Материальная помощь отчисления пфр

Материальная помощь: облагается страховыми взносами или нет

Актуально на: 5 июля 2016 г.

Организация-работодатель выплачивает работнику материальную помощь в рамках трудовых отношений с ним. В связи с этим ответ на вопрос – материальная помощь облагается страховыми взносами или нет, – кажется очевидным: да, облагается. Ведь выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физлиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, являются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ ). Но всегда ли с суммы материальной помощи страховые взносы должны быть начислены? В определенных случаях нет. Их мы и рассмотрим.

Отметим, что здесь и далее под страховыми взносами подразумеваются взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС, включая взносы «на травматизм».

Когда и как мат помощь облагается страховыми взносами

Сначала разберемся, с какой суммы начисляются страховые взносы на материальную помощь в общем случае. То есть независимо от наступления конкретных событий и обстоятельств в жизни работника. Так вот, не подлежит обложению страховыми взносами суммы матпомощи в пределах 4000 рублей на одного работника в год (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ , пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ ). Соответственно, с суммы превышения взносы необходимо начислить.

Кроме того, не облагается материальная помощь страховыми взносами, если она выплачена (пп. 3 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ ):

  • работнику в связи со смертью члена его семьи. В этом случае взносы не начисляются независимо от суммы матпомощи (пп. «б» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ ). Членами семьи работника признаются: супруг / супруга, родители и дети, в том числе усыновленные (ст. 2 СК РФ, Письмо Минтруда России от 09.11.2015 № 17-3/В-538 ). Иными словами, если работнику выплатили матпомощь в связи со смертью брата, сестры, бабушки, дедушки или другого родственника, то с суммы, превышающей 4000 руб., надо будет начислить взносы;
  • работникам-родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка. При этом помощь должна быть выплачена в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка в сумме не более 50 000 руб. на каждого ребенка (пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ ) и на каждого родителя (Письмо Минтруда России от 27.10.2015 № 17-3/В-521 ). С суммы, превышающей указанный предел, взносы начисляются в общем порядке (Письма Минтруда России от 01.02.2016 № 17-4/В-37 );
  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным происшествием, в том числе пострадавшим от терактов на территории РФ, для возмещения материального ущерба, а также вреда их здоровью (пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Как видим, ответ на вопрос, облагается ли взносами материальная помощь, зависит от двух аспектов: по какой причине она выплачивается и в какой сумме.

Материальная помощь отчисления пфр

Пенсионный фонд и материальная помощь

ВОПРОС: Начисляется ли сбор в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования на материальную помощь, которую выплачивает наше предприятие своим работникам?

ОТВЕТ: Отвечая на этот вопрос, необходимо разделить его на две части:

1) начисляется ли на материальную помощь сбор в Пенсионный фонд;

2) начисляется ли на материальную помощь сбор в Фонд социального страхования.

Пенсионный фонд. Согласно Закону Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. N 400/97-ВР объектом обложения сбором в Пенсионный фонд являются фактические затраты на оплату труда работников (в т.ч. затраты на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат). Не начисляется сбор в Пенсионный фонд на выплаты, которые не учитываются при определении базы начисления страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан», согласно которому не будет начисляться пенсионный сбор на суммы материальной помощи в двух случаях:

1. При выплате материальной помощи как в денежной, так и в натуральной форме независимо от ее размера, которая предоставляется на основании решений Правительства Украины местными органами государственной исполнительной власти, профсоюзами, Фондом социального страхования, благотворительными фондами и иностранными государствами.

2. При выплате материальной помощи (включая стоимость призов и подарков), которая предоставляется в других случаях, в границах 12 минимальных размеров заработной платы (74 грн.) в год включительно. Таким образом, если предприятие выплачивает (в т.ч. и за счет собственных средств) работникам материальную помощь, но эта помощь выплачивается не на основании решений правительства, то на сумму помощи, на каждого работника, которая превышает в год 888 грн. (74 грн. х 12), необходимо осуществить начисления в Пенсионный фонд в размере 32%.

