Ст116 жилищного кодекса

Жилищный Кодекс Украинской ССР
Статья 116. Выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения

Если наниматель, члены его семьи или другие лица, проживающие с ним лица систематически разрушают или портят жилое помещение, или используют его не по назначению, либо систематическим нарушением правил социалистического общежития делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или в одном доме, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными, выселение виновных по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц производится без предоставления другого жилого помещения.

Лиц, подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения за невозможностью совместного проживания, могут быть обязаны судом взамен выселения произвести обмен занимаемого помещения на другое жилое помещение, указанное заинтересованной в обмене стороной.

Лица, самоуправно занявших жилое помещение, выселяются без предоставления им другого жилого помещения.

(Статья 116 с изменениями, внесенными Указом ПВР N от 28.01.91)

Статья 116 ЖК РФ. Управление в жилищном кооперативе

Новая редакция Ст. 116 ЖК РФ

1. Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

2. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 116 ЖК РФ

1. Нетрудно заметить, что название ст. 116 Кодекса «Управление в жилищном кооперативе» не соответствует ее содержанию, так как данная статья содержит нормы, посвященные только общему собранию, но не другим органам управления кооператива, указанным в ст. 115 Кодекса.

Порядок созыва общего собрания (конференции) Кодекс не регулирует, допуская возможность установления соответствующих правил в уставе кооператива. На практике при разработке проекта устава в этой части в качестве ориентира возможно использовать правовые нормы, регулирующие указанные отношения в других некоммерческих организациях. Например, можно установить порядок созыва общего собрания по аналогии с правилами, применяемыми при созыве общего собрания членов садоводческого (огороднического, дачного) потребительского кооператива , которые установлены ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» . Естественно, что при этом следует учитывать специфику жилищных кооперативов, регулируемых Кодексом. Определяя в уставе кооператива порядок созыва общего собрания его членов, допустимо использовать также нормы Кодекса, посвященные созыву товарищества собственников жилья (см. ст. 146 Кодекса).
———————————
См., например: М.Ю. Тихомиров. Устав садоводческого (огороднического, дачного) потребительского кооператива. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2011.

СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007. N 27. Ст. 3213; N 48 (ч. II). Ст. 5812; 2008. N 20. Ст. 2251; 2009. N 1. Ст. 17.

2. В ч. 2 ст. 116 Кодекса имеется в виду, что положения устава не могут противоречить правилам, предусмотренным в императивных нормах Кодекса. Например, в уставе нельзя изменить правила о том, что общее собрание (конференция) избирает правление и ревизионную комиссию (ревизора) кооператива (см. ч. 3 ст. 117, ст. ст. 118, 120 Кодекса). И наоборот, если Кодекс в отсылочных и диспозитивных нормах обязывает или позволяет урегулировать те или иные отношения в уставе, то речь идет о случаях, когда в уставе определяются специфические для конкретного кооператива правила.

Другой комментарий к Ст. 116 Жилищного кодекса Российской Федерации

Статья 116 определяет, что общее собрание членов кооператива (конференция) является его высшим органом. Компетенция общего собрания (конференции) определяется уставом кооператива; уставом определяется и порядок созыва собрания.

Совершенно очевидно, к компетенции общего собрания (конференции) относятся решения основных (принципиальных) вопросов для деятельности кооператива. Если обратиться к ст. 113 ЖК РФ, содержащей перечень позиций, которые должны быть отражены в уставе, то таковыми являются: порядок вступления в кооператив и выхода из него; размер паевых взносов; состав и компетенция органов управления: реорганизация и ликвидация кооператива (и др.).

Жилищным кодексом РФ предусматривается ряд иных вопросов, решаемых общим собранием (конференцией). Так, согласно ч. 2 ст. 124 ЖК основанием вселения в жилое помещение в доме кооператива является решение общего собрания.

Представляется, что столь серьезный вопрос, как пользование вспомогательными помещениями и общим имуществом дома, также должен быть рассмотрен на общем собрании, а порядок пользования отражен в уставе кооператива.

