Налоговые правонарушения анализ

Налоговые правонарушения и ответсвенность за их совершение

Главная > Реферат >Финансы

Глава 1. Общие вопросы налоговых правонарушений

1.1. Понятие налогового правонарушения


1.2. Причины возникновения налоговых правонарушений


1.3. Состав и признаки налогового правонарушения

Глава 2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения

2.1. Юридическая ответственность за совершение налогового правонарушения

2.2. Принципы установления и применения налоговых санкций

2.3. Ответственность налогоплательщиков

2.4. Ответственность иных обязанных лиц

Глава 3. Анализ выявления налоговых правонарушений на примере предприятия ООО «УралСиб»

3.1. Общая характеристика предприятия

3.2. Характеристика финансовых показателей деятельности предприятия

3.3. Анализ выявления налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Список использованной литературы

Быстрая смена событий в течение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политики государства, что в свою очередь привело к принятию огромного числа нормативно-правовых актов в этой сфере.

В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.1992 г., на территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Любой гражданин является одновременно и налогоплательщиком и потребителем социальных благ. Но, как налогоплательщик он стремится к минимизации налоговых платежей, считая, что это приводит к повышению благосостояния, а как потребитель требует улучшения социального уровня.

Своими противоправными действиями хозяйствующие субъекты наносят не только прямой ущерб государству в виде недополученных сумм в бюджет, но и косвенный ущерб, который заключается в том, что свои обязательства по содержанию социальной инфраструктуры они, как правило, стремятся возложить на бюджет.

Государство, в котором законодательные инициативы находят отклик и поддержку налогоплательщика, может достигнуть необходимой эффективности налогового регулирования и, как следствие, в таком государстве создаются необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. Именно в этом случае может быть достигнут максимальный результат, как в законотворческой работе, так и в работе самих налоговых органов, что в конечном итоге выразится в соблюдении налоговой дисциплины.

Проблема неуплаты налогов в нашей стране достаточно актуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и ее решение требует дополнительного изучения.

Основным объектом моего исследования являются налоговые правонарушения, совершённые субъектами налоговых отношений.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение сущности налоговых правонарушений, их виды и ответственность за их совершение.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

изучение понятий и значения налогового правонарушения;

рассмотрение причин возникновения налоговых правонарушений;

изучить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершения;

анализ налоговых правонарушений и ответственность за их совершение на предприятии ООО «УралСиб».

Глава 1. Общие вопросы налоговых правонарушений

Понятие налогового правонарушения

Основным документом, регулирующим налоговую систему РФ и устанавливающим общие принципы её построения, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации – это систематизированный законодательный акт, в котором содержаться нормы налогового права.

До принятия Налогового Кодекса отсутствовало четкое, ясное налоговое законодательство, предупредительные процедуры, нечетко формулировался состав налоговых нарушений, что давало возможность налоговым органам трактовать налоговое законодательство в свою пользу. Способствовало этому отсутствие четкой и ясной процедуры доведения до каждого налогоплательщика многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которые издавали уполномоченные органы исполнительной власти. Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку в расчете налогов предприятия-налогоплательщики сурово наказывались. Все это привело к тому, что к моменту принятия НК РФ задолженность предприятий-налогоплательщиков во все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась в два раза больше, чем основная недоимка предприятий. Поэтому при подготовке и принятии Налогового Кодекса было принято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговые правонарушения.

В результате в Кодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактически только два. В одних случаях меры ответственности устанавливаются в процентном отношении к сумме налоговых нарушений, а в других – в четко фиксированной сумме.

Принципиально новым в Налоговом Кодексе РФ стало то, что было дано четкое определение понятия налогового правонарушения.

Согласно ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена законодательная (НК РФ) ответственность.

Причины возникновения налоговых правонарушений

Причины возникновения налоговых правонарушений в России всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок, и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но есть и другие предприятия зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором – существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Можно встретить другую классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов:

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения. Лица, интересы которых государство при этом ущемляет, проводя такую политику, путём уклонения от уплаты налогов, оказывают определённое противодействие данному процессу.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем, нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов.

