Субъекты гражданского права гражданский кодекс

Оглавление:

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Комментарий к статье 124 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья устанавливает гражданско-правовой статус государственных и муниципальных образований. Основным принципом данного статуса является равноправие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований с другими участниками гражданских правоотношений, в чем состоит главное отличие от их статуса как участников отношений, регулируемых публичными отраслями права. Исходя из этого, рассматриваемые субъекты, будучи субъектами нормотворчества и устанавливая правила, регулирующие гражданские правоотношения, вступив в эти отношения, не обладают в рамках соответствующей межсубъектной связи властно-распорядительными полномочиями.

Гражданская правосубъектность государственных и муниципальных образований аналогична правосубъектности юридических лиц за изъятиями, вытекающими из правовой природы государства и муниципии. Так, данные субъекты не могут быть ликвидированы по основаниям, установленным нормами гражданского законодательства.

Ст. 124 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права.

24 ноября 2015

В статье использованы материалы руководимой автором рабочей группы, разрабатывающей по поручению Постоянной комиссии по экономике и финансам Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ концепцию и проект Модельного закона для государств — участников СНГ «О публично-частном партнерстве».

24 июня 2015

5 мая 2015

О малых сих замолвлено слово Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 159-ФЗ) был принят в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

17 сентября 2012

30 мая 2012

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Индивидуальный предприниматель планирует осуществить пожертвование детскому саду в виде передачи качелей, каруселей и иного аналогичного оборудования (далее — Инвентарь). В соответствии с позицией Министерства финансов РФ, изложенной в письме N 03-04-08/58234 от 30.12.2013 , НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение социального налогового вычета, предусмотренного пп.1 п.1 ст.219 НК РФ, в случае осуществления пожертвований в натуральной форме. С учетом указанного выше предприниматель полагает, что вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным п.1 ст.219 НК РФ в размере стоимости переданного Инвентаря. В случае, если предприниматель также оплатит монтаж Инвентаря с учетом указанного выше, предприниматель полагает, что вправе будет воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным п.1 ст.219 НК РФ в размере стоимости монтажа Инвентаря. Просим подтвердить правомерность сделанных выводов.

Об учете целевых средств общественной организацией для целей исчисления налога на прибыль; об установлении льгот по региональным и местным налогам для ветеранских организаций.

ФГБУ Минздрава России (далее — Благоприобретатель) заключило 31.07.2013 трехсторонний договор (далее — договор) с Благотворительным фондом (далее — Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью (далее — Исполнитель). В соответствии с п. 1.1 договора Заказчик поручает Исполнителю выполнить работы по косметическому ремонту палат отделения химиотерапии и комбинированного лечения злокачественных опухолей у детей. Результаты выполненных Исполнителем работ принадлежат Благоприобретателю (п. 1.2 договора). Просим разъяснить, будут ли учитываться при определении Благоприобретателем налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде безвозмездно полученных Благоприобретателем работ, выполненных по данному договору.

Некоммерческий благотворительный фонд (далее — Фонд) является благотворительной организацией, созданной в целях поддержки деятельности мусульманских религиозных, общественных, культурных и иных организаций, учебных заведений, а также их развития. В рамках долгосрочных благотворительных программ Фонд ежегодно осуществляет благотворительную поддержку указанным организациям, заключая договоры о целевом благотворительном пожертвовании (на ведение ими своей уставной деятельности и на реализацию проектов), при этом срок действия заключаемых договоров может быть от одного года и более. В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) даются определения, что относится к средствам целевого финансирования и грантам. При этом указывается, что гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчёта о целевом использовании гранта. В связи с этим просим разъяснить следующее: 1) какие отчётные документы могут быть приняты Фондом для подтверждения целевого использования выделенных Благополучателю в качестве благотворительного пожертвования денежных средств (гранта)? 2) Обязан ли Фонд осуществлять контроль расходования благотворительного пожертвования (гранта) до конечных получателей денежных средств (то есть осуществлять проверку третьих лиц — по заключённым договорам между Благополучателем и третьими лицами)? 3) Фонд просит также разъяснить порядок отражения по бухгалтерскому учёту финансового результата от оказанной Фондом благотворительной помощи благополучателям — некоммерческим организациям, то есть в какой момент Фонд должен отражать списание перечисленных в качестве благотворительного пожертвования денежных средств по бухгалтерскому балансу — на момент перечисления благотворительного пожертвования или на момент принятия отчёта об использовании гранта (выделенных целевых средств).

