Списание долгов украине

Как происходит списание беззалоговых кредитов?

В последнее время в СМИ все чаще появляется информация, что 90% банков вынуждены идти на списание кредитов, потому что проблемные займы им невыгодны. И это действительно так. Объясню почему.

Когда у банка появляется проблемный кредит, он должен сформировать под него резерв. То есть заложить такую же сумму, которую не возвращает должник. Далее этот резерв должен просто лежать в банке. Другими словами, трогать его – пустить на выдачу другого кредита или инвестировать куда-либо – нельзя. Поэтому банкам это невыгодно. Ведь в структуре появляется такой себе «висяк», которым, с одной стороны, нужно заниматься, потому что он есть, а с другой – это мертвая, недееспособная обуза. И банку проще списать эту задолженность, признать ее безнадежной и получить налоговые льготы на свою реальную прибыль. Либо же кому-то этот кредит переуступить.

Правда, подчеркну, что в данном случае речь идет в первую очередь о беззалоговых кредитах. Их банки переуступают коллекторам буквально за копейки.

Например, банк, в котором я раньше работал, продавал портфель беззалоговых кредитов на условиях 0,1% от суммы долга. То есть за 10 000 гривен долга коллектор платил банку реальными деньгами 10 гривен. И таких переуступленных кредитов – тысячи. Банкам выгоднее отдать эту мелочь коллекторам, чем заниматься ею самостоятельно. Потому что финучреждение, выдавая кредиты массово, в принципе, рассчитывает на высокие проценты по ним. И те заемщики, которые все-таки по кредитам платят, грубо говоря, платят за всех.

Конечно, какие-то кредиты банки оставляют себе. Но в основном это кредиты покрупнее. А мелочь, как я уже сказал, просто списывают.

Помните, как банки выдавали людям кредитные карты, на счете которых было 1500 гривен? По области одно время этих карт раздали тысячи. И примерно в каждом отделении было по 60-70% невозвратов этих самых тысяч. То есть люди снимали с карточки 1,5 тыс. гривен и не возвращали. И все эти долги просто списали, закрыли, простили. Конечно, простому человеку никто об этом не расскажет, но сами банки забыли об этом. Они не подавали в суд. Не проводили работу по возвращению кредитных средств. Списали и все.

Разберемся, почему так. Вот вы сняли с кредитной карточки 1500 гривен. И как с вас их взыскать? Позвонить и страшно выругать? Напугать и заставить заплатить? Но если вы не из робкого десятка или немного разбираетесь в этой всей системе и не отреагировали на угрозы, что тогда?

Да, конечно, банк может пойти в суд и получить решение суда взыскать с вас долг. Но, я, как юрист, скажу, что в этом случае у банка будет много дополнительной работы. Это же нужно написать иск, отправить в суд, юрист должен туда поехать. А если вы еще где-то в области прописаны, это же придется ехать туда. А это все – расходы на канцелярию, транспорт. Плюс есть еще судебный сбор, пусть и небольшой, но его надо заплатить. Также не стоит забывать, что судебных заседаний может быть несколько. Таким образом, судебный процесс может растянуться на годы.

Но даже если банк выиграет суд, ему нужно будет получить исполнительное решение, пойти к исполнителю и заставить его работать. А если у банка, скажем, 10 000 таких кредитов, то сложно даже представить, сколько ему нужно нести операционных расходов и расходов на содержание штатных сотрудников, чтобы просто этим заниматься.

При этом шансов, что банк что-то получит от заемщика, очень мало. Потому что даже если он выиграл суд и договорился с исполнителем, при отсутствии официальной заработной платы и оформленного на вас имущества взять с вас попросту нечего. А когда нечего взять – банк обречен по прошествии некоторого времени пойти на списание кредита.

Вот вам и экономическое обоснование: проще забыть, чем бороться за проблемный кредит. Поэтому беззалоговые кредиты, как и прочие мелкие кредиты (до 10 000 гривен), в 90% случаев списываются, либо, как я уже говорил, кому-то переуступаются. И этот кто-то за копейки уже работает непосредственно с должниками. Впрочем, и с ним можно договориться – за половину или 30% от долга. Здесь все зависит от того, насколько вы настойчивы и подкованы в знании своих прав в глазах коллектора. Но это больше касается именно беззалоговых кредитов.