Состав и признаки налогового правонарушения

Не всякое отрицательное деяние участника налоговых правоотношений может быть квалифицировано, как правонарушение, влекущее за собой юридическую ответственность. Чтобы деяние повлекло за собой ответственность оно должно иметь состав правонарушения. Состав правонарушения это система объективных и субъективных элементов деяния. Как всякая система состав правонарушения состоит из ряда взаимосвязанных подсистем и элементов. Отсутствие хотя бы одной подсистемы или элемента состава правонарушения приводит к распаду системы, т.е. отсутствию состава правонарушения в целом.

В юридической науке выделяют следующие признаки правонарушений:

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговое правонарушение

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Ст. 108 НК РФ раскрывает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;

НК РФ различает степень виновности налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений. Так, противоправное деяние может быть совершено умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействий). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно и могло это осознавать.

Согласно ст. 114 НК РФ, налоговой санкцией является мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ.

Если налогоплательщик совершил два или более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является НК РФ. Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен VI раздел НК РФ.

НК РФ является не единственным источником, в котором закреплена ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере повлекла их разделение на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие административную ответственность. Регламентирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнообразным характером.

Противоправность деяния и наличие санкции за данное деяние являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые образуют его состав. Налоговым правонарушением признается действие (бездействие) при одновременном наличии 4 элементов: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны.

Элементы налогового правонарушения

Урегулированные и защищенные законом блага и ценности, которым наносится вред противоправными действиями (бездействиями) Его составные части:

  • Установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
  • Порядок учета налогоплательщиков.
  • Порядок составления налоговой отчетности.

Объективная сторона налогового правонарушения

Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность.

Субъективная сторона налогового правонарушения

Юридическая вина в форме умысла или неосторожности.

Субъект налогового правонарушения

Лица, совершившие правонарушение:

  • Налогоплательщик.
  • Плательщик сборов.
  • Налоговый агент.

Лица, способствующие осуществлению налогового контроля:

(кредитная организация выступает в качестве особого субъкта правонарушения).

Существуют основания для того, чтобы деяние было квалифицировано как налоговое правонарушение, за которое наступает ответственность.

3 основания отнесения деяния к налоговому правонарушению:

  1. Нормативное — деяние должно быть соответствующим образом закреплено нормой, определяющей ответственность за совершение данного деяния.
  2. Процессуальное — акт уполномоченного органа в наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение.
  3. Фактическое — есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые санкциями.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающуюся сумму налога;
  • привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
  • никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда;
  • лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • если вина налогоплательщика не доказана, то и санкции не могут применяться к налогоплательщику.

Налоговая санкция

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл.16 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет и превентивное значение — предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

  • В арбитражный суд — при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;
  • В суд общей юрисдикции — при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем;

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Субъектом ответственности может стать организация либо физическое лицо не младше 16 лет (ст. 107 НК РФ).

Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога.

Если в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговые органы выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет более жесткая.

Обстоятельства, исключающие вину

Помимо форм вины существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. В ст. 111 и ст. 112 НК РФ приведены обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения:

  • вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельсв;
  • если лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • использование налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам законодательства о налогах и сборах подготовленных финансовым органом;

Представленный в статье перечень обстоятельств, также как и в ст. 111 НК РФ, является открытым. Это означает, что суды и налоговые органы на свое усмотрение могут признать то или иное обстоятельство смягчающим со всеми закрепленными в Кодексе последствиями.

Лицо не может быть привлечено к отвественности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истичение сроков давности привлечения к отвественности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответсвенности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств:

  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения;
  • в силу материальной, служебной или иной зависимости;

В НК РФ определено, что наличие хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, влечет снижение размера налоговой санкции не менее чем в два раза. В п. 3 статьи 114 НК РФ представлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, следовательно, суд и налоговый орган по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, количества смягчающих обстоятельств, личности налогоплательщика или его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Также в НК РФ прописаны отягчающие обстоятельства, при наличии которых ответственность за налоговое правонарушение должна быть увеличена.

