Меры наказания не связанные с лишением свободы

Наказания не связанные с лишением свободы

Главная > Дипломная работа >Государство и право

Глава 1. Понятие и особенности построения системы наказаний в российском уголовном праве

1.1 История возникновения и развития альтернативных мер наказания

1.2 Место наказаний, не связанных с лишением свободы в системе наказаний

1.3 Проблемы реализации международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы, в Российской Федерации

Глава 2. Применения наказаний, не связанных с лишением свободы

2.1 Наказания, связанные с возложением трудовых обязанностей

2.2 Наказания, не связанные с возложением трудовых обязанностей

2.3 Ограничение по военной службе

Выводы по 2 главе

Список источников и литературы

Актуальность темы исследования. Среди основных направлений уголовной политики, на наш взгляд, нужно особенно отметить настоятельную потребность в реконструкции законодательства в сфере борьбы с преступностью и устранение пробелов, связанных с регламентацией отдельных уголовно-правовых институтов. В этой связи многие авторы неоднократно обращали внимание на необходимость усовершенствования системы наказаний в русле проводимого реформирования уголовного законодательства. Однако все немногочисленные предложения в этом направления можно свести к тезису об отсутствии взаимосвязи элементов в системе и выводам о должном содержании перечня видов наказаний. Думается, если устранить все негативные моменты, на которые обращается внимание в ученых кругах, то даже в том случае было бы сложно признать решенной проблему системы наказаний. Ведь еще совсем недавно общепризнанное и широко распространенное в теории уголовного права определение понятия системы наказаний как установленного уголовным законом, обязательного для суда и исчерпывающего перечня наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести, уже слишком устарело и не отвечает современным требованиям.

В то же время активизация законотворческих процессов последних лет обусловила пробуждение научного интереса к некогда застывшим в своем развитии идеям. Думается, что среди таких идей по праву можно назвать построение единой системы уголовных наказаний. Нельзя, правда, отрицать, что ранее проблемы совершенствования системы уголовных наказаний совершенно оставались без внимания, не становились предметом исследований и научных дискуссий. Однако исследователями как будто управляла некая сверх сила установки, что традиционное понимание системы уголовных наказаний уже в своей основе непоколебимо. Это, безусловно, не могло способствовать беспристрастной и всесторонней оценке данного правового института. Более того, даже с позиции полного согласия с существующей моделью системы уголовных наказаний сложно признать ее сформировавшейся, так как ощущается серьезная нехватка развернутого теоретического обоснования, эмпирической проверки и последовательного воплощения в уголовном законодательстве.

Справедливо будет отметить, что подавляющее большинство обсуждаемых в настоящее время вопросов, связанных с совершенствованием системы наказаний, так или иначе сводятся: к созданию цельной и единой системы уголовных наказаний; к совершенствованию перечня видов наказаний, с тем, чтобы он отвечал требованиям системности; к решению ряда проблем, связанных с применением отдельных видов наказаний. Освещение указанных вопросов и составляет основное содержание настоящей работы.

Степень научной разработанности темы. Важное значение для раскрытия содержания вопросов системы уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, имеют теоретико-правовые исследования Г.З. Анашкина, Н.А. Беляева, СВ. Бородина, Б.В. Волженкина, И.М. Гальперина, М.Н. Гернета, П.С. Дагеля, Н.Д. Дурманова, В.А. Елеонского, И.И. Карпеца, В.Е. Квашиса, С.Г. Келиной, B. C. Комиссарова, Г.А. Кригера, Н.М. Кропачева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, СВ. Максимова, В.П. Малкова, И.Л. Марогуловой, А. С Михлина, А.В. Наумова, Н.А. Огурцова, СВ. Полубинской, А.И. Санталова, В.И. Селиверстова, Е.В. Середы, Н.А. Стручкова, Ф.Р. Сундурова, Ю.М. Ткачевского, А.Л. Цветиновича, А.А. Чистякова, М.Д. Шаргородского, и других авторов.

Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе явлений преемственности и новизны в системе уголовных наказаний в советском и российском государстве, в выявлении особенностей их влияния на состояние борьбы с преступностью, для чего автор попытался решить следующие задачи:

проанализировать соотношение различных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, их влияние на состояние и динамику борьбы с уголовными правонарушениями в целом;

проанализировать историко-правовые особенности становления новых видов наказания, не связанных с лишением свободы в современном российском уголовном праве, выявить дальнейшие перспективы развития данного института с учетом формирования правового гражданского общества и государства;

на основе анализа практики применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, дать конкретные предложения по совершенствованию норм уголовного права.

Объектом исследования являются процессы преемственности в системе уголовных наказаний в российском государстве, исследование уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Предмет исследования составляет система уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы как общеправовое явление, ее современное состояние, динамика и основные тенденции развития, а также научные разработки в этой области.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой одно из первых в отечественной науке комплексное теоретико-правовое исследование явлений преемственности в системе уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, основанное, главным образом, на изучении процессов становления и развития современных форм уголовно-правового и уголовно-исполнительного воздействия на личность правонарушителя.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что результаты исследования имеют методологическое значение при решении концептуальных проблем реформирования системы уголовных наказаний. Проведенный в диссертации анализ правовых актов, закрепляющих систему уголовных наказаний, позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на укрепление и реализацию принципов демократии и правовой государственности в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Значимость результатов обусловлена критическим подходом к исследованию существующих видов наказания, не связанных с лишением свободы, предложением путей решения ряда конкретных проблем, возникших при исполнении указанных видов наказаний.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе — изучение материалов судебной практики.

