Кто проводит дознание по уголовным делам

3. Дознание. Его виды

Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию

преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам,

установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых

правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, а

распространяет на них правила производства предварительного следствия, за

некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида

дознания (ст. 118 УПК), а именно: 1.Дознание по делам, по которым

производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).

2.Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно

В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления,

по которому производство предварительного следствия обязательно, орган

дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами

уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия

по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к

числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить

орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и

допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Законом СССР от 12 июня 1990 г . «О внесении изменений и дополнений в

ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых

органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно,

дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на

имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по

обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по «горячим

следам», т. е. незамедлительно, так как промедление с их производством может

повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень

следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве

неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие

обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные

Практика органов предварительного расследования показывает, что

законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по

производству неотложных следственных действий, нуждается в

совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно

которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные

действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся

неотложными в конкретном деле, т. к. нельзя заранее определить, какое

действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о

тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание,

закрепление доказательств «по горячим следам».

В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган дознания

обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении преступления и начатом

дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание в этой форме

должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного

дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о

направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган

дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он

обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора

или истечения десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует по

нему в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания

было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может

производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению

следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить

не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю

обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления

преступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК).

Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях

только по поручению следователя.

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым

предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о

факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган

дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание,

когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности, по нему требуется

производство неотложных следственных действий «по горячим следам», а

следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела

с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил

к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания

может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве

оперативно-розыскных и следственных действий (п. 4 ст. 119 УПК: п. 34 ст. 7

Закона об оперативно-розыскной деятельности в РФ).

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому

предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам

данной категории исчерпывается производством неотложных следственных

действий и вынесением постановления о направлении дела следователю (ст. 124

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие

обязательно, состоит: в возбуждении уголовного дела и проведении неотложных

следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях

установления и закрепления следов преступления: в выполнении поручений и

указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных

действий: в оказании содействия следователю при производстве им отдельных

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно

Это дознание состоит в полном расследовании дела. К расследуемым в

форме дознания относятся дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126

УПК. По некоторым перечисленным в этой статье преступлениям возможны в

соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материалов

или производство в порядке частного обвинения.

В форме дознания расследуются, в частности, дела о хулиганстве,

предусмотренные ч. 2 ст. 206 УК, незаконных занятиях рыбным и другими

водными промыслами с отягчающими обстоятельствами, предусмотренные ч. 2 ст.

163 УК, занятии незаконной охотой с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст.

166 УК) и др., т. е. дела расследование которых не представляет сложности.

В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по делам, по которым

предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и

принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для

установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу

При производстве дознания по делам, по которым предварительное

следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами,

установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1.Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители

извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы

дела для ознакомления им не предъявляются.

2.На органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2

ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе

обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего,

гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с

материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о

равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой

форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не

согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления

расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему

убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее

В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания

допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае

задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к

нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения

либо -с момента объявления ему протокола задержания или постановления о

применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится

дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц,

которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами

осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором

ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания

или избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня

возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного

заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ст.

121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно

осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть

продлен по правилам ст. 133 УПК, установленным для предварительного

Дознание в указанных в законе случаях может производиться и по делам о

преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов

для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной

форме. Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовного дела

начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить

существенные обстоятельства совершения преступления: возвращения судом дела

для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не

могутбыть установлены в судебном заседании: возвращения прокурором либо

судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств,

необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание

должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения

или возвращения уголовного дела.

Дознание может проводиться и по делам о преступлениях, предусмотренных

ст. 112, ч. 1 ст. 130, ст. 131 УК, если прокурор найдет необходимым

возбудить дело по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 27 УПК.

Таким образом, под дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать

виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то

законом должностными лицами и органами и состоящие: 1.В совершении

неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов

преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве

следственных действий по делам, по которым проводится предварительное

2.В полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел II. Досудебное производство

Глава 15. Особенности производства дознания

Дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и несложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быст­ро и просто.

В отличие от предварительного следствия дознание обладает следующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) условия для производства дознания; 2) субъекты дознания; 3) упрощенная процедура расследования.

а) Материально-правовое — небольшая общественная опасность преступления. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в части 3 ст. 150 УПК
(а это, как правило, преступления небольшой или средней тяжести). По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20), дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно воспользоваться своими процессуальными правами (ч. 4 ст. 20). В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование;

б) процессуальное — относительная несложность расследования, выраженная в том, что дознание проводится по делам, возбуждаемым в отношении конкретных подозреваемых (ч. 2 ст. 223), что означает «очевидность» преступления. При производстве дознания всегда участвует подозреваемый, который появляется с момента возбуждения дела в его отношении (п. 1 ч. 1 ст. 46).

Однако дознание не производится по деяниям, совершенным невменяемыми лицами (ч. 1 ст. 434), а также по преступлениям, совершенным в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом или статусом сотрудника правоохранительного органа (п. «б» и «в» п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 151).

Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 8 ч. 2 ст. 37) или к категории дел частного обвинения (ч. 4 ст. 20).

Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это дознаватели и следователи.

Дознаватели как штатные сотрудники специализированных подразделений дознания предусмотрены в: органах внутренних дел, пограничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов Министерства юстиции на уровне субъектов Российской Федерации, таможенных органах, органах Государственной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). Компетенция остальных органов дознания ограничена производством лишь неотложных следственных действий (ст. 157).

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, так как обязан выполнить указания начальника органа дознания и прокурора, а обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).

Следователи прокуратуры проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 7 ч. 3 ст. 151), а следователи органов внутренних дел и органов госнаркоконтроля проводят дознание по указанию прокурора.

Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных главой 32 УПК. Эти изъятия делятся на три группы: 1) сокращенные сроки дознания, 2) особенности применения некоторых институтов предварительного расследования и 3) упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.

1. Срок дознания составляет 20 суток и может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. В то же время следует учесть, что к общему 30-суточному сроку прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта и 10 суток — для дополнительного дознания (п. 2 ч. 1 ст. 226).

2. Особенности использования отдельных институтов предварительного расследования. При производстве дознания, как правило, не используются вообще или используются в ограниченном объеме некоторые институты предварительного расследования: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта; в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение (ст. 223).

3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом. Обвинительный акт — это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Во многом он аналогичен обвинительному заключению, однако в отличие от него имеет более простое содержание, включающее одновременно и первоначальное и окончательное обвинение.

Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом состоит из следующих действий:

1) систематизации материалов уголовного дела (приведение их в «прошитый и пронумерованный» вид);

2) составления обвинительного акта;

3) ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дела;

4) утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;

5) деятельности и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом (ст. 226).

В отличие от предварительного следствия время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору. Прокурор в течение 2 суток принимает одно из четырех решений.

1) Об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд.

2) О возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или пересоставления обвинительного акта (сроком до 3 суток).

3) О прекращении уголовного дела.

4) О направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Уголовный процесс дознание

Главная > Реферат >Уголовное право и процесс

Содержание

1. Понятие и виды органов дознания в уголовном судопроизводстве. 3

2. Понятие и полномочия дознания 5

3. Понятие и полномочия начальника дознания. 9

Список использованной литературы 15

Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права. Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

1. Понятие и виды органов дознания в уголовном судопроизводстве.

С учетом характера совершаемых преступлений, места и времени, а также субъектов преступной деятельности дознание в уголовном судопроизводстве рассредоточено по различным органам государственного управления.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

1) дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 настоящей части;

2) дознавателями (следователями) органов налоговой полиции — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 198 и частью первой статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) дознавателями органов пограничной службы Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами пограничной службы Российской Федерации), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы Российской Федерации в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

4) дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, указанных в пункте 2 части первой статьи 40 Кодекса, — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) дознавателями органов Государственной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 168, частью первой статьи 219, частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями прокуратуры — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи.

2. Понятие и полномочия дознания

Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии со ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Процессуальная деятельность органа дознания основана на уголовно-процессуальном законодательстве и производна от основной функции данного органа. Тем не менее, для одних органов производство дознания непосредственно вытекает из их основных функций, составляет их постоянную обязанность, а для других — носит эпизодический характер. Так, милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В то время как деятельность остальных органов дознания Закон ограничивает по различным основаниям:

─ по составам преступлений (например, органы государственного пожарного надзора вправе производить дознание лишь по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности.);

─ территориальными и погодными условиями (Например, производство дознания возлагается на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании или на начальников зимовок — в период отсутствия транспортных связей с зимовкой. Они выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.);

─ субъектами преступлений (например, командиры воинских частей, соединений, военных учреждений проводят дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и т. д.);

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 275, 276, 283 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 частями второй и третьей, 160 частями второй и третьей, 171 частью второй, 171.1 частью второй, 172 — 174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 частью второй, 192, 193, 195 — 197, 201, 202, 204, 206, 208 — 210, 222 частями второй и третьей, 226 частями второй — четвертой, 272 — 274, 308, 310, 327 частью второй и 327.1 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 285, 286, 290 — 293, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

3. Понятие и полномочия начальника дознания.

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия, принимая по ним любые, предусмотренные законом решения. В этих случаях он руководствуется процессуальными нормами, адресованными как органу дознания, так и лицу, производящему дознание. В тоже время орган дознания в лице его начальника вправе поручить производство дознания по уголовному делу уполномоченному должностному лицу — лицу, производящему дознание. Стоит отметить, что именно с этого момента данное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и суд, прокурор, следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестроннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, который при поручении расследования преступления должностному лицу, начальник органа дознания сохраняет за собой право контролировать его процессуальную деятельность и так же как и должностное лицо в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причененного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознаня. или по его поручению.

Заключение

Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратить производство по делу. В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 — 29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц.

Дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Группой лиц на территории г. Москвы совершено пять квартирных краж. Похищено личное имущество граждан на общую сумму 450 тысяч рублей.

Один из членов преступной группы — несовершеннолетний в возрасте 16 лет, преступления совершил впервые, прописан в Москве, живет с родителями.

Второй солдат срочной службы – 19 лет. Служит в войсковой части Московского гарнизона.

