Презентация экологические права граждан

Оглавление:

Презентация к уроку по истории (11 класс) по теме:
Презентация по теме: Экологическое право

Презентация содержит красткие сведения и основные статьи законодательства РФ об экологическом праве, о правах и обязанностях граждан РФ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Экологическое право Ф.И.О. Мотыгина Оксана Сергеевна , учитель истории ОУ : Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 г.Владимира» Предмет: Обществознание Класс: 11 «а» Тип урока: урок «открытия» нового знания

Экологическое право — совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Общая характеристика экологического права . Источники экологического права подзаконные акты законы по юридической силе Закон Акты конституции

Основные принципы экологического права Они делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые . заключаются в следующем : природные ресурсы — основа жизни и деятельности народа; рациональное использование природных ресурсов, учёт природных ресурсов; контроль за использованием природных ресурсов; приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях «общество — природа»; экономическое стимулирование рационального природопользования; экологическое воспитание населения; международное экологическое сотрудничество.

Конституционные основы экологического законодательства . Основу экологического законодательства составляют следующие положения Конституции Российской Федерации : о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); об использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41); об отнесении к ведению Российской Федерации установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71); об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72); о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114).

Права и обязанности граждан в сфере природопользования Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и другие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; получать своевременную полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относится к природе и природным богатствам; Осуществлять природопользование в пределах, разрешенных законом.

Виды экологических правонарушений

ГРУППЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА: Загрязнение природной среды Нерациональное использование природных ресурсов Истощение ресурсов Повреждение или уничтожение природных объектов Разрушение природных экосистем К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится: Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 октября 1995 г.; Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях от 14 марта 1995 г.; Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.; Закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. и т.д.

Закон «Об охране окружающей среды» Принят 20 декабря 2001 года, является комплексным головным законодательным актом прямого действия и решает три основных задачи: Сохранение природной среды; Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; Улучшение качества окружающей среды

Структура закона «Об охране окружающей среды» состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи, в которых представлены : общие положения; основы управления в области охраны окружающей среды; права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; нормирование в области охраны окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных ситуаций; природные объекты, находящиеся под особой охраной; государственный мониторинг окружающей среды; контроль в области охраны окружающей среды. Экологический мониторинг; научные исследования в области охраны окружающей среды; основы формирования экологической культуры; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; заключительные положения.

26.12.2013 Тема: Экологические права и обязанности граждан Республики Беларусь. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлиса Сударева

Похожие презентации

Презентация на тему: » 26.12.2013 Тема: Экологические права и обязанности граждан Республики Беларусь.» — Транскрипт:

1 Тема: Экологические права и обязанности граждан Республики Беларусь

2 Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды в соответствии с Конституцией Республики Беларусь направлена на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду как основного условия устойчивого социального и экономического развития страны.

3 Конституционные гарантии Ст. 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права Ст. 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права Ст.24. Право на жизнь Ст.24. Право на жизнь Ст.45. Право на охрану здоровья Ст.45. Право на охрану здоровья Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Ст. 34 право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации…о состоянии окружающей среды Ст. 34 право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации…о состоянии окружающей среды Ст. 55. Охрана природной среды – долг Ст. 55. Охрана природной среды – долг каждого. каждого.

4 Статья 12 Закона «Об охране окружающей среды» Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации.

5 В документах международных влиятельных форумов, в частности, международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.), в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН в 1972г, право человека на здоровую и благоприятную жизнь в окружающей природной среде провозглашено в числе важнейших гуманитарных прав человека

6 Право на благоприятную окружающую среду – неотъемлемое право Неотъемлемые права – это права, которые человек имеет от рождения, которые не даруются государством, — фундамент в системе прав и свобод. На них базируются все прочие права

7 аспекты экологических прав человека: Право на благоприятную для жизни среду, Право на благоприятную для жизни среду, Право природопользования, Право природопользования, Экологическая безопасность, Экологическая безопасность, Право на активное участие в охране окружающей среды. Право на активное участие в охране окружающей среды.

8 Благоприятная окружающая среда — — это среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно- антропогенных объектов.

9 Критерии благоприятной окружающей среды: соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов нормативам, стандартам, характеризующим качество среды, ее не загрязненность, соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов нормативам, стандартам, характеризующим качество среды, ее не загрязненность, соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов критериям и нормативам ресурсоемкости, ее неистощимость, соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов критериям и нормативам ресурсоемкости, ее неистощимость, способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие. способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие.

10 Граждане имеют право: создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы; создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы; обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации; обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации; принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду; принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду; вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

11 Граждане имеют право: оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды; оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду. предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

12 Гарантии экологических прав граждан (ст. 13 Закона «Об охране окружающей среды») планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставлением полной, достоверной и своевременной экологической информации в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь; предоставлением полной, достоверной и своевременной экологической информации в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь;

13 Гарантии экологических прав граждан (ст. 13 Закона «Об охране окружающей среды») обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц; обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц; судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи; судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи; деятельностью общественных объединений; деятельностью общественных объединений; контролем в области охраны окружающей среды; контролем в области охраны окружающей среды; принятием иных мер, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь. принятием иных мер, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь.

14 Обязанности граждан в области охраны окружающей среды соблюдать законодательство об охране окружающей среды; соблюдать законодательство об охране окружающей среды; повышать экологическую культуру, повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения; беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; выполнять требования в области обращения с отходами; выполнять требования в области обращения с отходами; выполнять требования пожарной безопасности; выполнять требования пожарной безопасности; соблюдать правила охоты и рыболовства; соблюдать правила охоты и рыболовства; выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде. возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде.

15 Защита права на благоприятную окружающую среду Право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

16 Права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 15 Закона «Об охране окружающей среды» Права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (ст. 15 Закона «Об охране окружающей среды» принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду, в частности путем проведения общественных слушаний; принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду, в частности путем проведения общественных слушаний; организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные фонды охраны природы и расходовать их средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды; создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные фонды охраны природы и расходовать их средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды; оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды; оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды; осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды и иные права. осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды и иные права.

17 Общественные объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

18 Вывод: каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем участия в общественных объединениях. Совпадение по многим позициям формулировок, устанавливающих права и обязанности граждан и общественных объединений, подтверждают мысль о том, что право на благоприятную окружающую среду интегрирует в себе черты индивидуальных и коллективных прав человека.

19 Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом НСУР-2020.

План занятия.

1.Понятие, структура и источники экологического права.

2.Понятие экологического правонарушения и

ответственность за его

1. Понятие, структура и источники.

Система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и рационального использоания окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

— Отражает вертикальное построение права; — Экологическое право имеет сложную и подвижную структуру;

1. Регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы;

2. Предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности;

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды;

4. Укрепление законности и правопорядка.

Принципы экологического права:

Приоритет охраны жизни и здоровья человека;

Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы;

Соблюдение требований природоохранного законодательства и неотвратимость наступления ответственности;

Гласность и тесная связь с общественными организациями и населением;

Экологическое нормирование – закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на среду.

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты министерств и ведомств

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ

Нормативные договоры: международные, Федеративный и др

Нормы экологического права

объединяются в институты, чреди которых выделяют:

Институт обращения с отходами;

Институт конституционных прав человека в области охраны окружающей среды;

Институт экологической экспертизы;

Институт доступа к экологической информации;

Институт платности природопользования.

К подотраслям ЭП относятся:

— Фаунистическое и др.

Экологические права граждан:

На благоприятную окружающую среду.

На достоверную информацию о ее состоянии.

На возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст.42 Конституции РФ

Право на информацию:

Пользователи информации обладают равными правами на доступ к гос. информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом)

На органы гос. власти и ОМС возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей.

Установлена ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровья людей.

Достоверная информация – это сведения, отражающие реальное неискаженное состояние окружающей среды.

Право на защиту экологических прав граждан включает в себя:

Право на создание общественных объединений, осуществляющих деятельность в области защиты окружающей среды.

Право на обращение в органы гос. власти.

Право на участие в митингах шествиях и пикетированиях по охране окружающей среды.

Право на судебный иск.

Право на возмещение ущерба (в полном объеме).

Экологические обязанности:

Бережно использовать природные богатства

Нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

Экологические права граждан Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВера Сусанина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Экологические права граждан Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие.» — Транскрипт:

1 Экологические права граждан Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие

2 Цель занятия: 1. Способствовать повышению уровня экологических правовых знаний 2. Показать какими экологическими правами обладает гражданин нашей страны на конкретных примерах – ситуациях.

3 Учащиеся должны узнать: Теоретические основы экологического права. Иметь представление о применении статьи 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» к конкретным ситуациям. Должены овладеть: Теоретическими основами экологического права. Способами применения знаний к рассмотрению ситуаций. Уметь использовать полученные знания, в своей практической деятельности.

4 План занятия: 1. Закрепление изученного материала Задание Ознакомление с новым материалом, применение закона 1. Новые термины Экологическое право Экологические права человека Экологические правоотношения 2. Основные правовые акты Задание 3 3. Экологическое правонарушение, его составные части А. Виды экологических правонарушений Б. Состав экологического правонарушения (субъект, объект, субъективная часть, объективная часть) Задание 4 3. Особая группа экологических прав граждан 4. Закрепление нового материала

6 Экологическое право — отрасль права, изучающая вопросы регулирования общественных отношений, связанных с использованием природных объектов. Экологические права человека – это право на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду и право на использование природной среды для удовлетворения своих потребностей (экономических, эстетических, духовных). Предмет экологического права – экологические правоотношения — взаимодействие общества и природы и регулируемые нормами экологического права.