Структура дипломной работы определятся целями и задачами, которые передней стоят перед ней. Составляющие структуры введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список источников и литературы, приложение.

Глава 1. Понятие и особенности построения системы наказаний в российском уголовном праве

1.1 История возникновения и развития альтернативных мер наказания

Современная уголовная политика нашего государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это прежде всего в увеличении предусмотренных Уголовным кодексом РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения и совершенствовании регламентации исполнения.

Статьей 44 Уголовного кодекса РФ предусмотрено новое для законодательства России наказание — обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Это наказание было известно уголовному законодательству России конца XIX — начала XX века как общественные работы. Нормативную базу такого наказания составляли Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г. (далее — Общие положения о крестьянах), Сельский судебный устав для государственных крестьян, включенный в Свод законов Российской империи издания 1857 г. (далее — Сельский судебный устав), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 г. (далее — Устав о наказаниях) и другие нормативно-правовые акты, а также решения Правительствующего Сената, циркуляры МВД и разъяснения Министерства юстиции 1 .

Согласно ст.101 и 102 Общих положений о крестьянах общественные работы сроком до 6 дней назначали волостные или крестьянские суды при следующих условиях: состояние подсудимого в сословии крестьян; принадлежность обвиняемого крестьянина к волости; «маловажность проступка»; совершение проступка на территории волости в отношении лиц, принадлежащих к тому же сословию; совершение проступка без участия лиц других состояний или сословий, а также когда данные проступки не находятся в связи с преступлениями, которые относятся к компетенции общих судебных мест (например, мировых судов).

Принадлежность обвиняемого крестьянина к волости подразумевала ответственность именно перед тем крестьянским судом, в волости которого он совершил проступок.

Маловажные проступки согласно примечанию к ст.102 Общих положений о крестьянах были предусмотрены в Сельском судебном уставе (ст.440-536) 1 . Но анализ статей Общих положений о крестьянах позволяет сделать вывод, что к ведению волостного суда относились не все проступки, указанные в Сельском судебном уставе. В примечании к ст.102, в ст.64, 86 Общих положений о крестьянах сельскому старосте и волостному старшине было предоставлено право за маловажные проступки, совершенные лицами, им подведомственными, подвергать виновных назначению на общественные работы до 2 дней 2 .

Таким образом, общественные работы приобрели вид альтернативного наказания. Они применялись «лишь в замену денежного взыскания в случае несостоятельности» и не несли с собой применение к осужденным никаких воспитательных и профилактических мер.

Однако после Октябрьского переворота 1917 г. вся система судопроизводства, а также законодательная база России прекратили свое существование, на смену им пришло советское право.

Система наказаний к концу 1919 г. выглядела следующим образом:

1) высшая мера наказания — расстрел;

2) объявление врагом народа;

3) объявление вне закона;

4) лишение свободы;

7) принудительные работы без содержания под стражей;

8) лишение права;

9) конфискации имущества;

10) денежный штраф;

11) общественное порицание.

Эта совокупность наказаний, по существу, содержала большинство тех мер, которые известны и действующему в настоящее время законодательству.

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. содержал исчерпывающий перечень уголовных наказаний (ст.32), который включал в себя изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискацию имущества полную или частичную, штраф, поражение прав, увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить вред.

На первый взгляд кажется, что несколько перекликаются по своей сути такие наказания, как общественные работы и принудительные работы (ст.35 УК РСФСР 1922 г). В ст.35 указывалось: «Принудительные работы без содержания под стражей назначаются на срок от 7 дней до 1 года. Они разделяются: а) на работы по специальности, при которых осужденный продолжает работать по своей профессии с понижением по тарифному разряду, с обязательными сверхурочными работами и с переводом в другое предприятие или учреждение или в другую местность; б) работы неквалифицированного физического труда».

Таким образом, принудительные работы по УК РСФСР 1922 г., скорее всего, являются прототипом исправительных работ, а не своеобразным изменением наказания, известного в дореволюционной России как общественные работы. Здесь уже различается и сохранение осужденным своего рабочего места, и понижение в зарплате («тарифный разряд» по УК 1922 г., «удержание из заработной платы в доход государства в пределах от 5 до 20% по приговору суда» по УК РФ 1996 г).

В нашей стране штраф применялся в качестве уголовного наказания еще на заре отечественного права. Истоки возникновения штрафа можно увидеть в самых древних памятниках российского законодательства. Одним из таких памятников является Русская Правда. И в ней довольно значительное место уделено денежным штрафам.

Преобладающим видом наказания по Русской Правде были денежные взыскания с преступника, слагавшиеся из двух частей: штрафа и компенсации; штраф поступал князю, компенсация за причиненный преступлением ущерб шла потерпевшей стороне, а именно: за убийство — вира (в пользу князя) и головничество (родственникам потерпевшего), за прочие преступления — продажа (князю) и урок (потерпевшему). Тяжким наказанием в виде денежного взыскания была вира — денежный штраф, взыскивавшийся в пользу князя за убийство свободного человека. Слово «вира», не встречающееся в других славянских языках, считают заимствованным из немецкого языка.

Общая характеристика наказаний не связанным с лишением свободы

Исследование любой правовой проблемы невозможно без обращения к теории понятие, системы, признаков, принципов и классификации Поскольку понятие \»наказаний, не связанных с лишением свободы\» (далее — НПВ-п наказаний) в зарубежной и отечественной литературе отсутствует, но сам термин \»наказания, не связанные с лишением свободы\» применяется не только юристами, но и социологами, психологами, педагогами,-нео бхидно рассматривать это понятие с позиции, в первую очередь, таких наук, как уголовное право, уголовно-исполнительное право и криминология.

