Ук рф ст1991

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ)

Объект преступления — установленный законом порядок уплаты физическими и юридическими лицами налогов и (или) сборов.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в бездействии, т.е.

Условием наступления уголовной ответственности по ч. 1 ст. 1991 УК является совершение указанного деяния в крупном размере.

Преступление считается оконченным с момента фактического невыполнения обязанностей налогового агента.

В ч. 2 ст. 1991 УК предусмотрена повышенная ответственность за совершение такого деяния в особо крупном размере.

Понятие крупного и особо крупного размера дано в примечании к ст. 199 УК РФ.

Субъект преступления — специальный. Им является налоговый агент.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел. В качестве мотива преступления законодатель указывает личный интерес, который на квалификацию данного преступления не оказывает влияния.

В случае неисполнения обязанностей налогового агента за взятку требуется дополнительная квалификация, т.е. по ст. 1991 и 290 УК РФ. При этом к уголовной ответственности привлекается и взяткодатель (ст. 291 УК РФ).

НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО АГЕНТА (ст. 1991 УК РФ).

Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства.

Предметом выступают налоги и (или) сборы, подлежащие в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет.

и особо крупном размере, которые совпадают с размерами, указанными в Примечании к ст. 199 УК.

Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, которое состоит в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяния, т.е. состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом — нежелание выполнять свои обязанности в личных интересах, которые могут быть разнообразными.

Субъект преступления — специальный налоговый агент, в функциональные обязанности которого входит исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. При наличии признаков должностного преступления, необходима квалификация по совокупности преступлений.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1991 УК РФ).

Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства.

Предметом выступают денежные средства либо имущество организации или предпринимателя в крупном размере, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и (или) сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Под недоимкой (задолженностью) понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок.

При наличии у налогоплательщика недоимки налогоплательщику направляются требование об уплате налога, которым признается, согласно ст. 69 НК РФ, направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.

Объективная сторона характеризуется деянием в виде сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенным в крупном размере.

Законодатель не раскрывает, каким способом должно быть произведено сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должны взыскиваться налоги и (или) сборы.

Под сокрытием по разъяснению судебных органов следует понимать преднамеренное невнесение в отчетные документы соответствующих сведений о наличии либо подделку бухгалтерских документов. Имущество может быть спрятано и т.п.

Крупный размер определяется в соответствии с правилами, указанными в Примечании к ст. 169 УК.

Состав преступления формальный, оно считается оконченным с момента укрывательства имущества.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Цель не является обязательным признаком, но будет учтена при назначении наказания.

Субъект преступления — специальный: собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации (Примечание к ст. 201 УК), или индивидуальный предприниматель.

Ук рф ст1991

Обосновано ли данное решение?

Генеральный директор ООО «Соцкультремстрой» Санаторский с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. получал из кассы предприятия в подотчет денежные средства, которые в последующем выдавал работникам предприятия в качестве заработной платы. Выполняя его прямое указание не отражать эти суммы в бухгалтерской отчетности, главный бухгалтер Саликова внесла заведомо ложные сведения в реестры сведений о доходах физических лиц за 2011 г., не указав в них суммы доходов работников ООО «Соцкультремстрой», выплаченных им Санаторским из полученных в подотчет денежных средств. Санаторский подписал вышеуказанные документы и предоставил их в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1.

В результате указанных действий не был уплачен НДФЛ с ООО «Соцкультремстрой» в бюджетную систему РФ в общем размере на сумму 2 488 124 рублей, при этом доля сокрытых НДФЛ составляет 62 % от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате ООО «Соцкультремстрой» за 2010–2011 гг.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Директор ООО «Экон Полис» Зайцев, являясь руководителем и одним из учредителей предприятия в период с 2009 г. по октябрь 2011 г., удержанный с работников предприятия НДФЛ в бюджет не перечислял. Всего им было не перечислено 6 123 580 рублей. Удержанные денежные средства использовались на развитие предприятия, оплату коммунальных услуг, выплату кредитов. В сентябре 2011 г. он дал указание главному бухгалтеру Васиной выдать за счет указанных средств беспроцентный кредит его дочери – инженеру предприятия – в размере 700 000 рублей. Согласно уставу предприятия решения о выдаче кредитов, превышающих 150 000 рублей, принимаются советом учредителей при наличии положительной динамики развития предприятия и отсутствии у него кредиторской и налоговой задолженности.

