Содержание общения родителей с детьми

Правила эффективного общения с детьми от года до четырех лет (Часть 3)

Краткое содержание: Общение родителей с детьми. Советы психолога родителям капризного ребенка. Если ребенок никак не может успокоиться. Несколько приемов как успокоить капризничающего ребенка. Понимать чувства ребенка.

Исключения из правила — иногда не помогает даже «тодлериз»

Если при правильном применении «тодлериз» не дает нужного эффекта, значит, малыш устал, голоден, болен или находится в состоянии стресса. Если ребенок никак не может успокоиться:

1. Обнимите его. Возможно, для высвобождения гнева ему требуется физическая помощь.

2. Если можете, разрешите проблему. Если вы считаете, что ребенок злится из-за усталости, скуки или голода, предложите соответствующее решение (потрите спинку, смените игрушку, дайте перекусить) и перейдите на «тодлериз».

3. Выйдите на минутку. Иногда возникает необходимость тактично удалиться и дать малышу возможность успокоиться без свидетелей. (Некоторые дети слишком «гордые», чтобы сдаваться в присутствии других людей.) Поэтому, если «тодлериз» не помогает, смените подход и скажите: «Ты пока поплачь, мой ангел. Маме надо сходить на кухню. Я скоро вернусь — я люблю тебя». Вернитесь через полминуты или минуту и снова попробуйте применить «тодлериз» и правило ресторанов быстрого питания. Возможно, в этот раз он будет готов успокоиться. (В случае особо упрямых малышей вам придется повторить этот прием раза три или четыре.)

У детей остро развито чувство справедливости. Они думают: «Ты меня уважаешь — и я тебя уважаю». Так что ваше уважительное отношение не только поднимает малышу настроение, но и побуждает его так же уважительно относиться к вам. К тому же такое поведение формирует у малыша представление о модели поведения, которой он должен ожидать от близких людей. Данный урок сослужит ему хорошую службу в будущем, когда он начнет выбирать близких друзей и партнера для совместной жизни.

История Лесли: «тодлериз» в действии

Прошлой ночью в ресторане 15-местный Натан испачкал подгузник, и мне пришлось отнести его в машину, чтобы надеть чистый. Пока он вопил в знак протеста, я изо всех сил старалась показать, что понимаю его чувства: «Я знаю, ты не хочешь покидать ресторан. Я понимаю, тебе это не нравится». Но он извивался и дрыгал ногами с такой силой, что я даже не могла переодеть его. И тогда я решила перейти на «тодлериз». Я сжала кулаки и принялась махать ими в воздухе, повторяя то, что, как мне казалось, он думает: «Ты против. Против. Ты против. ПРОТИВ. ПРОТИВ. Ты не хочешь стоять здесь без штанов! Здесь ХОЛОДНО! Ты не хочешь этого! Ты против, против, ПРОТИВ! Ты так зол, зол, ЗОЛ. » Я не кричала, но дала ему понять, что согласна с его претензиями.

И тут случилось неожиданное. Он посмотрел на меня с изумлением и озорством, а затем принялся играть с игрушкой, прикрепленной к стеклу машины (до этого я не раз пыталась привлечь его внимание к этой игрушке, но безуспешно). Меняя ему подгузник, я продолжала описывать его действия. Натан блаженно улыбался. После этого я спела короткую песенку и отнесла его обратно в ресторан, чувствуя себя лучшей матерью на свете!

Доктор Карп, я выгляжу как идиот

Тодд и Биргитта — нежные и любящие родители двухлетней Уны. Несколько месяцев в году они живут в Дании. Через некоторое время после того, как молодые родители познакомились с «тодлериз», я поинтересовался у них, представилась ли им возможность опробовать его на практике. Тодд ответил; «»Тодлериз» — такая странная и необычная штука. Датчане не любят таких «выкрутасов»».

Не удивляйтесь, если поначалу будете чувствовать себя неловко — ну ладно, немного глупо, — где бы вы ни жили. Большинство родителей стесняются разговаривать на «тодлериз» в общественных местах. «Так неудобно! — говорят они. — Это как-то неестественно!» (Некоторые стесняются практиковаться даже в собственной ванной комнате — хотя это идеальный способ наловчиться.)

Я объяснил Тодду и Биргитте, что спокойный голос действует только на уравновешенных и послушных детей и что имитирование эмоционального состояния необходимо для того, чтобы расстроенный малыш понял, что его слышат, понимают и уважают. Кстати сказать, большинство родителей с удовольствием хлопают в ладоши и прыгают, имитируя радость и восторг ребенка. Эмоциональная реакция говорит о том, что вы одобряете его действия и чувства. Аналогично имитирование негативных чувств свидетельствует о том, что вы любите его, даже когда он злится.