Субъекты и объекты гражданского права

Субъекты гражданского права

Субъекты гражданского права — это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое имеет определенный статус — является правоспособным и дееспособным.

Субъектами гражданского права могут быть:

  • граждане (физические лица);
  • юридические лица;
  • государство — Российская Федерация и ее субъекты, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

Объекты гражданского права

Объектом, или предметом, гражданского права является направление его воздействия.

По закону (ст. 128 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на следующие пять видов:

  • имущество;
  • работа и услуги;
  • информация;
  • результаты интеллектуальной деятельности;
  • нематериальные блага.

Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.

Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т. п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т. е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют оборотоспособными.

Некоторые объекты гражданских прав ограничены в гражданском обороте: они могут либо принадлежать только государственным организациям, либо только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в гражданском обороте только по специальным разрешениям (право на пользование оружием, природными ресурсами и т. п.).

К числу объектов, ограниченных в гражданском обороте, относятся земля и другие природные ресурсы: они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой это допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Наконец, некоторые объекты гражданских прав вовсе исключены из гражданского оборота. Сюда относятся, в частности, особо важные культурные объекты (например, Большой театр).

Ниже мы подробно рассмотрим имущество — этот основной объект гражданского права. Об остальных видах его объектов рассказывается в соответствующих главах пособия.

Имущество — это самая важная и наиболее сложная категория объектов гражданских прав. Сюда относятся вещи (в это понятие включаются материальные предметы, деньги и ценные бумаги) и иное имущество, в том числе имущественные права.

В узком значении слова эти материальные объекты для целей гражданского права могут быть подразделены на следующие категории:

  • средства производства и предметы потребления;
  • недвижимые и движимые вещи. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, а также все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, многолетние насаждения). Недвижимые вещи и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Остальные вещи относятся к движимым, которые по общему правилу государственной регистрации не проходят;
  • делимые и неделимые вещи. Делимой считается вещь, которая может быть разделена без изменения ее назначения; делимость является важным правовым свойством вещи;
  • вещи, определенные индивидуальными признаками, и вещи, определенные лишь родовыми признаками. Если вещь является уникальной (единственной) или если она выделена из ряда других аналогичных вещей, например, “этот мешок сахара”, то она определена индивидуальными признаками. Вещи, определенные индивидуально, в гражданском обороте участвуют иначе, чем вещи, определенные только родовыми признаками;
  • потребляемые вещи (исчезающие при их разовом использовании) и непотребляемые вещи. Последние потребляются постепенно (амортизируются);
  • главная вещь и принадлежность; принадлежностью считается вещь, предназначенная для обслуживания главной вещи (например, смычок для скрипки); обычно принадлежность следует судьбе главной вещи, например, передается вместе с ней при покупке;
  • основные вещи и полученные от них плоды, продукция, доходы; плоды, продукция, доходы принадлежат лицу, использующему вещь на законном основании, если иное не предусмотрено законом или договором.

Предприятие

Как объект права — это сложная вещь, имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности. Оно в целом признается недвижимостью. Предприятие полностью или частично может быть объектом купли-продажи, залога, аренды.

В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельный участок, здания, сооружения, сырье, продукция; права требования, долги, фирменное наименование, товарный знак и т. п.

Деньги (валюта)

Рубль выступает законным платежным средством, обязательным к применению в России. Отказ принять рубль в оплату платежей считается нарушением закона.

Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Правила безналичных расчетов устанавливаются правительством РФ и Центральным банком.

