Наследственное право в древнем египте

Право Древнего Египта

Источники права Древнего Египта: обычаи, законы царей, распоряжения знати (первого помощника фараона).

Право собственности. Вся земля в Египте — собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.

Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э. в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.

Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.

Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

Билеты 2013игпзс / 7_Право древнего Египта

Право древнего Египта.

1) Первый законодатель – первый фараон 1 династии – Менес.

2) Кодификатор религиозного права – фараон Сасихис (5 династия)

3) Сесосис (5 династия) учредил военное сословие.

4) Бокхорис (24 династия) – кодифицировал гражданское право

5) Персидский царь Дарий 1 видимо, во время вхождения Египта в Персидскую империю подтвердил постановления предшественников.

— законы как общая норма – lex generalis – появились в эпоху Среднего царства

— декрет, указ – lex specialis – один из самых древних источников египетского права, но и самый распространенный

— царские клятвы – фактически – средство формального закрепления определенного юридического факта

— прецедент (самые точные сведения – об эпохе Нового царства). Применялся в основном для решения административных дел. Основной источник – архивы кенбетов

— обычное право. На него указывают следы матриархата в вопросах о наследовании престола. Но более точных данных нет

Развиты начала нотариата. Указывалась дата составления документа, иногда свидетели.

Уголовное право Древнего Египта.

УП Древнего Египта представлено в основном актами по процессам грабителей гробниц эпохи Нового царства.

Египтяне различали понятия субъекта и объекта преступления. Высший слой населения защищен сильнее остальных. При расследовании египтяне старались установить степень виновности обвиняемого.

— административные (в совр. – попадающие под действие административного кодекса трудового законодательства.)

Наиболее распространенное преступление – воровство. Другие нам практически неизвестны. О них знаем из Книги мертвых – она повествует о путешествиях душ на тот свет, где они предстают перед судом Озириса:

1) «Я не сделал ничего, что оскорбительно богам» — сакральные преступления. Наиболее распространенные – убийства (даже по неосторожности) священных животных. Умышленное убийство – смертная казнь, неумышленное – штраф, налагаемый жрецом.

2) «Я не позволял господину обижать раба» — защита личности раба от телесных повреждений. Убийство раба наказывалось.

3) «Я не причинял никому слез. Я не убивал»

4) «Я не лгал ни одному человеку» — ложь – тягчайшее преступление, санкция – на съедение крокодилам.

5) «Я не грабил запасы в храмах» — самая распространенная форма имущественных преступлений.

6) «Я не прелюбодействовал» — санкция – на съедение крокодилам.

7) «Я не нажимал гири весов. Я не обманывал и в гирях весов» — преступления в сфере торговли.

— квалифицированная смертная казнь

— позорящее наказание — клеймение

— телесные наказания – нанесение 50 ран, урезание носа, ушей, отрубание конечностей. За изнасилование – оскопление.

— лишение свободы – отдача в каторжные работы в Эфиопию

— имущественные наказания – штрафы и пени могли в 100 раз превышать прямой ущерб. Клевета наказывалась суммой иска, предъявленного клеветником.

Суд и процесс в Древнем Египте

Функция суда сосредоточена в общинных органах самоуправления. Они решают споры о земле, воде, брачных и наследственных отношениях. Высшие должностные лица и номархи были и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось коллегиально.

Суд в не был отделен от общего управления (администрации), например, кенбет (суд, совет, управление). Следовательно административные органы были и судебными.

кенбет города, большой кенбет – находился в столице – г. Фивы. В его составе – 30 высших сановников государства. В Эпоху 18 династии, когда визирей стало по двое, стали назначать два кенбета – по одному для визиря.

кенбеты округов и городов – скудные сведения. Известно, что подразделялись на кенбеты отраслей (например, храмов). Обычно в кенбете округа от 1 до 14 человек.

кенбет седжениу – особая инстанция суда и управления. В его рамках – специализированный уголовный суд. Также рассматривал дела по жалобам о праве владения землей, гробницей, о взыскании податей с храмов, об оплате сделанного заказа и тд. Состав кенбета мог быть самым разнообразным.

Постоянные члены кенбетов – серы – судьи («господин, вождь»). Члены кенбета достаточно свободны в отношении друг друга.

В период нового царства был учрежден центральный суд — кенбет — 30 знатных граждан из разных городов (находился под руководством второго лица в государстве — джати). Существовали кенбеты округов и отдельных городов. Также — храмовые суды из жрецов. В номах правосудием занимались номархи.

Фараон – высшая судебная инстанция, возглавлял суд “шести палат”. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Фараон имеет право назначить чрезвычайную судебную коллегию для рассмотрения тайных дел, заговоров.

Не существовало разделения процесса на уголовный и гражданский. Сам процесс подразделялся на стадии:

возбуждение дела. Вынесение мотивированной жалобы (иска) перед серами кенбета (поводом могли послужить даже слухи, судя по материалам о грабителях пирамид). Удостоверение факта совершения преступления или нарушения права.

рассмотрение и уяснение дела. Допрос или расспрос сторон (в зависимости от характера дела), опрос свидетелей, представление доказательств. Видимо, состязательный порядок, но речи сторон, вопросы кенбета и ответы на них тяжущихся записывались писцами.

вынесение решения. По форме равнялось предыдущей стадии. Зачитывалось обвинение (иск) и докладывалась суть выясненного во второй стадии про­цесса дела. Если дело подлежало решению судебного оракула (чаще всего – имущественные споры), то божеству дважды задавался вопрос в двух вариантах: отрицательном и утвердительном для каждой из сторон в споре. Нередко статую бога в таких случаях заменяли священным жи­вотным — павианом, быком и по их поведению формулирова­ли оракул. Причина популярности судебного оракула – устность и гласность процесса, а также беспристрастие.

выполнение вынесенного решения. Ре­шение суда излагалось в письменной форме. С него снимались копии. Проигравшая сторона давала клятву (скорее всего только по гражданским делам) в выполнении решения (при­говора) суда. Срок исполнения судебных решений по гражданским делам рав­нялся 10 дням.

— клятва. Самое сильное доказательство. Достаточно, видимо, было принести клятву (произ­несение сакральной формулы при поднятой правой руке), чтобы выиграть процесс. За ложную клятву – на съедение крокодилам. С течением времени суд стал требо­вать более сильных доказательств, т.к. клятва превратилась в обыкновенную формальность.

Свидетельское показание являлось вторым, а впоследствии сделалось первым видом доказательства. Свидетельства отбирались под присягой и за­писывались. Рабы и свободные могли равно давать показания под присягой и под пыткой.

пытка со временем превратилась в доказательное средство.

— в уголовных делах применялась и своеобразная очная став­ка. Часто и она сопровождалась пыткой.

— процесс в качестве доказательства знал письменный акт.

— судебный оракул играл роль одновременно доказательного средства и стадии процесса. Вряд ли стоит проводить аналогию между ним и Божьим судом семитов (испытание рекой).

Заседание суда было обставлено торжественно. Счи­талось, что на нем присутствуют бог Тот и богиня Маат — покро­вители правосудия. Стороны должны были держать свои речи, простершись ниц перед судом.

Египет не знал профессиональных адвокатов. Но представительство интересов сторон, очевидно, допускалось: опекуны и пр. лица. Обвинение поддерживалось самим судом. Процесс, таким образом, был розыскным, т.е. инквизиционным.

Основные институты частного права в Древнем Египте.

Институты частного права Египта, несмотря на неразвитость товарно-денежных отношений, были достаточно развиты к Новому царству.

Вещное право в Египте в устоявшихся формах существует уже с эпохи Древнего царства. От IV и V династий дошел ряд надписей на пирамидах и др. памятниках о пожаловании хо­зяином надгробного памятника земли и другой собственности храму. Например, надпись около пирамиды Хефрена (2800 г. до Р.Х.):

В Египте, как нигде более, проявилась условность вещного права. Поминальный вклад всего более напоминает ус­ловное держание. В дальнейшем заупокойные контракты сохраняются, содер­жание в них храмовых обязательств еще более детализируется – перед нами собственность в ее полуфеодальном выражении.

Условность владения подтверждается не общей, а особой исковой защитой, основанием которой служит целевое исполнение поминальных обрядов — ratio contractus. Владение защищено достаточно прочно. Видимо, остальные феодальные держания регулировались подобным образом.

Наряду с обремененной собственностью в Египте существо­вала и свободная частная собственность (аллод). Сохранились документы о купле-продаже земли и кадастровые записи.

Очень развиты арендные отношения ввиду ограниченности земельного фонда. Эмфитевзис пришел в римское право из Египта – на­следственное отчуждаемое право пользования чужой землей, владелец такой земли вносит при этом ежегодную плату собст­веннику и платит одновременно государственные подати.