Ниже перечислены еще некоторые моменты, смущающие многих родителей:

— Мне кажется, я его дразню. Цель «тодлериз» — донести до малыша свою любовь и уважение. Возможно, вам доводилось видеть людей, использующих имитирование для насмешек или пародирования. Однако смысл «тодлериз» прямо противоположен. Это лучший способ тактично и искренне признать чувства расстроенного малыша так, чтобы он осознавал, что его понимают.

— Мне кажется, что так я только поощряю нежелательное поведение. Имитирование чувств не равнозначно разрешению плохо себя вести. Это лишь способ дать понять, что вы правильно воспринимаете отношение ребенка к происходящему. Данный прием помогает ему усвоить разницу между чувствами и действиями: негативные чувства позволительны (сдерживаемые эмоции становятся причиной одиночества, стресса и еще более бурных истерик), но вот агрессивные выходки, кусание, царапание, драчливость и обидные слова недопустимы, как бы зол он ни был.

— Что, если я не согласна с его чувствами? То, что вы понимаете чувства ребенка, не означает, что вы их разделяете. «Тодлериз» лишь говорит ребенку о том, что вы понимаете его и уважаете его право на собственные чувства. После того как малыш успокоится, ведите себя так, как считаете нужным, — строго или либерально. Правда, с объяснением своей позиции лучше подождать до того момента, когда малыш будет спокоен и сможет воспринимать информацию.

— Похоже на детский лепет — словно мы сюсюкаем с ребенком. «Тодлериз», несомненно, звучит как детская речь, но ведь он рассчитан на малышей от года до четырех! К тому же расстроенный ребенок опускается по эволюционной лестнице на несколько ступенек вниз. Будете решать, как с ним говорить, после того, как истерика закончится, а поначалу ориентируйтесь на поведение ребенка!

— Очень утомительно разговаривать таким образом целый день. Разумеется, никому не нужно говорить на «тодлериз» 24 часа в сутки семь дней в неделю. Данный прием используется лишь в случае чересчур бурных эмоций (положительных или отрицательных). Возможно, поначалу вам придется говорить чуть больше, однако через пару дней он уже начнет приносить плоды. (Представьте только, сколько вы сэкономите времени и насколько позже у вас появятся морщины и седые волосы!)

— Иногда я не знаю, что говорить. Именно в таких случаях на помощь приходит правило ресторанов быстрого питания. Вы никогда не ошибетесь, если будете просто описывать действия, чувства и слова ребенка. Сперва повторите его сообщение и только потом переходите к своему!

Вы услышали его сообщение — теперь ваш черед!

Как вы уже поняли, объяснить что-либо расстроенному ребенку совершенно невозможно. Эмоции и нотации сочетаются так же плохо, как вода и масло!

Маленький «первобытный человечек» еще не может похвастаться логикой и благоразумием даже в спокойном состоянии. Поэтому не стоит читать мораль, когда ему и так тяжело. Просто имитируйте его чувства.

После того как страсти немного улягутся, он сможет прислушаться (правда, совсем чуть-чуть) к вашим словам любви и ободрения. И все же отложите поучения до того момента, когда малыш окончательно успокоится и придет в себя. Вот как вы можете этому посодействовать:

Используйте тактильный контакт. Возможно, он будет не против, если вы обнимите его, покачаете на руках или тихонько посидите рядом.

Предлагайте варианты. «Хочешь большой стакан яблочного сока или волшебный массаж спинки?»

Приучайте малыша к другим способам выражения эмоций. «Покажи, как ты был зол!», «Давай нарисуем, как ты злился!» или «А ну-ка давай вместе поколотим подушки!».

Подсказывайте ему слова для выражения эмоций. «Ничего себе! Ты был так зол! Просто кровь кипела!» или «Ты, наверное, испугался. Когда мне страшно, у меня в желудке все сжимается, — вот так (сожмите кулак), а сердце колотится как сумасшедшее».

Удовлетворите его желание в мечтах. Это одна из моих любимых уловок. Скажите, что хотели бы дать ему все, чего он хочет, и даже больше!

Используйте волшебное воздействие шепота. Шептание — это отличный способ сменить тему разговора и снова стать друзьями.

Отмечайте все хорошие поступки. Обязательно отмечайте любые, пусть даже крохотные, попытки пойти вам навстречу. В случае маленького ребенка: «Эй, мяч. мяч. У тебя мяч. ХОРОШО! Подтолкни его ко МНЕ!» В случае малыша постарше: «Ты прислушался к моим словам — нелегко было удержаться и не трогать. Давай пойдем проверим, не проголодались ли твои куклы!»

