Понятие и признаки административного правонарушения рб

Понятие и признаки административного правонарушения рб

16.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Легальное определение понятия «административное правонарушения» дано в ст. 2.1 КоАП РФ. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существо административного правонарушения раскрывается в совокупности его юридических признаков. В узком смысле выделяются три признака административного правонарушения — противоправность, виновность и наказуемость, но при широком подходе можно указать дополнительно еще на два признака: деяние и общественную вредность.

Практическая значимость признаков правонарушения выражается в том, что установление их наличия в конкретном деянии позволяет рассматривать его в качестве административного правонарушения, т.е. фактического основания административной ответственности. Иными словами, чтобы деяние как правовое явление можно было признать административным правонарушением, оно должно обладать указанными чертами.

1. Деяние. Законодатель счел нецелесообразным применять обобщенный термин «деяние», который уже используется в других нормативных правовых актах (например, в ст. 106 Налогового кодекса РФ). Представляется, что не является принципиальным закрепление в легальном определении правонарушения термина «деяние» или термина «действие или бездействие», поскольку по своему со-держанию эти понятия абсолютно тождественны.

Действие — это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Часть административных правонарушений может быть совершена только в результате действия (например, мелкое хищение — ст. 7.27 КоАП РФ), часть — путем бездействия (например, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету — ст. 21.5 КоАП РФ). Есть и «смешанные» правонарушения, объективную сторону которых составляет совокупность действия и бездействия (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств — ст. 16.2 КоАП РФ).

Административным правонарушением выступают только внешне выраженные акты субъекта. Именно поэтому не могут признаваться правонарушением мысли, чувства и желания субъекта, если они не выражены в определенном поступке. И активное, и пассивное поведение для признания его административным правонарушением, кроме своего внешнего проявления, должно быть осознанным. Отсутствие одной из характеристик — внешнего проявления поведения и его осознания субъектом — исключает рассмотрение деяния в качестве противоправного (например, действие непреодолимой силы или действия невменяемого лица или лица, не достигшего возраста административной ответственности).

2. Противоправность. Административным правонарушением всегда выступает деяние противоправное, т.е. запрещенное Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Как правило, административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.2 КоАП РФ). Особенность административной ответственности в том, что противоправность административных правонарушений проявляется в совершении лицом деяния, нарушающего не только нормы административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового.

Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства административного правонарушения. Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий — административным правонарушением может признаваться только сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права и охраняемых мерами административной ответственности (например, ст. 19.3 КоАП РФ). Вместе с тем не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

3. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. с определенным психическим отношением физического лица в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния, формально подпадающего под признаки административного правонарушения, при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения. Не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения и невиновное совершение противоправного действия (бездействия) юридическим лицом.

4. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. За совершение административного правонарушения к виновным лицам специально уполномоченными органами и должностными лицами применяются административные наказания.

5. Общественная вредность. Наиболее дискуссионным из признаков административного правонарушения является его общественная вредность или общественная опасность. Единого мнения и однозначного подхода к этому вопросу до настоящего времени не сложилось. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

В теории административного права весьма распространена точка зрения о том, что административные правонарушения, как и преступления, тоже являются общественно опасными деяниями, хотя степень этой опасности ниже, чем у преступлений.

Общественная опасность деяния проявляется в посягательстве, в причинении или создании реальной угрозы причинения существенного ущерба общественным отношениям, охраняемым нормами права. Представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их «массовости» (например, безбилетный проезд — ст. 11.18; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов — ст. 12.6 КоАП РФ). Б то же время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения, пожарную, экологическую безопасность).

Не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административных правонарушений от преступлений, хотя к этому подталкивает беглый анализ уголовного законодательства и законодательства об административ-н^1х правонарушениях. Статья 2.1 КоАП РФ в отличие от ст. 14 УК РФ не дает четкого ответа на вопрос: чем следует считать административные правонарушения — общественно вредными или общественно опасными деяниями? Вместе с тем ст. 2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминает о вредных последствиях административного правонарушения. Б качестве критериев разграничения административных правонарушений и преступлений могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий (например, при совершении нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транс-портных средств — ст. 264 УК РФ и нарушения правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего,— ст. 12.24 КоАП РФ), размер материального ущерба (например, административно наказуемым по ст. 7.27 КоАП РФ признается мелкое хищение, совершенное на сумму до одного минимального размера оплаты труда, а уголовно наказуемым по ст. 158 УК РФ — свыше такого размера), а также иные обстоятельства. При любых условиях правоприменитель должен всесторонне и полно выяснять все обстоятельства, характеризующие состав правонарушения, для правильной квалификации деяния в соответствии с нормами либо Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо Уголовного кодекса РФ.

