Оао ликвидация и реорганизация

Оглавление:

Оао ликвидация и реорганизация

Статья 104. Реорганизация и ликвидация акционерного общества

1. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 138-ФЗ)

Комментарий к статье 104

1. Комментируемая статья содержит некоторые принципиальные положения, касающиеся реорганизации и ликвидации акционерного общества.

Вопросы добровольной реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции общего собрания участников (см. п. 1 ст. 103 ГК).

В случаях, установленных законом, допускается реорганизация общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57 ГК), а также ликвидация общества по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК). При этом принудительная реорганизация общества может быть проведена только в форме разделения или выделения.

Основания принудительной реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются ГК, Законом об акционерных обществах и другими федеральными законами. Подробнее см. ст. ст. 57 — 60, 61 — 65 ГК и комментарии к ним.

О специальных основаниях реорганизации (в форме преобразования) или ликвидации общества см. абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК.

2. Норма п. 2 статьи ограничивает возможности преобразования акционерного общества в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

Данное положение предопределяет также возможности реорганизации акционерного общества (слияния, присоединения, разделения или выделения), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида. Об этом же см. п. 1 комментария к ст. 57 ГК.

Например. В системе коммерческих организаций в результате разделения акционерного общества могут быть образованы одновременно и общество с ограниченной ответственностью, и акционерное общество, и производственный кооператив; допускается слияние акционерного общества с обществом с ограниченной ответственностью и производственным кооперативом и т.д.

В то же время является невозможным, в частности, любой вид реорганизации общества с ограниченной ответственностью, результатом которого будет создание хозяйственного товарищества или унитарного предприятия.

Возможность преобразования акционерного общества в некоммерческую организацию следует считать исключением из правила. Случаи, в которых допускается такое преобразование, а также виды некоммерческих организаций, в которые могут преобразовываться акционерные общества, должны быть определены федеральным законом. Например, ст. 20 Закона об акционерных обществах предусматривается, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

3. Комментируемая статья не касается вопроса о преобразовании открытого акционерного общества в закрытое акционерное общество и обратного преобразования, поскольку такое преобразование не является реорганизацией юридического лица .

По данному вопросу имеется разъяснение, данное в п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 4/8:

«В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразований обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ) — закрытых в открытые и открытых в закрытые.

При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, предусмотренные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 15 и статьей 20 Закона, — о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества — в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании (статья 75 Закона)».

Ликвидация и реорганизация юридических лиц

У вас фирма с долгами, проблемы с закрытием предприятия, достали кредиторы – мы готовы оказать квалифицированную поддержку по закрытию или реорганизации предприятия на выгодных для вас условиях.

  • Без преследований
  • Без сомнительных решений
  • Все в рамках закона
  • Короткие сроки ликвидации
  • Полное юридическое сопровождение
  • Новая фирма в подарок

Мы предлагаем:

Полный спектр услуг по ликвидации предприятий и полноценное юридическое сопровождение. Гарантия полной ликвидации и отсутствия преследования. Индивидуальные методы ликвидации юридического лица.

— Профессиональные консультации

Мы в курсе всех возможных путей ликвидации бизнеса без последствий путем реорганизации, перевода фирмы в другой регион или другого варианта – мы подберем для вас самый приемлемый и выгодный. При закрытии есть множество нюансов, которые влияют на итоговый результат: каждая ликвидация индивидуальна, поэтому наши специалисты окажут максимально полезную консультацию.

— Официальная ликвидация

Официальная ликвидация юридического лица – это оптимальный вариант прекращения деятельности фирмы. Риски возникновения неприятностей у предпринимателя или его контрагентов минимальны. При процедуре официальной ликвидации юридического лица в реестр вносятся данные о прекращении деятельности, все учредительные документы аннулируются, печать уничтожается. Но таким способом можно закрыть лишь компании с идеальной бухгалтерией и налоговой историей. Подходит ли она вам? Звоните, мы проверим.