Однако статус объектов вещного права не был равным. Имущество фараона, храмов и др. привилегированных субъектов вещного права охранялось строже, чем вещные права прочих лиц. Различие в пене могло достигать стократного размера.

Воровство наказывалось достаточно стро­го: возврат похищенного + уплата 2-х или 3-х кратной пени стоимости украденного. Собственник мог отказаться от права получения пени.

Купля-продажа земли у египтян осуществлялась по более простой формуле, нежели у других семито-хамитских народов.

Обязательственное право было представлено следующими видами договоров:

Купля-продажа. Обязательная пись­менная форма. Договор подтверждался несколькими свидетеля­ми, количество которых зависело от предмета договора. Формула договора – 2 вза­имные клятвы перед богами и свидетелями, что продавец и поку­патель совершили действия, которые являются содержанием договора.

Заем. Условия заключения = купле-продаже. Основное отличие этих видов обязательств в Египте от прочих стран — отсутствие ростовщического процен­та. При просрочке уплачивалась пеня (замаскированный %), но только в случае небрежного исполнения должником своих обязательств.

Взыскание просроченного долга можно было обращать только на имущество, а не на личность должника. Кодекс Бокхориса (VIII в. до Р.Х.), как со­общает Диодор Сицилийский разрешил процент на долг, но ограничил его 100% к сумме основного обязательства вне зависимости от срока. В конце концов должник должен был выплатить долг не более чем в двукратном размере, не более того.

Наем – найм для работы и найм вещей. Документов о найме свободной рабочей силы не дошло. Но рабочих наказывали за то, что они в основное рабо­чее время работали на заказы посторонних лиц. Следовательно существовал свободный труд + изготовление вещей на продажу в свободное от несения гос. повинности время. Т.к. существовало гос. регули­рование рабочей силы, можно предположить обязательную регистрацию таких договоров тем писцом или должностным лицом, которое составляло договор найма.

Договор дарения (в т.ч. земельные пожалования фа­раонов – 20 династия) мог быть оформлен только в письменном виде. В виде договора дарения оформлялись и поминальные вклады в храмы. Существовало также простое дарение, не обремененное какими-либо условиями, но до нас не дошли их образцы. С особенностью договора дарения как условного дарения, обремененного каким-то встречным обязательством, может быть, связана такая черта этого вида договоров на Востоке, как их срочность.

О залоге дошли крайне скудные сведения. Можно было дать в залог му­мию своего отца. Следовательно, залог носил характер pignus.

Развитый институт египетского частного права.

Наследование по закону: Очевидно, египтяне различали очереди наследников. Долгое господство принципа когнатского родства. Не совсем по­нятно, кто имеет преимущественное право наследования, агнаты или когнаты. Можно предположить, что наследниками первой оче­реди могли быть внуки (в эпоху Древнего царства), дети и переживший супруг. Муж не являл­ся наследником имущества своей умершей жены, но жена могла наследовать имущество супруга.

Лица мужского и женского пола обладали одинаковыми правами на наследство. Оно делилось между ними в равных до­лях. При несовершеннолетних наследниках опекуном-управи­телем становился совершеннолетний ближайший когнат. После возмужания наследника имущество делилось.

Наследование по завещанию: требовалась письменная форма. В завещании при необходимости обозначались опекуны и душе­приказчик. Наследственное право египтян знало легаты.

Привилегированное положение женщины в браке. Она обладала процессуальными и имущественными правами наравне с мужчиной. Обязанность заботиться о престарелых родителях лежала на ней, а не на сыновьях. Особо брачно-семейное право египтян регулирует статус имущества супруги. В брачных кон­трактах всегда оговаривается сумма брачного дара будущей же­не, который, вместе с ее приданым переходит по наследству к детям. В случае развода, инициаторами которого могли быть как мужчина, так и женщина, женщина получала обратно свое приданое и 1/2 брачного дара, если инициатором была она; если инициатором был муж — то весь брачный дар. Имущество, приобретенное в бра­ке, оставалось за мужем.

Большинство браков египтян были моногамными. Полига­мия практиковалась только высшими слоями общества. Форма брачной церемонии нам неизвестна. Скорее всего она была до­машней, а не публичной, т.е. совершалась дома, а не в храме.

Институт конкубината был известен египтянам. Дети от него должны были быть признаны отцом, тогда их право- и дееспо­собность не отличались от законнорожденных. Прелюбодеяние жестоко каралось.

§ 9. Брачно-семейное и наследственное право

Однако в тех случаях, когда развод происходил по настоянию мужа, все его состояние переходило к старшему сыну, который должен был разделить его между всеми детьми.
Дети в Египте пользовались известной степенью самостоятельности. По крайней мере, они располагали своим собственным имуществом. Нет также указаний на то, чтобы девушки выдавались замуж их родителями.
На детях лежала обязанность кормить своих родителей. Обязательство это не требовало своего подтверждения договором. Однако иногда прибегали к договорам для того, чтобы уточнить объем этих обязательств. Родители также обязаны были поддерживать своих детей всеми своими средствами. Нередко они при жизни передавали детям все свое имущество.
Все дети наследовали поровну, дочери наравне с сыновьями. Некоторое преимущество получал старший из детей, но на нем лежала обязанность произвести раздел между всеми наследниками, и добавочная доля была не чем иным, как вознаграждением за производство раздела. Дети умершего наследника делили поровну его долю. При отсутствии детей наследовали братья и сестры умершего. Имущество, выделенное для заупокойного культа, оставалось нераздельным по смерти родителей и продолжало служить и в дальнейшем своей цели.
Завещание было известно египетскому праву. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно размера долей и

относительно имущества, предназначаемого пережившему супругу. Он мог также установить по завещанию неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязанность совершать жертвы богам после его смерти.
Так как в завещании давалась опись имущества, то завещание именовалось “imit per”, что означает “инвентарь”. Завещание способствовало укреплению права старшинства при наследовании.
До V династии женщина могла завещать свое имущество самостоятельно, без участия мужа. Дети наследовали по закону не только отцу, но и матери, и родным с ее стороны.

Наследственное право в древнем египте

К древнейших источников египетского права принадлежат обычаи, тесно связаны с мифическими предписаниями и религиозными нормами. По легенде начало прежнему законодательству. Египта положил бог. Тот, который передал есть египетским жрецам 42 священные книги. В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и символов. Именно египтяне стали использовать рычаги как символ правосудия. Магические предсказания и ритуалы осуществляли жрецы. Большое значение как источника права имело законодательство фараонов. Оно было довольно подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно действующее живой источник своих законов. Своеобразные своды древнеегипетского права были составлены при четырех фараонов:. Менесе (конец(кінець

IV тысячелетия до н.э),. Сазихиси в эпоху. Древнего царства, за. Рамсеса II. Великого и при фараоне. Бокхорича (720-715 годы до и е)

V многих случаях действие источника права получали судебные решения фараона и верховного жреца лжати административные распоряжения высших должностных лиц, а также международные договоры

Право собственности

Еще в древности египетские законы содержали подробные предписания о праве собственности, ее формы (царская, храмовая, общественная, частнособственническая), владения и распоряжения недвижимостью. Сделки с землей, худ временем, рабами совершались по ритуалу, участием свидетелей, в том числе жрецов. Такие контакты обычно состояли в судді.

Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и деталями и затем скреплялись подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму бы долга. Сначала собственность передавалась на основании устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась с помощью переписчика особым записью (и это делай лося за плату). Впоследствии передачи собственности стало сопровождаться особым ритуалом, в частности, составления договора и подтверждения его принесением клятвы, необходимо было выполнить обряд ввода поку пця во владение. Некоторые новации могли фараоном. Бохорисом, правителем из XXIV династии (720-715 годы до н э), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обер ния подданных в рабов за долги, запретил взимать двукратную сумму за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятви клятва.

Формализм в распоряжении недвижимостью — характерная черта юриспруденции многих стран. Древнего. Востока

Родственное право

Интересным считается положение женщин в. Древнем. Египте, которое явно было более независимым по сравнению с положением женщин в других странах того времени. Женщина в социальном и хозяйственной жизни обществ ва, как и в семье, занимала высокое положение, назад в. Египте был распространен брак-партнерство с правом голоса свободной женщины при заключении брачного контракта и возможностью свободно инициировать развод вер в разводе начиналось по инициативе мужа, жене возвращались часть приданого и часть имущества, нажитого совместно. Жена имела право на часть приданого и в том случае, если она оставляла мужа с а своей волей. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить могла только свою судьбу. Брак и строительство дома считались понятиями равнозначными. Родители и близкие принимали найактивни шу участие в пидибранни жениха и согласия молодоженов не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Вместе с тем законы и обычаи фиксув али предпочтение главы семьи, мужа, брата. Мужчина мог побить палкой жену, брат — сестру, однако в»разумных пределах»Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность дружи ни каралась смертью. Жена,»которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожженной, говорится в одном из надписей, в противном сказано, что за неверность мужчина убил жену и бросил труп собакабив дружину та кинув труп собакам.