Дайте юридическую оценку совершенным действиям.

Мамиргов, являясь предпринимателем без образования юридического лица, осуществляя деятельность в сфере общественного питания, в августе 2011 г. заключил договор аренды нежилого помещения с Управлением муниципального имущества администрации г. Новосибирска, в котором организовал кафе «12 стульев». В нарушение ч. 3 ст. 161 НК РФ. Мамиргов налоговую декларацию по НДС на сумму арендных платежей в налоговый орган не представил и не уплатил НДС в размере 2 190 493 рубля, использовав денежные средства на развитие предприятия. Кроме этого, Мамиргов в установленный налоговым законодательством срок не представил в инспекцию и не уплатил налог на единую вмененную деятельность в размере 81 150 рублей.

Дайте юридическую оценку действиям Мамиргова.

3.2.3. Статья 1991. Неисполнение обязанностей налогового агента.

Объект преступления составляют общественные отношения, возникающие в связи с неисполнением налоговыми агентами своих обязанностей.

Объективная сторона данного преступления выражается в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Главная особенность этих обязанностей заключается в том, что налоговые агенты перечисляют налоги не за счет собственного имущества, а за счет средств, удерживаемых из сумм, причитающихся другим лицам, являющимся по этим налогам плательщиками.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены

365 обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. По смыслу ст. 9 НК РФ этими лицами являются организации и физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В целом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, однако, круг обязанностей у них несколько иной, так как фактически они призваны содействовать уплате налогов и сборов. В частности они обязаны:

— правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; —

сообщать письменно в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца; —

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; —

представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Уголовная ответственность предусмотрена лишь за неисполнение обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов (сборов). Следует учитывать, что уголовно наказуемо неисполнение любой из этих трех обязанностей налогового агента, приведенных в диспозиции комментируемой статьи.

Неисполнение иных обязанностей налогового агента состава преступления, предусмотренного ст. 1991 УК РФ не образует. Например, отказ налогового агента от представления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

По общему правилу согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о

366 налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена и на налогового агента.

Согласно ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога после удержания налоговым агентом перечисляется через банк в установленные сроки в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд. При отсутствии банка налоговые агенты, являющиеся физическими лицами, могут перечислять налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного Комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Конкретный же порядок перечисления налога устанавливается применительно к каждому налогу.

В данном случае необходимо учитывать, что применение лицами, являющимися субъектами малого предпринимательства общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения, а также переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению предусмотрены порядком уплаты таких налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль. Взимание других налогов, а также сборов в настоящее время осуществляется без использования налоговых агентов в механизме налогообложения.

В зависимости от вида налога состав налоговых агентов может различаться, а их обязанности могут иметь свои особенности. Так, например, ст. 161 НК РФ в рамках процедур уплаты налога на добавленную стоимость обязывает налоговых агентов определять налоговую базу при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Налоговыми агентами в данном случае признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.

Кроме того, в качестве налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость обязаны выступать: организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставляется в аренду органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество на территории Российской Федерации; органы, организации, индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, ценностей, перешедших по праву наследования государству. Для возникновения обязанностей налогового агента в данном случае не имеет значения тот факт, является ли сам налоговый агент плательщиком этого налога или нет.

Следует учитывать, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком (ст. 173 НК РФ). Налоговые агенты в соответствии со ст. 174 НК РФ производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц предусмотрено ст. 226 НК РФ. Общий порядок взимания этого налога возлагает на налоговых агентов обязанность исчисления и уплаты со всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

Исключение составляют случаи выплаты доходов, предусмотренные ст. ст. 227 и 228 НК РФ. В частности самостоятельно, т.е. без налоговых агентов налог уплачивают физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), а также частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой. Самостоятельно налог на доходы физических лиц уплачивается также при получении некоторых иных доходов, например, дохода, полученного физическими лицами от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности или из источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по

368 форме, установленной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим.

Порядок взимания налога на прибыль согласно ст. 286 НК РФ предусматривает возложение обязанностей налогового агента в случаях, когда налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации. При этом обязанность по исчислению сумм налога, подлежащих удержанию с доходов налогоплательщика и перечислению в бюджет, в первую очередь возникает у российских и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

В соответствии со ст. 287 НК РФ российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство как налоговые агенты, выплачивающие доход иностранной организации, обязаны удерживать с него сумму налога, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов.