Фонд социального страхования. Согласно Закону Украины «О сборе на обязательное социальное страхование» от 26.06.97 г. N 402/97-ВР сбор на обязательное социальное страхование начисляется на фактические затраты по оплате труда работников, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан. К этим затратам не относятся, в частности, затраты, которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы для начисления пенсий. «Перечень видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, и которые не учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы для начисления пенсий» был утвержден постановлением КМУ от 18.05.98 г. N 697. Таким образом, сбор на обязательное социальное страхование не будет начисляться только на такие виды помощи:

1. Помощь, которая выплачивается за счет предприятия молодым специалистам во время отпуска по окончании высшего или профессионально-технического учебного заведения.

2. Помощь семьям с детьми, которая выплачивается в соответствии с Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми».

3. Разные виды помощи по социальному страхованию (кроме помощи по временной нетрудоспособности), которая выплачивается за счет средств Фонда социального страхования.

Любая другая помощь, в т.ч. материальная помощь, которая выплачивается за счет предприятия его работникам, подлежит обложению сбором на обязательное социальное страхование в размере 5,5% (в т.ч. 1,5% на обязательное социальное страхование на случай безработицы).

Выплата материальной помощи и ее налогообложение

Работникам учреждения, студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть оказана материальная помощь. Ее выплату также производят при рождении ребенка, уходе в отпуск, регистрации брака и в других случаях. Перечень оснований для выплаты материальной помощи, порядок ее выплаты и размеры должны быть предусмотрены внутренними локальными документами. В статье рассмотрим порядок выплаты материальной помощи. Кроме того, разберемся, возникает ли у учреждения обязанность по удержанию из этой выплаты НДФЛ, начислению страховых взносов и нужно ли учитывать сумму материальной помощи при исчислении налога на прибыль.

Как было указано выше, выплата материальной помощи должна быть регламентирована внутренними актами, например, коллективным договором, положением об оплате труда.

Работник учреждения (студент, бывший работник или родственник), претендующий на получение материальной помощи, должен обратиться к работодателю с письменным заявлением с указанием в нем причин, побудивших его обратиться за материальной помощью, и приложить в необходимых случаях документы, подтверждающие указанную в заявлении причину (копии свидетельств о рождении, браке, смерти и др.).

Решение о выплате работнику (студенту) материальной помощи принимает руководитель учреждения. Принятое им решение об оказании материальной помощи оформляется приказом.

Источником выплаты материальной помощи в государственном (муниципальном) учреждении могут быть как средства бюджета, субсидий, так и средства, полученные от приносящей доход деятельности.

На оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете (п. 32 Типового положения [1] ).

Материальная помощь, налоги и страховые взносы

Рассмотрим, являются ли суммы материальной помощи объектами обложения НДФЛ, страховыми взносами во внебюджетные фонды, учитываются ли они при исчислении налога на прибыль.

Налог на доходы физических лиц. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, из п. 1 ст. 210 которой следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Если из дохода работника по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

В то же время в ст. 217 НК РФ приведен перечень видов доходов, не облагаемых НДФЛ. Так, согласно п. 8 этой статьи не облагаются данным налогом суммы единовременных выплат в виде материальной помощи, производимых:

  • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты;
  • членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
  • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплаты;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Кроме того, не являются объектом обложения НДФЛ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в сумме, не превышающей 4 000 руб. в течение налогового периода (п. 28 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при выплате материальной помощи по иным основаниям, а также с сумм превышения установленных выше размеров нужно производить исчисление и удержание НДФЛ.

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, облагается НДФЛ на полном основании. Как указано в письмах ФНС РФ от 06.04.2011 № КЕ-4-3/[email protected] «О налоге на доходы физических лиц», Минфина РФ от 26.04.2011 № 03-04-05/3-301, оснований для освобождения от обложения НДФЛ такой материальной помощи в ст. 217 НК РФ не содержится.

Согласно ст. 230 НК РФ учреждения обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, разработанных учреждением самостоятельно. Кроме того, учреждения, используя данные учета, обязаны также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2‑НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», приведенной в приложении 1 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7-3/[email protected] [2] .

В разделе 3 «Доходы, облагаемые налогом по ставке __%» этой формы указываются сведения о доходах, полученных физическими лицами в денежной и натуральной форме, по месяцам налогового периода, в том числе суммы материальной помощи, выданной учреждением работникам (бывшим работникам или родственникам).

