Налог на земельный участок казахстан

Налог на земельный участок казахстан

  • Колл-центр ПНК
  • / Вопрос 002746

Вопрос 002746

как рассчитать земельный налог

Автор вопроса: Жанар

Размещено 1 ноября 2013 12:00 Категориянет Просмотров 15082 Год 2013 Степень риска Высокая

Ответ

Здравствуйте! Согласно п.1 ст.373 Налогового кодекса, плательщиками земельного налога являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности; на праве постоянного землепользования; на праве первичного безвозмездного временного землепользования. Земельный налог в соответствии с п.п.1 п. 5 ст.372 Налогового кодекса на основании документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного землепользования. Согласно ст. 381 Налогового кодекса базовая налоговая ставка на земли населенного пункта – г. Алматы установлена в размере 0,96 тенге за 1 м2 площади, занятой жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем. Статьей 382 Налогового кодекса установлено, что придомовым земельным участком считается часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома (жилого здания) и не занятая жилым домом (жилым зданием), в том числе строениями и сооружениями при нем. Придомовые земельные участки подлежат налогообложению по следующим базовым налоговым ставкам, при площади до 1000 квадратных метров включительно — 0,20 тенге за 1 квадратный метр на площадь, превышающей 1000 квадратных метров — 6,00 тенге за 1 квадратный метр. Физические лица уплачивают в бюджет земельный налог не позднее 1 октября текущего года.

Автор ответа: Налоговый департамент по городу Алматы

Поделиться ссылкой:

Налог на землю, как уплачивать и сдавать отчетность по земельному налогу ТОО и ИП

  • Кто платит земельный налог
  • Ставки налога на землю
  • Единый земельный налог для СНР
  • Сроки уплаты налога

Ставки земельного налога зависят от целевого назначения земель, а условия оплаты

Кто платит земельный налог

Ставки налога на землю

Категория населенного пункта

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов, кроме земель, занятых жилищным фондом (тенге)

Базовые налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями (тенге)

Города областного значения

Города районного значения

Города областного значения

Города районного значения

Остальные города областного значения

85% от ставки, установленной для областного центра

Остальные города районного значения

75% от ставки, установленной для областного центра

Площадь земельных участков

От 501 до 1000 га включительно

0,15% от оценочной стоимости с 500 га + 0,3% от оценочной стоимости с площади земель, превышающей 500 га

От 1001 до 1500 га включительно

0,3% от оценочной стоимости с 1000 га + 0,45% от оценочной стоимости с площади земель, превышающей 1000 га

от 1501 до 3000 га включительно

0,45% от оценочной стоимости с 1500 га + 0,6% от оценочной стоимости с площади земель, превышающей 1500 га

0,6% от оценочной стоимости с 3000 га + 0,75% от оценочной стоимости с площади земель, превышающей 3000 га

ИП на СНР сдают только декларацию по итогам года.
Единый земельный налог уплачивается по месту нахождения земельного участка два
раза в год: за период с 1 января до 1 октября – до 10 ноября текущего года, за период с 1
октября до 31 декабря – до 10 апреля следующего года. Также сдается декларация по
итогам года.

Налог на земельный участок казахстан

Г. Шахворостова, сертифицированный бухгалтер-практик (САР)

КАК МОЖНО РАССЧИТАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ И НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПО ПРИОБРЕТЕННОМУ ИМУЩЕСТВУ?

Фирма приобрела здание и земельный участок в июне 2014 года, необходимо сдать форму 701.01. Как можно произвести расчет: налог на имущество = (первоначальная стоимость × 1,5%) / 4 или на 2; земельный налог = (площадь × базовую ставку × коэффициент) / 4 или на 2?