Перечень доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, с которых налоговые агенты обязаны удержать налог на прибыль, приведен в ст.309 НК РФ. В соответствии с ней таковыми являются:

— дивиденды, выплачиваемые иностранной организации-акционеру (участнику) российских организаций;

— доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

— процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том

369 числе доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций; —

доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности; —

доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких долей; —

доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; —

доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках; —

доходы от международных перевозок; —

штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств; —

иные аналогичные доходы.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Исходя из буквального толкования положений ст. 1991 УК РФ, можно сделать вывод о том, что в качестве противоправного поведения может рассматриваться перечисление налога в ненадлежащий бюджет, например, вместо федерального бюджета — в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет.

Обязанность удержания и перечисления налогов (сборов) налоговыми агентами во внебюджетные фонды (государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) действующим законодательством не предусмотрена.

Важным квалифицирующим признаком данного преступления является размер неисполнения обязанностей налогового агента. Согласно примечания к ст. 199 УК РФ, крупным размером в комментируемой статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Особо крупным размером (ч. 2 ст. 1991 УК РФ) определена сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Обращает на себя внимание то, что законодатель предусмотрел в качестве признака данного преступления наряду с традиционным размером налога также долю неуплаты, исчисляемую исходя из общего объема налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеется соответствующая обязанность. Доля неуплаты не учитывается лишь в случае соответствия размера неуплаченного, в данном случае не перечисленного налога, крайнему суммовому критерию.

Исчисление общей суммы неперечисленных налогов для целей квалификации возможно на основе сложения соответствующих их сумм в пределах трех финансовых лет подряд, но с учетом соответствующего срока давности. Финансовый год в данном случае по смыслу ст. 12 БК РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В случае, если в нарушение обязанностей налогового агента не исчислена, не удержана или не перечислена сумма налога не соответствующая этим суммовым и долевым критериям, то имеет место не преступление, предусмотренное ст. 1991 УК РФ, а — невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, т.е. налоговое правонарушение за которое предусмотрена ответственность ст. 123 НК РФ.

Субъект преступления может различаться в зависимости от того, кто является налоговым агентом по неисполненной обязанности. Как уже отмечалось, налоговыми агентами являются лица, на которых возложены соответствующие обязанности как на участников налоговых правоотношений. Таковыми являются организации и физические лица.

Физические лица являются субъектами данного преступления лишь в случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах на них были возложены обязанности налогового агента. К числу физических лиц, согласно ст. 11 НК РФ, относятся собственно физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), а также индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы). В данном случае следует иметь в виду, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Иной состав субъектов данного преступления имеет место в случае, если обязанности налогового агента в соответствии с законодательством о налогах и сборах возлагались на организацию. Это объясняется тем, что обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога должна исполняться организацией, субъект же преступления связывается с физическим лицом.

В данном случае круг субъектов преступления ограничивается теми физическими лицами, на которых в соответствии с их должностным (служебным) положением возложены обязанности по организации и непосредственному исчислению, удержанию и перечислению налогов. К числу таких лиц, в первую очередь, следует относить руководителя организации, главного (старшего) бухгалтера, иных работников (служащих) ответственных за ведение бухгалтерского (налогового) учета, исчисление, удержание и уплату (перечисление) налогов.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Целью подобных действий является уклонение от выполнения

372 обязанностей налогового агента и удержание подлежащих перечислению в бюджет денежных средств.

В качестве обязательного квалифицирующего признака определен мотив противоправного поведения — личная заинтересованность преступника. Личные интересы в данном случае могут носить, прежде всего, корыстный характер. Например, в случае не перечисления в бюджет удержанных средств они могут быть обращены в личную собственность. Однако при совершении данного преступления не исключается и иная личная заинтересованность.

