Малые средние и крупные предприятия в структуре экономики

Роль малых, средних и крупных фирм в рыночной экономике

Многообразие существующих форм организации бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Есть некоторые общие критерии, дающие возможность классифицировать фирмы по признакам, отличным от их организационно-правовых форм. Наиболее распространенный подход к классификации фирм — разделение их на малые, средние или крупные. Следует выделить два основных метода классификации фирм — количественный и качественный.

Согласно наиболее известному методу классификации фирм — количественному, — предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год).

Варианты качественных классификаций фирм базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности.

В разных странах используются различные классификационные критерии отнесения предприятий к той или иной группе. В Казахстане к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью работающих до 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 60 000 МРП., к субъектам среднего предпринимательства – от 50 до 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325 000 МРП, к субъектам крупного предпринимательства – свыше 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше 325 000 МРП.

Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса. В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко — более 60%) ВВП. Он, безусловно, доминирует во многих отраслях машиностроения, в химической промышленности, в черной и цветной металлургии, в топливно-энергетическом комплексе и в добывающей промышленности. Растет концентрация производства и во многих отраслях сферы услуг. Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов, т.е. резервного запаса ресурсов, который компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за своей высокой доли на рынке.

В то же время крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и требующих больших расходов капитала (капиталоемких).

Малое предпринимательство — один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес — основа рыночной экономики. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости. В этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

В современной рыночной экономике помимо крупного и малого бизнеса сохраняется значительная прослойка среднего бизнеса. Также как и крупный бизнес, средний бизнес не имеет особого правового статуса. Средний бизнес выполняет роль посредника и связующего звена между крупным и малым бизнесом, между малым бизнесом и государством.

Небольшой размер фирм, неустойчивость и высокая рискованность малого бизнеса не позволяют устанавливать ему устойчивые связи с крупным бизнесом напрямую. Средний бизнес берет на себя эту роль, создавая сложную сеть разнообразных по форме, правовому и организационному оформлению связей как с крупным, так и с малым бизнесом. Эти связи получили название сетевой экономики.

В структуре современной смешанной экономики малый, средний и крупный бизнес не только сосуществуют, но и органично взаимодополняют друг друга.

Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решаются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

Малые и средние предприятия в болгарской экономике

СЕРАФИМ ПЕТРОВ
доктор экономики, доцент, директор центра “Малые и средние предприятия” при Болгарской индустриально-хозяйственной ассоциации

• Сектор малых и средних предприятий в Болгарии в 2002 г. производил 51,2% валового дохода и располагал примерно 30% долгосрочных материальных активов страны
• Небольшая численность работников, отсутствие бюрократической структуры, быстрая реорганизация производственного потенциала делают малый и средний бизнес чрезвычайно устойчивым во время кризисов
• Малые и средние предприятия могут с успехом не только участвовать в долговременных производственно-экономических связях крупных промышленных объединений, но и создавать собственные, характерные только для этого сектора хозяйственные сети

Макроэкономическая стабилизация, достигнутая в Болгарии после введения валютного управления (валютного борда) в 1997 г., способствовала созданию благоприятных условий для формирования рыночной среды на конкурентной основе. Важную роль в этом процессе играют малые и средние предприятия, которые внесли заметный вклад в ускорение экономического развития, увеличение объемов экспорта, расширение торговых связей страны, улучшение конкурентной среды и создание новых рабочих мест. Именно малый и средний бизнес стал в Болгарии основной движущей силой экономического роста, способствующей развитию предпринимательского мастерства и культуры бизнеса.

Следуя настоятельным требованиям Европейского союза и стран Центральной и Восточной Европы о повышении эффективности малых и средних предприятий (МСП) и роли государства в переходный период, все политические силы, приходившие к власти в Болгарии, независимо от различий в идеологической ориентации после 1997 г. направляли усилия на стимулирование и поддержку этого важного для страны сектора экономики.