Налог на имущество. В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса плательщиками налога на имущество являются юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории РК. Налоговой базой по объектам налогообложения юридических лиц является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения определяется как 1/13 суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и 1-ое число месяца периода, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 398 Налогового кодекса юридические лица исчисляют налог на имущество по ставке 1,5% к налоговой базе. Суммы текущих платежей налога вносятся равными долями не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября налогового периода. В случае поступления в течение налогового периода объектов налогообложения текущие платежи по налогу на имущество увеличиваются на сумму, определяемую путем применения налоговой ставки к 1/13 первоначальной стоимости поступивших объектов налогообложения, определенной по данным бухгалтерского учета на дату поступления, умноженной на количество месяцев текущего налогового периода, начиная с месяца, в котором объекты налогообложения поступили, до конца налогового периода. При изменении налоговых обязательств по налогу на имущество в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно. Сумма, на которую подлежат увеличению текущие платежи, распределяется равными долями по срокам не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября соответственно. При этом первым сроком уплаты текущих платежей является очередной срок, следующий за датой поступления объектов налогообложения.

Таким образом, если здание приобретено в июне, оно будет отражено в бухгалтерском балансе по состоянию на 1 июля, 1 августа, 1 сентября, 1 октября, 1 ноября, 1 декабря и 1 января 2015 г., всего 7 месяцев. Расчет суммы налога, если допустить, стоимость здания 500 000 тенге:

500 000 тенге / 13 мес. × 7 мес.× 1,5% = 4 038 тенге.

Полученную сумму необходимо разделить на 2, т. к. расчет текущих платежей необходимо представить до 15 августа, а 1-ым сроком уплаты налога в сумме 2 019 тенге будет 25 августа, 2-ым в сумме 2 019 тенге — 25 ноября.

Расчет налога на имущество можно посмотреть по ссылке.

Земельный налог. В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются юридические лица, имеющие объекты обложения:

1) на праве собственности;

2) на праве постоянного землепользования;

3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

Объектом налогообложения является земельный участок. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка. Исчисление налога производится путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку. При предоставлении государством права собственности, права постоянного или первичного безвозмездного временного землепользования на земельный участок, налогоплательщик исчисляет земельный налог, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления таких прав на земельный участок.

В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса юридические лица самостоятельно исчисляют суммы земельного налога путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе. Юридические лица обязаны исчислять и уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу. Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года. При возникновении налоговых обязательств в течение налогового периода 1-ым сроком уплаты текущих сумм налога является очередной срок, следующий за датой возникновения налогового обязательства по уплате земельного налога. В случае передачи в течение налогового периода прав на объекты налогообложения сумма налога исчисляется за фактический период владения земельным участком.

Сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения земельным участком лицом, передающим данные права, должна быть внесена в бюджет до или в момент государственной регистрации прав. При этом первоначальным плательщиком исчисляется сумма налога с 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает земельный участок. Последующим плательщиком исчисляется сумма налога за период с начала месяца, в котором у него возникло право на земельный участок.

При изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода расчет текущих платежей представляется не позднее 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября текущего налогового периода по объектам налогообложения по состоянию на 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября, соответственно.

Таким образом, сумма земельного налога, по участку, приобретенному в июне, будет рассчитана следующим образом:

Базовая ставка × коэффициент х площадь земельного участка / 12 мес. × 7 мес.

Полученная сумма делится на 2, т. к. расчет должен быть представлен до 15 августа, а уплатить суммы необходимо до 25 августа и 25 ноября.

Как рассчитать земельный налог в РК

Если вы владеете земельным участком, то согласно Налоговому кодексу РК обязаны платить за него налог. Расскажем, кто и в какие сроки должен вносить плату и как рассчитать земельный налог на собственность правильно.

Фото: Онлайн юрист

Земельный налог в РК: кто платит, льготы

Земельный налог должны выплачивать физические лица, в частности:

  • те, кто имеет земельный участок (частный дом или дачный участок);
  • жильцы многоквартирных домов (вместе с недвижимостью обладают земельной долей, на которой расположен дом);
  • те, кто получил право временно или постоянно пользоваться землей.

Владельцы фермерских хозяйств пополняют государственную казну по другой системе.

Для некоторых налогоплательщиков предусмотрено льготное освобождение от выплат. Регулярный налог на землю не оплачивают такие категории граждан Республики Казахстан, как:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • советские ветераны труда и тыла;
  • граждане с инвалидностью;
  • дети людей с удостоверением инвалидов детства;
  • сироты;
  • дети, лишившиеся родительской опеки до совершеннолетия (18 лет);
  • граждане, вышедшие на пенсию и не имеющие родственников;
  • многодетные матери.

