Трудовые права гражданина рф

Статья 2. Основные трудовые права и обязанности работников

В соответствии с Конституцией Российской Федерации — России каждый имеет

право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается,

право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род

занятий, а также право на защиту от безработицы.

Принудительный труд запрещен.

Каждый работник имеет право:

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации

и не ниже установленного законом минимального размера;

на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего

времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением

еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных

на объединение в профессиональные союзы;

на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и

в иных установленных законом случаях;

на судебную защиту своих трудовых прав.

добросовестно выполнять трудовые обязанности;

соблюдать трудовую дисциплину;

бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации;

выполнять установленные нормы труда. (в ред. Закона Российской Федерации

от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 2 КЗоТ РФ

§1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Это содержится в ст. 2 Конституции РФ.

Конституция РФ предусматривает, что:

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена

на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка

семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается

система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия

и иные гарантии социальной защиты (ст. 7).

§2. В главе II Конституция РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди

этих норм особо следует остановиться на ст. 37, которая гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями

к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации

и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда,

а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с

использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая

право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются

установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные

и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В данной статье сформулирован очень важный конституционный принцип свободы

труда. Труд свободен в РФ. Применение принудительного труда запрещено.

Конституция РФ гарантирует каждому работнику право на вознаграждение

за его труд и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные

союзы для защиты своих интересов. В РФ гарантируется свобода деятельности

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение

или пребыванию в нем.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение

по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституция РФ закрепляет право на охрану здоровья (ст. 41), право на

образование (ст. 43), право на защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными

Ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту своих прав

Важные гарантии закреплены в ст. 19 Конституции РФ, где сказано, что

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо

от пола, расы, языка, национальности, происхождения, имущественного и должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности

к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые

формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,

языковой и религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права

и свободы и равные возможности для их реализации.

О положениях законодательства, ограничивающих равенство возможностей

граждан в области труда и занятий, см. Заключение Комитета конституционного

надзора СССР от 4 апреля 1991 г. N 20 (2-22)

Следует иметь в виду, что гражданин РФ может обладать двойным гражданством,

но это не лишает его основных прав и свобод и не освобождает от конкретных

обязанностей, которые вытекают из нашего российского гражданства, если иное

не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской

Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане

и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне

с гражданами РФ, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным

договором РФ. Так, например, иностранные граждане, либо лица без гражданства

не могут работать в организациях оборонной промышленности. В соответствии

со ст. 3 Федерального закона РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной

службы РФ» в качестве государственного служащего может быть только гражданин

РФ (см. СЗ, 1995, N 31, ст. 2990).

§3. Важное положение сформулировано в ст. 15 Конституции РФ: Конституция

РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

РФ, Законы и иные нормативные акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить

Конституционный суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и

свобод граждан и по запросам судов проверяют конституционность закона, примененного

или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном Федеральным

законом (п. 4 ст. 125).

§4. Сформулированные в ст. 2 КЗоТ РФ основные трудовые обязанности работников

нашли свою конкретизацию в главе IX КЗоТ «Трудовая дисциплина». Работники

обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно

и точно исполнять распоряжения администрации, повышать производительность

труда, улучшать качество продукции, соблюдать технологическую дисциплину,

требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии,

бережно относиться к имуществу организации. Они могут быть детализированы

и в правилах внутреннего трудового распорядка конкретных организаций, уставах

и положениях о дисциплине, коллективных договорах, а также в индивидуальных

Трудовые права российских граждан за рубежом

юридические науки

  • Сапегина Любовь Валерьевна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВА
  • КОЛЛИЗИЯ

Похожие материалы

Российские граждане свободно осуществляют свое конституционное право на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) [1]. Граждане РФ выезжают за границу, как на постоянное место жительства, так и временно, по приглашению родственников или знакомых, на работу, учебу, лечение, отдых, а также в служебные командировки. Оказавшись на территории иностранного государства, они непременно попадают под его юрисдикцию, однако это не означает, что их отношения с российским государством прерываются – они продолжают оставаться российскими гражданами и находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

В настоящее время российские граждане все больше стремятся к получению доходов вне пределов территории нашего государства, что объясняется современными процессами глобализации, а также более высоким уровнем жизни в других странах [2].

Труд российских граждан, с одной стороны, используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих в РФ, когда наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, либо в служебные командировки. Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ определяются российским правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся (например, труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций — глава 53 ТК РФ) [3].

От работы российских граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки, отдельные положения которого определены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» [4].

Некоторыми чертам отличаются условия труда специалистов, направляемых в развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки для оказания технического содействия в соответствии с контрактами, заключаемыми внешнеэкономическими объединениями с организациями и фирмами других стран во исполнение межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве (например, такие соглашения заключены между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об экономическом и техническом сотрудничестве, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях). Речь идет о геологах и изыскателях, проектировщиках, инженерах-строителях, специалистах-дорожниках, монтажниках и т.д. Особенности регулирования их труда за границей объясняются тем, что они, будучи командированными российскими организациями, трудятся, как правило, на стройках и предприятиях, управляемых местными властями.

Находясь за границей, такие российские граждане подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях и в учреждениях, где они фактически работают. Они обязаны соблюдать все правила внутреннего распорядка и инструкции по технике безопасности, действующие на этих предприятиях. Однако эти специалисты не вступают в трудовые отношения с местными организациями и фирмами, а продолжают оставаться в трудовых отношениях с направившей их организацией.

С другой стороны, трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов за рубежом, когда правовое регулирование труда осуществляется уже в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Трудовая деятельность такого работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке Стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

Заключение трудового контракта за рубежом стало возможным, поскольку в связи с распадом СССР и наличием разного уровня жизни в новых постсоветских государствах трудовая миграция стала стремительно набирать обороты. Возникла потребность в правовом регулировании такой миграции и, прежде всего, в защите прав трудовых мигрантов, особенно с учетом того, что национальное законодательство в сфере миграции населения в государствах СНГ только начало формироваться.

Исходя из этого, за время своего существования государства СНГ заключили ряд соглашений, регулирующих вопросы как миграции в целом, так и трудовой миграции в частности.

Среди международных договоров, посвященных регулированию непосредственно вопросов трудовой миграции и принятых за время существования СНГ, необходимо отметить Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. (Россия является участницей).

Этот документ регулирует основные направления сотрудничества государств в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств, участвующего в Соглашении и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства данного Соглашения в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Соглашение содержит положения, касающиеся определения порядка привлечения работников, квалификационных, возрастных и иных требований к ним; въезда работников на территорию государства трудоустройства, пребывания и выезда; порядка заключения трудового договора и его содержания; налогообложения трудовых мигрантов; социального обеспечения; страхования и др. [5].

В частности, согласно ст. 4 каждое государство — участник Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории государства выезда порядке их перевод на государственный язык государства трудоустройства или русский язык.

В России предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а так же принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствии с Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 г. № 711, содействует гражданам РФ в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан и, что следует особо подчеркнуть, осуществляет контроль и надзор в сфере внешней трудовой миграции [6].

Также, следует отметить, что в соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [7] деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, и негосударственные организации могут осуществлять деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, а именно: оказывать гражданам Российской Федерации услуги по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, в получении разрешения на работу в иностранном государстве, в заключении трудового договора с иностранным работодателем.

К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев — граждан других государств.

Таким образом, в условиях современной тенденции стремления российских граждан к получению доходов вне пределов территории РФ, регулирование труда этой категории лиц может осуществляться как в рамках российского права, так и права стороны государства трудоустройства в зависимости от того, на каких основаниях гражданин РФ трудится на территории иностранного государства.

Следовательно, можно выделить два коллизионных принципа – закон страны предприятия и закон места работы. Если гражданин РФ направляется на работу в учреждения и организации РФ, находящиеся за рубежом, либо в служебную командировку, то труд регулируется правом РФ, а если заключает трудовой контракт за рубежом, то правом страны трудоустройства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Конституционные ценности: современный опыт России и зарубежных стран // Конституционные ценности: современный опыт России и зарубежных стран/ О.Л. Казанцева, Ю.А. Рудт, М.Н. Воробьева. — Барнаул: АлтГУ, — 2013. — С.24.
  3. В.Т.Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 // [Электронный ресурс] : http://www.aup.ru/books/m233/16_4.htm.
  4. Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2008. — № 42. Ст. 4821.
  5. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994г. // СЗ РФ. – 1996. – №47. – Ст. 5299.
  6. Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (ред. от 27.12.2014) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с «Положением о Федеральной миграционной службе») // СЗ РФ. — 2012. — №30. — Ст. 4276.
  7. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996. — № 17. — Ст. 1915.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Трудовые права и свободы

Группа трудовых прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает:

• право на труд и на защиту от безработицы;

• право на забастовку;

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются на значительное число находящихся в России иммигрантов, т. е. на лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Рыночная экономика существенно меняет правовое положение работников. При административно-командной экономике они были на словах полноправными, но отсутствие реального собственника создавало безразличное отношение к излишкам рабочей силы на предприятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплине. Как результат — низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при «полной занятости» и «неуклонном росте благосостояния трудящихся». Но жизненный уровень, организация труда все больше отставали от общемировых стандартов, широковещательные права и свободы часто оставались на бумаге.

Частный собственник организует работу своего предприятия по-другому. Он стремится сократить ненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оплачивать труд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из права частной собственности, объективно способна творить произвол и приносить интересы людей в жертву прибыли. Экономически общество в этом заинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывался человеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным социальным потрясениям (революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству). Защите интересов человека на производстве служат трудовое и социальное законодательство, а также признаваемые государством договорные формы регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и соглашения, индивидуальные трудовые договоры и контракты).

Комплекс трудовых отношений регулируется Трудовым кодексом РФ. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Кодекс закрепляет основные принципы регулирования трудовых отношений: свободу труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защиту от безработицы, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников, обеспечение права каждого работника на своевременную выплату справедливой заработной платы, обеспечение права на объединение, социальное партнерство и др.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество (бомжи) и т. д. Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии предпринимательской деятельностью и т. п.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, условий ЧП или приговора суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией МОТ «О регламентации рабочего времени в торговле и в учреждениях» от 28 июня 1930 г., а также Трудовым кодексом РФ (ст. 2).

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а именно чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред, работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся на госбюджетном финансировании. Многочисленные статьи Трудового кодекса РФ и других актов развивают и детально регламентируют указанные конституционные положения.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Трудовой кодекс РФ защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице в размере не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку имеют инвалиды, родители детей-инвалидов, граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, и их жены (мужья), выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работу и не имеющие профессии. Эти нормы, особенно актуальные в условиях финансово-экономического кризиса, предусмотрены Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 1 мая 2017 г.). Этим Законом, в частности, создается информационно-аналитическая система «Общероссийская база вакансий «Работа в России», содержащая информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, о гражданах, ищущих работу, и иные сведения. Выпускается также «Справочник профессий», который содержит информацию о востребованных на рынке труда перспективных и новых профессиях. Доступ к информации осуществляется посредством сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, на безвозмездной основе. Закон также предусматривает создание условий для развития негосударственных организаций для трудоустройства граждан, подбора работников, включая частные агентства занятости.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т. е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Трудовой кодекс РФ (ст. 91) устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Законом установлены все предусмотренные Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят и более высокие стандарты.

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Останавливая работу, работники стремятся оказать давление на работодателя и вынудить его удовлетворить их экономические требования. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, а потому неправомерный запрет забастовки равносилен применению принудительного труда. Право на забастовку — демократическое право, признаваемое международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как выражение демократизма трудовых отношений. В России оно закреплено в

ч. 4 ст. 37 Конституции РФ.

В мировой практике встречаются различные виды забастовок — «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Весьма часто (и особенно в современной России) экономические требования работников сочетаются с политическими — в адрес главы государства, правительства, местных органов власти. Нередко скрытым инициатором остановки работы выступает сам работодатель (в целях получения от правительства денежной помощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие забастовки, обычно организуемые сильными профсоюзами, в состоянии серьезно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нанести серьезный ущерб экономике. Западная конституционная теория и судебная практика рассматривают незаконные забастовки как нарушение права собственности предпринимателя и свободы предпринимательства. Забастовочное движение в западных странах, ныне весьма скромное, в прошлом нередко сотрясало экономику и порождало политические кризисы.

Право на забастовку признается в современном мире как одно из основных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. в целях разрешения коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на проведение забастовок солидарности, политических забастовок, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содержится в Трудовом кодексе РФ (гл. 61). Объявить забастовку вправе только работники, выступающие стороной коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на забастовки солидарности, т. е. прекращение работы теми трудящимися, которые тем самым выражают поддержку бастующих, хотя сами не являются субъектами данного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 дней.

Ограничение права на забастовку не противоречит и общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нормами Трудовой кодекс РФ (ст. 413) вводит перечень незаконных забастовок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Являются незаконными и не допускаются забастовки в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о ЧП; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи.

Право на забастовку как конституционное право может быть ограничено, но только федеральным законом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней. В случаях, когда забастовка признается незаконной, решение по коллективному трудовому спору в 10-дневный срок принимает Правительство РФ.

Ограничения права на забастовку содержатся в ряде федеральных законов. Так, Федеральным законом «О федеральном железнодорожном транспорте» прекращение работы как средство разрешения коллективных споров не только запрещено, но и влечет наложение дисциплинарного взыскания, как за грубое нарушение трудовой дисциплины.

Конституционные права граждан в области труда и занятости

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина должны являться высшей социальной ценностью, охрана которых объявлена обязанностью государства. Данные конституционные нормы позволяют применять предписания трудового законодательства, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Причем обязанность обеспечить их реализацию возложена на полномочные государственные органы.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Конституция не просто закрепляет права человека, она воспроизводит основные трудовые права в соответствии с пактами ООН о правах человека. Ст. 37 провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд и формулирует целый пакет основных прав человека в сфере труда, который по своему набору претендует на то, чтобы РФ считали страной цивилизованной. Отсутствие в ст. 37, в частности, права на коллективные переговоры и договоры, права на участие работников в управлении организацией, восполнено Трудовым кодексом РФ, который, в соответствии с актами ООН, МОТ, Совета Европы, устанавливает весьма широкий каталог прав работников, рассматриваемых как основные трудовые права. Кодекс не только воспроизводит основополагающие права в области труда, но и значительно дополняет и конкретизирует их (ст. 2, 21 ТК РФ).

Право на труд и все вытекающие из него права и свободы в обществе относятся в первую очередь к человеку, поэтому в социальном государстве они являются высшей ценностью. Эти права не «даруются» человеку государством или его главой, а признаются, соблюдаются и защищаются.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать трудовые права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

— признает принадлежащие человеку и гражданину неотъемлемые и неотчуждаемые трудовые права и свободы;

— соблюдает трудовые права и свободы, т. е. не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих трудовых прав и свобод и пользование ими, но создает условия для их реализации, обеспечивая достойную жизнь и свободное развитие человека;

— защищает трудовые права свободы граждан, в том числе в судебном порядке

Статья 37 Конституции РФ относит к основным трудовым правам: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых.

Относительно ограниченный набор кратко сформулированных трудовых прав в Конституции РФ, который не включает, в частности, право на коллективные переговоры и договоры, право трудящихся на участие в управлении производством, восполнен в Трудовом Кодексе РФ, который в соответствии ООН, МОТ, Совета Европы устанавливает максимально широкий каталог прав работников, рассматриваемых как основные трудовые права. Кодекс не только воспроизводит основополагающие конституционные права в области труда, но дополняет и конкретизирует их

Конституцией РФ и изданным в ее развитие трудовым законодательством вводятся принципиально новые для трудового права понятия, термины, определения, резко ограничиваются трудовые права работающих и их объединений — профсоюзов. Объявляется свобода экономической деятельности, признается и защищается конкуренция и частная собственность на средства производства, земли и другие природные ресурсы (ст. 8, 9, 36 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с конституционными правами граждан РФ, трудовое законодательство в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включает:

— величину минимального размера труда в РФ;

— меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

— ограничение перечня оснований и удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения и доходов от заработной платы;

— ограничение оплаты труда в натуральной форме;

— обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

— государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

— ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

— сроки и очередность выплаты заработной платы.

Конституционное право гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в российском законодательстве и воспроизводит, в основном, международные нормы по этим вопросам. Оно характеризуется ролью государства в формировании и функционировании системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Однако при переходе к рыночным отношениям право гражданина на безопасные условия труда не всегда может быть реализовано. Не все работодатели понимают, что охрана труда и жизни работников включает в себя реализацию организационно­-технических и экономических мер по созданию на производстве обстановки физического, психологического и социального благополучия, а также программ приоритета профилактических мер в области охраны здоровья в труде. Недостаток трактовки Конституцией РФ этого права вызван десятилетними деформации в сфере охраны труда, в основе которых лежал ­технократический подход к условиям труда работников.

Право на защиту от безработицы для гражданина означает обязанность государства проводить экономическую политику по защите занятости населения. Здесь государство, его федеральные органы исполнительной власти, а также субъекты федерации должны направить свои усилия и свои ресурсы на разработку программ продуктивной и полной занятости населения. Государство пытается в последние годы решить экономическую проблему безработицы и ее негативных последствий только правовыми средствами. Закон РФ о занятости населения постоянно изменяется и дополняется, но эффект от этого пока нулевой.

Трудовые споры являются одной из форм защиты трудовых прав работников. Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37) гарантировано право граждан на коллективные и индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Забастовка в РФ является в соответствии с международными стандартами законным способом разрешения коллективного трудового спора, что закреплено как в Конституции РФ (ст. 37), так и в ТК РФ (ст. 409). Как и в других европейских странах, российское законодательство регулирует процедуру объявления забастовок и подразделяет их на законные и незаконные. Перечень незаконных забастовок практически довольно узок. Так, в нашем законодательстве отсутствует общее запрещение политических забастовок. Ограничение права на забастовку в определенных случаях (в период введения военного или чрезвычайного положения) и для определенных категорий работников соответствует сложившейся в большинстве демократических стран практике и не противоречит международным нормам.

В соответствии с п. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В качестве итога можно сказать, что, конечно же, существуют проблемы в российском обществе, и то количество общих гарантий трудовых прав явно незначительно, уровень довольно низкий и в большинстве случаев не поднимается выше минимального. По своему содержанию многие гарантии носят формальный характер и не всегда обеспечены определенными ресурсами и условиями.

Нормы трудового права и закрепляемые в них трудовые права и свободы граждан появляются не сами по себе, а в результате государственной правотворческой деятельности федеральных органов власти, в процессе отражения социально­трудовых отношений. Поэтому трудовые права и свободы гражданина не только признаются государством, но и гарантируются им в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовые нормы ст. 17 Конституции РФ носят бланкетный характер. Они реализуются через определенные правовые средства, способы и условия, закрепленные в ТК РФ и иных законах о труде.

Таким образом, трудовые права работников — это часть возможностей, гарантированных государством в сфере трудовой деятельности. Они позволяют всем работникам использовать свободно и без какой­либо дискриминации весь свой человеческий потенциал для удовлетворения своих материальных потребностей.

48) Закон РФ « О занятости населения в РФ». Особенности и роль в регулировании занятости и безработицы

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд, а так же право на защиту от безработицы. В статье 39 Конституции закреплено право каждого на социальное обеспечение, в том числе по безработице. Содействию занятости способствуют и такие конституционные права и свободы, как право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 34, 43, 44 Конституции РФ). Осуществляемая при реализации вышеуказанных прав и свобод трудовая, творческая, предпринимательская и иная экономическая деятельность, профессиональное обучение представляют собой различные формы занятости.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Приведенные выше конституционные положения имеют не только самостоятельное значение специфических средств правового воздействия на отношения по обеспечению занятости, но и получают развитие в соответствующих актах федерального законодательства, которые предусматривают конкретные организационно-правовые формы обеспечения занятости, закрепляют права и обязанности участников правоотношений, складывающихся в связи с осуществлением конституционных прав и обязанностей, устанавливают механизм обеспечения их реализации, ответственность за невыполнение обязанностей.

В системе этих нормативно-правовых актов федерального законодательства главенствующая роль принадлежит Закону Российской Федерации — «О занятости населения в Российской Федерации», который является комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере содействия занятости населения. Как сказано в преамбуле данного закона, он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В Законе о занятости нашли закрепление и развитие основные права гражданина в сфере занятости:

— право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (статья 1); право на выбор места работы путем прямого обращения к paботодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (статья 8);

— право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (статья 9);

— право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ(статья 10); а так же право граждан на обжалование решений, действий или

бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, либо в суд (статья 11).

Закон о занятости не только закрепляет основные права и свободы в сфере занятости, но и устанавливает гарантии их реализации, закрепляет основы правового механизма регулирования организации занятости населения.

В соответствии со статьей 12 указанного Закона, государство гарантирует всем гражданам:

— свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

— правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Специальные гарантии установлены для безработных граждан. Для них предусматриваются:

— профессиональная подготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

— обеспечение социальной поддержки;

— компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости;

— бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

К числу гарантий государства в реализации права граждан на труд отнесено и обеспечение социальной поддержки безработных граждан. В соответствии со статьями 28-36 Законом о занятости, социальная поддержка безработных граждан осуществляется путем выплаты им пособий по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оказания материальной и иной помощи. Законом устанавливаются размеры, порядок, условия и сроки выплаты пособий по безработице, стипендий и иных социальных выплат безработным.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 1075 . Нарушение авторских прав