Страховые взносы во внебюджетные фонды. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ)).

В статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, в частности:

а) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой (пп. 3 п. 1):

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

б) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ст. 9).

Материальная помощь нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выдаваемая за счет средств стипендиального фонда, не облагается страховыми взносами, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из положений ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ) объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

В статье 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ перечислены выплаты материальной помощи, выдаваемой по тем же основаниям, что указаны в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, которые не облагаются страховыми взносами.

Таким образом, на материальную помощь, выдаваемую работникам по иным основаниям, и на превышение указанных сумм будут начисляться страховые взносы на травматизм.

На материальную помощь, выдаваемую нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, за счет средств стипендиального фонда, не начисляются страховые взносы, так как ее выплата осуществляется не в рамках трудовых отношений с учреждением.

Налог на прибыль. Пунктом 23 ст. 270 НК РФ определено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

Однако в письмах от 03.07.2012 № 03-03-06/1/330, от 15.05.2012 № 03-03-10/47 Минфин привел разъяснения по поводу применения положений этого пункта к единовременным выплатам работникам при предоставлении им ежегодного отпуска. По мнению финансового ведомства, такие выплаты, если они предусмотрены коллективным договором и зависят от размера заработной платы (начисляются в процентах к окладу) и соблюдения трудовой дисциплины, то есть связаны с выполнением работником его трудовой функции, являются элементом системы оплаты труда и не признаются материальной помощью по смыслу ст. 270 НК РФ.

При этом он руководствовался ст. 255 НК РФ, согласно которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Такой же вывод прозвучал в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № ВАС-4350/10. В нем указано, что к материальной помощи, не учитываемой в составе расходов согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание.

Учитывая вышеизложенное, единовременные выплаты работникам учреждения, производимые к отпуску (если они связаны с выполнением трудовых функций), могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ, вместе с тем сумма выплаты материальной помощи, производимая по основаниям, не связанным с выполнением трудовой функции, не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н, следует, что расходы на выплату материальной помощи относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В бухгалтерском учете для учета расчетов по выплате материальной помощи используется счет 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» (п. 256 Инструкции № 157н [3] ).

Следует обратить внимание, что суммы материальной помощи не формируют себестоимость товаров (работ, услуг), поэтому эти суммы нужно относить на счет 0 401 20 211 «Расходы по заработной плате».

В таблице приведем корреспонденцию счетов, которой отражается в бухгалтерском учете начисление и выдача материальной помощи:

Материальная помощь. Страховые взносы. Налогообложение материальной помощи

Каждый год сталкиваемся с одним и тем же вопросом – это налогообложение материальной помощи. Первое, что следует отметить – это то, что налогообложение материальной помощи зависит от вида такой помощи. Рассмотрим более подробно какие виды материальной помощи бывают и в какие фонды надо заплатить. Пенсионный фонд Украины

Страховые взносы в Пенсионный фонд Украины регламентируются Законом Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.

Согласно статьи 19 Закона объектом для начисления страховых взносов для работодателей являются суммы фактических расходов на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины “Об оплате труда”, выплата вознаграждений физическим лицам за выполнение работ (услуг) по соглашениям гражданско-правового характера, подлежащих обложению налогом с доходов физических лиц, а также суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности.

То есть, чтобы объектом начисления страховых взносов в пенсионный фонд являются выплаты, которые:
1. Выплаты относятся к фонду оплаты труда (основной, дополнительной заработной платы и другие поощрительные выплаты), а также суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности;
2. Подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.

Выплаты должны подпадать под 2 условия одновременно. Если одно из условий не выполняется, то отчисления в Пенсионный фонд не производятся.

Что касается материальной помощи.

Фонд заработной платы регламентирован Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики от 13 января 2004 года № 5.
В подпункте 2.3.3 Инструкции по статистике заработной платы указано, что материальная помощь, имеющая систематический характер, предоставленная всем или большинству работников, в размерах, предусмотренных нормативно-правовыми актами, или определенная в коллективном договоре предприятия, предоставляемая работникам как при условии подачи заявления, так и без него (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в п. 3.31), входит в состав фонда оплаты труда и является объектом для начисления страховых взносов.
Согласно пункту 3.31 Инструкции по статистике заработной платы материальная помощь разового характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, а именно помощь, которая была предоставлена в непредвиденных (экстренных) случаях, когда необходимость ее получения возникла внезапно, при условии подачи заявления, а ее размер определялся администрацией предприятия, не относится к фонду оплаты труда.

