Ст18 коап

Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 18. Крайня необхідність

НЕ является административным правонарушением действие, хотя и предусмотрена настоящим Кодексом или иными законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядка управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Комментарий:

соответствии положениям комментируемой статьи в случае совершения лицом деяния в состоянии крайней необходимости такое лицо не только освобождается от административной ответственности, а такие действия вообще не рассматриваются как административное правонарушение, поскольку в деянии нет признака вины. Похожая норма содержится в Уголовном кодексе Украины, соответствии с ч. 1 ст. 39 которого не является преступлением причинение вреда правоохраняемым интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности либо охраняемым законом правам этого человека или других лиц, а также общественным интересам или интересам государства, если эту опасность в данной обстановке нельзя было устранить иными средствами и если не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Так же и в административном праве не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом об административных правонарушениях интересам в состоянии крайней необходимости.

Институт крайней необходимости призван способствовать повышению социальной активности участников общественных отношений, является гарантией правовой защиты человека, участвует в предотвращении вреда правам граждан, интересам государства и общества.

О ‘ объектами защиты от опасности является государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления.

В комментируемой статье раскрывается содержание крайней необходимости и определяются условия, при которых действия лица в этом состоянии не является административным правонарушением. В случае крайней необходимости происходит столкновение двух интересов: угроза причинения вреда одним охраняемым законом интересам устраняется путем причинение вреда, хотя и меньшей, другим.

Состояние крайней необходимости возникает, когда есть настоящая, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Если угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем, деяние не может считаться совершено в состоянии крайней необходимости. На это прямо указывают слова текста статьи « для устранения опасности, угрожающей ». Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности могут быть стихийные явления — наводнения, пожара, землетрясения и т.д., дикие или домашние животные, например при их нападения на человека, источники повышенной опасности, например неисправна автомашина, человек, что причиняет или угрожает нанести ущерб охраняемым законом интересам.

статья предусматривает, что опасность при таких обстоятельствах не может быть устранена другими средствами, т.е. средствами, не связанных ‘ связанными с причинением вреда другим охраняемым законом интересам. Это — одно из важнейших условий правомерности акта крайней необходимости. Способ сохранения охраняемого законом интереса за счет другого должен быть именно крайним. Если для предотвращения грозящей опасности, у лица есть путь, не связанных ‘ связан с причинением вреда, она должна выбрать именно этот путь. Иначе ссылка на состояние крайней необходимости исключается (в этом, кстати, проявляется одно из существенных отличий крайней необходимости от необходимой обороны). Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть менее значительным, чем предотвращенный жаль. Причинение вреда, равной той, которая могла быть вызвана или вреда большего, не может быть оправдана состоянием крайней необходимости. В частности нельзя спасать одно благо за счет причинения вреда равноценном благу. Вопрос о том, какой вред считать более значительным, а какую менее, является вопросом факта и решается в каждом конкретном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела. В основу оценки вреда причиненного и вреда предотвращенного должны быть положены как о ‘ объективный, так и суб ‘ объективный критерии, однако определяющим должно быть об ‘ объективный критерий. В законе нет указания на то, чтобы наносимый вред был наименьшим из всех возможных, этот вред лишь должна быть менее значительной по сравнению с отвлеченной.

Действия лица, устраняет угрозу указанным охраняемым законом интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями КоАП или иного закона, устанавливающего административную ответственность за административные правонарушения. Например, разбивания оконного стекла автобуса для обеспечения эвакуации пассажиров при пожаре формально образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 119 КоАП, которая устанавливает ответственность за повреждение внутреннего оборудования и стекол автобусов, маршрутных такси, троллейбусов или трамваев. Проезд на запрещающий сигнал светофора, который осуществлено с целью избежать столкновения с пешеходом, нарушает правила дорожного движения, формально образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 122 КоАП. Для ликвидации пожара может возникнуть необходимость в порче или загрязнении сельскохозяйственных и других земель (ст. 52 КоАП), нарушение правил водопользования (Ст. 60 КоАП), незаконной порубке, повреждении и уничтожении лесных культур и молодняка (ст. 65КпАП) и т.д.. Поскольку указанные действия совершении для устранения опасности, угрожающей охраняемым законом интересам, эта опасность не может быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный, эти действия не могут считаться административными правонарушениями.