Третий – нигде не работает. Ранее судим 25 лет, прописан в Орехово-Зуеве Московской области.

Четвертый – ранее не судим, работает в коммерческой структуре, помощник генерального директора, 24 года, прописан в Москве.

Пятый – имеет постоянное место жительства в г. Тбилиси, не работает, в Москве без соответствующей регистрации проживает у случайных лиц.

Определить меру пресечения, которую можно избрать в отношении каждого из перечисленных лиц и в каком порядке.

Мерами пресечения являются в соответствии со ст.98:

1) подписка о невыезде;

2) личное поручительство;

3) наблюдение командования воинской части;

4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

6) домашний арест;

Взятие под стражу (ст. 108 УПК РФ).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (Ст. 102 УПК РФ).

Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым. (Ст. 105 УПК РФ).

К солдату срочной службы:

Взятие под стражу (ст. 108 УПК РФ).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (Ст. 102 УПК РФ).

Наблюдение командования воинской части. (Ст. 104 УПК РФ).

К ранее судимому:

1. Взятие под стражу (ст. 108 УПК РФ).

К помощнику генерального директора:

Взятие под стражу (ст. 108 УПК РФ).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (Ст. 102 УПК РФ).

. Залог. (Ст. 106 УПК РФ).

Личное поручительство. (Ст. 103 УПК РФ).

К пятому с пропиской в Тбилиси:

1. Взятие под стражу (ст. 108 УПК РФ).

Гражданин Стельмах, по национальности белорус, был вызван на допрос к следователю в качестве свидетеля. Свидетель заявил перед допросом, что русским языком он владеет, но показания хотел бы давать на родном языке. Тогда следователь сообщил Стельмаху, что он сам долго жил в Минске и хорошо владеет белорусским языком, в связи с чем может перевести его показания.

После этого следователь произвел допрос и составил протокол на русском языке. Протокол допроса был прочитан свидетелю в устном переводе на белорусском языке и подписан свидетелем и следователем.

На каком языке ведется уголовное судопроизводство? Допущены ли в данной ситуации нарушения уголовно-процессуальных норм.

Статья 18 УПК РФ «Язык уголовного судопроизводства» гласит:

1. Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. В Верховном Суде Российской Федерации, военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке.

2. Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном Кодексом.

3. Если в соответствии с настоящим Кодексом следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет.

Таким образом, уголовное судопроизводство должно вестись на русском языке, но Стельмаху должны были пригласить переводчика, сам следователь не имел права этого делать.

Список использованной литературы

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая 2002 г.).

Уголовно-процессуальное право России. Учебник / Отв. ред. проф. П.А. Лупинская. М.: Юристь, 2000.

Уголовный процесс: Учебник.Общая часть / Отв. ред. проф. В.П. Божьев. М.: Спарк, 1997.

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2 т. СПб.: Альфа, 1996.

Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник /Отв. ред. канд. юрид. наук. В.Н. Галузо. М.: Зерцало, 1998.

Органы дознания и предварительного следствия.

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к
компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры.
В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования
преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном
они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил
в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия
преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им
наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации
уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах — дознания
и предварительного следствия.

Между органами дознания и предварительного следствия много общего,
поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям
у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава
преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах
их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями
уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить
в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации,
проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как
правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных
преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи,
а дознание — дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий.
Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений
небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК
РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике
это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В
отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных,
но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких
и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного
следствия.

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних
дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы
безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной
службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав
РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов
Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного
суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры
воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать
по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей
совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные
действия,
которые уголовно-процессуальное законодательство относит
к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу
уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся
милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу
же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного
следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение
и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих
незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется
с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным
следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание
должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного
дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.
Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю,
который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением
всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится
следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности,
органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять
начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное
следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность,
т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию
следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности,
преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные
права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы
безопасности — наиболее опасные преступления против государственного
строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел
— преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей
эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают
их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений,
связанных с ходом расследования и производством следственных и иных
процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения,
принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения
согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных
действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого
под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного
следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке
и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны
для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность
при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему
прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания
их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим.
В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный
характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные
указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному
делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя
по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения
всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами
и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию
преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление
оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ
«Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой
5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными
актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться
уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных
действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда
как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться
не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях,
когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных
данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например,
в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных
трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов.
Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники
тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления
процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются
лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе
необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства,
которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности,
относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной
охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы
внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие
преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших
в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся
от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не
только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством
и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных
мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного
исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий,
сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных
переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное
внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная
санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий
контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной
деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная
и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями,
но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной
деятельности в РФ», принятый11.03.1992 (в редакции от 10.01.2003), определяет
такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг
(сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими
специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты
законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона
прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью,
не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся
частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих
правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной
основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта
с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства
по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя,
следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное
дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов
ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений,
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к
действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под
угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать
собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих
тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо
связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища,
влечет за собой установленную законом ответственность.