Судебная власть классификация

Понятие и функции судебной власти

Понятие судебной власти.Судебную власть можно определить как относительно самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, которая на основе действующего в стране права рассматривает юридические конфликты и споры и разрешает их по существу.

Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти является важнейшим атрибутом демократического государства. Как одна из ветвей государственной власти судебная власть занимает самостоятельное место в системе разделения властей и не является каким-либо придатком ни законодательной, ни исполнительной власти. Более того, судебная власть независима от других ветвей власти. Как гласит ч. 2 ст. 1 Конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., «судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».

Самостоятельность и независимость судебной власти вместе с тем не носят абсолютного характера. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти только тогда, когда от имени государства осуществляет свою основную функцию – правосудие, т. е. когда на основе действующего в стране права рассматривает в судебных заседаниях юридические конфликты и споры и разрешает их по существу. Кроме органов судебной власти никто не может вершить правосудие, и никто не вправе вмешиваться в данную деятельность судов. Решение суда – властный акт, который должен неукоснительно исполняться и который не может быть отменен ни законодательным, ни каким-либо исполнительным органом, ни даже главой государства. Более того, обеспечивая на основе права разрешение возникающих в обществе конфликтов, судебная власть играет важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля за их деятельностью.

В то же время законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть в принимаемых ею законах определяет судебную систему государства и принципы ее деятельности, компетенцию судов, порядок формирования судейского корпуса, статус судей, финансирование судов и т. д. Исполнительная власть осуществляет подготовку судейских кадров, организует материально-техническое обеспечение судов, решает многие другие вопросы. Так, в ряде стран от исполнительной власти в лице министерства юстиции зависит создание надлежащих условий для работы судов, подготовка кадров для замещения судейских должностей и ряд других организационных вопросов. В некоторых странах министерства юстиции сами назначают судей или играют решающую роль в процедуре их назначения. В США федеральных судей назначает Президент, в Японии судей назначает правительство.

Судебные органы являются довольно древними по своему происхождению. Они появляются на заре государственности в лице племенных советов старейшин и подобных им учреждений. В этой связи, видимо, не случайно некоторыми исследователями высказывается предположение, что слово «государство» произошло от слова «суд», поскольку самыми первыми органами государства, по их мнению, были именно суды.

Судебная власть как относительно самостоятельная и независимая ветвь государственной власти появляется в европейских странах в XVIII–XIX вв., в период перехода от абсолютной монархии к демократическим режимам. В настоящее время судебная власть как власть, стоящая на одном уровне с законодательной и исполнительной властью, существует только в тех государствах, где в основе организации и деятельности государственного аппарата лежит принцип разделения властей. Только там, где признается принцип разделения властей, судебная власть выступает в качестве арбитра в спорах между государственными органами, в том числе и между органами законодательной и исполнительной власти. Во всех остальных государствах судебная власть отсутствует, хотя судебные органы существуют.

Судебная власть, являясь самостоятельной ветвью государственной власти, обладает всеми признаками, которые присущи другим ветвям государственной власти. Решения, принимаемые судебными органами, так же как и решения органов законодательной и исполнительной власти, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Так же как и другие органы государственной власти, судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения. Так же как и другие государственные органы, суды осуществляют правовое регулирование общественных отношений в соответствующих сферах.

Вместе с тем судебной власти присущи и свои, специфические признаки. Во-первых, это исключительность судебной власти, которая выражается в том, что правосудие осуществляется только судом, и никакой законодательный или исполнительный орган государственной власти не может принять на себя осуществление данной функции. Например, в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ записано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Во-вторых, это особая процедура (процессуальная форма) осуществления правосудия, которая детально регламентируется специальными правовыми актами, и нарушение которой может стать основанием для отмены судебного решения.

В-третьих, это особый статус должностных лиц, осуществляющих судебную власть, т. е. судей. Судьями могут быть только граждане государства, отвечающие ряду требований: имеющие определенный возрастной и образовательный ценз, определенный стаж практической работы по юридической профессии и др. Так, в ст. 119 Конституции РФ говорится: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».

В-четвертых, это особый режим деятельности, который выражается в независимости судей и подчинении их только закону, в несменяемости и неприкосновенности судей.

В-пятых, это особая система контроля за деятельностью судебной власти, которая является контролем за законностью судебных решений. Такая система контроля осуществляется посредством судебного надзора вышестоящими судами и исключает какое-либо вмешательство со стороны органов законодательной и исполнительной власти.