Следует отметить, что лицо, не перечисляющее налог, по мнению специалистов, должно в полной мере осознавать противоправность своих действий. «. Действительно, лицо, не уплачивающее тот или иной налог, взимаемый с физического лица или организации, сознает общественную опасность своего поведения только тогда, когда оно знает о наличии обязанности уплаты налога и соответственно понимает, что нарушает возложенную на него законом обязанность. А это и есть сознание противоправности содеянного».262

Ук рф ст1991

Акопджанова Марианна Олеговна

кандидат юридических наук

старший преподаватель, Краснодарский государственный университет культуры и искусств

123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, 15

Akopdzhanova Marianna Olegovna

Senior Educator, the department of Criminal and Penal law, Krasnodar State University of Culture and Art

350072, Russia, Krasnodar, 40-Let Pobedy Street 33

Борьба с налоговой преступностью имеет особое значение для современного российского общества. Неисполнение обязанностей налогового агента является весьма распространённым налоговым преступлением. Рассмотрению состава данного преступления и выявлению проблем применения уголовной ответственности за совершение последнего и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: Налоги и налообложение, Ответственность, Обязанность, Налоговый агент, Состав, Преступление, Совершенствование, Законодательств, Налоги, Сборы

Дата направления в редакцию:

1. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. – СПб: «Юридический центр Пресс», 2007 – 765 с.

2. Карякин, В.В. Проблемы применения уголовной ответственности за налоговые преступления / В.В. Карякин // Современное право. — 2006. — №8. – С.21-24.

3. Крупин М.Л. Налоговое преступление: уголовно-правовая характеристика / М.Л. Крупин // Налоги и налогообложение. — 2006. — №4. – С. 18-23.

4. Сверчков В. Уклонение от уплаты обязательных платежей: конструкция составов преступления / В. Сверчков // Российская юстиция. — 2000. — №7. – С.49-55.

5. Тюнин В.И. Налоговые преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации / В.И. Тюнин // Журнал российского права. – 2004. — №8. – С.58-61.

6. Мосин Е.Ф. Доктрина обоснованной налоговой выгоды / Е.Ф. Мосин // Ваш налоговый адвокат. – 2007. — №5. – С.45-50.

7. Магомедов Д., Ковалёв В. Особенности квалификации налоговых преступлений / Д. Магомедов, В. Ковалёв // Законность. – 2003. — №2. – С.15-18.

8. Клепицкий И.А. Налоговые преступления в уголовном праве России: эволюция продолжается / И.А. Клепицкий // Закон. – 2007. — №7. – С.38-43.

9. Золотухина Л.В., Дармаева В.Д. Квалификация преступлений за неисполнение обязанностей налогового агента / Л.В. Золотухина, В.Д. Дармаева // Налоги. – 2007. – №2. – С.11-14.

10. Дорошков В.В., Колоколов Н.А. Квалификация деяний по статьям 198, 199, 1991, 1992 УК РФ и их отграничение от смежных составов преступлений и правонарушений / В.В. Дорошков, Н.А. Колоколов // Уголовный процесс. — 2006. — №12. – С.67-69.

1. Volzhenkin B.V. Prestupleniya v sfere ekonomicheskoi deyatel’nosti po ugolovnomu pravu Rossii. – SPb: «Yuridicheskii tsentr Press», 2007 – 765 s.

2. Karyakin, V.V. Problemy primeneniya ugolovnoi otvetstvennosti za nalogovye prestupleniya / V.V. Karyakin // Sovremennoe pravo. — 2006. — №8. – S.21-24.

3. Krupin M.L. Nalogovoe prestuplenie: ugolovno-pravovaya kharakteristika / M.L. Krupin // Nalogi i nalogooblozhenie. — 2006. — №4. – S. 18-23.

4. Sverchkov V. Uklonenie ot uplaty obyazatel’nykh platezhei: konstruktsiya sostavov prestupleniya / V. Sverchkov // Rossiiskaya yustitsiya. — 2000. — №7. – S.49-55.

5. Tyunin V.I. Nalogovye prestupleniya v Ugolovnom kodekse Rossiiskoi Federatsii / V.I. Tyunin // Zhurnal rossiiskogo prava. – 2004. — №8. – S.58-61.

6. Mosin E.F. Doktrina obosnovannoi nalogovoi vygody / E.F. Mosin // Vash nalogovyi advokat. – 2007. — №5. – S.45-50.

7. Magomedov D., Kovalev V. Osobennosti kvalifikatsii nalogovykh prestuplenii / D. Magomedov, V. Kovalev // Zakonnost’. – 2003. — №2. – S.15-18.

8. Klepitskii I.A. Nalogovye prestupleniya v ugolovnom prave Rossii: evolyutsiya prodolzhaetsya / I.A. Klepitskii // Zakon. – 2007. — №7. – S.38-43.

