Нарушение правил перевозки пассажиров коап

Нарушение правил перевозки пассажиров коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 11.14.2 КоАП РФ. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 11.14.2 КоАП РФ. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

1. Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

3. Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу неопределенного круга лиц —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

4. Посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Статья 12.23 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки людей

Новая редакция Ст. 12.23 КоАП РФ

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Статье 12.23 КоАП РФ

1. Объект административного правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, правила перевозки людей.

2. Объективная сторона ч. 1 данной статьи характеризуется действием или бездействием и выражается в несоблюдении правил перевозки людей. Для привлечения виновного к административной ответственности следует указывать, какое правило перевозки людей нарушено. Правонарушение считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, осуществляющего перевозку людей.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом вправе осуществлять только лицензиаты. Нарушение правил перевозки людей квалифицируется по ч. 2 ст. 12.23 в случае, если действие (бездействие) выразилось в форме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора, на грузовом прицепе, в кузове грузового мотоцикла и т.д.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020, N 12. Ст. 1093, N 50. Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169, N 9. Ст. 805, N 11. Ст. 956, N 13. Ст. 1178, N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377.

3. Субъективная сторона правонарушения выражается виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом правонарушения по данной статье выступает водитель транспортного средства, нарушивший правила перевозки людей, или должностное лицо, организующее перевозку людей без соблюдения установленных требований перевозки людей.

Другой комментарий к Ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект административного правонарушения — безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения. Непосредственным объектом административного правонарушения выступают правила перевозки людей.

2. Объективная сторона ч.1 ст.12.23 характеризуется действием (бездействием) и выражается в несоблюдении правил перевозки людей. Это может проявляться: в перевозке людей в кузове грузового автомобиля водителями, не имеющими удостоверения на право управления таким транспортным средством или имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории менее трех лет; в отсутствии у военного водителя допуска к перевозке людей на грузовых автомобилях; в перевозке людей в кузове грузового автомобиля с превышением количества оборудованных для сидения мест, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей; в организованной перевозке группы детей без осуществления в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей», или без взрослого сопровождающего.

Учитывая, что диспозиция ч.1 ст.12.23 является бланкетной, для привлечения виновного к административной ответственности следует указывать в каждом конкретном случае, какое правило перевозки людей нарушено.

Нарушение правил перевозки людей квалифицируется по ч.2 ст.12.23 в случае, если действие (бездействие) выразилось в форме перевозки людей вне кабины автомобиля, трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкций мотоцикла мест для сидения.

По юридической конструкции административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, образует формальный и сложный состав. Оно считается оконченным с момента начала движения транспортного средства, осуществляющего перевозку людей.

3. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. Как вытекает из содержания диспозиции ст.12.23, субъектом административного правонарушения может быть водитель транспортного средства, нарушивший правила перевозки людей; должностное лицо, организующее перевозку людей без соблюдения установленных Правилами дорожного движения требований перевозки людей.

Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

СТ 12.23 КоАП РФ

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Ст. 12.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует невыполнение водителем общих обязанностей и запретов, установленных в разд. 22 Правил дорожного движения РФ. Так, в п. 22.4 предусмотрено, что перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове. Начинать движение разрешается, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки (п. 22.7). В п. 22.8 установлен запрет на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

2. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, образует нарушение водителем запрета на перевозку людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения (п. 22.8 Правил дорожного движения).

В Правилах дорожного движения определены ряд условий, при которых возможно отступление от данного запрета:

— перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории C (при перевозке более восьми человек, включая пассажиров в кабине, — категорий C и D) и стаж управления транспортными средствами данной категории более трех лет (п. 22.1);

— перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (п. 22.2);

— число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (п. 22.3);

— проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов (п. 22.5).

3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения. Так, п. 22.2 Правил дорожного движения устанавливает запрет на перевозку детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой. При организованной перевозке группы детей их число в салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (п. 22.3 Правил дорожного движения). Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла (п. 22.9 Правил дорожного движения). В п. 22.6 Правил дорожного движения предусмотрено, что организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, а также Правилами, утверждаемыми Правительством РФ, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».

Под организованной перевозкой группы детей понимается организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами. Предметом регулирования данного нормативного правового акта являются требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов, автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.

4. Субъектами данных административных правонарушений могут быть водители транспортных средств, субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

5. Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).

Что грозит за нарушение правил перевозки людей?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Перевозка людей может осуществляться как в легковых автомобилях и автобусах, так и в специально оборудованных грузовых автомобилях. При этом водителю необходимо иметь права соответствующей категории и должны соблюдаться условия перевозки, предусмотренные правилами дорожного движения.