Важный фактор экономического роста

В последние пять-шесть лет в Болгарии произошли значительные перемены в структуре, месте и роли малых и средних предприятий: выросло их количество, значительно расширилось представительство в отдельных отраслях экономики, что заметно отразилось на ускорении экономического роста и увеличении количества рабочих мест и снижении уровня безработицы. Заметной стала доля МСП во внешнеторговом обмене страны, налоговых поступлениях в бюджет государства.

Согласно закону о малых и средних предприятиях, принятому и обнародованному в сентябре 1999 г., из общего количества фирм, компаний и организаций малые и средние предприятия выделяются на основе трех факторов – численности персонала, годового объема доходов от реализации произведенной продукции и услуг, стоимости долгосрочных материальных активов. На этой базе законодательство определяет:

микропредприятия с численностью до 10 человек;

малые предприятия с численностью персонала от 11 до 50 человек, годовом объеме реализованной продукции до 1 млн левов (500 тыс. евро) и стоимостью долгосрочных активов до 800 тыс. левов (400 тыс. евро);

средние предприятия с численностью персонала от 51 до 100 человек, годовым объемом реализованной продукции до 3 млн левов (1,5 млн евро) и стоимостью долгосрочных активов до 2,4 млн левов (1,2 млн евро).

В законе содержится и еще одно важное требование – малые и средние предприятия должны быть независимыми.

Реализуя долгосрочную программу социально-экономического развития страны, правительство Болгарии нацеливало структурные перемены, происходившие в 1996-2003 гг., с таким расчетом, чтобы национальная экономика формировалась с учетом нарастающей роли и динамики малого и среднего предпринимательства. В результате выполнения этой программы в конце 2002 г. численность предприятий этого сектора достигла 235,5 тыс., что составляло 99% бизнес-единиц в стране.

В 2002 г. сектор малых и средних предприятий в Болгарии производил 51,2% валового дохода и располагал примерно 30% долгосрочных материальных активов страны.

Значительные перемены произошли в отраслевой характеристике малого и среднего предпринимательства. В частности, из табл. 1 видно, что в конце 2002 г. в промышленных отраслях функционировало более 12% малых и средних фирм страны. Но если учесть отраслевую классификацию, действующую в Европейском союзе, в соответствии с которой отраслевую группу “Индустрия” составляют промышленные и строительные фирмы, то этот показатель увеличится до 16%. Тем не менее ведущим направлением малого и среднего предпринимательства Болгарии является сфера услуг: в этом сегменте работает 81% общего количества зарегистрированных фирм.

Как видно из табл. 2, за годы рыночной трансформации повысилась роль малого и среднего предпринимательства в создании экономического потенциала Болгарии. В частности, в 1996 г. в этом секторе произведено 27,3% валовой добавленной стоимости страны. И хотя в 1997 г. этот показатель сократился до 22,4%, в 1998 г. произошел рост до 25,4%, с тем чтобы в 1999 г. восстановить прежние позиции на уровне 27,3%, которые сохраняются до сих пор.

Трудно переоценить достижения малых и средних предприятий в создании рабочих мест и сокращении уровня безработицы как в региональном, так и в национальном масштабе. В этом секторе занято около 1 млн человек, которые производят товаров и услуг более чем на 16 млрд евро. На деле это означает благополучную жизнь работников этих фирм, а следовательно, и стабильность в обществе.

Внешнеторговая деятельность малого и среднего бизнеса

Существенную роль этот сектор предпринимательства играет во внешнеэкономических операциях. Данные табл. 3 показывают стабильное повышение их доли во внешнеторговом товарообмене страны.

Фирмы с числом занятых от 101 до 250 человек

Приведенные данные показывают, что в 1996-2002 гг. доля малого и среднего предпринимательства в области импорта выросла с 21,5 до 36,8%, или более чем на 15 пунктов, а в экспорте – с 38 до 44,7%, или на 6,7 пункта.