С залоговыми кредитами, конечно, все сложнее. Если банки их и списывают, то исключительно искусственно переуступая их на какую-то факторинговую компанию. Потому что залог – это всегда «вишенка на торте», за которую банки боролись и будут бороться.

Списание долгов крымских вкладчиков Украине с точки зрения юриста

Сергей Левицкий, РИА Новости Украина

Крымчане больше не будут платить по кредитам украинским банкам, соответствующий закон принял парламент Крыма. Согласно нему, жителям полуострова будут списаны все задолженности по кредиту, сумма которых не превышает 5 миллионов рублей. Для тех, у кого сумма кредита больше 5 миллионов рублей (около 2,2 млн грн), предусмотрена отсрочка платежей и реструктуризация долга. В случае погашения 5% суммы будет списано 20% долга, а в случае погашения 20% кредит спишут полностью. Принимать эти деньги будет российский Фонд защиты вкладчиков (ФЗВ), который сейчас погашает крымчанам замороженные в украинских банках депозиты. По данным Независимой ассоциации банков Украины, по состоянию на 1 февраля 2014 года заемщикам из Крыма были предоставлены кредиты на общую сумму 16,6 миллиардов гривен. При этом, долги крымчан по кредитам украинским банкам составляют около 20 млрд. грн по курсу 2014 грн.

По официальным данным Госсовета Крыма, заемщиками финучреждений Украины являются 100 тысяч жителей полуострова. 6 мая 2014 года НБУ запретил украинским банкам предоставлять услуги клиентам в Крыму и устанавливать корреспондентские отношения с находящимися там иностранными финансовыми учреждениями. При этом, регулятор не объяснил, как жителям полуострова следует возвращать кредиты, поэтому банки либо просили крымских клиентов переводить деньги через финучреждения-корреспонденты, системы платежей, либо лично привозить деньги на материк. Часть банков махнула на свои крымские долги, продав их с дисконтом в 50-90% российским коллекторам. Те в свою очередь, начали требовать у крымчан возврата долгов, угрожая судом.

Принятый парламентом Крыма закон освобождает от долгов 95% крымских клиентов украинских банков.

Однако, как заявил адвокат Ростислав Кравец, речь идет только о территории Крыма и России и не касается территории Украины.

«Это решение парламента Крыма было бы равнозначно решению парламента Украины разрешить российским вкладчикам не погашать кредиты перед российскими банками. Оно не имеет под собой никакой юридической силы. Однако это остановит украинские банки, которые незаконно продавали кредиты российским коллекторским компаниям, и фактически, не даст им возможность взыскивать с украинских заемщиков деньги. На мой взгляд, ничего страшного не произошло. А сама схема в принципе для украинских банков не несет каких-либо страшных последствий. У нас есть отдельный закон о свободной экономической зоне Крыма, который предусматривает определенный мораторий на возврат крымских долгов. Поэтому что касается украинских банков, то им в этой связи предоставлены громаднейшие льготы, они могут не соблюдать нормативы адекватности капитала, поэтому они особо не пострадали.

Крымский закон о списании долгов не распространяется на украинские банки, которые и дальше будут требовать с крымских заемщиков возврата кредитов. Они будут взыскивать имущество, которое находится на материковой части страны, несмотря на какие-то законы и законодательные акты Российской Федерации, которые касаются крымских вкладчиков. Украинские суды на это обращать внимание не будут, так как это территория Украины и законы, касающиеся Российской Федерации тут ничтожны.

Один из украинских банков — «ПриватБанк» вовсе не возвращает крымчанам их депозиты, которые они разместили в отделениях полуострова. Не возвращает даже тем, кто постоянно проживают на материковой Украине. Они продолжают цинично нарушать законодательство, так как им все сходит рук. Они отказываются возвращать вклады даже по решению суда, аргументируя это тем, что для них законы не писаны и они могут делать все что захочется», — заявил РИА Новости Украина старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Списание банком кредита полностью освобождает заемщика от его погашения

Заказать обратный звонок

Офис в Киеве

ул. М. Бойчука, 30а, офис 1
телефон: (044) 209-94-02
e-mail: [email protected]

Назначить Skype консультацию

Консультация по телефону!