Примечание. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля допускается при наличии у водителя прав категории «C» или C1″ в течение трех и более лет. В случае перевозки людей в грузовом автомобиле в количестве 8 — 16 человек (включая пассажиров в кабине) необходимо наличие прав категории «D» или подкатегории «D1». При перевозке в грузовом автомобиле более чем 16 пассажиров (включая пассажиров в кабине) необходимо наличие у водителя прав категории «D» ( п. 22.1 ПДД).

Ответственность за нарушение правил перевозки людей установлена ст. 12.23 КоАП РФ. Можно выделить следующие нарушения правил.

Нарушение правил перевозки людей

Административная ответственность за нарушение правил перевозки людей предусмотрена, в частности, в следующих случаях:

1) перевозка людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (например, перевозка стоящих пассажиров в салоне маршрутного такси) (п. п. 22.3, 22.8 ПДД);

2) посадка (высадка) пассажиров до полной остановки транспортного средства, а также начало движения при незакрытых дверях или открытие дверей до полной остановки транспортного средства (п. 22.7 ПДД);

3) перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, за исключением лиц, сопровождающих груз или следующих за его получением (при условии, что эти лица обеспечены местом для сидения ниже уровня бортов) (п. 22.5 ПДД);

4) непроведение водителем грузового автомобиля инструктажа пассажиров перед поездкой о порядке посадки, высадки и размещения в кузове, а равно начало водителем грузового автомобиля движения, не убедившись, что обеспечены безопасные условия перевозки (п. 22.4 ПДД).

За нарушение указанных правил перевозки людей предусмотрен штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.23 КоАП РФ).

Перевозка людей вне кабины транспортного средства

Административная ответственность предусмотрена за перевозку людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения (п. 22.8 ПДД).

За нарушение указанных правил перевозки предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. (ч. 2 ст. 12.23 КоАП РФ).

Нарушение правил перевозки детей

Административная ответственность за нарушение установленных ПДД требований к перевозке детей предусмотрена, в частности, в следующих случаях (п. 22.9 ПДД):

1) перевозка детей младше 7 лет без использования детских удерживающих систем (устройств);

2) перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) без штатных ремней безопасности транспортного средства или детских удерживающих систем (устройств);

3) перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) на переднем сиденье автомобиля без использования детской удерживающей системы (устройства);

4) перевозка детей младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

За нарушение установленных ПДД требований к перевозке детей предусмотрен штраф для водителя в размере 3 000 руб. (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ).

Кроме того, административным законодательством предусмотрена ответственность за нарушение Правил организованной перевозки групп детей автобусами.

Так, например, несоответствие водителя, осуществляющего организованную перевозку групп детей, установленным требованиям влечет наложение штрафа на водителя в размере 3 000 руб. (ч. 4 ст. 12.23 КоАП РФ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177).

Перевозка детей в ночное время с нарушением установленных требований влечет наложение штрафа на водителя в размере 5 000 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев (ч. 5 ст. 12.23 КоАП РФ; п. 11 Правил).

Управление транспортным средством при отсутствии опознавательных знаков «Ограничение скорости» и «Перевозка детей» при организованной перевозке групп детей влечет предупреждение или штраф в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ; пп. 7.15(1) п. 7 Приложения к Основным положениям, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090; п. 8 Основных положений, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).

В случае совершения водителем деяния, одновременно содержащего составы двух и более административных правонарушений, ответственность водителя наступит по статье, предусматривающей более строгое наказание (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).

В случае уплаты штрафа за указанные правонарушения не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере ( ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Кроме того, за нарушение водителем автомобиля правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 264 УК РФ).

Ответственность за нарушения правил перевозки пассажиров на автотранспорте с 13 мая 2016 года

Статья 12.31.1 КоАП РФ ответственность за нарушение правил перевозки (в том числе для таксистов)

Данная статья призвана подробно объяснить работникам сферы перевозки, какая ответственность будет применяться с 13 мая 2016 года по статье 12.31.1 КоАП РФ. С этого числа согласно Федеральному закону № 133-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» вводится новая административная ответственность.

Как обычно, изменения законодательства в сфере обслуживания населения несут за собой увеличение штрафных санкций. Рассмотрим новую ответственность для водителей такси, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц подробнее.

И так, важные изменения, вводимые федеральным законом в статью 12.31.1 КоАП, касаются ее дополнением тремя новыми частями: 4, 5, 6.

Часть 4 статьи 12.31.1 КоАП

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

К особым условиям перевозки пассажиров и грузов относятся:

1) перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды;

2) перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности, с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами;

3) маршруты, проходящие по трудным участкам пересеченной местности;

4) движение трамваев на прямолинейных участках с большими уклонами;

5) движение троллейбусов на прямолинейных участках с уклонами*;

*Смотрите правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164216/005e34c932333ea5ba6ebab6a8576b45d1495b32/#dst100018

Часть 5 статьи 12.31.1 КоАП

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Информация, необходимая для водителей автотранспортного предприятия, должна в полном объеме доводиться до их сведения в виде:

Вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажей.

