Выплата старого долга

Как Украина будет погашать свой внешний долг

Ближайшие четыре года будут тяжелыми для экономики Украины в связи с необходимостью возвращать долги. Напомним, что за четыре года наша страна должна вернуть кредиторам более 20 млрд долларов.

ФАКТ. За прошлый год государственный долг Украины вырос на 7,5%, достигнув отметки 76,31 млрд долларов, или 2,142 трлн в гривневом эквиваленте. К концу 2017 года госдолг Украины составлял 73,1% ВВП страны. Согласно прогнозам рейтингового агентства Moody’s, размер госдолга в 2018 году окажется на уровне 72,3% ВВП , передаёт EtCetera.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА – это денежные выплаты должника (в нашем случае Украины) кредиторам, направленные на оплату основной задолженности и начисленных процентов. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман еще летом 2017 года заявлял, что на обслуживание внешнего долга ежегодно тратится более 4% ВВП.

В последующие четыре года Украине ежегодно придется выкладывать на обслуживание долга кругленькую сумму – около 5,5 млрд долларов. Для сравнения, почти столько же, около 5,9 млрд долларов (165,3 млрд гривен), выделено на сферу обороны в Украине.

КОМУ ДОЛЖНЫ? В 2018 году почти 80% обязательств нашего государства приходится на выплаты Международному валютному фонду и обслуживание валютных облигаций внутреннего государственного займа. 2,6 млрд долларов Украина должна вернуть МВФ. Столько же нужно выплатить физическим и юридическим лицам, которые дают государству в долг путем покупки облигаций.

Еще 1,8 млрд долларов пойдет на погашение процентов по еврооблигациям, а также оплату долга перед правительствами других стран, Мировым банком, ЕС, Международным банком реконструкции и развития.

Также в 2018 году Украина начнет выплачивать более старые долги – погашать обязательства по евробондам. Отметим, что выплаты МВФ будут идти сразу из двух источников – от Национального банка Украины и Министерства финансов. Каждое ведомство будет расплачиваться за свой кредит: НБУ за пополнение золотовалютных резервов, а Минфин за финансирование дефицита бюджета.

В 2019-2020 годах Украине предстоит вернуть еще один крупный долг по евробондам, которые были выпущены под гарантии США. Это еще 2 млрд долларов.

А ЧЕМ ОТДАВАТЬ? Для погашения долга Украина имеет несколько вариантов.

Во-первых, новые кредиты. Украина может выплатить обязательства по старым ОВГЗ, выпустив новые облигации. Также Украина может выпустить новые еврооблигации.

Во-вторых, использование золотовалютных резервов (ЗВР). Эксперты считают, что деньги для ближайших выплат будут взяты из резервов НБУ. Однако, ЗВР не безграничны и должны оставаться в пределах 14-15 млрд долларов.

Отмечается, что на первых этапах Украина таки может обойтись без траншей МВФ, однако уже в 2019-2020 годах могут возникнуть серьезные проблемы. Остановка программы сотрудничества с Фондом из-за невыполнения требований послужит сигналом для крупных инвесторов, которые начнут терять доверие к нашей стране.

Выплата долгов Украиной переносится на… 15 лет

Сделка с выпуском евробондов на $3 млрд под 7,375% годовых стала первым самостоятельным выходом Украины на внешние рынки капитала после Майдана, причем и без гарантий США, как было в 2014—2016 годах, и без политических договоренностей, как в 2013-м при получении «кредита Януковича». Кроме того, это первое в истории Украины размещение евробондов на такой длительный срок.

То, что президент страны Петр Порошенко неоднократно афишировал отсутствие риска дефолта на Украине, не успокаивало общественность. К его словам относились как к политической саморекламе перед следующими выборами, а вот к заявлению министра финансов Александра Данилюка, хоть и с легким недоверием, но прислушались. Он рассказал об успешном завершении размещения облигаций внешнего государственного займа на $3 млрд, в результате которого на счета Государственной казначейской службы поступили средства в объеме $1,32 млрд. «Мы должны были снять риск дефолта в 2019-20-х годах, и мы этого достигли, это нужно было сделать», — сообщил Данилюк журналистам на брифинге в конце сентября. — Я профессиональный министр финансов. И я как специалист могу сказать: возвращение на внешние рынки заимствований исключает дефолт в 2019 году».

