Причины и источники финансирования дефицита бюджета

6.3. Дефицит бюджета, причины возникновения и источники покрытия

категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:
кризисные явления в экономике;
неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
милитаризация экономики в мирное время;
осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет.

Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:
внутренние источники следующих видов: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ: кредиты, полученные от кредитных организаций;
внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета:
могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.
В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:
за счет увеличения его доходной базы;
на базе реструктуризации расходной части бюджета;
путем совершенствования бюджетных процедур.

15 . Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на текущий год. На уровне Федерации такими источниками являются:
— внутренние кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
— внешние – государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте; путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.
Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета служат государственные займы. Если расходы растут намного быстрее, чем доходы, значимость заемных средств, как источника финансирования, возрастает. При этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.
В мировой практике выделяют два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — это собственное производство денег.
Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране: 1. Снижение эффективности общественного производства, усугубленное низкой результативностью внешнеэкономических связей. 2. Несовершенство финансовой системы страны. 3. Консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой. 4. Нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. 5. Неэффективные структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляется крупное государственное инвестирование и расходы.

Дефицит бюджета: причины, источники покрытия, ограничения;

Различные соотношения бюджетных показателей позволяют характеризовать бюджет с трех возможных состояний:

— когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицитбюджета.

— превышение доходной части бюджета над его расходами называется профицитомбюджета. Если при составлении проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику.

сбалансированнымназывается бюджет, доходная и расходная части которого равны.

Для целей сравнения и анализа бюджетный дефицит рассчитывается в относительном виде: в процентах к ВВП или к расходам (если по каким – либо причинам ВВП рассчитать затруднительно). Размер дефицита государственного бюджета до 3% к ВВП считается неопасным для экономики пределом и характерен для многих государств мира.

С 2008 года в Бюджетном кодексе РФ (Ст. 96) выделяется понятие ненефтегазовый дефицит. Этот показатель представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов бюджета в соответствующем финансовом году. Законодательно установлен предельный размер ненефтегазового дефицита бюджета – 4,7 % к ВВП.

Бюджетный дефицит чаще всего бывает вынужденным. Неэффективная бюджетная политика приводит к росту бюджетного дефицита и увеличению суммы государственного долга. Однако в некоторых случаях дефицит может быть инициирован органами власти ввиду принятия программ, требующих крупных бюджетных расходов. Как правило, от таких вложений в будущем ожидаются доходы, оправдывающие затраты по погашению дефицита текущего периода. Таким образом, можно выделить следующие причины дефицитов бюджетов:

— Кризисные явления в экономике

— Чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия

— Милитаризация экономики в мирное время

— Крупные вложения в развитие экономики и изменение его структуры

— Чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездифицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит сложно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 22) выделяет следующие источники финансирования дефицита бюджета (Рис. 9).

Рисунок 9 – Источники финансирования дефицита бюджета

Различают денежное и долговое финансирования бюджетного дефицита.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий. В настоящее в России время законодательно (БК РФ ст.92) запрещено использование кредитов Центрального банка РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги субъекты ранка рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Законодательно закреплены следующие ограничения размера дефицита бюджета:

федеральный бюджет: не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета РФ;

— бюджет субъекта РФ: не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

местный бюджет: не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Общеизвестен тот факт, что слово «бюджет» пришло в русский язык из английского в XX веке и означает «роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок». Понятие семейный бюджет употребляется практически в каждой российской семье, но нас интересует понятие государственного бюджета, под которым понимается экономические отношениями между государством и субъектами всех форм собственности, основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств. Бюджет служит фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Но этот фонд не существует в цельном виде. Государственный бюджет является основным финансовым планом государства.

Основными частями государственного бюджета являются доходная часть и расходная, между которыми должен существовать баланс. Сбалансированный бюджет свидетельствует о проведении в жизнь рациональной бюджетной политики, при которой весь объём предусмотренных расходов обеспечен доходами. Но это в идеале, зачастую бывает так, что расходная часть государственного бюджета значительно превышает доходную часть, что приводит к дефициту бюджета.

Само понятие «дефицит бюджета» имеет множество определений, одним из которых является следующее: это система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности государства отражается в дефиците бюджета.

Теперь стоит разобраться в причинах такого явления, как дефицит бюджета. К ним относятся:

-экономический кризис как внутри отдельного государства, так и мирового сообщества в целом;

-нежелание или невозможность правительства управлять финансовой ситуацией в стране;

-чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия) ;

— коррупция в государственном управлении;

-периодические спады в экономике;

-рост социальных программ, не обеспеченных государственными доходами.

Не достаточно выявить причины дефицита бюджета, необходимо определить способы преодоления его. Наиболее эффективными из них являются:

-поиск новых источников доходов;

-заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;

-производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.

