Какой вопрос задать актёру

Интервью о профессии: актер театра и кино

Сегодня мы берём интервью у актера театра и кино, Николая Исакова.
— Здравствуйте, расскажите о своей профессии. Кем и как долго работаете?

Почему выбор пал именно на эту профессию?

Занимаясь много лет в театральной студии, в родном городе, Сергиеве-Посаде, я понял, что душа лежит именно к актерскому мастерству.

Довольны ли Вы своим выбором?

Это было неизбежно, поэтому я доволен.

Сложно ли было освоить такую необычную профессию?

Безусловно, сложно, актёрское мастерство — это колоссальный труд, обучаясь в студии МХТ, приходилось ночами учить тексты. Был даже случай, когда актёр заболел и не смог на следующий день играть в спектакле, мне дали его роль, главную роль. И за ночь я выучил весь сценарий.

Что самое интересное в Вашей работе?

Конечно же, это перевоплощение, без него актёр не годен, часто роль интересна своей сложностью. Например, снимаясь в историко-документальном фильме «Романовы», я сыграл роль императора Александра Первого, не произнеся ни одного слова.

Нужны ли какие-то особые качества и навыки?

Конечно, нужны. Например, снимаясь в фильме «Автономка», мне пришлось научиться искусству игры на гитаре, так как актёр нужен был именно с подобными навыками.

— С какими трудностями Вы сталкивались?

На самом деле, на моем пути встречалось много препятствий. Актёр — это не постоянно востребованный человек. Самое сложное было встать и пойти, оставшись без работы, в немного другую область, стать тамадой, ведущим торжеств.

— Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

В детстве, как и все мальчики, я мечтал стать космонавтом, а вот сыграть космонавта ещё не удалось, несмотря на то, что моряком-подводником удалось сняться в двух фильмах.

— Кому Вы могли бы порекомендовать Вашу профессию?

Наверное, человеку, не только талантливому и способному к перевоплощениям, но и с широкой душой, богатому эмоционально и просто уверенному в себе.

— Насколько Ваша профессия полезна и важна нашей стране?

Я считаю, что актерство-это очень важная и незаменимая профессия. Если бы не было фильмов, люди не осмысляли бы жизнь в таком разнообразии. При этом фильмы ещё и поднимают настроение, дух зрителю.

— Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

Да, бывают проекты, на которых можно заработать, но они настолько редки, что на эти деньги не проживёшь.

— О чем Вы хотели бы предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию?

У профессии много минусов, ради денег идти в актерство точно не стоит. С этим проблемы. Конечно же, сложность ещё и в отсутствии постоянства. Чаще всего обычным актёрам дают небольшие роли «второго плана» и, чтобы добиться славы и успеха, нужно, как минимум, время. И очень много терпения.

— Какая роль запомнились больше всего и почему?

Наверное, роль императора Александра 1. Это одна из недавних моих ролей, съемки которой проходили в Санкт-Петербурге. Запомнилась своей трудностью, неординарностью. Впервые играл в немой сцене, ещё и столь значительную личность.

Были ли родители против поступления в актерский вуз?

Да, мама была против. Всегда думала, что поступить я не смогу. Но, уговорив её отдать меня на курсы актёрского мастерства, я вселил в неё надежду. Я опоздал на выпускной вечер в школе, так как ездил в институт узнавать результат. Когда одноклассники услышали о том, что я принят, дружно схватили меня и стали качать на руках. Такое не забывается!

Есть ли/были ли мечты, связанные с Вашей профессией? Сбылись ли они?

Безусловно, в молодости я мечтал открыть свой частный театр, антрепризу. Он носил бы имя Маяковского. Именно этот писатель привлекает меня своим творчеством. Но мечта не сбылась, театр открыть не удалось. А вот сыграть вместе, на одной сцене, с Олегом Павловичем Табаковым посчастливилось не раз.

Спасибо за рассказ, удачи в дальнейшей работе! Интересных и ярких ролей!

Интервью провела Исакова Софья,
9 класс, МАОУ «СОШ №13»,
г. Ржев, Тверская обл.

Авторские орфография и пунктуация сохранены

Февральский фуршет

Актер театра и кино. Интересные ответы на интересные вопросы.

в каких фильмах снимаешься? или в сериалах?
нравится ли работа?

Работа очень нравится, прямо душа на месте. Недавно закончили проект «Следственный комитет», снимал Юрий Попович. Должен пойти по НТВ ориентировочно в марте.

Хочу снять свой фильм по своему сценарию. Что мне для этого необходимо ( кроме инвестиций)

Грамотный продюсер со связями, которого вы заинтересуете. Если такой будет — все остальное подтянется. С вашей стороны — надо подготовить синопсис сценария и выбрать какой-нибудь небольшой его отрывок (2-3 эпизода). И предлагать, предлагать, предлагать. Если сценарий действительно интересный (или, как вариант, коммерчески успешный) — рано или поздно вы найдете нужного вам человека.

Ну и надо иметь хотя бы общее представление о тонкостях кинопроизводства, чтобы заранее не лепить лажу. Потому что литература — это одно, драматургия — уже немножко другое, а кинодраматургия — совсем даже третье.