Если льготники сдают свое земельное имущество в аренду или применяют его в предпринимательских целях, они обязаны выплачивать подоходный налог.

Если земельный объект находится в собственности группы граждан, налог делится между всеми владельцами согласно их доле во владении землей.

Фото: Google Plus

Как рассчитать земельный налог: ставка, сроки

Земельный налог РК рассчитывается исходя из того, занята ли площадь постройками жилищного фонда. Также базовая ставка варьируется исходя из места жительства.

Для дачных и подсобных земельных владений ставка налога такая:

  • за участок площадью до 0,5 га платится 20 тенге за 0,01 га;
  • за площадь в 0,5 га установлена оплата в 100 тенге за 0,01 га.

Участки, которые принадлежат населенным пунктам и заняты жилищными и общественными постройками, облагаются налогом за квадратный метр.

Вот налоговые ставки для таких земельных площадей:

  • в Астане и Алматы базовый налог взымается в сумме 0,96 тенге;
  • большие города (Актау, Тараз, Караганда, Павлодар, Уральск, Шымкент и др.) облагаются суммой в 0,58 тенге;
  • города, входящие в Алматинскую и Акмолинскую области, а также другие населенные пункты областного значения РК платят государству по базовой ставке в 0,39 тенге;
  • в городах районного значения налог за квадратный метр составляет 0,19 тенге;
  • в поселках — 0,13 тенге;
  • в селах взимается налог в 0,9 тенге.

Помимо этого, облагаются налогом земельные владения, примыкающие к домам. Они территориально принадлежат населенным пунктам и нужны для содержания жилищного хозяйства.

Рассказываем, как по ним производится расчет земельного налога в РК, пример — придомовая территория в Астане:

  • за один метр на участке до 1000 квадратов платится 0,2 тенге;
  • на участках от 1000 квадратов налог оплачивается из расчета 6 тенге за 1 метр.

Эти же ставки действительны для Астаны и других областных городов.

Оплата за придомовые территории других населенных пунктов Казахстана рассчитывается так:

  • за площадь до 5000 квадратов выплачивается 0,2 тенге за метр;
  • участки более 5000 квадратных метров облагаются пометровым налогом в 1 тенге.

Для физических лиц налог на землю высчитывается государством 1 августа каждого года.

Оплатить полную сумму налога граждане РК обязаны до 1 октября того же года. В случае задержки оплаты взимается штраф.

Юридическим лицам предписано высчитывать свои выплаты самостоятельно и подавать декларацию с расчетом налога до 31 марта каждого нового года.

Сумма налога может выплачиваться равными частями каждые три месяца: до 25 мая, 25 августа и 25 ноября.

Понимая алгоритм начисления земельного налога, вы будете знать, как и за что вам насчитывают выплаты, как рассчитать сумму самостоятельно, чтобы вовремя оплачивать налог и не сталкиваться с неприятностями в виде штрафов.

Налог на земельный участок казахстан

В настоящее время плата за землю в Республи­ке Казахстан осуществляется в виде земельного налога и арендной платы.

Земельный налог уплачивается на основе За­кона Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года.

Размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые во временное пользование госу­дарством, регулируется постановлением Прави­тельства Республики Казахстан «Об утверждении ставок платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землеполь­зование государством» от 8 мая 1996 года № 576.

Конкретный вид платежа зависит от прав на используемый земельный участок.

В свою очередь, права на землю регулируются Указом Президента Республики Казахстан, име­ющим силу Закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года.

До введения в действие вышеназванного Указа «О земле» земельные отношения в Казахстане ре­гулировались Земельным кодексом Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года, который, в свою очередь, заменил Земельный кодекс Казахской ССР от 21 июля 1971 года.

В каждом из трёх вышеназванных земельных законов устанавливались различные права на землю.

Согласно действовавшей в то время Конститу­ции Казахской ССР, признававшей только госу­дарственную собственность на землю, Земельным кодексом КазССР для всех землепользователей ус­танавливалось бесплатное право постоянного пользования или аренды.

Земельным кодексом Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года было установлено, что земля в Республике Казахстан находится в исключитель­ной собственности республики (статья 3), а зем­левладение и землепользование являются платны­ми (статья 36).