Функции судебной власти. Судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти выполняет целый ряд функций. Основной и наиболее важной из них является осуществление правосудия. Правосудие – это рассмотрение в судебных заседаниях на основе действующего в стране права юридических конфликтов и споров и разрешение их по существу. Оно осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Другой важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Так, например, ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ предусматривают применение таких мер процессуального принуждения, как арест, заключение под стражу, ограничение права на тайну переписки и некоторых других только по решению суда.

В качестве функции судебной власти рассматривается также толкование правовых норм. Так, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Толковать нормы права правомочны и другие суды Российской Федерации.

Функцией судебной власти является и официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. В частности, только суд может признать лицо умершим или безвестно отсутствующим, установить наличие родственных отношений и т. д.

Выделяется и такая функция судебной власти как ограничение правосубъектности граждан. Например, решение о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания может принять только суд.

В литературе обращается также внимание и на так называемые внутренние функции судебной власти, т. е. функции, обращенные главным образом к системе судебных органов. Это судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных проступков судей и некоторые другие.

Образовательный портал — все для студента юриста.

III. Судебная система РФ.

1. Понятие судебной системы РФ.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

2. Принципы деятельности судебной системы РФ.

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

3. Система судов РФ.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

4. Судебное звено судебной системы РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

6. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

7. Судья в РФ.

В соответствие с законом РФ «О статусе судей», судья — лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

8. Статус судей в РФ.

Статус судей — это правоспособность (наличие определенных прав и обязанностей) судей, связанная с осуществления ими судейских полномочий.

Элементы статуса судей:

— правоотношения, связанные с формированием судебного корпуса (наделение кандидата в судьи судейскими полномочиями)

— правоспособность судей при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

— права и обязанности судей по отношению к судейскому сообществу.

— правоотношения, связанные приостановлением и прекращением полномочий судей, пребывания их в отставке.

1. Правоотношения, связанные с формированием судейского корпуса:

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

— Иметь гражданство Российской Федерации.

— Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

— Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

— Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

— Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

— Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

— Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет — для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности — 7 лет — для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности — 10 лет — для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности — 15 лет — для судей Конституционного суда РФ.

В соответствие со статьей 5, отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Любой гражданин достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющих заболевания, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен (ссылка) на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Кандидат обязан предоставить в экзаменационную комиссию ряд документов. (ссылка) Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные законе. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, предоставив при этом ряд документов (ссылка).

Порядок наделения судей полномочиями:

В соответствие со статьей 6, судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

9. Гарантии судей в РФ.

Гарантии судей в РФ — совокупность условий, вследствие которых судьи получают возможность независимо осуществлять свои полномочия.

Виды гарантий судей в РФ:

— Гарантии непосредственно связанны с отправлением правосудия.

— Гарантии неприкосновенности судей.

— Гарантии материального и социального обеспечения судей, права на отставку, приостановления и прекращения полномочий.

— Гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

— Гарантии, закрепленные в иных нормативных правовых актов.

10. Присяжные и арбитражные заседатели.

Присяжные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

Деятельность присяжных заседателей регламентируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражные заседатели — Граждане РФ, внесенные в установленные списки присяжных заседателей и призванные в установленном порядке к участию в осуществления правосудия в системе арбитражных судов РФ.

Деятельность арбитражных заседателей регламентируется ФЗ « Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьей 3 ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», кандидаты, как в присяжные, так и в арбитражные заседатели заносятся в специальные списки. Списки присяжных заседателей формируют высшие исполнительные органы субъектов РФ раз в 4 года. Списки арбитражных заседателей формируют Арбитражные суды субъектов РФ, из кандидатур, предложенных профессиональными объединениями предпринимателей.

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в соответствии со статьей 3, устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: присяжным заседателем может быть гражданин РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, старше 25 лет, не имеющие судимость, обладающие дееспособностью и т.д.

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 2, устанавливает следующие требования к арбитражным заседателям: арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25-летнего возраста; имеющие безупречную репутацию, высшие образование и опыт работы в установленных сферах; не имеющие судимость; не совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти.

Принципы судебной власти

Конституционные принципы судебной власти – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, так как конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти.

Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:

1) принадлежность судебной власти только судам;
2) независимость судей и подчинение их только закону;
3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
4) гласность рассмотрения дел в судах;
5) Состязательность и равенство сторон в процессе;
6) право граждан на судебную защиту;
7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь;
8) презумпция невиновности;
9) выборность и назначаемость судей.

Значение конституционных принципов судебной власти состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. Во-вторых, они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международных сообщений в области судоустройства. В-третьих – конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.

Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов.

Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции.

Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:

1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов;
2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА. Ст.25 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» устанавливает систему гарантий этого принципа.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установлением законодательными актами, порядком их назначения, приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебного постановления и запрещения требования ее разглашения, ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться выполнения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрекать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народных заседателей. Одной из гарантий является предписание ст.111 конституции о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности, выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства.

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса «о судоустройстве и статусе судей». При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.

Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.

Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

Принцип выборности и назначаемости судей. 2 способа формирования судебного корпуса:

1) назначение судей населением и государственными органами власти;
2) назначение высшими должностными лицами государства.

Переменные издержки
Постоянные издержки
Местный бюджет
Мировая торговля
Макроэкономические показатели

Назад | | Вверх

научная статья по теме К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

КИСЕЛЁВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 6, с. 102-104

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

© 2015 г. Владимир Сергеевич Киселёв1

Аннотация: статья посвящена классификации принципов организации и функционирования судебной власти. Автор приводит позиции ученых, исследовавших вопрос классификации конституционных принципов правосудия. В статье отражены разные подходы российских ученых относительно тех фундаментальных принципов, на которых строится современная система судебной власти в Российской Федерации, приведены различные подходы к их классификации.

Annotation: article is devoted to the classification of the principles of organization and functioning of the judiciary. The author gives the position of the researchers examined the issue of classification of the constitutional principles of justice. This article reflects the different approaches of Russian scientists on the fundamental principles on which the modern system of judicial power in the Russian Federation are the different approaches to their classification.

Ключевые слова: судебная власть, принципы судебной власти, классификация принципов, система принципов правосудия, конституционные принципы, функционирование судебной системы, организация судов, принцип компетентности, принцип доступности правосудия, судоустройство.

Key words: judiciary, principles of the judiciary, classification of principles, system of principles of justice, constitutional principles, functioning of the judicial system, organization of courts, the principle of competence, the principle of access to justice, judicature.

В современной юридической литературе под конституционными принципами организации и функционирования судебной власти понимаются ее основополагающие начала, исходные нормативные положения и ключевые идеи права. Основные идеи призваны определить и выделить важнейшие направления развития отечественного законодательства в сфере организации и деятельности судебной ветви власти.

Первоочередная цель таких принципов — реализация полного, самостоятельного и исправного функционирования судебной системы.

Принципы правосудия обусловлены не только практикой и совершенствованием правосудия в России, но и международным нормотворчеством. В числе источников, определяющих современную систему правосудия, нельзя не отметить правовые акты, нормы и принципы международного права, которые оказали несомненное влияние на становление судебной системы в Российской Федерации. Конституционное регулирование данной сферы государственной деятельности осуществляется в соответствии со ст. 171 Конституции РФ, с общепризнанными нормами и принципами, закрепленными в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) (Пакт ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. № 4812-УШ)2, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.3, Декла-

1 Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета (E-mail: [email protected]).

2 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

3 См.: Лукайдес Л.Г. Справедливое судебное разбирательство. Комментарий к п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Росс. юстиция. 2004. № 2.

рации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.4

Принятие данных документов стало важным этапом в реализации идей правового государства, формирующих новую роль судебной системы в процессе расширения функций судебной власти, укрепления гарантий законности и правопорядка, усиления правовой защищенности каждого гражданина и общества.

В современной научной литературе нет однозначного единства мнений относительно порядка классификации принципов правосудия5.

При характеристике конституционно-правовых принципов, на которых строится судебная система, в основном выделяются две группы принципов: судоустройства и судопроизводства. В научной литературе существуют и иные подходы приведенной классификации. Так, например, Е.Б. Абросимова разделяет принципы судебной власти на институциональные и динамические, относя к первым универсальность правосудия, независимость суда, запрет на создание чрезвычайных судов и трибуналов, а также принцип участия народа в отправлении правосудия, остальные принципы характеризуют осуществление судебной деятельности и относятся к динамическим6.

4 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1991. № 52. Ст. 1865.

5 Так, например, В.И. Анишина верно отмечает объективный характер принципов, их обусловленность предшествующим опытом осуществления правосудия, динамизм в их развитии, а также то, что в современной системе права нет единого исчерпывающего перечня принципов организации и деятельности судебной власти (см.: Анишина В.И. Конституционные принципы судебной власти: понятие, сущность и система // Мировой судья. 2006. № 4).