Важную роль малые и средние фирмы продолжают играть в осуществлении внешнеэкономической деятельности, хотя их участие в этих операциях в 1996-2002 гг. несколько снизилась. Так, за этот период доля МСП в экспорте продукции и услуг, производимых в частном секторе, снизилась с 74,5 до 60,4%, а в импорте – с 69,9 до 54,6%. Это несоответствие между долей малого и среднего бизнеса в общем количестве экономических агентов, с одной стороны, и их ролью во внешнеэкономических операциях, особенно в сфере импорта, с другой, можно объяснить такими факторами, как:

монополия государства в области внешней торговли, особенно энергетических ресурсов, продукции добывающих отраслей и промышленности первого эшелона;

недостаточная конкурентоспособность на международном рынке товаров и услуг, производимых на малых и средних предприятиях, и незначительные их инновационные возможности;

незначительная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства и муниципальных администраций при осуществлении им экспортно-импортных операций и выходе на внешние рынки.

Значение предприятий малого и среднего бизнеса во внешней торговле Болгарии оценивается не столь однозначно. Если в общем объеме болгарского экспорта их вклад относительно невелик – всего около 20%, то в объеме импорта он значительно выше – более 35%. Малые и средние фирмы активно участвуют в закупках за рубежом товаров, удовлетворяющих внутренний повседневный спрос. Их деятельность сосредоточена главным образом в сельском и гостиничном хозяйстве, торговле, строительстве.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что малый и средний бизнес имеет нереализованный потенциал в области расширения внешнеторгового обмена, а также их роль недооценена государственными структурами, в частности теми институтами, которые разрабатывают и осуществляют национальную торговую политику. На наш взгляд, это проявляется в отсутствии у малого и среднего бизнеса доступной информации о достигнутых торговых соглашениях, пригодной для использования. Необходимо также более полное информационное обеспечение хозяйствующих субъектов целостной и исчерпывающей информацией о тарифных ставках, действующих в стране и налагаемых на болгарские товары при их вывозе за рубеж, с тем, чтобы предприниматели смогли воспользоваться возможностями преференциальной торговли.

Серьезную помощь малому и среднему предпринимательству в их экспортной деятельности могло бы оказать развитие свободных экономических зон, которые на основе налоговых и таможенных льгот могли бы содействовать привлечению иностранных капиталов и созданию новых рабочих мест. Мировой опыт показывает, что в настоящее время примерно 30% мирового товарообмена осуществляется в свободных экономических зонах. Они используются как важный инструмент национальной экономики для оптимизации торговой деятельности, поддержки регионального развития, улучшения инфраструктуры, совершенствования бизнес-климата, ускоренного трансферта технологий и ноу-хау, а также управленческого опыта, что в свою очередь способствует укреплению и развитию малого и среднего предпринимательства.

Проблемы и перспективы малого бизнеса

Основные трудности малых и средних предприятий объясняются их неоднородностью. В большинстве случаев это просто семейный бизнес, нацеленный на различные торговые операции в районе проживания работников фирмы, или новый вид предпринимательства, рассчитанный на заполнение возникшей производственной ниши в рыночном пространстве. Это, как правило, деятельность, не типичная для малых и средних фирм. На этой основе могут быть выделены некоторые потенциальные преимущества и недостатки этого сектора предпринимательства.

Одно из основных преимуществ малых предприятий – их структурная организация и способность противостоять внешним обстоятельствам. Небольшое число работников, отсутствие бюрократической структуры, а также быстрая реорганизация производственного потенциала делают этот бизнес чрезвычайно устойчивым во время кризисов. Способность к быстрым и эффективным переменам в производственном аспекте, а также распределение бизнес-риска среди нескольких видов деятельности являются значительным фактором конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Финансирование малых и средних предприятий в Болгарии – одна из основных предпосылок будущего развития болгарской экономики и достижения экономического роста.

В настоящее время серьезную поддержку малому и среднему предпринимательству оказывают Государственное агентство поддержки малых и средних предприятий 1 , а также ряд неправительственных организаций, выполняющих функции работодателя, наиболее крупные из которых Болгарская хозяйственная палата и Болгарская торгово-промышленная палата. Деятельность этих институтов направлена на ознакомление малых и средних предприятий с возможностями по финансированию их бизнеса, а также информирование о критериях и условиях кредитования по конкретным национальным и международным программам или кредитным линиям, предоставленным Болгарии.

