Создание нфго в организации

Оглавление:

для специалистов в области ГО и ЧС

НЕШТАТНЫЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ (НАСФ)
НЕШТАТНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ (НФГО)

Правовые основы создания НАСФ:

1. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

3. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Организация деятельности НАСФ :

Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с Приказом МЧС РФ от 23.12.2005 №999 (ред. от 30.06.2014) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 N 7383) и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
— разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
— укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
— осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
— осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
— осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
— поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Приказ МЧС России от 27.10.2015 №569 «Об утверждении нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2015 N 39759).

Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:
— обучение по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;
— обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
— обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
— участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.

«Методические рекомендации по созданию и применению нештатных аварийно-спасательных формирований» разработаны авторским коллективом Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты», ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России и ЦСИ ГЗ. Москва, 2015 год.

Приложения к методическим рекомендациям:

Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 “Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне”

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 799; 2002, № 41, ст. 3970; 2004, № 25, ст. 2482, № 35, ст. 3607; 2007, № 26, ст. 3076; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4192, № 52 (ч. 1), ст. 6992; 2013, № 27, ст. 3450, № 52 (ч. 1), ст. 6969) приказываю:

Утвердить прилагаемый Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2015 г.

Типовой порядок
создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
(утв. приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701)

1. Настоящий Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее — Типовой порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»*(1) и определяет правила создания и оснащения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее — НФГО).

2. НФГО создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» могут создавать, содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение № 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2).

5. Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее — организации).

6. Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:

определяют организации, создающие НФГО;

организуют создание и подготовку НФГО;

осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением личного состава НФГО организаций, находящихся в ведении этих органов;

создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

7. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»*(2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России и его территориальные органы), осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны, в том числе осуществляет координацию деятельности, методическое руководство созданием, обеспечением готовности и применением НФГО.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий:

определяют организации, создающие НФГО;

организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;

организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;

создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;

осуществляют обучение личного состава НФГО;

создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

10. НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

11. Для НФГО сроки приведения в готовность к применению по предназначению не должны превышать: в мирное время — 6 часов, военное время — 3 часа.

12. Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» комплектуется организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(3) и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»*(4).

14. Подготовка и обучение личного состава НФГО осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»*(5) и от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(6), а также нормативными и методическими документами организаций, создающих НФГО.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 799; 2002, № 41, ст. 3970; 2004, № 25, ст. 2482, № 35, ст. 3607; 2007, № 26, ст. 3076; 2009, № 48, ст. 5717; 2010, № 3 1#, ст. 4192, № 52 (ч. 1), ст. 6992; 2013, № 27, ст. 3450, № 52 (ч. 1), ст. 6969.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст. 2641; 2009, № 17, ст. 2093; 2010, № 19, ст. 2316.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 47, ст. 5334.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 18, ст. 1991; 2005, № 7, ст. 560; 2009, № 25, ст. 3056; 2012, № 1, ст. 154.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 45, ст. 4490; 2006, № 34, ст. 3689; 2008, № 43, ст. 4948.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 37, ст. 3585; 2005, № 7, ст. 560; 2009, № 25, ст. 3064; 2010, № 38, ст. 4825.

Приложение № 1
к Типовому порядку создания нештатных
формирований по обеспечению выполнения
мероприятий по гражданской обороне,
утв. приказом МЧС России
от 18 декабря 2014 г. № 701

Порядок создания и применения сил и средств ГО

Основные направления единой государственной политики Российской Федерации в области ГО определяются следующими факторами (ст. 6 «Основы единой государственной политики РФ в области гражданской обороны на период до 2020 года» утв. Президентом РФ 03.09.2011 № Пр-2613):

а) сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией;

б) усиление угроз террористического характера, в том числе с нанесением поражения критически важным и потенциально опасным объектам инфраструктуры Российской Федерации;

в) сохранение тенденции развития и укрепления НАТО;

г) изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нано технологий, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физических принципах;

д) снижение уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и рост влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование.