Преступление и наказание

Уголовное право. Древнего. Египта, зарождалось, знало следующие виды преступлений:

1) государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны

2) религиозные — убийство священных животных, чародейство:

3) против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

4) против собственности — кража, обмер, обвес;

5) преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение

Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежали поголовному уничтожению. За совершение других тяжких преступлений могли сослать на рудники. Жестокие казни предусматривала лись по грабителей царских гробниц за хищение храмового имущества взимался штраф в 100-кратном размере. Обычная кража требовала компенсации в двух-или трехкратном размере. Пострадавший м иг обратиться в городе до главаря воровской касты. По возвращении вещи владелец платил угонщику четверти ее стоимости. Подделка документов наказывалось отсечением рукням руки.

Лишение чести считалось одним из тяжких и позорящих наказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неповиновение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего пред дкка.

На начальном этапе. Древнего царства преступления против родственников разбирал глава семьи, позже эта функция перешла к судье. Приказы содержат нелестные отзывы о представителей судейского состояния по их х плутовство, предвзятостьь.

Есть основания полагать, что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображении видно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник. Виновные в краже имущества фараона, кроме штрафа, подлежали. Тиле. Весной наказанию (200 ударов палками и пять ран). Рамзес издал приказ о наказании взяточников их ссылали на каторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий, сводились до положения ремесленников:»И твой сын не будет на твоем местеєму місці».

Законы, обычаи особенно обороняли культовые сооружения:»Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа — на того ожидает проклятие. Кто совершит подобное — пусть зж жрет его крокодил, пусть укусит его змея. Никто на нальет им воды, не проведет погребальных церемоний, дети не займут его место, голодать, боги не получат хлеба их жен гвалтуватимуть на их глазах»Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверными, наивными, боялись божьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступников ставили к столбу, били палками, пытали отправляли на каторгу в рудников, каменоломен, хоронили заживо — не помогало. В начале царствования XXI династии все гробницы в. Долине царей и. Долине цариц было раскрыто и ограблены. Стражники у вошли в сговор с грабителями ниже жрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их изъяли и без украшений и золотых масок поместили в тайном местестили в таємні місця.

Наследственное право

Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. При отсутствии детей жена становилась единственной наследницей. В старо одавних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально подлежал регистрации в пользу тех или иных своих детей, в том числе дочерей. На детей как на наследников накладывались расходы на погребение родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно были также обязаны ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из чл енив семьи назначался ответственным за уход за могилой и наделялся постоянным или частичным материальным фондом, который он и которым пользовался только по назначению и не мог распределить между с воимы детьмидітьми.

Особое место в праве. Древнего. Египта занимает процесс. Главной целью судебного разбирательства и решений, принимаемых, было предотвращение возможности повторного преступления. Цель судейской участия в делах управления государством выглядит очень древней по происхождению и назначению — умиротворение конфликтующих и смиренных. Кроме того, египтяне установили еще одно важное правило — правосудие следует отправлять и милостиво, и оно должно быть для бедных таким же, как и для богатых. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил характер соревнования с устными выступлениями сторон, письменными и устными свидетельствами. В решении указывалось его законные мотивы. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство мало письменный характер. Фактически суд не был отделен от администрации. Гол овою судебной власти фараон. На технику изготовления законов в. Древнем. Египте проливает свет указ фараона. Хоремхеба (середина XIV века до н.э). В нем рассказывается о том, как»искать ок агу дело для. Египта, исследуя дела», фараон»лично говорит в виде указа», а писец с прибором и свитком записывает»согласно всем тем, что сказал его величество»В этом же указе жемчуга. Ичена критерии отбора на должность судей:»Небагатомовни, учтивые, которые умеют судить, слушают речь царя и законы судебной палаты»Высшая судебная власть принадлежала также визирю. Высшим судебным учреждением времен. Древнего царства были так называемые»шесть палат», главой которых называют визиря. В исключительных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период. Нового царства судебная власть здийснюеть ся особыми коллегиями — кентетамы: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и номов суды. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Вместе с государственными суда мы существовали храмовые суды. Несмотря на то что судья считался»жрецом богини. Истины»и ее символ носил на груди, взяточничество в судах было обычным явлением, как и во всем государственном аппаратрудях, хабарництво у судах було звичайним явищем, як і у всьому державному апараті.

Египетскую армию было организовано в форме военных поселений, расположенных на наиболее угрожаемых направлениях: на нижнем течении. Нила было наибольшее количество военных поселений, здесь можно было. Ожидающий ковать на нападения со стороны азиатских государств; в. Верхнем. Египте военных поселений было меньше, поскольку эфиопы серьезным противником не считались через свою раздробленность. Кроме того, покоренные нубийсь ки племена, которые жили по берегам. Нила, были обязаны поставлять. Египта определенное количество воинов для несения внутренней,»полицейского»службы. Во времена великих походов фараоны усиливали свое войском ько за счет покоренных соседних племен. Войско. Древнего царства (3200-2400 годы до н е) укомплектовувалося воинами, имели земельные наделы, и частично за счет привлечения чернокожих найма нцив. Постоянные отряды воинов находились на службе у фараона и крупных храмов. Для походов войско собиралось из. Верхнего и. Нижнего. Египта и стран. Африки. Фараоны брали обычно одного воина с каждым х 100 человек мужского населения. Таким образом, войско насчитывало несколько десятков тысяч человек и состояло из отряделадалося із загонів.

Уже в период. Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Все воины в строю имели одинаковую оружие

В период. Среднего царства была усовершенствована организацию войска. Подразделения теперь имели определенную численность: 6,40,60, 100,400,600 воинов. Отряды насчитывали 2, 3, 10 тысяч воинов. Появились подразделения одна аково вооруженных воинов-копьеносцев и лучников, которые имели порядок построения для движения, двигались колонной по четыре воина в ряду по фронту и в десять шеренг глубинаминою.

В период. Нового царства (начиная с 1560 года до н е) большую часть воинов египетской армии были вооружены мечами, значительную роль в бою играл лук. Улучшилось защитное вооружение: воин, кроме щита, ма ав шлем и панцирь из кожи с прикрепленными бронзовыми пластинками. Важной частью войска были боевые колесницы древним родом египетских войск была пехота. Она составляла главную силу армии. ЕГ ипту. После введения одинакового вооружения египетская пехота состояла из лучников, пращников, копейщиков, воинов с мечами. Наличие одинаково вооруженной пехоты поставила вопрос о порядке ее построения. Появился устройство пехоты, движения ее стали ритмичными, что резко бросается в глаза на всех изображениях египетских воинов периода. Нового царство царства.

Во время похода египетское войско делилось на несколько отрядов, которые двигались колоннами. Вперед обязательно выдвигалась разведка. На остановках египтяне делали укрепленный лагерь из щитов. При штурме городов вон ни применяли построение, которое называется черепахой (навес из щитов, прикрывавший воинов сверху), таран, вине (низкий навес из виноградных лоз, покрытых дерном для защиты воинов при осадных работах) и штурмовую лестницу. Поставкой войск заведовал особый орган. В египетском войске можно увидеть зачатки организационных форм армии и боевых порядков, которые заключались в продуманном размещать. УНИ на поле боя колесниц, отрядов лучников, копейщиков и др.. Бой начинали боевые колесницы, по которым двигалась пехота; третью линию снова составляли боевые колесницы, которые были боевой поддержкиримкою.