Плательщик считается привлеченным к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции. Совершение в этот промежуток времени аналогичного правонарушения будет являться отягчающим обстоятельством и основанием для увеличения штрафа на 100%.

Согласно п. 2 статьи 108 НК РФ, никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. В соответствии с п. 8 ст. 101 НК РФ в решении инспекции о привлечении лица к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного правонарушения и приведены ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Неисполнение налоговым органом данного требования означает недоказанность наличия события налогового правонарушения в действиях плательщика.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечению которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за его совершение.

Срок, в течение которого может быть взыскана налоговая санкция, исчисляется с даты составления акта налоговой проверки (камеральной или выездной), а не вынесения решения по ее результату. Данный срок является пресекательным, т. е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений, а также налоговая и административная ответственность за их совершение представлены в статьях Налогового кодекса с 116 по 135 и статья 75.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им налогоплателыцику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).

В целях обеспечения налогового контроля должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 91 НК РФ при соблюдении установленных законодательством условий пользуются правом беспрепятственного доступа на территорию или в помещение налогоплательщика.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей.

Непредоставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Непредоставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность — общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т. е. применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий:

  • противоправного поведения;
  • вреда (ущерба);
  • причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом);
  • вины нарушителя установленных правил поведения.

Налоговый кодекс РФ установил ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства (ст.116-127 НК РФ).

Уголовная ответственность за совершение налогового правонарушения

Уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений предусмотрена также в 22 главе Уголовного кодекса — «Преступления в сфере экономики».

Нормы уголовного права, относящиеся к уголовным преступлениям по неуплате налогов и сборов, существенным образом изменились с 1 января 2010 года. В результате этих изменений произошел вывод из уголовной сферы части норм, относящихся к вопросам неуплаты налогов и сборов.

Четыре статьи Уголовного кодекса, устанавливают уголовную ответственность за налоговые преступления (статьи 198, 199, 199.1, 199.2).

Субъектом, т. е. лицом привлекаемым к уголовной ответственности, может быть только физическое лицо, даже в случаях, когда некое уголовное деяние касается организации. Таким образом, когда речь идет об уголовном преступлении, выражающемся в уклонении от уплаты налогов, к ответственности будут привлекаться конкретные люди, в частности это могут быть директор или главный бухгалтер, а в определенных случаях — учредители.

К уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов могут быть привлечены лишь вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Различают три вида деяний, которые образуют состав уголовного преступления в сфере налогов и сборов:

  1. Уклонение от уплаты налогов и сборов;
  2. Неисполнение обязанностей налогового агента;
  3. Сокрытие денег и имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов.

Согласно ст. 198 УК РФ, уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до одного года.

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1800000 рублей.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9000000 рублей.

Согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2010 г., лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа.

Статья 199 УК РФ также рассматривает уклонение от уплаты налогов или сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем представления заведомо ложных сведений, но касаемо организаций. Такое деяние, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное:

  • группой лиц по предварительному сговору;
  • в особо крупном размере наказывается:
    • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей
    • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет
    • либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 199.1. устанавливает ответственность налогового агента за неисполнение им в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

Такое правонарушение, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 100000 до 300000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;
  • либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

И для 199, и для 199.1 УК РФ статьи:

  • крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6000000 рублей;
  • особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10000000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30000000 рублей;

Согласно ст. 199.2 УК РФ, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, наказывается:

  • штрафом в размере от 200000 до 500000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;
  • либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является. Согласно п. 2 ст. 14 УК РФ, не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и Административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется. Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения к уголовной ответственности.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.12.2015 2015-12-03

Статья просмотрена: 5206 раз

Библиографическое описание:

Баташева Ф. А., Баташева Э. А. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 474-479. — URL https://moluch.ru/archive/103/23931/ (дата обращения: 22.10.2018).

В Налоговом Кодексе Российской Федерации дается четкое определение понятия «налоговое правонарушение».

Налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) действие (бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлены соответствующие меры ответственности [2, c. 134].

В данном определении содержится юридически значимых признаков налогового правоотношения.