— Ликвидация путем реорганизации

Ликвидация предприятия путем реорганизации – это компромисс между переоформлением компании на нового номинального собственника и процедурой официального банкротства юридического лица. Такая форма ликвидации подходит тем компаниям, которые не имеет больших проблем с органами и работали в формальных и неформальных рамках законодательства. В случае с ликвидацией путем реорганизации в форме присоединения происходит смена юридического адреса и присоединение компании в другой регион. В связи с этим фискальные органы вашего региона не могут проводить проверки вашего предприятия.

— Банкротство юридических лиц

Процедура признания и юридическое сопровождение банкротства юридических лиц – это сложный, но законный метод ликвидации компании, которая имеет задолженности перед фискальными органами и контрагентами. Юридическое сопровождение банкротства – это сложный и насыщенный процесс, в котором вам понадобится помощь юристов GM Consult.

— Юридическое сопровождение

Ликвидация компании – это сложный процесс, который требует грамотного юридического сопровождения, точности действий и опыта юристов. Многие предприниматели, кто пытался закрыть фирму самостоятельно, получили внеплановые проверки и штрафы от налоговой инспекции. Чтобы такого не произошло, мы оказываем полную юридическую поддержку ликвидации компании на всех этапах.

— Арбитражный управляющий

В ходе процедуры оформления банкротства компания GM Consult предложит арбитражного управляющего, который защитит в суде интересы должника или кредиторов.
Выступая на стороне должника, мы обеспечим защиту интересов и имущества должника, а также исключим риски привлечения учредителей к ответственности.
Защищая интересы кредиторов, специалисты GM Consult проведут разработку стратегии поведения кредитора, в то время как арбитражный управляющий сконцентрирует свои усилия на возврате средств.

— Защита интересов в суде

Процедура ликвидации юридического лица может быть сопряжена с судебными разбирательствами. Особенно в случае ликвидации юридического лица по несостоятельности через банкротство. Наши юристы и адвокаты защитят ваши интересы в суде от фискальных органов и от кредиторов.

— Отсутствие преследований

Профессионализм и опыт позволяет нам гарантировать отсутствие преследований после ликвидации компании. За время нашей работы все клиенты остались довольны предоставленными услугами. Мы действительно работаем чисто.

Ликвидация и реорганизация предприятий

Ликвидация предприятия

Ликвидация юридического лица (ооо) — это прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам, и исключение его из Единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Процедура ликвидации юридического лица включает в себя аннулирование всех учредительных документов, проведение полной проверки со стороны налоговой инспекции и государственных внебюджетных фондов, подшивка документов и сдача их в государственные архивы на постоянное хранение.

Ликвидация предприятия может происходить в добровольном или принудительном порядке.

В принудительном порядке предприятие (юридическое лицо) может быть ликвидировано по решению суда в случае:

  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии),
  • осуществление деятельности запрещенной законом,
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • иные случаи, предусмотренные Законом, например банкротство.

Добровольная ликвидация юридического лица осуществляется по решению его главного органа управления, как правило, это решение его участников и имеет определённый порядок.
Причины, по которым учредители (участники) принимают решение о добровольной ликвидации предприятия (ооо), могут быть различны (например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; и т. д. , но в большинстве случаев это наличие у предприятия кредиторской задолженности перед бюджетом.

Существует альтернативная ликвидация юридического лица (предприятия): заключается в смене учредителей, генерального директора, главного бухгалтера так как официальная ликвидация предприятия требует большого количества времени и затрачиваемых средств.

Прежде чем выбрать способ ликвидации вашего предприятия, необходимо серьезно подумать, какими руководствоваться критериями при проведении подобной операции: сроками или юридической чистотой и безопасностью. При решении этого вопроса Вам могут помочь наши специалисты.

Реорганизация предприятия

Общеизвестно, что согласно ст.57 ГК РФ, реорганизация юридических лиц может проводиться в пяти формах, это:

  • преобразование
  • выделение
  • разделение
  • присоединение
  • слияние

Преобразование это форма реорганизации, при которой одно юридическое лицо прекращает своё существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо, только в другой организационно-правовой форме. Реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежнее же юридическое лицо с этого момента считается прекратившим свою деятельность.

Однако не любое преобразование является реорганизацией. Так, например, если закрытое акционерное общество становится открытым (или наоборот)-то эта процедура согласно сложившейся правоприменительной практики не является реорганизацией.