Иностранная валюта и валютные ценности (к ним относятся алмазы, рубины, золото в слитках, выраженные в иностранной валюте чеки, векселя и т. п.) могут быть объектом сделок только в соответствии с правилами, установленными правительством РФ. Эти правила содержат ограниченный перечень круга лиц, которые вправе осуществлять такие сделки.

Ценные бумаги

Они являются разновидностью вещей.

Это документы, удостоверяющие определенные права, причем эти права можно осуществить только при предъявлении ценной бумаги. Передача ценной бумаги другому лицу означает переход к нему всех прав, удостоверенных ценной бумагой.

Особую категорию составляют бездокументарные ценные бумаги, которые фиксируются в памяти ЭВМ в форме записи бухгалтерского счета либо в обычном реестре.

Особенность ценных бумаг — их абстрактный характер: обязательства, удостоверенные ценной бумагой, не зависят от основания их возникновения.

Ценные бумаги являются документами строго определенной формы. Несоблюдение формальных требований, предъявляемых к ценной бумаге, влечет ее ничтожность.

К ценным бумагам относятся: государственные и иные облигации (обычно процентные), векселя (они удостоверяют право на получение денег через определенный срок), чеки (удостоверяют право на получение денег в банке), депозитные и сберегательные сертификаты (например, сберкнижка), акции и др.

Ценные бумаги делятся на три группы:

  • предъявительские — права принадлежат предъявителю, владельцу;
  • именные — права принадлежат только лицу, вписанному в ценную бумагу;
  • ордерные — права принадлежат указанному в ценной бумаге лицу или тому, кого это лицо уполномочило своим распоряжением (приказом, ордером). Это уполномочие вписывается в ценную бумагу.

Государство, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Российская Федерация и ее субъекты — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования — составляют наряду с физическими и юридическими лицами еще одну группу субъектов гражданского права. Государство, государственные и муниципальные образования являются носителями таких гражданских прав, как право собственности. Они могут быть стороной договоров, регулируемых нормами гражданского права, например, стороной договора дарения, по которому гражданин передает в собственность государства какие-либо ценности или произведения искусства. К государству гражданские права могут переходить и иным путем, в частности, по праву наследования по закону или по завещанию.

Во всех этих случаях от имени Российской Федерации и ее субъектов действуют органы государственной власти, например, Министерство финансов Российской Федерации, комитеты по управлению государственным имуществом, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. В отдельных случаях от имени государства, государственных и муниципальных образований могут выступать юридические лица и граждане (ст. 125 ч. 1 ГК РФ).

Субъекты и объекты гражданского права

Одним из основных понятий гражданского права является понятие «субъект гражданского права». К субъектам гражданского права отно­сятся физические лица (граждане РФ, иностранцы, апатриды — лица без гражданства), российские и иностранные юридические лица (ор­ганизации, учреждения, предприятия различных видов собственности) и государство в лице Российской Федерации, ее субъектов, муници­пальных образований и их официальных органов.

Признаками субъектов гражданского права являются дееспособность и правоспособность (ГК РФ, гл. 3), благодаря которым субъекты могут вступать в гражданские правоотношения. Помимо раскрытия особенно­стей правового положения физических лиц, студент должен изучить ос­новные положения юридического лица и иметь представление о видах юридических лиц. Особое внимание следует обратить на правоспособ­ность юридических лиц и ее отличие от правоспособности физических лиц, так как правоспособность юридического лица является не общей, а специальной: юридические лица могут осуществлять только ту дея­тельность, которая указана в их учредительных документах.

Поскольку гражданское право возникло как потребность в реализа­ции обособленных имущественных интересов с помощью твердо уста­новленных и неизменных правил, юридические лица стали отдельны­ми субъектами права, у которых присутствуют:

1) единство (структура, соподчиненность органов управления),

2) регламентация отношений между участниками, специальные до­кументы;

3) собственное имущество в самых разнообразных видах;

4) самостоятельная гражданско-правовая ответственность;

5) наличие и использование собственного наименования в граждан­ском обороте.