Безапелляционное утверждение явилось настолько неожиданным, что экспертам и противникам власти, впрочем, как и ее «поклонникам», понадобилось некоторое время для осмысления и анализа. На медиапространство противоборствующие политсилы вытащили своих специалистов, которые в деталях, буквально на пальцах, объясняли неискушенной в тонкостях фондового рынка общественности суть то ли гениальной операции, то ли не менее талантливой махинации правительства с евробондами.

Критики было много, тем не менее, трехмиллиардное размещение еврооблигаций все равно назвали в целом успешным. Главное достижение — это отсрочка полного погашения бумаг, по которым украинцы до сих пор платят только проценты. Расплачиваться придется не через пару лет, а аж через пятнадцать. Правда, особо охотно это принято сторонниками действующей власти. Они называют событие положительным как с политической точки зрения (конечно — новый долг станет головной болью уже другого правительства), так и с инвестиционной. Ведь до выпуска облигаций экономисты хором говорили, что темпы роста украинской экономики в ближайшие годы вряд ли позволят стране расплачиваться по крупным долгам, и есть риск дефолта.

Итак, украинские облигации вернулись на международный долговой рынок. Министерству финансов понадобилось всего 10 дней, чтобы представить потенциальным инвесторам первый за четыре года выпуск евробондов на $3 млрд. Спрос на пятнадцатилетние украинские бумаги был большим, но глобально снизить базовую доходность по ним Украине не удалось: размещение прошло по ставке 7,375% годовых. Погашать бумаги придется четырьмя равными траншами в 2031—2032 годах. За счет привлеченных $3 млрд будут выкуплены евробонды двух старых выпусков — с погашением в 2019-м (на $1,161 млрд) и в 2020 году ($415,2 млн). Основными покупателями новых 15-летних еврооблигаций Украины выступили инвесторы из США (46%) и Великобритании (36%).

Новое размещение изначально задумывалось как целевое, но на рефинансирование старого долга (евробонды 2019 и 2020 годов) Минфин потратит только половину привлеченных денег. Остальная сумма, вероятно, пойдет на погашение других обязательств, не оформленных в виде облигаций, отмечает старший аналитик компании Альпари Вадим Иосуб на страницах LIGA.net. «В первую очередь — это долг перед МВФ, — говорит Иосуб. — В таком случае заявленная цель по снижению текущей долговой нагрузки будет достигнута, хотя и говорить о снижении госдолга не приходится, речь идет лишь о его рефинансировании».

Кроме рекордного срока, Украина добилась и лучшей за последние годы ставки купонного дохода по своим бондам: более низкие доходности украинские бумаги давали только дважды — в 2006 и 2007 годах. Специалисты отмечают, что ставка 7,375% появилась благодаря ажиотажу, возникшему вокруг нового выпуска: по данным Минфина, на пике приема заявок купить украинские бонды вызвались 350 инвесторов, общая сумма заявок — $9,5 млрд.

Изначально потенциальных покупателей ориентировали на стандартный для Украины купон в 7,75%. Радикально стоимость обслуживания долга это не снижает: «минус» $11,25 млн в год и $168,75 млн — за все 15 лет его обращения, подсчитал Иосуб. «15 лет — это достойный срок для нас, но займ все равно оказался довольно дорогим для Украины, — пишет член исполкома Украинского общества финаналитиков Виталий Шапран в своем блоге. — Наши ближайшие соседи по кредитному суверену (суверенный кредитный рейтинг, — «Росбалт») торгуются уже ниже 7%».