Документы по преобразованию подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС)по месту нахождения юридического лица, которое прекращает свою деятельность.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности преобразованного юридического лица;
  • выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

Выделение это реорганизация, при которой из одного юридического лица выделяется его часть, из которой формируется новое юридическое лицо. При этом первоначальное юридическое лицо (из которого выделяется другое юрлицо) продолжает существовать в уменьшённом виде, ровно на сумму активов переданных выделившемуся, вновь созданному юридическому лицу. При этом, реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации, вновь созданного юридического лица. А прежнее юридическое лицо продолжает свою деятельность.

Документы подаются в уполномоченный орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, из которого выделяются юридические лица.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном (или созданных) юридическом лице и о внесении изменений в сведения о реорганизуемом юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
  • выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о государственной регистрации вновь созданного юридического лица в регистрирующий орган по месту его нахождения и направляет этому органу регистрационное дело с описью прилагаемых документов. При получении дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица уведомляет об этом орган, направивший регистрационное дело.

Присоединение это реорганизация, при которой одно юридическое лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а другое продолжает её с учётом проведённой реорганизации в форме присоединения. Реорганизация считается завершённой с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических лиц.

Документы подаются в уполномоченный регистрирующий орган (соответствующую ИФНС) по месту нахождения юридического лица, к которому присоединяется юридическое лицо.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица и об изменении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, к которому присоединилось юридическое лицо.
  • выдаёт (направляет) заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о прекращении деятельности присоединённого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения указанного юридического лица и направляет ему копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности присоединённого юридического лица, заявления о прекращении его деятельности и выписки из ЕГРЮЛ.

Слияние это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате обьединения и на их основе образуется новое юридическое лицо. Реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путём реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.

Регистрирующий орган совершает последовательно следующие действия:

  • вносит в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном юридическом лице и о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц;
  • сообщает о прекращении деятельности реорганизуемых юридических лиц в регистрирующие органы по месту нахождения этих юридических лиц и направляет им копии решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридических лиц, заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации, и выписки из ЕГРЮЛ.
  • выдаёт заявителю документы, подтверждающие внесение указанных записей в ЕГРЮЛ;
  • сообщает о государственной регистрации юридического лица, созданного путём реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган по месту нахождения вновь созданного юридического лица и направляет ему (заказным письмом) регистрационное дело с описью прилагаемых документов. По получению которых, направивший документы регистрирующий орган уведомляется регистрирующим органом получившим дело.

Для общей информации по данной проблематике, следует отметить, что реорганизация может быть добровольная, вынужденная и принудительная.

При добровольной реорганизации, собственники юридических лиц принимают решения самостоятельно, на основе добровольного волеизьявления, руководствуясь личными мотивами. Слияние и присоединение возможны только на добровольной основе, а вот остальные формы реорганизации могут иметь и иной характер.

При вынужденной реорганизации решение также принимается собственниками предприятия, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства. Приведём некоторые типичные примеры: так, в случае если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, то общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив(п.3 ст.7 ФЗ № 14 от 8.02. 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью «); приведём пример по некоммерческим организациям: если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается обязанность вести предпринимательскую деятельность, то ассоциация или союз обязано преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество (требование п.1 ст.121 ГК РФ). На этом перечень обстоятельств, при которых наступает обязательство по вынужденной реорганизации не ограничивается.

Принудительная реорганизация юридического лица возможна при определённых случаях установленных законом, только в форме его разделения либо выделения, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так например, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС РФ) вправе выдать Предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций (требования ст.19 ФЗ № 948–1 от 22.03.1991 г. ).

Реорганизация акционерных обществ (преобразование, выделение, разделение, слияние, присоединение)

Поскольку Закон Украины «Об акционерных обществах» ужесточил требования относительно управления в акционерных обществах и подачи отчетности в государственные органы, существенно увеличились расходы на содержание акционерного общества. Поэтому рациональным решением для владельцев и руководства компании стал выбор преобразования общества в другую организационно-правовою форму (как правило, в общество с ограниченной ответственностью).