7 Правовые акты: 1. Конституция РФ в ст.42, ст Закон РФ «Об охране окружающей среды» 3. Закон РФ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» 4. Закон РФ «О здоровье граждан» 5. Закон РФ «Об основах градостроительства» 6. Всемирная декларация прав человека 1848г. Стокгольмская декларация 1972г. и другие

11 Схема экологического правонарушения: субъект (нарушитель) – СЭС и Администрация объект – информация субъективная сторона – вина – умышленное сокрытие информации объективная сторона – деяние, нарушающее закон (не представление информации)

13 Схема правонарушения: субъект (нарушитель) – гражданин вырубавший дерево, Администрация объект – дерево, умышленное сокрытие информации субъективная сторона – вина – умышленное уничтожение дерева, бездействие объективная сторона – деяние, нарушающее закон (незаконная рубка дерева, сокрытие информации)

Презентация»Право на благоприятную окружающую среду «

Описание презентации по отдельным слайдам:

Право на благоприятную окружающую среду

Сейчас большое внимание уделяется вопросам экологии. В своем комплексном значении экология — это: 1) комплексная наука о взаимоотношениях растительных и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой, а также о среде их обитания; комплекс научно-практических мер по охране растительного и животного мира; 2) всестороннее изучение воздействия человеческой деятельности на окружающую природу, взаимоотношение природы и общества; комплекс научно-практических мер по защите окружающей человека среды, природоохранная деятельность человека.

Экология стала предметом повышенного внимания по той причине, что в последнее врем я оказалась в угрожающем положении. Происходит процесс деградации окружающей нас природной среды. Некоторые экологи полагают, что экологический кризис принял необратимый характер в мире. В нашей стране он ощущается болезненнее, поскольку не выделяются необходимые средства для решения даже самых насущных экологических проблем. Вследствие этого растет заболеваемость и сокращается продолжительность жизни людей, снижается численность населения.

Далеко не все знают факты, иллюстрирующие масштабы экологической катастрофы в мире и в нашей стране. Например, по данным Римского клуба, уже уничтожено 2/3 лесов, утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения, сильно истощены биоресурсы Мирового океана, морей и рек. Концентрация двуокиси азота в атмосфере возрастает ежегодно на 0,25%. За 100 прошедших лет произошло потепление климата на планете на 2 °С, а в последующие 50 лет ожидается до 6 °С. Потепление климата увеличивает риск засухи в странах с сельскохозяйственной направленностью экономики, кроме того, создает невыносимые условий жизни в южных странах, «выдавливает» из них все большие массы мигрантов, перемещающихся в северном направлении в поисках средств к существованию.

Концентрация серы в атмосфере Северного полушария превышает фоновую (нормальную) в 10—15 раз, что обостряет проблему кислотных дождей. Растет площадь пустынь; с середины 70-х гг. она увеличилась на 20%. Большой вред окружающей среде наносят отходы деятельности атомных электростанций, химических производств. Поэтому промышленно развитые страны в последнее время стремятся вывозить вредные производства в бедные страны, приплачивая за это некоторые деньги. И, наконец, упомянем такое прямо угрожающее благополучию населения Земли явление, как истощение важнейших природных ресурсов. Все меньше и меньше остается нефти, газа, угля, скудеют запасы пресной воды и древесины (достаточно сказать, что около трети населения Земли не имеют доступа к безопасной для здоровья воде). В связи с этим те же развитые страны консервируют свои природные кладовые, приберегают свои естественные богатства для будущих поколений, предпочитая покупать нефть, газ и древесину у стран, которые существуют только за счет продажи сырья.

В России экологическая ситуация также приняла угрожающие размеры. Наша страна находится на одном из первых мест в мире по выбросу загрязнителей. Россияне живут в экологически неблагоприятных условиях, большинство горожан — на территориях, где уровень загрязнения воздуха не соответствует нормативам. Доля загрязнения от автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ, а в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском и Приморском краях, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской и Челябинской областях эта доля загрязнения составляет до 70—80% . Активно загрязняют окружающую среду газо- и нефтедобывающие компании. Разлив нефти на почву за год составляет до 20 тыс. тонн и т. д.

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. Махатма Ганди, индийский политический деятель

Естественно, что право не могло оставаться в стороне перед лицом такой серьезной угрозы существованию природного мира и нормальной среды обитания человека. В последние годы было принято достаточно много правовых документов — кодифицированных (т. е. сведенных в те или иные кодексы) и отдельных. Все они образовали самостоятельную отрасль права — экологического.