2017 год действительно стал знаковым для многих «нерейтинговых» стран мира, которые поочередно выходили на международный долговой рынок. Такие бумаги пользуются все большей популярностью среди инвесторов, хотя и спрос на высокорисковые бонды пока не помогает их эмитентам серьезно снижать доходность по своим бумагам. Под довольно высокие проценты недавно размещались Таджикистан (7,125%), Беларусь (два выпуска — 7,125% и 7,625%) и Ирак (6,75%), рассказывает исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко изданию LIGA.net. «На мировых инвесторов влияют по-прежнему низкие ставки в зоне так называемых «тихих гаваней», — говорит Устенко. — Положительно на их настроения подействовал и пример Венесуэлы, которая, несмотря на уличные протесты, исправно выплатила долг в $2 млрд этой весной».

Украина сейчас находится на шесть ступеней ниже инвестиционного уровня по оценке агентств Fitch и S&P и на 8 — согласно методике Moodyʼs. Минфин рассчитывает, что свежий выпуск украинских бондов получит от Fitch и S&P рейтинг не ниже суверенного — «В-». Это размещение теоретически должно положительно повлиять на обновленные оценки рейтинговых агентств для Украины, считает Шапран.

Стоит напомнить, что 24 июля Украина уже производила купонные выплаты по еврооблигациям с погашением в 2017 году на сумму $120 млн, избежав тем самым технического дефолта. После сообщения об этом агентства Bloomberg, со ссылкой на осведомленный источник, украинские облигации сразу начали рост. Так, облигации с погашением в июле 2017 года выросли в цене на 0,03 цента — до 55,35 цента за доллар номинала. За неделю стоимость бумаг увеличилась на 1,64 цента. Именно в этот день истекал крайний срок погашения Киевом купона по еврооблигациям. Выплата долга была под вопросом до последнего момента и грозила Украине дефолтом.

Как ранее отмечали зарубежные эксперты, одним из рисков выхода Украины на международный рынок капитала является возможное торможение реформ. Ранее важным стимулом для их проведения была приоритетность получения траншей от МВФ. После возвращения к частным займам эти деньги становятся не настолько критичными для Украины. Однако украинские эксперты считают, что проведенное размещение хоть и снизит долговую нагрузку на Украину на ближайшие годы, однако не избавит от необходимости оставаться в программе с Международным валютным фондом. Альтернативное привлечение финансирования путем размещения евробондов является более доступным, но и более дорогим инструментом по сравнению с кредитами, предоставляемыми МВФ. Украина будет вынуждена продолжать сотрудничество с Фондом как и раньше, так как ей необходимы финансовые ресурсы для поддержания экономики.

Подтверждением этого тезиса является принятие во вторник Верховной радой пенсионного закона. В процессе обсуждения критики называли этот законопроект «античеловеческим», грозились категорическим противостоянием, но все же уступили уговорам премьера Гройсмана и отдали за пенсионную реформу на 50 больше достаточных минимальных — 286 голосов.

Однако с МВФ есть еще одна прямая связь. Эксперты считают, что правительство выпустило облигации не в очень подходящий момент. Нужно было выполнить требования Фонда, получить очередной транш и лишь только после этого запускать в оборот евробонды, доходность по которым была бы значительно ниже. В пример приводят Грецию. В июле 2017 года эта страна после трехлетнего перерыва вышла на международный рынок капитала с евробондами с такой же суммой — на $3 млрд. Греки провели ту же схему, что и украинцы, но выкупили старые бумаги за 102,6% от номинала, а доходность по новым бондам составила всего 4,625%. Такую «шикарную» низкую доходность объясняют тем, что Греция сделала это в довольно удобное время — вскоре после того, как МВФ одобрил очередной транш в размере $1,8 млрд.

Если Украина все-таки дождется нового транша от МВФ, это благоприятно отразится на позиции страны на международном рынке капитала. И станет сигналом для мирового рынка, что у Украины есть более дешевый источник заемных средств, чем евробонды с купоном больше 7%. Тогда Минфин сможет рассчитывать на размещение с доходностью около 6,5% и выпустить дополнительный объем евробондов, прогнозируют специалисты. Выполнение всех условий по пенсионной реформе, эпопея с которой длилась почти полгода, уже позади — остался вопрос продажи земли, который многим кажется снятым с повестки дня переговоров с МВФ, но это не так. Глава Минфина Александр Данилюк действительно сообщил, что земельная реформа исключена из списка обязательных условий МВФ для получения очередного транша. Однако специалисты разъясняют: МВФ ждет 1 января 2018 года, когда истекает срок моратория на продажу сельхозземель.

