производства (экстерном) для:

    Поможем ввести в эксплуатацию, узаконим самострой, получим разрешение на строительство, получим разрешение об окончании строительства:

    Поможем купить или продать действующую строительную компанию.

    Требуется юрист для предоставления интересов нашей организации в регионах Украины.
    Приветствуются соискатели с опытом работы на руководящих должностях в строительной, юридической сфере и административных учреждениях.

    Требования:
    Высшее юридическое, строительное образование (промышленное и гражданское строительство, водоснабжение и канализация, теплогазоснабжение и вентиляция).
    Оплата: ставка+ % по результатам собеседования.

    Основные обязанности:
    — краткая консультация клиента,
    — сбор минимального пакета документов у потенциальных клиентов в электронном виде.
    — отправка документов в центральный офис.

    Условия работы:
    — гибкий график;
    — перспективы карьерного роста;
    — достойный уровень оплаты труда.

    Лицензии на право пользования недрами

    На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда организация приобретает лицензию на право пользования недрами, которое включает в себя и право на добычу полезных ископаемых, например угля. В данном случае актуальным, по нашему мнению, является вопрос о порядке бухгалтерского учета амортизации стоимости лицензии. Поскольку этот вопрос отдельно в нормативных документах по бухгалтерскому учету не рассматривается, попробуем ответить на него в данной статье.

    Лицензии на право пользования недрами оформляются недропользователями по итогам конкурса и обычно учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Однако лицензии представляют собой особый вид нематериального актива (НМА), отличный от обычных НМА (патентов, произведений науки, литературы и искусства; программ для электронных вычислительных машин и т.д.).

    В лицензионном соглашении к лицензии закрепляются, как правило, условия пользования, в том числе устанавливается график разработки месторождения, подготовки к его освоению и выхода на проектную мощность. В соглашении указывается, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан:

    • обеспечить подготовку в установленном порядке технико-экономические обоснования кондиций и пересчета запасов ископаемого в пределах лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее определенного срока;
    • обеспечить не позднее указанного срока подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности разработки месторождения;
    • составить отчеты по выполнению лицензионных соглашений.

    Рассмотрим виды пользования недрами, на которые дает право лицензия.

    Законодательство о недропользовании

    Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для (виды пользования недрами):

    • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
    • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
    • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
    • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
    • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

    Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и непосредственно по его завершении.

    Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

    Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

    Один из подходов к проблеме порядка списания стоимости лицензии основывается на следующем. В статье 11 Закона о недрах говорится, что лицензия удостоверяет право пользования недрами, которое непосредственно не связано с осуществлением видов деятельности по пользованию недрами, указанных в ст. 6 того же Закона.

    Действительно, права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (ст. 9 Закона о недрах). Основаниями для прекращения прав пользования недрами являются (ст. 20 Закона о недрах):

    • истечение установленного в лицензии срока ее действия;
    • отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
    • возникновение определенного условия (если оно зафиксированы в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
    • переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.

    Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, и в других случаях (ст. 17.1 Закона о недрах).

    Другими словами, право пользования начинается с момента получения лицензии и заканчивается при истечении срока ее действия в случае выполнения всех прочих условий лицензионного соглашения и отсутствия особых обстоятельств.

    Последнее также означает, что никто другой не может воспользоваться этим правом, не имея специального разрешения (лицензии), т.е. обладатель лицензии при получении лицензии платит в том числе и за то, чтобы никто другой не имел одинаковых с ним прав в течение установленного лицензией периода.

    В данном случае само право является видом актива организации, оно не связано непосредственно с вопросами, касающимися освоения участка недр, как то разработка проектов, строительство объектов инфраструктуры или же добыча полезного ископаемого. Поэтому логично, если стоимость такого актива будет уменьшаться с уменьшением срока действия такого права и вытекающего из него срока ограничения прав других лиц.

    В этом случае весь период действия лицензии нельзя разбивать на отдельные периоды в зависимости от видов проводимых работ на лицензируемом участке. Списание стоимости лицензии (амортизация) будет производиться линейным способом и учитываться как прочие затраты, связанные с обычным видом деятельности добывающей организации.