Малым и средним предприятиям оказывается консультативная и методическая помощь при подготовке бизнес-планов и таким образом облегчается их доступ к источникам финансирования. При этом бизнес-план должен отражать:

информационную карту МСП, которая должна содержать сведения об организационной структуре и юридическом статусе предприятия, структуре управления и персонала, отраслевой ориентации и рыночной позиции;

финансово-экономическую информацию о состоянии МСП, обоснованную данными об активах предприятия и их структуре, собственных и привлеченных средствах;

сущность и цели проекта, которые намечено достичь в ходе его реализации, и рыночная стратегия фирмы в долгосрочном плане;

оценку доходности проекта на базе эффективности собственных и привлеченных средств и кредитного ресурса, а также доказанную корректность и платежеспособность;

вклад проекта в развитие региональной или местной инфраструктуры и охрану окружающей среды;

возможности для трансферта и внедрения новых технологий.

Проекты малых и средних предприятий финансируются за счет средств по различным кредитным линиям, программам и источников, роль которых выполняет единственный государственный банк Болгарии – Банк поддержки предпринимательства, который учрежден в 1999 г. Основным акционером этого кредитного учреждения является государство, представленное Министерством финансов. В соответствии с принятым в сентябре 1999 г. Законом о малых и средних предприятиях банк кредитует только малые и средние предприятия. С этой целью он выдает инвестиционные кредиты действующим и вновь созданным или приватизированным фирмам и компаниям, которые нуждаются в среднесрочном или долгосрочном финансировании. Кредитные линии банка открываются для оплаты приобретенной земли и сооружений, машин, оборудования и транспортных средств; нематериальных активов в виде лицензий и патентов; развития импорта и других нужд. Кредиты банка обеспечивают до 75% стоимости инвестиционного проекта, а остальная часть должна быть оплачена за счет собственных средств предприятия. Кредиты предоставляются со сроком погашения от 1 до 7 лет, при этом выплата первого транша по займу может быть отодвинута на два года. Максимальный размер кредита – 500 тыс. евро, который может быть выдан как в болгарских левах, так и в евро или долларах США.

Банк осуществляет кредитную деятельность в тесном сотрудничестве с Агентством поддержки малых и средних предприятий, Торговой ассоциацией предпринимателей, региональными агентствами экономического развития и другими неправительственными организациями.

Для расширения возможностей по финансированию малых и средних предприятий, в том числе вновь созданных, должны быть приняты следующие меры:

необходимо создать внебанковские кредитные институты, союзы (общества) для взаимного кредитования, кредитные кассы взаимопомощи, предоставляющие кредиты на реализацию инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса;

сформировать действенный механизм государственных гарантий, обеспечивающий распределение риска между государством, кредитными организациями и МСП; апробация подобного механизма может быть осуществлена на отдельных пилотных проектах с последующим анализом их эффективности и подготовкой предложений о введении оправдавших себя моделей по всей стране;

предоставить преференциальные льготные проценты на кредиты, выдаваемые определенным субъектам малого и среднего бизнеса, работающим над инвестиционными проектами;

разработать и ввести в действие типовую схему финансовой аренды (лизинга) для МСП;

привлечь в МСП внебюджетные финансовые ресурсы;

создать организационно-правовые условия для развития в секторе МСП рискового (венчурного) финансирования инновационных проектов;

учредить систему специальных организаций (кредитных и рейтинговых агентств) для формирования и сохранения архива кредитных историй предприятий, включая малый и средний бизнес, упрощения процедуры доступа предпринимателей к кредитам торговых банков.

Государство может взять на вооружение и другие формы и методы финансовой поддержки и стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса. Так, например, государственный банк поддержки малого и среднего предпринимательства, ограничившись лишь выплатой налогов, но не дивидендов, мог бы чистую прибыль направлять на финансирование МСП. Существенную помощь в развитии в этом секторе наукоемких производств могут оказать целевые инвестиции, связанные с финансированием ноу-хау, внедрением высоких и информационных технологий.

По примеру Германии правительство Болгарии могло бы организовать консультационные фонды, через которые также могут выделяться средства малому и среднему предпринимательству.