Отдельно стоящим субъектом гражданского права является государ­ство — Российская Федерация (ГК РФ, гл. 5). Однако Гражданский ко­декс выделяет в качестве отдельных субъектов гражданского права как само государство — Российскую Федерацию, так и субъекты Россий­ской Федерации — республики, края, области, автономные округа, ав­тономную область, города федерального значения и муниципальные образования.

Надо показать, что в основе гражданских правоотношений нахо­дятся юридические факты. В первую очередь, это события и действия, с которыми нормы гражданского права связывают определенные юри­дические последствия. Следует объяснить, какие события порождают юридические последствия, а какие нет.

При рассмотрении правомерных действий надо выделять юридиче­ские акты, юридические поступки и сделки. Если юридические акты — это административные акты и сделки, на основании которых возни­кают гражданские правоотношения, то юридический поступок выра­жается в том, что гражданско-правовые последствия возникают у лица независимо от его желания. Авторское право возникает в момент соз­дания произведения, находка чужой потерянной вещи порождает обя­зательство по ее возврату владельцу и т. д.

Говоря об объектах гражданского права, можно пояснить, что к ним относятся вещи, включая деньги, ценные бумаги, имущественные права; работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, и исключительные (абсолютные) права на них, а также нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона (ГК РФ, гл. 8). Защита объектов гражданского права от любых видов посягательства осуществляется в судебном порядке на основании гражданского и специального законодательств.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Субъекты гражданских правоотношений по гражданскому кодексу 1922 года

Если вы не в Казахстане, можно не приезжать, юристы по разводам оформят расторжение брака вместо вас — по доверенности. Вся подробная информация тут на сайте http://www.razvod-almaty.kz

В современных условиях, когда разработана и обсуждается концепция реформирования гражданского законодательства, представляет интерес обращение к опыту прошлого, в том числе к ГК 1922 года. Одним из важных вопросов являлся субъектный состав гражданских правоотношений. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. подразделял субъекты гражданских правоотношений на физические и юридические лица. С такой классификацией в советской науке согласилось большое количество авторов, среди которых А.В. Венедиктов, С.Ф. Кечекьян, Т.Е. Новицкая, Г.И. Петров и др. Однако, при этом авторы использовали различную терминологию.

Наиболее известный благодаря своим работам в области трудового права, учёный цивилист Н.Г. Александров субъектами советского права называл Советское государство, граждан, юридические лица и органы советского государства как субъектов властной компетенции.

Очень похожая классификация субъектов советского права принадлежит доктору юридических наук, профессору Г.И. Федькину. К числу субъектов он относил советских граждан, Советское социалистическое государство, государственные организации трудящихся и общественные организации трудящихся.

По всей видимости, первая группа включает в себя всех индивидов, а остальные – организации различных правовых форм. Недостатком такой градации является то, что автор не упоминает о правоспособности иностранных гражданах и лиц без гражданства.

Другой автор, Я.Н. Уманский, отошёл от привычной классификации, заявляя о том, что к группе «граждан» относятся не только физические лица, но и общественные организации трудящихся, советский народ в целом. Автор основывал своё мнение на том, что граждане получают возможность выступать участниками государственно-правовых отношений, объединившись в общественные организации.

Попытка Я.Н. Уманского создать новую классификацию встретила большое количество отрицательных отзывов. В первую очередь это было связано со сложностью восприятия предложенной автором классификации. Она несколько сбивала с толку, так как гражданин чётко представляет себе физическое лицо как отдельного гражданина. Идея автора является весьма противоречивой. Дело в том, что субъект права наделялся определёнными правами и обязанностями. В случае с общественными организациями важно выяснить – кому именно эти права даруются. Из теории колхозно-кооперативной собственности и собственности общественных организаций известно, что участники (члены) общественной организации не обладают правами. Права принадлежат всей общественной организации в целом. Таким образом, выдвинутая идея автора Я.Н. Уманского больше запутывает читателя, нежели отвечает на поставленный вопрос. Так, совершенно непонятно, кто же является субъектом советского гражданского права – организация в целом или её участники?