    Для такого подхода имеются основания и в бухгалтерских нормативные документах. Так, для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. 3 ПБУ 14/2007 1 ):

    а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации и т.д.;

    б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

    в) объект может быть выделен или отделен (идентифицирован) от других активов;

    г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    д) организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

    ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

    Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования одним из следующих способов (п. 23, 28 ПБУ 14/2007):

    • линейный способ;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Способ определения амортизации НМА организация выбирает исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

    Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получить экономическую выгоду.

    Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):

    • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
    • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

    Из приведенных норм следует, что все обязательные условия, необходимые для учета лицензий в составе НМА, выполняются, и есть все основания списывать стоимость лицензии линейным способом. Само право пользования при этом недрами непосредственно не участвует, как, например, компьютерная программа или особый способ производства (как виды НМА) при осуществлении основной деятельности (добыча полезного ископаемого или освоении участка недр). Следовательно, расход в виде амортизации лицензии (уменьшение стоимости актива) должен признаваться независимо от результатов деятельности организации за период. Это с одной стороны.

    С другой стороны, формально, любые действия недропользователя, направленные на освоение участка недр, можно рассматривать как реализацию права пользования, установленного лицензией.

    Действительно, под понятием «пользование недрами» следует понимать практически все виды работ или действий, связанные с освоением участка недр и не нарушающие требования лицензионного соглашения, являющегося приложением к конкретной лицензии.

    Это могут быть как работы по освоению участка недр — строительство объектов инфраструктуры шахты или карьера и добыча полезного ископаемого, так и подготовка к заключению и финансирование договоров на выполнение соответствующих проектных работ.

    В подобной ситуации время с момента получения лицензии и до момента окончания ее действия можно разбить на четыре периода:

    1) с момента получения и до момента начала работ по освоению (заключение договоров и финансирование проектов на доразведку, строительство и пр., включая рекультивацию земель) и (или) время, на которое приостанавливаются все работы по лицензионному участку;

    2) с момента начала работ (финансирования работ) по освоению до момента начала строительства объектов инфраструктуры шахты (карьера);

    3) с момента начала строительства, попутной добычи и до момента начала эксплуатационной добычи;

    4) с момента начала добычи и до момента окончания действия лицензии 2 (срок действия лицензии не может превышать срок погашения запасов на лицензионном участке).

    Согласно такому делению проведем анализ порядка учета расхода в виде амортизации лицензий.

    В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 3 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

    Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете только при наличии соответствующих условий. При этом расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (п. 19 ПБУ 10/99):

    • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
    • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
    • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
    • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
    • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

    При учете расходов в виде амортизации, они признаются в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (п. 16 ПБУ 10/99).

    Отметим, что до окончания строительства шахты (карьера) и ввода ее (его) в действие эксплуатационная добыча полезного ископаемого не производится (в соответствие с графиком, установленным в лицензионном соглашении).

    Таким образом, при учете названных расходов по лицензии до начала промышленной (эксплуатационной) добычи отсутствуют и доходы от реализации добытого ископаемого. Следовательно, нет оснований включать указанные расходы в состав себестоимости добычи 4 .

    В период же эксплуатационной добычи (четвертый период) амортизация лицензий должна учитываться в составе расходов на добычу.

    Один их возможных вариантов учета расходов за время до начала добычи, это учет начисленной линейным способом суммы амортизации на счете 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае списание стоимости лицензии за счет амортизации фактически не повлияет на показатели баланса и финансовый результат организации, поскольку не изменяет величину текущих расходов и данные по внеоборотным активам баланса.

    Обратимся вновь к ПБУ 14/2007. В нем указано, что срок полезного использования может определяться сроком, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (п. 26).

    При этом в силу п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования следует уточнить. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

    Таким образом, срок полезного использования НМА (лицензии) должен уточняться, исходя из оставшегося времени (срока) на эксплуатационную добычу полезного ископаемого или с начала добычи до получения новой лицензии.

    К недостаткам этого подхода можно отнести то, что стоимость лицензии будет списана в течение очень короткого времени, если строительство шахты затянется, а срок действия лицензии подойдет к концу. В результате этого стоимость добытого ископаемого будет значительно больше по сравнению со стоимостью ископаемого, добытого в последующие периоды (период действия новой лицензии).

