Коап рф ст 211

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

СТ 211 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в
федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и
иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила,
процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения
юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности,
в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов,
конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических
процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов,
содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты
безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса РФ

1. Требования к охране труда носят единый обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда.

3. К правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ после рассмотрения их проектов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень требований по охране труда применительно к их видам определен Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Текст статьи.

Комментарии к статье

Характеристика требований к охране труда

Ст 211 ТК РФ посвящается установленным на гос. уровне нормативам и требованиям, которые предъявляются всем организациям и иным работодателям в сфере охраны труда. На каждом предприятии должны соблюдаться определённые правила, чтобы у работников не возникало сомнений в собственной безопасности. Выполнение нормативов обязательно контролируется, а нарушители наказываются административно (штрафами) и даже уголовно.

Анализ норм ч 1 и ч 2 ст 211 ТК РФ позволяет выделить основные признаки, дающие прямую характеристику требованиям к охране труда:

  • во-первых, они направлены на сохранение жизни и здоровья сотрудников во время рабочего процесса;
  • во-вторых, круг лиц, занимающихся разработкой самих требований к труду, существенно ограничен — это федеральные и местные органы власти;
  • в-третьих, требования по охране труда выражаются посредством разработки правил, критериев, положений и нормативов;
  • в-четвёртых, разработанные нормативы обязательны для выполнения абсолютно всеми юридическими лицами под угрозой ответственности.

В каждой организации применяются те стандарты безопасности труда, которые подходят конкретной производственной отрасли.

Регулирование сферы охраны труда

Кроме ТК РФ (в частности, ст 211 ТК РФ и других норм главы 34), на сегодняшний день в сфере охраны трудовой безопасности действуют такие Законы:

  • ФЗ об обязательном соц. страховании от несчастных случаев и проф. заболеваний;
  • ФЗ об основах охраны здоровья;
  • ФЗ о промышленной безопасности опасных объектов;
  • ФЗ о сан. эпидемиологической безопасности.

Также к актам федерального уровня относятся указы Президента, постановления Правительства и министерств. Например, указ Президента об утверждении демографической политики РФ до 2025 года содержит в себе некоторые положения об охране труда. В нём предложено сокращать уровень травматизма и смертности на производстве при помощи перехода к системе управления проф. рисками. Такое управление подразумевает информирование сотрудников обо всех рисках, связанных с трудом, и создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков. А также экономическую мотивацию к улучшению трудовых условий работодателями.

Ч 3 ст 211 ТК РФ также имеет большое значение для правового регулирования труд. отношений. Эта норма определяет порядок проработки, принятия или изменения подзаконных нормативных актов в сфере безопасности труда. Ст 211 ТК РФ в новой редакции выделяет отдельный вид правовых актов — стандарты безопасности труда, а также устанавливает необходимость привлечения трехсторонней комиссии для проработки гос. нормативных требований к охране труда. Правовая норма статьи даёт отсылку к Положению, утвержденному Правительством в постановлении №1160. В пункте 2 указанного Положения перечисляются следующие акты, регулирующие безопасность на производстве:

  • стандарты безопасности;
  • правила и типовые инструкции;
  • гос. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Новая редакция статьи сильно сократила нормативно-правовую базу по сравнению с той, которая использовалась ранее в сфере регулирования условий труда. К обязательным для применения более не относятся требования Ростехнадзора, СНиП и ГОСТы. Это создаёт некоторые пробелы в регулировании поведения работодателей. Пробелы восполняются при помощи приказов Министерства труда. В полномочия Минтруда, в частности, входит проработка и издание правил, типовых инструкций и стандартов безопасности на различных производствах.