Каждый из вышеупомянутых инструктажей проводится на определенных этапах работы.

Вводный инструктаж— проводится со всеми водителями при приеме их на работу, вне зависимости от квалификации и рабочего стажа.

Предрейсовый инструктаж проводится:

при отправлении водителя по маршруту движения впервые;

при перевозке детей;

при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Сезонные инструктажи проводятся соответственно при смене сезонов, два раза в год, в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

И наконец, специальный инструктаж проводится со всеми водителями, в том случае, если до их сведения необходимо донести важную информацию:

Вступление в силу нормативно-правовых актов влияющих на работу водителей;

изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

Часть 6 статьи 12.31.1 КоАП

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — двадцати пяти тысяч рублей.

Полный текст Статьи 12.31.1 КоАП с 13 мая 2016 года:

КоАП РФ, Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

4. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях, предусмотренных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

5. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей, предусмотренного Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

6. Осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на водителей в размере одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — двадцати пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

ВОПРОС-ОТВЕТ

1. Я, водитель такси, что будет, в случае не прохождения мною предрейсового медицинского осмотра?

ВСЕ водители, работающие по найму обязательно должны проходить предрейсовые медицинские осмотры. Стандартная продолжительность рейса составляет одну рабочую смену, поэтому предрейсовый медицинский осмотр водитель обязан проходить ежедневно. Соответствующая отметка об этом заносится в путевой лист.

В случае ее отсутствия- штраф 3.000 рублей.

2.Обязательно ли проходить послерейсовые мед. осмотры? И какие категории водителей попадают под прохождение послерейсового осмотра?

Предположим вы- водитель автобуса, такси или занимаетесь перевозкой грузов. В таком случае вы обязаны проходить послерейсовые медосмотры.

3.Если у меня (водителя) не будет пройденного предрейсового или послерейсового медицинского осмотра, наложат штраф?

Об этом четко говорит часть 2 статьи 12.31.1 КоАП. В случае отсутствия записи о прохождении предрейсового или послерейсового осмотра предусмотрен штраф в размере 3.000 рублей.

4.Штраф за отсутствие медосмотра налагается только на водителя?

Цитируем вторую часть статьи 12.31.1 КоАП:

«2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.»

Как видно из текста статьи на должностные лица накладывается штраф в 5.000 рублей;

На юридические лица (организации)- 30.000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

5. Теперь штрафы за отсутствие путевого листа, отметки медосмотра, предрейсового осмотра будут выписывать не только физическим лицам?

Совершенно верно, теперь согласно нововведениям, подобные штрафы будут распространяться на ИП и юридических лиц. Штраф будет выписан водителю, а также ИП или ООО (предприятию) на которое оформлена лицензия, таким образом ответственность будет солидарно распределена.

6. Должен ли частный таксист возить с собой ЗАПОЛНЕНЫЙ путевой лист, если он едет без пассажиров?

В таком случае, путевой лист не должен заполняться, так как частный предприниматель в данном случае едет на своей машине.

7. Если лицензия оформлена на предприятие, то как быть с заполнением путевого листа?

В этом варианте путевой лист должен быть заполнен в любом случае.

Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 11.14.1 КОАП РФ

1. Нормы комментируемой статьи являются новыми для российской правовой системы и обусловлены они необходимостью упорядочения оказания транспортных услуг легковыми такси. В настоящее время данный вид деятельности достаточно востребован и реализуется любыми субъектами с многочисленными нарушениями действующего законодательства и норм настоящей статьи в том числе. Несмотря на введение в действие указанных правовых предписаний, рынок легковых такси остается в большинстве случаев хаотичным и неконтролируемым. Нередко в угоду прибыли водителями такси создается угроза безопасности их пассажиров, а также багажа или грузов.

Объектом правонарушений, регламентируемых настоящей статьей, выступают отношения по обеспечению безопасности пассажиров, грузов и багажа при их перевозке легковыми такси, т.е. создание таких условий, при которых отсутствует какой-либо риск реализации угрозы безопасности. Правила осуществления перевозки пассажиров, грузов и багажа определены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

2. Объективная сторона рассматриваемых деяний выражается в нарушении требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 в части осуществления перевозок легковым такси. Следует заметить, что объективная сторона деяний, предусмотренных настоящей статьей, в большинстве случаев выражается в форме бездействия, т.е. в неисполнении обязательных требований действующего законодательства.