Выпуск в обращение доходных государственных обязательств, обращающихся на фондовом рынке, не является эффективным способом преодоления дефицита бюджета, поскольку не происходит прироста денежной массы в результате погашения государственного займа. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным.

На первый взгляд кажется, что увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.

«Сеньораж» не является простым печатанием денег, поскольку он приводит к инфляции. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно.

Существует две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита и государственного долга.

Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы: наличие дефицита бюджета и государственный долг влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения.

Во-вторых, ужесточение налоговой системы может привести к усилению социальной напряженности в обществе, снижению стимулов развития производства, потери интереса к инвестициям в новые программы.

В-третьих, наличие внешнего долга предусматривает передачу определённой части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, увеличение роста внешнего долга страны, безусловно, снижает международный авторитет.

В результате подобных процессов экономическое развитие страны будет иметь снижающийся производственный потенциал, что может привести к ослаблению экономики.

Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется «традиционной» и является основной.

Но существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой дефицит бюджета и государственный долг не всегда влияют на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций. Для состояния национальной экономики подобный дефицит не представляет опасности, так как все расходы, даже если они превышают доходы, осуществляются на территории данного государства, что способствует росту благосостояния страны.

Основные направления бюджетной политики корректируется в зависимости от состояния финансовой системы страны. Глава Минфина Антон Силуанов озвучил последние корректировки федерального бюджета, согласно которым уровень дефицита на 2015 год был пересмотрен в сторону увеличения — до 0,5% ВВП с 0,4% ВВП, доходы планировались на уровне 14,797 трлн рублей, расходы — 15,214 трлн рублей, дефицит должен был составить 416,6 млрд рублей.

По данным Минфина, доходы бюджета в 2015 году составят 15,052 трлн рублей, расходы — 15,483 трлн рублей, дефицит — 430 млрд рублей.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2015 — 2017 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Формирование бюджетной политики любого государства мирового сообщества, осуществляется Правительством, желающим достичь отсутствия дефицита бюджета или, если это невозможно, максимально сократить бюджетный дефицит. Для этого проводится постоянный мониторинг, способствующий поиску всё новых и новых путей преодоления дефицита бюджета и основной мерой на этом пути становится создание условий для увеличения доходов и снижения расходов.

Список литературы

1.Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.СПб.,1999

2.Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. -М.: 2003. С.529

3. Бездворных М.В. К вопросу о правовом регулировании институтов дефицита бюджета и государственного долга // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. № 4 (42). 2007. С.35-44

4. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2.

5. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 15.

6. Бюджет 2015-2017// «Российская газета» — Федеральный выпуск №6483 (211)

Студенческий научный форум — 2015
VII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Бюджетный дефицит, его причины, последствия, цель, источники покрытия

Особенностью управления бюджетным дефицитом является то, что оно состоит в определении оптимальной величины. В свою очередь, он является следствием кризисных процессов в экономике государства, недостатка финансовых ресурсов в стране, способствует увеличению инфляции и государственного долга.

Бюджетный дефицит — это превышение расходной части бюджета над доходной, что свидетельствует о несбалансированности бюджета, а это в свою очередь — нехватка бюджетных средств для финансирования потребностей государства в плановом году.

Дефицит бюджета по сути отражает объективные экономические отношения между участниками общественного производства по дополнительной мобилизации доходов для использования бюджетных средств в соответствии с функциями государства. Бюджетный дефицит выступает в двух формах: активная и пассивная (рис. 2.7).

Таким образом, бюджетный дефицит является одним из макроэкономических показателей, который характеризует экономическое развитие страны, ее устойчивость, экономическую безопасность, и определяет его роль в системе государственного регулирования.

Рис. 2.7. Экономическая сущность бюджетного дефицита

Важное значение в эффективности и действенности системы формирования и финансирования бюджетного дефицита занимает обеспечение правовой базы для определения источников его покрытия. Всю правовую базу можно условно разделить на следующие группы:

1) Группа законодательно-правовых актов, которые определяют общие тенденции формирования бюджетного дефицита, его критические размеры в соответствии с экономического развития страны.

2) Законы, постановления, регулирующие структуру, порядок, условия, сроки, виды, бюджетного дефицита, то есть определяют порядок его формирования и финансирования.

3) Правовые акты, регулирующие вопросы привлечения ресурсов из внутренних финансовых рынков для покрытия бюджетного дефицита с целью стимулирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

4) Правовые акты, регулирующие вопросы привлечения ресурсов из внутренних финансовых рынков, то есть получение кредитных ресурсов с мирового рынка ссудных капиталов для финансирования государственных программ. Значительная часть правовой базы, касающейся этой проблемы, охватывает непосредственно соглашения между правительствами иностранных государств, международными финансово-кредитными организациями и Украины о предоставлении займов. Эта составляющая содержит правовую базу, которая регулирует вопросы, связанные с получением, использованием ресурсов, уплатой доходов и погашением задолженности, и определяется в соответствии с законодательной базы страны-кредитора и страны-должника.