С учетом сказанного можно утверждать, что общественная опасность административного правонарушения не является его обязательным качеством. Административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут и не быть таковыми. Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Признаки административного правонарушения образуют его юридический состав — единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Под составом административного правонарушения традиционно понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают. Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.

Состав административного правонарушения образуют следующие обязательные элементы:

  1. объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);
  2. объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);
  3. субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);
  4. субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Так, для конкретного административного правонарушения (например, мелкого хищения — ст. 7.27 КоАП РФ) такие его признаки, как собственность, отчуждение имущества, психическое от-ношение лица к деянию в форме умысла, достижение 16-летнего возраста, сами по себе ничего противоправного не содержат. Однако когда они существуют в совокупности и объединяются законодателем в диспозиции правовой нормы в качестве перечня признаков правонарушения — это уже правовая модель административного правонарушения, его юридический состав.

Если в деянии отсутствует хотя бы один из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и самого состава, следовательно, оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона, на основе нормы права, закрепляющей данный состав.

Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. Б нем различают объект деятельности, ее внешние проявления, субъект действий и его психическое отношение к деянию. По этой причине в составе административного правонарушения также присутствуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему признаков, характеризующих и детализирующих его (например, для субъективной стороны — это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме вины, а также мотив и цель).

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В отличие от уголовного права, в котором существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений, составы административных правонарушений подразделяются только на основные (например, ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и квалифицированные (с отягчающими признаками — ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ) составы.

По особенностям конструкции различаются:

  • материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);
  • формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщения признаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом:

  • казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ);
  • обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

Большое практическое значение имеет и такое деление составов административных правонарушений:

  • однозначные составы, в которых четко указывается единственный признак (например, ст. 12.8 КоАП РФ);
  • альтернативные составы, содержащие два или более вариантов признаков, вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением, т.е. административным правонарушением будет являться совершение одного, нескольких или даже всех из названных в норме действий (например, ст. 20.8 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Правильное определение всех элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а также способствует предупреждению административных правонарушений.

Кроме того, учение о составе административного правонарушения имеет большое значение: оно способствует выявлению наиболее существенных признаков административных правонарушений, разграничению их и установлению справедливых санкций; помогает правоприменителям правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; позволяет по-нять закон.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Виды административных правонарушений

1. понятие и признаки административного правонарушения
2. состав административного правонарушения
3. обстоятельства, исключающие признаки деяния административного правонарушения
4. виды административного правонарушения

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Согласно ст.2.1 КоАП от 21.04.2003г. административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, за которое установления административная ответственность.
Общие юридические признаки, присущие всем административным правонарушениям и отличающие административное правонарушение от правомерного, а также от иных правонарушений (преступление, дисциплинарные проступки и т.д.).
К юридическим признакам административного правонарушения относятся:
1) административное правонарушение – акт поведения, выражающегося в действии или бездействии. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).
2) общественная опасность (вредность) – означает, что административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.
3) административная противоправность – означает, что административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено законом
4) административная наказуемость – означает, что общественно-опасное деяние, запрещенное законом признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность
5) виновность – означает, что деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.
Любое административное правонарушение характеризуется наличием в совокупности вышеуказанных юридических признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением (преступление).

Отличие административных проступков от иных правонарушений:
1) отличие от преступления: преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности. Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления и административного проступка является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – это деяние, запрещенное УК, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права (КоАП)
2) отличие административного правонарушения от дисциплинарных проступков: дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретной организации, учреждении, предприятии. Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, совершившее его, привлекается и к административной и к дисциплинарной ответственности (появление работника при исполнении служебных обязанностей в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественном месте.
3) Отличие от гражданско-правовых деликтов (проступок): гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического и юридического), которое носит имущественный характер. Административное правонарушение имеет более широкий характер и может нарушать не только имущественные интересы, но и другие виды общественных отношений: общественный порядок, порядок управления и т.д. Совершение гражданско-правового деликта влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права (неустойка, пеня). Эта ответственность носит обычно имущественный характер.