Экологическое право — комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов. Выделение экологического права в самостоятельную отрасль в российском законодательстве произошло относительно недавно — в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. Основными источниками экологического права являются: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, законы РФ «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О мелиорации земель», «О недрах Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О плате за пользование водными объектами» и др. Большой раздел, посвященный экологическим преступлениям, имеется в Уголовном кодексе РФ.

В Конституции РФ зафиксированы экологические права человека — особая разновидность конституционных прав, появление которой вызвано обострением экологического кризиса как в мировом, так и национальном масштабе. К этим правам относится прежде всего право на здоровую (благоприятную) окружающую среду, а также право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением здоровью и имуществу человека и право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды. С экологическими правами человека корреспондирует конституционная обязанность государственных органов, а также всех физических и юридических лиц заботиться о сохранении окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам.

В Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу. Экологические преступления — преступления, посягающие на здоровую окружающую среду и ее отдельные элементы (объекты). К ним относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ; порча земли; нарушение правил охраны и использования недр; незаконная охота; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; незаконная порубка деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Казалось бы, такое солидное законодательное обеспечение проблемы охраны природы должно было бы эту проблему снять или, по меньшей мере, значительно уменьшить ее остроту. Но, к сожалению, и в данной системе правоотношений мы сталкиваемся со старой болезнью российского законодательства, которая в несколько ироничном виде формулируется так: у нас обилие и строгость законов компенсируется их недостаточным выполнением.

Каковы же направления выхода из экологического кризиса? Те, кто считают ситуацию в области экологии безнадежной, не правы. Существуют средства и способы если не снятия экологической угрозы, то по меньшей мере заметного улучшения и стабилизации ситуации в этой сфере, причем многие из них не связаны с очень большими затратами. Первое направление — совершенствование законодательной природоохранной базы. Необходимо обновлять старые законодательные акты и принимать новые. Например, назрела необходимость в таких законах, как законы об экологической безопасности, об обращении с радиоактивными отходами, о питьевой воде и др. Второе направление — сохранение национальных природных богатств страны. Необходимы целенаправленные усилия, чтобы наша страна не превратилась в сырьевой придаток промышленно развитых держав. Государству нужно тщательнее контролировать вывоз из страны невосполнимых запасов природных кладовых, сделки по продаже больших участков земли и т. д.

Третье направление — обеспечение экологической безопасности. Речь идет о внедрении новых «чистых» технологий, производстве экологически безопасных машин и оборудования и др. Четвертое направление — борьба с радиоактивными и химическими загрязнениями на территории России и в омывающих ее водах. Можно привести только один вопиющий пример: на дне Балтийского моря с 1946—1947 гг. ждет своего часа наследие Второй мировой войны — тонны отравляющих веществ в подвергшихся сильной коррозии металлических корпусах кораблей и подводных лодок. Специалисты говорят, что если не принять энергичные меры, через 10 лет на Балтийском море может разразиться экологическая катастрофа с непредсказуемыми последствиями.

Конечно, самый большой вред природе наносят промышленные предприятия, электростанции, испытания новейшего оружия и т. п. Но и обычные люди, каждый из нас в состоянии внести свою лепту либо в ухудшение окружающей среды, либо в ее улучшение. Полезно помнить содержание статьи 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Как и во всем мире, в нашей стране с каждым годом расширяется движение за сохранение природы (движение «зеленых»). В связи с этим уместно заметить: участвуя в движении «зеленых», не следует впадать в «природоохранный идиотизм», огульно препятствуя из любви к природе промышленному строительству, армейским учениям и т. д. Коллективные формы охраны природы очень важны, но все-таки основную пользу она может получить от индивидуальных усилий каждого из нас.

В VII—IV вв. до н. э. активная разработка в Древней Греции серебряно-свинцовых рудников, которая была связана с использованием больших объемов крепежного леса, привела фактически к уничтожению лесов на Аттическом полуострове. Строительство городов, которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тыс. лет назад, сказалось на существенном изменении природных ландшафтов. Учеными предлагаются два выхода из экологического кризиса. Первый связан с созданием экологической экономики (экологически «чистые» производства и технологии, массовый переход на электрические, а где возможно — ветряные двигатели и т.д.). Второй сводится к сохранению и поддержанию нетронутых экосистем вроде нашей тайги, бразильской сельвы, монгольских и казахских степей и т. д.

Информация к размышлению и действию В последнее время в связи с резким подорожанием земли в городах под различные застройки участились случаи уничтожения застройщиками зеленых городских зон — детских площадок, скверов, парков, на месте которых оперативно возводятся различные сооружения жилого и промышленного назначения. Городские власти далеко не всегда препятствуют этим действиям. Тогда инициативу сохранения природы в городах берут в свои руки сами жители. Они организуют собрания, пикеты, обращаются с требованиями к городским властям, выясняют, каким образом заказчики строительства добились разрешения на уничтожение природы. Большую помощь им оказывают средства массовой информации.