Так боевая практика постепенно производила определенные правила ведения войны и боя, ставя свои требования к войскам и командования

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Государство и право в Древнем Египте

Контрольная работа — пример

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития государства Древнего Египта 5
1.1. Общий очерк истории Древнеегипетского государства 5
1.2. Государственный строй Египта 6
Глава 2. Право Древнего Египта 14
2.1. Источники права Древнего Египта, характеристика права собственности, наследственного права и родственного права 14
2.2. Преступление и наказание, уголовная ответственность в Древнем Египте 16
2.3. Процесс в Древнем Египте 18
Заключение 20
Список литературы 22

Введение

Актуальность темы работы заключается в том, что Египет является одним из государств Древнего мира, но при этом развитие государственности и права в этой стране проходило сравнительно быстро для истории Египет являлся одной из развитых стран того времени.
История существования древнего Египта делится на периоды Раннего, Старого, Среднего и Нового царства. Примерно в 3200 г. до н.э. фараон Нармер (Менес) соединил две земли в единое государство. Столицей был провозглашен г.Тенис.
Формирование централизованного управления было завершено только к началу правления III династии с 2700 по 2400 г. до н.э. Объединение сил двух царств позволяло вести более эффективную борьбу с набегами со стороны соседних государств. Развивается система управления и налогообложения, появляются законы. Возвеличивается культ фараона. Для них строятся огромные богатые гробницы – пирамиды Египта.
Начало правления VI династии ознаменовало распад государственного строя и наступление Первого переходного периода. Эпоха завершается наступлением Среднего царства. Столица перенесена из Мемфиса в Фивы (примерно с 2160 по 1750 г. до н.э.) Египетские земли объединяются под управлением централизованной власти.
В XVII в. до н.э. в древнем Египте произошло крупнейшее в истории восстание рабов. Династия фараонов была свергнута. В 1730 г. до н.э. империю завоевали гиксоны – северные народы, которые правили примерно 150 лет. С их изгнанием с египетской земли берет начало Нового царства (XVIII – XX династия, 1580 – 1100 г. до н.э.). Государство снова обрело былую славу.
Целью работы является выявление особенностей государства и права Древнего Египта.
Для достижения цели, были поставлены задачи:
1. Рассмотреть общее историческое развитие Древнеегипетского государства;
2. Охарактеризовать особенности государства Древнего Египта;
3. Рассмотреть источники и основные отрасли права Древнего Египта.
Структура работы построена с учётом поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Список использованной литературы

1. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран. ЮНИТИ-ДАНА. М.2012.
2. История государства и права зарубежных стран Ч. 1/ под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М. 2004.
3. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебное пособие М. 1993 г.
4. Томсинов, В.А. Государство и право Древнего Египта: Монография. М.: ИКД «Зерцало-М», 2011.
5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1/ под ред. Н. А. Крашенинникова. М. Норма. 2007.
6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/Под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.
7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

Государство и право Древнего Египта

Возникновение государства в Египте происходит приблизительно в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового строя, выделения родовой знати (старейшин, вождей) и появления рабства. В V тысячелетии до н.

1 период — Раннее царство (около 3110-2800 гг. до н. э.), возникло после объединения Верховного и Нижнего Египта. Характерной чертой является консолидация страны в единое государство.

2 период — Древнее, или Старое царство (около 2800-2550 гг. до н.э.). Главная особенность: происходит первая, ярко выраженная централизация Египта. Это время строителей пирамид.

1 переходный период (около 2160-2134 гг. до н. э.). Египет распался на несколько враждебных номов и мелких государств. В конце периода, в результате победы правителей города Фивы, происходит объединение Египта под эгидой Фив.

3 период — Среднее царство (около-2050-1700 гг. до н. э.). Происходит дальнейшая консолидация Египта под эгидой Фив.

2 переходный период (около 1700-1530 гг. до н. э.). Страна вновь распадается на множество мелких государств, и значительная ее часть завоевывается племенами гиксосов.

4 период — Новое царство (около 2575-1087 гг. до н. э.). Характерной особенностью является объединение Египта под властью фараонов XVIII династии (всего их было тридцать). Египет превращается в крупную империю.

В конце этого периода Египетское государство приходит в упадок. Его завоевывают персы, затем войска Александра Македонского, а в 30-м году до н. э. Египет становится провинцией Римской империи.

1. Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец.

2. К привилегированной группе египетского общества принадлежала египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а также из высших военных и гражданских чинов государств.

3. Особое место занимали писцы, из которых выходим высшие сановники.

4. Свободные крестьяне — одни из них жили на государственной земле, имели свой надел и платили за него ренту-налог, другие были прикреплены к земле сановника или воина, получали дневное пропитание и выполняли самые тяжелые работы.

5. Ремесленники — работали в государственных рудниках. Объединялись в группы по 10 человек под наблюдением особых управляющих.

6. На низшей ступени общественной лестницы стояли рабы. Основным источником рабства являлись военный плен и долговая кабала.

Государственный строй. Государство в Египте имело форму деспотии, в котором вся полнота власти принадлежала одному лицу — царю-фараону. Фараоны происходили из одного рода и сменяли друг друга в порядке престолонаследия. Характерной чертой деспотии в Египте был религиозный культ главы государства — царя- фараона.

1) главным должностным лицом после фараона являлся визирь, ближайший помощник царя, который обладал широкими полномочиями: управлял государством, был руководителем суда, возглавляя совет десяти, являющийся высшим судебным органом, принимал участие в руководстве хозяйством, стоял во главе военных сил, исполнял обязанности нотариуса;

2) следующее должностное лицо — хранитель печати, или главный казначей — заведовал государственными складами, в которых хранились натуральные подношения;

3) начальник всех царских работ — совмещал в себе должность архитектора и наблюдателя за выполнением повинностей, возложенных на свободное население.

Местное управление. Вся территория Египта была поделена на номы, во главе которых стояли номархи — зависимые от фараона должностные лица. Номарх обладал высшей судебной и административной властью. Административными полномочиями были наделены также храмы. Низшими органами управления на местах являлись сельские общины.

Армия. Первоначально постоянная армия ограничивалась личной охраной фараона и отрядами, которые должны были подавлять волнения внутри страны. В случае же войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по рекрутской системе. В новом царстве широкое развитие получила система наемных войск.

Судопроизводство. Судопроизводство в Древнем Египте осуществлялось коллегиально. В период Нового царства был учрежден центральный суд — кенбет, состоявший из 30 судей. На местах были введены кенбеты округов и отдельных городов.

Поскольку суд в Древнем Египте не был отделен от администрации, то должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Высшей судебной инстанцией являлся фараон.

Основные черты права. Право Древнего Египта сохранило в себе в значительной степени пережитки первобытнообщинного строя, поэтому основным источником права является обычай. Составление первых писанных законов относят к 3000 г. до н. э. Фараону Менесу приписывается составление уголовного законодательства по вопросам религии, Бокхорису — кодекс в области финансов и торговли, Амасису — законодательная регламентация местной администрации.

Характерной особенностью брачно-семейного законодательства является сохранение пережитков матриархата. Женщины пользовались равными с мужчинами правами. Брак составлялся как договор, и женщины выступали в нем от своего имени.

В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство на власть фараона и попытки совершить государственный переворот.

Наказания отличались особой жестокостью. Смертная казнь применялась в двух формах: простой — отсечение головы и повешение, и квалифицированной — сожжение, распятие и погребение заживо. Применялись также наказания в виде талиона: первый вид — виновному повреждается орган тела, которым он совершил преступление, второй — виновному повреждается тот орган, который он повредил потерпевшему.

Государство и право Древнего Египта

Периодизация истории государства и права Древнего Египта

Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Ефрат в Двуречье: древнейшим населением Южного Двуречья были шумеры, в северной части проживали аккадцы.

В начале ІІІ тысячелетия до н. э., в результате раскола общества на классы и появления имущественного неравенства, возникло около 40 первых государств в форме «городов государств», насчитывавших по 40-50 тыс. человек в каждом. Это были древнешуме- рийские государства, наиболее известные из которых — Эриду, Ур, Ларса, Лагаш, Киши и Умма. Основным фактором образования этих государств явилась необходимость в организации ирригационных и мелиоративных работ, требовавших совместных усилий соседских общин.

Господствовавшая верхушка древнешумерийского общества состояла из правителей государств, членов их семей, родоплеменной и храмовой знати, а также из лиц, занятых управлением царским и храмовым хозяйством. К эксплуатируемой части населения относились рабы и зависимые люди. Между верхушкой общества и зависимыми людьми находилась основная масса населения — свободные крестьяне-общинники, жившие территориальными общинами.

По форме правления древнешумерийские государства представляли собой аристократические республики, сохранившие пережитки родоплеменной организации. Во главе каждого города-государства находился правитель — энси, избираемый или смещаемый собранием всех свободных общинников, либо советом старейшин. Власть правителя была ограничена народным собранием и советом старейшин; эти органы осуществляли контроль за деятельностью правителей, а также судебные функции и управляли общинным имуществом.

Однако многочисленные государства постоянно вели междоусобные войны за верховенство. В конце III тысячелетия до н.э. начинается возвышение нового центра — аккадского города Вавилона. В начале II тысячелетия до н. э. Вавилон становится столицей нового государства, образованного вторгшимися в северную часть Двуречья аморейскими племенами. Вавилон захватывает

Аккад и Шумер, в результате чего возникло обширное и могучее Древневавилонское государство.