2.Состав административного правонарушения – совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются:
1) объект
2) объективная сторона
3) субъект
4) субъективная сторона
Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков элемента означает отсутствие состава административного правонарушения.

Характеристика отдельных элементов состава административного правонарушения.
1) объект правонарушения – это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:
• общие – это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Общий объект административного правонарушения перечислен в КоАП РБ: общественный строй, собственность, установленный порядок управления
• родовой – группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существующие общественные отношения
• непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве – это общественный порядок и спокойствие граждан). В юридической науке разграничены понятия объект и предмет административного правонарушения: предмет – вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения
2) объективная сторона – это те действия или бездействия, в результате которых субъект (правонарушитель) нарушает административно-правовые нормы. Факультативными признаками объективной стороны являются:
• последствия совершенного деяния
• причинная связь между деянием и его последствиями
• место, время, способ
В зависимости от того, необходимо ли наступление отрицательных последствий совершенного деяния или нет, административные правонарушения бывают с формальными или материальными составами. Формальными являются те составы правонарушений, когда наступление отрицательных необязательно, достаточно самого факта нарушения правил (нарушение пдд)
Материальными являются те составы правонарушения, когда обязательно наступление отрицательных последствий: повреждение зеленых насаждений. Кроме того в административном праве встречаются «длящиеся» правонарушения. Это такие правонарушения, которые осуществляются непрерывно, путем неисполнения обязанностей (получить паспорт в 16 лет) или пребывание лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации).
3) субъект правонарушений – деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения ( в отношении некоторых административных проступков ответственность наступает с 14 лет). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, военнослужащий, медработник и др.
Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев.
4) субъективная сторона – психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется виной, которая проявляется в 2 формах: умысел и неосторожность.
Умысел (2 вида):
• прямой – если физическое лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления
• косвенный – если правонарушитель сознает противоправность своего деяния, предвидел вредные последствия, но не желал, либо сознательно допускал наступление последствия, либо относился к ним безразлично.
Неосторожность:
• самонадеянность – правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточного расчета их предотвратить
• небрежность – не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимости внимания и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты все меры по их соблюдению.

3.В соответствии с КоАП не является административным правонарушением:
1) необходимая оборона, т.е. действие, совершенное при защите жизни, здоровья, право обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного деяния путем причинения правонарушителю вреда. Недопустимо превышение необходимой обороны
2) причинение вреда физическому лицу, совершение преступления или административного правонарушения при его задержании для передачи уполномоченному госоргану и пресечение возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, от суда органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представляется возможным
3) крайняя необходимость – действие для предотвращения или устранения опасности непосредственно угрожающей личности, права и законным интересам конкретного лица или других лиц, интересам общества и государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный
4) обоснованный риск – причинение вреда охраняемым КоАП законным интересам для достижения общественно полезной цели.

4.Виды административных правонарушений
Административные правонарушения различаются по многим свойствам:
1) по объекту
2) по характеру правонарушений
3) по форме вины
4) и др.
Конкретные виды правонарушений содержатся в особенной части КоАП, где они сгруппированы в отдельные главы. По родовому объекту правонарушения делятся на 17 видов. Все они нашли отражение в названии глав особенной части КоАП:
Глава 9
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава 10
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Глава 11
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 12
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 13
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Глава 14
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ)
Глава 15
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОРЯДКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Глава 16
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Глава 17
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ
Глава 18
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Глава 19
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Глава 20
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Глава 21
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА АРХИТЕКТУРНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА
Глава 22
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
Глава 23
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Глава 24
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Глава 25
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРИПИСКИ ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ, ПРИЗЫВА НА ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ И ВОИНСКОГО УЧЕТА

По характеру правонарушений можно разделить на 3 вида:
1) собственно административные правонарушения – это такие, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений ни при каких обстоятельствах (безбилетный проезд)
2) правонарушения двойственного характера (административно-дисциплинарные), т.е. они одновременно относятся и к административному праву и к дисциплинарному праву (необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони)
3) смешанные правонарушения – содержат признаки 1 и 2 вида, т.е. они могут быть совершены и простыми гражданами, и работниками юридических лиц (повреждение историко-культурных ценностей).
По форме вины делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные.