  • afalvit
  • 15.02.2012 4:35

считаете ли Вы, что для успешного актёрства человек должен обладать определённым психотипом?

  • feinstein
  • 15.02.2012 4:40

А что вы называете психотипом в данном случае? Если темперамент — то это никак на успешность не влияет. Если что-то иное — поясните.

  • afalvit
  • 15.02.2012 4:45

под психотипом я имею ввиду определённую раскрепощённость, необходимую для лицедейства. Готовность примерять чужую маску, жить чужим образом, а, возможно, и чужой жизнью, и менять маски с каждой новой ролью.

К примеру для меня неприемлемо играть кого-то другого, кроме меня самого. Для меня абсурдно погружаться в чужую реальность, когда есть своя. А кто-то с лёгкостью примеряет на себе чужие роли.

  • feinstein
  • 15.02.2012 4:55

Есть артисты, которые всю жизнь играют одну и ту же роль. При этом если они достаточно харизматичные — они вполне успешные. Так что для успеха характерным артистом, то есть, артистом, умеющим перевоплощаться, быть не обязательно. Но на самом деле это несколько поверхностный взгляд на вещи. Актер, создавая образ, не погружается в чужую реальность и не живет чужую жизнь. Все жизни, которые он проживает — это его жизни. Как говорил Шекспир: мир театр, люди в нем — актеры. На мой взгляд, каждый человек играет в какую-то игру, называя эту игру «своей реальностью». А у меня таких реальностей, таких игр — много. И это — счастье великое.

  • afalvit
  • 15.02.2012 5:18

Очень за Вас рад! Наверное, множество реальностей даёт необъятную широту и разнообразие Вашей жизни.

Актёры одной роли, действительно, примечательное явление. Вероятно, играют себя. Так же и с музыкантами одного хита.

А лицедейство может служить признаком некоторых патопсихологических особенностей психики. Хоть и говорят, что в каждом человеке живёт до 150 разных ролей, но всё же постоянная поведенческая переменчивость не считается нормой.

Кстати, кого из нынешних, современных актёров Вы выделили бы как свой эталон?

  • feinstein
  • 15.02.2012 6:02

Эталон — это не для искусства. Быть как кто-нибудь — сказать прощай своей индивидуальности. Но отдельным чертам мастерства необходимо учиться, конечно, но делаешь это не у эталона, а у каждого, с кем в той или иной степени сводит судьба.

Что касается нормы, то ненормальность и болезнь — вещи совершенно разные. Я как раз убежден, что многие так называемые нормальные серьезно больны, только это их состояние считается общественной нормой почему-то. 🙂

  • afalvit
  • 15.02.2012 6:17

Согласен. А хороший актёр должен быть интеллектуалом, или достаточно и среднего ума?

  • feinstein
  • 15.02.2012 6:32

Интеллект и ум — вещи разные. 🙂 Как правило, умные актеры интереснее тех, кто со средним умом. Но есть хорошие актеры — полные дубы в жизни. Чем-то другим берут.

  • levhvoya
  • 15.02.2012 6:29

Все актеры — сумасшедшие. Это не оскорбление, а сухая констатация факта.

Как мешает в жизни? Не можете выйти из роли. говорите в родными, как Ваш персонаж. и т.д.?

  • feinstein
  • 15.02.2012 6:41

Обобщение — не лучший способ познания мира. 🙂 С тем же успехом можно сказать, что все бабочки желтые или все подъезды грязные. Попробуйте на досуге поиндуктировать от частного к общему, а не наоборот, поможет много интересных вещей понять, серьезно.

Никак не мешает, только помогает. Видишь людей и все их игры, как на ладони.

Если не можешь выйти из роли — это уже болезнь, лечиться надо. Но встречается это крайне редко. Что касается профессиональной деформации — актер часто в жизни старается быть в центре внимания, чувствует пустоту, если внимание не на нем. Но это не только актеров касается, это многие делают, и делают часто неизящно и неумело. чего не скажешь о нас. 🙂

  • levhvoya
  • 15.02.2012 6:52

Простите, я Вас обидел. 🙂

Но спасибо за ответ.

А в отношениях. например, с любимыми? По моим наблюдениям, актеры склонны многие ситуации театрализовывать. или ждать от партнера действий согласно определенному сценарию.

Трудно объяснить, в общем, ведут себя немножко «на своей волне». Не подстраиваются.

  • feinstein
  • 15.02.2012 7:18

Ваше право выдавать желаемое за действительное. 🙂 Хотя художника может обидеть каждый, конечно, но это не ваш случай. Впрочем, если будете очень стараться — то, вполне возможно, через годик-другой регулярной практики вы меня действительно обидите.

Ждут от партнера действий согласно сценарию, я думаю, склонны не только артисты. Это повсеместная практика. Отсюда и основная масса конфликтов — партнер ведет себя не так, как должен.