В числе других организационных мер государство могло бы использовать:

прямое финансирование этих предприятий путем поддержки 50% необходимых инвестиций; одна половина этих средств может быть получена за счет снижения налоговых ставок, а другая восстановлена из фондов государства;

косвенное финансирование путем низких налоговых ставок и амортизационных отчислений;

бухгалтерский учет за счет введения льготных тарифов; потери государства от снижения ставок способны компенсировать средства консультационных фондов;

поддержку МСП путем выделения кредитов под более низкий процент, например под 5% годовых, со сроком погашения 10 лет, включающим начало возврата займа не менее чем через два года. В случае досрочного погашения долга проценты по обслуживанию кредита выплачиваются лишь за те годы, в течение которых предприятие пользовалось кредитом.

Серьезную помощь государство может оказать молодым людям, желающим заняться малым бизнесом. В частности, их следует поддержать в организации собственных фирм. Полезно также сформировать сеть бизнес-инкубаторов для малого и среднего предпринимательства, где начинающие бизнесмены могли бы получить необходимую консультацию по работе с банками, поиску и оформлению кредитов.

Государство должно также поощрять инвестиции, направляемые на охрану окружающей среды, в частности, снизить процентные ставки на кредиты, направляемые на очистку воды и воздуха, переработку отходов и т.д. Подобные же льготы должны быть предоставлены предприятиям, занятым научно-исследовательскими разработками, начиная от создания новых продуктов до их выхода на рынок. Нам представляется, что в этом случае кредиты должны выдаваться под 5% годовых и со сроком погашения 10 лет. Причем размер кредита может достигать 10 млн левов.

Важная роль принадлежит государству и в поддержке фирм, экспортирующих свои товары и услуги за рубеж. В этом случае малые и средние предприятия должны рассчитывать на гарантии правительства в организации экспорта, а также на помощь государственных институтов в получении необходимых консультаций и информации о странах, нуждающихся в их продуктах, а также о международных промышленных выставках и ярмарках.

Проведенный анализ значения малых и средних предприятий в развитии современной болгарской экономики дает основание выделить следующие важные тенденции и функции, выполняемые предприятиями этого сектора.

Первое. Малый и средний бизнес занимает существенное место в национальной экономике и имеет тенденцию к повышению своей роли в ряде макроэкономических показателей. В конце 2002 г. малые и средние предприятия составляли 99% общего количества предприятий, в этом секторе работает почти половина всех занятых работоспособных граждан, а сам он формирует около 50% доходов страны; в малом и среднем бизнесе совершается почти 50% болгарского товарооборота.

Второе. Предприятия малого и среднего бизнеса проявили себя как генераторы экономического роста. Заполняя рыночные ниши и удовлетворяя массовый потребительский спрос, они содействуют устойчивому развитию населенных пунктов. МСП оживляют экономику районов и населенных пунктов за счет введения в производственный процесс местных ресурсов. Они гибко и быстро приспосабливаются к меняющейся экономической среде и конъюнктуре рынка.

Третье. Малые и средние предприятия предоставляют услуги, облегчающие развитие бизнеса. Они могут с успехом выполнять роль поставщиков необходимых товаров, сырья и услуг для крупных предприятий и потребителей сегментированной продукции и услуг, благодаря чему могут не только участвовать в долговременных производственно-экономических связях крупных промышленных объединений, но и создавать собственные, характерные только для этого сектора хозяйственные сети.

Четвертое. МСП могут исполнять роль инкубатора при разработке и внедрении различных бизнес-идей для крупных предприятий, а при наличии необходимых средств и технологии превращаться в источник инновационных методов, поскольку обладают мобильностью и способностью быстро реагировать на перемены в спросе крупных предприятий.

Вышеперечисленное позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, насколько благоприятными и стимулирующими будут условия для функционирования МСП, настолько велики будут его вклад и ответственность за развитие отдельных отраслей индустрии, секторов и районов страны. Во-вторых, значение малых и средних предприятий и их структур в создании ВВП и добавочной стоимости будет определяться только величиной эффективности и рынков, в которые они будут включены. Определяющим фактором являются формирование и поддержка эффективных производственно-экономических связей, через которые их деятельность будет ориентирована на перспективных клиентов, потребительские группы и рынки, гарантирующие их развитие в условиях усиливающейся конкуренции как на внутреннем, так и внешнем рынках.