Определяя объективную сторону рассматриваемых правонарушений, КоАП РФ ограничивается лишь общими положениями, отсылая к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Суть объективной стороны рассматриваемых деяний сводится к неисполнению следующих обязательных требований:

— отсутствие в салоне легкового такси обязательной информации. В соответствии с п. 37 Правил к числу такой информации относятся следующие сведения:

наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора — также фамилия кондуктора;

наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

указатели мест расположения огнетушителей;

указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил;

— невыдача пассажиру кассового чека или квитанции строгой отчетности, которые должны отражать следующие сведения о перевозчике:

наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси — делается запись «Квитанция на оплату пользования легковым такси, серия, номер». Серия и номер печатаются типографским способом;

наименование фрахтовщика — указываются наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика (перевозчика);

дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси: указываются число, месяц и год оформления квитанции на оплату пользования легковым такси;

стоимость пользования легковым такси цифрами и прописью: указываются взысканные с фрахтователя средства в рублях и копейках за пользование легковым такси. В случае если плата за пользование легковым такси осуществляется на основании тарифов за расстояние перевозки и (или) время пользования легковым такси, указываются показания таксометра, на основании которых рассчитывается стоимость пользования легковым такси;

фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

— отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.

В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси, в соответствии с подп. «в» п. 3 ч. 16 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечить прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

В соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» и утвержденными Минздравом России совместно с Минтрансом России Методическими рекомендациями «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» водители транспортных средств обязаны являться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии оснований для отстранения от работы, водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе медицинского осмотра, фамилию, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Несмотря на то что нормы комментируемой статьи являются сравнительно новыми, они уже нашли свое отражение и в судебной практике.

Так, по жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, Управления государственного автодорожного надзора по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы, мотивировав свое решение ненадлежащим сбором доказательств со стороны уполномоченного органа в части привлечения к административной ответственности индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозку пассажиров, грузов и багажа (см. подробнее: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2013 по делу N 06АП-3245/2013).

Верховный Суд РФ разъяснил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении. Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому не были предварительно разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ. Допущенные уполномоченным органом нарушения установленного порядка привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности по настоящей статье не позволяют реализовать меры ответственности в отношении данного предпринимателя. В этой связи судебными органами акты уполномоченного органа отменены.

3. Субъектом рассматриваемых деяний выступают в равной мере физические, юридические и должностные лица. Физические лица, привлекаемые к административной ответственности по настоящей статье, в большинстве случаев выступают в качестве водителей такси либо индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, грузов и багажа. Юридические лица по смыслу комментируемой статьи также должны рассматриваться в статусе перевозчиков, поскольку придание им иного статуса исключает возможность применения в отношении указанных субъектов мер ответственности, регламентированных настоящей статьей.

Особый интерес в данном случае представляют собой должностные лица. В большинстве случаев данная категория рассматривается применительно к осуществлению ими служебной деятельности в рамках уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления. Однако в данном случае подобный подход необоснован. В качестве должностных лиц по смыслу настоящей статьи следует рассматривать работников организации-перевозчика, в обязанности которых вменяется организация перевозочного процесса, соблюдение установленных правил перевозки пассажиров, грузов и багажа.

При определении субъектного состава рассматриваемого правонарушения следует обратить внимание на судебную практику.

Так, суд не согласился с доводами заявителя жалобы о том, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ, в связи с тем, что не получал разрешения, необходимого для осуществления деятельности по перевозке пассажиров, индивидуальным предпринимателем по следующим основаниям. По мнению суда, в соответствии с нормами ст. 11.14.1 КоАП РФ, отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, влечет наложение административного штрафа. Как следует из постановления должностного лица уполномоченного органа, проводившего проверку транспортного средства, местом работы нарушителя указано такси, что позволяет суду сделать вывод о том, что необходимое разрешение, на которое ссылается заявитель, должно было быть получено юридическим лицом, которое указано заявителем в постановлении по делу об административном правонарушении в качестве места работы, т.е. такси. Поскольку водитель такси также является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 11.14.1 КоАП РФ., действия должностного лица уполномоченного органа о привлечении лица к административной ответственности признаны судом законными и обоснованными (см.: решение Кировского районного суда г. Томска, вынесенное 24 мая 2012 г.) .

4. Субъективная сторона рассматриваемого деяния в большинстве случаев характеризуется умышленной формой вины. Поскольку для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц данный вид деятельности является профессиональной деятельностью, осуществляемой на постоянной основе, то в первую очередь указанные субъекты должны быть осведомлены о порядке и правилах ее осуществления. Водители также обладают необходимой информацией о порядке прохождения медицинских осмотров и иных предъявляемых к ним законом требованиях, нарушение которых влечет за собой применение мер административной ответственности. Однако в отношении водителей субъективная сторона не исключает и неосторожной формы вины.