Таким образом, материальная помощь разового характера, которая относится к п.3.31 Инструкции не является объектом для начисления (33,2%) и удержания (2%) страховых взносов в Пенсионный фонд Украины.

Такое мнение высказано в письме Пенсионного фонда Украины от 25.02.2010 № 3285/03-30.

Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности.

Страховые взносы в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности регулируется Законами Украины от 18.01.2001 № 2240 “Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением” и от 11.01.2001 № 2213 “О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования”.

Согласно статьи 1 Закона № 2213 страховые взносы в Фонд начисляются и удерживаются из сумм фактических расходов на выплату основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины от 24.03.95 № 108/95 “Об оплате труда”, и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.
Статья 2 Закона № 108/95 определяет структуру заработной платы.

Указано, что заработная плата состоит из основной, дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат, к которым относится и материальная помощь, имеющая систематический характер или выплачиваемая большинству работников.
То есть, материальная помощь, которая имеет систематический характер (выплачивается работнику два и более раз в год) либо предоставляется всем или большинству работников (более 50% работников по штатному расписанию), включается в состав фонда оплаты труда.

Так, такие выплаты материальной помощи являются объектом для начисления и удержания страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением.
Материальная помощь разового характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, согласно пункту 3.31 Инструкции по статистике заработной платы не включается в состав фонда оплаты труда, и страховые взносы в Фонд на такие выплаты не начисляются.
Такое мнение высказано в Письме Исполнительной дирекции фонда социального страхования по временной утрате нетрудоспособности от 22.02.2010 № 02-24-354.

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины

Страховые взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины регулируются Законом Украины от 23.09.99 № 1105-XIV “Об общегосударственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, приведших к утрате трудоспособности”.

Согласно статьи 47 Закона № 1105-XIV размеры страховых взносов страхователей исчисляются для работодателей – в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, на другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины “Об оплате труда”, подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц.

Так же, как и в других фондах, выплаты, включаемые в фонд оплаты труда регулируются Инструкцией по статистике заработной платы.
Подпунктом 3.31 пункта 3 Инструкции по заработной плате определены виды материальной помощи, не входящие в фонд оплаты труда и имеющие разовый характер с целевой направленностью, это – материальная помощь в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение.
Таким образом, разовая материальная помощь, виды которой определены подпунктом 3.31, не может предоставляться большинству работников предприятия с учетом ее индивидуальной целевой направленности.
Материальные помощь, которая определена подпунктом 2.3.3 Инструкции по статистики заработной платы, относятся к фонду оплаты труда и являются объектом для начисления взносов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По этому поводу написано в Письме Исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 23.02.2010 № 108-07-2.

Таким образом, видно, что материальная помощь разового характера, которая относится к п.2.3.3 Инструкции по статистики заработной платы не является объектом для начисления и удержания страховых взносов в Фонды социального страхования.

Материальная помощь отчисления пфр

Документ : К вопросу о взносах на государственное социальное страхование с сумм материальной помощи

К вопросу о взносах на государственное
социальное страхование с сумм материальной помощи

Сразу оговоримся, что вопрос о порядке начисления предприятиями страховых взносов на суммы материальной помощи своим работникам с недавнего времени утратил свое практическое значение. Отныне оказывать материальную помощь, даже в сумме 12 необлагаемых минимумов доходов граждан в год, стало для предприятий невыгодным. Проще выплатить «материальную помощь» как заработную плату, сэкономив при этом значительную часть средств. Связано это с тем, что на суммы материальной помощи (без вычета 12 необлагаемых минимумов доходов граждан) начисляются в полном объеме взносы в Пенсионный фонд. Указание об этом содержалось в письме Пенсионного фонда от 28.05.1996 г. N 04/1148. Письмо было неоднозначно воспринято и вызвало волну эмоциональных статей в прессе. Связано это с тем, что его содержание противоречило действовавшей «Инструкции о порядке начисления и уплаты страховых взносов предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств», утвержденной Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 10.06,1994 г. N 5-5, п.п.23,2. которой освобождал суммы материальной помощи, необлагаемые налогом, от взносов в Пенсионный фонд. Конечно, законность распространения взносов на социальное страхование на новый объект весьма сомнительна, тем более, что письмо Пенсионного фонда не является нормативным документом и не было зарегистрировано в Министерстве юстиции. Но назвать такие действия Пенсионного фонда безосновательными также нельзя, поскольку они основываются на действующем законодательстве. Хоть инструкция и нормативный документ, но все же она — акт подзаконный, основывающийся на Постановлении Верховного Совета. Но, безусловно, следуя той логике, что инструкция — не пустой придаток к закону, необходимо было внести в нее изменения.