Как решить проблему украинских валютных долгов — четыре сценария

Cамый благоприятный сценарий для Украины — это выполнить оставшиеся обязательства перед МВФ. Таким образом Украина получит более дешевый ресурс для покрытия валютных долгов

У правительства Украины есть четыре источника средств для выплаты валютных долгов. Об этом идет речь в аналитическом материале VoxUkraine.

В 2018 и 2019 годах выплаты Украины по валютному госдолгу составляют почти $14 млрд. То есть ежегодно почти по $7 млрд. В 2020 и 2021 годах нужно будет выплатить еще $11,2 млрд.

«В 2018 году больше половины всех платежей — это погашение валютных облигаций внутреннего займа, которые можно довольно легко перекрыть выпуском новых бумаг на внутреннем рынке. В 2019 году ситуация сложнее: две трети всех платежей (или $4,5 млрд) — это внешние долги. Их рефинансировать гораздо сложнее, ведь неизвестно, захотят ли иностранные инвесторы возвращаться в Украину, а официальные кредиторы — МВФ и Всемирный банк — требуют проведения непопулярных реформ», — идет речь в материале VoxUkraine.

Где взять деньги для выплат по валютным долгам

Во-первых, можно рефинансировать выплаты. То есть взять новый кредит, желательно более длинный и дешевый, чтобы погасить старый.

Правительство может перекредитоваться. Но внутренних ресурсов будет недостаточно, ведь суммы валютных выплат крупные. А чтобы привлечь заем извне, Украине нужно сотрудничать с МВФ, то есть как минимум получить пятый транш в размере $1,9 млрд. Кредит МВФ открыл бы доступ к более дешевому внешнему финансированию, в частности, кредитам от Евросоюза и Всемирного банка. Кроме того, транш мог бы позволить привлечь деньги на внешних финансовых рынках, выпустив новые еврооблигации (как Украина сделала в прошлом году).

Второй источник — использовать валюту. «Украинское правительство на конец 2017 года имело, по оценкам экспертов, $2,4 млрд валютных остатков. Но на конец июля они снизились до менее $0,8 млрд, что явно недостаточно для проведения всех выплат», — говорится в аналитическом материале.

Третий вариант — купить иностранную валюту за гривню на рынке или напрямую в Нацбанке. Правда, для этого Кабмину понадобится большое количество гривни. Но на конец июля на счете в Казначействе оставалось всего 2 млрд грн — самый низкий показатель с декабря 2013 года. А занять достаточное количество гривни на внутреннем рынке также сложно, ведь участники не готовы инвестировать в облигации на длительные сроки.

Четвертый вариант — не платить по валютным долгам. То есть объявить дефолт и договариваться с кредиторами о реструктуризации — отсрочке выплат или списании долга.

Реструктуризация или дефолт могут спровоцировать девальвацию гривни, а также закроют для Украины внешние рынки заимствований на долгие годы.

«Наиболее вероятный и, пожалуй, самый благоприятный сценарий для Украины — это выполнить оставшиеся обязательства перед МВФ: принять новую формулу расчета газовых тарифов и улучшить показатели бюджета, чтобы получить транш в размере $1,9 млрд. После этого откроется доступ к 1 млрд евро от ЕС и к около $0,8 млрд кредитных ресурсов Всемирного банка», — говорится в аналитике VoxUkraine.

То есть Украина сможет рефинансировать почти $2 млрд (из $9,8 млрд к выплате до конца 2019 года) дешевыми деньгами Всемирного банка и ЕС. Еще $3,8 млрд, которые нужно выплатить, — это валютные ОВГЗ. Их можно рефинансировать, выпустив новые бумаги. Останется $4 млрд. Часть можно рефинансировать выпуском новых еврооблигаций, а также увеличив объем выпуска валютных ОВГЗ или купив валюту из резервов Нацбанка.