Бюджетный Кодекс предусматривает возможность принятия Государственного бюджета Украины, а также бюджета АРК и городских бюджетов на соответствующий бюджетный период с дефицитом исключительно при наличии обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета. Таким образом, законодательство устанавливает исключительный перечень бюджетов, которые могут быть приняты с дефицитом и границы полномочий органов государственной и муниципальной власти. Так, в ст. 14 Бюджетного кодекса указано, что принятие Государственного бюджета Украины или бюджета Автономной Республики Крым, городского бюджета на соответствующий бюджетный период с дефицитом разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета с учетом особенностей, определенных статьей 72 Кодекса.

Источниками финансирования дефицита бюджета согласно ст. 15 Бюджетного Кодекса признаются: государственные внутренние и внешние заимствования, внутренние заимствования органов власти Автономной Республики Крым, внутренние и внешние заимствования органов местного самоуправления с соблюдением условий, определенных этим Кодексом.

Согласно действующей бюджетной классификации осуществления платежей на финансирование бюджетного дефицита, в том числе выполнение государственных долговых обязательств перед кредиторами по погашению основной суммы долга или погашения государственных долговых обязательств в случае вступления в силу государственных гарантий, реструктуризации, признание долга отражается в разделе НЕТ «Классификация финансирования бюджета» и распределяется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

Законами о Государственном бюджете Украины утверждается финансирования Государственного бюджета Украины только по типу долгового обязательства, то есть, по средствам, которые используются для финансирования дефицита или профицита, и не утверждается финансирования Государственного бюджета Украины по типу кредитора, то есть, по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств, не соответствует статье 11 Бюджетного кодекса Украины. При этом отчетность о фактическом финансировании бюджета предоставляется Госказначейством Украины как по типу долгового обязательства, так и по типу кредитора.

Итак, в Украине не создана целостная система законодательного обеспечения регулирования расходов на обслуживание и погашение государственного долга.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

— Разбалансированность и кризисные явления в функционировании экономики;

— Непоследовательность в инвестиционной и инновационной политике государства;

— Падение доходов государства в условиях финансового кризиса;

— Неэффективность финансово-кредитных связей;

— Несовершенство законодательной базы;

— Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

— Инфляционные процессы в стране;

— Рост долга (внешнего, внутреннего)

— Рост объемов теневой экономики;

— Низкий уровень жизни граждан;

— Чрезвычайные обстоятельства и тому подобное.

Основные классификационные признаки видов бюджетного дефицита приведены на рис. 2.8.

Показатель уровня бюджетного дефицита рассчитывается в процентах к валовому внутреннему продукту, также может определяться в процентах от расходов государственного бюджета. По методике Международного Валютного Фонда допустимый уровень бюджетного дефицита для стран-должников МВФ равен 7-8%. В мировой практике допустимыми уровнями бюджетного дефицита считаются следующие показатели: 2-3 % от ВВП; 5% от национального дохода и 10% расходов государственного бюджета.

В Украине предельный размер дефицита государственного бюджета устанавливается Верховной Радой Украины при утверждении закона о государственном бюджете на следующий год.

Рис. 2.8. Основные классификационные признаки видов бюджетного дефицита

В современных литературных источниках отражаются различные показатели, классифицируют бюджетный дефицит. Мнение ученых существенно отличается в трактовке классификационных признаков бюджетного дефицита «(от С до 8 признаков). Наиболее исчерпывающей и детализированной является классификация, приведенная на рис. 2.9.

В финансовой системе Украины не менее сложной проблемой является обеспечение процесса оптимизации источников финансирования дефицита бюджета. В Бюджетном кодексе Украины определена система финансирования дефицита бюджета, разработана в соответствии с требованиями МВФ (рис. 2.10).

В современных условиях финансового положения Украины, одним из основных источников покрытия дефицита бюджета является внешнее финансирование. Причинами данного факта является истощение внутренних активов государства, уменьшение доходной части бюджета или увеличение его расходной части.

Рис. 2.9. Классификация бюджетного дефицита

Элементы финансового механизма управления бюджетным дефицитом, основные из которых — налоговые и бюджетные инструменты — должны действовать согласованно с методами управления доходной и расходной частями государственного бюджета Украины, что позволит повысить эффективность финансового механизма формирования и финансирования бюджетного дефицита. Действенность процесса управления бюджетным дефицитом определена сочетанием и взаимоувязки управленческих и организационных функций финансового механизма с бюджетными и налоговыми инструментами регулирования дефицита (рис. 2.11).