Периодизация истории государства и права Вавилона.

1 период — это наивысший расцвет Древневавилонского государства, который пришелся на годы властвования царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), когда оно было завоевано горными племенами касситов.

2 период — приходится на конец ХѴІІ в. до н. э., когда происходит новое, но временное возвышение Вавилона — Нововавилонское царство. В 539 г. до н. э. оно было завоевано персами.

Общественный строй. Основное население страны делилось на свободных и рабов. Свободные, в свою очередь, подразделялись на два сословия: авилум (буквально «муж», «человек») и мушке- нум (дословно «склоняющийся ниц»). И те, и другие могли быть богатыми или бедными, обладать, или не обладать рабами, однако только владение землей в общине делало их полноправными.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в государственной (дворца) и коллективной (храмов), так и в частной собственности. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

Государственный строй. По форме государственного устройства Древневавилонское государство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления — древневосточной деспотией.

Верховная власть принадлежала царю. Материальную основу царской власти составляло царское хозяйство, включавшее и земли храмов. Царь осуществлял также и верховное руководство ирригационным хозяйством и ирригационными работами.

Управление государственными делами осуществлялось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центр административной власти — царский дворец и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством и одновременно являвшиеся высшими должностными лицами государства. Высшим царским чиновником был управитель царского двора — нубанда. Водным хозяйством ведал управитель реки. Ему подчинялись надзиратели, надсмотрщики, контролеры, кладовщики и счетоводы.

Местное управление. Все государство разделялось на области, во главе которых стояли царские наместники. Главных наместников было двое: на севере в городе Сиппар и на юге в городе Ларе. Для контроля за деятельностью наместников на места направлялись царские посланцы, наделенные огромными полномочиями.

Органом общинного управления являлся общинный совет, однако, его глава — рабианум — назначался царем.

Судебная система. Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.

Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. На местах судебные функции находились в руках наместника и рабианума. В крупных городах судебные функции осуществляли специальные царские судьи.

Армия. Основным видом вооруженных сил было ополчение свободных крестьян-общинников, которые являлись на войну со своим снаряжением. По окончании войны ополчение распускалось.

Основные черты права. Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы царя Хаммурапи. Текст законов был высечен на базальтовой стене, в верхней части которой изображен бог солнца Шамаш, вручающий текст этих законов коленопреклоненному Хаммурапи, что символизировало божественное происхождение царских законов. Первым переводчиком законов Хаммурапи, французским ученным В. Шейлом, весь сборник был расчленен на 282 статьи: ст. 1-15 содержат положения процессуального характера; ст. 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений; ст. 127-195 относится к семейному и наследственному праву; ст. 196-214 предусматривают защиту личности; ст. 215282 регламентируют условия найма.

Большинство статей законов Хаммурапи было посвящено регулированию имущественных отношений. Объектом собственности были земля, скот, орудия труда, рабы и другое имущество. Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязательное возмещение убытков.

Обязательственному праву были известны следующие виды договоров:

— договор займа, который предусматривал не только обязанность вернуть долг, но и уплату процентов;

— договор купли-продажи, при заключении которого составлялся письменный договор в виде глиняной таблетки, в котором оговаривались все условия договора;

— договор хранения, по которому хранитель, в случае пропажи имущества, сданного на сохранение, должен был вернуть его собственнику в двойном размере;

— договор найма земли — аренда, по которому арендатор был обязан платить аренду или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая;

— договор личного найма касался в основном работников, имеющих особые навыки и умения.

Брачному и наследственному праву посвящено более 70 статей законника Семья являлась важнейшей социальной ячейкой, связанной через своего главу с общиной и государством. Власть главы семьи выступала как власть распорядителя рабочей силы членов семьи.

В законах царя Хаммурапи нет четкого определения таких понятий, как преступление и наказание. В сборнике отсутствуют статьи, где говорилось бы о лицах, совершающих преступление против царской власти, зато широко представлены статьи, карающие преступление против частной собственности, а также за действия, посягающие на жизнь и здоровье человека. Причем наказание предусматривалось в зависимости от имущественного положения. Смертная казнь полагалась более чем в 30 случаях.

Судебный процесс по законам царя Хаммурапи носил частный характер, т. е. все дела возбуждались по инициативе частных лиц, а не государства. Стороны в процессе должны были сами вести свое дело. Судебное решение выносилось письменно, на специальной глиняной таблетке, скрепленное печатью, и изменению не подлежало.

Государство и право Древнего Вавилона

Периодизация истории Древнего Вавилона

Первые государственные образования в Индии возникли в северной части полуострова Индостан, в долинах рек Инда и Ганга, отличавшихся высоким уровнем развития сельского хозяйства и ремесла. В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев, которые постепенно захватили всю территорию, разрушив древнеиндийскую цивилизацию. У вторгшихся ариев еще существовал родовой строй, его основной ячейкой был родовой союз — гана, основанный на кровном родстве, на смену ему пришла сельская община — вишас, в которую включалось и местное население.

Дальнейшее развитие земледелия и обособление ремесла привели к разделению труда в общинах, что повлекло за собой возникновение частной собственности и разделение общества на классы. Возникло государство.

Периодизация истории государства и права Древней Индии:

1 период — разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческих государств (вторая половина ІІ тысячелетия до н. э.);

2 период — образование рабовладельческих государств в долинах Инда и Ганга (ІІ тысячелетие до н. э.— IV в. до н. э.);

3 период — образование и расцвет централизованного государства Маурьев (IV—ІІ вв. до н. э.);

4 период — кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (ІІ в. до н. э.).

Общественный строй. Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось существованием системы варн (каст), которые сложились как замкнутые социальные группы, неравные по своему правовому положению. После разделения общества на классы община распалась на четыре варны: варну брахманов (жрецов), варну кшатриев (воинов), варну вайшиев (земледельцев) и варну шудров (угнетенных батраков).

Государственный строй. Во главе государства стоял царь -раджа или магараджа. Важным органом в эпоху Маурьев был па-ри- шад, ограничивающий власть царя и состоявший из брахманов и рабовладельческой аристократии.

В государственном аппарате чиновники четко делились на две группы — чиновников центрального и местного управления. Среди высших чиновников особое место занимали: пурохита — главный советник и жрец царя; сенапати — командующий армией; ахармадъ- якша — высший сановник по судебным делам. Центральный аппарат управления разделяется на три ведомства: военное, финансовое и публичных работ.

Местное управление. В государстве Маурьев выделялись:

области, находившиеся под управлением и контролем царя, и провинции, обладавшие некоторой автономией. Провинции, в свою очередь, делились на округа, а округа — на районы. Низшей территориальной единицей была община — гана.

Армия. В эпоху Маурьев армией руководил военный совет, состоявший из 30 членов, разделенный на шесть коллегий, ведавших четырьмя родами индийских войск: пехотой, кавалерией, слонами и колесницами, военным флотом и транспортом армии.

Основные черты права. Право Древней Индии было тесным образом связано с религией, религиозной моралью. Главным источниками права считались Веды — религиозные книги и дхармашас- тры — сборники религиозно-правовых предписаний, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману. Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно был изложен в IV, VII, VIII и Х главах.

Значительное развитие в Древней Индии получала частная собственность, объектами которой являлись рабы, скот, зерно и домашний инвентарь. Частная же собственность на землю не получала развития. В гл. Х перечисляются семь законных способов приобретения имущества: наследования, получения в качестве дара или находки, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений.

Обязательственное право (по законам Ману) имело следующие виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, перевозка, хранение.

В семейном праве проводился кастовый принцип: смешанные браки запрещались, или ограничивались, брак шудры с брахман- кой порождал чандалов — отверженных.

В наследственном праве указывалось на два способа наследования отцовского имущества: оно либо поровну делилось между сыновьями, либо его полностью забирал старший брат, а остальные братья жили при нем. Сестры не принимали участия в дележе наследства, но им выделялось приданое.

В законах Ману уголовно-правовые нормы не выделялись из общей массы запретов. В законах также нет статей, карающих за действия, направленных против царя или государственных властей. Вместе с тем очень сурово карались посягательство на частную собственность, на личность, а также действия, направленные против семейных устоев. В этой части большее значение придавалось кастовым различиям. Основными видами наказания за совершенные преступления были смертная казнь, отсечение языка, пальцев, ног, клеймение, обращение в рабство.

Судебный процесс. В судопроизводстве Древней Индии не было четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались по инициативе заинтересованных лиц. Рассмотрение дела в суде носило состязательный характер.