1 Государственное агентство поддержки малых и средних предприятий учреждено в соответствии с Законом о малых и средних предприятиях, принятым Народным собранием Республики Болгария в сентябре 1999 г.

Научная электронная библиотека

Омарова Н. Ю., Костусенко А. И.,

2.3. Проблемы и задачи повышения эффективности взаимодействия крупного и малого предпринимательства

История показывает, что все крупнейшие зарубежные корпорации превратились в такие из малых, а в настоящее время крупные предприятия в целях повышения адаптации, избавления от нерациональных затрат, уменьшения налоговых выплат все чаще создают вокруг себя малые формы хозяйствования.

Специфическими функциями малого предпринимательства, определяющими его экономические особенности, являются:

  • совпадение фундаментальных функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника;
  • отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственником и наемным персоналом;
  • способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории потребителей, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности.
  • лучшие возможности в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций.
  • меньшая стоимость создания рабочих мест;
  • содействие вовлечению в процесс общественного воспроизводства дополнительных трудовых ресурсов, практически не используемых другими группами работодателей;
  • сдерживание тенденции монополизации рынка крупными производителями.

На западе малое предпринимательство успешно взаимодействует с крупным бизнесом, рассматривающим его как стратегического партнера. Так, например, промышленные, торговые, строительные, транспортные, научно-технические и сервисные корпорации в настоящее время достаточно часто используют в своей деятельности франчайзинг, венчурное финансирование и лизинг [82, 87].

Под франчайзингом понимается специфическая форма продвижения на рынок продукции и услуг крупных компаний благодаря передаче малым предприятиям соответствующих технологий и прав на производство услуг под торговой маркой компании [87].

Под венчурным финансированием предполагается создание круп­ными компаниями малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов [88].

Лизинговая деятельность крупных промышленных и специализированных компаний, направленная на малое предпринимательство, осуществляется в форме передачи его субъектам соответствующего имущества (комплектного производственного оборудования, транспортных средств и т.п.) в аренду с правом или без права последующего выкупа.

Перечисленные выше направления взаимодействия с малым предпринимательством теоретически выгодны и крупному бизнесу. Однако для этого они должны стимулироваться государством.

Немаловажная роль в формировании российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса принадлежит способам и экономическим механизмам образования малых предприятий. Так треть малых предпринимательских структур образовывалась в результате непосредственного дробления крупных предприятий с одновременным перетеканием средств из государственного сектора экономики в частный.

Другая треть малых предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм при крупном предприятии, при этом одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно создавались для решения конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.

Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые впоследствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия этой группы были созданы в ходе приватизации (полной или частичной) государственной собственности. К этой группе относятся почти все предприятия розничной торговли, пищевой промышленности и другие небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции предприятия.

Ряд малых предпринимательских структур образовался в результате консолидации физических лиц. Это наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Тем не менее, вне зависимости от способов образования малых предпринимательских структур, их взаимоотношения с крупным производством являются многоаспектными, в том числе выходящими за рамки прямой профессиональной деятельности. Многие малые предприятия выполняли особые функции, становились для крупных предприятий структурами «карманными», позволяющими лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода.

Используя дочерние малые фирмы как собственные «карманные» структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капитала с использованием экономических механизмов трансфертных цен, скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия. Накопленные малыми фирмами капиталы рассматривались как финансовые источники будущего развития не только малого, но и крупного производства, отложенного до «потепления» российского инвестиционного климата.

Многие из описанных экономических механизмов взаимодействия малого и крупного бизнеса в той или иной форме имеются и на Западе. Так, удобство использования «карманных» фирм для проведения финансовых манипуляций уже давно и по достоинству оценено западными бизнесменами. Отличие российской «второй экономики» от западной состоит в следующем:

  • источником финансовых средств в России, как правило, является государственный сектор;
  • несовершенство законодательства оставляет много «ниш» для действия объектов «второй экономики», соответственно масштабы такой деятельности несколько иные;
  • для многих предприятий и даже для целых отраслей это выбор стратегии выживания в сложных условиях переходного периода, таким образом, уровень решаемых задач принципиально иной;
  • происходит накопление малыми предприятиями капитала для развития производства в посткризисный период [91, 94].