Лично у меня была несколько иная фигня — если мы договорились, что я лидер, то я веду себя как режиссер, а мой партнер, как ожидается, будет вести себя как актер. Поскольку меня эти правила игры устраивали, даже казались идеальными, то ожидалось, что они будут устраивать всех. Этого, разумеется, не происходило.

Но я эту деформацию в себе благополучно изжил.

Что касается подстройки, то это зависит от типа характера, насколько человек гибок. Гибкие и негибкие люди встречаются, опять-таки, не только среди актеров, профессия тут ни при чем.

Разрешите и мне в свою очередь вопрос — сколько актеров находилось под вашим наблюдением и при каких обстоятельствах это происходило?

  • levhvoya
  • 15.02.2012 7:40

У меня была одна знакомая. эээ. любовница актриса. Света зовут.

Клиническая шизофрения с бредом, алкоголизм и все такое прочее. Хе-хе. Даже не знаю, как это классифицировать.
Но, тем не менее, вся жизнь — театр. Она бредила, и ей казалось, что она ставит пьесы.

. я живу в Германии. И тут была другая. любовница-актриса.
Вроде ничего, вроде, по всем клиническим нормам — нормальная. Но совершенно на своей волне, какая-то импульсивная и не вполне адекватная. Ну — я не это имел ввиду; это сложно объяснить. Ну, она рисовала у себя в воображении какие-то образы и модели поведения, а я. да, как Вы сказали — не соответствовал.

У них обеих были их знакомые-актеры. С которыми я тоже был знаком секонд-хэнд. Они производили впечатление замкнутых, но одновременно требующих к себе внимания людей, очень высоко несущих свое Эго.
Обидеть их, как Вы правильно заметили, сложно.

Но вот их очено легко «не понять».

  • feinstein
  • 15.02.2012 8:06

Когда человек требует к себе внимания и, тем более, очень высоко несет свое Эго — его обидеть легко. Легче легкого. Лично я не требую к себе внимания, я его, когда надо, просто беру, с годами научился. А эго стараюсь держать в потайном кармане, а то всякий норовит туда нос мохнатый сунуть, понимаешь. А хрен вам! 🙂

Германия — это замечательно! Одна из моих самых любимых стран. В каком городе, если не секрет? У меня родственники и знакомые есть в Ганновере, Берлине, Мюнхене, Любеке, Ахене. да всего и не упомнишь. 🙂 Много где.

А понять актеров очень легко, на самом деле. Мы — большие дети. И этим все сказано. Если возиться с этим неохота — лучше соединять судьбу с кем-нибудь другим, а с актерами общаться на уровне, не превышающим приятельский. Вот тут все будет замечательно, и наша «своя волна» не покажется такой уж неадекватной.

5 вопросов актеру Сергею Безрукову

18 сентября 2015 15:00 1

5 вопросов актеру Сергею Безрукову Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Вот что значит звезда! Только Сергей Безруков может за несколько часов собрать тысячи людей в одном месте. Актер в четверг, 17 сентября, вечером бросил клич в соцсетях о том, что проведет творческую встречу в ИРНИТУ, и вот уже утром толпы людей осаждают здание политеха. В актовый зал было просто не пробиться. Стена из желающих поглазеть на Безрукова заслонила проход. Это мы потом узнали, что некоторым студентам даже разрешили прогулять пары , все-таки не каждый день звезда выступает, да еще и бесплатно.

— Здравствуйте, дорогие мои! – поприветствовал Сергей молодых людей и девушек. Знаменитость был одет просто: светлая рубашка и брюки, на сцене только он и гитара. Читал Пушкина , Лермонтова , Есенина . Исполнил несколько песен Высоцкого , а также любимую всеми «Отчего так в России березы шумят…».

— Это ж надо, вы вместе со мной все стихи повторяете! – удивился актер. – Просто здорово, что восхищаетесь этими гениями. В классике ведь все уже давно есть, не надо изобретать велосипед. Даже сейчас актуально стихотворение Лермонтова «Валерик». Вот смотрите: «…жалкий человек.

Чего он хочет. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?»

В Иркутске студенты буквально атаковали актовый зал, где проходила творческая встреча с Сергеем Безруковым Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Во второй части актер решил ответить на вопросы студентов. Они просто завалили его записками. Приводим самые интересные вопросы.

1. Вы сыграли столько ролей, а какой вы в жизни? Тоже хулиган, как Есенин?

— В каждой моей роли есть частичка меня. Я не могу так, абстрактно представлять себе какого-то героя и, не подключаясь к нему, сыграть. Меня так учили в школе-студии МХАТ , так говорил мой педагог Олег Табаков и мой отец Виталий Безруков. В нашей профессии самое главное, трудиться, не щадить себя, а там уже как будет мотор работать. Скажу честно, я читаю про хулиганов – Пушкина, Есенина, Высоцкого, они гении – имеют право. Сам я до такого не дохожу. Да я человек отчаянный, в своей профессии – бесшабашный, живу ярко: фильмы, спектакли, еще и руковожу театром. Но, увы, жизни обычной нет вообще, даже поесть нельзя нормально. Я вот у вас в Иркутске зашел очки купить. Как я не прикрывался кепочкой, даже думал голос менять, все равно поняли, что это я. А благодаря соцсетям о моем походе в магазин узнал весь Иркутск!