6 См.: Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации:

система и принципы. М., 2002. С. 51.

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ

Несколько иной порядок классификации принципов судебной системы обоснован В.И. Анишиной, которая предлагает классифицировать принципы судебной власти по критерию их относимости к различным элементам государственности (общие) или только к судебной власти (специальные).

К общим принципам отнесены принципы:

самостоятельности ветвей власти;

конституционности и законности;

признания человека, его прав и свобод высшей ценностью;

равенства всех перед законом и судом; демократизма; единства и федерализма; публичности;

независимости и неприкосновенности; транспарентности; национального языка; участия народа в осуществлении власти; финансирования из федерального бюджета. К числу специальных принципов относятся: осуществление правосудия только судом; гласность;

устность и непосредственность процесса; несменяемость судей; состязательность судопроизводства’.

Считаем весьма точным мнение С.В. Баранова о том, что в классификации принципов судебной власти в юридической литературе имеет место различие в подходах со стороны ученых, исследующих судебную власть с позиции науки конституционного права и отраслевого процессуального законодательства8.

Так, например, Л.Л. Безуглов и С.Л. Солдатов относят к принципам правосудия:

осуществление правосудия только судом;

независимость и неприкосновенность судей;

равенство всех перед законом и судом;

состязательность и равноправие сторон;

гласность судебного процесса;

участие граждан в осуществлении правосудия9.

Ю.К. Орлова и В.И. Швецов полагают, что система принципов правосудия включает в себя следующие основные начала:

осуществление правосудия только судом;

7 См.: Анишина В.И. Конституционные принципы как основа самостоятельности судебной власти. Дисс. . доктора юрид. наук. М., 2006.

8 См.: Баранов С.В. Доступность суда как условие реализации конституционного права на судебную защиту в Российской Федерации. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2011.

9 См.: БезугловЛ.Л., Солдатов С.Л. Конституционное право России. Учеб. для вузов. В 3-х т. Т. 3. М., 2001. С. 50.

осуществление правосудия в точном соответствии с законом;

право граждан на судебную защиту;

равенство граждан перед судом и законом;

независимость судей и подчинение их только закону;

коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия;

участие в осуществлении правосудия представителей народа;

открытое разбирательство дел во всех судах;

национальный язык судоустройства;

равенство сторон и состязательность процесса;

обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

В то же время схожую классификацию представляют в своих трудах Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, которые выделяют следующие конституционные принципы правосудия:

осуществление правосудия только судом;

независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

открытое разбирательство дел в судах;

осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон;

финансирование судов из федерального бюджета11.

Существенным отличием данной классификации от приведенной выше является выделение такого принципа, как финансирование судов из федерального бюджета, что верно. Данный принцип прямо связан с принципом независимости судей и, по нашему мнению, крайне важен в организации и функционировании судебной системы.

Схожего подхода к классификации системы конституционных принципов судебной власти придерживается и Л.В. Зиновьев12.

А.Е. Козлов также полагает, что конституционные принципы, регулирующие судебную систему, можно разделить на три типа:

1) принципы и нормы, определяющие взаимоотношения личности и судебной власти (ст. 46-54 Конституции РФ);

2) принципы организации судебной системы (осуществление правосудия только судом в соответствии с законом; единство судебной системы; сочетание профессиональных и непрофессиональных начал в осуществлении правосудия);

3) принципы функционирования судебной системы (независимость, несменяемость и неприкосновенность судей; гласность судопроизводства; состязательность и равноправие сторон в процессе)13.

10 См.: Орлова Ю.К., Швецов В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000. С. 43.

11 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2002. С. 473-481.

12 См.: Зиновьев Л.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. М. — СПб., 2000. С. 358-364.

13 См.: Козлов А.Е. Конституционное право. М., 1997. С. 348-357.

По классификации, указанной М.Р. Гумбой, к конституционным принципам судебной власти относятся:

судебная защита прав человека;

равенство граждан перед судом и законом;

осуществление правосудия только судом;

осуществление правосудия в точном соответствии с за-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ДАЛГАТОВА АИДА ОСМАНГАДЖИЕВНА — 2015 г.

ЭЛЬДАРОВ Р.А. — 2010 г.

БАРАНОВ С.В., ЧЕПУРНОВА Н.М. — 2010 г.

ДЕМИДОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ, МИННИХАНОВ РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ — 2013 г.