Списание украинского долга: до 2019 года мы вообще не будем выплачивать основную сумму займов

«ФАКТЫ» выяснили, как и на каких условиях наша страна намерена погашать государственный долг

Верховная Рада 17 сентября приняла законы, определяющие условия реструктуризации государственного долга Украины. И хотя народные депутаты проголосовали за принятие этих законов конституционным большинством, некоторые парламентарии все же выступили с заявлениями о том, что соглашение с кредиторами, представленное министром финансов Натальей Яресько, якобы страшно невыгодно Украине. Аргументами и цифрами, как всегда в таких случаях, популисты себя не утруждали, ограничившись эмоциями и обвинениями.

В то же время большинство отечественных и зарубежных финансистов оценивают соглашение Украины с кредиторами весьма высоко.

Разобраться, кто из них прав, для большинства сограждан, не имеющих специального образования, довольно сложно. Поэтому «ФАКТЫ» решили попросить специалистов дать понятные для простого человека разъяснения условий договора. Первым делом мы обратились в Министерство финансов. Очевидно, что, добившись успеха в сложных переговорах с кредиторами, оно как никто должно быть заинтересовано в популяризации своего успеха. Но, к нашему удивлению, Министерство финансов в лице пресс-службы отказалось давать какие бы то ни было комментарии по поводу реструктуризации.

Чтобы не оставлять читателей в неведении относительно того, что происходит с долгами Украины и как наша страна намерена их погашать, «ФАКТЫ» обратились за разъяснениями к начальнику отдела стратегического планирования UniCredit Bank Егору Перелыгину.

— В соответствии с новым законом реструктуризируется весь внешний долг Украины?

— Нет. Те займы, которые Украина брала у международных финансовых институтов (МВФ, Всемирного банка и других), а также у правительств других государств, реструктуризации не подлежат.

Реструктуризируются лишь 14 выпусков ценных бумаг, которые украинское правительство размещало на международных рынках. Ими владеют частные кредиторы.

С украинской стороны переговоры возглавляла министр финансов Наталья Яресько, которая пришла на свою должность из инвестиционного бизнеса и имеет значительный опыт работы с ценными бумагами.

Также на украинской стороне выступала известная в мире консалтинговая компания «Лазард», имеющая за плечами большой опыт переговоров по реструктуризации долгов (в частности, она принимала участие в переговорах по долгам Греции). При этом условия сотрудничества с «Лазард» были таковы, что компания могла рассчитывать на вознаграждение только в случае успешного завершения переговоров.

Со стороны кредиторов в переговорах участвовала, в частности, компания «Френклин Темплтон» — мировой лидер в данном бизнесе и самый крупный держатель ценных бумаг Украины. Одним из руководителей этой компании является Николас Брейди, бывший министр финансов США, который в свое время занимался реструктуризацией долгов латиноамериканских стран. С его именем связывают появление ценных бумаг, привязанных к экономическим показателям государств, — знаменитых «бондов Брейди». Это были прототипы тех инструментов, которые сегодня заложены в соглашения между Украиной и ее кредиторами.

В общей сложности комитет кредиторов представлял держателей около 9 миллиардов украинских долгов.

— В чем суть договоренности, достигнутой с комитетом?

— Стороны сошлись на том, что кредиторы соглашаются списать Украине 20 процентов нынешнего долга.

Дополнительным бонусом является то, что наша страна получила льготный период до 2019 года, в течение которого мы вообще не будем выплачивать основную сумму кредитов.

— Принятие закона означает, что вопрос реструктуризации решен окончательно?

— Должна еще состояться последняя встреча с кредиторами, на которой будет подписано соглашение об обмене старых обязательств на новые в соответствии с принятым законом. Такая встреча назначена на 14 октября в Великобритании. У меня нет сомнений в том, что голосование на ней будет позитивным. И после этого начнется собственно обмен старых бумаг на новые.