Чтобы охарактеризовать понятие \»НПВ-наказание,\» необходимо определить его содержание и этапы формирования. В зарубежных источниках при использовании термина \»НПВ — наказание\» не дается его общее определение, а лишь подчеркиваются наиболее существенные характерные для него признаки Так, в своем труде \»нетюремного санкции и Сравнительная характеристика\» Жутсен и Углеш Звехич утверждают, что тюремное заключение является лишь рмою, а его альтернативы — вторичные Кроме того, с формальной точки зрения права некоторых стран это может быть справедливым в отношении многих серьезных преступлениинів.

В некоторых юрисдикциях так называемые \»НПВ — наказание\» внесены в перечень видов наказаний, допускающих применение в том числе и тюремного заключения Жозин Юнгер-Тас, анализируя результаты всемирного исследования эффективности видов наказаний альтернативных лишению свободы, делает вывод, что большинство проектов применения этих видов наказаний в 50-60% случаев предусматривает замену лишения свободы альтернативним видом.

Российский ученый-пенитенциарист В Уткин считает, что увеличение количества НПВ-наказаний может быть более влиятельным фактором, чем тюремное заключение Но это, по его мнению, невозможно без надежной организац ции выполнения альтернативных лишению свободы видов наказаний, вызвали бы у судей веру в их эффективность с позиции цели наказания, четко определенного Уголовным кодексомом.

Другой российский ученый, В В Филимонов, считает, что для создания механизма исполнения наказания, не связанного с изоляцией от общества, необходимо создать действенную правовую базу путем внесения изменений и дополнений в законодательные акты и закона, который бы обеспечивал регулирования назначения, исполнения и отбывания альтернативных лишению свободы видов наказаний Профессор СН Пономарев считается ае, что надежность альтернатив во многом зависит от готовности применять и выполнять их ведомствами, которые являются участниками уголовного судопроизводства, а также от лиц, в отношении которых введены эти a льтернативативи.

О В Беца в статье \»К вопросу о создании службы пробации в Украине\» определяет, что альтернативная заключению санкция пробации (испытания) заключается в установлении надзора за преступником, который оставляет ется в обществе, но судом на него возложены определенные обязательства и ограниченияня.

Кроме того, ни один из указанных выше научных подходов к альтернатив лишению свободы, с одной стороны, не может быть нами опровергнуто, а с другой-не охватывает всех сторон исследования проблемы В этих подходов одах не хватает реальных позиций, в том числе и материальных, со стороны заинтересованных лиц, пострадавших от преступлений, за совершение которых судом применены уголовные НПВ-наказание Характерно, что в настоящее время термин \»альтернативы\» широко применяется не только в праве, но и в экономике, психологии, политологии, педагогике Мы рассматриваем понятие \»НПВ-наказание\» с двух позицийій:

— во-первых, применение НПВ-наказаний предусмотрено в тех случаях, когда наряду с санкцией уголовного нормы, предусматривающей применение наказания в виде лишения свободы, существует другая норма, которая позволяет яе суда внедрить альтернативу НПВ-наказание

— во-вторых, альтернативы лишению свободы предусматриваются санкциями Уголовного кодекса Украины как основные, и дополнительные виды наказаний

Поэтому, \»уголовные наказания, не связанные с лишением свободы\» нами рассматриваются как что по своему статусу не лишают лицо, совершившее уголовное преступление и по приговору суда признан виновным в нем, социальных связей, работы, семейных отношений и выполнение которых предусматривает создание необходимых условий для достижения цели наказания.

Понятие \»альтернативы лишению свободы\», на наш взгляд, необходимо употреблять в тех случаях, когда санкция нормы Уголовного кодекса Украины предусматривает применение к лицу, совершившему преступление, как пока арання в виде лишения свободы, так и НПВ * наказаний.

Построение системы НПВ-наказаний осуществляется на основе следующих принципов: законности, гуманизма, демократизма, неотвратимости, индивидуализации, определенности, экономии карательных мер Анализ указанных х принципов показывает, что:

— принцип законности предполагает построение системы наказаний в точном соответствии с положениями Конституции, а также основанных на ней законов и других нормативных актов;

— принцип гуманизма характеризует отказ отечественного законодателя от неопределенных, а также грубых, жестоких, унижающих и позорящих наказаний, а также стремление выявить уважительное отношение к человеческой достоинства преступника

— принцип демократизма предполагает установление в системе НПВ — наказаний таких видов, которые можно было бы применять к любого гражданина, совершившего преступление, независимо от его социального, имущество ового и служебного положения, национальной, расовой принадлежности и вероисповедания, исходя из общественной опасности его личности и совершенного им преступления

— принцип неотвратимости характеризуется тем, что действующая система НПВ — наказаний предполагает определенную разнообразие видов для обеспечения возможности и обязательности реагирования государства и общественности на любой случай совершения преступления и, таким образом, предотвращения преступности

— принцип индивидуализации не только предполагает наличие в системе не только различных видов НПВ — наказаний для того чтобы назначать наказание с учетом характера и степени общественной опасности и совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств дела, смягчающие и отягчающие ответственность, но и предусматривает действие наказания на конкретного преступника персонально, для того чтобы причинять по возможности меньше бремени близким ему лицам

— принцип определенности находит свое выражение в том, что устанавливаемый законом перечень видов уголовных НПВ-наказаний является исчерпывающим Никакие другие наказания, кроме охватываемых системой соответствующего Крым номинальной кодекса, не могут быть назначены судом;

— принцип экономии карательных средств выражается в стремлении законодателя установить такие виды наказания, порядок их применения и использования, при которых как можно меньше ограничивались бы свободы грома адян, существовала замены суровых наказаний более мягкими и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Вышеизложенное позволяет дать следующее определение наказаний, не связанных с лишением свободы, — это виды наказаний, восьмой своему статусу не лишают лицо, совершившее уголовное преступление и за приговором суда признана виновной в нем, социальных связей, работы, семейных отношений и выполнение которых предусматривает создание необходимых условий для достижения цели наказания.