Вернее всего использовать классификацию субъектов права, согласно которой они делятся на физических и юридических лиц. При этом к первым относятся индивиды, а ко вторым – различные организации.

Интересно мнение А.В. Мицкевича, защитившего в 1952 году кандидатскую диссертацию на тему: «Субъекты советского права».

Автор считал, что в области гражданского права прочно сложилась классификация, различающая два вида субъектов: физические лица (граждане) и юридические лица. Эту классификацию субъектов гражданского права отдельные советские ученые предлагали принять как общую для всех отраслей советского права. С таким подходом сложно согласиться, потому что категория юридического лица охватывает лишь определенную область деятельности социалистических организаций – их оперативно-хозяйственную деятельность. Она не может характеризовать правосубъектности общественных организаций и государственных органов в сфере осуществления государственной власти, функций управления. Не случайно и в области гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами выделяется советское государство как особый субъект права, обладающий властными полномочиями. Что же касается области советского государственного, административного, уголовно-процессуального права, то здесь совершенно очевидно, что «круг организаций, имеющих правосубъектность, не совпадал с кругом организаций, являющихся юридическими лицами».

Различие этих двух видов правосубъектности обосновал А.В. Венедиктов:
И государственные, и общественные организации могли выступать в двух основных ипостасях:
Как субъекты компетенции по осуществлению властных функций органов государственной власти, управления и правосудия, органов колхозно-кооперативных и общественных организаций, органов общественности;
Как субъекты правоспособности юридических лиц, которая даёт возможность для их участия в отношениях товарного производства и обмена (государственные хозяйственные предприятия, колхозно-кооперативные и другие общественные организации и бюджетные учреждения.

Большое число организаций одновременно могли выступать как органы, наделённые властными полномочиями, и как юридические лица. Так, в Советской России юридическими лицами признавались местные Советы депутатов трудящихся и их исполкомы, комитеты профсоюзов и некоторые другие органы государств и общественности. Госбанк – это своеобразное юридическое лицо, соединяющее в себе как черты органа государства, так и черты хозрасчётной организации.

По мнению профессора кафедры истории государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова Т.Е. Новицкой, привычная классификация субъектов на физические и юридические лица не представляется чем-то новым для гражданского права. По-другому обстоит дело с объёмом прав и обязанностей, которые закрепляет за участниками Гражданский кодекс. Стоит сначала рассмотреть именно эту проблему. Дело в том, что гражданская правоспособность физических лиц обладала специфическим характером, обусловленным целями и задачами советского государства. Один из разработчиков проекта Гражданского кодекса А.Г. Гойхбарг в своё время говорил: «Мы исходим из того, что новая экономическая политика, что уступки, которые сделаны частной инициативе, сделаны только во имя развития производительных сил нашей республики, и поэтому наше государство, считаясь со всеми интересами, предоставляет в пределах этих интересов правоспособность, право на обладание известным имуществом лицам, выполняющим предначертания государства».

Ст. 1 и 4 ГК РСФСР 1922 года определили гражданскую правоспособность физических лиц. На первый взгляд, смысл статей кажется предельно ясным, однако он вызвал множество споров среди советских юристов 20-ых гг. Дело в том, что юристы старой школы делали попытки прокомментировать её согласно юридико-догматическим позициям. В итоге смысл ст. 1 ГК сводился к тому, что она охраняет интересы отдельных лиц от злоупотребления правом. А.Г. Гойхбарг оценивал её как «специфическое отличие нашего кодекса переходного времени». В данном случае очевидно, что автор имел в виду охрану интересов социалистического государства от злоупотреблений частных лиц. Таким образом, и в ст. 1, и в ст. 4 ГК наблюдается чётко выраженный классовый подход государства к регулированию вопроса о субъектах гражданских правоотношений. В процессе обсуждения проекта эти статьи не подвергались изменению, и в Гражданском кодексе они предстали именно в том виде, в каком были зафиксированы в проекте НКЮ.