— Как будет происходить этот обмен?

— Все ценные бумаги, которые имеются сегодня на руках у кредиторов, обменяют на новые, которые выпустит правительство Украины. Причем за бумагу номиналом 1000 долларов будет выдаваться новая, номиналом 800 долларов. Таким образом, долг уменьшится на 20 процентов (или на 3,8 миллиарда долларов).

— Эти ценные бумаги будут одинаковы для всех кредиторов?

— Да, все они получат одинаковые бумаги с одинаковыми условиями их погашения. Процентная ставка по ним составит 7,75 процента годовых.

— Кредиторы, заключившие соглашение с Украиной, владеют только 9 миллиардами долга из 17. Владельцы обязательств на 8 миллиардов в комитет кредиторов не входили и, соответственно, никаких договоров с нами пока не заключали. Как теперь улаживать вопрос с ними?

— Все эти кредиторы имеют право либо приехать на предстоящую встречу в Лондоне, либо встретиться с представителями украинского правительства в другое время и подписать соглашение об обмене старых бумаг на новые на тех же условиях. Если же они решат настаивать на погашении ценных бумаг на тех условиях, на которых те были выпущены, тогда дело перейдет в суды, которые затянутся на долгие годы.

Опыт многих стран показывает, что, столкнувшись с неизбежным, такие кредиторы обычно все же подписывают договор на общих условиях. Возможно, многие из них приедут на встречу уже 14 октября.

И, думаю, это будет правильное решение. Ведь им предложена честная сделка — списание части долга в обмен на компенсационный инструмент.

— Именно на него наиболее яростно нападали критики соглашения. Что он собой представляет?

— Это дериватив. То есть ценная бумага, стоимость которой не определена заранее, а зависит от определенных условий. В данном случае ценность деривативов, которые выпустит украинское правительство, будет привязана к показателям развития экономики страны.

Сразу оговорюсь, применение подобных инструментов не является традиционным. Новые деривативы обладают определенными свойствами ранее выпускавшихся ценных бумаг, однако именно в таком виде они созданы впервые, специально для Украины.

— Какие условия получения денег по этим ценным бумагам?

— Основная идея состоит в том, что если украинская экономика будет динамично развиваться и рост ВВП страны будет превышать 3 процента в год, то в течение некоторого времени мы будем выплачивать кредиторам часть от того роста, который превышает 3 процента.

Причем если рост составит от 3 до 4 процентов, то выплата будет 15 процентов от превышения. Предположим, рост ВВП за год достиг 3,5 процента. Значит, мы должны будем выплатить кредиторам 15 процентов от 0,5 процента ВВП:

0,5×0,15 = 0,075 процента ВВП (0,75 ВВП).

Если же рост ВВП будет больше 4 процентов, то с части роста, превышающей 4 процента, мы заплатим 40 процентов. Например, рост экономики Украины в каком-то году составит 4,5 процента. Тогда с нас причитается 0,15 процента (за процент от 3 до 4) и 40 процентов от 0,5 процента:

0,15 + 0,4×0,5 = 0,35 процента ВВП (0,0035 ВВП).

— В течение какого времени Украина будет погашать кредиты?

— Первая выплата запланирована на начало 2021 года. Ее размер будет рассчитываться на основе экономических показателей 2019 года. Год задержки нужен для того, чтобы собрать и изучить все статистические данные и точно подсчитать размер ВВП и темп его роста.

Выплаты продлятся до 2040 года.

При этом кредиторы совсем не обязательно получат деньги. Соглашением предусмотрено, что выплаты не начнутся до тех пор, пока размер ВВП Украины не достигнет 125,4 миллиарда долларов.

— Откуда эта цифра?

— По прогнозу МВФ, такого размера должен достигнуть ВВП Украины в 2019 году.

— А сейчас у нас какой ВВП?

— Точно сказать трудно, так как год еще не закончился. Но, по приблизительной оценке, он несколько ниже 80 миллиардов долларов. Так что для того, чтобы был достигнут уровень в 125,4 миллиарда долларов, нужно, чтобы ситуация в экономике коренным образом изменилась и начался бурный рост. ВВП в долларовом эквиваленте должен увеличиться более чем на 50 процентов.