Порядок исполнения наказания в виде штрафа

Общие принципы назначения уголовного наказания в виде штрафа определяются уголовным законодательством Украины, в частности ст 53 УК Украины Штраф представляет собой меру уголовного наказания, поля ягае во взыскании с осужденного в доход государства определенной суммы денегей.

Штраф — это денежное взыскание, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных в Особенной части настоящего Кодекса Штраф применяется в качестве основного или дополнительного наказания его размер устанавливается ся в зависимости от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного положения виновного в пределах от С до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, если статьями Особенной части УК Украины не перед предусмотрено более высокого размера штраффу.

Штраф назначается как основное наказание в случаях, когда эта мера наказания предусмотрена санкцией соответствующей статьи УК Украины качестве основного наказания штраф может быть назначен также в порядке замены в исправительных работ лицам, признанным нетрудоспособными, и лицам, ставшим нетрудоспособными после вынесения приговора, а также замены наказания более мягким, если в последнем случае санкция статьи, по которой осужден виновного, среди основных мер наказания предусматривает еще и штраф.

Если санкция статьи УК Украины не предусматривает штрафа, он может быть назначен в качестве основного наказания лишь в порядке перехода к более мягкому виду наказания при наличии оснований, предусмотренных ст 69 УК Украине Штраф как дополнительное наказание может быть назначен только если его специально предусмотрено в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекссу.

В случае невозможности уплаты штрафа суд может заменить неспла-Чену сумму штрафа наказанием в виде общественных работ из расчета: десять часов общественных работ за один установленный законодательством облаг атковуваний минимум доходов граждан или исправительными работами из расчета один месяц исправительных работ за четыре установленных законодательством необлагаемых минимумов доходов граждан, но на срок не более двух Роки.

Штраф как денежное взыскание в доход государства, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных в Особенной части УК, является наиболее мягким видом наказания, может применяться как основной или как дополнительное наказание По своему содержанию штраф как наказание имеет имущественный характер время он не является откупом виновного за совершенное преступление Штраф является наименее строгим видом в системе основных наказаний и поэтому е н не может быть заменен другим наказанием (в 69 69).

Сумма штрафа исчисляется исходя из официально установленного необлагаемого минимума доходов граждан Имущественное положение виновного является понятием оценочным, поскольку в УК Украины не определен его содержание Для о оценки имущественного состояния виновного следует, в частности, учитывать размерр:

а) заработной платы, пенсии или стипендии виновного;

б) денежных доходов от его предпринимательской и иной законной деятельности;

в) доходов в виде процентов по банковским вкладам;

г) доходов от ценных бумаг;

д) доходов от земельного участка;

е) недвижимого и другого имущества, а также принимать во внимание наличие на иждивении нетрудоспособных лиц

При этом подлежат учету доходы как в национальной, так и в иностранной валюте, а также доходы, полученные виновным в натуральной форме соответствии с установленным порядком суд предлагает осужденному в м месячный срок добровольно уплатить определенную приговором сумму штрафа В случае неуплаты штрафа его взыскание осуществляется в принудительном порядке На основании исполнительного листа, выданного судом, обращается в ягнення на личное имущество осужденного или часть его имущества, находящегося в общей собственности, его заработную плату, пенсию, другой доход, за исключением имущества, не подлежащего конфискации по судебному приговоруком.

Предусмотрена ч 4 ст 53 замена неуплаченной суммы штрафа исправительными работами или общественными работами применяется тогда, когда невозможность оплаты возникла по объективным причинам: отсутствие заработной й платы, денежных сбережений, имущества, других доходов, на которые может обращаться взыскание Замена неуплаченной суммы штрафа другим наказанием не допускаетсяься.

Штраф может применяться как дополнительное наказание и в случае освобождения от отбывания основного наказания с испытанием (в 75, 77) В качестве основного наказания штраф может применяться судом при назначен УНИ более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 69), а также при замене неотбытой части наказания более мягким (ст. 82, 83) и при освобождении от наказания на основании закона Украины об ам нистию или акта помилования (СТ 85. 85).

Штраф как основное наказание, назначенное за одно из преступлений, не подлежит составлению с другими видами наказаний при назначении наказания по совокупности преступлений (ст. 70) и по совокупности приговоров (в 71), а а выполняется самостоятельно Штраф как дополнительное наказание также выполняется самостоятельно (ч С, 4 ст 72. 72).

Применение штрафа к несовершеннолетним регулируется статьями 98 и 100 УК Украины Лица, осужденные к штрафу, признаются не имеющими судимости, если они в течение года со дня отбытия наказания ( (основного и дополнительного) не совершат нового преступления (п. 5 ст 89) Лицо, которое уклоняется от уплаты штрафа, подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст 389 УК Украины.

В качестве дополнительной меры наказания штраф назначается только тогда, когда он предусмотрен санкцией статьи закона, по которой подсудимый признан виновным, а также при применении дополнительных наказаний в случае освободите ние от отбывания основного наказания с испытанием (в 77 УК Украины).