  1. Налоговое правонарушение представляет собой противоправное деяние, т. е. действие, которое нарушает нормы налогового законодательства. В качестве налогового правонарушения рассматриваются только те деяния, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Формой осуществления деяния может быть либо действие, либо бездействие. Например, в качестве действия может выступать отказ от предоставления налоговым органом необходимых документов и сведений, а бездействием считается, например, непредставление налоговой отчетности в налоговые органы.
  2. Налоговое правонарушение совершается виновно либо по неосторожности, либо умышленно. Вина выступает обязательным признаком налогового правонарушения. Если в действиях лица будет признано отсутствие вины, то Налоговым кодексом исключается возможность применения санкций к данному налогоплательщику.
  3. Налоговое правонарушение должно повлечь за собой вредные последствия, которые могут выражаться в нанесении ущерба, нарушении прав и т. д., причем должна быть установлена причинно-следственная связь между самим деянием и наступлением последствие. Например, чтобы применить положения п.1 ст.112 НК РФ необходимо установить взаимосвязь между неуплатой налога и вызвавшей его причинной — занижением налоговой базы. [1, c. 226].
  4. Налоговое правонарушение должно быть наказуемо, т. е. его совершение приводит к наступлению негативных последствий для налогоплательщика в виде применения налоговых санкций.

Все вышеперечисленные признаки свойственны всем налоговым правонарушениям. Однако каждое фактическое правонарушения имеет свой собственный состав, который и является основанием для привлечения к ответственности.

Для анализа налоговых правонарушений необходимо их классифицировать. Выделяют различные классификации налоговых правонарушений.

По характеру и направленности налоговые правонарушения условно подразделяются на четыре группы:

  1. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116–117 НК РФ)
  2. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119–120 НК РФ)
  3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
  4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125–129.1 НК РФ) [1, c. 229].

По объекту налоговые правонарушения классифицируются на:

а) налоговые правонарушения, непосредственно связанные с осуществлением налоговых платежей и влекущие напрямую финансовые потери государства;

б) налоговые правонарушения, связанные с несоблюдением установленного порядка управления в налоговой сфере.

В зависимости от направлений деятельности различают следующие виды налоговых правонарушений

 правонарушения, связанные с системой налогообложения;

 правонарушения, связанные с нарушением прав и свобод налогоплательщиков;

 правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 правонарушения, связанные с нарушением исполнения контрольных функций налоговых органов.

 правонарушения, связанные с неисполнением системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

 правонарушения, связанные с неисполнением доходной части бюджетов.

В зависимости от субъектного состава выделяют следующие виды налоговых правонарушений:

 правонарушения, совершаемые физическими ликами, к таким правонарушениям может относится отказ эксперта или переводчика от участие в мероприятиях налогового контроля, ответственность свидетеля и т. д.;

 правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами, например, непредставление налоговых деклараций, непредставление сведений о счетах и т. д.

Налоговые правонарушения можно так же классифицировать по их составу. Например, по степени опасности выделяют такие виды правонарушений как основной, квалифицированный и привилегированный.

Основным считается состав налогового правонарушения, который содержит с только необходимую совокупность объективных и субъективных признаков. В данном случае не предполагается наличие каких-либо дополнительных признаков, которые влияют на уровень общественной опасности деяния. Например, в качестве простого состава налогового правонарушения могут рассматриваться нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления информации об открытых и закрытых счетах в банках, неуплата или неполная уплата сумм налога и т. д.

Квалифицированным признается такой состав налогового правонарушения, который требует для определения дополнительные признаки деяния, повышающие уровень общественной опасности совершенного правонарушения. Такими дополнительными признаками могут выступать: нарушение налогоплательщиком срока постановки на налоговый учет более чем на 90 дней, непредставление более чем 180 дней налоговой декларации в и т. д.

