Статья 13 налогового кодекса рф 2018

Статья 13 НК РФ. Федеральные налоги и сборы

Новая редакция Ст. 13 НК РФ

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) утратил силу с 1 января 2010 г.;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу с 1 января 2006 г.;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Комментарий к Статье 13 НК РФ

В ст. 13 НК РФ содержится перечень федеральных налогов и сборов. К ним, в частности, относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина.

Другой комментарий к Ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 13 Кодекса установлен перечень федеральных налогов и сборов:

1 — 4) налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог регулируются соответственно гл. 21, 22, 23 и 24 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» ;

5) налог на прибыль организаций регулируется гл. 25 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» ;

6) налог на добычу полезных ископаемых установлен и регулируется гл. 26 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» ;

7) ранее действующий налог на наследование или дарение был установлен и регулировался Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» , введенным в действие с 1 января 2002 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г. N 2021-1 . В связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, с 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» признаны утратившими силу как п. 7 ст. 13 Кодекса, так и указанный Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»;

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 12. Ст. 594.

СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2717.

8) водный налог установлен и регулируется гл. 25.2 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» ;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены и регулируются гл. 25.1 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» ;

10) государственная пошлина регулируется гл. 25.3 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» .

Следует отметить, что указанные в п. 2 ст. 18 Кодекса специальные режимы предусматривают следующие федеральные налоги, не указанные в комментируемой статье (см. комментарий к ст. 18 Кодекса):

1) единый сельскохозяйственный налог;

2) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) утратил силу с 1 января 2010 г.;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу с 1 января 2006 г.;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Комментарий к Ст. 13 НК РФ

В ст. 13 НК РФ содержится перечень федеральных налогов и сборов. К ним, в частности, относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также государственная пошлина.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее в настоящей главе — Закон N 213-ФЗ) гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ с 1 января 2010 г. признана утратившей силу (п. 2 ст. 24 Федерального закона N 213-ФЗ).

Одновременно с 1 января 2010 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее в настоящей главе — Закон N 212-ФЗ).

Статья 13 НК РФ. Федеральные налоги и сборы (действующая редакция)

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 13 НК РФ

В комментируемой статье НК РФ содержится исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов.

Само понятие «федеральные налоги и сборы» дано в п. 2 ст. 12 НК РФ. В соответствии с указанной нормой федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов содержится в ст. 13 Налогового кодекса РФ, а основные элементы каждого федерального налога и сбора установлены во второй части Налогового кодекса РФ.

Статья 13 НК РФ. Федеральные налоги и сборы

СТ 13 НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) утратил силу с 1 января 2010 г.;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) утратил силу с 1 января 2006 г.;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.

Комментарий к Ст. 13 Налогового кодекса

В комментируемой статье НК РФ содержится исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов.

Само понятие «федеральные налоги и сборы» дано в п. 2 ст. 12 НК РФ. В соответствии с указанной нормой федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов содержится в ст. 13 Налогового кодекса РФ, а основные элементы каждого федерального налога и сбора установлены во второй части Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) Глава 21 НК РФ

Акцизы Глава 22 НК РФ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Глава 23 НК РФ

Налог на прибыль организаций Глава 25 НК

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Глава 26 НК РФ

Водный налог Глава 25.2 НК РФ

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Глава 25.1 НК РФ

Государственная пошлина Глава 25.3 НК РФ

В настоящее время в Российской Федерации взимаются шесть федеральных налогов и два федеральных сбора.

Некоторые федеральные налоги и сборы, предусмотренные изначально в ст. 13 Налогового кодекса РФ (экологический налог, например), так и не были установлены, другие же, напротив, будучи установленными, вскоре прекратили свое существование в качестве налоговых платежей и получили новый правовой статус обязательных публично-правовых платежей неналоговой природы (таможенные пошлины и таможенные сборы).

Налоги в России 2018

nalogi_v_rossii.jpg

Похожие публикации

Налоговый кодекс РФ – главный правовой документ, в котором систематизированы данные обо всех налогах и сборах. Введение новых налогов или отмена действующих возможна только при условии внесения правок в нормы НК РФ федеральным законом. Классификация налогов приведена в главе 2 НК РФ.

Налоги федеральные, региональные и местные: таблица 2018

Статьей 12 НК РФ в России установлено действие следующих категорий налогов и сборов:

  1. Федеральные налоги – устанавливаются НК РФ и распространяют свое действие на все субъекты РФ. Обязательны к уплате на территории всей страны.
  2. Региональные налоги – эти налоги, обязательные к уплате на территории субъектов РФ, устанавливаются нормами НК РФ и вводятся в субъектах региональными законами. Детализация ставок и налоговых льгот осуществляется дифференцированно на уровне субъектов РФ, если иное не установлено Кодексом.
  3. Местные налоги – их перечень и основные параметры утверждается НК РФ, правила применения и уплаты на конкретных территориях прописываются в правовых актах, издаваемых органами власти муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом, устанавливаться не могут. Вносимые на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований корректировки по порядку налогообложения обязательны для исполнения только на территориях, относящихся по административному делению к этим регионам или населенным пунктам. Когда вводятся новые налоги (2018 год), изменения в их общем списке допустимы только в том случае, если законодатели своим нормативным актом обновили соответствующую информацию в Налоговом кодексе.