Также реорганизация общества может выступать как процедура выведения активов в случае конфликта участников, может по сути заменить ликвидацию или даже создание предприятия. Согласно действующего законодательства могут быть следующие способы реорганизации акционерного общества: преобразование, выделение, разделение, слияние, присоединение.

Каждая из процедур сопровождается выпуском и/или аннулированием выпуска акций. При реорганизации путем преобразования, осуществляется остановка обращения и аннулирование выпуска акций. В случаи слияния, разделения, присоединения и выделения, в зависимости от вида реорганизации, осуществляется регистрация выпуска акций, аннулирование выпуска акций и даже изменение размера уставного капитала.

В услуги по реорганизация акционерных обществ (преобразование, выделение, разделение, слияние, присоединение) входит:

  • консультация по вопросам реорганизации;
  • подготовка внутренних документов Общества о принятии решения о реорганизации общества;
  • подготовка и подача пакета документов в НКЦБФР для регистрации выпуска акций/аннулировании выпуска акций;
  • комплекс действий, необходимый для осуществления конкретного вида реорганизации Общества;
  • государственная регистрация изменений;
  • подготовка и публикация информации, которая обнародуется в результате реорганизации Общества;
  • подготовка документов для внесения изменений в депозитарной системе Украины.

Перечень услуг не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае оговаривается с клиентом пошагово.

Срок и стоимость услуг:

Реорганизация и ликвидация предприятия: налоговый учет доходов и расходов

Отношения правового регулирования прекращения деятельности субъектов хозяйствования регламентируются ст. 59 Хозяйственного и ст. 104 Гражданского кодексов. Способы прекращения — это определенный законодательством порядок прекращения деятельности юридического лица.

Прекращение деятельности субъекта хозяйствования может осуществляться путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации — по решению собственника (собственников) либо уполномоченных им органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных законами, — по решению суда.

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, реорганизация является относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В данной статье предлагаем рассмотреть, как осуществляется прекращение деятельности субъектов хозяйствования путем реорганизации и ликвидации, а также порядок учета доходов и расходов при таких действиях.

Реорганизация предприятия

Как отмечалось, реорганизация может проводиться путем слияния, присоединения, деления и преобразования.

Согласно положениям Гражданского и Хозяйственного кодексов слияние, присоединение, деление и преобразование юридического лица могут иметь место только по решению его участников либо уполномоченного на это органа, а в предусмотренных законом случаях — по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Согласно Хозяйственному кодексу слияние предприятий — это процесс, в результате которого два и больше предприятий создают новое, при этом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к новому обществу, создаваемому вследствие слияния.

Соответственно присоединение — это вид реорганизации, в ходе которой одно или несколько предприятий присоединяются к другому, в результате чего к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных предприятий.

То есть различие между этими двумя видами реорганизации заключается в том, что в случае слияния предприятий они прекращают свое существование, а в случае присоединения прекращается существование только одного общества (если их два), которое, условно говоря, именно присоединяется к другому.

В большинстве случаев решения о слиянии или присоединении юридического лица принимаются с целью получения разрешений, лицензий, патентов, принадлежавших другим юридическим лицам, уменьшения количества конкурентов и т. п.

При делении субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов хозяйствования, созданных вследствие это деления. При выделении одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

Деление (выделение) предприятия осуществляется, как правило:

  • в случае если у предприятий высокий уровень диверсификации сфер деятельности и к ним (различным участкам производств) проявляют интерес несколько инвесторов. Так что в результате деления каждый из инвесторов может вложить денежные средства в ту сферу, которая его больше всего привлекает;
  • по решению антимонопольных органов, если предприятия злоупотребляют монопольным положением на рынке (может быть принято решение о принудительном делении (выделении) монопольного образования) (п. 2 ст. 56 Хозяйственного кодекса);
  • с целью создания интегрированных корпоративных структур (концернов, холдингов), например в результате выделения из материнской компании дочерних предприятий.

В случае преобразования одного субъекта хозяйствования в другой к новосозданному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

Согласно ст. 108 Гражданского кодекса преобразование юридического лицаэто изменение его организационно-правовой формы, в результате чего к новому юридическому лицу переходят все имущество, права и обязанности предыдущего юридического лица. Реорганизуемое предприятие в случае такого преобразования не ликвидируется, а просто изменяет свою организационно-правовую форму.