Привилегированным выступает состав налогового правонарушения, который требует для своего определения дополнительные признаки деяния, снижающие уровень общественной опасности содеянного. Такое встречается в налоговом законодательстве достаточно редко. В качестве привилегированного можно рассматривать состав налогового правонарушения, приведенный п.3 ст.126 НК РФ, — непредставление в установленный срок налогоплательщиком — физическим лицом в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Также существует классификация по видам ответственности, которую понесет правонарушитель в сфере налогов и сборов. В соответствии с ней налоговые правонарушения делятся на:

 преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах, ответственность за который предусмотрена Уголовным кодексом РФ;

 налоговое правонарушение с признаками административной ответственности, ответственность за которые наступает в связи с Кодексом об административных правонарушениях;

 налоговое правонарушение, ответственность за которое наступает в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, основным критерием такого разграничения выступает нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за его совершение.

Наиболее серьезными нарушениями, предусматривающими высокую общественную опасность выступают налоговые преступления. В соответствии с Уголовным кодексом ответственность в сфере налогообложения наступает в следующих случаях:

 при уклонении от уплаты таможенных платежей на основании ст.194 УК РФ;

 при уклонении от уплаты налогов и сборов с физических лиц на основании ст.198 УК РФ;

 при уклонении от уплаты налогов и сборов с организации на основании ст.199 УК РФ [4].

Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования. Для привлечения к уголовной ответственности должен иметь место не только сам факт совершения правонарушения, но и его сумма. Уголовная ответственность наступает при сокрытии налогов только в крупном и особо крупном размере.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, они оказывают косвенное влияние на законность в налоговых правоотношениях.

При совершении налоговых правонарушений не содержащих признаков преступления возникает проблема соотношения налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ.

Проведение сравнительного анализ налоговых и административных правонарушений позволило сделать следующий вывод. Административное правонарушение — это анстисоциальное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло либо могло повлечь наступление вредных последствий. При этом негативный эффект может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда.

В качестве налогового правонарушения выступает совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выразилось в неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ либо в нарушении установленных запретов или предписаний.

Все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых отношений, которые регулируются единым кодифицированным законодательным актом — НК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сфере правового регулирования налоговых отношений сформировалась группа однородных административно-правовых правонарушений, которая состоит как из непосредственно административных правонарушений (предусмотренных КоАП РФ), так и налоговых правонарушений (предусмотренных НК РФ).

Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены гл.16 и отдельные виды нарушений гл.18 НК РФ. Рассмотрим последовательно все виды налоговых правонарушений и проанализируем, как проявляет себя в конкретных нормах каждый из элементов состава правонарушения. [1, c. 229].

В главе 16 НК РФ перечислены все виды налоговых правонарушений и установлена ответственность за их совершение.

Проанализируем размер и динамику начисленных штрафных санкции и пени.

Рис. 1. Структура налоговых санкций за период 2012–2014 годов [17]

Начиная с 2012 года, структура налоговых санкций остается практически неизменной. Четверть задолженности — по штрафам. Три четверти по просрочке и неправильному исчислению платежей. В абсолютных значениях в 2012 году штрафные санкции составили 358’306’348 рублей, в 2013 году — 311’910’114 рублей, в 2014 году — 252’073’713 рублей. Это говорит нам о параллельном уменьшении сумм задолженности при сохранении структуры.

Разобрав тот факт, что структура остается неизменной на протяжении рассматриваемого периода, перейдем к оценке изменений долговых сумм по годам.

Для справедливого возмещения таких потерь и создан довольно широкий перечень санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах. Из теоретической части взяты штрафы, в общем, и пеня за просрочку.

Структура со временем не меняется, но при рассмотрении значений во времени, наблюдается уменьшение.

В 2013 году произошло снижение штрафных санкций на 13 % по сравнению с 2012 годом. А в 2014 году такое снижение продолжилось. Это свидетельствует об улучшении ситуации с финансовой дисциплиной.

Рис. 2. Динамика налоговых санкций 2012–2014 гг., тыс. руб. [17]

После оценки общей суммы штрафов можно провести анализ в разрезе федеральных, региональных, местных и налогов по специальным налоговым режимам.