    С началом освоения (заключения договоров на подготовку проектов разведочных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры) сумму начисленной амортизации следует учитывать в составе затрат на проектные работы — проекты геологоразведочные работ и проекты строительства производственных объектов шахты (объектов недвижимости, непосредственно связанных с будущей добычей).

    С началом строительства объектов инфраструктуры начисленная амортизация учитывается в составе затрат на строительство производственных объектов горнодобывающего предприятия.

    На такой порядок учета косвенно указывают и требования отраслевых нормативных документов, которые будут рассмотрены в следующей публикации.

    Отраслевые нормативные документы

    В качестве примера проанализируем положения Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца) (утверждена Минтопэнерго России от 25 декабря 1996 г.; далее — Инструкция) и Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (32 раздела) по переделам и производствам металлургии, в том числе раздел 2 «Добыча руд полезных ископаемых» (утверждены Минпромэнерго России 8 октября 2004 г.; далее — Рекомендации).

    Согласно п. 2.5 Инструкции при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировок расходов:

    • по месту возникновения затрат (производствам, участкам, цехам и т.д.);
    • по видам продукции, работ, услуг: добыча угля (сланца), обогащение угля (сланца), брикетирование;
    • по видам расходов (элементам затрат);
    • по основным процессам производства в условиях полной механизации плановых и учетных работ.

    Производства подразделяются на основные и вспомогательные. Под основными понимаются производства, предназначенные выпускать (подготавливать, добывать) товарную продукцию.

    В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются:

    • на прямые — расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость;
    • косвенные — расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (цеховые, общехозяйственные и др.), включаемые в себестоимость с помощью специальных методов.

    Согласно п. 2.2 Инструкции в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

    В Рекомендациях приводятся основные принципы, связанные с планированием, учетом, калькулированием себестоимости добычи руд полезных ископаемых. В них, в частности, определено, что:

      все горные работы (п. 2.8), производимые на горнодобывающих предприятиях металлургического комплекса, в зависимости от их назначения, сроков службы, источников финансирования и методов погашения затрат на них подразделяются:

    — на работы, связанные с освоением природных ресурсов,

    — природовосстановительные (рекультивация нарушенных земель);

    к работам, связанным с освоением природных ресурсов (п. 2.9), относятся работы, связанные:

    — с поиском и предварительной оценкой месторождения,

    — с разведкой полезных ископаемых, осуществляемой на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией,

    — с проведением аудита запасов месторождения, а также разработкой технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения и другими работами, имеющими отношение к освоению природных ресурсов согласно НК РФ;

    горно-подготовительные работы (подземные и работы открытым способом) делятся (п. 2.10):

    — на капитальные — работы по вскрытию месторождения или его части и устройство горнотехнических сооружений, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса, а также проходка траншей, капитальных съездов, устройство транспортных путей, тоннелей, подъемных сооружений, дренажных выработок, первичные объемы вскрышных работ по вскрытию месторождения (горно-капитальная вскрыша),

    — эксплуатационные — выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта (подэтажные штреки, орты, гезенки, восстающие и т.п.), а также вскрышные работы по разноске и погашению бортов карьера, проходка разрезных траншей, съездов временного характера, водоотливных канав и другие работы по выполнению текущей вскрыши и подготовке к добычным работам.

    Горно-капитальные работы финансируются за счет капитальных вложений, выделяемых на освоение месторождения полезных ископаемых и капитальное строительство; эти расходы переносятся на себестоимость добытого полезного ископаемого посредством амортизационных отчислений. Эксплуатационные горно-подготовительные работы финансируются за счет основной деятельности, и эти затраты относятся на себестоимость добытого полезного ископаемого в том отчетном периоде, когда они были фактически осуществлены.

    По статье «Расходы будущих периодов» согласно п. 4.11 Рекомендаций отражаются расходы, произведенные в текущем учетном периоде, но относящиеся к будущим учетным периодам. В частности, по ней могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными работами при сезонном производстве, освоением новых производств, установок, агрегатов, рекультивацией земель и проведением иных природоохранных мероприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств и др.

    Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, установленном приказом об учетной политике предприятия (равномерно, пропорционально объему выпускаемой продукции и др.), в течение всего периода, к которому они относятся.

    Полагаем, что с учетом положений ПБУ 10/99 5 , ПВБУ 6 и Рекомендаций рассматриваемые расходы в зависимости от их вида следует учитывать как:

    1) расходы будущих периодов — горно-подготовительные расходы;

    2) горно-капитальные расходы;

    3) в составе себестоимости добытого полезного ископаемого;

    4) в составе прочих расходов (если расходы по списанию стоимости лицензий не связаны с расходами по освоению участка недр, т.е. работы по освоению участка, в том числе по строительству объектов инфраструктуры, не начаты).

    На основании перечисленных требований можно предложить следующие варианты учета стоимости лицензий при условии, что ежемесячно начисляется амортизация.

    В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

    • счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
    • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

    Во втором периоде амортизация относится на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Затраты на проекты по доразведке, на проекты строительства шахты (объектов инфраструктуры), проекты рекультивации земли и пр.» — если имеются доказательства выполнения таких работ.

    В третьем периоде амортизация относится на следующие счета:

    • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — с начала строительства объектов инфраструктуры шахты;
    • счет 97 «Расходы будущих периодов» — включая затраты на горно-подготовительные работы;
    • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно со строительством шахты.

    В четвертом периоде амортизация относится на следующие счета:

    • счет 20 «Основное производство» — при эксплуатационной добыче полезных ископаемых;
    • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно с добычей;
    • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — при строительстве объектов инфраструктуры шахты, продолжающемся одновременно с добычей;
    • счет 97 — включая затраты на горно-подготовительные работы; в этот период суммы, отраженные на счете 97 (затраты на горно-подготовительные и прочие работы), должны списываться на счет 20 «Основное производство», субсчет «Добыча полезных ископаемых».

    Основным недостатком указанного варианта следует признать значительное усложнение учета и необходимость подробной регламентации распределения затрат и их списания в учетной политике организации.

    Это подразумевает классификацию объектов, на которые будут относиться затраты в виде амортизации лицензий, обоснованность распределения таких затрат, определение периодов отнесения затрат на один или другой объект учета. Кроме того, необходимо обеспечить обоснованность списания затрат со счета 97.

    В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

    • счет 91–2 — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
    • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

    Во втором периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ.

    В третьем периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

    В четвертом периоде амортизация относится на счет 20 при эксплуатационной добыче полезных ископаемых.

    Недостатком второго варианта следует признать фактическое отсутствие внутренней логики в методике учета, применяемой в разные периоды, и опять же значительное усложнение учета и учетной политики в четвертом периоде.

    Третий вариант учета отличается значительной простотой и соблюдением единого подхода к учету однотипных расходов (амортизации лицензий) в течение всего времени действия лицензии.

    В первом, втором, третьем и четвертом периодах амортизация относится на счет 91–2:

    • если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
    • если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно;
    • как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ, работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

    Последний вариант учета наиболее близок к соблюдению требования осмотрительности (большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов), обеспечивает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности), установленных п. 6 ПБУ 1/2008 7 .

    В связи с этим обратим внимание на ПБУ 14/2007 8 . Согласно п. 34 этого Положения стоимость нематериального актива (НМА), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

    Выбытие НМА имеет место, в частности, в случае прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим НМА.

    В пункте 35 ПБУ 14/2007 указано, что доходы и расходы от списания НМА:

    • отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся;
    • относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

    Таким образом, часть стоимости лицензии, относящаяся к периоду, прошедшему с момента ее получения и до настоящего момента, уже не может приносить доходы в будущем и, если следовать логике п. 34 ПБУ 14/2007, должна быть списана с баланса. Расходы от списания следует учитывать в том отчетном периоде, на который распространялось действие лицензии.

    Кроме того, отметим, что наличие лицензии нельзя непосредственно связать с выполнением работ по проектам и строительству. Актив, имеющий нематериальный характер (НМА), теряет свои свойства независимо от того, ведутся какие-либо работы или нет.