Объектами отчислений на социальное страхование Постановлением Верховного Совета Украины от 17.06.1993 г. «О порядке введения в действие Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О пенсионном обеспечении» определены фонд оплаты труда и выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан (кроме вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, а также выплат в соответствии с перечнем видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий, утверждаемого Кабинетом Министров Украины). Фонд оплаты труда на момент утверждения Инструкции Пенсионного фонда от 10.06.1994 г. N 5-5 определялся в общих чертах на основании норм Декрета Кабинета Министров Украины от 31.12.1992 г. «Об оплате труда». Как оплату труда Декрет рассматривал только основную и дополнительную заработную плату. Соответственно, и «Инструкция о составе средств, направленных на потребление», утвержденная Приказом Министерства статистики от 27.06.1994 г. N 150, которая содержала перечень конкретных выплат, относившихся к расходам на оплату труда и использовалась для расчета отчислений в Пенсионный фонд, четко различала расходы на оплату труда и денежные выплаты и поощрения (в т. ч. расходы предприятий по предоставлению материальной помощи, трудовых и социальных льгот работникам). Поскольку материальная помощь не относилась к оплате труда и не включалась в совокупный налогооблагаемый доход, на ее сумму не начислялись взносы на социальное страхование. Положение изменилось с принятием 24.03.1995 г. Закона Украины «Об оплате труда» (на смену Декрета Кабмина). Новый закон включил в структуру заработной платы кроме основной и дополнительной заработной платы также и » другие поощрительные и компенсационные выплаты » к которым отнес выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства, или которые осуществляются сверх установленные указанными актами нормы. Что скрывается под » другими выплатами » и что означает » предусмотрены » сказать трудно. Положительно, данные вопросы — сфера профессионального толкования. Только вот решаются они должностными лицами различных ведомств по — разному. «Инструкция по статистике заработной платы», утвержденная Приказом Минстата от 11.12. 1995 г. N 323, разработанная на основании Закона Украины «Об оплате труда», и которая используется теперь для начисления взносов на социальное страхование, к разряду других поощрительных и компенсационных выплат отнесла также и материальную помощь (вообще любую). Необходимо отметить, что в новой «Инструкции о порядке начисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, а также учета поступления и расходования его средств», утвержденной Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 06.09.1996 г. N 11-1 суммы материальной помощи исключены из выплат, на которые не начисляются страховые взносы. Позиция же фонда социального страхования по данному вопросу прямо противоположна таковой Пенсионного фонда, хотя объект отчислений в оба фонда один и тот же. Напомним, что согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 28.12.1995 г. N 1055 «О распределении отчислений на социальное страхование в 1996 г.» (право устанавливать порядок такого распределения предоставлено Кабинету Министров Постановлением Верховного Совета от 06,12.1991 г, «О порядке введения в действие Закона Украины «О пенсионном обеспечении») плательщики взносов на государственное социальное страхование направляют из общей суммы страховых взносов : в Пенсионный фонд — 88%, в Фонд социального страхования — 12%. В отличие от Пенсионного фонда, Фонд социального страхования твердо придерживается мнения, что необлагаемая сумма материальной помощи свободна от начисления взносов. Так что взносы на социальное страхование фактически производятся в размере 32,56% (только в Пенсионный фонд), а не 37%.