Например, частное предприятие преобразуется в общество с ограниченной ответственностью (ответственность участников ограничивается); публичное акционерное общество преобразуется в частное акционерное общество и т. п.

Согласно п. 98.1 ст. 98 Налогового кодекса реорганизация налогоплательщика — это фактически изменение его правового статуса, предусматривающее любое из следующих действий или их объединение:

  • изменение организационно-правового статуса хозяйственных обществ;
  • слияние налогоплательщиков, а именно передачу имущества плательщика в уставные фонды других плательщиков, вследствие чего происходит ликвидация налогоплательщика, сливаемого с другими;
  • деление налогоплательщика на несколько лиц, а именно деление его имущества между уставными фондами новосозданных юридических лиц и/или физическими лицами, вследствие чего происходит ликвидация юридического статуса налогоплательщика, который делится;
  • выделение из налогоплательщика других плательщиков, а именно передачу части имущества реорганизуемого плательщика в уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные права, вследствие чего не происходит ликвидация реорганизуемого налогоплательщика;
  • регистрацию физического лица в качестве субъекта хозяйствования без отмены его предыдущей регистрации в качестве другого субъекта хозяйствования или с такой отменой.

Следовательно, для целей налогового учета при реорганизации предприятия главным вопросом является не организационо-правовые формы хозяйствования, а переход налоговых обязательств такого налогоплательщика.

В таком случае важным моментом является завершение реорганизации, которая согласно положениям действующего законодательства подлежит государственной регистрации.

Так, ст. 33 Закона № 755 установлено, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, преобразования (реорганизации) или в результате ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению либо по решению органа государственной власти, принятому в случаях, предусмотренных законом.

Юридическое лицо считается прекратившимся с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица (ст. 104 Гражданского кодекса).

Таким образом, основанием для признания факта реорганизации является документ, подтверждающий внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лицпредпринимателей.

Порядок учета доходов и расходов при реорганизации плательщика налога

Особенности учета при реорганизации юридических лиц определены п. 153.15 ст. 153 Налогового кодекса.

Согласно этой норме в связи с проведением реорганизации у плательщика налога — правопреемника не включаются в состав дохода сумма денежных средств, долговых требований, стоимость материальных и нематериальных активов, полученных от юридического лица, которое прекращается в связи с проведением такой реорганизации.

В свою очередь, в состав соответствующих групп основных средств и нематериальных активов налогоплательщика-правопреемника включаются объекты основных средств и нематериальных активов юридического лица, которое прекращается в связи с проведением реорганизации. Такие объекты учитываются у правопреемника по балансовой стоимости на дату утверждения передаточного акта и подлежат амортизации в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Кроме того, в состав себестоимости запасов правопреемника на дату утверждения передаточного акта включается себестоимость запасов, учитываемых у юридического лица, которое прекращается.

Что касается отрицательного значения объекта налогообложения отчетного периода, учитываемого у плательщика налога, который прекращается, на дату утверждения передаточного акта, то такое отрицательное значение объекта налогообложения включается в состав расходов плательщика налогаправопреемника.

Однако возможность учета отрицательного значения объекта налогообложения отсутствует в случае, если плательщик (плательщики) налога, который прекращается, и плательщик налога — правопреемник были связанными лицами менее -18 последовательных месяцев до даты завершения присоединения.

На все активы, передаваемые от плательщика (плательщиков) налога, который прекращается, к плательщику налога — правопреемнику, должны быть подтверждающие документы.

В случае если определенная разделом ІІІ Налогового кодекса дата увеличения расходов, осуществленных (начисленных) юридическим лицом, которое прекращается, не наступила до момента утверждения передаточного акта, то такие расходы учитываются у плательщика налога — правопреемника. Плательщик налога — правопреемник получает право на увеличение расходов в общем порядке, определенном этим разделом. Это правило применяется также:

  • к сумме расходов, которые учитываются согласно разделу ІІІ Налогового кодекса в особом порядке (расходов на приобретение ценных бумаг, деривативов и т. п.) и не учтены в уменьшение доходов плательщика налога до момента утверждения передаточного акта;
  • к сумме дохода, полученного (начисленного) плательщиком налога, который прекращается, и не включенного в доход до момента утверждения передаточного акта.

Состав расходов (доходов), предусмотренных пп. 153.15.1 п. 153.15 ст. 153 Налогового кодекса, и их оценка определяются по данным и документам учета юридического лица, которое прекращается, на дату утверждения передаточного акта.

Вопрос перехода прав и обязанностей при правопреемстве для владельцев акций урегулирован пп. 153.15.2 вышеуказанного пункта.

Согласно этому подпункту при проведении реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования юридического лица, предусматривающей обмен акций (корпоративных прав) у юридического лица, которое прекращается, на акции (корпоративные права) у юридического лица — правопреемника, стоимость акций (корпоративных прав) юридического лица — правопреемника в учете акционера (участника) определяется в размере стоимости акций (корпоративных прав) юридического лица, выпуск которых был отменен (прекращен и т. п.) в результате реорганизации.

При проведении реорганизации в форме деления (выделения), предусматривающей распределение акций (корпоративных прав) между акционерами (участниками) юридических лиц, которые создаются вследствие реорганизации, стоимость таких акций (корпоративных прав) в учете акционеров (участников) определяется в сумме, равной стоимости доли акций (корпоративных прав) у юридического лица, которое реорганизуется, пропорциональной стоимости чистых активов юридического лица, которое образовалось в результате реорганизации, и общей стоимости чистых активов юридического лица, которое реорганизовалось. Стоимость чистых активов юридических лиц определяется по данным распределительного баланса на дату его утверждения.

Особое внимание необходимо уделить определенным Налоговым кодексом положениям о порядке погашения денежных обязательств или налогового долга в случае реорганизации налогоплательщика, в частности, если реорганизация осуществляется путем:

  • изменения наименования, организационно-правового статуса или места регистрации налогоплательщика — после реорганизации он приобретает все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга, возникших до его реорганизации;
  • объединения двух или больше налогоплательщиков в одного с ликвидацией объединившихся налогоплательщиков — объединенный плательщик приобретает все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга всех объединившихся налогоплательщиков;
  • деления налогоплательщика на два или больше лица с ликвидацией такого плательщика, который разделяется, — все налогоплательщики, которые возникнут после такой реорганизации, получают все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга, возникших до такой реорганизации (подпункты 98.2.1 — 98.2.3 п. 98.2 ст. 98 Налогового кодекса).

В случае если реорганизация налогоплательщика осуществляется путем выделения из его состава другого плательщика или внесения части имущества в уставный фонд другого плательщика без его ликвидации, то такое выделение не влечет за собой распределения денежных обязательств либо налогового долга между таким налогоплательщиком и лицами, созданными в процессе его реорганизации, либо установления их солидарной ответственности за нарушение налогового законодательства, кроме случаев, когда по заключениям контролирующего органа такая реорганизация может привести к ненадлежащему погашению денежных обязательств либо налогового долга реорганизуемым налогоплательщиком (п. 98.3 ст. 98 Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 107 Гражданского кодекса по истечении срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения либо отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) либо распределительный баланс (в случае деления), которые должны содержать положение о правопреемстве по всем обязательствам юридического лица, которое прекращается, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспориваемые сторонами.

Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом.

Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, деления или преобразования председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо после завершения процедуры прекращения, предусмотренной законом, но не раньше истечения срока заявления требований кредиторами, должен представить лично (отправить заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору соответствующий пакет документов (в частности, подписанный председателем и членами комиссии по прекращению юридического лица и утвержденный учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, экземпляр оригинала передаточного акта — если прекращение осуществляется в результате слияния, присоединения или преобразования, либо распределительного баланса — если прекращение осуществляется в результате деления, или их нотариально заверенные копии) (ст. 37 Закона № 755).

Ликвидация предприятия

Под ликвидацией предприятия следует понимать прекращение любой деятельности субъекта хозяйствования, его личных и имущественных прав и обязательств.

Законодательством четко определены основания ликвидации субъекта хозяйствования. Это может быть:

  • по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица через допущенные при его создании нарушения, которые невозможно устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица, в других случаях, установленных законом, — по иску соответствующего органа государственной власти.

При этом если с иском о ликвидации юридического лица обратился орган государственной власти, то ликвидатором может быть назначен этот орган, если он наделен соответствующими полномочиями.

В учредительных документах предприятия должны быть указаны, в частности, условия ликвидации субъекта хозяйствования, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 57 Хозяйственного кодекса).

Отметим, что при ликвидации необходимо учитывать требования ст. 111 Гражданского кодекса, согласно которой с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все меры по взысканию дебиторской задолженности юридического лица, которое ликвидируется, и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные сроки.

При проведении мероприятий по ликвидации юридического лица до истечения срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, используемого для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица.

Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по проведению инвентаризации имущества юридического лица, которое прекращается, а также имущества его филиалов и представительств, дочерних предприятий, хозяйственных обществ и имущества, подтверждающего его корпоративные права в других юридических лицах, выявляет и принимает меры по возврату имущества, находящегося у третьих лиц.

Порядок проведения инвентаризации определен Инструкцией № 69. Подпунктом «ж» п. 3 этой Инструкции также предусмотрено, что проведение инвентаризации при ликвидации предприятия является обязательным.

В случаях, установленных законом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юридического лица, которое прекращается.

Для оценки имущества комиссия может воспользоваться услугами субъекта оценочной деятельности, который осуществит независимую оценку в соответствии с требованиями Закона № 2658.

При этом в случае банкротства, ликвидации государственного, коммунального предприятия и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества) проведение оценки имущества является обязательным (ст. 7 указанного Закона).

Лицензии, документы разрешительного характера и другие документы, а также печати и штампы, подлежащие возврату органам государственной власти, органам местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией (ликвидатором).

До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет контролирующим органам отчетность за последний отчетный период.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление в контролирующие органы.

При этом следует помнить, что согласно ст. 166 6 КоАП за неполное или с нарушением установленного порядка проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидационного баланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта при прекращении юридического лица предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 100 до 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 — 2550 грн.) на должностных лиц юридического лица, других лиц, привлеченных для прекращения юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает представление государственному регистратору документов, предусмотренных законом для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в установленный законом срок.

Информация о процедуре снятия с учета налогоплательщиков в контролирующих органах содержится в разделе XI Порядка № 1588.

При получении документов контролирующим органом согласно пунктам 11.1 — 11.4 этого Порядка (в частности, заявления по форме № 8-ОПП от налогоплательщика, сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица) и/или если начата процедура прекращения юридического лица, закрытия постоянного представительства либо обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика, то этим органом принимается решение о проведении документальной внеплановой проверки плательщика.

В случае признания хозяйственным судом предприятия банкротом порядок создания и работы ликвидационной комиссии и условия его ликвидации определяются согласно Закону № 2343. Очередность удовлетворения требований кредиторов при проведении процедуры банкротства определена в ст. 45 этого Закона.

При ликвидации неприбыльной организации ее активы должны быть переданы одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачислены в доход бюджета, если иное не предусмотрено законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации (п. 157.13 ст. 157 Налогового кодекса).

Учет доходов и расходов при ликвидации плательщика налога

В случае если субъект хозяйствования ликвидируется, в налоговом учете осуществляется соответствующее отражение хозяйственных операций.

Лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, является:

  • в отношении ликвидируемого налогоплательщика — ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию согласно законодательству Украины;
  • относительно филиалов, отделений, других обособленных подразделений ликвидируемого налогоплательщика — такой налогоплательщик.

Ликвидация юридического лица является основанием для прекращения налоговой обязанности (п. 37.3 ст. 37 Налогового кодекса).

Так, предприятие, подпадающее под действие п. 57.1 ст. 57 этого Кодекса и начавшее процедуру ликвидации, прекращает уплачивать авансовые взносы в отчетном месяце, в котором в установленном порядке в контролирующий орган представляется ликвидационный баланс. Начисленные таким плательщиком авансовые взносы учитываются в уменьшение задекларированных обязательств в последней декларации по налогу на прибыль, представляемой плательщиком.

При наличии переплаты налогоплательщик подает заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в котором указывает направление перечисления денежных средств (п. 43.4 ст. 43 Налогового кодекса).