Статья 116 ЖК РФ. Управление в жилищном кооперативе (действующая редакция)

1. Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

2. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 116 ЖК РФ

Статья 116 определяет, что общее собрание членов кооператива (конференция) является его высшим органом. Компетенция общего собрания (конференции) определяется уставом кооператива; уставом определяется и порядок созыва собрания.

Совершенно очевидно, к компетенции общего собрания (конференции) относятся решения основных (принципиальных) вопросов для деятельности кооператива. Если обратиться к ст. 113 ЖК РФ, содержащей перечень позиций, которые должны быть отражены в уставе, то таковыми являются: порядок вступления в кооператив и выхода из него; размер паевых взносов; состав и компетенция органов управления: реорганизация и ликвидация кооператива (и др.).

Жилищным кодексом РФ предусматривается ряд иных вопросов, решаемых общим собранием (конференцией). Так, согласно ч. 2 ст. 124 ЖК РФ основанием вселения в жилое помещение в доме кооператива является решение общего собрания.

Представляется, что столь серьезный вопрос, как пользование вспомогательными помещениями и общим имуществом дома, также должен быть рассмотрен на общем собрании, а порядок пользования отражен в уставе кооператива.

Ст116 жилищного кодекса

Якщо наймач, члени його сім’ї або інші особи, які проживають разом з ним, систематично руйнують чи псують жиле приміщення, або використовують його не за призначенням, або систематичним порушенням правил соціалістичного співжиття роблять неможливим для інших проживання із ними в одній квартирі чи в одному будинку, а заходи запобігання і громадського впливу виявились безрезультатними, виселення винних на вимогу наймодавця або інших заінтересованих осіб провадиться без надання іншого жилого приміщення.

Осіб, які підлягають виселенню без надання іншого жилого приміщення за неможливістю спільного проживання, може бути зобов’язано судом замість виселення провести обмін займаного приміщення на інше жиле приміщення, вказане заінтересованою в обміні стороною.

Осіб, які самоправно зайняли жиле приміщення, виселяють без надання їм іншого жилого приміщення.

1. Виселення вказаних у ст. 116 ЖК осіб без надання іншого жилого приміщення — санкція за скоєне правопорушення.

Коментована стаття вказує на такі підстави виселення фізичної особи без надання іншого жилого приміщення:

а) систематичне руйнування чи псування жилого приміщення. Вина цих осіб носить характер умислу або грубої необережності. Наймач відповідає за дії малолітніх та неповнолітніх дітей. Під систематичністю розуміють скоєння двох і більше таких правопорушень;

б) використання його не за призначенням. Це використання житлового приміщення не для проживання, а для розміщення майстерні, складу, підсобних приміщень, утримання тварин тощо;

в) систематичне порушення правил співжиття, що робить неможливим для інших проживання із ними в одній квартирі чи в одному будинку.

У всіх трьох випадках до винних осіб повинні попередньо вживатись заходи попередження, що застосовуються судами, прокурорами, органами внутрішніх справ, адміністративними комісіями виконкомів, а також заходи громадського впливу, вжиті на зборах жильців будинку чи членів ЖБК, трудових колективів й іншими громадськими організаціями за місцем роботи або проживання відповідача (незалежно від прямих вказівок з приводу можливого виселення).

2. Позивачами у всіх трьох варіантах підстав виселення виступає наймодавець, а у випадку «в» — і інші зацікавлені особи, права яких порушуються (наймач щодо членів своєї сім’ї, наймачі сусідніх квартир тощо). Не можуть бути позивачами піднаймачі та тимчасові мешканці, оскільки вони не набувають самостійних прав на жиле приміщення.

3. П. 12 постанови Пленуму Верховного Суду України від 12 квітня 1985 р. N 2 «Про деякі питання, що виникли в практиці застосування судами Житлового кодексу України» дає декілька роз’яснень застосування ст. 116 ЖК.