2. Что такое любовь?

— Это чувство потрясающее, если оно тебя посетило, будь счастлив. Если господь Бог тебе дал эту возможность почувствовать любовь, это надо беречь. Если оно уходит, это страшно. Для художника – это великое чувство, которое просто необходимо, потому что без любви творить невозможно, невозможно работать. Наше ремесло, конечно, сложно назвать работой, это состояние души, это ощущение жизни. Так вот как можно жить без любви? Любовь помогает, любовь окрыляет, она делает тебя легким, воздушным, летающим. А летать так хорошо…

3. А Вы все стихи знаете наизусть или Вам в наушник кто-то подсказывает?

— Нас выдали, я же говорил глубже надо прятать, — пошутил Сергей Витальевич, приложив руку к уху, а затем как будто вытащил мифический наушник. – А если без шуток, конечно, на память. Вы знаете, я недавно ездил в поезде с Валентином Гафтом . Это великий артист, потрясающий человек, а еще великолепный поэт. Я обязательно сделаю программу на его стихи, они мне очень нравятся. Вы их тоже можете почитать. Недавно, к его 70-летнему юбилею вышел его сборник. Я поражался, сколько он помнит наизусть, причем своих стихов. Но вот в этой поездке было такое, что он прочитал одну две строчки, а продолжение забыл. Я его спрашиваю: «А есть это где-то на бумаге? Кто-то записал?» Он отвечает: «К сожалению, нет». Я удивился: «Как же так? Почему никого не было рядом». Это поразительно и просто обидно.

Я приеду сюда еще, не зря же я сыграл вашего земляка в фильме «Млечный путь», — сказал на прощание Сергей Безруков. ФОТО: группа Вконтакте ИРНИТУ

4. Что вы посоветуете поступающим в театральные вузы? Что Вы сами читали на вступительных экзаменах в школу-студию МХАТ?

— Тут совет один – не бойтесь. Если вы считаете, что это ваше, не надо бояться пробовать. А то знаете, как бывает, люди в преклонном возрасте начинают жалеть, что они что-то не сделали. Например: ну как же так? Родственники всю жизнь говорили: «Ты ж у нас артист!» А я даже не пробовал поступить.

На вступительных экзаменах я читал необычные произведения. Знаете, обычно абитуриенты готовят такой джентльменский набор: монолог Чацкого, Гамлета или что-то еще. А я подготовил страшный рассказ Варлама Шаламова «Васька Денисов – похититель свиней» и юмореску Зощенко «Аристократка». Произведения эти выбрал не зря, посоветовал отец. Пробовался во всех театральных вузах, но именно во МХАТе обратили внимание на рассказ Шаламова.

5. Кому нужно продать душу за фото с вами?

— Такой вопрос мне еще ни разу не задавали, — сказал Сергей и зловеще засмеялся, как настоящий злодей из фильма. – На самом деле, не нужно ничего продавать. Нужно просто вежливо попросить, не откажу. А шутить насчет души так не надо, мой вам совет.

После этих слов сразу несколько девушек устремились на сцену, чтобы сделать селфи с Безруковым.

Под занавес творческой встречи Сергея Витальевича завалили подарками – преподнесли ему портрет на холсте, рисунок Байкала , а также фирменную жилетку политеха.

— Я приеду сюда еще, не зря же я сыграл вашего земляка в фильме «Млечный путь», — сказал на прощание артист. – Получилось у меня или нет, оцените сами в декабре, тогда будет премьера этой картины в Иркутске.

Сергей Безруков в Иркутске Юлия ПЫХАЛОВА

Артист не должен задавать лишних вопросов. Интервью с заслуженным артистом России Денисом Игоревичем Желтоуховым

Артист не должен задавать лишних вопросов

Интервью с заслуженным артистом России Денисом Игоревичем Желтоуховым

Желтоуховы. Эта династическая фамилия Хабаровского краевого музыкального театра известна всем хабаровчанам. Вернее — всем дальневосточникам. Без всякого преувеличения. Точно также всем понятно, что Игорь и Денис Желтоуховы, отец и сын — два абсолютно несхожих меж собой дарования. К этому чуду театралы давно уже привыкли, и потому наш разговор с Денисом Игоревичем об особенностях и превратностях театральной профессии проходил без каких-либо сопоставлений и упоминаний (помимо явной необходимости) имени Игорь Евгеньевич. Тем более, что интервью со старшим Желтоуховым мы публиковали не так уж давно.

Денис, ты состоявшийся человек, востребованный артист, глава семьи, отец. Как думаешь, благодаря чему, в первую очередь, это все состоялось?

Во-первых, и само собой разумеется, благодаря родителям. Если бы они не захотели, ничего бы не было. Смею надеяться, что и там, наверху некое существо тоже приложило усилие. Раз у меня что-то получается в жизни. Не все получается, как хотелось бы, но получается, и я доволен. Главное, с возрастом нужно постараться научиться (это сложно, но нужно постараться) жить событиями, происходящими с тобой здесь и сейчас. Утром просыпаешься — нужно прожить до вечера, а там уже, как будет на следующий день — посмотрим. Когда я начинаю жить так, то как-то больше удается.