Списание банком кредита полностью освобождает заемщика от его погашения

В современных условиях финансовой нестабильности списание кредитов банками стало обычным явлением. Банки списывают безнадежные долги, чтобы улучшить отчетность, и избавиться от груза проблемных портфелей. Снимает ли данная процедура с заемщика обязательства по кредитному договору? И имеют ли право банки продолжать требовать погашение задолженности?

Еще в конце 2010 года специальным постановлением НБУ установил процедуру списание долга по кредиту для всех банков. Согласно ему банк имеет право списать кредит, если просрочка по нему составляет более 90 дней, и заемщик в ближайшем будущем не имеет возможности ее погасить и дальше выполнять свои обязательства по кредиту. Списывают банки проблемные долги со своего резерва, перемещая их таким образом на внебалансовые счета.

За пять лет существования данной возможности банки не часто прибегали к такой процедуре. Все дело в том, что списание кредитов банками предусматривает оплату немалого налога. Списывая долг юридическим компаниям банк должен заплатить налог в размере 25 % от общей суммы, физическим лицам – 15 %. Неудивительно, что все эти годы для банка более предпочтительно было продать долг коллекторской компании и не связываться с налоговыми органами.

Однако сегодня в связи со сложной экономической ситуацией в Украине банки вынуждены проводить списание кредитов. Безнадежные кредиты для банка – настоящий балласт, который негативно отражается на их официальной отчетности и финансовом состоянии в целом. С огромным проблемным кредитным портфелем банку будет очень сложно найти инвесторов и привлечь иностранные капиталы. Очистка кредитного портфеля от лишней задолженности позволит банкам активнее выдавать новые займы. Кроме того, списание таких долгов освобождает резервы и снижает нагрузку на капитал банка.

В 2015 году списание кредита стало спасением для многих банков. Списывают в основном мелкие долги по кредитным карточкам, беззалоговые потребительские кредиты и те, с которыми возникли серьезные проблемы.

Что же это означает для заемщика? Должен ли он погашать списанный кредит? Долгое время на эти вопросы не было однозначного ответа. На практике банк и после списания кредита продолжал требовать возмещение задолженности с заемщика. Остаточным ответом на данный вопрос стало решение Высшего специализированного суда по делу №6-40809св14. Согласно ему, в случае списания долга, банк теряет право требовать его выплату от заемщика. Такое решение основывается на том, что банк, списывая кредит, получает компенсацию со своих резервов и таким образом закрывает проблемный портфель. Вместе с основной суммой долга списанию подлежат и проценты, и штрафы. То есть заемщик полностью освобождается от погашения своего кредита.

Проблема состоит в том, что банки не разглашают информацию о списании долгов, и заемщик сможет узнать об этом только в ходе судебного разбирательства. Чтобы выяснить, списан ли кредит, заемщику необходимо подать возражение по иску о взыскании задолженности, в котором указать о возможном списании и настаивать на проверке данной информации. В случае подтверждения, заемщик вправе оспаривать требование банка о взыскании задолженности.

Подробнее о процедуре списания кредита и о том, что это означает для заемщика рассказывает юрист-консультант компании «Финансовый гид — Олимп» Оксана Старовацкая.

С помощью квалифицированного юридического сопровождения вы сможете отстоять свои права перед банком в суде и избавиться от своего кредита раз и навсегда.

Списание долгов Приватбанка: зачем и для кого

Принадлежащий украинскому государству Приватбанк списал почти 6 млрд грн кредитов, выданных до 19 декабря 2016 года, то есть до национализации.