При примусовому обміні жилого приміщення за правилами ч. 2 ст. 116 ЖК житлові умови особи, яка допускає систематичне порушення правил співжиття, можуть бути погіршені. При примусовому обміні на підставі ст. 80 ЖК погіршення житлових умов відповідачів, як правило, не повинно допускатись. У цьому разі суд має всебічно враховувати інтереси і заслуговуючі на увагу доводи членів сім’ї наймача, зокрема, вік, стан здоров’я та інші особливі обставини, що перешкоджають користуванню жилим приміщенням, яке надається в порядку обміну. Однак перебування жилого приміщення в загальній квартирі не може розглядатися як погіршення житлових умов осіб, які проживають в ізольованій квартирі і між якими виник спір.

Угода про обмін жилих приміщень має правове значення, якщо вона належно оформлена і учасники обміну одержали ордери (ст. 83 ЖК). В цьому разі при ухиленні учасника обміну від його проведення інші його учасники вправі вимагати від нього в судовому порядку виконання цього обов’язку.

Відмова третіх осіб, які брали участь у справі про примусовий обмін, від проведення обміну після набрання рішенням законної сили не може бути підставою для примусового щодо них виконання рішення. Наявність рішення в таких випадках не є перешкодою для пред’явлення позову про примусовий обмін жилого приміщення з новими варіантами.

4. Правила ст. 116 ЖК про виселення за неможливістю сумісного проживання не поширюються на учасників спільної власності на жилі приміщення. У таких випадках захист прав учасника спільної власності може здійснюватись іншими способами, передбаченими ст. 16 ЦК, наприклад, припинення дії, яка порушує право або відшкодування моральної шкоди.

5. Обставини, зазначені в коментованій статті, є також підставою для виселення з гуртожитків (п. 44 Примірного положення про гуртожитки, затвердженого постановою Ради Міністрів УРСР від 3 червня 1986 р. N 208) та службових жилих приміщень (п. 37 Положення про порядок надання службових жилих приміщень і користування ними в Українській РСР, затвердженого постановою Ради Міністрів УРСР від 4 лютого 1988 р. N 37).

Вопросы выселения с жилой площади регулируются положениями Жилищного кодекса Украины

Вопрос выселения с жилой площади (выселение из квартиры, выселение из дома) регулируется положениями Жилищного кодекса Украины. Выселение из государственной или коммунальной жилой площади происходит согласно ст. 109 ЖК Украины Выселение осуществляется в судебном порядке. Допускается выселение в административном порядке с санкции прокурора лишь лиц, которые самовольно заняли жилое помещение или проживают в домах, которые угрожают обвалом.
Гражданам, которых выселяют из жилых помещений, одновременно предоставляется другое постоянное жилое помещение, за исключением выселения граждан при обращении взыскания на жилые помещения, приобретенные ими за счет кредита (ссуды) банка или другого лица, возвращение которого обеспечено ипотекой соответствующего жилого помещения. Жилое помещение, предоставляемое выселяемому, должно быть указано в решении суда или постановлении прокурора.
Граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; дом (жилое помещение) грозит обвалом; дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой. Офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненных к ним лиц, уволенных с действительной военной службы в отставку или в запас, а также лиц, проживающих вместе с ними, могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

Основанием для выселения могут быть следующие обстоятельства (ст.116 ЖК): если наниматель, члены его семьи или другие лица, проживающие с ним, систематически разрушают или портят жилое помещение, или используют его не по назначению, либо систематическое нарушение правил общежития делает невозможным для других проживание с ними в одной квартире или одном доме, а меры предупреждения и общественного влияния оказались безрезультатными, выселение виновных по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц производится без предоставления другого жилого помещения. Лица, которые подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения за невозможностью совместного проживания, могут быть обязаны судом вместо выселения провести обмен занимаемого помещения на другое жилое помещение, указанное заинтересованной в обмене стороной. Лиц, которые самоуправно заняли жилое помещение, выселяют без предоставления им другого жилого помещения.

Выселение из частного жилья осуществляется на основе части первой ст.116 ЖК. Для выселения необходимо обратиться в местный суд с исковым заявлением, к которому необходимо приложить:

  1. Доказательства по существу дела (акт коммунальной службы о том, что жилое помещение портится, разрушается; доказательства, подтверждающие факт систематического нарушения правил общежития (акты комиссий, лечебных учреждений о нанесении телесных повреждений истцу).
  2. Документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
  3. Доказательства по уплате судебных издержек и судебного сбора.
  4. Копия искового заявления.

Статья 116. Управление в жилищном кооперативе

1. Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

2. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 116 ЖК РФ

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом или учредительными документами. Применительно к жилищным кооперативам комментируемый Кодекс предусматривает, что общее собрание, являющееся высшим органом управления, созывается в порядке, установленном уставом.

2. Объем полномочий высшего органа управления кооператива определяется законодательством, составляющим как российские нормативные правовые акты, так и акты Союза ССР. Компетенция общего собрания делится на исключительную и альтернативную. Закон СССР «О кооперации в СССР» в п. 3 ст. 14 к исключительной компетенции высшего органа управления кооператива относил принятие устава и внесение в него изменений и дополнений; избрание председателя, правления и ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, заслушивание отчетов об их деятельности; решение вопросов о приеме в члены кооператива, об исключении из него, а также вопросов, связанных с выходом из кооператива, принятием и изменением правил внутреннего распорядка кооператива, положения об оплате труда, о материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу кооператива, и других внутренних актов; определение размеров вступительных взносов; утверждение планов деятельности кооператива и отчеты об их исполнении; установление видов, размеров и направлений использования фондов и резервов; решение вопросов реорганизации и прекращения деятельности кооператива, вхождения его в союзы (объединения) и выхода из них.

В исключительную компетенцию общего собрания (конференции) входят и другие действия. Так, по решению высшего органа кооператива лицу, принятому в члены кооператива, предоставляется отдельная квартира, состоящая из одной или нескольких комнат, в соответствии с количеством членов семьи и суммой его паевого взноса.

Думается, что уставом конкретных жилищно-строительных кооперативов может быть закреплен за общими собраниями (конференциями) более широкий круг полномочий. Так, наряду с полномочиями, предусмотренными в Законе о кооперации в СССР и ЖК РФ, возможно отнесение к исключительной компетенции высшего органа кооператива решения таких вопросов, как утверждение проекта и сводной сметы на строительство жилого дома; принятие решения о получении банковского кредита на строительство дома; утверждение расчета стоимости квартир; установление размера паевых взносов; принятие решения о порядке эксплуатации жилого дома; установление сроков внесения взносов на капитальный ремонт жилого дома, на эксплуатацию и содержание придомовой территории, а также платы за коммунальные услуги; подача заявления в орган местного самоуправления о переоборудовании и переведении непригодных для проживания жилых помещений в доме кооператива в нежилые; рассмотрение жалоб на действия правления и ревизионной комиссии кооператива. Действовавший до 19 апреля 1989 г. Примерный устав жилищно-строительного кооператива , утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1965 г. N 1143 , относил к исключительной компетенции общего собрания также выделение служебной жилой площади в доме кооператива для обслуживающего персонала. Включение данных условий (отражающих вопросы компетенции) в конкретные уставы не противоречит Закону о кооперации в СССР, ГК РФ и ЖК РФ. В соответствии с уставом кооператива к его исключительной компетенции могут быть отнесены и другие вопросы организационной, хозяйственной и общественной деятельности кооператива (п. 3 ст. 14 Закона о кооперации в СССР).
———————————
СПП РСФСР. 1989. N 13. Ст. 73.

СПП РСФСР. 1965. N 23. Ст. 144.

Альтернативная компетенция общего собрания (собрания уполномоченных) предполагает возможность принять к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению исполнительно-распорядительных и контрольных органов жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Следует иметь в виду, что возможность рассматривать любые вопросы, связанные с деятельностью кооператива, не дает право высшему органу (как, впрочем, и другим органам) вмешиваться в осуществление членами кооператива своих гражданских прав по пользованию жилым помещением.

3. В целях решения конкретной задачи высшим органом управления или правлением кооператива может создаваться временная комиссия. Полномочия этой комиссии должны оформляться доверенностью, выданной руководителю данного образования. При достижении поставленной цели комиссия отчитывается на общем собрании (собрании уполномоченных) или на правлении кооператива.