В целях развития производительных сил страны ст. 4 ГК указывала на то, что гражданская правоспособность, как способность иметь гражданские права и обязанности, закреплялась за всеми гражданами, не ограниченными судом в правах. Ни пол, ни раса, ни вероисповедание и происхождение не могли повлиять на объём гражданской правоспособности. В соответствии с потребностями хозяйственной политики 20-х гг. основная цель ГК сводилась к регулированию деятельности частных лиц. Ст. 6 ГК устанавливала возможность ограничения гражданской правоспособности исключительно по решению суда.

Гражданское законодательство также регулировало статус иностранцев в советской республике. Сам ГК не содержал информации о правоспособности иностранных граждан. Норма об этом была закреплена в законе о введении в действие ГК, а именно в статье восемь закона. Нормы международных соглашений в случае с определением имущественной правоспособности иностранных граждан играли решающую роль. В случае отсутствия таких норм права и обязанности иностранных граждан устанавливались уполномоченными органами Советского государства. Следовательно, граждане тех государств, которые заключили с РСФСР международные договоры, оказывались более «правоспособными» на территории советского государства. Об этом говорил и А.Г. Гойхбарг. Но впоследствии оказалось, что «иностранцы, принадлежащие к стране, не вступившей в соглашение с нашей республикой», очутились «в лучшем правовом положении, чем граждане стран, заключивших с нашим правительством те или иные соглашения». Подобная рокировка значений в законе объясняется тем, что Советская республика была окружена враждебными капиталистическими государствами, и они, соответственно, не спешили заключать с Советским государством международные соглашения, а привлечение иностранного капитала так и оставалось одной из ведущих необходимостей советского государства. «Особые условия политических и экономических наших взаимоотношений с иностранными гражданами, отсутствие политического признания и даже налаженных государственно-экономических отношений побуждают наше государство ставить в иное положение иностранцев» – говорил по этому поводу А.Г. Гойхбарг.

Впоследствии уже в СССР выделяли следующие субъекты гражданских правоотношений среди физических лиц: советские граждане, граждане иностранных государств, лица без гражданства. Отдельный человек как субъект права мог выступить в СССР только в рамках трёх вышеуказанных категорий. Согласно закону физическое лицо приобретает либо правовой статус советского гражданина, либо лица без гражданства.

Физическое лицо могло выступить не только носителем собственных прав, но и представителем другого лица или организации, как должностное лицо или как представитель власти. Следовательно, представитель физического лица, организации, государственного органа или должностного лица помимо собственного правового статуса приобретает также некоторые права и обязанности, входящие в правовой статус вышеперечисленных субъектов права. Например, директор предприятия или председатель правления колхоза вправе от имени организации осуществлять сделки по оперативно-хозяйственному использованию общественного имущества.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 года детально характеризует юридические лица как субъекты гражданских правоотношений по сравнению с предыдущим законодательством в этой области. Наряду с государственными предприятиями, учреждениями и организациями ГК говорит ещё и о частных юридических лицах. Таким образом, в советском праве возникла следующая классификация юридических лиц:
В зависимости от состава образующих их членов юридические лица делились на: а) государственные, к которым относились местные Советы и их исполкомы, государственные предприятия, торговые организации, а позднее –тресты и синдикаты; б) частные, к которым относились товарищества и акционерные общества; в) смешанные, которые образовывались при участии как частного, так и государственного капитала; г) общественные, к которым относились как кооперативно-колхозные предприятия, так и органы общественных, партийных, профсоюзных организаций.

В зависимости от устройства и целей юридические лица делились на а) товарищества, акционерные общества; б) государственные предприятия; в) тресты; г) комбинаты; д) синдикаты; е) земледельческие общества; ж) организации и учреждения.