Рис. 3. Динамика налоговых санкций по видам налогов

По итогам проведенного исследования можно отметить, что по всем показателям наблюдается снижение штрафов в бюджет. Из рис. 3 ясно, что санкции по федеральным налогам и сборам превышает остальные примерно в десять раз. Так, за два года штрафы по налогу на прибыль снизились на 7 %, по НДС на 15 %, а платежи за пользование природными ресурсами и вовсе на 90 %. По остальным федеральным налогам и сборам понижение на 17 %.

Нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налогов. Структура налоговых санкций по видам налогов приведена на рис. 4.

Рис. 4. Структура налоговых санкций по видам налогов в 2014 году

Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые правонарушения направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет. Неуплата налогов является главной причиной недоступления налогов в бюджет РФ. Основные правонарушения совершаются в отношении таких налогов как налог на прибыль организаций — 36 %, НДС — 28 %, налог на доходы физических лиц — 18 %.

Обобщение следственной практики по делам об уклонении от уплаты налогов показывает следующие категории должностных лиц, совершивших налоговые правонарушения: руководитель — 82 %; заместитель руководителя — 2 %; главный бухгалтер — 16 %.

Из выше представленных данных можно сделать вывод, что в основном уклоняются от налогов руководители (82 %). На наш взгляд, основная причина этого кроется в больших налогах. Руководителям выгоднее уклониться от налогов, чем заплатить их.

Основные способы совершения налоговых правонарушений приведены на рис. 5.

Из диаграммы видно, что основными способами совершения налогового правонарушения являются занижение объема реализованной продукции (43 %), прочие (23 %) и сокрытие выручки от реализации продукции (14 %).

Рис. 5. Основные виды налоговых правонарушений в 2014 году

Проанализируем налоговые правонарушения в разрезе отраслей промышленности (рис. 6).

Рис. 6. Налоговые правонарушения по отраслям в 2014 году

Из диаграммы видно, что наибольшее число нарушений налогового законодательства происходят в промышленности (23,30 %), торговле (17,40 %) и строительстве (17 %), а также прочие (24 %).

В итоге, рассматривая общую картину можно сделать ряд выводов.

Во-первых, это наблюдается общее снижение задолженностей и штрафных санкций, вытекающее из возможного снижения нарушений вообще.

Второе, это то, что при довольно большом снижении, остается неизменной структура в разрезе общей совокупности, за исключением отдельных элементов.

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — Н23 Москва: Проспект, КноРус, 2015. 1056 с.
  2. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавриата/ В. Г. Пансков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайд, 2012. — 368с.- Серия: Бакалавр;
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 — ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)
  4. http//bibliofond.ru

Похожие статьи

Cоотношение административной и налоговой ответственности.

Cоотношение административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное правонарушение, административная ответственность, налоговое законодательство, вид.

Ответственность за налоговые правонарушения

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ); Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом.

Налоговые правонарушения и ответственность.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговое правонарушение, налоговые санкции.

Виды налоговых правонарушений: а) ответственность налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов (ст. 13 Закона об основах налоговой.

Особенности применения мер ответственности за нарушение.

Налоговый кодекс РФ определяет, что «вина организации в совершении налогового правонарушения

Однако налоговое законодательство не предусматривает обязанность для крупнейшего

Также могут освобождаться от уплаты некоторых налогов, например, в.

К вопросу о соотношении административной и налоговой.

налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, административная ответственность, РФ, нарушение законодательства, налоговое правонарушение, область налогов, административное правонарушение, сбор.

Ответственность на уклонение от уплаты налогов.

Уклонение от уплаты налогов может рассматриваться в качестве налогового, административного правонарушения или уголовного преступления. Соответственно, и санкции за совершение такого деяния прописаны в трех законодательных актах.

Понятие налоговой ответственности и ее соотношение.

Ответственность за налоговые правонарушения установлены положениями НК РФ.

Налоговая ответственность применяется в виде санкций, имеющих денежное выражение, то

Кинсбурская В. А. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых.

. налоговая система, правонарушение, область налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, сбор, сфера налогов

профилактика, налоговые проверки, налоговые правонарушения, предупреждение правонарушений, налоговые деликты.

Налоговая ответственность как часть. | Молодой ученый

Среди правонарушений, заключающихся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, основное место занимают правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей.