Пенсия по случаю потери кормильца реферат

Общие понятия пенсии по случаю потери кормильца

Введение 3
1. Общие понятия пенсии по случаю потери кормильца 5
1.1. Понятие и условия трудовой пенсии по случаю потери кормильца 5
1.2. Лица, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца 8
2. Элементы трудовых пенсий по случаю потери кормильца 29
2.1. Размер пенсии по СПК 29
2.2. Оценка пенсионных прав и срок назначения пенсии по СПК 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40

Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Как известно, Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.
Среди норм Конституции Российской Федерации, на которой основывается законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, следует назвать, прежде всего, норму ч. 2 ст. 7, в которой в качестве одной из основ конституционного строя закреплено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, и норму ч. 1 ст. 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Актуальность настоящей работы состоит в том, что в соответствии со ст. 2 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия — это ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанным Законом.
Нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о трудовых пенсиях.
Указанной статьей определены условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Согласно п. 1 ст. 9 трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Круг лиц, подлежащих обязательному страхованию в связи со смертью кормильца, обозначен законодателем. Эти лица должны одновременно относиться к членам семьи умершего застрахованного лица, находиться в нетрудоспособном состоянии и к моменту смерти застрахованного лица состоять на его иждивении. При этом к семье умершего кормильца приравнивается семья безвестно отсутствующего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Целью настоящей работы является рассмотрение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— Проанализировать понятие и условия трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
— Показать лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца;
— Рассмотреть размер пенсии по СПК;
— Показать оценку пенсионных прав и срок назначения.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующее пенсию по СПК. Объект исследования составляют конкретные правоотношения трудовой пенсии по СПК.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников и литературы.

Скачать реферат «Общие понятия пенсии по случаю потери кормильца» DOC | TXT

Пенсия по случаю потери кормильца реферат

Проблема, которая освещается и решается в настоящем курсовом иссле-довании, связана с назначением и выплатой пенсии по потери кормильца раз-личным категориям граждан и решением в связи с этим правоприменительных вопросов. Актуальность темы исследования. Пенсия по случаю потери кормильца – это самостоятельное (наряду со старостью и нетрудоспособностью) основа-ние для материального обеспечения граждан. В связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения особую актуальность приобретает вопрос о том, со-ответствует ли в целом институт пенсий по случаю потери кормильца совре-менному этапу социально-экономического развития общества, нуждаясь лишь в некоторых частных второстепенных обновлениях, либо ему следует придать новую ориентацию и кардинально изменить многие устоявшиеся нормы в ответ на изменение потребностей семьи и общества. Актуальность этого вида пенсий проявляется также в той значимости и роли, которую выполняет эта пенсия в нашем обществе. Пенсией по случаю по-тери кормильца обеспечиваются разные социальные группы населения: несо-вершеннолетние, инвалиды, лица пенсионного возраста, а также лица, занятые уходом за детьми — при наличии предусмотренного пенсионным законода-тельством юридического состава. Таким образом, от правового регулирования, точности и справедливости законодательных формулировок зависят в данном случае судьбы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Актуальность исследования подтверждается также необходимостью рас-смотрения тенденций развития законодательства о пенсиях и, в частности, о пенсиях по потере кормильца. Объектом настоящего исследования выступают общественные отноше-ния по поводу назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца, предметом исследования являлись правовые нормы действующего российского законодательства в сфере пенсионного обеспечения граждан, судебная практи-ки по рассматриваемому вопросу, а также научные труды ученых-цивилистов, содержащие теоретические разработки, мнения и концепции по рассматривае-мому вопросу. Целью настоящего исследования является исследование вопросов право-вого регулирования назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца с тем, чтобы установить проблемные вопросы настоящего института пенсион-ного законодательства и предложить возможные пути их решения. В качестве задач автор определил следующие направления исследования, позволяющие достичь поставленную перед работой цель: ? Рассмотреть понятие пенсии по случаю потери кормильца; ? Охарактеризовать общие основания назначения пенсии по случаю потери кормильца; ? Установить особенности пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан; ? Проанализировать механизм начисления пенсии; ? Установить размер пенсии по случаю потери кормильца Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами. Работа состоит из настоящего введения, двух глав разделенных на параграфы, в кото-рых решаются поставленные автором задачи, глоссария по тематике исследова-ния; заключения и списка использованных источников.

Пенсия по случаю потери кормильца — ежемесячная денежная выплата, производимая государством из Пенсионного фонда Российской Федерации или федерального бюджета нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца при наличии предусмотренных законодательством условий, касающихся как умершего гражданина, так и?членов его семьи. Пенсия соизмеряется с?заработком умершего гражданина, назначается на время нетрудоспособности членов его семьи или пожизненно и?является основным или одним из основных источников средств их существования. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца в свое основе содержат факт «иждивенчества». Так, если члены семьи умершего находились на его полном содержании, либо получали у него помощь, являвшуюся посто-янным и основным источником существования, то они считаются членами се-мьи, его иждивенцами. под иждивением законодатель понимает: 1. Полное содержание членов семьи умершего кормильца. 2. Помощь кормильца, которая для членов его семьи была постоянным и основным источником средств к существованию. То есть наличие у нетрудоспособного члена семьи самостоятельного ис-точника дохода (пенсия, стипендия, заработок, материальная помощь, оказы-ваемая детьми или другими лицами, и т. п.) не исключает возможности призна-ния его иждивенцем. Особенности установления пенсии по случаю потери кормильца отдель-ных категорий граждан обусловлены особым правовым статусом данных кате-горий граждан, а также той социально значимой целью, достижение которой преследовал погибший (умерший). Общие основания назначения пенсии по случаю потери кормильца анало-гичны назначению этого вида пенсии в общем порядке. Однако есть некоторые особенности, которые подробно освещены в настоящем исследовании. В настоящее время законодателем устранено действовавшее длительное время ограничение прав вдов погибших военнослужащих на получение двух пенсий. Представляется, что в реалиях нашей современной действительности (принимая во внимание достаточно активное участие российских военнослу-жащих в вооруженных конфликтах как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами) установление пенсии по случаю потери кормильца для данных категорий российских граждан значительно укрепят гарантии социаль-ной поддержки вдов погибших военнослужащих. Несмотря на вышеназванные изменения закона ряд вопросов остался не-урегулированными. Основными из них являются следующие: — во-первых, не совсем понятной представляется логика, которой руково-дствовался законодатель, устанавливая право на получение двух пенсий только женам военнослужащих, погибших вследствие военной травмы. В результате возникло весьма серьезное противоречие: по буквальному смыслу ст. 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воен-ную службу. » две пенсии не могут быть назначены мужчине, у которого вследствие военной травмы погибла жена, проходившая военную службу по контракту; — во-вторых, ст. 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспе-чении лиц, проходивших военную службу. » в части, касающейся права роди-телей погибших военнослужащих на получение двух пенсий, нарушает прин-цип социальной справедливости. На этот существенный недостаток военно-пенсионного законодательства указывалось неоднократно. Рассмотренные новации Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. » позволяют сделать оптими-стичный прогноз о том, что в скором времени законодателем будут устранены и эти недостатки данного законодательного акта. Вопрос о механизме начисления пенсии по случаю потери кормильца урегулирован в законодательстве достаточно подробно для всех категорий, имеющих право на ее получение. Основу определения размера пенсии по слу-чаю потери кормильца семьям военнослужащих составляет денежное содержа-ние, получаемое военнослужащими на день смерти. Предусмотрено ежегодное увеличение размера пенсии на два или более процента и в зависимости от уровня инфляции и роста потребительских цен, что является законодательно установленным способом индексации размера пенсий.

Пенсия по случаю потери кормильца

Понятие пенсии по случаю потери кормильца и общие основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Механизм исчисления пенсии. Пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан. Размер и выплата пенсии по случаю потери кормильца.

Подобные документы

Основания для выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Определение размеров пенсии, характеристика и специфика права на пенсионное обеспечение. Назначение пенсии по случаю потери кормильца членам семьи, не находившимся на иждивении умершего кормильца.

контрольная работа, добавлен 26.01.2017

Понятие и значение выплат пенсий по случаю потери кормильца в праве социального обеспечения, технология и порядок их начисления. Пенсии семьям военнослужащих. Пенсии по случаю потери кормильца обучающимся гражданам. Документальное оформление пенсии.

курсовая работа, добавлен 23.02.2011

Определение термина потери кормильца, как социально-правового основания пенсионного обеспечения. Ознакомление с технологией назначения и начисления пенсии по случаю потери кормильца. Анализ общих оснований назначения пенсии по случаю потери кормильца.

курсовая работа, добавлен 24.06.2016

Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Структура пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению. Понятие нетрудоспособности в законодательстве.

контрольная работа, добавлен 09.03.2013

Рассмотрение пенсии по случаю потери кормильца, оснований ее начисления, трудовой и государственной разновидностей пенсии. Изучение порядка начисления пенсии по случаю потери кормильца. Определение категорий граждан, имеющих право на данный вид выплат.

курсовая работа, добавлен 16.05.2014

Определение сущности и значения страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также анализ оснований для ее назначения. Рассмотрение алгоритма расчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, характеристика условий и порядка ее начисления.

курсовая работа, добавлен 17.04.2017

Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации. Технология начисления и назначения пенсии по случаю потери кормильца, определение размера трудовой пенсии. Документы для назначения пенсии.

контрольная работа, добавлен 21.05.2016

Сущность трудовой пенсии по случаю потери кормильца, условия предоставления и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии. Структура, размер и порядок начисления и выплаты трудовой пенсии. Основные документы, необходимы для назначения пенсии.

курсовая работа, добавлен 08.10.2013

Понятие пенсии по случаю потери кормильца, определение ее размеров. Порядок оформления пенсии. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, особенности ее продления. Особенности оформления трудовой пенсии и порядок ее начисления.

контрольная работа, добавлен 27.03.2016

Рассмотрение понятия и процедуры назначения пенсий по случаю потери кормильца. Исследование условия пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. Характеристика порядка исчисления, назначения и выплаты трудовых пенсий по случаю потери кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца реферат

Основной задачей государства в период современности во время преобразования социально-экономического характера выступает обеспечение эффективного функционирования систем, которые осуществляют социальную защиту категориям граждан, которые в наибольшей степени социально не защищены. К такого рода социально-демографическим группам, которые нуждаются в помощи, поддержке, можно отнести граждан пожилого возраста, инвалидов, семьи с детьми, др. Важнейшей задачей всей системы социальной защиты населения является поддержание жизненного уровня в экстремальных ситуациях, которые складываются, содействие адаптации таковых в рыночных условиях. Важнейшей задачей системы социальной защиты населения является оказание материальной помощи в экстремальных условиях, а также содействие в адаптации для социально уязвимых групп населения. Социальная защита граждан в РФ занимала и занимает всегда одно из ключевых и определяющих мест в государственной и общественной жизни. Социальная защита — форма выражения социальной политики всего государства, которая направлена на обеспечение материального характера конкретных категорий лиц из денежных средств государственного бюджета, специальных внебюджетных фондов государства при наступлении событий, которые признаются государством на этом этапе развития в качестве социально значимых, с целью выровнять социальное положение этих граждан сравнительно с остальными членами такого общества. Право на достойный уровень жизни человека гарантируется конституцией. Проблема обеспечения достойного уровня жизни возникла в 60-х годах XX столетия за границей в связи с исследованиями вопросов, связанных с урбанизацией, охраной окружающей среды, здоровья людей (Р. Парк, М. Вебер, Л.Вирт, А. Тойнби, Э. Фромм). В 70-80-х годах XX века при изучении проблемы, связанной с уровнем жизни особое место начало отводиться исследованию вопросов, которые посвящены правам человека (такие как свобода, равенство, демократия и степень ответственности и т.д.). Зависимость достойного уровня жизни человека от успешности результатов социального обеспечения в условиях изменения экономических макрофакторов исследуется в трудах Т.И. Волостновой, Л.Е. Шевниной, Э.М. Филипповаой, Т.К. Мироновой, И.Н. Николаенко, И.А. Столярова и др. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что в современной науке социальной работы пока что в недостаточной степени разработаны теоретические, методологические основы комплексного исследования ориентации социального обеспечения на достойный уровень жизни, была выбрана тема курсовой работы. Пенсионное обеспечение является формой материального (денежного) обеспечение граждан, предоставляемое со стороны государства, других субъектов в случаях, установленных законом. Основание для пенсионного обеспечения по нормам российского законодательства: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца; для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся — длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Пенсия – представляет собой денежную выплату, которая ежемесячно выплачивается государством в случае потери гражданином его трудоспособности, а также при наступлении так называемого определённого пенсионноговозраста, признании его инвалидом одной из трёх групп, потери кормильца и других случаях, описанных в законе об Обязательном пенсионном страховании граждан России. Пенсию по случаю потери кормильца назначают при смерти лица, которое является основным получателем дохода в семье. Право на получение трудовой пенсии, связанной с потерей кормильца принадлежит нетрудоспособных членам семьи погибшего лица- кормильца, которые состояли на иждивении последнего. Семья безвестно отсутствующего гражданина приравнивается к семье уже умершего, если же безвестное отсутствие кормильца удостоверивается в установленном законом порядке. Членов семьи умершего гражданина, являющегося кормильцем признают состоявшими на иждивении такого лица в том случае, когда они находились на полном его содержании или же получали помощь от него, которая выступала для них постоянным, а также основным источником средств для существования. Есть определенные категории нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина. К ним относятся: дети, сестры, братья, внуки такого умершего кормильца, которые не достигли 18 лет, дети, сестры и братья, а также внуки кормильца, который умер которые обучаются на очной форме в образовательных учреждениях абсолютно различных типов, видов независимо от организационно-правовой формы, за кроме образовательных учреждений для дополнительного образования, до момента окончания таковыми этого обучения, однако не дольше чем до момента достижения таковыми возраста 23 года или же дети, сестры, братья, внуки умершего старше такого возраста, если до достижения возраста ими 18 лет они стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры, внуки умершего признаются нетрудоспособными членами семьи с тем условием, что не имеют трудоспособных родителей; Иждивение детей родителей, которые умерли, предполагается не требует всяких доказательств, кроме детей, которые объявлены согласно нормам законов РФ дееспособными в полном объеме или такими, которые достигли 18 лет. Нетрудоспособные родители, а также супруг умершего кормильца, которые не состояли у него на иждивении, вправе получать трудовую пенсию по случаю, связанному с потерей кормильца, в том случае, когда они независимо от того времени, которое прошло после смерти, потеряли источник всяких средств к существованию. Усыновители вправе получать трудовую пенсию, связанную со случаем потери кормильца вместе с родителями, усыновленные дети, в свою очередь, — на равных с родными детьми. Дети, не достигшие совершеннолетия, имеют полное право на такую трудовую пенсию, сохраняют данное право при усыновлении. Актуальность темы заключается в том, что в условиях современности, в нашем государства, в сфере пенсионного обеспечения появляется много проблем, требующих одновременно быстрого, а также успешного решения. Именно поэтому государство должно все время искать пути, связанные с совершенствованием проблем, которые требуют большое количество усилий, затрат. Объект исследования – пенсионная система Российской Федерации. Предмет исследования – социально слабо защищенные и нуждающиеся в помощи категории граждан: пожилые люди, инвалиды и лица, потерявшие кормильца. Цель курсовой работы: изучение особенностей пенсии по утрате кормильца. Задачи курсовой работы: — изучить задачи государства в сфере реализации социальной политики; -изучить нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения. — анализ современных пенсионных систем Чехии, Сербии, Болгарии и Венгрии. — сравнительная характеристика пенсионных систем; — выделить пути совершенствования пенсионного обеспечения, -разработать предложения и рекомендации по повышению эффективности пенсионного обеспечения Метод исследования в данной работе – это методы анализа, синтеза, обобщения, классификации, моделирования и сравнения. Структура курсовой работы включает введение, две главы, которые состоят из двух параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.

Проанализировав данные вопросы с использованием научной литературы и практических рекомендаций необходимо отметить, что пенсионная система и пенсионное обеспечение в государстве выступает одним из центральных понятий, поскольку с ним связано множество правоотношений в государстве. Вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан изменялись на протяжении длительного времени, потерпели множество существенных изменений. Были изменены не только отдельные нормы и их части, но и созданы новые. Кроме того, утрачивают силу старые нормативно-правовые акты, а, в свою очередь, в действие вступают новые, которые более широко раскрывают понятия, делают акценты на тех деталях, на которые ранее законодатель не обращал внимание. По своей структуре и особенностям институт пенсионного обеспечения, а также его закрепление на законодательном уровне требуют большого внимания. Пенсионное обеспечение государства, которое основано на финансировании пенсий за счет денежных средств из федерального бюджета. Пенсия, связанная с государственным пенсионным обеспечением назначается государственным служащим (военнослужащим, а также сотрудникам силовых ведомств, членам их семей). Обязательное пенсионное страхование, которое включает в себя трудовую пенсию по достижении старости, а также трудовую пенсию для инвалидов, по потере своего кормильца, что финансируется за счет страховых взносов, принадлежащих работодателю. Право на получение трудовой пенсии имеют граждане РФ, которые зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования, члены семей застрахованных лиц, которые являются нетрудоспособными, при потере кормильца. Иностранцы, а так же лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ, вправе получать трудовую пенсию в равных условиях с гражданами РФ. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение представляет собой негосударственные пенсии, которые выплачиваются в рамках договоров с так называемыми негосударственными пенсионными фондами, которые финансируются за счет взносов от работодателей, а также работников в свою пользу, а также дохода, который получен от их инвестирования. Пенсию по случаю потери кормильца назначают при смерти лица, которое является основным получателем дохода в семье. Право на получение трудовой пенсии по потере кормильца принадлежит нетрудоспособных членам семьи погибшего лица- кормильца, которые состояли на иждивении последнего. Семья безвестно отсутствующего гражданина приравнивается к семье уже умершего, если же безвестное отсутствие кормильца удостоверивается в установленном законом порядке. Членов семьи умершего гражданина, являющегося кормильцем признают состоявшими на иждивении такого лица в том случае, когда они находились на полном его содержании или же получали помощь от него, которая выступала для них постоянным, а также основным источником средств для существования. Есть определенные категории нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина. К ним относятся: дети, сестры, братья, внуки такого умершего кормильца, которые не достигли 18 лет, дети, братья, и сестры, а также внуки умершего кормильца, которые обучаются на очной форме в образовательных учреждениях абсолютно различных типов, видов независимо от организационно-правовой формы, за кроме образовательных учреждений для дополнительного образования, до момента окончания таковыми этого обучения, однако не дольше чем до момента достижения таковыми возраста 23 года или же дети, сестры, братья, внуки умершего старше такого возраста, если до достижения возраста ими 18 лет они стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры, внуки умершего признаются нетрудоспособными членами семьи с тем условием, что не имеют трудоспособных родителей; Иждивение детей родителей, которые умерли, предполагается не требует всяких доказательств, кроме детей, которые объявлены согласно нормам законов РФ дееспособными в полном объеме или такими, которые достигли 18 лет. Нетрудоспособные родители, а также супруг умершего кормильца, которые не состояли у него на иждивении, вправе получать трудовую пенсию по случаю, связанному с потерей кормильца, в том случае, когда они независимо от того времени, которое прошло после смерти, потеряли источник всяких средств к существованию. Усыновители вправе получать трудовую пенсию, связанную со случаем потери кормильца вместе с родителями, усыновленные дети, в свою очередь, — на равных с родными детьми. Дети, которые совершеннолетия не достигли, имеют право на такую трудовую пенсию, сохраняют данное право при усыновлении. Для детей, братьев, сестер, внуков умершего кормильца, которые не достигли 18 лет, детям, братьям, а также сестрам, внукам умершего кормильца, которые обучаются согласно очной форме в учреждениях образования всех типов, видов независимо от организационно-правовой формы, кроме образовательных учреждений для получения дополнительного образования, до момента окончания таковыми обучения, однако не дольше чем до момента достижения такими 23 лет или же детям, сестрам, братьям, внукам умершего кормильца, которые старше такого возраста, если до достижения ими возраста 18 лет те стали инвалидами, которые имеют ограничение способности к ведению трудовой деятельности. Документами, подтверждающими родственные отношения, могут приниматься копии первичных документов, где речь идет о родстве — свидетельство о рождении, свидетельство о браке, паспорта обратившегося гражданина, которые удостоверены в установленном законом порядке. Для подтверждения этого факта приниматься могут справки жилищных органов, органов самоуправления о составе семьи, которые заполняют согласно данным паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Некоторые случаи разрешают в качестве того документа, который подтверждает родственные отношение, представлять судебное решение. Пенсионер должен извещать в обязательном порядке орган, который осуществляет пенсионное обеспечение, о наступлении определенных обстоятельств, которые влекут за собой изменение размера этой трудовой пенсии, прекращение выплаты. Удержания из пенсии осуществляются согласно: · исполнительным документам; · решениям органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о взыскании сумм тех пенсий, которые в излишке были выплачены пенсионеру; · решений судов, связанные с взысканием сумм пенсий из-за злоупотреблений со стороны пенсионера, которые были установлены в порядке судебного разбирательства. Удержания осуществляются в размере, который исчисляется из пенсии, которая установлена. Удерживаться может не больше 50 %, а в случаях, которые установлены законодательством РФ не больше 70 % трудовой пенсии. Удержания согласно решениям органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, осуществляется в размере, который не превышает 20 % от всей трудовой пенсии. При прекращения выплат пенсии до момента полного погашения задолженности согласно выплаченным лишним суммам этой пенсии, которые удерживаются согласно решениям органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, задолженность, которая осталась, взыскивается в порядке судебного разбирательства. Если для лица были установлены не все составляющие трудовой пенсии, которые предусмотрены Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ», то эти удержания из пенсии производят из частей такой пенсии, которые установлены. В данной работе были проанализированы положения нормативно-правовых актов, учебной литературы, которые закрепляют в своем содержании наиболее актуальные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан в России. В ходе работы неоднократно была подтверждена актуальность рассматриваемой темы, рассмотрены детали этого вопроса. В работе были проанализированы четыре теоретических вопроса, а именно понятие пенсии по потере кормильца, основания назначения пенсии по потере кормильца, пенсии по потере кормильца для отдельных граждан, механизм исчисления такой пенсии, размер пенсии по потере кормильца; также проведен анализ нормативно-правовой базы. Рассмотрены источники законодательства, которые на сегодняшний день регулируют вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан. Подтверждена практичность работы, рассмотрена проблематика данной темы, практическое значение в повседневной жизни, приведены аргументы в пользу усовершенствования нормативно-правовой базы и конкретизации отдельных понятий. Из вышесказанного можно сделать вывод, что данные положения постоянно требуют усовершенствования, правильной оценки и умения их грамотно толкования. Это очень важное умение для студента юридической специальности для дальнейшего усвоения профессии и применения полученных знаний на практике.

1. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций/Д.В. Агашев. — Томск: Факультет дистанционного обучения, ТУСУР, 2011. — 180 c. 2. Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России. Право социального обеспечения России. Учебное пособие/В.С. Аракчеев. — Томск: Изд-во НТЛ, 2012. — 518 с. 3. Ершов В.А. Право социального обеспечения / В.А. Ершов, И.А. Толмачева — М.: ГроссМедиа, 2009. — 312 с. 4. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения/ М.В. Лушникова, А.М. Лушников. — М.: «Юстицинформ», 2012. – 636 с. 5. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. К. Н. Гусова. – М.: Проспект, 2011. — 328 с. 6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Книжный мир, 2011. 7. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. – М.: Норма, 2013. 8. Буянова М. О. Право социального обеспечения России: Учебник / М. О. Буянова и др.; под ред. К. Н. Гусова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012. 9. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. – М.: Городец, 2013. 10. Рождествина А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – 487с. 11. Шайхатдиной В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2012г. 12. Бронникова М.Н., Шемонаева Л.А. Право социального обеспечения России. Практикум. – Самара : Издательство «Самарский университет», 2015. – 86 с.

Пенсия по случаю потери кормильца

Порядок и условия назначения государственных пособий. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию членам семей погибших военнослужащих (военных пенсионеров). Пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.

Подобные документы

Потеря кормильца как правовое основание для назначения государственной пенсии. Размер и порядок начисления государственной пенсии по случаю потери кормильца. Рассмотрение основных правовых проблем пенсионного обеспечения семей, потерявших кормильца.

курсовая работа, добавлен 22.03.2018

Правовые основы установления страховых пенсий по случаю потери кормильца. Проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца (на примере членов семей военнослужащих, сотрудников полиции, судей и некоторых других категорий лиц).

дипломная работа, добавлен 23.06.2016

Условия назначения и выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца, категории граждан, имеющих право на получение данной пенсии. Нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным Законом. Размер страховой части трудовой пенсии.

курсовая работа, добавлен 19.11.2016

Основные условия предоставления трудовой пенсии по случаю потери кормильца и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии. Документы, необходимые для назначения пенсии данного вида, структура, размеры и порядок ее начисления и перерасчета.

курсовая работа, добавлен 12.05.2015

Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Иждивение и стаж работы кормильца. Размеры пенсий и право на пенсию усыновленных. Ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из фонда социальной защиты населения или государственного бюджета.

реферат, добавлен 04.12.2010

Порядок назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет пенсий и установление группы инвалидности. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Усыновленные дети и их право на пенсию по случаю потери кормильца.

контрольная работа, добавлен 02.05.2012

Нормативно-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих. Виды пенсий: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Условия и порядок назначения пенсий. Право военных пенсионеров на трудовую пенсию в дополнение к военной пенсии.

курсовая работа, добавлен 20.12.2014

Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца. Проблема нарушения прав граждан, допущенных в процессе назначения и выплаты пенсий. Мониторинг решений КС РФ, вынесенных по вопросам регламентации права на пенсионное обеспечение.

дипломная работа, добавлен 16.05.2017

Круг лиц, имеющих право на назначение пособия по случаю потери кормильца. Выявление основных проблем в процессе выплаты и назначения пособия по случаю потери кормильца. Размеры, суммы к выплате по пенсионному обеспечению нетрудоспособных граждан.

курсовая работа, добавлен 22.05.2017

Законодательство в области пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие техногенных катастроф. Правила установления причинно–следственной связи инвалидности с чернобыльской катастрофой. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Пенсии по случаю потери кормильца

Пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены разделом IV (ст.35-45) Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», а особенности пенсионного обеспечения семей военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан закреплены в Законе Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел».

Пенсии по случаю потери кормильца – это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из фонда социальной защиты населения или государственного бюджета, назначаемые нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении, в размерах, соизмеримых с заработком кормильца.

Данная пенсия представляет собой способ материального обеспечения лиц, являющихся нетрудоспособными в силу тех или иных причин и получавших при жизни кормильца, с которыми они, как правило, состояли в родственных отношениях, средства к существованию.

Под термином «потеря кормильца» в пенсионном законодательстве понимается смерть кормильца, однако при решении вопроса о назначении пенсии к семьям умерших приравниваются и семьи безвестно отсутствующих граждан, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке (ч.5 ст.35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

Факт смерти кормильца подтверждается свидетельством органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС) (п.10 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденного приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44 в ред. от 21.09.2000 г. № 15).

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим регулируется ст.38 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его проживания нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года. Пропажа без вести военнослужащего подтверждается извещением воинской части, военного комиссариата или иных военных учреждений и организаций. Таким образом, при признании гражданина безвестно отсутствующим факт потери кормильца подтверждается судебным решением.

В соответствием со ст.41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий или другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть судом объявлен умершим не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим при вступлении решения в законную силу порождает определенные юридические последствия, в том числе и право на пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов семьи, находившихся на его иждивении. В случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет ранее принятое решение, что является основанием прекращения права нетрудоспособных иждивенцев на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. Для получения гражданином права на пенсию необходимо три условия:

он должен являться членом семьи умершего кормильца;

он должен быть нетрудоспособным;

он должен состоять на иждивении кормильца при его жизни.

К членам семьи относятся: лица, находящиеся в супружестве; близкие родственники, как кровные, так и не кровные (родители, дети, внуки, дед, бабушка, братья, сестры, усыновители, усыновленные); некоторых свойственников (пасынок, падчерица, отчим, мачеха).

Следует отметить, что дети ( в том числе усыновленные), отец, мать (усыновители) и супруг имеют право на рассматриваемую пенсию во всех случаях, если доказаны факты нетрудоспособности и иждивения. К остальным членам семьи предъявляются дополнительные требования. Так, братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если не имеют трудоспособных родителей; пасынок и падчерица – если они не получали алиментов от родителей; дед и бабушка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать; отчим и мачеха – при условии, если воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет.

Документами, подтверждающими родственные отношения члена семьи с умершим кормильцем, являются свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении и другие, выданные органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В тех случаях, когда для назначения пенсии по случаю потери кормильца требуется подтверждение правоустанавливающих фактов (об отсутствии у братьев, сестер, внуков умершего своих родителей; об отсутствии у деда и бабушки лиц, которые по закону обязаны их содержать, о воспитании или содержании отчимом (мачехой) умершего пасынка или падчерицы не менее 5 лет) на основании документов, представленных заинтересованными лицами, принимается решение комиссии по назначению пенсий об установлении этих фактов.

Указанные факты также могут подтверждаться справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда (п.10 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденного Приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23 мая 1997 г. № 44).

Для признания членов семьи нетрудоспособными предусмотрено 4 основания:

инвалидность (независимо от группы);

возраст до 18 или до 23 лет (для учащихся);

возраст старше 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;

уход за ребенком, не достигшим 8-летнего возраста (независимо от возраста и трудоспособности).

Нетрудоспособность лица, обратившегося за пенсией, подтверждается:

паспортными данными, свидетельством о рождении;

справками школ, высших, средних специальных или профессионально-технических учебных заведений о том, что член семьи в возрасте от 18 до 23 лет является учащимся;

выпиской из акта освидетельствования в МРЭК тех членов семьи, которым пенсия назначается в случае признания их инвалидами;

решением комиссии по назначению пенсий об установлении факта о том, что один из родителей или муж (жена), дед, бабушка, брат, сестра умершего заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, не достигшими 8 лет, и не работают.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении, а именно:

дети (в т.ч. усыновленные, пасынки и падчерицы), братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. При этом браться, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей, пасынок и падчерица – если они не получали алиментов от родителей;

отец, мать (усыновители), супруги, если они достигли пенсионного возраста (м.60 лет, ж.55) либо являются инвалидами;

один из родителей или супруг, супруга, либо дед или бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работают.

дед и бабушка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать;

отчим, мачеха, если они достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами – при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет.

Лица в возрасте от 18 лет и старше, обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений (кроме лиц, которые в период учебы состоят на военной службе или на службе в органах внутренних дел), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания учебы, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста.

Указанные правила распространяются и на семьи безвестно отсутствующих, если безвестное отсутствие кормильца установлено в установленном порядке (это круг лиц).

Учащимися считаются лица, обучающиеся в государственных учебно-воспитательных заведениях – базовых школах, средних школах (гимназиях, лицеях), профессионально-технических училищах (учебно-производственных комбинатах и центрах), а также обучающиеся на дневных отделениях средних специальных учебных заведений (техникумов, училищ, колледжей), дневных отделений высших учебных заведений, по окончании которых присваивается соответствующая квалификация и выдается документ установленного образца. Учащимися считаются также лица, обучающиеся в негосударственных учебно-воспитательных заведениях (общественных, кооперативных, частных), если данные учебные заведения работают с разрешения Министерства образования Республики Беларусь. Учащимся (в том числе обучающимися за счет личных средств) подготовительных курсов, подготовительных отделений, училищ, колледжей, лицеев, иных подразделений и учебных заведений при высших учебных заведениях пенсия по случаю потери кормильца назначаются и выплачиваются, если обучение в них проходит на дневном отделении.

Для учащихся и студентов дневных отделений средних специальных и высших учебных заведений (18-23), факт работы в свободное от учебы время не является препятствием для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. Лица, находящиеся в академических отпусках, не утрачивают статуса учащихся. Однако лицам, достигшим 18-летнего возраста и работающим в период нахождения в академическом отпуске, пенсии по случаю потери кормильца не назначаются, а выплата назначенных пенсий не производится.

Пенсии по случаю потери кормильца детям, достигшим 18 лет, выплачиваются за время после окончания ими общеобразовательной школы, профессионально-технического училища и до поступления в году окончания школы или ПТУ в высшее или среднее специальное учебное заведение, ПТУ. Выплата пенсий за указанный период производится на основании документа (справка, выписка из приказа) о зачислении на учебу в учебное заведение.

Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, действующих на основании своих уставов (положений), зарегистрированных в установленном законом порядке, пользуются правами и льготами, установленными для учащихся государственных учебных заведений. Они имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания этих учебных заведений, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Пенсия выплачивается в полном размере.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют учащиеся вечерних общеобразовательных школ до окончания этих школ, но не долее чем до достижения 23-летнего возраста. Это право обусловлено тем, что функции вечерней общеобразовательной школы и средней общеобразовательной школы идентичны.

Инвалидам с детства пенсия по случаю потери кормильца может назначаться и после достижения установленного законом возраста (18, 23). При этом пенсия по случаю потери кормильца им назначается на срок инвалидности.

Лицам, указанным в п. «в» ст.35 Закона (нетрудоспособными членами семьи считаются один из родителей или супруг (супруга) либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает. Право на пенсию по случаю потери кормильца предоставлено только при условии, если они не работают. Занятие общественно полезной деятельностью, включаемой в трудовой стаж, а также получение социального пособия (по уходу за инвалидом 1 группы, престарелым, достигшим 80-летнего возраста, либо ребенком-инвалидом, по безработице) в период ухода за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца не лишает их права на пенсию. При назначении пенсии лицу, получающему социальное пособие, выплата этого пособия прекращается.

Курсанты высших военно-учебных заведений системы Министерства обороны Республики Беларусь являются военнослужащими и не относятся к категории студентов (письмо Мин.обороны Республики Беларусь от 27.09.96 г., № 1/1/1376). Право на назначение и выплату пенсии по случаю потери кормильца в возрасте от 18 до 23 лет указанные лица не имеют.

В системе Министерства обороны Республики Беларусь существует два высших военно-учебных заведения: Военная академия Республики Беларусь, военно-медицинский факультет при Минском государственном медицинском институте.

В соответствии со Положением о прохождении личным составом органов внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным постановлением СМ Республики Беларусь от 28.02.94 г. № 113, слушатели учебных заведений системы МВД Республики Беларусь являются состоящими на службе в органах внутренних дел. Право на назначение и выплату пенсии по случаю потери кормильца в возрасте от 18 до 23 лет указанные лица не имеют. Учебными заведениями системы МВД Республики Беларусь являются: Академия МВД, высшее пожарно-техническое училище МВЛ, Минская специальная средняя школа МВД, Могилевская школа милиции МВД.

Одним из условий назначения пенсии по случаю потери кормильца является иждивение (нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении кормильца). Под иждивением понимается полное содержание гражданина или оказание ему помощи, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию.

Под постоянным иждивением подразумевается, что оно было длительным, а не эпизодическим. Однако законодательство не устанавливает минимальную продолжительность иждивения. Здесь все зависит от конкретных обстоятельств.

Основной источник средств к существованию не означает единственный. Иждивенец может получать стипендию. Важно, чтобы основным источником его существования были не эти доходы, а помощь кормильца. Не имеет значения факт совместного проживания, поскольку лицо, проживающее отдельно от кормильца, могло получать от него значительную помощь, которая свидетельствует об иждивении. Детям, лицам, которые заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работают, пенсии назначаются независимо от того состояли ли они на иждивении кормильца. Родители и супруг умершего, не состоявшие на его иждивении имеют право на пенсию, если впоследствии утратят источник средств к существованию.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Члены семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на новую пенсию.

Дети (братья, сестры, внуки, состоявшие на иждивении умершего кормильца), не достигшие 18-летнего возраста, пользуются правом на пенсию по случаю потери кормильца без каких-либо дополнительных условий.

В соответствии с ч.2 ст.30 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» кроме перечисленных категорий граждан независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается также нетрудоспособным родителям и супругу военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, умерших вследствие военной травмы.