По мнению руководства банка, этот портфель имеет схожие показатели кредитного риска, независимо от классификации по отрасли экономики и направлениям коммерческой деятельности на дату выдачи таких кредитов. В Приватбанке отмечают, что на 31 декабря 2017 г. объем указанных кредитов составляет 185,6 млрд грн, что на 5,56 млрд грн меньше, чем на конец 2016, а сформирован резерв по ним в объёме 181,9 млрд грн (на конец 2016 года — 169,15 млрд грн). За счет резерва в 2017 году Приватбанк списал как безнадежные кредиты и авансы клиентам на 5,86 млрд грн.
Согласно стратегии развития банка до 2022 года кредитный портфель Приватбанка увеличится при умеренном росте кредитования в течение следующих двух лет. Банк должен стать прибыльным уже в 2018 году и генерировать не менее 8 млрд грн прибыли с 2020 года.
Проведенный по заказу Нацбанка Украины детективами компании Kroll аудит Приватбанка подтвердил, что банк до своей национализации был объектом масштабных и скоординированных мошеннических действий со стороны бывшего менеджмента в интересах бывших акционеров, которыми был нанесен ущерб в минимум 5,5 млрд долларов.
О каких авансах и кредитах идет речь, когда говорится о списанной и безнадежной задолженности? В открытой части годового отчета и стратегии развития банка этот показатель не расшифровывается. Однако, по мнению финансового аналитика Антона Кравченко, речь идет об авансах и долгах предприятий-банкротов, которые физически не способны их погасить, то есть уже расплатились всем своим имуществом. Также безнадежными можно считать долги, выданные банком физическим и юридическим лицам, оказавшимся вне правового поля Украины в 2014 году. Понятно, что у государства на данный момент нет никаких рычагов влияния на такого рода должников.
Что же касается тех должников этого и других украинских банков, которые находятся в зоне юрисдикции Украины, то к ним, по мнению аналитика, списание относится в самую последнюю очередь, хотя некоторые из них тоже могли попасть в эту цифру.
Более того, банк уже подстраховался от невозвратов.
Как? Во-первых, процентом. А он, как известно, выше, чем в странах Евросоюза и США. Таким образом, добросовестные плательщики покрывают убытки, наносимые разгильдяями и попавшими в трудное финансовое положение.
Не упустит банк своего и с автокредитами, которые, как правило, привязаны к курсу иностранной валюты, а та, в свою очередь, очень редко дешевеет… Нередки случаи, когда приобретя отечественный автомобиль, после возврата кредита покупатель обнаруживает, что заплатил как за иномарку. В случае невыплаты банк в первую очередь, старается отобрать у должника залог — само транспортное средство. Похожая ситуация и с ипотекой, которая становится многократно дороже стоимости самой квартиры. Так что не стоит надеяться на списание просто «за хорошие глаза».
Сергей Чепижный.

Кабмин принял решение о повышении цены на газ для населения

Законопроект был призван формировать доходную часть государственного бюджета на 2019 год

Экономическая правда

О станніми роками державний борг України стрімко зростає. Лише 2016 року — майже на 6 млрд дол.

За даними Держстату, у 2017 році кожен українець винен 45,54 тис грн або 1 680 дол. У 2016 році ця сума становила 38,85 тис грн або 1 440 дол, у 2004 році — 1,79 тис грн або 354 дол.

Кожен новий уряд бере зовнішні кредити, щоб віддати старі і профінансувати пенсії, зарплати, школи, лікарні або купити російський газ. Щоб мати більше шансів на чергових виборах, кожен склад влади збільшує борговий тягар.

У 2017 році виплати за зовнішніми боргами та на їх обслуговування сягнули 30% видатків держбюджету. Тобто Україна віддає майже третину з того, що заробляє.

Зрозуміло: аби почати більше заробляти, потрібно більше вкладати у виробництво та інфраструктуру. Де ж узяти більше коштів на розвиток? Надалі скорочувати видатки на пенсії, освіту та охорону здоров’я? Це неможливо. Потрібно зменшувати корупцію, припинити позичати і почати віддавати старі борги.

Угода Яресько та Яценюка

У 2015 році уряд Арсенія Яценюка провів реструктуризацію боргу України перед приватними закордонними кредиторами на 15 млрд дол.

Цю угоду багато міжнародних та вітчизняних експертів вважають провальною для України. Навіть колишній заступник міністра фінансів Ігор Уманський, який працював тоді в уряді, назвав її «міною сповільненої дії».

Заявлене «списання» 3 млрд дол обернулося значно більшими виплатами протягом наступних двох десятиліть. Уряд видав кредиторам замість «списаного» боргу нові цінні папери з прив’язкою виплат до темпів зростання ВВП України.