Делитесь своими чувствами в формате «ты-я». Как только страсти улягутся и настанет ваш черед говорить, очень кратко поделитесь своими чувствами в формате «ты-я». К примеру, нахмурьтесь и покачайте головой, приговаривая: «Мамочка сказала «нет!». Когда ты щиплешься, я злюсь, злюсь, ЗЛЮСЬ!» Такой подход поможет ребенку посмотреть на ситуацию с вашей позиции.

История Пэтти: родительский триумф

Метод «доисторического воспитания» пришелся нам с мужем по душе. К тому времени мы и сами заметила, что наша очаровательная дочурка из покладистого младенца превращается в настоящего неандертальца, и на смену милым «агушкам» пришли пронзительные вопли!

Однажды, когда я собиралась вытаскивать ее из ванны, дочка взорвалась, как настоящая бомба. Я сама люблю принимать душ, поэтому вполне понимала ее чувства. «Я знаю! Я знаю! Я ЗНАЮ!» — повторяла я, стуча по шляпке душа. С серьезным, но любящим выражением лица и широко открытыми глазами я добавила: «Ты хочешь душ! Ты хочешь душ! ХОЧЕШЬ ДУШ. ХОЧЕШЬ ПРИНЯТЬ ДУШ. «

Кира отреагировала моментально! Она перестала плакать и взглянула на меня с надеждой. Я еще пару раз повторила: «Ты хочешь душ, — и добавила: — Ты хочешь остаться, остаться, ОСТАТЬСЯ. Но нет, не-ет. Мне очень жаль, милая, но нам нужно вылезать, вылезать, вылезать и одеваться! Твоя кукла хочет завтракать». Похныкав немного для проформы, Кира позволила мне вытащить ее из ванны, вытереть и одеть. Все это время я описывала наши совместные планы на день.

Теперь, когда Кира разражается криками во время одевания, я сразу перехожу на «тодлериз»: «Ладно. Сама! Сама! Сама! САМА. Ты хочешь одеться сама! Хочешь одеться сама, верно?» Малышка сразу улыбается и кивает головой. Она возится с кофточкой, пока я натягиваю штанишки и носочки! Я чувствую себя гениальной матерью!

Использование «тодлериз» принесло еще один, совершенно неожиданный результат: мы стали гораздо ближе друг к другу. Если Кира просит невозможного, мое «неандертальское» сочувствие и понимание помогают ей почувствовать мою любовь, и наша связь становится еще крепче и нежнее.

Источник: Харви Карп «Новое воспитание: без слез и конфликтов»

Общение родителей с ребенком после развода

Семейное законодательство преследует цель: родителям обеспечить возможность реализации своих родительских прав, а детям – возможность полноценного общения с отцом и матерью. Особенно после развода, который сам по себе является тяжелой травмой, и для родителей, и для детей.

На деле часто происходит наоборот: вместо сохранения нормальных отношений бывшие супруги используют детей в качестве мишеней или оружия в борьбе друг с другом. Часто мать препятствует общению с ребенком после развода, а отец демонстративно отказывается от воспитания и содержания детей. И все от этого только страдают.

В этой статье мы постараемся разобраться в перипетиях общения родителей с детьми после развода. И определить порядок преодоления спорных вопросов.

Ограничение общения отца с ребенком после развода

Поскольку в большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью, именно матери становятся противниками полноценного общения отца и ребенка. Мать начинает злоупотреблять своими правами и ущемлять права отца по самым различным причинам (в том числе, из-за обиды и желания отомстить бывшему мужу). Она сама определяет порядок встреч отца с ребенком, ограничивает время их общения, а иногда и вовсе не позволяет видеть друг друга.

Иногда отца такое положение вещей ничуть не смущает. Но как правило, отец отстаивает свои законные права на общение с ребенком после развода.

Сколько раз отец может видеть ребенка после развода по закону?

Матери часто спрашивают, можно ли запретить отцу видеться с ребенком по закону.

Вопрос

Ответ

Тем не менее, в некоторых случаях общение отца с ребенком может быть ограничено судом — если это общение приносит вред физическому или психологическому развитию ребенка. Например, если отец ведет аморальный образ жизни, употребляет алкоголь или наркотики, оскорбляет бывшую жену, настраивает ребенка против матери и тому подобное.

Если же поведение отца не вызывает никаких нареканий, ограничивать его участие в жизни ребенка нет оснований. Отец тоже может обратиться в суд, если он считает, что мать нарушает его законное право на участие в воспитании совместных детей.

Увы, в законе не указано допустимое количество часов или дней, которые отец может проводить с ребенком. Но это значит лишь то, что родителям нужно самостоятельно (или при помощи суда) достичь соглашения о порядке общения с ребенком. Расписание и порядок встреч будет прямо зависеть от таких обстоятельств, как возраст детей, степень привязанности, расстояние, занятость и возможности родителей.