Государство и право Древней Индии

Древнейшие обитатели Китая в III до н. э. населяли среднее и нижнее течение реки Хуанхэ, равнину, примыкавшую к Бохайско- му заливу, а также обширные степи, плоскогорья и долины других районов Китая. Племена, обитавшие в этих районах, назывались по-разному: на севере — «ли», на востоке — «и», на западе — «цзян» или «жун», на юге «мань». Насельники древних поселений жили родовыми общинами, объединенными в племена, и вели общее хозяйство.

В конце III тысячелетия до н. э. дальнейшее развитие производительных сил, появление частной собственности и расслоение общества на классы привели к ликвидации родового строя и замене его государством. Приблизительно в 1600 г. до н. э. племена восточных «и» разбили своих противников и, завоевав обширную территорию Северного Китая, основали государство Шан (Инь).

Периодизация истории государства и права Древнего Китая:

1 период — период Шан (Инь) (XVIII-XI вв. до н. э.) — происходит становление рабовладельческого общества. Причем, в этом периоде прослеживается еще два периода: а) ранний Шан (XVIII- XV вв. до н. э.) — характерны лишь начальные этапы процесса классообразования; б) поздний Шан (XIV-XI вв. до н. э.) — полностью складывается классовое общество;

2 период — период Чжоу (XI-III вв. до н. э.) — возникает иерархическая социальная система;

3 период — период Цинь (221-201 гг. до н. э.) и Хань (ІІІ в. до н. э. и — ІІІ в. н. э.) — появляются зачатки новых, феодальных отношений.

Общественный строй. Во времена позднего Шан из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка, которая состояла из правителя — вана и его родичей, приближенных правителя, жрецов, чиновников и знати подчиненных племен. В Чжоус- ком Китае оформляется несколько разрядов — социальных рангов. Ранг определял размеры жилья и земли, количество рабов и размеры жалованья. В период Цинь преобразованиями, проведенными сановником Шан Яном, было введено новое положение о рангах знатности, согласно которому ранги присваивалась уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Всего было введено 20 рангов знатности, причем с ІІІ

в. до н. э. разрешалась их покупка. Таким образом, появляется новая знать: имущественная, военная, служилая и торгово-ростовщическая.

На низшей ступени находились рабы. Источники рабства были различными: военный плен, получения в виде дани, долговое рабство, преступники, разорившиеся крестьяне-общинники.

Между верхушкой общества и рабами сохранялась довольно обширная прослойка свободных общинников, которые занимались земледелием.

Государственный строй. В рабовладельческом Китае на всем протяжении его истории существовала монархическая форма правления. В руках правителя — вана была сосредоточена вся полнота власти. Царская власть обожествлялась. Монархия была наследственной.

В Древнем Китае была дворцовая система управления, т.е. отсутствовали постоянно действующие государственные учреждения с определенной, четко очерченной компетенцией, а были лишь лица, слуги, которым давались поручения.

В эпоху Шан среди приближенных насчитывалось около 20 официальных титулов, которые были подразделены по функциям на три группы: первая — гражданские должностные лица, вторая

— военные должностные лица и третья — всевозможные советники, гадатели и прорицатели. В период Чжоу ближайшим помощником вана является сян, который возглавлял всю массу чиновников и выполнял различные поручения правителя. Имелись также должности трех гунов — главных советников короля. В эпоху Цинь ближайшими помощниками императора становятся два первых советника — два ченсяна, возглавлявшие работу аппарата, тайвэй

— командовавший вооруженными силами империи и юйши дафу

— руководивший всем государственным аппаратом. Чэнсяна, тэй- вэй и юйши дафу были наиболее влиятельными должностными лицами и получили название «трех гунов».

Местное управление. В эпоху Шан и Чжоу Китай представлял собой совокупность большого количества владений со своими вож- дями-правителями — чжухоу, которые подчинялись верховной власти вана. В эпоху Цинь, административной реформе Шан Яна, территория царства была разделена на 41 цезд, которые подразделялись на волости и тины, включавшие в свой состав около 10 общин, имевших свои органы управления. Жители общины избирали фулао (отцов-старейшин), из среды которых избирался староста — личжен.

Армия. В царстве Шан постоянной армии не было. В случае необходимости чжухоу предоставляли отряды в 3000, 5000, 6000 воинов. Собранное ополчение передавалось военачальнику и выступало в поход. Войско делилось на две части: пехоту и колесницы. Кроме того, население давало тягловый скот и повозки. Различалось три рода войск: пехота, конница и боевые колесницы. В империи Цинь армия была разделена на пятерки и десятки, связанные круговой порукой. Верховным главнокомандующим являлся сам император.

Судебная система. Судебные функции осуществляли многочисленные представители разветвленного государственного аппарата. Верховным судьей в государстве являлся Ван. На местах рассмотрением судебных дел занимался начальник волости.

Основные черты права. Историческая традиция относит к V-II вв. до н. э. составление ряда сборников, из которых наибольшую известность получила «Книга законов» (Фацзин), состоявшая из 6 глав, в которой излагалось действовавшее в Китае уголовно-процессуальное законодательство.

В государстве Шан объектом права собственности являлись скот, рабы, орудия труда, драгоценности и другое имущество.

Семейное право периода Шан знало еще элементы матриархата, разрешались браки между родственниками, но уже в государстве Чжоу утверждается патриархальная семья, допускалось многоженство.

В наследственном праве утвердился порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сына к наследованию призывались другие родственники мужа.

В уголовном законодательстве большое место уделялось государственным преступлениям, за которые следовала следующая система наказаний: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь.

Суд в Древнем Китае не был отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялось одним лицом.

Государство и право Древнего Китая

В VIII и VII вв. до н. э. в Греции было уничтожено родовое устройство и установлено рабовладельческое общество и государство. Гре — ция не представляла собой единого государства и единого народа. Она состояла из самостоятельных городов-государств — полисов. Наиболее типичными государствами, характерными для рабовладельческого общества Древней Греции, были Афины и Спарта.

а) Государство и право Спарты

Основателем Спарты считался царь Ликург. Господствующим классом в Спарте были спартиаты — полноправные граждане, жившие только в Спарте, их насчитывалось около 8 тыс. Они обладали собственностью на землю, на скот и на работающих, на их полях илотов. Организация спартиатов была родовой. Все спартиаты делились на три родовые филы, каждая фила — на десять «об», каждая оба — на десять триакид. Эксплуатируемым классом в Спарте были илоты — покоренные жители завоеванных территорий и пе- риэки — окрестные жители, которые были лично свободными, но не имели политических прав и платили Спарте дань.

В Спарте существовали следующие органы государственной власти:

1. Народное собрание — апелла, функция которого заключалась в том, что оно принимало, или отвергало предложения герусии.

2. Герусия — совет старейшин, состоявший из 30 геронтов, в число которых входили два царя — басилевса (архагета), что являлось своеобразной чертой государственного строя Спарты. Арха- геты были подчинены герусии и не могли принять ни одного важного решения без ее согласия.

3. Эфорат — комиссия из пяти человек, функции которой сводились к контролю над архагетами и герусией.

Основным источником права в Спарте являлись ретры — основные законы Спарты, издаваемые царем Ликургом, в частности, «Ликургова ретра».

б) Афинское государство и право

Возникновение Афинского государства — длительный процесс, завершившийся в VI в. до н. э. Начальным этапом его считают реформы басилевса Тесея, который организовал объединение четырех племен, называемое синойкизмом, и ввел сословное деление свободного населения Афин на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников и бедняков — фетов.

Постепенно эвпатриды ограничивают власть басилевса, наследование его должности прекращается, а его функции переходят к новым выборным должностным лицам — архонтам. Коллегию архонтов возглавлял архонт — эпоним, руководивший управлением страной и выполнявший ряд судебных функций; вторым архонтом стал архонт — басилевс, сохранивший только жреческие обязанности и свершавший суд по религиозным делам; третий — архонт-полемарх осуществлял военное командование; остальные шесть членов коллегии архонтов — архонты-фосмофеты отправляли правосудие.

Вторым новым органом управления стал Ареопаг, который заменил совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным органом, а также избирал и контролировал архонтов. Здесь же в VII в. до н. э. страна разделяется на ряд округов — навкрарий, которые были организованы в пределах существовавших племен — по 12 в каждом.

Второй этап возникновения государства в Афинах связан с реформами Солона: первой из них явилась сисахфия — отмена долгового рабства; второй — установление имущественного ценза при распределении политических прав и обязанностей, все граждане были разделены по имущественному цензу на 4 разряда: пятисот- ников, всадников, зевгитов и фетов; третьей был создан новый судебный орган — гериэя и четвертой — новый орган управления — Совет четырехсот, который избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени.