Якщо українська економіка буде зростати швидше 3%, то з 2021 року по 2040 рік країна може віддати від 5 млрд дол до 20 млрд дол залежно від темпів розвитку.

Простіше кажучи, чим більше буде зростати виробництво, тим більше коштів доведеться віддавати. Україна зобов’язалася повертати все, що можна було б вкласти у розвиток. Угода вбиває шанси України вирватися з бідності.

Як відомо, за зовнішніми та внутрішніми боргами у 2017-2019 роках держава мусить виплатити близько 12,5 млрд дол.

Саме тому у своїх пропозиціях до середньострокового плану дій уряду Радикальна партія запропонувала ухвалити «Стратегію скорочення державного боргу та оптимізації його структури». Слід переорієнтувати використання позик з проїдання на інвестиції у виробництво. Українській владі потрібно вже зараз починати переговори про нову реструктуризацію. Пізніше буде набагато складніше.

На 2017-2019 роки припаде черговий спад цін на зовнішніх ринках. Це традиційно вдарить по доходах від вітчизняного експорту, який уже надзвичайно скоротився за останні три роки. Також на 2019 рік припадають чергові вибори, які завжди негативно впливають на економічний розвиток України.

Не Україна перша

За останні 45 років понад 70 країн провели реструктуризацію боргів. Їм відкладали строки виплат, зменшували кредитні ставки та пробачали частини боргу.

З 1950 року по 2010 рік Паризький клуб, об’єднання розвинутих держав-кредиторів, провів 447 угод з реструктуризації боргів у 88 країнах. За цей же період було проведено 186 реструктуризацій у 68 країнах з приватними кредиторами.

У різні періоди списували чи реструктуризували борги Аргентини, Бразилії,

Коста-Рики, Марокко, Мексики, Філіппін, Венесуели. Наприклад, у 2004-2008 роках за ініціативою США було списано 4,1 млрд дол Іраку. Згодом ухвалили рішення поетапно списати цій країні 80% боргу — понад 30 млрд дол.

У 2005 році і 2010 році Аргентина розстрочила 93% зовнішніх боргів, обмінявши старі боргові папери на нові з дисконтом 70%. У підсумку держборг країни зменшився приблизно на 65 млрд дол.

У 2012 році Греція реструктуризувала свій борг обсягом 350 млрд дол, а понад 100 млрд євро, які уряду позичали європейські приватні банки, були списані.

Відповідно до звіту МВФ, до березня 2016 року кандидатами на списання боргу є 36 країн. Переважно це країни Африки, Латинської Америки та Карибського басейну. Можуть бути списані близько 76 млрд дол.

Приклади надихають

Ситуації, подібні до тих, у якій опинилася Україна, не раз траплялися в новітній історії. Списання боргів ставало порятунком і поштовхом для розвитку, а позитивний вплив на світову економіку перевищував втрати кредиторів.

Яскравий приклад — повоєнна Німеччина. Тоді в рамках реформ канцлера Ерхарда ФРН стикнулася з необхідністю обслуговувати борги з часів репарацій за Першу світову війну Кайзерівської Німеччини і режиму Веймарської республіки, а також витрачатися на відбудову після Другої світової війни.

У 1953 році післявоєнна Західна Німеччина зуміла домовитися про списання 50% боргу, а виплати щодо другої половини — реструктуризувати на вкрай вигідних умовах: розстрочка мінімум на 30 років з можливістю витрачати на обслуговування цього боргу не більше 3% експортної виручки.

В результаті останній транш за цими кредитами був виплачений тільки у 2010 році, вже після об’єднання Німеччини. Це стало однією із засадничих основ економічного дива та розвитку експортно-орієнтованої економіки Німеччини.

Інший приклад — Польща початку 1990-х років. Тоді Паризький клуб списав Польщі половину вартості зовнішнього боргу попереднього комуністичного режиму і 80% суми прострочених відсотків за кредитами. Інша частина держборгу була реструктуризована майже на 20 років з довгими пільговими періодами.