Понятие, признаки и состав административного правонарушения

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение

(проступок) — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения образуют:

• деяние, выраженное в форме действия, то есть активного невыпол­нения правового предписания (например, потребление наркотиче­ских средств или психотропных веществ без назначения врача — ст. 6.9 КоАП РФ), или бездействия, то есть пассивного поведения, выражающегося в несовершении лицом тех действий, которые оно должно и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации об объеме производ­ства и оборота этилового спирта — ст. 15.5 КоАП РФ);

• общественная опасность, выражающаяся в причинении админи­стративным правонарушением ущерба каким-либо законным интересам (при этом степень общественной опасности разграни­чивает составы административного правонарушения и преступ­ления);

• противоправность, состоящая в том, что определенное лицо со­вершает действия, запрещенные нормой права (причем не только административного, но и других отраслей, охраняемых от наруше­ния мерами административной ответственности), или не соверша­ет действий, предписанных нормой права;

• виновность (умышленная или неосторожная), характеризующая проявление воли и разума неправомерно действующего (бездей­ствующего) лица;

• наказуемость, означающая, что конкретное действие или бездей­ствие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушения образует единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное общественно опасное деяние как админи­стративное правонарушение.

Состав административного правонарушения образуют четыре эле­мента (признака): объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, среди которых выделяют:

• родовой объект (например, здоровье и санитарно-эпидемиоло­гическое благополучие населения, общественная безопасность, отношения в сфере экономики и т. д.);

• видовой объект, то есть непосредственный объект посягательства (например, здоровье граждан при незаконном занятии фармацев­тической деятельностью).

Объективная сторона административного правонарушения — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношени­ям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения право­нарушения. Кроме того, объективная сторона характеризуется такими квалифицирующими признаками, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, про­должаемый и длящийся характер правонарушения. Анализ всей сово­купности признаков объективной стороны имеет важное значение для квалификации административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является тот, кто совершил данное правонарушение, — физическое или юридическое лицо. Применительно к субъекту — физическому лицу КоАП РФ раз­личает:

• общий субъект — вменяемые, достигшие 16 лет граждане РФ;

• специальный субъект — должностные лица; родители несовершен­нолетних детей; иностранные граждане, не пользующиеся дипло­матическим иммунитетом; лица без гражданства;

• особый субъект — военнослужащие и иные лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов.

Субъективная сторона административного правонарушения вы­ражается в вине, которая имеет две формы: умысел и неосторож­ность.

Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный ха­рактер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, противоправного результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему без­различно (косвенный умысел).

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслие, когда лицо предвидит возможность наступления противоправного результа­та, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить; и небрежность, когда лицо не предвидит возможность наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Неосторожную вину необходимо отличать от казуса, то есть не­виновного причинения вреда, когда лицо не должно и не могло пред­видеть общественно опасные (вредные) последствия своих действий (казусы, например, нередко встречаются при дорожно-транспортных происшествиях). При казусе административная ответственность лица не наступает.

Наряду с умыслом и неосторожностью субъективную сторону адми­нистративного правонарушения образуют мотив и цель правонаруше­ния. Они учитываются правоприменителем при определении вида и размера административного взыскания, налагаемого на виновное лицо.

Понятие и признаки административного правонарушения.

Под административным правонарушением понимают противоправное виновное деяние, которое посягает на государственный и общественный порядок, установленный порядок управления, на собственность, на права и свободы граждан, а также на иные охраняемые законом общественные отношения управленческого характера, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение характеризуется следующими признаками:

  1. Наличие деяния в форме действия или бездействия;
  2. Противоправность деяния, связанная с нарушением установленных законодательством правовых норм;
  3. Виновность деяния, которая выражается в умышленных или неосторожных действиях лица в результате проявления его воли;
  4. Наказуемость деяния, которое заключается в применении к виновному лицу установленных законом мер ответственности;
  5. Антиобщественность деяния, которая заключается в причинении виновным лицом общественного вреда, в результате чего понижается уровень правосознания и наносится ущерб правовой культуре.

Конкретное деяние считается административным правонарушением только в том случае, если оно одновременно содержит все вышеуказанные признаки. Для квалификации деяния в качестве правонарушения необходимо наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими неблагоприятными и противоправными последствиями.

Юридический состав административного правонарушения.

Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, юридический анализ которых указывает на конкретное деяние как на административное правонарушение.

Выделяют следующие элементы юридического состава правонарушения:

  1. Объект правонарушения
  2. Объективная сторона правонарушения
  3. Субъект правонарушения
  4. Субъективная сторона правонарушения

Объект правонарушения – это общественные отношения управленческого характера, на которое посягает противоправное деяние.

Выделяют следующие группы объектов:

  1. Общий объект – это вся совокупность управленческих общественных отношений, которые регулируются нормами административного права и охраняются нормами Кодекса об административных правонарушений.
  2. Родовой объект – это группа близкородственных отношений, которые регулируются и охраняются в рамках конкретной сферы деятельности или отрасли и представлены отдельной главой особенной части КоАП (общественный порядок, экологическая безопасность, собственность).
  3. Видовой объект – это группа близкородственных отношений, которые регулируются и охраняются несколькими статьями одной главы КоАП (гл.18 КоАП содержит 2 видовых объекта безопасность дорожного движения, организация дорожного хозяйства и эксплуатация транспорта).
  4. Непосредственный объект – это конкретное управленческое отношение, которое регулируется и охраняется нормами одной статьи КоАП.

Объективная сторона правонарушения – это система предусмотренных нормой права признаков, которые характеризуют внешне проявление совершенного проступка.

Подобными признаками могут являться:

  1. Признаки места совершения правонарушений (общественные места (ст.17.3), служебные помещения, режимные или охраняемые территории).
  2. Признак времени совершения правонарушения (дневное время, ночное время – с 10 вечера до 6 утра, время, запрещенное для определенных категорий лиц).
  3. Признак способа совершения правонарушения (путем проникновения в жилище, путем мошенничества, с применением угроз и т.д.).
  4. Признак орудия правонарушения (огнестрельное, холодное оружие, транспортное средство, компьютерная техника).

Квалифицирующими, т.е. отягчающими проступка признаками могут являться такие как повторность, неоднократность, систематичность правонарушения, а также злостный характер неповиновения и т.д.

Субъект административного правонарушения – это вменяемое лицо, достигшее возраста административной ответственности виновное в совершении административного правонарушения (в отношении юридических лиц речь идет не о вменяемости, а о правосубъектности).

Все субъекты подразделяются на 2 группы:

    Общий субъект – это лицо, которое не имеет специфических, специально упомянутых в законе юридических признаков, которые отличают его от иных субъектов.

  1. Несовершеннолетних.
  2. Лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних или престарелых граждан.
  3. Инвалиды и лица, за ними ухаживающие.
  4. Беременные.
  5. Лица пенсионного возраста.
  6. Военнослужащие и лица, к ним приравненные.
  7. Лица отдельных профессиональных групп (водители).
  8. Иностранные граждане и лица без гражданства.
  9. Лица с противоправным прошлым (судимость).
  10. Юридические лица.

Субъективная сторона представляет собой психическое отношение субъекта к совершенному им противоправному деянию, а также к его последствиям.

Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

  1. Вина в форме умысла или неосторожности (основной элемент).
  2. Мотив, который определяет причину противоправного деяния.
  3. Цель, которой определяют намерения, преследуемые правонарушителя.

Выделяют 2 формы умысла:

  1. Прямой умысел говорит о том, что правонарушитель осознавал противоправность деяния, предвидел неблагоприятные последствия и желал их наступления.
  2. Косвенный умысел говорит о том, что хотя правонарушитель осознавал противоправность, предвидел неблагоприятные последствия, но не желал их наступления, однако, не пытался их предотвратить или относился к ним безразлично.

Неосторожность подразделяется на 2 вида:

  1. Легкомыслие, когда правонарушитель осознает противоправность, предвидит неблагоприятные последствия, но самонадеянно рассчитывает на благоприятный исход.
  2. Небрежность, когда правонарушитель не предвидит неблагоприятных последствий и не осознает противоправности, хотя в силу развития своего интеллекта и жизненного опыта мог и должен был предвидеть неблагоприятные последствия.