Порядок исполнения наказания в виде конфискации имущества

Наказание в виде конфискации имущества заключается в принудительном безоплатиому изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного Если конфискуется часть имущества, суд должен указать, какая именно часть имущества конфискуется, или перечислить конфискуемыея.

Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и может быть назначена только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части КВН Украины Перечень имущества, не подле ягае конфискации, определяется законом Украины Конфискация имущества — дополнительный вид наказания, состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, належит ь осужденному на праве собственноститі.

По содержанию ч 1 ст 59 конфискация как законная форма лишения права собственности полной или частичной В приговоре суда должно быть четко определено ту часть имущества, которая конфискуется, или перечислены все пред дуете, конфискуемые (например, предприятие, являющееся собственностью виновного, его дом, дача, автомобиль, гараж, телевизор) Замена имущества конфискуется, на эквивалентную денежную сумму не допускаетсяться.

Особенностью конфискации имущества является то, что она: 1) может быть назначена только в случаях, прямо предусмотренных в санкциях норм Особенной части УК, 2) установлена ??за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступлений ини корыстных тяжким или особо тяжким преступлением может быть признано любое из преступлений, в ч 4 или 5 в 12, если оно совершено из корыстных мотивевів.

Для обеспечения конфискации имущества и гражданского иска в порядке, определенного уголовно-процессуальным законодательством, налагается арест на вклады, ценности и другое имущество обвиняемого или подозреваемого а ноги или лиц, на которых законом возложена материальную ответственность за его действия, а также изымается имущество, на которое наложен арене.

Изъятые деньги, ценные бумаги и драгоценности передаются по описи в финансовые органы для хранения Транспортные средства описываются, опечатываются и передаются на хранение в органы ГАИ Здания описуют ться, и в нотариальную контору или исполкома сельского совета направляется письмо или копия постановления о наложении ареста с предписанием не удостоверять никаких гражданско-правовых соглашений относительно них Сокрытие имущества, подлежащего конфискации, на которое наложен арест или которое описано, образует состав преступления, предусмотренного ст 38 388.

не обнаружении у виновного на время рассмотрения дела в суде в имущества, принадлежащего ему на праве собственности и может подлежать конфискации, не может быть основанием для неприменения конфискации Такое имущество может бы быть выявлено на стадии исполнения приговора по делу, вступившим в законную сили.

В ч С ст 59 указано, что Перечень имущества, не подлежащего конфискации, определяется законом Украины Такой Перечень является приложением к настоящему УК Конфискация, таким образом, не имеет абсолютного характера, поскольку мы инимум имущества (предметы первой необходимости), необходимого осужденному и лицам, находящимся на его иждивении, не подлежит конфискации.

Осужденный может быть освобожден от конфискации имущества по амнистии (в 86), а также при условии освобождения от отбывания наказания с испытанием беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до семи р лет (ч 1 ст 79), и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 81), если до дня вступления в силу закона об амнистии или в день освобождения от наказания не был выполнен приговор суд в в части конфискации имущества.

Конфискация как вид наказания не применяется к несовершеннолетним (ст. 98) Конфискации как вид дополнительного наказания следует отличать от принудительного безвозмездного изъятия, которое не является видом наказания Оно п предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством и состоит в принудительном безвозмездном изъятии в доход государства орудий, принадлежащих обвиняемому, а также денег, ценностей, других вещей нажитых преступным путем (например, в 176,177, 201,204,208,209,240,246,248, 249,305 УК Украины).

Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса

Наказание в виде лишения воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса возможно в качестве дополнительного наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 54 УК Украины)) совершение таких преступлений само по себе позорит звание, ранг, чин или квалификационный класс, поэтому закон предоставляет суду право лишить осужденного того или иного статуссу.

В разных ведомствах и службах исполнительной и судебной власти для должностных лиц устанавливаются соответствующие звания, ранги, чины и классы Так, в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, пограничных, внутренних войсках, войсках гражданской обороны Украины существуют воинские звания (например, капитан, подполковник, генерал-майор и др..).

В органах внутренних дел Украины установлены специальные звания (например, майор милиции, подполковник внутренней службы и др.) Специальные звания предусмотренные в Государственной налоговой службе Украины а также в Таможенной службе Украины (например, инспектор налоговой службы первого ранга, государственный советник налоговой службы и др.н.).

Законом Украины \»О государственной службе\» устанавливаются различные ранги в зависимости от той категории, к которой отнесены должности, например лицам, занимающим должности отнесены к первой категории, может быть пр рисвоено 3-й, 2-й или 1-й ранг, а, например, к седьмой категории — 15-й, 14-й или 13-й ранг Ранги также установлены в дипломатической службе (например, Чрезвычайный и Полномочный Посол, лакомую, атташе и др..).

В органах прокуратуры установлены классные чины (например, юрист первого класса, младший советник юстиции и др.) Такие же чины присваиваются специалистам хозяйственных судов (кроме судей) Квалификационные класс си присваиваются судьям различных судов, в том числе судьям хозяйственных судов, а также судебным экспертатам.

Уголовный закон не предусматривает право суда лишать осужденного ученых степеней и званий, а также почетных званий и государственных наград Согласно действующей редакции ст 54 УК Украины, суд имеет полномочия, при наличии оснований лишить лицо любого воинского или специального звания, ранга, чина или квалификационного класса, независимо от того, кем они были присвоены.

В таком решении вопроса находит конкретное выражение принцип равенства всех граждан перед законом, а также принцип независимости судебной власти. Кроме того, в 54 УК Украины (лишение военного, спец социальном звания, ранга, чина или квалификационного класса) предусматривает, что осужденный за тяжкое или особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское, специальное звание, ранг, чин или квалификационный класс может быть лишено по приговору суда этого звания, ранга, чина или квалификационного классу.

Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса является дополнительным наказанием, которое направлено не только на осуществление морального воздействия на осужденное лицо, но и на лишения ее, * тех преимуществ, которые предоставляют соответствующие звание, ранг, чин, квалификационный класс Согласно ст 54 УК Украины суд имеет право применить это наказание только при осуждении лица за особо тяжкое преступление (о понятии таких преступлений см. в 12 и комментарий к нейнеї).

Как вид наказания лишение военного, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса не указывается в санкциях норм Особенной части УК Его применение зависит от решения суда Суд довать практика свидетельствует, что суды, применяя такое наказание, учитывают, в частности, следующие обстоятельства: использование виновным своего звания, ранга, чина или квалификационного класса для совершения преступления или для получения не предусмотренных законом льгот или преимуществ для себя или для других лиц, его отношение к выполнению служебных обязанностей, наличие дисциплинарных взысканий; поведение виновного в коллективе и в п обутьті.

Воинское звание присваивается, в частности, лицам, которые проходят службу в ВС, ДЕЙСТВИЕ, СБ, других воинских формированиях, а также военнообязанным Воинские звания подразделяются на армейские и корабельные а также на звание рядового состава, сержантского и старшинского состава, состава прапорщиков и мичманов, младшего офицерского состава, старшего офицерского состава и высшего офицерского составу.

Что касается специальных званий, рангов, классных чинов и квалификационных классов, то они, согласно действующему законодательству, могут быть присвоены, в частности, специальные звания, работникам милиции, государств налоговой администрации, налоговой милиции, таможенной службы Ранги установленные для государственных служащих, дипломатов, классные чины — для работников прокуратуры, а квалификационные классы — для судей врачей — судебно-психиатрических экспертов, судебных экспертев.

соответствии с действующим законодательством суд не может лишить осужденного почетных и ученых званий, государственных наград, ученых степеней Кроме того, согласно ст 98 УК наказание, предусмотренное СТ 54 ККне ср стосовуеться к несовершеннолетним Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения воинского или специального звания определяются в 31 КВН Украинраїни.

Суд, постановивший приговор о лишении осужденного воинского или специального звания, направляет копию приговора после вступления его в законную силу органа, присвоившего звание После получения копии приговор ку, которым осужденного лишен воинского или специального звания, орган, присвоил это звание, вносит в установленном порядке соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суд.

Решая вопрос о целесообразности применения наказания в виде лишения воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса суд должен учитывать не только общественную опасности ЭКУ совершенного преступления, личность виновного, а также и то, что применение этого наказания осуществляет на осужденного моральное воздействие, а также влечет за собой определенные правовые последствия.

Обобщая вышеизложенное, делаем вывод, что применение данного вида наказания, безусловно, необходимо в тех случаях, когда объективные и субъективные признаки преступления свидетельствуют о том, что виновный за а своими моральными и деловыми качествами утратил способность выполнять обязанности и занимать должности, предусматривающие наличие такого звания.

Меры наказания не связанные с лишением свободы

Тема 14. Понятие наказания. Система и виды наказаний

  1. Понятие наказания. Виды наказаний.
  2. Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.
  3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.
  4. Исключительные виды (меры) наказания.

1. Понятие наказания. Виды наказаний.

Наказание является формой реализации уголовной ответственности. Наказание — это мера принудительного воздействия на осужденного с целью лишения или ограничения его свободы и иных прав гражданина.

Совокупность видов наказания представляют собой систему наказаний, которая строится по принципу перехода от менее сурового наказания к более суровому. Наиболее мягкими наказаниями признаются те, которые не влекут ограничения или лишения свободы. Самое суровое наказание – смертная казнь. Большое количество видов наказания – особенность белорусского Уголовного кодекса, воспринятая им из советского уголовного законодательства.

Наказания подразделяются на основные и дополнительные. К осужденному можно применить только одно основное наказание – отсюда и его название. Дополнительные наказания применяются вместе с основным (дополняют его).

К основным наказаниям в соответствии со ст. 48 УК относятся:

  1. общественные работы;
  2. штраф;
  3. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  4. исправительные работы;
  5. ограничение по военной службе;
  6. арест;
  7. ограничение свободы;
  8. лишение свободы;
  9. пожизненное заключение;
  10. смертная казнь.

Дополнительными наказаниями выступают лишение воинского или специального звания и конфискация имущества.

Кроме того, такие наказания, как общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться не только как основное, но и как дополнительное наказание. Эти наказания называются смешанными.

2. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы.

В современных условиях значение наказаний, не связанных с лишением или ограничением свободы, возрастает. Развитые европейские страны значительно увеличили роль денежных взысканий, налагаемых на преступников, а также роль наказаний, связанных с выполнением осужденными общественно-полезных работ. В нашей стране после введения в действие нового Уголовного кодекса возможности использования подобных видов наказания также расширились.

Основные наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.

Общественные работы (ст. 49 УК) заключаются в том, что осужденный в свободное от основной работы или учебы время бесплатно работает в месте, которое определяется органами исполнения наказаний. Виды общественных работ могут быть определены Комитетом по исполнению наказания МВД на основании данных Центров занятости. Как правило, общественные работы связаны с благоустройством населенных пунктов, иной общественно-полезной деятельностью в социальной сфере.

Срок этого наказания измеряется в часах – от шестидесяти до двухсот сорока часов.