А.Г. Гойхбарг, тщательно изучая проект подготовленного Гражданского кодекса, уделял особое внимание частным юридическим лицам. По его мнению, именно они были более всего ограничены в правоспособности. Автор не оставил без внимания и государственные юридические лица, а именно национализированные крупные промышленные предприятия, переведённые на хозяйственный расчёт. Данные предприятия признавались им самостоятельными и полностью отвечающими по своим обязательствам. Обязанность по обязательствам, принадлежащая хозрасчётным предприятиям, объяснялась А.Г. Гойхбаргом следующим образом: «Если бы каждая отрасль промышленности знала, что если она вылетит в трубу, то за это отвечает всё государство, тогда никакого стимула не было бы для всей этой отрасли промышленности действовать хозяйственным образом».

В статье 13 (в окончательной редакции ст. 14) определялись признаки юридического лица. На IV сессии ВЦИК 9-го созыва отдельные положения данной нормы были уточнены: «Чтобы устранить всякие недоразумения, что будто бы профсоюзы не могут существовать на основании этой статьи».
Юридическое лицо было обязано иметь устав, регулирующий его деятельность. Позже ВЦИК добавил и такую обязанность юридического лица, как обязанность иметь ещё и положение. Эти уставные документы должны были быть либо утверждены, либо зарегистрированы. Юридическими лицами являлись и товарищества, в том числе и акционерные общества, создание которых оформлялось договором.

Статья 19 ГК была посвящена государственным предприятиям и их объединениям, переведённым на хозрасчёт. А вот о государственных органах и смешанных предприятиях в кодексе нет никакой информации. В связи с этой неполнотой законодательного акта сразу же после принятия ГК возникла необходимость издания множества нормативно-правовых актов, которые уточняли суть несовершенных статей ГК. Самым главным недостатком ГК, пожалуй, было то, что он не разделял юридические лица на государственные и частные. Позже это было сделано в подведомственных нормативно-правовых актах. Вследствие отсутствия подобного разграничения в тексте государственные и частные предприятия, по сути, приравнивались друг к другу, хотя очевидно, что статус первых в гражданском обороте был куда более значимым. В судебной практике также можно найти уточнение по поводу статуса государственных и частных юридических лиц. Так, Пленум Верховного Суда РСФСР от третьего ноября 1923 года постановил, что «всякое акционерное общество является частным юридическим лицом, если устав акционерного общества допускает вступление частного капитала».

Со временем подзаконные акты закрепили правовое положение советских учреждений с правами юридического лица. Складывалась ситуация, когда каждый нормативно-правовой акт должен был конкретизировать объём прав и обязанностей, принадлежащих тому государственному органу, которому нормативно-правовой акт был посвящён. К примеру, «в области частноправовой губернский исполнительный комитет пользуется всеми правами юридического лица», «центральное издательство народов Союза ССР… пользуется всеми правами юридического лица» и т.д.

Создание трестов и синдикатов не повлияло на внесение значительных изменений в Гражданский кодекс.

Что касается правоспособности юридических лиц, то они были наделены законодателем не общей, а специальной правоспособностью. Закон строго устанавливал обязанность юридического лица действовать в соответствии с теми целями, которые определены в его уставе. В противном случае «существование юридического лица может быть прекращено соответственным органом государственной власти».

В соответствии со ст.19 ГК государственные предприятия, переведённые на хозрасчёт, за свои долги отвечали лишь тем имуществом, которое находилось в их свободном распоряжении. Тем самым законодатель исключил возможность обращения взыскания на основные фонды. Эти меры были предприняты советским правительством с целью недопущения перехода национализированного имущества в руки частников.

Трудно не признать, что далеко не все нормы ГК, посвящённые правовому статусу субъектов гражданско-правовых отношений, были тщательно разработаны в кодексе. После войны был очень распространён случай так называемого «безвестного отсутствия». Однако сам термин «безвестное отсутствие» только слегка упоминался в ст.12 Гражданского кодекса. Важный вопрос о местонахождении юридического лица также не был достаточно освещён в тексте кодекса, что являлось большим его недостатком. В ранние годы советской власти, когда ещё не до конца была ясна роль юридических лиц в хозяйственной деятельности государства, такая несовершенная их характеристика в законе была вполне объяснима. Но в будущем все эти пробелы права нельзя было оставлять без внимания. Внести уточнения в кодекс можно было двумя способами: либо посредством его изменения, либо путём издания конкретизирующих подзаконных нормативно-правовых актов.