Случается, люди, состоявшиеся в жизни как личности, говорят, что чувствуют, как «по жизни их ведут», и главная задача — услышать знаки, которые им подаются. У тебя есть такое чувство?

Не все желания артистов совпадают с желанием режиссера. Такова наша работа, мы — зависимые люди. Мы — пластилин, из нас лепят, нас ведут. Это нужно для того, чтобы режиссер мог сделать спектакль так, как считает нужным он, а не так, как видится артисту. Другой вопрос, что есть разные режиссеры, и бывает, что артистам, которых хорошо знают, они доверяют делать роль самостоятельно, дают возможность вмешиваться в свою работу. Так тоже интересно, но от этого иногда устаешь. Хочется, чтобы тебя вели. Артист не может и не должен раздваиваться: делать на сцене то, что он должен делать и, в то же время видеть себя со стороны. Иногда это возможно, но не слишком часто. Я не могу все время раздваиваться, быть зрителем. Видеть меня должен режиссер.

Речь идет о том, как «ведут» не по роли, а по жизни.

Меня по жизни ведут? Да, наверное, кто-то там, наверху, дергает за нитки, это однозначно. Но, думаю, едва ли что-то путное происходило бы, если бы я не прикладывал к этому свое желание, свой труд. Все-таки верно Константин Сергеевич Станиславский сказал, что сила артистов в трех буквах «Т». Причем талант — на последнем месте стоит, первые две буквы «Т» — это труд и труд. А потом — талант. Поэтому, как бы там за нитки не дергали, как бы не вели, ничего без твоего участия не состоится. Я уже не раз убеждался, что если у меня есть сильное желание воплотить какую-то свою идею, настолько сильное желание, что эта идея просто из головы не вылетает, и я думаю о ней постоянно… То есть ПОСТОЯННО. То она непременно воплотится. Это сто процентов!

А бывает, что проходит время, и ты понимаешь — что-то упустил? Все вело к тому, что должен был совершить поступок, но не совершил, не услышал сигнала?

Прислушиваюсь ли я к знакам? Наверное, это отдельный и очень долгий разговор. У меня свое отношение к Богу, очень личное ощущение. Я верю в Бога, но не хожу в церковь. Чтобы просить Его о чем-то, нужно попадать, наверное, в настоящий транс. Человек может сделать это только тогда, когда находится наедине с собой. К примеру, когда у человека сильнейшие болевые ощущения, он начинает взывать: «Да за что же это мне, Господи?». Вот это уже разговор. В церкви, такого разговора состояться не может. Нужна очень сильная эмоция. А ходить в церковь просто так и беспокоить Его по пустякам… Я никогда этого не сделаю. И даже если я, выходя на сцену, выполняю какие-то ритуальные действия — покреститься, постучать — это, скорее, самоутверждение. Если бы я не побеспокоился выучить текст, я бы никогда не вышел на сцену. И танцы, и музыку, и текст я знаю. А крещусь и стучу, чтобы не произошли какие-то непредвиденные вещи — не упала декорация, штанкет не отвалился — я за это переживаю. Чтобы мне дали возможность сделать то, что я должен сделать. У меня нет ни малейшего сомнения, что верить надо, что Он есть, но я верю там, у себя внутри.

Был ли в твоей биографии миг сомнений в выборе профессии? Или все было определенно с детства раз и навсегда, без вариантов?

Почему-то в детстве, когда все мечтали быть космонавтами, я мечтал стать воспитателем детского сада. Класса до пятого. Это не потому, что я хотел отомстить детям за то, как воспитывали меня — по-спартански немножко. Я был ребенком довольно шустрым, соответственно этому было и воспитание. Просто я люблю детей, и процесс общения с ними доставляет мне удовольствие. Ну а позже, в старших классах, вопрос о выборе профессии уже не стоял. Я понимал, что буду артистом, но мысли были несколько в другом, не в музыкальном русле — после 9 класса я собирался поступать в иркутское театральное училище на драматического артиста. Может быть, от того, что я вырос в музыкальном театре, жизнь была перенасыщена опереттой, и я видел в этом искусстве четкую грань между правдой и неправдой… И все же даже тогда в этом неправдоподобном искусстве мне очень нравились артисты Игорь Желтоухов и Стас Боридко — именно тем, что в них не было неправды, а всегда была исключительная достоверность. Даже в самых идиотских обстоятельствах нашего жанра. Конечно, в жизни ничего не бывает как в оперетте. Но эти артисты умудряются заставить зрителя поверить во все, что они делают. И никто ни в чем не сомневается. И, тем не менее, я хотел учиться на драматического артиста. Но в силу того, что я был беспокойным юношей, и только по этой причине, мне на семейном совете не разрешили ехать. Родители переживали, что я слишком активен и молод, и, может быть, не самостоятелен. Они просто побоялись, и я думаю, что правильно сделали. В общем, то ли кто за нитки дергал, то ли это было правильное решение отца. Но с тех самых пор у меня осталось всегдашнее желание и рвение сделать в наших музыкальных спектаклях свою роль достоверной, понятной, жизненной. Не знаю, хорошо делаю это или нет, но стараюсь. Понятно, что есть ап-арт, фантасмагория, где это не нужно и невозможно, но во все остальное стараюсь внести правду, приблизить к реальности.