Завершающим, третьим этапом в образовании Афинского государства, явились реформы Клисфена, которые окончательно ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре племени. Теперь Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов), каждая из которых состояла из трех, расположенных в разных местах территорий — триттий: городской, прибрежной и земледельческой, что обеспечивало преобладание города над сельской местностью. Вторая реформа заключалась в том, что вместо совета четырехсот, основанного на племенном делении, Клисфен создал совет пятисот, который комплектовался из представителей всех 10 фил по 50 человек от каждой. Третьей реформой был учрежден еще один орган управления — коллегия 10 стратегов (военачальников), которая формировалась из представителей всех фил — по одному человеку от каждой. И для того, чтобы не допустить посягательств на возникший строй, Клисфен ввел в народном собрании процедуру, которая называлась остракизм (остракон — черепок, на котором голосующий писал имя лица, угрожающего существующему строю). Это была последняя реформа Клисфена.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс образования государства в Афинах победой торговцев, ремесленников и крестьян — демоса — над родоплеменной аристократией. Это обусловило формирование в Афинах в V в. до н. э. рабовладельческой демократической республики, основной чертой которой явилось совместное господство свободных — рабовладельцев, свободной бедноты и люмпенов (людей, лишенных средств производства) над рабами и етеками (иностранцами, поселившимися в Афинах). Период расцвета Афинской демократии — V—IV вв. до н. э.

Государственный строй. Высшим органом государственной власти в Афинах являлось народное собрание, которое созывалось в установленные сроки — сорок раз в году. В народное собрание допускались только полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет. Для принятия решения требовалось присутствие 6000 человек.

Высшим органом управления являлся совет пятисот, в который входили от каждой из территориальных фил по 50 избираемых по жребию на один год граждан, достигших 30-летнего возраста. Для ведения текущих дел совет делился на 10 комиссий по 50 представителей от каждой филы.

Высшим судебным органом являлась гелиэя, которая состояла из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста, избираемых по жребию на один год по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 501 члену, (остальные члены считались запасными). Для рассмотрения законопроектов в гелиэе создавалась особая коллегия номофетов — 1000 членов гелиэи.

Важную роль в управлении государством играли должностные лица. Среди них:

— коллегия стратегов — состояла из 10 человек; эту должность могли замещать только женатые и имевшие недвижимую собственность граждане;

— коллегия архонтов — состояла из 9 человек, за каждым из них закреплялись определенные функции;

— аполекты — ведали государственной казной;

— элленоты — занимались казной афинского морского союза;

— полеты — управляли государственным имуществом;

— логисты — принимали денежные отчеты должностных лиц;

— астиномахи — наблюдали за порядком на улицах и т.д. Судебная система выглядела следующим образом: высший судебный орган — гелиэя рассматривала дела об умышленных убийствах и государственные преступления; суд эфетов — дела о неумышленных убийствах; коллегия одиннадцати — кражи, разбой; суд диэтетов — гражданско-правовые споры об имуществе и коллегия сорока — мелкие дела.

Армия. В мирное время все афинские граждане в возрасте от 18 до 20 лет проходили военное обучение. В случае войны созывалось всеобщее ополчение граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Армия состояла из отрядов всадников, тяжело вооруженной пехоты.

Основные черты права. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Законы появились в 621 г. да н.э. и первыми из них были законы Драконта представлявшие собой запись обычаев и отличившиеся особой жестокостью (почти за все преступления предусматривалась смертям, казнь). Позже общими правилами поведения становятся постановления народных собраний.

Институт частной собственности не достиг в Афинах особого развития. Собственность рассматривалась как благо, предоставленное государством.

Из договоров афинское право знало куплю-продажу, наем, поклажу, товарищество, поручение и комиссию.

В брачном и семейном праве отмечалось неполноправное положение женщины. Женщина находилась под опекой отца или мужа и считалась недееспособной. Брак был обязанностью граждан, и главной его целью считалось рождение детей.

В уголовном праве проводилось четкое различие между наказаниями, которым подвергались рабы и свободные. К рабам применялись исключительно телесные наказания, к свободным — смертная казнь, изгнание, лишение гражданских прав, штрафы и конфискация.

В судопроизводстве существовало два порядка возбуждения дел: первый — возбуждение процесса только по инициативе потерпевшего; другой — по инициативе любого гражданина или должностного лица. Решение по делу выносилось тайным голосованием, в случае равенства голосов подсудимый считался оправданным.

Государство и право Древней Спарты

Государство и право Древних Афин

Периодизация истории Римского государства.

1 период — период разложения первобытнообщинного строя и образования рабовладельческого государства от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в 509 г. до н. э.;

2 период — период республики (509-27 гг. до н. э.);

3 период — период монархии (27 г. до н. э.— 476 г. н.э.), который, в свою очередь, делится на два этапа:

а) принципат — 27 г. до н. э.— 284 г. н.э.;

б) доминат — 284—476 гг. н.э. Периодизация истории римского права.

1 этап — эпоха формирования и развития цивильного (квиритс- кого), или гражданского права. Римское право в то время называлось гражданским только потому, что оно распространялось исключительно на римских граждан.

2 этап — эпоха расцвета римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется общенародное, или право народов, регулирующее отношение между римскими гражданами и чужестранцами, а также между самими чужестранцами, жившими на территории Римского государства.

а) Образование Римского государства

Римское государство сформировалось из городской общины. С момента основания Рима и до 509 г. н.э. у римлян существовал родовой строй, который находился уже в стадии разложения. Основной социальной единицей родовой организации был экзогамный отцовский род. Роды были разделены на семьи, характерной их чертой была почти неограниченная власть главы над всеми членами семьи.

Общественный строй. Всего в Риме насчитывалось 300 родов. Десять родов составляли курию, которая была войсковой и религиозной единицей. Во главе курии стоял курион. Десять курий составляли трибу — племя. Римский народ образовался из трех племен.

Все население делилось на патрициев, клиентов и плебеев. Патриции — это полноправные граждане городской общины, клиенты находились в личной и наследственной зависимости от патрициев, плебеи были лично свободными, но лишены политических прав.

Государственный строй. Во главе римской общины стоял царь

— рекс. Он был военачальником, верховным жрецом и производил суд по особо важным делам. Должность рекса была выборной. Совещательным органом при царе был сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат ведал общественными делами, обсуждал важные вопросы, которые затем принимались народным собранием, и влиял на избрание царя. Влиятельным органом являлось Народное собрание, которое состояло из полноправных членом римских родов, мужчин, способных нести воинскую службу; оно принимало либо отвергало предложения сената, избирало всех — должностных лиц, в том числе и царя. И еще один орган, действовавший в Римской общине,— это жреческие коллегии, древнейшими из которых являлись коллегии авгуров, понтификов и феци- алов (авгуры давали свои заключения о действиях лиц на основании различных знамений и гаданий, понтифики были хранителями и толкователями обычаев, фециалы совершали акт объявления войны).

Завершению процесса превращения римской родовой общины в государство способствовали реформы Сервия Туллия, суть кото — рых заключалась в следующем:

а) все мужское население, в зависимости от имущественного положения, которое определялось количеством земли, было разделено на пять разрядов, общих как для патрициев, так и для плебеев;

б) появился новый вид верховного органа Рима — цетуриат- ные комиции;

в) плебеи были включены в состав центуриатных комиций, т. е. стали частью «римского народа» и были допущены к дележу общественной земли;

г) город Рим был разделен на четыре территориальных округа

— трибы, а пригород — на 17 сельских триб. Трибутные комиции получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев.

б) Рим в период республики

Республика в Риме просуществовала почти 500 лет (509—27 гг. до н. э.). Историю развития Рима можно разделить на два периода: период становления и упрочнения республики (VI—IV вв. до н. э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики, замены ее монархической формой правления (ІІІ—І вв. до н. э.).

Общественный строй. По своей классовой природе римское общество и государство были рабовладельческими, однако эксплуатация рабов не достигла таких широких масштабов, как в период монархии, поэтому рабство носило в основном патриархальный характер.

Основными слоями свободного населения оставались патриции и плебеи, между которыми происходила острейшая борьба. Плебеи добивались равенства с патрициями в политических и гражданских правах, что послужило основной причиной падения Римской республики.

Государственный строй. Центральными органами государства в Римской республике были народные собрания, организованные в виде центуриатных, трибутных и куриатных комиции, сенат и магистратуры.