Ответственность за неуплату алиментов: теоретические и практические аспекты

Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов станет возможным только в случае неуплаты алиментов после истечения не менее 6 месяцев, начиная с 06.02.2018 года.

07.12.2017 года парламент принял Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты права ребенка на надлежащее содержание путем совершенствования порядка принудительного взыскания задолженности по уплате алиментов» №2234-VIII.

Указанным законом введены дополнительные механизмы и гарантии защиты прав ребенка и других лиц на получение алиментов. Новеллой среди принятых положений является внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, которыми установлена ​​административная ответственность за неуплату алиментов, а также введен новый вид административного взыскания — общественно полезные работы.

Так, статьей 183-1 КоАП предусмотрена ответственность за неуплату алиментов на содержание ребенка, одного из супругов, родителей или других членов семьи, которая привела к возникновению задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 183-1 КоАП, выступают общественные отношения в сфере обеспечения и соблюдения прав ребенка и других предусмотренных законом субъектов на материальное содержание со стороны лиц, которые в силу нормативных предписаний обязаны такое содержание предоставлять.

С объективной стороны, административный проступок характеризуется бездействием, которое заключается в невыполнении лицом своей обязанности по уплате алиментов на содержание ребенка, одного из супругов, родителей или других членов семьи. При этом для образования состава правонарушения является обязательным наступление общественно вредных последствий в виде возникновения задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за шесть месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению. Определение периода и размера задолженности осуществляется государственным исполнителем, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

Учитывая, что положения статьи 183-1 КУоАП не связывают наступление ответственности с конкретными правовыми основаниями возникновения обязанности по уплате алиментов, считаем, что такая обязанность может возникать как на основании судебного решения, так и исполнительной надписи нотариуса в случае невыполнение заключенного между лицами договора об уплате алиментов.

Следует отметить, что по своему характеру такое правонарушение является длящимся, и начавшись однажды с противоправной бездеятельности, оно продолжается во времени до момента его прекращения. По мнению автора, временем совершения правонарушения следует считать период, который начинается с момента начала выполнения объективной стороны, то есть первой неуплаты которая входит в период задолженности, и до погашения (прекращения) задолженности в сумме платежей более шести месяцев. Одновременно, считаем, что было бы неправильным связывать время совершения такого правонарушения исключительно с наступлением и удерживанием общественно вредных последствий в виде задолженности, поскольку в данном случае объективная сторона правонарушения начинается значительно раньше и образуется только в случае возникновения обусловленной задолженности.

Считаем, что субъективная сторона проступка характеризуется виной в форме как неосторожности так и умысла, но при отсутствии признаков злостного уклонения от уплаты алиментов, предусмотренного статьями 164, 165 Уголовного кодекса Украины.

При этом, исходя из диспозиции статьи, не имеет значения, по каким причинам лицо не платит алименты и были ли они уважительными, а достаточно лишь факта неуплаты, который привел к возникновению задолженности в общей сумме платежей более шести месяцев.

Однако, по мнению автора, наличие у лица объективных или непреодолимых причин, которые сделали невозможной уплату алиментов (например, тяжелая продолжительная болезнь, чрезвычайная ситуация или военные действия и т.п.), должны быть учтены судом при рассмотрении дела с целью решения вопроса о размере взыскания или наличии оснований для освобождения лица от ответственности при крайней необходимости (ст. 18 КоАП), или закрытия дела по статье 22 КоАП.

Субъект правонарушения является специальным, это лицо, которое на соответствующем правовом основании обязано выплачивать алименты на содержание другого лица.

В соответствии со ст. 255 КУоАП, полномочия составления протокола об административном правонарушении по статье 183-1 КУоАП предоставлены государственному исполнителю.

Правильность составления государственным исполнителем протокола об административном правонарушении имеет важное значение и закладывает основу для рассмотрения дела на принципах законности и справедливости.

Считаем, что в целях соблюдения задач производства по делам об административных правонарушениях и с учетом характера проступка, протокол, помимо общих сведений, должен содержать: дату предъявления исполнительного документа к исполнению, реквизиты исполнительного производства со ссылкой на резолютивную часть исполнительного документа, размер и период задолженности.

К протоколу должны прилагаться копия исполнительного документа, постановления об открытии исполнительного производства, расчет задолженности и другие необходимые документы.