Все сказанное ни в коей мере не может относиться к материальной помощи, оказываемой профсоюзами. На суммы 12 необлагаемых минимумов в год начислений на социальное страхование нет (подоходным налогом они не облагаются, с оплатой труда ничего общего не имеют). Добавим также, что суммы материальной помощи включаются в среднемесячный заработок для расчета пенсий, в который согласно ст. 66 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» входят все виды оплаты труда, с которых производятся отчисления на социальное страхование, кроме выплат одноразового характера, не обусловленных действующей системой оплаты труда (компенсация за неиспользованный отпуск и др.), перечень которых утверждается Кабинетом Министров. Имеется в виду Постановление Кабинета Министров от 12.10.1992 г. N 583 с перечнем видов оплаты труда и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий. До 02.06.1993 г. данное Постановление содержало также пункт 3 — «разные виды денежной помощи, выдаваемой как материальная помощь», исключенный Постановлением N 398.

Таким образом, предприятия лишний раз стимулируются к поиску порядка выплаты заработной платы, не столь накладного, как это предлагается законодательством. Впору вспомнить о возможности выплачивать заработную плату под видом выплаты дивидендов. Даже учитывая, что такая выплата запрещена Постановлением Верховного Совета Украины от 24.05.1996 г. N 214/96, установившим, что выплата дивидендов производится один раз в год, многие предприятия благополучно обходят этот запрет. Ведь предоставление ссуд своим работникам никто не запрещал, а погашать их можно и раз в год.

Материальная помощь: отчисления во внебюджетные социальные фонды

ПРАВОВЫЕ ДИАЛОГИ БРАТЧИКОВА Нина Васильевна — аспирантка Московской государственной юридической академии.

Выплата заработной платы под видом материальной помощи стала одним из самых распространенных способов занижения страховых взносов (платежей) во внебюджетные социальные фонды. В настоящее время участились случаи использования материальной помощи не в качестве единовременных выплат, а по решению руководства организаций большинству или всем работникам. В этих случаях единовременный характер выплат утрачивает силу и они, по сути, являются скрытой формой оплаты труда. Поэтому, если материальная помощь начислена в целях расчетов по оплате труда, а выплаты носят системный характер, то подобная материальная помощь не носит индивидуального характера и фактически является доплатой к заработной плате.

По общему правилу, объектом начисления страховых взносов являются все виды выплат (вознаграждений) за работу или службу в пользу работника либо доходы в денежном или натуральном выражении независимо от источника финансирования, связанных с его извлечением.

К выплатам в пользу работника относятся все выплаты, начисленные ему, а не только выплаты, носящие характер оплаты труда.

Нормативными документами, определяющими виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы во внебюджетные социальные фонды, в настоящее время являются:

1. По Пенсионному фонду — Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, утвержденный Постановлением Правительства от 07.05.97 N 546 с разъяснениями по его применению, согласованными с Министерством труда и социального развития, а также Письмо ГНС РФ от 01.10.97 N КУ-6-19/701 «О порядке исчисления страховых взносов в государе гвенные внебюджетные социальные фонды».

2. По фондам обязательного медицинского страхования и Государственному фонду занятости населения РФ — п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденное Постановлением Правительства от 11.10.93 N 1018.

3. По фонду социального страхования — Перечень видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, и которые не начисляются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 358/ 16-28 «Об утверждении Перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы, и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию». Рассмотрим действующее законодательство, определяющее порядок образования совокупного дохода физических лиц для целей налогообложения и уплаты страховых взносов в каждый из внебюджетных фондов по выплатам материальной помощи.

В п. 10 Разъяснений по применению Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд, указывается, что страховые взносы в этот фонд должны начисляться не только на выплаты, относящиеся к оплате труда, но также на другие выплаты, к числу которых, в частности, относятся:

— суммы материальной помощи, кроме видов материальной помощи, предусмотренных п. 7 и 8 Перечня, выплачиваемые профкомитетом неосвобожденным председателям, заместителям председателя и членам профкома;

— суммы материальной помощи работникам, за исключением видов материальной помощи, предусмотренных п. 7 и 8 Перечня;

— суммы, начисленные работнику по представлению ему и членам его семьи соответствующих услуг, в том числе по оплате экскурсий, путешествий, стационарного и амбулаторного обслуживания в медицинских учреждениях, санаторно-курортного лечения, стоимости путевок в дома отдыха и другие.