9. Zolotukhina L.V., Darmaeva V.D. Kvalifikatsiya prestuplenii za neispolnenie obyazannostei nalogovogo agenta / L.V. Zolotukhina, V.D. Darmaeva // Nalogi. – 2007. – №2. – S.11-14.

10. Doroshkov V.V., Kolokolov N.A. Kvalifikatsiya deyanii po stat’yam 198, 199, 1991, 1992 UK RF i ikh otgranichenie ot smezhnykh sostavov prestuplenii i pravonarushenii / V.V. Doroshkov, N.A. Kolokolov // Ugolovnyi protsess. — 2006. — №12. – S.67-69.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ)

Общественная опасность преступления состоит в негативных последствиях для наполнения бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ. Активное участие в реализации различных схем уклонения от уплаты налогов налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах побудило законодателя установить уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Криминализующим признаком указанного деяния является размер неуплаченных налогов и (или) сборов [1] .

В ч. 1 ст. 199 1 УК РФ размер определен как крупный, а в ч. 2 этой же статьи как особо крупный.

Объект преступления составляют общественные отношения определяющие процедуру и сроки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в случаях, предусмотренных налоговым и иным законодательством РФ.

Предмет преступления составляют денежные средства в форме налоговых платежей. Законом не предусмотрена обязанность налогового агента в части удержания сборов.

Объективная сторона преступления выражается в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

Понятие налогового агента дано в п. 1 ст. 24 НК РФ, согласно которому налоговый агент должен: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Уголовная ответственность предусмотрена за неисполнение лишь некоторых обязанностей из числа перечисленных. Эти обязанности закреплены в ряде статей НК РФ. Так, в п. 2 ст. 161 НК РФ сказано о том, что налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ. Пункт 3 этой же статьи определяет обязанность налогового агента (арендатора) исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить соответствующую сумму налога.

По налогу на доходы физических лиц налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. По налогу на добавленную стоимость налоговый период для налоговых агентов установлен в один квартал (ст. 163 НК РФ). В соответствии с п. 5 ст. 286 НК РФ российские организации, выплачивающие дивиденды владельцам акций или долей в уставных капиталах, выступают в качестве налоговых агентов по уплате налога на прибыль (подп. 1 п. 5).

Если буквально понимать текст уголовного закона, то следует констатировать, что неисполнение любой из трех составляющих обязанности налогового агента должно влечь ответственность по ст. 199 1 УК РФ.

Неисчисление налогов и (или) сборов означает, что они не рассчитаны, т.е. не определена величина их в количественном (стоимостном) выражении. Суммы налогов (сборов) не отражены в соответствующих бухгалтерских (налоговых) документах.

Неудержание налогов означает, что денежные суммы продолжают находиться в распоряжении либо налогового агента, либо налогоплательщика, вводятся в оборот по совершаемым этими лицами сделкам.

Неперечисление налогов означает несписание денежных сумм со счета в результате непредставления в банк платежного поручения или невнесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организации связи. В отличие от указания на способ совершения налоговых преступлений, где присутствует обман в форме умолчания или внесения в представляемые документы ложных сведений, здесь законодатель неисполнение обязанности не связывает с обманом. Такой подход противоречит концепции, избранной законодателем в преступлениях, указанных в ст. 198 и 199 УК РФ. Получается, что неисполнение обязанности налогового агента может быть совершено «любым способом». Оправданием такого законодательного решения может быть лишь то, что рассматриваемое преступление представляет повышенную общественную опасность по сравнению с уклонением от уплаты налогов. Однако почему это так, не ясно. Момент окончания совершения преступления связан с истечением срока перечисления денежных средств в соответствующий бюджет независимо от вида неисполненной обязанности (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. О наличии прямого умысла на совершение преступления свидетельствует и указание о том, что преступление совершается по личным интересам.

Обязательным условием уголовной ответственности за преступление является личный интерес физического лица, выполняющего обязанности налогового агента. Прежде всего, личный интерес ассоциируется со стремлением извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса. Однако следует учитывать, что если денежные средства, подлежащие исчислению, удержанию или перечислению в виде налогов, изымаются в свою пользу или пользу другого лица, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Такой взгляд на содержание указанного понятия высказывается и в научной литературе 1 .

Личный интерес физического лица может быть связан с возможностями улучшить финансовое положение организации, осуществить расчет по долгам с контрагентами, предоставить временно свободные денежные средства в кредит и прочих действиях.

Вместе с тем представляется излишним указание в уголовно-правовой норме этого признака, характеризующего субъективную сторону преступления. Дело в том, что личный интерес физического лица в большинстве случаев будет непосредственно связан с состоянием дел организации, от которой зависит и благополучие физического лица. И если действия в интересах организации будут очевидны, то личный интерес скрывается за интересами организации, личный интерес физического лица маскируется и не столь очевиден. Судебная практика свидетельствует о многочисленных ошибках при определении личного интереса в действиях налогового агента [2] [3] . Кроме того, физические лица, ответственные за состояние дел в организации, если исходить из принятых и признанных правил гражданского оборота, должны постоянно действовать в интересах организации. Таким образом, личный интерес присутствует всегда, он органично переплетается с исполнением принятых обязательств, закрепленных во внутренних документах, регламентирующих деятельность организации. Наличие или отсутствие личного интереса как признака субъективной стороны ничего не добавляет к общественной опасности деяния. Доказать наличие такого интереса и его выражения в том или ином виде крайне сложно, что блокирует действие уголовно-правовой нормы. Выход видится в исключении из диспозиции ст. 199 1 УК РФ анализируемого признака, либо указанием на то, что физическое лицо действует в собственных интересах или интересах организации [4] .

Субъектом преступления выступает физическое лицо, обладающее полномочиями исполнять обязанности налогового агента. Такими полномочиями обладает руководитель организации, главный бухгалтер, иное лицо, наделенное правом подписывать платежные поручения (такое право может быть оговорено в уставных документах организации или внутренних документах организации).

Состав преступления, предусмотренный ст. 199 [5] УК РФ, является специальным по отношению к составу преступления, закрепленному ст. 201 УК РФ. Деяния, совершаемые налогоплательщиками, если они прямо не подпадают под действие ст. 198, 199 УК РФ, должны квалифицироваться, при наличии к тому оснований, как соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 199 [5] УК РФ. Это возможно в случае, если налогоплательщик подстрекает руководителя налогового агента к неисполнению им обязанностей налогового агента.

В ряде случаев возможна совокупность преступлений, предусмотренных ст. 198, 199, 199 [5] УК РФ. Более того совершение преступлений, предусмотренных указанными статьями, создает условия для последующего неисполнения обязанностей налогового агента [5] .

Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ ст. 199 [5] УК РФ пополнилась примечаниями 1 и 2.

В соответствии с примечанием 1 крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неис- численных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.

В примечании 2 ст. 199 [5] УК РФ, предусмотрен специальный случай освобождения от уголовной ответственности за преступление. Виновный подлежит освобождению от уголовной ответственности, если преступление было совершено впервые и им или организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Частью 2 ст. 199 [5] УК РФ установлено отягчающее обстоятельство преступления: особо крупный размер.

  • [1] Статья 123 НК РФ установила налоговую ответственность за подобное деяниепри отсутствии крупного размера налогов (сборов), в ст. 15.8 КоАП РФ установлена О
  • [2] См., например: Середа И. Социально-экономическая обусловленность уголовноправового запрета уклонения от уплаты налогов // Законность. 2002. № 10. С. 32.
  • [3] См.: Соловьев И. Н. Преступные налоговые схемы и их выявление : учеб, пособие.М. : Проспект. 2010.
  • [4] Глубокий анализ признака «личные интересы» дает А. Н. Ляскало. См.: Ляскало А. Н.«Судебное толкование “личных интересов” как признака неисполнения обязанностейналогового агента» // Адвокат. 2016. № 5. С. 49—56.
  • [5] См.: Рагозина И. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Уголовное право. 2006. № 2. С. 71.
  • [6] См.: Рагозина И. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Уголовное право. 2006. № 2. С. 71.
  • [7] См.: Рагозина И. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Уголовное право. 2006. № 2. С. 71.
  • [8] См.: Рагозина И. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Уголовное право. 2006. № 2. С. 71.
  • [9] См.: Рагозина И. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Уголовное право. 2006. № 2. С. 71.
  • [10] См.: Рагозина И. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Уголовное право. 2006. № 2. С. 71.
  • [11] См.: Рагозина И. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента // Уголовное право. 2006. № 2. С. 71.