Второй способ оказался менее сложным. Практически любой из высших органов власти имел право принимать постановления, разъяснения и другие нормативно-правовые акты. Совершенно естественно, что зачастую множество этих документов противоречили друг другу, что создавало некоторую неразбериху.

Таким образом, кодекс был дополнен множеством уточняющих нормативно-правовых актов, поскольку непосредственно сам его текст ни разу не подвергался изменению. Спустя некоторое время значение юридических лиц возросло настолько, что Ф. Вольфсон в своё время писал так: «Юридическое лицо заслонило собой лицо фактическое».

В ходе рассмотрения данной темы стало совершенно очевидно, что советские исследователи в области гражданского права сходились во мнении о том, что субъекты гражданских правоотношений делятся на физические и юридические лица. Разница лишь в том, что использовали они при этом разную терминологию. Большой интерес представляет объём прав, которым этих субъектов наделял Гражданский кодекс 1922 года. Гражданское право того периода носило не просто классовый характер, а ярко выраженный классовый характер, преследуя больше всего свои собственные интересы, но во благо советского общества. В этом и состояла его особенность. Однако нельзя сказать, что советскому государству не удалось достигнуть всеобщего блага, наоборот – осуществляя свою политику и возвышая себя над другими субъектами права, оно успешно реализовало свои благие цели. Итак, обладая классовым характером, советское гражданское право наделило субъектов различным объёмом прав и обязанностей. Но более всего исследователя интересует именно объём прав, то есть мера возможного поведения субъекта. Сразу стоит отметить, что среди рассмотренных точек зрения на субъектный состав гражданских правоотношений среди советских юристов нет глубоких рассуждений о том, какое место занимает среди них Советское государство. Исходя из основополагающих принципов гражданского права, оно также являлось одним из субъектов правоотношений. При этом субъекты гражданских правоотношений признавались равноправными. В ходе исследования сложилась несколько иная классификация. Субъекты гражданских правоотношений – это физические, юридические лица, а также Советское государство, как отдельный субъект. Советское государство превалировало над остальными субъектами. При этом под Советским государством понимаются как все государственные органы, предприятия, так и должностные лица. Советское государство наделялось самым большим объёмом прав по причине, которая уже была описана выше. В некоторых странах проблема неравенства субъектов гражданских правоотношений негласно существовала на протяжении всей их истории. Хотя вопрос спорный: является ли это действительно проблемой?

С большим опасением законодатель относился к частным юридическим лицам, чьё существование в период НЭПа он всё-таки допускал в небольших количествах. Поэтому вся политика Советского государства стремилась максимально ограничить в правах частное юридическое лицо, однако не лишить его возможности существования с целью сохранения своего демократического облика.

Новости Казахстана. это актуальные новости экономики и бизнеса, политики и общества. Оперативно, достоверно, объективно. Рыба змейголова, вся подробная информация на сайте http://www.kapshagaj.kz

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 4 (59) 2013

Статья 124 ГК РФ. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права (действующая редакция)

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 124 ГК РФ

1. Комментируемая статья развивает нормы абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ и закрепляет общие положения об участии Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданских правоотношениях и применении к ним норм гражданского права.

Указанные субъекты в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Вместе с тем содержащееся в п. 2 комментируемой статьи указание на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним могут не быть применимы положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, означает прежде всего, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые не применимы к государству, государственным и муниципальным образованиям. Например, нормы, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации юридического лица и т.д.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— письмо ФАС РФ от 27.03.2007 N АК/4056;

— письмо Казначейства России от 27.07.2006 N 42-7.1-15/9.2-311.

3. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

— Определение КС РФ от 05.07.2005 N 297-О;

— Определение ВС РФ от 11.12.2013 N 18-АПГ13-11;

— Определение ВАС РФ от 27.09.2013 N ВАС-12964/13 по делу N А40-135948/11-82-1109.