Второй период взаимодействия малых и крупных предприятий связан с передачей во внешнее управление ряда бизнес функций, с использованием так называемого аутсорсинга. В это время возникают разнообразные формы совместного функционирования малых и крупных структур, что в целом соответствует более зрелым этапам развития российского предпринимательства.

Одним из обстоятельств, тормозящим развитие малого и среднего предпринимательства, снижающим его эффективность, является спад производства в сфере крупного предпринимательства. Мировой опыт предпринимательства доказывает, что крупный бизнес играет важную и определяющую роль в экономике страны и в формировании высоких стандартов жизни. Без него не могут существовать малые предприятия, получающие сырье, комплектующие изделия и готовую продукцию для реализации. С одной стороны ,крупные корпорации создают условия для функционирования малого бизнеса, а с другой, зависят от мелких, т.к. не могут организовать масштабное производство и реализацию своих товаров и услуг без участия мелких и средних фирм.

Исследования Д. Берджеса и Д. Штайнхоффа показывают, что крупная производственная компания поддерживается примерно 500 мелкими поставщиками и 3000 различными торговцами. Крупные компании взаимосвязаны благодаря мелким компаниям и тем самым активно способствуют успеху и развитию мелких фирм [104].

И малый и крупный бизнес являются неотъемлемыми и составными частями единого экономического механизма, а наличие определенной специфики делает их взаимосвязанными, нацеленными на получение сбалансированного экономического роста.

Крупные российские предприятия базовых отраслей, оказавшись вне государственного регулирующего воздействия, резко сократили или даже приостановили производство продукции, ухудшив тем самым среду функционирования малого бизнеса. Российское крупное производство противопоставлялось малому вопреки общепринятой мировой практике, рассматривающей эти структуры как взаимосвязанные звенья общественного производства. В результате такого подхода мелкое предпринимательство оказалось отсеченным от реального сектора экономики [83].

В России нельзя не учитывать того факта, что в силу многих причин основной формой производства являются крупные структуры, представляющие сложные народнохозяйственные комплексы. Целесообразность их разукрупнения должна быть всесторонне взвешена и оправдана. Решение об их дроблении и образовании вместо них мелких организационных форм предпринимательской деятельности во имя так называемого создания конкурентной среды не может быть оправдано. Так, многие крупные промышленные гиганты представляют собой не только единый технологический комплекс, но и являются градообразующими структурами, и поэтому их разрушение будет иметь отрицательные социальные последствия.

Поэтому в мировой практике в настоящее время имеет место позиция разумного сочетания мелкого и крупного производства. Мелкие и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органически входят в состав крупных корпораций. Причем крупный бизнес зачастую сам инициирует образование мелких фирм, особенно инновационных. Такие шаги поощряются государством путем льготного налогообложения капитала, вкладываемого крупными фирмами в развитие малых предпринимательских структур.

Еще одним негативным обстоятельством во взаимодействии малого и среднего бизнеса с крупными является то, что зачастую последние, владея недвижимостью, паразитируют на малых предприятиях, сдавая им площади в аренду по завышенным ставкам оплаты.

В работе выделены и классифицированы основные проблемы взаимодействия предпринимательства в новых условиях.

Это проблемы производственного характера; крупных и внутренних малых структур; крупных и внешних малых структур; проблемы, встречающиеся в правовой и финансово-кредитной сфере; во взаимодействии с властными структурами; а также возникающие в рыночной среде (рис. 6).

Рис. 6 Классификация основных проблем взаимодействия крупных и малых предпринимательских структур в новых условиях

Таким образом, данная классификация выделяет основные проблемы, характерные для предпринимательских структур, решение которых следует учесть при разработке стратегии их взаимодействия на долгосрочную перспективу.