Центуриатные комиции являлись главным видом народных собраний, они принимали законопроекты, производили выборы высших магистратов-консулов, преторов и цензоров, имели судебную власть. Трибутные комиции существовали в двух формах: общие собрание для патрициев и плебеев (их постановления назывались «популисцит») и специально плебейские собрания (их постановления назывались «плебисцит»). Куриатные комиции сохранилась лишь как пережиток родового строя и со временем были заменены собранием 30 ликторов, которые представляли прежние 30 курий.

Сенат формально считался совещательным органом при магистратах, однако имел очень важное значение. Сенат утверждал законы, принятые народным собранием, и заведовал финансами. Решения сената назывались «сенатус-консультами».

В систему магистратур входили должностные лица, уполномоченные представлять Римское государство и от его имени совершать государственные акты в области судопроизводства или управления. Существовали следующие принципы организации и деятельности магистратур:

— выборность (выборы магистратов происходили в Народных собраниях);

— коллегиальность (на одну должность избиралось несколько магистратов, каждый из которых решал подведомственные ему вопросы, обладая всей полнотой власти);

— ответственность (за исключением диктатора, цензора и плебейских трибунов магистраты могли привлекаться к суду Народного собрания по истечение срока пребывания их в должности);

— срочность (все магистры избирались сроком на 1 год, цензоры — на 5 лет);

— безвозмездность (магистраты не получали жалованья за свою работу).

Магистратуры делились на ординарные и экстраординарные. Во главе ординарных магистратур стояли два консула. В составе ординарных магистратур имелись следующие должности: преторы — помощники консулов, цензоры — устанавливали ценз граждан Рима в целях распределения их по трибам, разрядам и центуриям, эдила — осуществляли полицейские обязанности, квесторы — помощники консулов без особой специализации, плебейские трибуны — защитники интересов плебеев и низшие магистраты — занимались расследованием преступлений.

Во время каких-либо чрезвычайных затруднений, связанных либо с войной, либо с обострением классовой борьбы, сенат давал поручение консулу о назначении диктатора на срок не свыше шести месяцев. С назначением диктатора все ординарные магистратуры превращались в экстраординарные и полностью повиновались диктатору на весь срок его полномочий. Власть диктатора в это время была неограниченной.

Римская армия. Военную службу отбывали все граждане, зачисленные в пять разрядов. К ней допускались только полноправные граждане, обладающие имущественным цензом минимально в 11000 ассов. Воины распределялись по различным родам войск соответственно своему имущественному цензу. Армию набирали консулы на основании списков, составленных цензорами. После окончания боевых действий армия распускалась.

Местное управление. Все завоеванные Римом внеиталийские земли, провинции, управлялись назначенными из Рима магистратами, которыми являлись бывшие консулы и преторы. Их власть на местах была неограниченной.

в) Рим в период монархии

Историю рабовладельческой монархии в Риме можно разделить на два периода: принципат и доминат,

В период принципиата еще действуют республиканские учреждения, хотя они совершенно утрачивают свое значение. Во главе всех магистратур становится новое должностное лицо — прин- цепс. Это формально высший республиканский магистрат пожизненный и с чрезвычайной властью.

В Риме с 284 г. устанавливается неограниченная монархия -до- минат. Старые республиканские органы исчезают, император признается абсолютным монархом, стоящим выше закона, все превращается в его подданных, власть императора обожествляется. Все управление империей сосредоточивается в руках двух основных ведомств: государственного совета при императоре и финансового ведомства, руководимых сановниками, которых назначал император.

Установление домината непосредственно связано с реформами Диоклетиана. Он провел четыре реформы:

1) административная реформа — предусматривала проведение нового административного деления империи на 12 диоцезов, которые делились на две провинции. Вся территория Италии была разделена на два диоцеза — Восточный и Западный. Во главе каждой империи стоял император — Август, который избирал себе помощника-преемника — Цезаря;

2) военная реформа — армия была разделена на три категории: пограничные войска, мобильные войска и преторианскую гвардию, был увеличен состав армии и впервые введен рекрутский набор;

3) податная и финансовая реформы — вводились натуральные и денежные налоги, а также полноценная монета.

Местное управление. Каждая половина империи — диоцеза была разделена на две префектуры, во главе которых стоял префект претория. Каждая префектура состояла из двух диоцез во главе с викариями, каждый диоцез делился на провинции, которыми управляли ректоры. Провинции состояли из мелких единиц — общин, имевших местные органы самоуправления — сенаты (деку- рионы).

Суд. Разбор уголовных от постоянных комиссий перешел к императору и его чиновникам. В пригороде Рима уголовная юрисдикция находилась во введении префекта города, в Италии — префекта претория, а в провинциях — наместников по управлению провинциями.

г) Римское право

Основные источники римского права:

1) первой римской кодификацией права были законы XII таблиц, представлявшие собой запись обычного права;

2) в конце ІІІ в. н.э. были составлены два кодекса — Грегориана и Г армогениана;

3) в 483 г. н.э. была произведена первая официальная систематизация — издан кодекс Феодосия, в котором были собраны воедино конституции императоров, начиная с IV в. н. э.;

4) к ХІІ в. н.э. была завершена последняя систематизация римского права при императоре Юстиниане, которая получила название «Свод гражданского права» — Корпус Юрис-Цивилис, состоявший из следующих основных частей:

— институции — элементарный курс римского права, предназначенный для учебных целей, основным источником которых является одноименное сочинение римского юриста Гая, вступили в действие 21 ноября 533 г.;

— дигесты — собрание выдержек из произведений римских юристов, подвергшихся редакционной обработке с целью устранения устаревших понятий и противоречий, вступили в действие 30 декабря 533 г.;

— кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций, состоявшее из 12 книг. Первая книга содержала конституции, относящиеся к церковному праву; книги со 2 по 8 посвящены гражданскому праву; книга 9 — уголовному праву; книги 10-12 — положениям о государственном управлении. Кодекс вступил в действие 29 декабря 534 г.;

— новеллы — конституции Юстиниана, изданные во время создания других трех частей свода. В них содержались нормы в основном наследственного права.

Для обладания правоспособностью были необходимы три условия, которые назывались статусами: статус свободы, т. е. правоспособными являлись только свободные граждане Рима (рабы были не субъектами, а объектами права); статус гражданства — полноправными считались только лица, принадлежавшие к римской городской общине, и статус господства — полноправным и единственным представителем римской семьи был домовладыка.

Право собственности представляло собой право лица на полное и исключительное господство над вещью в виде владения, пользования и распоряжения. Все вещи делились на ряд категорий;

вещи, изъятые из гражданского оборота (предметы религиозного культа, объекты государственной собственности и предметы общего пользования: море, атмосфера, проточная вода и т.д.), и вещи, находящиеся в гражданском обороте (движимые и недвижимые, делимые и неделимые, индивидуально определенные и определяемые родовыми признаками, манципируемые и неманци- пируемые).

В римском праве различались два вида приобретения собственности: приобретение, основанное на цивильном праве (манци- пация, передача права собственности посредством фиктивного процесса о собственности, присуждение в процессе о разделе имущества, дележ части движимого имущества, захваченного у врага; такая собственность называлась квиритской), и приобретения, основанные на «праве народов» (традиция — простая передача вещи, оккупация, приобретение по давности).

Римское право знало следующие виды права на чужие вещи: сервитуты (не ущемляя интересов собственника, предоставлялось и другим лицам право пользования его собственностью), суперфи- ций (право пользоваться сооружением, возведенным на чужой земле) и залоговое право — ипотекта (закладываемая вещь оставалась во владении должника до наступления срока выполнения им обязательства).

В Риме имелись два источника обязательств: обязательства из деликтов (правонарушений) и обязательства из договоров. Были известны следующие типы договоров: вербальные контакты — заключались в устной форме, литеральные контракты — в письменной форме, реальные контракты — обязательства возникали с момента передачи вещи и консенсуальные контракты — договоры, основанные на простом и неформальном соглашении сторон.

Брачно-семейное право на ранних стадиях характеризовалось безраздельным господством домовладыки над членами своей семьи. Во втором периоде появилась новая форма брака, при котором женщина обладала некоторой имущественной и личной самостоятельностью. В третьем периоде широкое распространение получили внебрачные связи — конкубинат.

В наследственном праве существовало наследование по закону и наследование по завещанию. Законным наследниками признавались только агнаты, т. е. те, которые находились под властью домовладыки независимо от кровного родства.

В уголовном праве различались преступления публичного (преступление против Римского государства, поджог, убийство, лжесвидетельство, похищение и заколдованно посевов влекла за собой смертную казнь) и частного характера (воровство, посягательство на личность, уничтожение и повреждение чужих вещей — применялись телесные наказания или смертная казнь).