Общественные работы не могут назначаться нетрудоспособным осужденным: 1) лицам, не достигшим 16-летнего возраста; 2) женщинам и мужчинам старше 55-ти и 60-ти лет соответственно; 3) беременным женщинам; 4) инвалидам 1 и 11 групп, а также 5) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и 6) военнослужащим. Если указанные обстоятельства возникают после назначение общественных работ, то суд освобождает лицо от дальнейшего отбытия наказания.

Злостное уклонение осужденного от общественных работ в соответствии со ст. 419 УК влечет наказание в виде ареста сроком до трех месяцев.

Штраф (ст. 50 УК) представляет собой денежное взыскание. Его размер определяется нормативом минимальной базовой величины, действующим на день вынесения приговора. Размер штрафа устанавливается в пределах от 30 до 1000 минимальных базовых величин.

Если штраф применяется как наказание за преступление, содержащее в своем составе административную преюдицию, то размер штрафа не может быть меньше, чем тот максимальный размер, который предусмотрен в санкции соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях.

При назначении штрафа обязательно учитывается материальное положение осужденного. В случае невозможности взыскать штраф, он заменяется общественными работами. Если же виновный уклоняется от взыскания штрафа, имея возможность его уплатить, то на основании ст. 418 УК он может быть подвергнут наказанию в виде ареста на срок до трех месяцев.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК). В большинстве случаев это наказание применяется для запрета занимать должности, связанные с материальной ответственностью, выполнением руководящих, административно-хозяйственных, воспитательных функций, занятия предпринимательской деятельностью или для лишения права управлять транспортным средством. Срок наказания – от одного года до пяти лет.

Этот вид наказания может применяться как основное, так и как дополнительное к любому основному наказанию (кроме общественных работ и штрафа), даже если он не назван в санкции статьи Особенной части. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью начинает действовать с момента вступления в силу основного наказания до его полного исполнения, и сверх того – на срок, указанный в приговоре. Только в случае применения его с исправительными работами срок лишения права исчисляется с момента начала отбытия исправительных работ.

Уклонение от отбывания наказания, предусмотренного ст. 51 УК, влечет для осужденного ответственность по ст. 417 УК и наказание в виде штрафа или ареста до шести месяцев.

Исправительные работы (ст. 52 УК) заключаются в том, что с осужденного производится принудительное удержание части его заработка в доход государства. Размер удержаний устанавливается судом в пределах от 10 до 25 процентов заработка. Срок исправительных работ – от шести месяцев до двух лет.

Исправительные работы не назначаются тем же лицам, которым не могут быть назначены общественные работы, а также иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства. При возникновении перечисленных обстоятельств осужденный либо освобождается от отбывания наказания либо наказание заменяется более мягким.

Офицерам и военнослужащим-контрактникам вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе (своего рода исправительные работы для военнослужащих), а военнослужащим срочной службы – арест до шести месяцев.

Ограничение по военной службе (ст. 53 УК) состоит в том, что из денежного содержания военнослужащего производится удержание в доход государства от 10 до 25 процентов заработка. Во время этого наказания военнослужащий не может быть повышен в должности или звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Срок ограничения по военной службе составляет от трех месяцев до двух лет.

Это наказание не может быть назначено беременным женщинам; лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; лицам, которые имеют выслугу лет для назначения пенсии либо по состоянию здоровья имеют право на увольнение с назначением пенсии, а также при наличии других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы. Если данные обстоятельства возникают в период отбытия наказания, то суд освобождает лицо от дальнейшего его отбывания или заменяет неотбытую часть наказания более мягким.

Дополнительные наказания, не связанные с лишением илиограничением свободы.

Лишение воинского или специального звания (ст. 60 УК) применяется только за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. Это наказание не распространяется на почетные звания, государственные награды и т.д.

Конфискация имущества (ст. 61 УК) состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, которое находится в собственности осужденного. Конфискация применяется только за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и только тогда, когда она предусмотрена в санкции статьи Особенной части УК. Она не может быть назначена как дополнительное наказание к другим денежным взысканиям – к штрафу и исправительным работам.

Суд должен указать в приговоре, подлежит ли конфискации все имущество осужденного, либо указать, какие конкретно предметы подлежат конфискации, либо какая часть имущества должна быть конфискована (половина, одна четверть и т.д.).

Конфискация не распространяется на предметы, жизненно необходимые для осужденного и его иждивенцев. Их перечень приводится в Уголовно-исполнительном кодексе.

От конфискации имущества следует отграничивать специальную конфискацию, которая заключается в обращении в собственность государства предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств преступления, имущества, добытого преступным путем, не подлежащих возврату вещей, принадлежащих потерпевшему или иному лицу (ч. 6 ст. 61 УК).

3. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.

Проблема сбалансированности применения к виновным наказаний, как связанных, так и не связанных с лишением свободы, стоит в нашей стране достаточно остро. С одной стороны, не уменьшается доля тяжких и особо тяжких преступлений, рецидивов, что влечет применение суровых мер наказания к лицам, их совершившим. С другой стороны, лишение свободы продолжает применяться без необходимости, обусловленной обстоятельствами совершенного преступления и личностью осужденного. В связи с переполненностью мест лишения свободы органы МВД вынуждены инициировать частые амнистии, которые подрывают авторитет судебной власти и стабильность приговоров.

Общепризнано, что эффективность борьбы с преступностью зависит главным образом не от тяжести наказания, а от неотвратимости уголовной ответственности и ее справедливости. Таким образом, решение задач по борьбе с преступностью зависит в первую очередь от профессионализма правоохранительных, следственных органов и от судебной власти. Кроме соображений справедливости и гуманности по отношению к тем, кто совершил преступление, необходимо учитывать и то, что содержание осужденных требует значительных денежных средств, строительства и модернизации пенитенциарных учреждений, наличия многочисленной охраны и т.п.