В своем исследовании мы придерживаемся мнения о целесообразности формирования региональных и межрегиональных связей предприятий малого бизнеса, основанных на взаимодействии крупных, средних и малых предприятий регионов. Для развития малых предприятий в сфере производства следует привлекать их к реализации приоритетных задач социально-экономического развития регионов и высокоэффективных проектов в области передовых технологий, требующих небольших материальных и финансовых ресурсов и окупающихся в течение одного-двух лет. Важным стимулом в этом случае могут стать гарантийные фонды, создаваемые в рамках региональных фондов поддержки малого предпринимательства для финансирования инвестиционных проектов.

На уровне субъектов Российской Федерации для эффективного использования экономических, политических, социальных и других преимуществ от взаимодействия крупных и малых предпринимательских структур в исследовании предложено разработать и осуществить ряд мер, включающих в себя:

  • реализацию региональной промышленной политики в области поддержки интеграции крупных и малых предпринимательских структур;
  • разработку законодательных актов и целевых программ, способствующих стимулированию крупного бизнеса к взаимодействию с малыми предпринимательскими структурами;
  • создание промышленных, туристских, научных, образовательных и других кластеров, центром которых являются крупные сетевые организации;
  • развитие региональных информационных баз потребностей и слабых мест крупных предпринимательских структур;
  • привлечение малых фирм к выполнению государственных и муниципальных заказов;
  • поддержку реализации проектов взаимодействия крупных и малых предприятий на уровне субъектов Российской Федерации.

Проведенные нами в исследования показали, что, несмотря на актуальность изучения вопросов взаимодействия, взаимоотношения между малым и крупным предпринимательством носят достаточно стихийный характер. Данный вывод основывается на высокой степени неопределенности и информационной непрозрачности деятельности субъектов, не позволяющей крупному бизнесу рассчитывать на долговременные и взаимовыгодные отношения с малым предпринимательством. И в этой связи актуальной становится задача модификации механизма взаимодействия субъектов бизнеса и форм его реализации.

Механизм взаимодействия крупных и малых предпринимательских структур обеспечивает реализацию особой системы экономических отношений и взаимовыгодного партнерств, состоящей из трех основных блоков: государства, крупного бизнеса, малого предпринимательства.

В качестве субъекта механизма взаимодействия малого и крупного бизнеса в работе являются крупные и малые предпринимательских структуры различных организационно-правовых форм, государственные организации и органы власти, обеспечивающие реализацию механизма, а также общество, нацеленное на социальную ориентированность во взаимодействии малого и крупного бизнеса.

К объекту механизма взаимодействия крупного и малого бизнеса в исследовании отнесены процессы развития предпринимательства в целом.

Методами и инструментами механизма взаимодействия выступают меры по разработке, внедрению, контролю и поддержке механизма взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Определение основных элементов взаимодействия предпринимательских и властных структур является необходимым условием формирования механизма взаимодействия, эффективное функционирование которого зависит от степени заинтересованности предпринимательских структур и государственных органов в гармонизации отношений и стремлении создать атмосферу доверия на основе взаимоуважения. В основе реализации механизма взаимодействия предпринимательских структур и государства лежат идеи приближения государственных органов к реальным условиям функционирования предприятий и формирование сознания предпринимательских структур о необходимости решения общественных проблем.

Эффективность механизма взаимодействия зависит от того, насколько предпринимательские структуры, органы власти, инфраструктура образования и другие субъекты взаимодействия подготовлены к интеграции действий для достижения экономического роста, насколько они заинтересованы в формировании атмосферы доверия. Наличие плана стратегического развития региона, на территории которого взаимодействуют предпринимательские структуры, повышает устойчивость экономической системы, способствует внедрению институциональных механизмов взаимодействия [7].

Таким образом, механизм взаимодействия представляет собой конкретные формы производственных отношений, складывающихся между властью, обществом и предпринимательством как основной движущей силой рыночного хозяйства в процессе функционирования и развития национальной экономики, обеспечивает программно-целевое и функционально-отраслевое управление народным хозяйством.

Целью формирования механизма взаимодействия предпринимательских структур на различных уровнях является обеспечение интересов структурных элементов экономической системы.