Ниже мы рассмотрим, как и в какой форме устанавливается график встреч родителей с детьми.

Как родителям достичь соглашения о порядке общения с ребенком?

Определить частоту и длительность встреч отца с ребенком (а также другие особенности их общения – в зависимости от обстоятельств) родители могут несколькими способами. Закон предусматривает возможность составить письменное соглашение или обратиться в суд. На практике также возможна устная договоренность между родителями.

Устное соглашение родителей

Хорошо, если у бывших супругов после развода сохранились человеческие взаимоотношения. Если родители осознают важность общения ребенка как с матерью, так и с отцом, и в равной мере несут ответственность за его воспитание, они могут договориться устно. Никаких документов составлять не требуется.

Например, по устному соглашению отец забирает ребенка к себе каждые выходные, а мать не контролирует процесс общения, поскольку признает право бывшего мужа на воспитание общего ребенка.

Разумеется, не каждые родители могут похвастаться таким сознательным отношением к своим родительским обязанностям и таким уважительным отношением друг к другу.

Письменное соглашение родителей

Вопрос. Мы с женой развелись, у нас есть общий ребенок 10 лет. Жена с ребенком живут в другом городе, достаточно далеко – за 200 км. Чтобы увидеться с сыном, я приезжаю к нему не реже одного-двух раз в месяц. Но бывшая жена остерегается отпускать ребенка со мной, поэтому в моем распоряжении всего один день. Имеет ли жена право диктовать условия встреч с ребенком? Можно ли заключить с женой письменный договор?

Если один из родителей злоупотребляет своими правами или ущемляет права другого родителя, если между родителями возникают споры о том, как часто должны происходить встречи с ребенком, разумно будет сформулировать эти права в письменном виде, составив специальное соглашение. В нем, среди прочих условий относительно совместного воспитания и родительского участия в жизни сына или дочери, нужно предусмотреть …

  • Место и время встреч;
  • Продолжительность встреч (например, количество часов — в будние дни и выходные, дней – во время школьных каникул);
  • Виды совместного досуга и недопустимые способы времяпровождения;
  • Возможность присутствия на встречах родителя с ребенком второго родителя, других родственников.

Заверять соглашение у нотариуса не нужно. Но если родители хотят быть уверены, что документ не противоречит интересам ребенка, его можно согласовать с органом опеки и попечительства.

Определение встреч с ребенком через суд

Бывает, что после развода отношения между бывшими супругами настолько разрушены, что мирно договориться об общении с ребенком не получается. А бывает, что заключенное ранее письменное соглашение попросту игнорируется одним из родителей. В таком случае спор решается в судебном порядке при обязательном участии органа опеки и попечительства.

Вопрос. Мой сын развелся с женой. Общий ребенок проживает с матерью. Бывшая жена строго лимитирует совместное времяпровождение отца и ребенка и лично присутствует во время их общения. А судя по тому, как неуверенно и боязливо ведет себя ребенок во время этих редких, коротких и очень неудобных встреч, мать настраивает ребенка против отца. Как добиться нормальных встреч с ребенком после развода?

В зависимости от обстоятельств, могут быть поданы следующие исковые заявления:

  • об определении порядка общения матери или отца с несовершеннолетним ребенком;
  • об ограничении общения отца или матери с ребенком после развода (если имеют место обстоятельства, указанные в ст. 66 СК РФ);
  • о порядке общения с ребенком других родственников (указанных в ст. 67 СК РФ).

Споры между родителями о детях решаются исключительно районным судом, туда и нужно подавать исковое заявление об определении порядка общения с ребенком.

График общения с ребенком

В качестве одного из приложений к исковому заявлению может выступать график общения с ребенком. Данный документ содержит приблизительное или точное расписание встреч родителей с ребенком, их время и длительность, место и способ проведения, а также другие формы общения (телефонные звонки, переписка).

Составить график общения с ребенком родителям придется самостоятельно, в зависимости от обстоятельств и особенностей семейных отношений. Если возникают серьезные затруднения, стоит обратиться за помощью к юристу.

Порядок общения с детьми после развода — время и часы.

Сразу нужно сказать, что законодательством не предусмотрено никаких ограничений на количество времени, проводимое отцом или матерью с ребенком. Ограничения устанавливаются в исключительных случаях, например, если мать категорически против, и отцу приходится добиваться встреч с ребенком в судебном порядке, или если у матери есть веские причины ограничивать совместное времяпровождения отца с дочерью или сыном.