Опыт проведения АСДНР, проведенные исследования, анализ возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения противником современных средств поражения, показывают, что для проведения АСДНР потребуется привлечь не только функционирующие в мирное время аварийно-спасательные службы, но и практически все НАСФ и НФГО создаваемые на базе предприятий и организаций независимо от их организационно правовой формы.

В Федеральном законе от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определен состав сил гражданской обороны:

Гл. V. Ст. 15. Силы гражданской обороны

спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны,

подразделения Государственной противопожарной службы,

— аварийно-спасательные формирования и спасательные службы,

— нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне,

создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования;

для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования (далее – СВФ) МЧС России [1] предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Спасательные воинские формирования являются составной частью сил гражданской обороны.

Спасательные воинские формирования в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» могут привлекаться к выполнению отдельных задач в области обороны.

Штатная численность спасательных воинских формирований МЧС России:

— 7230 военнослужащих, в том числе в спасательных центрах 4460 военнослужащих, из них на ежедневное дежурство заступает 439 человек и 130 единиц техники,

— 17 220 — гражданского персонала.

В Санкт-Петербурге расположено СВФ ФГКУ «Невский спасательный центр МЧС России» (Приложении 7).

Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС России) основной вид государственной пожарной охраны, созданный с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

В Государственную противопожарную службу входят:

— федеральная противопожарная служба;

— противопожарная служба субъектов Российской Федерации. [2]

Предельная численность федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы с 1 января 2013 г.

— 221364 единиц, в том числе 141364 единиц рядового и начальствующего состава;

— 29975 единиц — договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в количестве Численность личного состава договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы определяется МЧС России исходя из необходимости выполнения договоров на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. [3]

Штатная численность 35 специализированных пожарно-спасательных частей (СПСЧ) ФПС ГПС составляет 3840 сотрудников. На вооружении СПСЧ состоит 221 единица основной пожарной, 256 специальной, 65 аварийно-спасательной, 52 плавательной и 2 единицы летательной техники.

Пример организационной структуры ППС Санкт-Петербурга в Приложении 8.

Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами [4] .

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы , аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:

в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязывает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях предусмотренных законодательством, создавать профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Перечень аттестованных аварийно-спасательных формирований Санкт-Петербурга приведен в Приложении 2.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеральным правовым государством, в котором человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. На государство возлагается обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ определяют, что в ведении РФ находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Федеральные органы исполнительной власти, исходя из ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных, казенных, автономных организаций, находящихся в их ведении, вправе:

Ø определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;

Ø организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;

Ø вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;

Ø организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

На территории Санкт-Петербурга при необходимости по решению соответствующих руководителей гражданской обороны в установленном порядке могут создаваться спасательные службы и службы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее — службы) Санкт-Петербурга, районов Санкт-Петербурга и организаций.

Вид и количество служб определяются в зависимости от характера и объемов выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач с учетом наличия соответствующей базы для их создания.

Задачи, организация и функции служб определяются соответствующими положениями о службах.

Положения о службах Санкт-Петербурга утверждаются Губернатором Санкт-Петербурга.

Положения о службах (медицинской, противопожарной, охраны общественного порядка, торговли и питания, автотранспортной, инженерной, убежищ и укрытий, а также иных служб) районов Санкт-Петербурга утверждаются главами соответствующих администраций районов Санкт-Петербурга.

Положения о службах организаций утверждаются руководителями соответствующих организаций.

Приказы и распоряжения руководителей служб Санкт-Петербурга по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, службами районов Санкт-Петербурга и организаций [5] .

Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет основные принципы защиты населения и территорий от ЧС, систему государственного управления в области защиты населения и территорий, устанавливает порядок соответствующих мероприятий, содержит ряд других положений, направленных на повышение эффективности деятельности аварийно-спасательных формирований при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Полномочия органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС изложены в ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ:

Ø осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС;

Ø организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок в ходе их проведения.

Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» является базовым и содержит основы всех иных нормативных правовых актов в этой области, определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, устанавливает права, обязанности и ответственности спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей.

МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка нештатных аварийно-спасательных формирований» определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются организациями, отнесенными в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сроки приведения в готовность НАСФ и НФГО к применению по предназначению не должны превышать:

— в мирное время — 6 часов,

— военное время — 3 часа.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» НАСФ создаются организациями, из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В ст. 10 Федерального закона от 21.07. 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» изложены требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте,

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

. заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» приведены полномочия организаций в области гражданской обороны:

— организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

В приказе МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» сказано, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

Количество и перечень создаваемых НАСФ определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения АСДНР при возникновении ЧС и их возможностей по проведению указанных работ.

Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций на добровольной основе . Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в НАСФ на период до их призыва (мобилизации). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, НАСФ доукомплектовываются невоеннообязанными.

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь, комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:

Ø разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами;

Ø укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;

Ø осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формировании;

Ø осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;

Ø осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;

Ø поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты;

В Приложение № 1 к Порядку создания НАСФ, утвержденному приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, приведен примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (Приложение № 3,4). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Порядок аттестации аварийно-спасательных формирований приведен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».

Аттестации подлежат профессиональные аварийно — спасательные службы, профессиональные аварийно — спасательные формирования, нештатные аварийно — спасательные формирования, общественные аварийно — спасательные формирования, далее именуются — аварийно — спасательные службы (формирования), и спасатели.

Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно — спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников органов управления и спасателей аварийно — спасательных служб (формирований), их оснащенность аварийно — спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно — спасательных работ.

Одним из обязательных требований, предъявляемых при аттестации аварийно-спасательных формирований, является укомплектованность личным составом, не менее 75 процентов которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательное формирование.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 сентября 2011 г. № 1348 «О территориальной аттестационной комиссии Санкт-Петербурга № 106 по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» комиссией осуществляется проверка готовности и проведение аттестации:

— профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

— нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

— спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, а также не входящих в состав аварийно-спасательных формирований, до 2-го класса включительно.

Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

Страховые и социальные гарантии личного состава НАСФ предусмотрены Федеральным законом № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и общими положениями гражданского и трудового права. Личный состав НАСФ при привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС подлежит обязательному бесплатному личному страхованию. Страхование личного состава НАСФ, привлеченных к проведению работ по ликвидации ЧС, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, привлекшие формирования к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию ЧС.

Выплаты сумм по обязательному бесплатному личному страхованию в случае наступления страховых событий производится независимо от выплат по социальному страхованию, социальному обеспечению в порядке возмещения вреда здоровью. Аттестованные спасатели НАСФ имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Пенсионное обеспечение спасателей НАСФ в случае потери трудоспособности вследствие выполнения работ по ликвидации ЧС, а также пенсионное обеспечение для членов семей по случаю потери кормильца осуществляются в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Граждане, не являющиеся спасателями, при привлечении их к проведению АСР подлежат обязательному бесплатному личному страхованию. На них распространяются права, страховые гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» для спасателей нештатных и добровольных АСФ. Решением федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного, администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие федеральному законодательству, гарантии правовой и социальной защиты членов НАСФ.

В случае гибели спасателей, привлеченных федеральными органами исполнительной власти к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, наступившей при проведении указанных работ, либо в случае их смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период и в связи с участием в проведении указанных работ, членам их семей — женам (мужьям), детям, не достигшим возраста 18 лет (учащимся — в возрасте до 23 лет), либо детям старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, отцам и матерям выплачивается из федерального бюджета (в равных долях) единовременное пособие в размере 100 000 рублей.

Спасателям, привлеченным к проведению работ федеральными органами исполнительной власти по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, в случае получения ими увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, наступивших при проведении указанных работ и исключающих для них возможность дальнейшей работы в качестве спасателя, выплачивается из федерального бюджета единовременное пособие в размере 50 000 рублей.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Примерные нормы оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами приводятся в приложении № 2 к Порядку, утвержденному приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999.

В виду очень большой номенклатуры специальных техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов в Таблице 1 приведены только разделы, по которым осуществляется табелизация нештатных аварийно-спасательных формирований.