Судебная практика по ст. 211 АПК РФ

Поиск по делам

  • КоАП РФ Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
  • КоАП РФ Статья 31.6. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 15.22. Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг
  • АПК РФ Статья 291.1. Порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 291.6. Рассмотрение кассационных жалобы, представления в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 291.8. Определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 288. Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций
  • КоАП РФ Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
  • КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • АПК РФ Статья 288. Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • Статья 55. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
  • КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
  • КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 288. Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций
  • КоАП РФ Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
  • АПК РФ Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • КоАП РФ Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • Статья 55. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
  • КоАП РФ Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  • КоАП РФ Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • КоАП РФ Статья 31.8. Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Раздел I. Общие положения
  • АПК РФ Статья 288. Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
  • АПК РФ Статья 181. Обжалование решения арбитражного суда
  • АПК РФ Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 288. Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций
  • КоАП РФ Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
  • КоАП РФ Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 281. Возвращение кассационной жалобы
  • КоАП РФ Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
  • АПК РФ Статья 291.6. Рассмотрение кассационных жалобы, представления в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 291.8. Определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 291.11. Основания для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
  • КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
  • КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 18.6. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)
  • КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 271. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции
  • КоАП РФ Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
  • КоАП РФ Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
  • КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
  • КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
  • КоАП РФ Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа
  • КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 26.11. Оценка доказательств
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  • КоАП РФ Статья 19.7.1. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
  • Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
  • Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
  • КоАП РФ Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
  • КоАП РФ Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)
  • КоАП РФ Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
  • АПК РФ Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ)
  • КоАП РФ Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
  • АПК РФ Статья 49. Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
  • АПК РФ Статья 179. Разъяснение решения. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 291.1. Порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 291.6. Рассмотрение кассационных жалобы, представления в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 291.8. Определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 291.11. Основания для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
  • АПК РФ Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • КоАП РФ Статья 15.13. Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей
  • АПК РФ Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  • АПК РФ Статья 299. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора
  • АПК РФ Статья 301. Содержание определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
  • АПК РФ Статья 304. Основания для пересмотра в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, и присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (В редакции Федерального закона от 30.04.2010 г. N 69-ФЗ)
  • КоАП РФ Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Кодексы РФ

Типовые договоры

Активные юристы

Лучшие юристы

Обновления кодексов

Ответы юристов

Информация

Судебная практика по ст. 211 АПК РФ

Раздел посвящён судебной практике Российской Федерации. Здесь вы найдёте судебные решения Верховного Суда Российской Федерации. База судебной прпктики Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется.

На сайте предусмотрен удобный поиск судебной практики по статьям, например «ст. 211 АПК РФ», вы увидите все свежие судебные решения с упоминанием ст. 211 АПК РФ.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

ВС РФ будет пересматривать решения арбитражных судов по административным делам в общем порядке

/ Экономика и жизнь /

Минюст России предложил вернуть в Арбитражный процессуальный кодекс РФ возможность пересмотра Верховным судом РФ решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях в порядке надзора в общем порядке. Сейчас такие дела пересматриваются в соответствии с порядком, установленным КоАП РФ, то есть в упрощенном порядке без вызова сторон в суд и заслушивания объяснений по доводам жалобы.

Министерство разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования порядка рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях)». Поправки направлены на устранение возникшей неопределенности при обжаловании вступивших в законную силу решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях в Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) в кассационном и надзорном порядке.

Действующим законодательством предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).

При этом в связи с упразднением ВАС РФ летом прошлого года в АПК РФ и КоАП РФ были внесены изменения, устанавливающие, что вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях могут быть пересмотрены в порядке надзора ВС РФ (если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах) в порядке, установленном КоАП РФ (абз. 3 ч. 4 ст. 206, абз. 3 ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ, ст. 30.13 КоАП РФ). Такое обжалование (опротестование) осуществляется в упрощенном порядке: без участия сторон и заслушивания объяснений по доводам жалобы (ст. 30.12-30.19 КоАП РФ).

Помимо упрощенного порядка рассмотрения надзорных жалоб, фактически не позволявшего компании привести достаточные доводы и объяснения для снятия с себя административной ответственности, при рассмотрении жалоб в рамках КоАП РФ возникают и определенные процессуальные трудности.

Например, нормами АПК РФ предусмотрена возможность подачи документов в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в Интернете. Однако, как указал ВС РФ, обращения по делам об административных правонарушениях не могут быть поданы в ВС РФ в электронном виде, поскольку согласно ч. 4.1 ст. 30.13 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях в ВС РФ осуществляется по правилам этого Кодекса («Временный порядок подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации» (утв. Президиумом ВС РФ 05.11.2014)).

В связи с этим министерство предлагает внести изменения в АПК РФ и КоАП РФ, установив, что вступившие в законную силу решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также вынесенные арбитражными судами решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов будут пересматриваться ВС РФ в общем порядке, предусмотренном АПК РФ.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Малозначительность административного правонарушения

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 предусмотрен, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения. Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта

Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к статье 315

Основным объектом данного преступления являются интересы правосудия, нормальная деятельность органов правосудия. В качестве дополнительного объекта могут выступать имущественные и иные интересы и права юридических и физических лиц.