Налоговым кодексом в группу федеральных налогов и сборов включены 9 видов обязательств, перечисленных в ст. 13 НК РФ. Уплачиваемые по ним средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Исключение – налог на прибыль. По нему сумма распределяется между федеральным и региональным бюджетами.

Региональные налоги в России в 2018 году подразделяются на 3 вида, они утверждены ст. 14 НК РФ. Применительно к этим видам налоговых обязательств Налоговый кодекс регулирует базовые положения. Власти субъектов РФ могут детализировать приведенные в НК правила или дополнять их специфическими требованиями. Кодекс может задавать жесткие ставки по этим налогам или предлагать региональным властям своими правовыми актами самостоятельно утверждать тарифы в рамках определенного диапазона. Все платежи аккумулируются в региональных бюджетах.

Местные налоги в 2018 году перечислены в ст. 15 НК РФ. В их составе 2 налога и один сбор. Базовые нормы по этой группе налогов регламентируются НК РФ, а конкретные ставки, льготы и т.п. раскрываются в правовых актах муниципальных властей. Все осуществляемые субъектами хозяйствования перечисления попадают в местные бюджеты.

Полный перечень налогов РФ и их распределение по классификационным категориям приведены в таблице:

№ п/п

Наименование налога

Федеральные налоги

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

Сбор за пользование объектами животного мира (гл. 25.1 НК РФ)

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Региональные налоги

Налог на имущество предприятий (гл. 30 НК РФ)

Местные налоги

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)

Обособленной группой налогов выступают налоговые спецрежимы. Их применение гарантирует налогоплательщику освобождение от некоторых региональных и федеральных налогов. В числе специальных систем налогообложения значатся УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельхозналог) и патент (гл. 26.2; 26.3; 26.1 и 26.5 НК РФ).

Другая категория обязательных платежей, включенных в гл. 34 НК РФ – страховые взносы (пенсионные, на медстрахование и на соцстрахование, кроме «травматизма») . Администрирование этого типа платежей с 2017 года перешло в сферу влияния налоговиков.

Повышение налогов в 2018 году: принятые и планируемые нововведения

Предложения по увеличению налогового бремени, возлагаемого на граждан и субъектов предпринимательской деятельности, звучат часто и нередко находят поддержку у законодателей. На текущий и следующий годы запланировано изменение некоторых ставок налогообложения, вносятся законопроекты по корректировке алгоритмов начислений налоговых обязательств.

Для будущего увеличения налогов в 2018 году планируется реализация масштабной налоговой реформы. Параллельно предполагается произвести отмену некоторых видов налогов, упростить механизм применения самых проблемных типов фискальных обязательств. Представители Правительства РФ в качестве главной задачи реформирования обозначают стимулирование экономического подъема в бизнес-среде.

Достичь желаемых результатов планируется за счет перекладывания части нагрузки на косвенные налоги. Так, в части НДС повышение налога в 2018 году не предусмотрено, но 24.07.2018 г. Госдумой в третьем чтении принят законопроект о будущем его изменении с 2019 г. Размер ставки по НДС будет увеличен на 2% (с 18% до уровня 20%). Ставки 0% и 10% сохранятся.

На обсуждении находится и несколько вариантов изменения схемы взимания подоходного налога (ни один из вариантов не нашел одобрения у Президента РФ):

  • либо увеличить общую ставку налога для всех плательщиков;
  • либо вернуться к прогрессивной шкале налогообложения с одновременным введением налоговых послаблений для физлиц, получающих минимальные доходы.

Не прекращаются обсуждения транспортного налога и его взаимоувязки с акцизными платежами. Одно из предложений – отменить транспортный налог, а появившуюся вследствие этого шага брешь в бюджете покрыть за счет роста акцизных сборов. На данный момент, для уравновешивания на внутреннем рынке цен на бензин и дизтопливо, запланированное ранее повышение акцизов было отменено. Рост тарифов остался в силе применительно к акцизам на алкоголь и табачные изделия.

Увеличение налоговой нагрузки коснулось налога на игорный бизнес. Обновленные размеры ставок налогообложения введены Законом от 27.11.2017 г. № 354-ФЗ.

Уже начаты активные действия по реализации налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в подмене экспортных пошлин на нефтепродукты ростом ставок НДПИ. Также рассматривается законопроект о введении нового налога на дополнительный доход при добыче нефти, ставка которого может составлять 50%.

Налоговые новации для физических лиц

В конце 2017 г. в налоговое законодательство было внесено большое число поправок, касающихся налогообложения физических лиц. Гражданам амнистировали старые налоговые долги, упростили порядок получения льгот по имущественным налогам, поменялись правила налогообложения выигрышей и предоставления льготы по земельному налогу. Подробнее об этих изменениях — в нашем материале.

Налоговая амнистия

Законодатели решили списать с граждан налоги, которые уже невозможно с них взыскать в рамках Налогового кодекса. Речь идет о недоимке по транспортному, земельному налогам, НДФЛ и налогу на имущество физических лиц, образовавшейся у граждан по состоянию на 1 января 2015 г. Такую недоимку составляют неуплаченные суммы налога, начисленные за 2013 г. и более ранние годы. Дело в том, что граждане перечисляют НДФЛ и имущественные налоги (транспортный, земельный и на имущество физических лиц) после окончания года, за который исчислен налог. То есть в 2014 г. они должны были заплатить налоги за 2013 г., в 2013 г. — за 2012 г. и т. д.

Налоговые органы не могут взыскать эту недоимку в принудительном порядке, поскольку сроки, отведенные на обращение в суд, указанные в п. 2 ст. 48 НК РФ, уже истекли. А положений, позволяющих налоговикам списать эту задолженность, Налоговый кодекс не содержит. Теперь такая задолженность будет ликвидирована. Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 436-ФЗ) вышеуказанная недоимка и задолженность по пеням, начисленным на эту недоимку, признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию.

Списание осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням. Решение о списании принимается налоговиками без участия гражданина.

Вычет по земельному налогу

Пункт 5 ст. 391 НК РФ предусматривает возможность уменьшения налоговой базы по земельному налогу для отдельных категорий граждан. В старой редакции этой нормы речь шла об уменьшении налоговой базы на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб. Новая редакция п. 5 ст. 391 НК РФ, действующая с 29 декабря 2017 г., позволяет уменьшать налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка. Такое уменьшение названо налоговым вычетом (п. 6.1 ст. 391 НК РФ).

Перечень лиц, которые имеют право на налоговый вычет, расширен. В него включены пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (подп. 8 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Вычет производится только в отношении одного земельного участка по выбору гражданина (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Воспользоваться им можно уже при исчислении земельного налога за 2017 г. Для этого нужно представить до 1 июля 2018 г. в любой налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке (п. 1 ст. 13 Закона № 436-ФЗ). Если право на вычет появилось в 2018 г. и позже, уведомление подается в любой налоговый орган до 1 ноября года, начиная с которого применяется налоговый вычет (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Если гражданин имеет право на вычет, но не подал уведомление, налоговый вычет производится налоговиками в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога (п. 6.1 ст. 391 НК РФ, п. 3 ст. 13 Закона № 436-ФЗ).

Доходы в виде выигрышей

С 1 января 2018 г. изменился порядок налогообложения доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях. Соответствующие поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 354-ФЗ.

Ранее гражданин самостоятельно исчислял и уплачивал НДФЛ с выигрышей, полученных от организаторов лотерей и от организаторов азартных игр, проводимых не в букмекерской конторе и тотализаторе, независимо от суммы выигрыша (подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ). А налогообложение выигрышей в азартные игры, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, осуществлялось у источника выплат (п. 2 ст. 214.7 НК РФ).

В этом году порядок налогообложения выигрышей в азартные игры, проводимые не в букмекерской конторе и тотализаторе, остался прежним. НДФЛ по ним исчисляет и уплачивает гражданин независимо от суммы выигрыша. А вот правила для выигрышей в лотерею и в азартные игры, проводимые в букмекерской конторе и тотализаторе, изменились. Самостоятельно исчислять и уплачивать налог нужно, когда сумма выигрыша менее 15 000 руб. Такой порядок предусмотрен новой редакцией подп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ. Если сумма выигрыша 15 000 руб. и более, налог исчисляется и перечисляется в бюджет налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша (ст. 214.7 НК РФ в новой редакции).

В отношении выигрышей появилась налоговая льгота. Согласно поправкам, внесенным в п. 28 ст. 217 НК РФ, выигрыши, полученные участниками азартных игр и участниками лотерей, не облагаются НДФЛ, если их совокупная стоимость за налоговый период (календарный год) не превышает 4000 руб.

Установлено, что при налогообложении доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей, налоговые вычеты по НДФЛ не применяются (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Подтверждение права на налоговые льготы

С 1 января 2018 г. упростился порядок получения льготы при исчислении имущественных налогов. Ранее гражданин вместе с заявлением на льготу должен был обязательно представлять налоговикам документы, подтверждающие его право на нее (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ). Теперь подавать вместе с заявлением эти документы не обязательно (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ). Если документы вместе с заявлением не представлены, налоговый орган самостоятельно запрашивает сведения, подтверждающие право гражданина на налоговую льготу, у соответствующих органов, организаций, должностных лиц. На исполнение запроса отводится семь дней. Если сведения отсутствуют, в течение трех дней со дня получения соответствующего ответа налоговики сообщают гражданину о необходимости представления подтверждающих документов в налоговый орган.