    Нематериальный актив непосредственно можно связать с выполнением какой-либо работы, только если он подразумевает иной метод (способ) ее выполнения, отличающийся от общеизвестных, или без которого выполнение именно этой работы невозможно.

    Аналогичное ограничение содержится в п. 8 ПБУ 6/01 9 : не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

    Для определения конкретного порядка учета организации должны на основе требований Инструкции и Рекомендаций разработать собственные правила учета и закрепить их в учетной политике.

    Налоговый учет

    В соответствии с п. 1 ст. 325 НК РФ, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы налогоплательщика, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов.

    Амортизация данного НМА начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

    Однако положения НК РФ не разъясняют, что необходимо считать моментом ввода в эксплуатацию для нематериального актива. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из момента, с которого общество приобретает право осуществлять деятельность на основании лицензии. Данный вывод вытекает из определения НМА, данного в п. 3 ст. 257 и п. 2 ст. 258 НК РФ.

    Из названных норм НК РФ следует, что для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). При этом срок полезного использования объекта НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

    Таким образом, дату оформления лицензии и следует рассматривать как момент, с которого НМА подлежит амортизации.

    Условием для начала признания сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли является начало фактической деятельности по освоению месторождения. В этом случае расходы виде амортизации лицензий должны признаваться и в налоговом учете как расходы.

    Но есть и более осторожный подход, согласно которому до начала освоения участка — подготовки проекта геологоразведки, проекта освоения, строительства шахты и осуществления добычи — сумма начисленной амортизации не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

    В этом случае, а именно при строительстве объектов инфраструктуры, проведении разведочно-эксплуатационных выработок, расходы в виде амортизации лицензий в налоговом учете следует учитывать отдельно и списывать в последующие периоды в соответствии с доходами, которые организация будет получать при добыче в будущем (возможные варианты учета были описаны ранее).

    С начала освоения до момента начала эксплуатационной добычи амортизацию следует учитывать в стоимости амортизируемого имущества (объектов недвижимости — выработки и пр.). В дальнейшем суммы амортизации объектов недвижимости в целом (с учетом ранее списанной стоимости лицензии) будут учитываться в уменьшении базы по налогу на прибыль (см. вариант 1 в бухгалтерском учете).

    Аналогичного мнения придерживаются финансовые органы. Так, в письме от 28 марта 2008 г. № 03–03–06/1/210 Минфин России разъяснил, что начисление амортизации по лицензионному соглашению (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был введен в эксплуатацию (т.е. права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода).

    Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что для признания в составе расходов сумм начисленной амортизации налогоплательщик должен подтвердить, что осуществлял деятельность по освоению природных ресурсов. Так, в Постановлении от 27 марта 2008 г. по делу № А42–1050/2007 ФАС Северо-Западного округа на основании исследования и оценки представленных документов (договоров, программ и отчетов о выполнении работ, актов приема-сдачи выполненных работ (услуг), счетов-фактур, расчетных документов) сделал вывод, что налогоплательщиком документально подтверждено фактическое выполнение работ, связанных с освоением природных ресурсов. Суд признал, что затраты налогоплательщика на освоение природных ресурсов и амортизационные отчисления на нематериальные активы (лицензии) являются экономически обоснованными, поскольку произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    По лицензиям же, полученным на участки, на которых не ведется разведка или не заключены договоры на разработку соответствующих проектов разведки или освоения, сумма начисленной амортизации не может учитываться в расходах по налогу на прибыль.

    При выборе метода налогового учета лицензий следует учитывать предложенные варианты бухгалтерского учета и по возможности выбирать те, которые имеют минимальные различия и налоговые риски. На наш взгляд, этому требованию соответствует третий вариант учета амортизации лицензий.

    1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

    2 Период, когда действие конкретной лицензии закончилось, но добыча или освоение участка продолжается, не рассматривается.

    3 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

    4 Добычу попутного ископаемого не учитываем, поскольку его стоимость должна формироваться в особом порядке, который не рассматривается в рамках данной статьи.

    5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

    6 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

    7 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

    8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

    9 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.