Общественная опасность анализируемого преступления заключается в том, что в результате неисполнения приговора суда, решения суда или иного судебного акта подрывается авторитет судебной власти, порядок осуществления правосудия, нарушается принцип общеобязательности судебных актов, а также может быть причинен вред законным интересам граждан, учреждениям и организациям, в пользу которых они вынесены.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6). Указанная норма нашла свое развитие в процессуальных отраслевых законах: ст. 392 УПК РФ, ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 31.2 КоАП РФ.

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. N 65-О «неисполнение органами государственной власти и должностными лицами субъектов Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации дает, в частности, основания для применения мер уголовной ответственности за неисполнение судебного акта (статья 315 УК Российской Федерации)».

СЗ РФ 2001. N 20. Ст. 2059.

Обязательность на территории России постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Предметом рассматриваемого преступления являются вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт.

Судебный акт — правоприменительный акт суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в форме процессуального документа, вынесенный судьей (судьями) по существу рассматриваемого вопроса и (или) затрагивающий правовое положение гражданина (личности) или юридического лица.

Помимо приговоров и решений, выносимых судьями, к иным судебным актам в соответствии с действующим законодательством следует отнести определения и постановления, приказы.

Качество обязательности судебный акт приобретает лишь после его вступления в законную силу.

Условия вступления в законную силу регулируются всеми процессуальными законодательными актами. Так, в уголовном процессе приговор вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном или апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами (ст. 390 УПК РФ), либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции (ст. 391 УПК РФ). Приговор вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения, если кассационная инстанция оставляет его без изменения согласно п. 1 ч. 1 ст. 378 УПК РФ или вносит в него изменения в порядке п. 4 ч. 1 ст. 378 УПК РФ.

Приговор, вынесенный мировым судьей, может быть обжалован в апелляционном порядке в районный суд. На приговор суда апелляционной инстанции может быть принесена кассационная жалоба. Такой приговор вступает в законную силу в общем порядке. Срок и порядок его обжалования идентичны обжалованию приговора суда первой инстанции.

Срок, установленный для обжалования, составляет в соответствии с ч. 1 ст. 356 УПК РФ десять дней. Если определение или постановление не было обжаловано в этот срок, оно считается вступившим в силу. Если жалоба или представление были принесены, оно вступает в силу в день вынесения определения суда кассационной инстанции, рассматривавшего жалобу или представление. В отличие от приговора суда, для обращения к исполнению которого закон дает суду три дня, определение и постановление обращаются к исполнению немедленно.

Иной порядок вступления в законную силу установлен для определений суда кассационной инстанции, вынесенных по результатам кассационного рассмотрения дела по кассационной жалобе или кассационному представлению. Такое определение вступает в законную силу с момента провозглашения независимо от того, оставлен ли приговор без изменения, изменен или отменен с прекращением уголовного дела или с направлением его на новое рассмотрение. Обжалование этого определения возможно лишь в порядке надзора в соответствии с главой 48 УПК РФ или ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с главой 49 УПК РФ.

В гражданском процессуальном законодательстве вопрос вступления в законную силу решений суда регулируется ст. 209 ГПК РФ. Момент вступления судебного решения в законную силу определяется в зависимости от того, воспользовались ли участвующие в деле лица своим правом на его обжалование в суд второй инстанции. Поскольку возможность реализации права на обжалование решения в апелляционную (ст. 321 ГПК РФ) или кассационную инстанцию (ст. 338 ГПК РФ) ограничена десятидневным сроком, исчисляемым со дня его вынесения в окончательной форме, после истечения указанного срока решение вступает в законную силу.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Вступление в законную силу решения арбитражного суда регламентируется ст. 180 АПК РФ.

1. Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

2. Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия.

3. Решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных АПК РФ или иным федеральным законом, и по другим делам вступают в законную силу в сроки и порядке, которые установлены АПК РФ или иным федеральным законом.

Статьей 31.1 КоАП РФ определены сроки вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ст. 206 АПК РФ решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Согласно ч. 3 ст. 180 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях вступают в законную силу в сроки и порядке, которые установлены АПК РФ или иным федеральным законом, под которым применительно к данной статье АПК РФ имеется в виду КоАП РФ. Таким образом, в данном случае наряду с правилами, установленными п. 4 ст. 206 АПК РФ, действует также общий порядок вступления в законную силу указанного решения, установленный ст. 31.1 КоАП РФ применительно к постановлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 5 ст. 211 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Согласно ст. ст. 258 — 259 АПК РФ апелляционные жалобы рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции, образованный в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» .

СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ч. 1 ст. 79 завершающей стадией конституционного судопроизводства называет вынесение и оглашение решения, которое окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

С объективной стороны преступление выражается в злостном неисполнении вступивших в законную силу, а поэтому подлежащих обязательному исполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствовании их исполнению.

В диспозиции статьи идет речь о неисполнении судебных актов, вынесенных как судами Российской Федерации, так и в случае заключенных международных договоров Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей (ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Неисполнение судебного акта предполагает как непринятие необходимых мер для их реализации, так и ненадлежащее их исполнение, т.е. не соответствующее предписаниям суда. Например, удержание администрацией предприятия с осужденного к исправительным работам суммы меньшей, чем та, которая указана в приговоре. Такое ненадлежащее исполнение должно охватываться умыслом виновного в качестве варианта неисполнения судебного акта.

При наличии объективных обстоятельств, которые делают невозможным своевременное исполнение судебных актов (например, отсутствие средств в организации), состав преступления отсутствует.

Судебные акты, которые разрешают процессуальные вопросы, возникающие в ходе процесса, не подпадают под признаки данного состава преступления. Поэтому анализируемого состава не будет, если не принимаются меры, например, по исполнению определения суда о приводе свидетеля и по другим подобным вопросам, а также частного определения (постановления) суда.

Как уже отмечалось, объективная сторона преступления может выполняться двумя способами.

Для первого из них — злостного неисполнения — характерно бездействие. Конкретные формы неисполнения могут быть различными, например: администрация организации не уволила с работы лицо, осужденное к лишению права занимать данную должность или заниматься данным видом деятельности; администрация организации не выполнила судебное решение о восстановлении на работе незаконно уволенного, об удержании из заработной платы штрафа или ущерба и т.д.

Уголовная ответственность наступает лишь за злостное неисполнение судебного акта. При отсутствии признаков злостности наступает не уголовная, а дисциплинарная ответственность.

Поскольку понятие злостности, являющееся обязательным признаком объективной стороны преступления, имеет оценочный характер, в каждой конкретной ситуации суд обязан всесторонне исследовать обстоятельства, от которых зависит вывод о наличии или отсутствии этого признака.

Под злостностью в контексте ст. 315 УК РФ следует понимать повторное неисполнение лицом возложенных на него обязанностей, вытекающих из судебного акта (приговора, решения), после предписания, облеченного в соответствующую форму и сделанного уполномоченным на это органом (судебным приставом-исполнителем или уголовно-исполнительной инспекцией) .

Устинова Т.Д., Четвертакова Е.Ю. Злостность как конструктивный признак состава преступления против правосудия // Журнал российского права. 2001. N 8.

При втором способе — воспрепятствовании исполнению судебных решений — виновный совершает активные действия, направленные на то, чтобы помешать исполнению судебного приговора или решения, например дает указания подчиненным не производить удержания из заработной платы осужденного или должника, дает указание на переименование должности, которую не может занимать осужденный, препятствует судебному приставу-исполнителю или работнику милиции войти в служебное помещение либо совершить там действия по исполнению решения и т.д.

Если воспрепятствование исполнению приговора, решения суда или иного акта сопровождается насилием или угрозами в адрес судебного пристава или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, то действия виновного необходимо квалифицировать по ст. 296 УК РФ.

Преступления, предусмотренные ст. 315 УК РФ, являются длящимися. Они начинаются с момента злостного неисполнения судебного акта в установленный законом срок либо с момента воспрепятствования его исполнению в тот же срок и заканчиваются с момента привлечения виновного к ответственности или исполнения предписания суда.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что не исполняет приговор, решение суда или иной судебный акт, и желает этого. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Ими могут быть личные отношения, интересы службы и т.п.

Субъект преступления специальный. Это лица, указанные в законе, — представитель власти, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, а также служащий государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, в служебные функции которых входит совершение действий, обеспечивающих исполнение судебных актов.

Иные лица, уклоняющиеся от выполнения судебных приговоров и решений, в том числе осужденные и должники — физические лица, не подлежат ответственности по данной статье.

При наличии соответствующих обстоятельств их действия (бездействие) могут образовывать составы иных преступлений. Так, действия осужденных к лишению свободы, совершивших побег, подлежат квалификации по ст. 313 УК РФ, эта же категория осужденных, совершивших уклонение от отбывания наказания, привлекается к ответственности по ст. 314 УК РФ. Ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей предусмотрена ст. 157 УК РФ, за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности — ст. 177 УК РФ и т.д.