Рис. 2.10. Классификация финансирования бюджета: подход МВФ

Проблема дефицитности бюджета является весьма актуальной для Украины. Классическими направлениями сокращения дефицита бюджета является увеличение доходов бюджета, уменьшение его расходной части, внешние и внутренние заимствования, эмиссионный доход. Однако необходимо учитывать положительные и отрицательные меры применения каждого из них и производить внутри каждого из этих инструментов эффективные меры по стимулированию сокращения дефицита бюджета в Украине.

Рис. 2.11. Схема финансового механизма управления бюджетным дефицитом

Сокращение объемов бюджетного дефицита прежде всего связано с совершенствованием системы доходов бюджета и механизма их мобилизации. На общегосударственном уровне целесообразно модернизировать структуру доходов бюджета. Основными направлениями укрепления доходной базы бюджетов могли бы быть:

расширение налоговой базы, увеличение количества налогоплательщиков, снижение налоговой нагрузки, упрощение механизма администрирования налогов, стабилизация нормативно-правовой базы и принятия нового Налогового кодекса Украины; постепенное сокращение налоговых льгот; предотвращении уклонения от уплаты налогов, других налоговых правонарушений и возникновения у субъектов хозяйствования налогового долга.

Решающее значение в системе мер, направленных на уменьшение бюджетного дефицита должно реструктуризация расходной части бюджета. К основным мероприятиям этого направления целесообразно отнести следующие: бюджетные средства, направленные на развитие экономики желательно использовать на направлениях, решающих задачи структурной перестройки экономики, определяют научно-технический прогресс, приносят прибыль, или имеют решающее значение в общественном производстве или потреблении; обоснованную разработку отдельных бюджетных программ с учетом возможности использования для их финансирования собственных поступлений; совершенствование механизма планирования и финансирования расходов с учетом научно обоснованных финансовых нормативов бюджетного обеспечения, финансовых норм, целесообразно разработать в ближайшее время; сокращение и оптимизация непроизводительных расходов; ликвидация необоснованных экономических и социальных льгот; корректировки трансфертной политики; введение жесткого режима экономии.

Понятие и причины бюджетного дефицита, источники его финансирования и пути сокращения

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Однако в условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, представляющего собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов, эмиссии денег.

Превышение расходов над доходами и составляет дефицит бюджета.

Наличие дефицита бюджета вовсе не означает чрезвычайных обстоятельств. Он может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей народного хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Вместе с тем, чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, неэффективность налоговой системы и т.д.

В конечном итогеосновными причинами возникновения дефицита бюджета являются:

· чрезмерные государственные расходы;

· ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);

· циклические спады в экономике.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие и является причиной бюджетного дефицита. В то же время причиной бюджетного дефицита могут явиться и недостаточные доходы государства.

В соответствии с Бюджетным кодексом РБ утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год по отношению к доходам соответствующего бюджета области или бюджета г. Минска.

Предельные размеры дефицита местных бюджетов определяются по отношению к их доходам решениями вышестоящих местных Советов депутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и города Минска.

Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников. Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь, местных бюджетов — решениями соответствующих Советов депутатов.

Источники финансирования дефицита бюджета подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним источникам финансирования относятся:

· источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования (кредиты Национального банка, государственные ценные бумаги, приобретенные Национальным банком непосредственно у Правительства , изменение остатков средств бюджета на едином казначейском счете);

· источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц (государственные краткосрочные и долгосрочные облигации, векселя и т.д.);

· источники от операций с принадлежащим государству имуществом (поступления от реализации принадлежащего государству имущества, в т.ч. акций);

К внешним источникам финансирования относятся:

· кредиты международных финансовых организаций;

· кредиты правительств иностранных государств;

· государственные ценные бумаги, выпущенные на внешних финансовых рынках;

· прочие источники внешнего финансирования.

Основными путями сокращения бюджетного дефицитаявляются:

· повышение эффективности общественного воспроизводства, способствующего увеличению доходов бюджета;

· дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, разгосударствление и приватизация собственности, способствующие рациональному сокращению сферы государственной экономики и соответственно объемов бюджетного финансирования;

· совершенствование действующей системы налогообложения, обеспечивающей стабильные перспективы хозяйствования, здоровую конкуренцию, стимулирование хозяйствующих субъектов в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов, изыскании резервов роста эффективности производства – основы увеличения доходов бюджета;

· оптимизация объема расходов бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи ее структурной перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс;

· обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

· совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

· развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;

· привлечение иностранного капитала в форме инвестиций;

· жесткий контроль за использованием бюджетных средств и эффективностью их вложений.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .