Статья о запрете курения в общественных местах 2014

Оглавление:

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
— либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

— Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

— Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 ст. 12 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти «на поводу» у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. «Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице», — отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. «Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу».

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

Статья о запрете курения в общественных местах 2014

Начнем с того, что на сегодняшний день такого понятия НЕ существует.
Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) четко регулирует, где курить нельзя и что за это будет.

Так, согласно ст. 110 КУоАП, нельзя курить в вагонах, включая тамбуры поездов пригородного сообщения, в вагонах поездов городского и дальнего сообщения (за исключением специально отведенных мест) и в метрополитене.
За нарушение этой статьи светит вам от 85 до 340 грн.

Запрещено курение и на речных и морских судах, за исключением специально отведенных мест.
За нарушение этого запрета светит штраф: на морских – от 17 до 51 грн. (ст. 115 КУоАП), а на речных – от 85 до 340 грн. (ст.117 КУоАП).
Чего курение на речных является более тяжким нарушением, я, увы, не знаю ?

Согласно ст. 119 КУоАП запрещено курение в автобусах, маршрутных такси, троллейбусах и трамваях. За нарушение или предупреждение, или штраф от 85 до 340 грн.

И последняя статья, которая говорит о курении, это ст. 175-1 КУоАП, она-то нам в основном и нужна.
Так, согласно ст. 175-1 КУоАП запрещено

«Курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета»

За нарушение этого запрета предусмотрено или предупреждение или штраф от 51 до 170 грн.

На сегодняшний день остался один закон, который регулирует вопрос запрета курения, это ст.13 Закона Украины от 22.09.2005 №2899-IV «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения».

Таким образом, согласно закона запрещено курение не только табачных изделий, но и электронных сигарет и кальянов:
1) в лифтах и таксофонах;
2) в помещениях и на территории заведений здравоохранения;
3) в помещениях и на территории учебных заведений;
4) на детских площадках;
5) в помещениях и на территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и заведений физической культуры и спорта;
6) в подъездах жилых домов;
7) в подземных переходах;
8) в транспорте общего пользования, который используется для перевозки пассажиров;
9) в помещениях заведений ресторанного хозяйства;
10) в помещениях объектов культурного назначения;
11) в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
12) на стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств.

Очень важно!
С 16 декабря 2012 года к местам, где запрещено курение, относятся помещения заведений ресторанного хозяйства.
Что такое заведение ресторанного хозяйства написано в Правилах работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.02 №219, а именно:
– п.1.3. Заведение ресторанного хозяйства – организационно-структурная единица в сфере ресторанного хозяйства, которая осуществляет производственно-торговую деятельность: производит и (или) доготавливает, продает и организует потребление продукции собственного производства и закупных товаров, может организовывать досуг потребителей;
– п.15 Заведения (предприятия) ресторанного хозяйства разделяются по типам: фабрики-кухни, фабрики заготовительные, рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, магазины кулинарных изделий, кафетерии, рестораны и бары.

Таким образом, курить нельзя во всех заведениях общественного питания, не важно, что это: ресторан, кафе или бар/паб.
При этом отведение мест/столиков/комнат для курящих посетителей теперь не предусмотрено.

Более того, даже простое размещение пепельниц в заведениях ресторанного хозяйства приведет к штрафу (от 1 000 до 10 000 грн.).

Так же запрещается, кроме специально отведенных для этого мест, курение табачных изделий:
1) в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
2) в помещениях гостиниц и аналогичных средств размещения граждан;
3) в помещениях общежитий;
4) в аэропортах и на вокзалах.

В этих помещениях курение запрещено везде, за исключением специально отведенных мест.
Владелец, уполномоченные им лица, или арендаторы соответствующих сооружений или отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10 процентов общей площади соответствующего сооружения или помещения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить информацию о том, что это – места для курения.

Но!
В статье КУоАП есть отсылка к решениям сельских, поселковых и городских советов, которые своими решениями могут запретить курение в других местах.

Единственный документ Харьковского горсовета, который мне удалось найти и в котором идет речь о запрете курения, это «Правила благоустройства территории города Харькова», согласно которым запрещено курение «в общественных местах, а именно» (тоесть не просто «общественных», а приведен их исчерпывающий перечень):
1) в зданиях, сооружениях (их частях), которые доступны или открыты для населения свободно или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды;
2) в тоннелях и подземных пешеходных переходах;
3) на станциях метрополитена;
4) на стадионах;
5) в лифтах и таксофонах;
6) на территориях заведений образования, в том числе детских комбинатов, школ, высших и средних учебных заведений;
7) на территориях и непосредственно рядом с территориями детских площадок, детских развлекательных аттракционов, площадок, для отдыха и досуга;
8) в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений.

Таким образом, ни на улице, ни в парке, ни возле дома курение НЕ ЗАПРЕЩЕНО (если только рядом нет детской или спортивной площадки, аттракционов, площадок для отдыха и досуга).

Только не спрашивайте, что такое «площадки для отдыха и досуга», я пока что не знаю ? Вполне возможно, что такой площадкой можно считать и лавочку у подъезда ?

Что делать если подошел милиционер.

Если вы курите в каком-то месте, которое не относится к перечню, приведенному в законе и/или постановлении вашего горсовета/сельсовета, а милиционер инкриминирует вам «курение в общественном месте» и грозится штрафом, для начала нужно:
1) Вежливо объяснить ему, что начиная с февраля 2010 года такого понятия как «курение в общественном месте» не существует, а согласно действующему законодательству курение запрещено в определенных местах, и это место (где вы сейчас находитесь) к перечню, утвержденному законом, не относится. Если милиционер спросит где же, по-вашему, нельзя курить, вы можете спокойно ответить, что это в первую очередь должен знать ОН и предложите назвать статью КУоАП, которую по его мнению вы нарушили, а также статью и название закона которым утвержден перечень мест, где курение запрещено.
2) Если милиционер говорит о том, что курение здесь запрещено согласно постановлению горсовета, попросите его вам показать или хотя бы назвать дату и номер.
3) Если милиционер продолжает настаивать на том, что вы что-то нарушаете, когда курите, предложите ему составить протокол об административном правонарушении, в котором четко указать, где вы курите и что при этом нарушили.
4) Если милиционеры ведут себя нагло, хамски, неадекватно или вам просто надоело с ними препираться, достаете сотовый телефон и звоните по телефону доверия УВД в Харьковской области (057) 70-59-333, или в службу внутренней безопасности УВД в Харьковской области (057) 700-40-24, или в Инспекцию по личному составу МВД Украины (044) 254-98-98. При звонке называете себя и сообщаете о неправомерных требованиях сотрудников МВД, подробненько описывая ситуацию, в т.ч. где вы находитесь, что курение законом здесь не запрещено и что вы об этом сообщили сотруднику МВД, тем не менее, он настаивает на том, что вы что-то нарушаете. Попросите сотрудника милиции показать вам удостоверение (если он его вам еще не показывал или вы не запомнили его данные) и продиктуйте его данные тому, кто принимает звонок.

Думаю, подобных действий в большинстве случае будет достаточно, чтобы привести в чувство ППСников ?

Если все же по какой-то причине дошло до составления протокола (например, выходной день и телефоны не отвечают), для начала напомните милиционерам, что согласно Устава они обязаны составлять протокол об административном правонарушении только в случае, если после их устного замечания вы продолжаете его совершать (надеюсь к этому моменту вы уже докурили и потушили сигарету :), а поскольку вы уже не курите ? и больше здесь курить не будете, то и причин составлять на вас протокол нет.

Если милиционеры все же талдычат о протоколе и начали его составлять, то помните, что согласно ст.254 КУоАП

«Протокол об административном правонарушении, в случае его оформления, составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности»

При этом согласно ст.256 КУоАП

«В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол; сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности (в случае ее выявления); место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, который предусматривает ответственность за данное правонарушение; фамилия, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть; объяснение лица, которое привлекается к административной ответственности; другие сведения, необходимые для решения дела… Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, которое привлекается к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые добавляются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола лицу, которое привлекается к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 этого Кодекса, о чем делается отметка в протоколе»

После того, как вам дали подписать протокол, вы должны:
1) Внимательно его прочитать;
2) Если не согласны или в протоколе не написано, где вы курили или что вы нарушили, в строках, отведенных для объяснения пишите, что вы не согласны, что курили на самом деле там-то и там-то, а в протоколе об этом не указано, как и не указано, что вы нарушили и допишите, что вы обязательно хотите чтобы протокол рассматривался в вашем присутствии и о дате и времени рассмотрения вы просите сообщить по адресу *** (укажите адрес).
3) Все остальные свободные строки заполняйте прочерками (а то потом там будет дописано, что вы еще и матом ругались и пьяные валялись :))
4) Расписываетесь в графе, отведенной для подписей и сразу после написанного объяснения. Если вас не ознакомили с правами, в графе где делается эта отметка, нагло пишете “с правами не ознакомлен” и ставите свою подпись.
5) Вам обязаны дать один экземпляр протокола. Если дали, расписываетесь в специальной графе (но только после того как дали и попросили расписаться а не заранее). Если не дали, нигде больше не расписывайтесь.

Все, на этом ваше общение с милиционерами должно закончиться. Дальше они обязаны передать протокол начальнику райотдела, который и должен принять решение, виноваты вы в правонарушении или нет.

Помните, что согласно ст. 260 КУоАП, если у вас есть с собой паспорт, то милиционеры обязаны составить протокол на месте совершения правонарушения.

Если же паспорта у вас нет, вас могут доставить в отделение для установления личности составления протокола.
На случай если такое произойдет или если не смотря на то что документы у вас есть вас все же хотят доставить в отделение советую прочитать мою статью «Гражданин, пройдемте!» там очень подробно описан этот момент (что бы не повторятся здесь).

Оттуда же можно почерпнуть еще кучу полезных моментов которые будут нелишними при общении с сотрудниками МВД.

Что бы не пропустить ничего важного подписывайтесь на наш Телеграм-канал, страницу в Фейсбуке, или добавляйтесь в Твитере.

Если моя статья Вам понравилась, или оказалась для Вас полезной, вы можете сказать «спасибо», ? перечислив любую сумму на Ваше усмотрение на мою карточку в «ПриватБанке»:
— № 5169 3324 0559 7207 — получатель Зарайский Александр Николаевич.

Закон о запрете курения в общественных местах вступил в силу с 15 ноября

Антитабачный закон 2013 вступил в силу в пятницу, 15 ноября. Курить теперь нельзя на рабочих местах, на территориях и в помещениях учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, в подъездах жилых домов, на вокзалах и в аэропортах. Нарушивших закон ждет штраф — от 500 до 1,5 тыс. рублей. Тем, кто не расстается с сигаретой даже на детской площадке, придется выложить за пагубную привычку от 2 до 3 тыс. рублей.

Антитабачный закон 2013: где нельзя курить

Антитабачный закон 2013 вступил в силу в пятницу, 15 ноября. Список запрещенных для курения мест в России выглядит таким образом: помещения учебных заведений и учреждений культуры (театры, музеи, галереи), стадионы и другие спортивные объекты, медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения, здания социальных служб и органов по делам молодежи, органов государственной власти и местного самоуправления.

Курить с 15 ноября нельзя также в подъездах жилых домов, лифтах, на пляжах и АЗС, во всех видах общественного транспорта, а также в самолетах, аэропортах, метро, железнодорожных и автовокзалах, морских и речных портах. С сигаретой можно подойти не ближе чем на 15 метров от входа транспортных объектов.

Антитабачный закон 2013: штрафы

Для тех, кто нарушает требования антитабачного закона, предусмотрены штрафы. Так, за курение в подъездах и местах общественного пользования придется заплатить от 500 до 1,5 тыс. рублей. На ту же сумму похудеют кошельки курящих ближе, чем в 15 метрах от входов в аэропорты, вокзалы, больницы, учебные заведения. Максимальный размер штрафа – от 2 до 3 тыс. рублей — установлен для любителей подымить на детских площадках.

Штрафы установлены не только для курильщиков, но и для продавцов табачных изделий. Продал сигареты несовершеннолетнему — выложи 3-5 тыс. рублей штрафа, если ты рядовой гражданин.

Должностное лицо поплатиться за то же действие штрафом в 30-50 тыс. рублей, а юридическое — в 100-150 тыс. Отбить у родителей ребенка или его законных представителей желание приучать свое чадо к сигарете призван штраф в 2-3 тыс. рублей.