В случае расторжения брака, право на пенсию по случаю потери кормильца за бывшего супруга не возникает.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на родстве с ребенком, в отношении которых они лишены родительских прав. Однако за детьми сохраняется право получать пенсию за умерших родителей, которые были лишены родительских прав.

Теперь о стаже работы кормильца, дающий право на пенсию. Семье кормильца, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также семье умершего пенсионера пенсия назначается независимо от стажа работы кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца, умершего вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, назначается, если кормилец ко дню смерти имел стаж, который был бы ему необходим для назначения пенсии по инвалидности, назначается пенсия при неполном стаже работы.

В соответствии с п.10 Положения о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» одним из документов, прилагаемых к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца, является свидетельство органа записи актов гражданского состояния (ЗАГС) о смерти кормильца (или документ, удостоверяющий его безвестное отсутствие).

Факт иждивения устанавливается комиссией по назначению пенсий на основании документов, представленных заинтересованными лицами. Указанный факт также может подтверждаться справкой сельского (поселкового) исполнительного комитета (в отношении лиц, проживающих (проживавших) в сельской местности) либо решением суда.

Заявление в котором мать отказывается взять ребенка из медицинского учреждения, где он родился, не может служить основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца. Поскольку отказ от ребенка не может являться основанием для регистрации «смерти» матери, то и право на пенсию по случаю потери кормильца у «отказных» детей не возникает. Указанное относится к найденным детям.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 40% среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100% минимального размера пенсии по возрасту. На детей, потерявших обоих родителей (круглых сирот) или детей умершей одинокой матери на каждого ребенка назначается пенсия в размере 50% заработка кормильцев, но не менее 200% минимального размера пенсии по возрасту.

Пенсия, назначаемая по случаю смерти супруга, сохраняется и при вступлении пенсионера в новый брак.

Членам семьи, потерявшим кормильца, умершего вследствие общего заболевания и не имевшего стажа, достаточно для назначения полной пенсии по инвалидности, назначается пенсия при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу работы кормильца.

Семьям умерших пенсионеров, получавших пенсию при неполном стаже, пенсия назначается пропорционально стажу работы, исходя из которого была назначена пенсия умершему кормильцу.

Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца при неполном стаже работы установлен:

50% минимального размера пенсии по возрасту на каждого нетрудоспособного члена семьи;

100% минимального размера пенсии по возрасту на мать-героиню;

200% минимального размера пенсии по возрасту на ребенка – круглого сироту или ребенка умершей одинокой матери.

К пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15% средней заработной платы рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со ст.70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976, в ред. от 29 декабря 2000 г. № 2013).

Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право также и при их усыновлении.

Усыновление (удочерение) – это такой государственный акт, в связи с которым между усыновленными, а также их потомством и усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности (личные и имущественные), которые по закону существуют между родителями и их родными детьми. Для сведения, усыновление возможно до 18-летнего возраста. Если ребенку 10 лет, надо его согласие. Можно изменить имя, отчество, дату рождения (до 6-ти месячного возраста).

В соответствии со ст.42 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» семья, имеющая право на пенсию может обращаться за назначением пенсии в любое время после смерти или установления безвестного отсутствия кормильца без ограничения каким-либо сроком.

Пенсии по случаю потери кормильца назначаются:

Семьям лиц, указанных в ч.1 ст.5 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» – независимо от того, когда умер кормилец: в период работы (учебы) или после прекращения работы (учебы);

Семьям пенсионеров – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения выплаты пенсии.

Пенсия устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

Пенсия назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи, имеющего право на пенсию. По желанию членов семьи им может быть назначена одна общая пенсия. Назначение одной общей пенсии за одного кормильца возможна только членам одной семьи, при этом требуется заявление от каждого получателя пенсии.

К пенсии по случаю потери кормильца устанавливается надбавка на уход:

инвалидам 1 группы – 100% мин.размера пенсии по возрасту;

инвалидам, достигшим 80-летнего возраста, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства 2 группы, а также одиноким пенсионерам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи по заключению МРЭК или ВКК – 50% мин.размера пенсии по возрасту.

При наличии права на надбавку на уход по нескольким основаниям, надбавка начисляется по одному из них.

Пенсия по случаю потери кормильца в отличие от пенсий по возрасту или за выслугу лет назначается не пожизненно. Рассматриваемая пенсия устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего кормильца считается нетрудоспособным согласно ст.35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». После достижения трудоспособного возраста или восстановления трудоспособности право на пенсию по случаю потери кормильца утрачивается.

Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Декрет Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. № 21 «О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержат отличия от Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в правилах исчисления пенсий по случаю потери кормильца. Если смерть кормильца наступила вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, то пенсия нетрудоспособным членам семьи помимо порядка, рассмотренного ранее (по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), может назначаться в размере заработка умершего кормильца за вычетом доли заработка, приходящейся на самого кормильца и лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на пенсию по случаю потери кормильца. Исчисление пенсии по случаю потери кормильца производится из среднемесячного фактического заработка за последние 12 месяцев работы, предшествующих смерти кормильца, либо предшествующих утрате (снижению) трудоспособности. Корректировка фактического заработка производится ежемесячно (в связи с ростом средней заработной платы в республике). Для расчета пенсии берется заработок не менее 100% и не более 300% средней заработной платы в республике, применяемой для перерасчета пенсий в соответствии со ст.70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».