Обстоятельства смягчающие административную ответственность

Обстоятельства смягчающие административную ответственность

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, изложенные в данной статье, служат основанием для смягчения административного наказания. В отличие от уголовного закона смягчение административного наказания возможно лишь в рамках санкции нормы Особенной части КоАП, законов субъектов РФ. Когда обстоятельства, смягчающие ответственность, указаны в диспозиции конкретной нормы, они приобретают качественно иную правовую природу, влияющую на квалификацию административного правонарушения, и не могут рассматриваться основанием для смягчения ответственности.

2. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

3. Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъективной стороной административного правонарушения.

4. Под предотвращением лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), которые непосредственно направлены на уменьшение вреда и ущерба. Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущерба или устранение причиненного вреда, например, возврат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, оказание медицинской помощи, в результате нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

5. Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это — кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателю с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

6. Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

7. В комментируемой статье несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. Оно не находится в противоречии со ст.2.3 КоАП, которой предусмотрена возможность (но не обязанность) освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, установленной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Иными словами, за некоторые виды административных правонарушений несовершеннолетний может привлекаться к ответственности. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении обязательно исследование данного вопроса, с тем чтобы выбрать необходимую меру воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возраста, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обязанности загладить причиненный вред применяется в случае, если несовершеннолетний имеет заработок. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

8. Беременность является физиологическим процессом, накладывающим отпечаток на состояние здоровья, психику женщины. Зачастую беременность сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, раздражительностью. Данные факторы и обусловливают необходимость учета факта беременности при назначении административного наказания.

Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки его в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

9. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 данной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Анализ правил ст. 4.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) обстоятельства, указанные в п. 1-5 ч. 1 ст. 4.2 как смягчающие административную ответственность:

а) перечислены в ст. 4.2 неисчерпывающим образом: закон допускает признание в качестве смягчающих и другие обстоятельства;

б) судья, орган, должностное лицо обязаны в любом случае учитывать;

2) любые другие обстоятельства судья, орган, должностное лицо могут признать в качестве смягчающих с учетом:

а) специфики рассматриваемого ими административного правонарушения, состава его участников, времени, места, обстановки его совершения и т.п.;

б) того, что необходимо (в постановлении о назначении административного наказания) указать мотивы признания таких обстоятельств в качестве смягчающих административную ответственность;

3) при назначении административного наказания судья, орган, должностное лицо должны руководствоваться также общими началами назначения административного наказания (см. о них коммент. к ст. 4.1);

4) комментируемая статья устанавливает, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть предусмотрены не только в нормах КоАП, но и в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся, в частности:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Речь идет о том, что такое лицо осудило свое деяние, заверило остальных в том, что в дальнейшем не совершит административного правонарушения. Имеется в виду любая форма раскаяния, в т.ч. и деятельное раскаяние (например, заглаживание вреда каким-либо образом). Самостоятельным видом обстоятельства смягчающего ответственность является добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении (оно введено Законом N 118 и вступило в силу с 01.10.04). Сообщение может быть письменным, устным, по факсу и т.п. при личной явке виновного, по телефону и т.д. главное чтобы оно было именно добровольным (а не под давлением, например, сотрудников милиции, таможенного органа и т.д.). Не важно, в какой орган лицо сообщит о совершенном деянии (например, он сообщил в милицию, хотя нужно было сообщать в антимонопольный орган) — важен сам факт того, что лицо добровольно решило сообщить о совершенном правонарушении.

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий. То есть после того, как деяние было совершено, лицо:

а) стало предпринимать меры, чтобы его вредные последствия не наступили или наступили в меньшем объеме;

б) предупредило лицо (против интересов которого было направлено административное правонарушение) о возможных вредных последствиях административного правонарушения, помогло ему избежать таких последствий;

в) добровольно возместило причиненный вред;

г) устранило причиненный административным правонарушением вред;

3) совершение административного проступка:

а) в состоянии сильного душевного волнения (аффекта). Сам по себе аффект не освобождает лицо от административной ответственности, не свидетельствует о том, что вина отсутствует, но смягчает ответственность. Причем конструкция анализируемой нормы такова, что она охватывает и случаи, когда аффект был вызван поведением самого пострадавшего, и случаи, когда подобная связь отсутствовала;

б) при тяжелых личных обстоятельствах. Они могут быть самыми разнообразными (например, человек совершил мелкую кражу продуктов, поскольку не ел 3 дня). Закон заранее не связывает руки судье, органу, должностному лицу, не оговаривая причины и конкретные виды упомянутых личных обстоятельств: важно, чтобы характер этих обстоятельств был именно неблагоприятным (тяжелым) и чтобы они были неразрывно связаны с личностью правонарушителя (боль, страдание, переживание, чувство голода и т.д.);

в) при стечении тяжелых семейных обстоятельств (например, человек превысил установленную предельную скорость движения автомобиля, т.к. спешил к больной супруге).

В практике возникает вопрос: должно ли иметь место одно тяжелое личное или семейное обстоятельство или их должно быть несколько (учитывая, что в ст. 4.2 говорится о стечении таких обстоятельств)? Логическое и грамматическое толкование п. 3 ч. 1 ст. 4.2 показывает, что даже если такое обстоятельство одно, игнорировать его судья, орган, должностное лицо не вправе;

4) совершение административного проступка лицом, не достигшим 18 лет. Речь идет о несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет (см. ч. 1 ст. 2.3).

В практике возникает вопрос: если лицо было признано полностью дееспособным до достижения 18-летнего возраста (например, в порядке эмансипации, ст. 27 ГК), то распространяются ли на него правила п. 4 ч. 1 ст. 4.2? Да, распространяются: дело в том, что в ст. 4.2 исключений для каких-либо категорий несовершеннолетних не делается;

5) совершение административного проступка женщиной:

а) находящейся в состоянии беременности. Речь идет о том, что беременность женщины имела место именно в момент совершения противоправного действия или бездействия (а не в момент назначения административного наказания);

б) имеющей малолетнего ребенка. В практике возникает вопрос: какой ребенок признается малолетним? Систематическое толкование ст. 4.2 и ст. 28 ГК и ст. 3.9 (см. коммент. к ней) показывает, что малолетним считается ребенок, не достигший 14 лет.

3. В практике также возникает вопрос: является ли смягчающим административную ответственность обстоятельством примирение правонарушителя с потерпевшим? Отвечая на этот вопрос, нужно учесть, что:

1) в КоАП нет нормы, аналогичной ст. 76 УК (о том, что может быть освобождено от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление небольшой тяжести, если оно примирилось с пострадавшим и загладило причиненный пострадавшему вред);

2) судья, орган, должностное лицо (учитывая открытый характер перечня смягчающих административную ответственность обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 4.2) вправе признать в качестве такового и примирение правонарушителя с потерпевшим.

На том же основании можно отнести к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, изменение обстановки (уже после содеянного), а также то, что лицо совершило административное правонарушение впервые.

4. Анализ судебной практики показывает, что:

1) при применении ст. 4.2 и определении конкретного размера штрафа, судам необходимо исходить из того, что в силу ст. 4.1 размер штрафа не может быть ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП (п. 21 Пост. N 2);

2) при назначении наказания судья (с учетом смягчающих вину обстоятельств) не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи (п. 21 пост. N 5).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Назначение административного наказания осуществляется в преде­лах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, а также с учетом обстоя­тельств, смягчающих и отягчающих административную ответствен­ность.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответствен­ность, ст. 4.2 КоАП РФ относит следующие:

• раскаяние лица, совершившего административное правонару­шение;

• добровольное сообщение им о совершенном административном правонарушении;

• предотвращение им вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущер­ба или устранение причиненного вреда;

• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тя­желых личных или семейных обстоятельств;

• совершение административного правонарушения несовершенно­летним;

• совершение административного правонарушения беременной жен­щиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об адми­нистративном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответствен­ность, ст. 4.3 КоАП РФ относит следующие:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требова­ние уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное совершение однородного административного правона­рушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, срок по которому не истек;

• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административ­ного правонарушения;

• совершение административного правонарушения группой лиц;

• совершение административного правонарушения в условиях сти­хийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельст­вах;

• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган или должностное лицо, назначающие административ­ное наказание, в зависимости от характера совершенного администра­тивного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Давность привлечения к административной ответственности уста­новлена ст. 4.5 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного, природоохранного за­конодательства, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении 1 года со дня совершения ад­министративного правонарушения. За административные правона­рушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня его совершения.

В течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о на­значении административного наказания лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного им административного правонарушения, для физического лица – личность виновного, его имущественное положение, для юридического лица также берется во внимание финансовое положение. Учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность (ст. 4.2 КоАП), относятся следующие обстоятельства:

– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, – предполагает негативное отношение к содеянному и его последствиям, осознание противоправности своего действия или бездействия. Кроме того, это раскаяние должно сопровождаться добровольным объяснением обстоятельств и причин совершенного правонарушения судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело;

– добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

– добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении;

– оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство но делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

– добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

– добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение административного правонарушения несовершеннолетним – лицом, не достигшим возраста 14 лет. В данном случае комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему иные специфические административные меры воспитательного воздействия, не связанные с административным наказанием;

– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими также и иные обстоятельства.

В ст. 4.3 КоЛП определены обстоятельства, отягчающих административную ответственность, которые не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения, причем за судом, органом, должностным лицом, назначающим административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения оставлено право не признать данное обстоятельство отягчающим. Среди отягчающих обстоятельств КоАП называет следующие:

– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, которое необходимо отличать от повторного совершения однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП, при этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства;

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения – установлено в качестве отягчающего обстоятельства в связи с повышенной общественной опасностью лица, вовлекающего несовершеннолетнего;

– совершение административного правонарушения группой лиц – квалифицируется при участии в совершении административного проступка двух и более лиц, при этом необходимо установить степень участия каждого лица, общественной опасности его роли в совершенном правонарушении;

– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах – совершение правонарушения в обстановке, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

– совершение административного правонарушения в состоянии опьянения – является самым распространенным отягчающим обстоятельством при совершении административного правонарушения, которое устанавливается документально либо на основании свидетельских показаний.

Могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность?

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, перечислены в КоАП РФ, однако для их учета судом или другим компетентным органом необходимо соблюдение ряда условий. Как смягчить наказание или вовсе избежать его – читайте в настоящей статье.

Условия смягчения административного наказания

Статья 4.2 КоАП РФ называет 10 видов обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Раскаяние виновного

Для того чтобы раскаяние было зачтено в качестве смягчающего обстоятельства, необходимо одновременное присутствие 2 факторов:

  • полное признание вины в инкриминируемом проступке;
  • негативная оценка виновным своих действий.

Важно: осознание недопустимости такого поведения, отрицательное отношение правонарушителя к совершенному деянию должны быть следствием личной оценки виновного. Раскаяние под воздействием принуждения или из страха наказания обстоятельством, смягчающим административную ответственность, не признается.

Прекращение противоправных действий

Отказ от продолжения правонарушения позволит смягчить наказание только при соблюдении условия добровольности. То есть если виновный по доброй воле прекратил свои действия, осознавая их противоправность. Например, при совершении мелкого хищения нарушитель добровольно вернул на место украденную вещь.

Важно: в случае невозможности завершения противоправных действий по причинам, не зависящим от воли виновного (задержание сотрудниками охраны, правоохранительных органов и т. д.), незавершенность этих действий основанием для смягчения наказания не является.

Сообщение о совершенном правонарушении

Добровольное сообщение виновным о совершенном им проступке в правоохранительные органы безоговорочно признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

Важно: сообщение должно иметь место до того, как о правонарушении стало известно представителям компетентных структур.

Содействие «следствию»

Это обстоятельство, смягчающее административную ответственность, имеет второе, неофициальное название – деятельное раскаяние. Иными словами, чтобы заслужить снисхождение, виновному необходимо оказать содействие правоохранительным органам в установлении обстоятельств и деталей совершенного проступка.

Пример: добровольное предоставление доказательств, в том числе и вещественных, указание на очевидцев правонарушения и т. д.

Предотвращение последствий

Может выражаться как в предотвращении вреда, причиненного правонарушением, так и в его устранении. Главное, чтобы инициатива исходила от самого виновного.

Пример: добровольное оказание помощи пострадавшему.

Возмещение ущерба

Здесь также основополагающее значение имеет добровольность – то есть правонарушитель по собственной воле должен погасить причиненный им ущерб или загладить другой вред.

Пример: извинение перед пострадавшим от оскорблений, возмещение расходов на восстановление разбитого стекла и т. д.

Устранение нарушения

Обстоятельство, смягчающее административную ответственность при условии, что нарушитель еще до принятия решения по делу устранит допущенные им нарушения.

Пример: возвращение помещения в исходный вид после незаконной перепланировки.

Аффект виновного

Установить факт совершения нарушения в состоянии аффекта, то есть сильного душевного волнения, возможно только экспертным путем. То есть обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в данном случае учитываются на основании заключения психиатрической экспертизы.

Исключение – тяжелые личные обстоятельства, наличие которых можно доказать и другим способом, например при помощи свидетельских показаний.

Беременность виновной

Для смягчения наказания в этом случае достаточно предоставить справку о беременности. Рассчитывать на снисхождение может и мать малолетнего ребенка (младше 14 лет).

Несовершеннолетие виновного

В этом случае законодатель исходит из недостатка у нарушителя достаточного жизненного опыта, вероятности совершения проступка под влиянием ложно понятых авторитетов и ценностей и т. д.

Важно: в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ список обстоятельств, смягчающих административную ответственность, перечисленных в части 1 этой же нормы, не является исчерпывающим. То есть при назначении наказания могут быть учтены и другие условия, не предусмотренные законом.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

КоАП РФ не содержит нормы, обобщающей все обстоятельства и условия, при которых привлечение к административной ответственности невозможно. Однако отдельные положения закона все же позволяют перечислить основания для освобождения от наказания:

  • совершение правонарушения лицом младше 16 лет (в силу статьи 2.3 КоАП РФ ответственность наступает именно с этого возраста);
  • невменяемость виновного (равно как и аффект устанавливается посредством психиатрической экспертизы и, согласно статье 2.8 КоАП РФ, является безоговорочным основанием освобождения от ответственности);
  • истечение срока давности (в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности, в зависимости от категории и тяжести проступка, может составлять от 2 месяцев до 6 лет);
  • крайняя необходимость (проступки, совершенные в условиях угрозы жизни, здоровью или иным законным интересам как самого виновного, так и других лиц, в силу статьи 2.7 КоАП РФ не влекут наступление ответственности).

Кроме того, от наказания может быть освобождено юридическое лицо, если норма закона, по которой оно привлекается, предусматривает ответственность исключительно физических лиц.