По мнению автора, при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за неуплату алиментов следует учитывать, что Закон №2234-VIII в части введения статьи 183-1 КоАП вступил в силу только 06.02.2018 года.

В соответствии со ст. 58 Конституции Украины, никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушение.

Статьей 8 КоАП предусмотрено, что законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Учитывая, что объективная сторона правонарушения заключается в неуплате алиментов в течение определенного периода времени, то периоды неуплаты, которые образуют состав правонарушения должны учитываться исключительно с 06.02.2018 года.

Иначе говоря, привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов станет возможным только в случае неуплаты алиментов по истечении не менее шести месяцев, начиная с 06.02.2018 года.

Как показывает анализ судебной практики, приведенной правовой позиции придерживается подавляющее большинство судейского сообщества. Так, на момент написания данной публикации Единый государственный реестр судебных решений содержал примерно 3500 постановлений по делам об административных правонарушениях по статье 183-1 КУоАП, и только в 10 (десяти)% принимались решения о наложении административного взыскания. Во всех других случаях, судами или возвращались протоколы для надлежащего оформления, или принимались постановления о прекращении производства в связи с отсутствием события и состава правонарушения со ссылкой на недопустимость обратного действия закона во времени.

Санкция статьи 183-1 КоАП предусматривает наложение административного взыскания в виде выполнения общественно полезных работ на срок от 120 до 240 часов.

Согласно ч. 1 ст. 31-1 КоАП, общественно полезные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, оплачиваемых работ, вид которых определяет соответствующий орган местного самоуправления.

По мнению автора, возможно возникновение некоторых проблемных вопросов, связанных с приведением общественно полезных работ к выполнению, поскольку органы местного самоуправления ограничены в расходах определенными бюджетами, и могут оказаться не готовыми к поиску и организации оплачиваемой работы правонарушителям. В связи с этим, надеемся, что со стороны органов центральной исполнительной власти будет проведена соответствующая разъяснительная работа и оказана помощь органам местного самоуправления в организации решения данного вопроса.

Подытоживая изложенное, считаем, что приведенные изменения будут способствовать усилению защиты прав ребенка и других лиц на получение алиментов и стимулировать плательщиков алиментов к надлежащему исполнению своих обязанностей погашения задолженности и недопущению ее возникновения.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 22.05.2018

Автор: Евгений Диденко, судья Приазовского районного суда Запорожской области

Поделитесь с друзьями ссылкой на эту страницу:

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ)

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности — (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

П р и м е ч а н и е. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц. (введено Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

Статья 18.2. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне

1. Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо проведение массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а равно содержание или выпас скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны без разрешения пограничных органов либо с разрешения таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо нарушение порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне — (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации

1. Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в пункты базирования, пребывания на водных объектах российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду — (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения (уведомления) пограничных органов либо с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления) — (в ред. Федеральных законов от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения и предмета административного правонарушения или без таковой. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

1. Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации

Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, —

влекут наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.6. Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)

Нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации — (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 182-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.7. Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации

Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) (ч.2 введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

3. Нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. (часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Непринятие гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ) —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) (часть четвертая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

(5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации —

(влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

((часть 5 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

(6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства —

(влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

((часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

(Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. (примечание в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации

(ст. 18.10 в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. (часть 2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Статья 18.11. Нарушение иммиграционных правил

(ст.18.11 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 187-ФЗ)

1. Уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации — (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 266-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориального органа установленных законодательством Российской Федерации документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации

(ст.18.12 в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 187-ФЗ)

Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.13. Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей

1. Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) (часть вторая введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. (введено Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

Статья 18.14. Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации

1. Непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями, (в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ) —

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Непринятие лицом, пересекающим по частным делам Государственную границу Российской Федерации, мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями в случае, если указанное деяние не являлось пособничеством в преступлении, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(статья введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, или о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года либо непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей. (часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

П р и м е ч а н и я:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

(статья введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешение на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Примечание. В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

(статья введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Статья 18.18. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии

(введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 400-ФЗ)

Самовольное оставление иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими реадмиссии, предназначенного для временного размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих реадмиссии, специального учреждения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, учреждения здравоохранения или иного учреждения, в которые данные иностранный гражданин или лицо без гражданства помещены (доставлены) в связи с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, либо самовольное оставление иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими реадмиссии, транспортного средства при их доставке в указанные учреждения или ином перемещении, связанном с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.