Таким образом, согласно п. 7 и 8 Перечня, страховые взносы не начисляются на:

— материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ:

— материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или близких ею родственников.

Кроме того, страховые взносы нс уплачиваются с выплат материальной помощи, оказываемой благотворительными организациями и благотворительными фондами, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Перечень не предусматривает понятие «неработодатель». Однако после вступления его в силу сохранен порядок, при котором страховые взносы также не начисляются на выплаты материальной помощи профкомитетами членам профсоюза за счет членских профсоюзных взносов.

В тех случаях, если финансирование каких-либо выплат, производимых профсоюзными комитетами, в том числе на приобретение путевок, расходы на культурно-массовые, физкультурные, спортивные, оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и членов их семей и т.д., осуществлялось частично за счет средств работодателя, страховые взносы начисляются пропорционально доле средств работодателя в бюджете профкома. В п. 9 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование не включена материальная помощь как выплата, на которую не начисляются страховые взносы в фонды ОМС. Однако последний абзац данного пункта освобождает от уплаты взносов и «другие выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер».

Согласно п. 15 Методических рекомендаций по проведению документальной проверки плательщика по полноте, правильности и своевременности внесения страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования, утвержденных Письмом Федерального фонда ОМС от 10.01.97 N 86/23, под выплатами, носящими единовременный либо компенсационный характер, понимаются расходы работодателя по выплате материальной помощи, предоставленной по индивидуальному заявлению отдельных работников в связи с личными (семейными), стихийными или прочими непредвиденными чрезвычайными обстоятельствами. Поэтому в каждом конкретном случае, в соответствии с разделом III указанных рекомендаций, проверяется правильность оформления материальной помощи. Если материальная помощь выплачивается регулярно одной и той же группе лиц и ее размеры связаны с трудовым вкладом работников, то есть размер материальной помощи определяется окладом или процентами от него, либо отсутствует заявление работника о предоставлении данной помощи, либо в приказе о выплате материальной помощи она увязывается с результатами труда, то соответственно материальная помощь признается премиальной выплатой и на нее начисляются страховые взносы.

Таким образом, на выплаты материальной помощи, носящие единовременный характер, нс связанные с выполнением трудовых обязанностей, выданные на основании заявления работника с указанием причин и оформленного приказа руководителя организации, страховые взносы в фонды ОМС, в соответствии с п. 9 упомянутой Инструкции, не начисляются.

При этом, несмотря на рекомендательный характер Методических рекомендаций, они обязательны для применения территориальными фондами ОМС при осуществлении ими контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов. По общему правилу, страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются на выплаты, носящие компенсационный характер и не включаемые в заработок для исчисления пенсий и пособий по социальному страхованию.

Письмом Министерства труда от 04.12.96 N 202-13 по вопросам начисления страховых взносов в ФСС на материальную помощь уточнено, что, в соответствии с п. 3 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.09.90 N 35К/16-28, на различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи, страховые взносы в ФСС не начисляются.

При исчислении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию учитываются те виды премий, которые предусмотрены действующими системами оплаты труда на данном предприятии независимо от периодичности их выплаты.

Предусмотренной системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые установлены и выплачиваются на основании соответствующих нормативных актов, а также положением о премировании, применяемых предприятиями и рамках коллективного договора, трудового соглашения или контракта.

В отличие от других внебюджетных социальных фондов утвержденный перечет, выплат, на которые не начисляются страховые взносы и Государственный фонд занятости, в настоящее время огсутствует.

Но поскольку Указом Президента от 18.08.96 контроль за уплатой страховых взносов с 1 января 1997 г. возложен на ГНС РФ, то для определения выплат, на которые не начисляются страховые износы в Фонд занятости населения, следует руководствоваться ее решениями. Так, в соответствии с Инструкцией ГНС и Министерства труда и социального развития от 27.03.97 N СШ-6-07/244а/1441-ММ «О порядке осуществления функций контроля налоговыми органами по платежам в Фонд занятости населения РФ» от уплаты страховых взносов в данный фонд освобождаются те же выплаты, что и платежи в фонды обязательного медицинскою страхования, приведенным в п. 9 указанной выше инструкции.