Коснулся закон о запрете курения в общественных местах и работодателей. Они обязаны обеспечить его соблюдение, а именно — обустроить курилки для сотрудников. Отказ сделать это приведет к штрафу до 90 тыс. для организаций (до 40 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей).

И это еще не все меры, призванные избавить Россию от никотиновой зависимости. Более всего антитабачный закон должен ударить по табачным компаниям. Они теперь лишены возможности устраивать промоакции или спонсировать любые мероприятия. Попытка сделать это обернется для рекламодателя, производителя и распространителя штрафами до 600 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 10 до 25 тыс. рублей.

Штраф за курение с 15 ноября. Таблица

Следить за выполнением закона будут полиция, администрации метро и вокзалов. Контролировать работодателей станут Роспотребнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор. Вряд ли сил этих служб хватит, чтобы проследить за всеми российскими курильщиками разом. Некоторые эксперты предполагают, что новый закон будет жить только на бумаге.

Помочь соблюдению могут сами неравнодушные граждане. Противников табака в России немало, и некоторые уже начали объединять свои силы в борьбе с курением.

К примеру, в Москве с конца октября действует «антитабачная полиция» — объединение добровольцев, которые следят за соблюдением закона о запрете курения в общественных местах. Активистов пока всего несколько десятков, до сих пор они носили на рукавах повязки и могли лишь делать замечания нарушителям «антитабачного закона». Теперь же собираются задерживать их и передавать властям. Как это будет выглядеть на деле, судить пока сложно, вряд ли курильщики покорно будут идти на заклание.

«Все-таки рано или поздно снизится количество курильщиков, но это будет не из-за запрета, а из-за сострадания к некурящим. Я уверен, что завтра ничего не поменяется», — поделился своим мнением по поводу «антитабачного закона» известный петербургский актер и заядлый курильщик Михаил Боярский.

Отныне в Украине запрещено курить

Вступил в силу Закон № 4844-VI об ограничении мест курения табачных изделий, полностью запрещающий курение в общественных местах.

Отныне запрещается курение табачных изделий, а также электронных сигарет и кальянов:

— в помещениях предприятий ресторанного хозяйства;
— в лифтах и таксофонах;
— в помещениях и на территории учреждений здравоохранения;
— в помещениях и на территории учебных заведений;
— на детских площадках;
— в подъездах жилых домов;
— в подземных переходах;
— в транспорте общего пользования, используемого для перевозки пассажиров;
— в помещениях объектов культурного назначения;
— в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
— на стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств;
— а также в помещениях и на территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и учреждений физической культуры и спорта (эта норма действует еще с 16.06.2012).

Также запрещается, кроме специально отведенных для этого мест, курение табачных изделий:

— в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
— в помещениях гостиниц и аналогичных средств размещения граждан;
— в помещениях общежитий;
— в аэропортах и на вокзалах.

Такие места не должны превышать 10 % площади помещения и должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией.

Нарушителям Закона (владельцам и арендаторам помещений) грозит штраф от 1 до 10 тысяч гривен (есть мнение, что Закон о запрете курения выполнит фискальную функцию). Читайте также — Куда из ресторанов мигрируют курильщики? А незаконно курящее физлицо будет привлечено к административной ответственности по статье 175-1 КоАП.

Читайте также о том, как медики будут помогать курильщикам избавляться от курения в 5 шагов.

Закон о запрете курения (антитабачный закон) 2015 :: где нельзя курить с 1 июня 2014 г.

Борьба за здоровый образ жизни российских граждан привела к тому, что в июне 2013 года был принят закон о запрете курения с официальным названием №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», отдельные положения которого вступают в силу намного позднее даты его принятия.

Так, только с 1 января 2014 года в антитабачном законе стала применяться статья 13 фз о запрете курения, которая предусматривает установление минимальных и максимальных розничных цен на табачную продукцию и повышение акцизов на нее, т.е. увеличение налогов. Такими мерами государство собирается добиться сокращения спроса на табачные изделия.

Ряд дополнительных запретов на курение вступит в силу уже 1 июня 2014 года, однако в полной мере данный закон будет действовать, начиная с 1 января 2017 года. Именно этой датой определено вступление в силу части 1 и 2 статьи 18 ФЗ, касающейся предотвращения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

Действующие запреты и ограничения

Основными целями, которые преследует антитабачный закон, являются охрана здоровья некурящих граждан от вредного воздействия табачного дыма, а также профилактика распространения потребления табака среди несовершеннолетних. Принятие данного документа непосредственно связано с ратификацией Россией Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В результате этого:

  • установлены места, где нельзя курить по закону;
  • запрещена реклама, стимулирование и спонсорство табака;
  • предусмотрено регулирование состава табачных изделий, а также обязанность производителей указывать подробный состав входящих в них веществ;
  • предусмотрено просвещение населения о вреде курения и вредном воздействии табачного дыма;
  • запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним и вовлечение их в процесс потребления табака, повышенную ответственность за это несут родители;
  • запрещена демонстрация сигарет и их курения в новых мультфильмах, театральных представлениях и любых передачах для детей, а также в фильмах, передачах и программах для взрослых. Однако в последнем случае есть одно исключение: демонстрация табачных изделий допускается, если это является неотъемлемой частью художественного замысла.

Где запрещено появление с сигаретой?

По закону в настоящее время в список мест, где запрещено курить, входят:

  • помещения и территории образовательных учреждений, а также спортивных и культурных объектов;
  • помещения и территории больниц, реабилитационных центров и санаториев;
  • самолеты, автобусы и другие виды общественного транспорта, в том числе речные суда внутригородского и пригородного сообщения;
  • станции метро, помещения вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, а также территории вблизи входов на данные объекты (на расстоянии менее 15 метров);
  • помещения социальных служб, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • рабочие места и рабочие зоны, созданные в помещениях, за исключением специально оборудованных курилок;
  • лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов, таким образом, запрещено курение в подъездах;
  • детские площадки и пляжи;
  • автозаправочные станции.

На таких объектах размещаются специальные знаки. Между тем, несмотря на жесткий запрет курения в общественных местах, законом установлены некоторые исключения из этого, а именно разрешено употребление табака на судах дальнего плавания и в многоквартирных домах:

  • в специально выделенных местах на открытом воздухе;
  • в изолированных помещениях при условии их оснащения системами вентиляции.

Кроме того, никто не запретит курить на улице, в собственной квартире или автомобиле, а также в специально созданных курилках. Также законно «затянуться» можно на транспортных остановках, но здесь уже речь идет о морали, а не о законе.

Новые ограничения

Уже 1 июня 2014 года закон о запрете курения действует с еще большей силой. Ограничения косаются как самих курильщиков, так и продавцов и иных лиц. В первую очередь, необходимо отметить, что к местам, запрещенным для курения, добавятся:

  • поезда дальнего следования и суда дальнего плавания в период оказания услуг по перевозке пассажиров;
  • пассажирские платформы поездов пригородного сообщения, но запрет не распространяется на платформы поездов дальнего следования;
  • гостиницы, общежития, магазины, крытые рынки, помещения бытовых услуг;
  • запрещено будет также курение в ресторанах и кафе.

Помимо этого, ограничения затронут розничную продажу табачных изделий. Приобрести пачку сигарет с 1 июня можно будет только в магазине или павильоне, во всех остальных пунктах торговли, таких как киоски, автоматы продажа табачных изделий запрещена. Важным новшеством является также запрет выкладки и демонстрации сигарет на витринах торговых объектов.

Поэтому узнать о том, какие сигареты имеются в продаже и по какой цене, можно будет только из перечня продаваемой табачной продукции, который будет размещен в магазине. При этом покупатель не увидит в этом перечне никаких рисунков и изображений сигарет кроме информационного текста. Демонстрация табачных изделий допускается только по требованию покупателя после его ознакомления с перечнем продаваемой продукции.

Что касается иных нововведений, антитабачный закон 2014 предусматривает обязанность теле- и радиовещателей, а также организаторов при демонстрации сигарет и процесса курения в фильмах и программах перед их началом или во время показа транслировать социальную рекламу о вреде потребления табака.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака — любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции.

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество Российской Федерации, включая заключение международных договоров Российской Федерации, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов Российской Федерации;

3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов Российской Федерации по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов Российской Федерации, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной’ зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также «горячих линий», способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может предусматриваться создание «горячих линий» или использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

5. Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем маркировки табачных изделий специальными и (или) акцизными марками и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем.

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории Российской Федерации и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1-5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 и часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.