Как матери, так и отцу, если они не лишены родительских прав, важно реализовать предусмотренную законом роль в жизни ребенка, поддерживать с ним взаимоотношения, воспитывать его, принимать участие в его развитии и становлении.

При этом надо учитывать, что возможности отца не безграничны, учитывая работу, загруженность другими делами, расстояние, иногда – новое семейное положение. С противоположной стороны также могут присутствовать разумные ограничения. Поэтому график встреч родителя с ребенком формируется с учетом всех существенных обстоятельств, таких как занятость родителей, раздельное проживание, а также возраст ребенка, его возможности и пожелания, степень привязанности между родителем и ребенком.

В графике желательно предусмотреть возможность спонтанных, незапланированных заранее встреч. Ведь даже самой организованной маме внезапно может понадобиться помощь с ребенком, или у самого занятого отца может появиться свободное время для встречи с ребенком.

Судебная практика по делам данной категории исходит из того, что порядок встреч родителей с детьми должен быть предельно конкретным и четким. Неопределенность, отсутствие точного графика дней и часов делает решение суда невыполнимым, допускает возможность манипуляций и взаимных претензий, ставит родителей и детей в зависимое положение, препятствует планированию и соблюдению полноценного режима ребенка.

Так, график общения с ребенком должен содержать конкретное расписание:

  • дни недели и часы (в будние и выходные, праздничные дни);
  • время, место встреч;
  • длительность встреч;
  • способы времяпровождения;
  • возможность присутствия и сопровождения (например, мать, родственники по линии матери или отца — бабушки и дедушки, родные и сводные братья и сестры);
  • порядок совместного проведения школьных каникул и родительских отпусков.

При этом обязательно учитываются индивидуальные обстоятельства, перечисленные выше.

Рассмотрение дела и решение суда

Вопрос. Муж развелся со мной по причине связи с другой женщиной. После развода вступил с ней в брак. В нашем браке был рожден ребенок, сейчас ему 3 года. Бывший муж проявляет инициативу встреч с ним, но хочет видеться с ребенком в любое удобное для него время, а также по собственному желанию забирать его к себе. Мое участие в этих встречах категорически не приемлет. Говорит, что добьется этого через суд. Суд может пойти навстречу мужу?

Рассмотрев заявление истца, суд изучает материалы дела. При этом во внимание принимаются следующие обстоятельства:

  • Возраст ребенка, уровень его физического и психологического развития;
  • Моральные качества родителя, порядок встреч с которым определяется судом;
  • Предлагаемый истцом график общения с ребенком – время и регулярность встреч, условия и способ проведения встреч.

Для вынесение справедливого решения суд опирается на следующие доказательства:

  • рекомендации органа опеки о попечительства;
  • характеристики родителей;
  • свидетельские показания, записи разговоров, письма.

Если оснований для отказа в удовлетворении иска нет, суд своим решением утверждает порядок общения отца с ребенком в том виде, о котором просит истец (с учетом изменений и дополнений, внесенных в исковые требования в процессе судебного рассмотрения).

Если же суд выяснит, что при удовлетворении иска будут нарушены интересы ребенка, что встречи с родителями негативно повлияют на физическое и психологическое развитие ребенка (например, отразятся на его самочувствии, поведении, на успехах в школе), требования истца будут отклонены. Также суд может ограничить свидания отца с ребенком (например, только в присутствии матери).

Ответственность за нарушение порядка общения с ребенком, установленного судом

Если решение суда об определении встреч с ребенком вступило в законную силу, но один из родителей по-прежнему поступает по-своему, препятствуя нормальным отношениям ребенка с другим родителем, его можно привлечь к ответственности. За подобное нарушение предусмотрен штраф.

За систематичное нарушение порядка встреч, определенного через суд, один из родителей вправе потребовать изменение места жительства ребенка (например, если мать категорически отказывает отцу в возможности видеть и воспитывать общего ребенка, отец может добиться, чтобы ребенок проживал с ним).

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7(499)648-11-59
    • Санкт-Петербург и область — +7(812)655-72-96

Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении?

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Оказать помощь родителям в преодолении трудностей в общении с ребёнком. Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами в вопросах воспитания детей.

“Взрослые и дети, или как преодолеть трудности в общении?”

Слайд № 1. Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми .

В процессе ежедневного взаимодействия с детьми взрослые иногда оказываются в ситуациях, когда они не понимают действий и поступков ребёнка. Даже самые послушные дети в кризисные периоды своего развития становятся неуправляемыми и в такие моменты очень сложно найти с ними общий язык, договориться о чём — либо. В этот период взрослым необходимо научиться выстраивать доброжелательные, бесконфликтные отношения с детьми. А если этого не происходит, то чаще всего виновными считают детей, которые “не умеют себя правильно вести”, “не уважают взрослых”, “стали неуправляемыми” и т.д. Но в большинстве случаев (за исключением патологий) не существует отдельно взятых проблем ребёнка. Так называемые “проблемы ребёнка” (та же самая грубость, лживость), в сущности, являются проблемами отношений взрослых ( родителей, других родственников, педагогов) с детьми. Испытывая растерянность при столкновениях с непослушанием, протестным поведением детей мы часто задаём себе вопрос: “Что я сделал не так? Как найти подход к ребёнку? Как наладить с ним отношения?”. Для того, чтобы ответить на эти и подобные вопросы необходимо, во — первых – изучить общие правила взаимодействия с детьми, во – вторых, познакомиться с возрастными закономерностями развития личности ребёнка на разных этапах его жизненного пути. Говоря об общих закономерностях построения конструктивного общения ребёнка и взрослого, следует отметить, что основой для эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребёнка и ответных чувств родителей.

Слайд №2. Параметры любви к ребёнку

Выделяют три параметра отношений, влияющих на проявление любви к своему ребёнку:

  • Симпатия – антипатия;
  • Уважение – неуважение;
  • Близость-отдалённость.

Сочетание этих отношений позволяют описать некоторые типы родительской любви.

  • “Действенная любовь”,
  • “Отстранённая любовь”,
  • “Действенная жалость”

Наиболее оптимальным вариантом отношения является действенная любовь, которая сочетает в себе симпатию, уважение и близость. При таком варианте отношения к ребёнку, родитель обращается к ребёнку со словами: “Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом”.

Другим вариантом отношения может быть отстранённая любовь, при которой родители испытывают симпатию и уважение к ребёнку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция: “Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним”. В этом случаи ребёнку не хватает общения с родителями, внимания с их стороны.

Неблагоприятными вариантами родительского отношения к детям является – действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). “Мой ребёнок не такой, как все. Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но всё равно это мой ребёнок и я его люблю”.

И любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция); “Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит”.

Слайд № 3. Отвержение и презрение

Наиболее травмирующими для детского развития вариантами являются отвержение и презрение, при которых ребёнок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним (“Этот ребёнок вызывает у родителя неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело”). Ребёнок при таком отношении чувствует себя нелюбимым, испытывает разочарование и страх быть отвергнутым людьми.

Типология родительского отношения к детям может быть использована и педагогами при общении с детьми. Важно, чтобы ребёнок чувствовал, что к нему относятся с симпатией, его уважают и хотят с ним взаимодействовать. Важной задачей взрослых является создание у детей уверенности в том, что их уважают, о них заботятся, доверяют. Это является условием правильного формирования психического мира человека, воспитания основ нравственного поведения. Для формирования такой уверенности в общении с детьми взрослым необходимо соблюдать правило безусловного принятия.

Слайд № 4 Правило “трёх П”

1. Понимание (означает умение видеть ребёнка “изнутри”, умение взглянуть на мир ребёнка одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его)

2. Принятие — положительное отношение к ребёнку, его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Это означает: “Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с этим заданием или нет!” Принятие означает, что ребёнка принимают таким, какой он есть, — возможно, не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей. Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Данный принцип обеспечивает детям чувство, что их принимают и любят независимо от ситуации успеха или неуспеха, в которых они могли оказаться.

Например, реакция родителей на “2” в дневнике ребёнка: “Я так и знал, ничего хорошего мы от тебя и не ожидали” — является примером неприятия ребёнка. В этой ситуации важно показать, что, несмотря на неуспех, взрослые положительно воспринимают личность ребёнка, верят в то, что он сможет исправить ситуацию: “За выполнение задания ты получил двойку. Нужно подумать, как ты её исправишь?” Для формирования у ребёнка чувства принятия взрослым, следует категорическим отказатся от негативных оценок личности качеств его характера: “Вот бестолковый! Сколько раз можно объяснять!”, “Ты, что глупый? Не можешь выполнить простое задание!”, “Любой на твоём месте уже уроки сделал бы, а ты. ”. Каждое такое высказывание, даже если оно является по своей сути справедливым, наносит удар по положительному самовосприятию ребёнка, препятствует налаживанию контакта с ним.

Признание – это предоставление ребёнку права в решении тех проблем, права на совещательный голос. Этот принцип означает не одинаковость взрослого и ребёнка, а равноценность их потребностей, желаний, позиций взаимодействия. Вместо высказываний вроде “Вот, бери. ” или “Ешь это. ” лучше всего предоставлять ребёнку альтернативу, предлагать выбор: “Что тебе дать – это или то?”.

Практикум (бельевой шнур, один из родителей в роли ребёнка сидит в центре круга, остальные наматывают вокруг него шнур и каждый говорит, что то негативное, затем спрашивают впечатления, у сидящего в центре)

Очень важно выразить к ребёнку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают. Взрослые в общении могут использовать правила эффективного слушания. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребёнком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или другую информацию, которую сообщает ребёнок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребёнка.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут что — то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им нужно больше времени на то, чтобы сложит их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится ещё труднее.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребёнка оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на вербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови – всё влияет на то как ребёнок воспринимает реакцию взрослого.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и корректными. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Используйте формулу “Я – сообщение”. “ Когда ты . (действие ребёнка), я чувствую. (свои чувства), потому что. (объяснение, почему действия ребёнка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы ты . (описываете желаемый ход развития событий, обозначайте свою роль и роль ребёнка). Например: Когда ты кричишь в магазине, я сержусь, так как твой крик мешают мне сосредоточиться, я забываю, что хотела купить к ужину. Мне бы хотелось, чтобы ты, попросил то, что хочешь после покупки основных продуктов.

Применение правил эффективного общения способствуют установлению открытых, доверительных отношений с детьми со стороны взрослых.

Слайд № 7 Типичные ошибки при общении

При общении с детьми также важно избегать типичных ошибок, к которым относятся:

— Призывы, команды: “Сейчас же перестань!”, “Убери!”, “Чтобы больше я этого не слышала!”, “Замолчи!” родители сообщают о том, что взрослые не желают вникнуть в его проблемы, не хотят оказать ему помощь в проявлении его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и “брошенности в беде”. В ответ дети обычно сопротивляются, “бурчат”, обижаются, упрямятся.

Предупреждения, предостережения, угрозы: “Если ты не прекратишь плакать, я уйду”; “Смотри, как бы не стало хуже”; “Ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень!”. Чаще всего угрозы бессмысленны, так как не содержат информации о том, как можно исправить ситуацию. А при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

— Мораль, нравоучения, проповеди: “Ты обязан вести как подобает”; “Ты должен уважать взрослых”. Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они лишь чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое.

— Советы, готовые решения: “А ты возьми и скажи . ”, “Я бы на твоём месте сдал сдачи”. Дети не склонны прислушиваться к подобным советам, а иногда они открыто восстают. За негативными реакциями ребёнка стоит желание быть самостоятельным, принимать решение самому. Каждый раз, советуя, что-то ребёнку, родители, как бы сообщают ему, что он ещё мал и неопытен, а они умнее его, имеют большой опыт, знают всё наперёд .

— Доказательства, логические доводы, нотации, “лекции”

В некоторых случаях мы говорим так: “Пора-бы знать, что перед едой надо мыть руки”; “Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки”; “Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя!”. И здесь дети в лучшем случае перестают слушать взрослых, возникает та ситуация, которую психологи называют “смысловым барьером” или “психологической глухотой”.

— Критика, выговоры, обвинения: “На что это похоже!”; “Всё из-за тебя”; “Зря я на тебя понадеялась”. Никакой воспитательной роли эти фразя не играют. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. В этом случае у ребёнка формируется низкая самооценка; он думает,что он и в самом деле плохой, безвольный, что он неудачник.

— Похвала: “Молодец, ты просто гений!”; “Ты у нас самая красивая (умная, способная)!”. После всего сказанного, рекомендация не хвалить ребёнка звучит неожиданно и странно. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, надо учесть, что в похвале всегда есть элемент оценки. Чем плоха похвала?

Во-первых, ребёнок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одном случаи, его осудят в других.

Во-вторых, ребёнок может стать зависимым от похвалы, ждать её, искать её (“А почему ты меня сегодня не похвалила?”). Или он может заподозрить вас в неискренности, и хвалите его из каких-то своих соображений. Намного лучше выразить собственное чувство, например: “Я так рада за тебя”.

— Обзывание, высмеивание: “Плакса – вакса”, “Не будь лапшой”, “Какой же ты лентяй!”. Всё это лучшие способы оттолкнуть ребёнка и “помочь” ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: “Пусть лапша”; “Ну и буду таким”.

Догадки, интерпретация: “Я знаю, это всё из-за того, что ты . ”; “Не боюсь, опять подрался”; “Я вижу, что ты меня опять обманываешь . ”; “Я вижу тебя насквозь”. За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

— Выспрашивание, расследование: “Нет, ты всё — таки скажи”; “Что же всё — таки случилось?”; “Я всё равно узнаю”; “Ну почему ты молчишь?”. Удержаться в разговоре от вопросов трудно. И всё же лучше постараться вопросительные предложения, заменить утвердительными. Например, в место “Почему ты злишься?” лучше сказать: “Я чувствую, что ты злишься”. Для переживающего ребёнка эта разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание, сочувствие и участие.

— Сочувствие на словах, уговоры увещевания. Конечно, ребёнку нужно сочувствие. Но иногда слова “я тебя понимаю”, “я тебе сочувствую” могут прозвучать слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижать его к себе.

А во фразах типа: “Успокойся, не обращай внимания!”; “Ничего страшного” — он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний.

Таким образом, одним из основных условий создания атмосферы доверия с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а так же умение использовать навыки общения, благодаря, которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают. Рассмотренные выше правила построения конструктивного общения являются универсальными и могут быть использованы при взаимодействии с детьми разного возраста. Но в то же время следует отметить, что на каждом этапе возрастного развития имеются специфические, типичные для данного возраста проблемы, с решением, которых вы сталкиваетесь.

Слайд № 8 Особенности развития детей 6- 11 лет

Младший школьный возраст ( с 6-7 до10-11 лет) – последний период детства. Ребёнок в этом возрасте сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого “снизу вверх”. Он ещё сохраняет детскую непосредственность в поведении, но у него появляется другая логика мышления. У детей 7- летнего возраста появляется ясно выраженное желание занять новое, более “взрослое” положение в жизни. В условиях школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и ученика, как к новой социально значимой деятельности. Ребёнок вдруг заявляет, что хочет учиться, заявляет, что он большой, его не удовлетворяет прежний образ жизни, он хочет занять позицию школьника. В кризисе 7- летнего возраста впервые происходит осознание ребёнком своего социального “ Я” и возникновение на этой основе внутренней позиции, то есть некоторого целостного отношения к окружающему миру и самому себе. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьёзную общественно значимую деятельность. Если перехода к новому положению своевременно не наступает, то у детей наступает та неудовлетворённость, которая и определяет поведение ребёнка в соответствующий кризисный период.

Слайд № 9 Ваш ребёнок – школьник.

Поступивший в школу ребёнок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Таким образом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Всё, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается для него ценным, а то, что связано с игрой — менее важным. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая непосредственно направлена на усвоение достижений науки и культуры, накапливаемых человечеством. В рамках учебной деятельности появляются психологические новообразования. В этот период у ребёнка можно заметить появление такого важного новообразования как произвольное поведение, которое означает способность ребёнка подчинять свои действия образцу и следовать инструкции взрослого. Ребёнок становится более самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы: он впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия, рефлексия. В этом возрасте ребёнок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить своё поведение, спланировать его соответствующим образом. Он уже может побороть в себе желания, если они не соответствуют определённым нормам или не приводят к поставленной цели. Подчинение нормам связано, прежде всего, с переживаниями по поводу боязни изменений в отношениях отношения с окружающими – ребёнок боится потерять свою значимость в их глазах. Младшему школьнику присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё необычное и яркое, но эмоции уже не так легко сменяют друг друга, и не так явно проявляются, как в дошкольном детстве. Если дошкольник быстро забывал о неприятностях, переключался на что- то радостное, то младший школьник может долго переживать неудачу и скрывать чувства. В этом возрасте на ряду с ситуативными эмоциями возникают аффективные комплексы – сложные чувства унижения, оскорблённого самолюбия, неполноценности или, наоборот, чувства собственной значимости, исключительности. Ребёнок по — этому постоянно утрачивает детскую непосредственность. Он ещё достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда пытается замаскировать причины своих поступков. К младшему школьному возрасту, ребёнок уже много достиг и в межличностных отношениях. Например он умеет занимать желаемое и соответствующее своему статусу место среди родных, способен к самостоятельному построению отношений со взрослыми и сверстниками, понимает, что оценка его поступков определяется тем, как они выглядят в глазах окружающих. Безусловно, авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. В связи с началом школьного обучения в содержание общения с взрослыми включаются все подробности школьной жизни ребёнка. Появляется необходимость подчинения новым правилам жизни: выполнение домашних заданий, соблюдение режима дня, ужесточение требований к школьнику. Внимание родители уделяют больше всего качествам ребёнка: поддержание престижа и послушания. Разговоры дома вращаются вокруг вопросов: “А кто ещё в классе получил пятёрку?”, “Тебя сегодня не ругали?”. Младший школьник начинает сравнивать себя с другими, прислушиваться к оценкам окружающих, что может привести к его неудовлетворённости собой. Психологические изменения, происходящие в этом возрасте, могут являться причинами многочисленных трудностей, с которыми сталкивается взрослый во взаимодействии с младшим школьником. А о трудностях, с которыми сталкиваются взрослые, мы поговорим на нашей следующей встрече, тема, которой звучит так: “Почему лгут наши дети?”. До свидания.