У підсумку тільки за три роки найбільш болючих реформ держбюджет Польщі заощадив близько 9 млрд дол. У 1994 році аналогічна угода була досягнута і з Лондонським клубом, що об’єднує комерційних кредиторів. Загальне зменшення боргу на пільгових умовах — ще на 6,6 млрд дол.

У той же період був списаний борг Єгипту: з 25 млрд дол до 12,5 млрд дол. Списання боргів Польщі і Єгипту були обумовлені, перш за все, політичними міркуваннями США та їх союзників. Щодо Польщі велику роль зіграла готовність влади до кардинальних реформ, щодо Єгипту — укладення миру з Ізраїлем.

Завдання для України

Україна є одним з найбільших позичальників МВФ. За програмою EFF частка України становить 48% від усіх країн-позичальників. Фонд не менше зацікавлений у співробітництві з Україною, ніж сама Україна, тому він може погодитися на списання. Далі потрібно буде почати нові переговори з приватними кредиторами.

Наразі для країни неприйнятні програми списання боргів для найбідніших країн.

Приміром, навряд чи Україна досягне порогового значення 380 дол ВВП на душу населення, як це необхідно для участі у програмі MDRI, до якої приєдналися чимало африканських держав. Проте перемовини на політичних засадах провести цілком можливо. До них потрібно ретельно готуватися вже зараз.

Успіх можливий лише за однієї принципової умови: потрібна злагоджена робота всіх гілок української влади. Потрібно мати власний план розвитку. Можна лише вітати перші кроки уряду України з розробки стратегічних документів на найближчі роки та прагнення перейти до середньострокового бюджетного планування.

Депутати від парламентської фракції Радикальної партії показали приклад, розробивши «Стратегію розвитку банківського сектору». Фракція також жорстко критикує владу за нерішучість та відсутність системність підходів.

Наприклад, урядовці, з одного боку, декларують важливість підтримки експорту, а з іншого — вписують у меморандум з МВФ можливість не створювати Експортно-кредитне агентство — найважливіший інструмент для просування товарів. Тобто намагаються прикрити своє небажання виконувати закон авторитетом МВФ.

Один з авторів польського економічного дива професор Гжегож Колодко щодо ймовірності списання боргів України за прикладом Польщі висловився так.

«Це дуже ризикована гра. Так, були випадки, коли нам прощали борги. Я підписав ось цією рукою у вересні 1994 року угоду з Лондонським клубом. Вони списали 50% боргів наших приватних банків. Тому я скажу вам те саме, що сказав би Греції: якщо ви можете розраховувати — розраховуйте тільки на себе.

Деяке списання боргів України піде на користь МВФ, якщо всі на Заході будуть переконані, що Україна має не ілюзії, а бачення стратегії довгострокового розвитку і сильного управління для здійснення всіх реформ та інституційних змін».

Стратегія України повинна поставити за мету не просто прискорений економічний розвиток, а поступове повернення до числа світових технологічних лідерів. Лише у цьому випадку ми зможемо розраховувати на прорив із бідності до стабільного, безпечного та заможного життя для всіх громадян України.

Сергій Рибалка, голова комітету парламенту з питань фінансової політики і банківської діяльності, Радикальна партія

Как списать долги за коммуналку: в Украине ввели новые правила

Жильцы многоквартирных домов смогут отработать долги перед ОСМД

Недавно Кабмин утвердил постановление, которое позволяет жильцам многоквартирных домов погасить долги перед ОСМД (объединение совладельцев многоквартирного дома). Так, если у человека есть задолженность, он может заключить договор непосредственно с самим ОСМД и отработать свой долг либо же уменьшить его сумму. Сайт «Сегодня» рассказывает, что за долги можно списать таким образом, какие документы обязательно должны быть и как вообще работает этот механизм.

Что за долги можно погасить и какие нужны документы

5 сентября 2018 г. Кабинет министров утвердил постановление №711, согласно которому жильцы многоквартирных домов могут отработать свои долги. Советник Адвокатского бюро » Spenser & Kauffmann » Максим Литвин говорит, что похожий механизм работал и раньше, но сейчас в него внесли некоторые изменений.

«Такой порядок утверждается КМ Украины не впервые. В частности, ранее действовавший порядок расчетов за такие операции утвержден КМ Украины постановлением №1521 от 11 октября 2002 г.», – напомнил Литвин.

Например, сейчас можно выполнить работы только на сумму, которая будет меньше суммы долга, либо же соразмерной ему. До этого можно было указывать в договоре сумму, которая превышала размер долга, либо же выплачивать человеку наличку за выполненную работу. Правда, у этого ограничения тоже есть свои подводные камни.

Эксперт отмечает, что многие работы по ремонту/реконструкции (особенно в старых домах) выполнялись отдельными жильцами, которые никогда не были должниками по уплате взносов и платежей, связанных с содержанием многоквартирного дома. При этом такие работы (иногда довольно дорогостоящие) выполнялись совладельцами по собственной инициативе или из-за большой необходимости, например, протекающая крыша и т.д.

«Позже, по предварительной договоренности с ОСМД или через судебные процессы (в случае нежелания/бездействия ОСМД) стоимость осуществленных работ могла быть отнесена совладельцу в счет будущих платежей перед ОСМД. По новому порядку сумма по договору о выполнении работ не должна превышать сумму задолженности», – поясняет Литвин.

К тому же, у этого механизма также есть свои нюансы, о которых обязательно нужно помнить, чтобы оформить всем надлежащим образом. Решения о списании таких долгов могут приниматься только на общих сборах ОСМД, ведь это исключительно их компетенция. На сборах правление дает свое согласие и составляет договор с жильцом.

«Чтобы отменить задолженность, необходимо заключить договор с правлением ОСМД о выполнении работ на сумму, не превышающую сумму задолженности. Инициировать заключение договора могут обе стороны: как совладелец (подав заявление), так и само правление ОСМД, но только с согласия совладельца», – говорит в комментарии сайту «Сегодня» Павел Мороз, управляющий партнер юридической фирмы Braxton.

Юрист также добавляет, что на практике скорее будут встречаться случаи, когда совладельцы будут инициировать подписание таких договоров самостоятельно.

Заключается договор в двух экземплярах и выдается каждой стороне. В нем обязательно нужно указать следующее:

  • вид работ;
  • объем работ;
  • стоимость работ;
  • сроки выполнения
  • условия приобретения необходимых для выполнения работ материалов и оборудования (при необходимости).

С помощью этого механизма можно списать долги жильца именно перед ОСМД, т.е. списать долг перед водоканалом, побелив забор, не получится.

«Стоит отметить, что порядок распространяется только на задолженность по взносам на содержание дома, возможность же его применения в отношениях с другими поставщиками услуг (вода, газ, электричество), не предусмотрена», – говорит Татьяна Лежух-Вовк, директор ЮК «Лежух и партнеры».

Зачем нужен акт выполненных работ и будут ли отработки облагаться налогом

После того, как жилец и правление ОСМД заключат договор и определятся с объемом и видом работ, человек приступает непосредственно к самому выполнению работ, чтобы сделать это в установленный срок. Когда работа будет выполнена, представитель ОСМД должен составить акт выполненных работ.

«В первую очередь, после завершения работ составляется акт выполненных работ по определенной правлением форме. В акте указывается вид работ, их объем и стоимость. Акт также составляется в двух экземплярах и предоставляется каждой стороне. Его необходимо будет добавить к самому договору, ну и плюс к тому, председатель правления ОСМД должен выдать справку о зачислении стоимости работ в счет списания (уменьшения размера) задолженности», – отметил Павел Мороз.

В справке необходимо указать следующее:

  • дату;
  • ФИО, адрес совладельца, которому выдано указанную справку;
  • реквизиты по договору и акту выполненных работ;
  • информацию о зачислении стоимости выполненных работ в счет списания (уменьшение размера) задолженности по уплате взносов и платежей с указанием даты такого списания;
  • ФИО председателя правления ОСМД.

Акт выполненных работ и справка нужны, чтобы в случае чего у жильца были подтверждающие документы о том, что он выполнил свою часть работы, а значит, его долг может быть списан.

Юрист также отметил, что в новой редакции постановления исключили возможность оплатить работу жильца наличкой, а оставили только то, что его труды помогут списать долг. Еще один важный пункт – это налогообложение.

«Новая редакция порядка отличается тем, что была исключена возможность выплат за работы наличными и исключено упоминание о налогообложении. Но Налоговый кодекс никто не отменял. Поэтому принятые изменения не означают, что погашение задолженности не ведет к появлению дохода, который облагается налогом на общих основаниях», – заявил Павел Мороз.

Он говорит, что вознаграждение, которое начисляется жильцу за работу, становится базой для начисления единого социального взноса. Так, ОСМД должно перечислить военный сбор, ЕСВ и НДФЛ в день подписания акта.

В свою очередь, Максим Литвин отмечает, что в новой редакции постановления вопрос налогообложения вообще обошли стороной, из-за чего возникает много вопросов, тогда как в старом порядке было четко указано, что: «доходы, полученные членом объединения в результате выполнения работ, предусмотренных настоящим Порядком, облагаются налогом в соответствии с законодательством».

«Исходя из практики, которая сложилась, по-прежнему нет оснований считать договор между ОСМД и совладельцем иным, нежели гражданско-правовым договором, по которому ОСМД, будет выступать налоговым агентом физического лица и платить все необходимые налоги. В любом случае, никаких разъяснений по этому вопросу ни от КМ Украины, ни от ГФС нет. Поэтому руководство каждого ОСМД будет действовать в этом вопросе на свой страх и риск (если конечно решат применить данный порядок в отношениях с должниками)», – поясняет Максим Литвин.

Отработка долга перед ОСМД будет расцениваться фискальной службой как получение дохода, который должен быть налогооблагаемым.

«ОСМД должно будет включать отработанную должником сумму в свой налогооблагаемый доход, что автоматически означает необходимость уплаты налога на доходы физических лиц (18%), военного сбора (1.5%) и единого социального взноса. То есть, фактически мы можем говорить о необходимости ОСМД погашать налоги за должника за свой счет, ведь предусмотреть отработки суммы долга вместе с налоговыми платежами не получится, поскольку сумма договора не может превышать суммы задолженности совладельца», – говорит Татьяна Лежух-Вовк.

Она также добавляет, что такой сложный подход к проблеме и отсутствие соответствующих разъяснений со стороны ГФС совершенно не способствует тому, чтобы новый порядок стал широко распространенным и в конечном варианте решил проблему.

Будет ли это выгодно для жильца и ОСМД

Юристы уже сейчас отмечают, что такая схема заинтересует скорее должников, нежели правление ОСМД. Ведь ОСМД придется платить налоги и отдавать свои, живые деньги, т.к. от жильцов они будут получать непосредственно выполненную работу.

«Такой механизм вряд ли будет выгоден для ОСМД, поскольку квалификация должника является сомнительной, а за выполнение им работ необходимо будет заплатить зарплатные налоги», – отметил управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex, адвокат Виктор Мороз.

Максим Литвин добавляет, что в новом порядке также несколько раз подчеркивается о необходимости получения «согласия совладельца» для заключения соответствующего договора. Однако ничего не сказано о праве ОСМД отказаться от предоставления определенных услуг жильцом, который хочет отработать задолженность.

«Стоит заметить, что по практике, сложившейся в последнее время, многие должники имеют задолженность перед ОСМД, размер которой составляет иногда даже несколько миллионов гривен. Формулировка в новом порядке не предусматривают возможности ОСМД отказать совладельцу в удовлетворении его заявления. Однако такая возможность отказа следует из положения Закона об ОСМД и здравой логики, по которой только ОСМД может решить, есть ли необходимость и результат от выполнения определенных работ совладельцем, или такие работы не являются целесообразными», – отметил Литвин и подчеркнул, что остается возможность судебных споров по этому поводу, в которых совладельцы-должники будут пытаться сделать невозможным выполнение судебных решений об участии в расходах на ремонт/реконструкцию многоквартирного дома на основании своего желания (поданного заявления) о выполнении работ на благо всех совладельцев.

Советник Адвокатского бюро » Spenser & Kauffmann » уверен, что новый порядок, который утвердил Кабмин, не поможет существенно изменить ситуацию в этой сфере. Ведь похожая процедура существовала и раньше, но не имела никакого социального эффекта.