Одновременно устанавливались следующие виды прав на пользование землёй:

— пожизненного наследуемого владения зем­лёй для граждан Казахстана;

— постоянного владения землёй для сельско­хозяйственных и лесохозяйственных предприятий;

— постоянное или временное пользование зем­лёй для промышленных предприятий.

В соответствии с впервые установленной плат­ностью землепользования был разработан Закон «О земельном налоге», принятый Верховным Со­ветом Республики Казахстан 17 декабря 1991 года и введённый в действие с 1 января 1992 года, в соответствии с которым плательщиками земель­ного налога являлись физические и юридические лица, имеющие во владении или пользовании зе­мельные участки.

С развитием реформ и рыночных отношений Указом Президента Республики Казахстан, име­ющим силу Закона, «О земле» от 22 декабря 1995 года, в соответствии с ранее принятой на всена­родном референдуме новой Конституцией Респуб­лики Казахстан, было отменено право владения землёй и введено право частичной частной соб­ственности на землю и право выкупа права посто­янного пользования для граждан Казахстана и для отдельных категорий юридических лиц на земли отдельных категорий.

В связи с изменениями, происшедшими в зе­мельном законодательстве, изменился и состав плательщиков земельного налога. В настоящее время плательщиками земельного налога являются юри­дические и физические лица, имеющие в собствен­ности, постоянном пользовании или первичном безвозмездном временном пользовании земельные участки, кроме плательщиков единого земельно­го налога.

При введении в действие вышеназванного Указа «О земле» его статьёй 122 предусматривалось, что «граждане и негосударственные юридические лица, которые не выкупили право пользования, становят­ся постоянными землепользователями с правом пос­ледующего выкупа земельных участков в собствен­ность».

Подавляющее большинство юридических лиц, ранее обладавшие правом постоянного владения или пользования землёй, не торопились приобре­тать используемые ими земельные участки в соб­ственность или выкупать право постоянного пользования, поскольку, во-первых, вышеуказан­ным постановлением № 576 были установлены нереально высокие ставки платы за землю, а во-вторых, все реально понимали низкую ликвидность земельных участков на ещё не сформировавшемся рынке земли.

И вот тут, чтобы силовыми методами форси­ровать создание рынка земли и принудить юриди

ческие лица приобретать земельные участки в соб­ственность, принимается Закон Республики Ка­захстан от 14 июля 1997 года № 158-1 под неброс­ким и мало что говорящим названием «О внесе­нии изменений и дополнений и признании утра­тившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан по регулированию земель­ных отношений», которым негосударственные юридические лица лишались права постоянного землепользования и должны были используемые ими земельные участки выкупить в собственность или переоформить в краткосрочное или долгосроч­ное землепользование на условиях аренды до их выкупа в собственность.

Многие землепользователи не обратили вни­мание на эти изменения и как платили, так и про­должали платить земельный налог на прежних основаниях.

Местные органы власти также не поняли той выгоды, которую несёт данный Закон местным бюджетам, и не стали переоформлять старое пра­во на постоянное пользование на новые аренд­ные отношения. Отдельные же акимы, например, павлодарской и экибастузской областей поняли смысл изменений и не преминули им воспользо­ваться, что привело в итоге к громкому и шумно­му конфликту между ТОО «Богатырь Аксес Ко-мир» и павлодарскими властями.

На простом и условном примере рассмотрим разницу между земельным налогом и арендной платой за землю.

Допустим, небольшой щебёнчатый карьер -ТОО «Диабаз», т.е. негосударственное юридичес­кое лицо, имеющее земельный участок площа­дью 100 гектаров, расположенный в центре Ка­захстана на территории Карагандинской области на землях промышленности, оценённых в 10 бал­лов — имевший ранее право постоянного пользо­вания и являвшийся плательщиком земельного налога, в 1996 году должен был уплатить 25 тысяч тенге земельного налога.

Вышеназванным законом от 14 июля 1997 года он был лишён права постоянного пользования и должен был или выкупить земельный участок в собственность или переоформить его в аренду.

Для того, чтобы выкупить эти 100 га земли в собственность, ТОО согласно постановлению № 576 должно было заплатить по 19 тенге за каж­дый квадратный метр земли или за весь участок -19 миллионов тенге, ежегодно уплачивая при этом земельный налог.

Если же таких денег у него нет (а их наверняка нет), то с этой суммы он должен ежегодно упла­чивать как минимум 3% или 570 тысяч тенге в ка­честве арендной платы, которая почти в 23 раза превышает сумму ежегодного земельного налога.

И это при условии, что местные органы власти согласятся установить ему минимальную ставку арендной платы, разрешаемую постановлением № 576. Если же местные власти, по примеру пав

лодарцев, согласятся только на 5% ставки, то сум-ма арендной платы возрастёт до 950 тысяч тенге и всё будет в пределах Закона, а налогоплательщик будет разорён.

Поскольку верхний предел арендной ставки в постановлении № 576 не был ограничен, то мес- тные органы власти, в принципе, могли устано- вить её на любом уровне. Нам известен один из городов областного значения республики, где став­ка арендной платы за землю была установлена на уровне 14 процентов.

После получения вышеизложенной ситуации мы выступили в СМИ и провели разъяснитель- ные мероприятия в отдельных органах законода- тельной и исполнительной власти, что не должно быть ставки арендной платы, ничем не ограни­ченной сверху. С нами согласились, и постановле- нием Правительства Республики Казахстан от 13 августа 1998 года № 763 «Вопросы поддержки от- дельных отечественных производителей» в поста­новление № 576 была внесена поправка, ограни­чивающая ставку арендной платы за землю пятью процентами, и одновременно была исключена нижняя граница её.

Но тут уже стали возмущаться отдельные аки- мы, и постановлением Правительства Республи- ки Казахстан от 12 мая 1999 года № 566 «О внесе-нии изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 мая 1996 года № 576» была внесена устраивающая всех поправка, что при сдаче государством или государственными землепользователями земельных участков в арен- ду размер арендной платы устанавливается согла-шением сторон (договором), но при этом ниж- ний предел арендной платы не может быть мень- ше 80 процентов от размера земельного налога, а верхний предел — не должен превышать 120 процентов.

Однако, насколько нам известно, арендные договоры между негосударственными юридичес- кими лицами и местными органами власти не по- лучили широкого распространения, в результате чего мы имеем недостаточно чёткое правовое поле по взиманию платежей за землю, что наносит определённый ущерб вечно нуждающимся в деньгах местным бюджетам, поскольку налоговые органы не очень интересуются неналоговыми поступле­ниями, а местные органы власти предпочитают выпрашивать трансферты из республиканского бюджета, а не вести собственную активную экономическую политику.

Оплата налога на землю: где, как и сколько

Кто оплачивает налог на землю?

1. Плательщиками налога на землю являются физические и юридические лица:

1)на праве собственности;

2)на праве постоянного землепользования;

3)на праве безвозмездного временного землепользования.

Налогооблагаемый объект

Объектом налогообложения является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок – земельная доля).

Налоговая база – площадь земельного участка и (или) земельной доли.

Как исчисляется и как уплатить налог на землю?

Исчисление налога производится путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, обязаны исчислять и уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по земельному налогу. Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями в сроки не позднее 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября текущего года. Окончательный расчет и уплата земельного налога производится в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.

Когда подается налоговая отчетность?

Декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган по местонахождению объектов обложения не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Расчет текущих платежей по земельному налогу представляется не позднее 15 февраля текущего налогового периода.

Налогоплательщик представляет в срок не позднее десяти календарных дней до наступления очередного (в течение налогового периода) срока уплаты текущих платежей:

  • расчет текущих платежей — при возникновении налоговых обязательств в течение налогового периода, за исключением возникших после последнего срока уплаты текущих платежей;
  • дополнительный расчет текущих платежей с соответствующей корректировкой размеров таких платежей и распределением их равными долями на предстоящие сроки уплаты — при изменении налоговых обязательств по земельному налогу в течение налогового периода.

При возникновении налоговых обязательств после последнего срока уплаты текущих платежей налогоплательщики расчет текущих платежей не представляют.

Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом.

Граждане уплачивают в бюджет земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за отчетным годом. (пример – налог за 2017 год уплачивается не позднее 1 октября 2018 года).

Сколько? Ставки налога на земли

Вид населенного пункта

Базовые ставки налога на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые ставки налога на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)