Ты можешь представить себя человеком нетворческой профессии?

Себя представить не могу, но людей таких знаю. Они очень страдают обычно. И деньги, бывает, приличные получают. Но — скучно! Заниматься надо только любимым делом. Я знаю и другое. К примеру, профессия слесаря. Один слесарит и пьет от скуки, а другой получает от своей профессии кайф, потому что в этом он дока, потому что, в отличие от меня, у него руки растут из того места. У меня-то к такой работе нет не просто таланта, и рвения-то, признаться, нет. А у человека — есть. Он, может и зарплату самую обычную получает, а работает совсем иначе, чем его коллеги. Он за годы не устал делать свою самую обычную работу, ему интересно сделать ее не просто грамотно, но — красиво, не с угрюмым лицом, аккуратно, артистично! Нетворческих профессий, если вдуматься, не бывает.

Валентин Гафт сказал: «Актер — тот, кто ничего не умеет». Что ты об этом думаешь?

Я понимаю, что он имеет в виду. Актер — безумный фантазер. Представьте, дали ему эту самую роль слесаря. Может быть, дома он элементарный винт открутить не может. Но он может примерить на себя эту профессию, этот образ, эти обстоятельства и сумеет сыграть не только слесаря, а вообще кучу профессий. За примером далеко ходить не надо. Вспомните великолепного Евгения Евстигнеева в роли врача Филиппа Филипповича в «Собачьем сердце». Кто-нибудь может усомниться, что на экране — настоящий хирург? Там все — точность в изображении профессионала, его психологического состояния, притом речь идет о враче дореволюционного времени. Или блестящий американский артист Тим Ротт. Ему довелось играть художника Фрэнсиса Гойю. Не будучи художником, он сыграл его совершенно уникально. Гафт абсолютно прав, артисты не просто ничего — они ни хрена не умеют.

Еще об актерстве. Случается ли, что ты ощущаешь себя клоуном? Как ты относишься к таким ситуациям? Как вообще к этому может относиться артист театра?

Скажем так, я не позволяю себе этого. Этого не должно быть. Это другой жанр. Но вопрос ненапрасный. Я знаю хороших и даже знаменитых артистов, которые считают, что это позволительно. Я так не считаю. Театр и цирк — это разные вещи. Тем более, что цирк я ненавижу. Не просто не люблю, а ненавижу. Мне не нравится этот жанр. Это трагедия. Людей смешат не тем способом. Я имею в виду клоунов. Хотя среди них были великие и потрясающие артисты, но это такая редкость. Это уникальные случаи. Юрий Никулин описывает в своей книжке номер французского клоуна. У него летал под куполом голубь. Птичка клоуна радовала, а потом она падала вниз и разбивалась об арену. Клоун переживал и плакал, и птичка оживала. Как он это делал?! Как она оживала? Понять невозможно. Изобрести такой номер — тоже. Но таких номеров… А может, это вообще — всего лишь техника? Я, может быть, чересчур резко сказал «ненавижу» цирк. И все же — не люблю. Театр — это искусство, кино — индустрия, а цирк — это техника, достигаемая изнурительнейшим трудом. Там у артиста нет полета души, который рождается в дыхании зала. Люди сцены меня поймут. Ну, вот идет артист по канату, облажался и долбанулся. И чего? И где тут душа летает? Ну, прошел он по канату. Удовлетворил себя. И завтра прошел по канату. И что? На сцене тоже есть адреналин. Но это — другое. Это когда ты на сцене смеешься, а люди в зале — плачут. В цирке наоборот: артисты плачут, а люди — смеются. Это и есть клоунада. А для меня вообще иногда важнее, когда зритель не хохочет, а улыбнется. Это значит, что он меня понял, до него дошло, что я хочу сказать. В театре молчание зала порой важнее. А для клоуна гомерический смех обязателен. Это — его успех.

Что тебе ближе и интересней: классическая оперетта или музыкальная комедия, мюзикл?

Мне в принципе все равно, потому что все интересно.

А есть такой жанр, в котором тебе не хотелось работать? Кроме цирка.

Я бы не о жанре в этом случае говорил. Если бы кто угодно, какой угодно известный или даже великий режиссер предложил мне сыграть роль, в которой я бы почувствовал пошлятину, я бы этого делать не стал, даже с учетом того, что такая роль, такой шанс могут случиться раз в жизни. Дело не в жанре, дело в сути того, что ты делаешь. Хотя по идее в своей работе я не имею права выбора, но отказаться я могу.

Кто тот человек, чье мнение о своей работе на сцене ты не просто выслушаешь, а прислушаешься?

Всегда прислушиваюсь к мнению моего друга — Влада Павленко. Он человек опытный, при этом очень хороший артист и при этом друг. Это большая редкость. И я этим очень дорожу. Я прислушиваюсь к советам моей жены, потому что она — музыкант, и какие-то вещи говорит очень дельно и дурного не посоветует. Ну и понятно, что это — Игорь Евгеньевич. Пожалуй, все. Это немало.

А чувство собственной самооценки тебя может подвести?

Наверное, может. Лет через десять. Пока, слава богу, не подводило. Я точно знаю, что я делаю хорошо, а что плохо. Я знаю, где режиссеру не надо меня контролировать, а где нужен контроль, и чего мне вообще делать не стоит. Здесь я никогда не прогадываю.

Я знаю, что человек ты принципиальный и в своих высказываниях бываешь резким. Это с детства, или к этому ведет опыт работы в театре?

Ребенком я был шустрым, но никогда не был резким или скандальным. Возможно, к такой форме общения привело мое серьезное отношение к работе. Учитывая, что по жизни я человек темпераментный, я могу даже со своим другом поругаться в театре. Но при этом, по окончании репетиции мы оба будем прекрасно понимать, что это была работа. Моментально все это забывается. Я очень разделяю работу и личные отношения. Но могу сказать, что я стараюсь найти компромисс. За мою театральную жизнь был только один такой случай, когда я категорически, в резкой форме отказался от работы в спектакле. Отказался не потому, что меня не устраивал режиссер, просто это было абсолютно не нужно и неинтересно никому. Потом я пожалел о резкости, но зато убедился в своей правоте по сути. Спектакль не прожил и полугода.

С тобой легко работать?

Не знаю, по крайней мере, режиссеры не жаловались. Я человек податливый. После совместной работы с режиссером Юлием Изакиновичем Гриншпуном я могу выполнить любую задачу режиссера, даже фантасмагорическую. С удовольствием в этом смысле вспоминаю роль Телемаха в спектакле «Пенелопа», когда надо было говорить текст и при этом выполнять абсолютно несовпадающие с этим текстом действия. Это очень было сложно и очень интересно. Редкая роль.

А партнеры не жалуются?

Надеюсь, что да. Проблем пока не возникало.

Творческий конфликт — это созидательное или разрушительное явление?

Конечно, разрушительное. Если говорить по правде, то не должен артист задавать лишних вопросов. Он должен делать то, что ему говорит режиссер. Все словесные прения — это разрушение. Если бы мы все двадцать человек, находящихся на сцене, выполняли те задачи, что ставит режиссер, получалось бы просто гениально. Но дело в том, что в силу возраста, или, наоборот, неопытности, не каждый артист может это. И начинается, «я это не могу» или «я могу по-другому». Все! То, что придумал режиссер, уже никто не делает. Режиссер вынужден подстраиваться под артиста, который не может или не хочет стоять на голове и читать монолог. А надо было бы. Вот вам разрушительная сила конфликта.

Что в зрительном зале может тебя раздражать?

Две вещи. Во-первых, телефонные звонки. И второе. Раздражает не зрительный зал, это не его вина. Раздражает некая молодежь 15-16 лет, которая впервые попала в театр в этом возрасте. А должны были лет в 8 попасть. Раздражают родители этих людей. Как они могли допустить, что у человека в 8 лет, а то и еще раньше, не случилось встречи с театром? Есть же ТЮЗ, кукольный театр. Без этого же нельзя жить! Здесь вся проблема, в родителях, которые не водят в музей, не учат видеть в вещах красоту. Я недавно растерялся, когда столкнулся с дикой статистикой. Оказалось возможным окончить школу и за все 10 лет прочесть не больше двух книжек. Это поражает.

От чего ты больше всего в жизни устаешь?

От непонимания. Сначала от него, а потом оттого, что, наверное, я неправильно объяснил. Или оттого, что меня не хотят понимать. Любой человек, наверное, устает от вранья или от глупости.

Что может поднять твое настроение?

Бывает, придешь домой, и сразу поднимается настроение от накрытого стола.

Ты предугадал мой следующий вопрос — насколько для тебя важен вкусный ужин?

Наверное, я человек приземленный. Сало, горчичка, пара стопок — очень приятно. И настроение хорошее. Приятный собеседник вызывает хорошее настроение. Если говорить о работе, это — интерес! Если я завтра буду идти на работу, и к ней будет интерес, то настроение будет великолепное. Хорошее настроение — это ребенок. Он растет и каждый день выдает настоящие перлы. Недавно на вопрос мамы, какая из воспитательниц в садике ей нравится больше: Таня или Наташа, наша Злата сказала: «Мне нравится больше Фрекен Бок». Очень хорошее настроение подарила.

Многие артисты говорят: «Моей жене памятник нужно поставить!». Твоей есть за что?

Да, я тут недалеко от всех ушел. Дело ведь даже не в натуре артиста. Слава богу, что у нас такой театр — гастролирующий. Но ведь мы уезжаем порой и на месяц, и на два. И репетиции у нас бывают поздние, вечерние, и домой после них бывает, приходишь недовольный. Потому что через два дня, к примеру, премьера, и ты приходишь и с порога заявляешь: «Пожалуйста не трогайте меня. Не задавайте мне никаких вопросов. Не лезьте!». Она понимает. Не лезет. Не спрашивает глупости. Другой бы сказал: «Да иди ты!». Да, признаться, другие и говорили.

Ты делишься своими проблемами с близкими или предпочитаешь пережить все в одиночестве?

Если проблема по жизни, то конечно, у нас есть семейный совет. И с родителями обсуждаем. А если это касается работы, то я до самого последнего момента такие проблемы буду решать сам. Зачем кого-то грузить? Это моя проблема.

Случались ситуации, которые казались тебе безвыходными?

Иногда события моей жизни доходят до этого, и уже кажется, что выхода нет, но как-то все потом складывается, что все разрешается само собой. Хотя до последнего момента я даже не представляю, как это будет? И момент паники бывает, и, конечно, пытаешься что-то предпринять, решить проблему… Но в итоге не совсем даже понимаешь, как они разрешаются — эти безвыходные ситуации?

Подвиги в быту удается совершать: уложить ребенка спать, почитать на ночь?

Вот вчера совершал. И книжку дочери читал, и спать укладывал, и сказку рассказывал. А во сне сегодня она боролась с Кузей — Лунтика насмотрелась, и видимо, что-то там у нее произошло с Кузей-кузнечиком, что-то ей воевалось с ним. На ребенка я нахожу время всегда. Когда человек говорит, что у него на что-то не хватает времени — так не бывает. Может не быть желания. Только от него зависит нахождение времени для чего-либо. А ненахождение времени для ребенка в последствии вызовет кучу проблем. Здесь ухо востро надо держать.

Место, в котором ты живешь — географически — совпадает ли с таким твоим ощущением: «Здесь я хочу жить всегда»?

Абсолютно. Это вообще идеальное место для проживания. Дело не в каком-то дежурном патриотизме. Я достаточно поездил, видел разные города и считаю, что у нас ОЧЕНЬ красивый город. И надо отдать должное и Александру Николаевичу, и Виктору Ивановичу, и Вячеславу Ивановичу за то, что они прилагают столько усилий, много делают для того, чтобы ухоженность и красота нашего города были такими заметными. Это видно невооруженным глазом всем тем, кто приезжает к нам из других регионов. Это страшно приятно. Ну а уж когда по телевизору видишь такие интервью как во время проведения у нас саммита… Помните, что говорили руководители Евросоюза о нашем городе? Что неожиданно для себя они оказались в ТАКОМ ОБЫЧНОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ГОРОДЕ. Я думаю, что впечатлению таких людей можно верить. У них ведь на лицах было написано и восхищение, и изумление.

Как ты чувствуешь, в твоей жизни все складывается правильно?

Пока да. Пока все правильно, все верно. Все идет так, как должно быть.

Давать интервью тебе доводилось уже десятки раз. Какие вопросы ты считаешь самыми идиотскими?

Коварный вопрос. Знаете, не то, что идиотскими… Просто, если человек идет брать у меня интервью, он наверняка должен знать, сколько лет я работаю в театре и вообще иметь какую-то информацию обо мне. И вдруг он спрашивает, когда я закончил университет и где учился. Это уже просто смешно. Про это сколько можно разговаривать? Пропадает интерес к собеседнику, и начинаешь говорить как робот. Тут ничего не приукрасишь, не поразмышляешь. Становится очень скучно, излагаешь биографию и сам себя чувствуешь идиотом.

Предлагаю блиц-опрос с вариантами ответов. Если они тебе не подойдут, можешь назвать свой.

Ты сова или жаворонок?

Блондинки или брюнетки?

Поезд или самолет?

Пешком или машина.

Ой. Я очень люблю собирать грибы и безумно люблю море. Желательно это как-то совместить, как это бывает в Приморье на острове Попова: пойти сходить за грибами и потом вместе с ними в море окунуться.

Интуиция или трезвый расчет?

Я человек интуитивный. Безусловно, что думать своей головой надо. В жизни в особенности. И я стараюсь. Надеюсь, что получается. Но на работе очень сложно что-либо рассчитывать. Очень многое решаю так, как подсказывает мне интуиция. И она меня не подводит. Ни разу не подводила. Вспомните свои первые вопросы. То, что Там предлагают и предполагают, надо слышать. А если не слышишь, то о чем думать?

Задала вопросы и записала ответы Галина Долинина

Денис Игоревич Желтоухов — заслуженный артист России, солист Хабаровского краевого музыкального театра. На сцене театра можно увидеть в спектаклях: «Аристократы поневоле», «Брак по-американски», «Волга-Волга», «Даешь бабе ласку!», «Девичий переполох», «Донна Люция», «Летучая мышь», «Мистер Икс», «Моя жена — лгунья», «Прелести измены», «Призрак старого пирата», «Прости мои капризы. », «Самолет Вани Чонкина», «Сильва», «Цыганский барон», «Ханума», «Черт, Солоха и любовная суматоха».

«Хабаровская неделя» 30 октября — 5 ноября 2009