Арест как мера уголовного наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции (ст. 54 УК). Условия строгой изоляции должны обеспечивать специальные пенитенциарные учреждения — арестные дома. Арест может быть назначен на срок от одного до шести месяцев.

Арест не назначается беременным женщинам; женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей до 14-ти лет или детей-инвалидов; инвалидам 1 и 11 группы. Военнослужащие отбывают арест на гарнизонной гауптвахте.

Ограничение свободы заключается в том, что осужденный находится в условиях осуществления за ним надзора, при этом он привлекается к обязательному труду в местах, определяемых органом исполнения приговора (ст. 55 УК). Контроль за условиями проживания осуществляют органы Комитета по исполнению наказания МВД, они же определяют место работы осужденных. В просторечье это наказание называют «химией», «стройками». От исправительных работ оно отличается тем, что при ограничении свободы из заработка осужденного вычитания не производятся, кроме того, исправительные работы предполагают проживание осужденного дома и работу как правило по прежнему месту, а ограничение свободы – проживание в условиях контроля со стороны МВД.

Наказание в виде ограничения свободы назначается с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Вместе с тем, с учетом личности виновного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, наличие у него постоянного места жительства суд может назначить наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Срок ограничения свободы – от шести месяцев до пяти лет.

Это наказание не назначается лицу, не достигшему 18-го возраста ко дню постановления приговора; несовершеннолетним; женщинам и мужчинам старше 55-ти и 60-ти лет; беременным женщинам; инвалидам 1, 11 и 111 групп; военнослужащим срочной службы; лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения, больным открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания; иностранцам и не проживающим постоянно в Беларуси лицам без гражданства. В случае возникновения в период отбывания лицом наказания в виде ограничения свободы указанных обстоятельств, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Уклонение от отбывания ограничения свободы в соответствии со ст. 415 УК влечет наказание в виде лишения свободы до трех лет.

Лишение свободы (ст. 57 УК) отбывается совершеннолетними мужчинами в исправительных колониях-поселениях, в исправительных колониях общего, усиленного, строгого и особого режима, в тюрьме; женщинами – в исправительных колониях-поселениях, исправительных колониях общего и строго режима, в тюрьме. Несовершеннолетние отбывают это наказание в воспитательной колонии. Вид колонии определяется в зависимости от формы вины, тяжести преступления, рецидива. Суд имеет право ужесточать или смягчать вид режима осужденному при наличии соответствующих мотивов, за исключением случаев особо опасного рецидива.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до десяти лет. За особо тяжкие преступления – до 15 лет, а если эти преступления сопряжены с посягательством на жизнь человека – до 25 лет. Несовершеннолетним наказание в виде лишения свободы не может превышать 12 лет. Заключение в тюрьме назначается на часть всего срока и не может превышать пяти лет. Срок лишения свободы за неосторожные преступления не может превышать семи лет. При назначении наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров срок лишения свободы может быть больше, чем 25 лет. При отбытии в таком случае лицом свыше 20 лет лишения свободы, суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может освободить осужденного от отбывания части наказания, превышающей 20 лет лишения свободы.

Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста, побег из места лишения свободы и ареста влечет ответственность по ст.ст. 413, 414 УК.

4. Исключительные виды (меры) наказания.

Исключительный характер смертной казни и пожизненного заключения заключается в том, что они практически исключают достижение такой цели уголовной ответственности, как исправление осужденного. Поэтому эти виды наказания применяются только за совершение особо опасных преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает ряд особых гарантий при рассмотрении дел о преступлениях, за которые могут быть назнчены исключительные виды наказания. Такие дела рассматриваются областным судом, в деле должен участвовать защитник и т.д.

Сегодня в мире смертная казнь не применяется более чем в ста странах. В Беларуси в 1996 году был проведен референдум по вопросу отмены смертной казни, большинство населения высказалось за ее использование. Практика назначения белорусскими судами наказания показывает, что судебная система страны двигается в направлении фактического неприменения смертной казни.

Пожизненное заключение допускается как альтернатива смертной казни (ст. 58 УК) за совершение умышленных преступлений, сопряженных с лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. По отбытии 20 лет заключения суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может заменить бессрочное заключение на лишение свободы сроком до пяти лет.

Пожизненное заключение не назначается лицам, совершившим преступление до 18-ти лет, женщинам, мужчинам старше 65 лет.

Осужденные к пожизненному заключению отбывают наказание в колонии особого режима.

Смертная казнь (ст. 59 УК) применяется в виде расстрела за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. В порядке помилования она может быть заменена пожизненным заключением. Смертная казнь не применяется к тем же лицам, которым не может быть назначено пожизненное заключение.

Вопросы по теме:

  1. В чём состоит практическое значение построения системы из видов наказания?
  2. Чем отличается наказание в виде общественных работ от исправительных работ?
  3. Чем отличается наказание в виде штрафа от взыскания ущерба, причинённого преступлением?
  4. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью.
  5. Чем отличается наказание в виде конфискации имущества от специальной конфискации?
  6. Чем отличается арест от лишения своды?
  7. В чём отличие ограничения свободы от исправительных работ?
  8. Каковы виды исправительных колоний при назначении наказания в виде лишения свободы?
  9. Когда отбытие наказания назначается в тюрьме?
  10. В чём состоит исключительность пожизненного заключения и смертной казни?