В противном случае кредиторы ничего не получат.

— Предположим, в 2019 году украинский ВВП не достиг указанной суммы. Значит выплаты начнутся позже. Означает ли это, что и окончание платежей передвинется на 2041 год?

— Нет. Деривативы будут действовать только с 2021-го по 2040 год. То, что за этот срок будет выплачено кредиторам, то им и достанется. Если, например, в течение всего этого времени темпы роста ВВП будут ниже 3 процентов в год, то кредиторы вообще не получат ни цента за все 20 лет.

Еще одно важное условие соглашения: с 2021-го по 2025 год общая сумма выплат кредиторам не может ни при каких обстоятельствах превышать одного процента ВВП. Если Украина продемонстрирует фантастический рост, например, 10 процентов в год, тогда с нас причитается:

0,15 + 0,4×6 = 2,55 процента ВВП.

Но мы все равно заплатим только 1 процент.

— Популисты кричат о том, что кредиторы получат по своим долгам слишком много. Возможно, даже больше, чем сейчас списали.

— Обычно такие заявления аргументируются тем, что из-за войны Украина потеряла, грубо говоря, пятую часть экономики — она была либо оторвана от страны, либо уничтожена. И поэтому после окончания активных боевых действий страна сделает резкий рывок. На самом деле это не так. Экономика восстанавливается очень тяжело. И если бы мы не получили сейчас передышки, благодаря которой в ближайшие три года вообще не будем возвращать основные суммы кредитов, а также списания части долга, нам бы пришлось очень туго.

Условия же достигнутого соглашения дадут возможность Украине в течение льготного периода провести необходимые реформы, которые позволят через три-четрые года выйти на достаточно хорошие экономические показатели.

— Существуют ли прогнозы, сколько же все-таки Украине придется заплатить по выпускаемым деривативам?

— Чтобы сделать такой прогноз, нужно учитывать разные факторы. В первую очередь, временную стоимость капитала.

— Что это?

— Думаю, каждому человеку понятно, что стоимость доллара сегодня существенно отличается от его стоимости в будущем. Сейчас кредиторы списывают нам 3,8 миллиарда долларов. Предположим, через 20 лет мы возвращаем им ровно ту же сумму. Очевидно, что через 20 лет 3,8 миллиарда долларов будут представлять собой намного меньшую ценность, нежели теперь.

И дело тут не только в снижении покупательной способности доллара в результате инфляции в США. На сегодняшний день доллар — общепризнанное средство международных расчетов, которое распространено во всем мире. И в разных странах отношение к нему разное.

Например, в Украине доллар сейчас сильно переоценен, так как притока инвестиций почти нет, и его просто не хватает на рынке. Однако со временем, когда экономика нормально заработает, ценность доллара будет из года в год снижаться.

Поэтому нельзя просто сравнивать цифры. Надо учитывать фактор дисконтирования, то есть снижения стоимости доллара. По разным оценкам ставка дисконтирования в ближайшие десятилетия будет составлять 8—15 процентов в год.

Я подсчитал, сколько в общей сложности нам придется заплатить кредиторам за все 20 лет действия деривативов. Выходит, что при росте за этот период ВВП в среднем на 2 процента в год и при ставке дисконтирования в 15 процентов (на мой взгляд, это значение ближе к реальному) мы заплатим сумму, эквивалентную всего 1,6 миллиарда сегодняшних долларов. Если взять ставку дисконтирования пониже, 10 процентов, то сумма будет несколько выше — 3 миллиарда долларов.

— Но при 2 процентах в год мы же вообще ничего платить не должны.

— Здесь речь идет о среднем росте за 20 лет. То есть в какие-то годы он будет выше, в какие-то — ниже. В один год будет больше 3 процентов — что-то заплатим. В другой меньше — не платим ничего.

Если среднегодовой рост за 20 лет составит 4 процента, тогда получим 4 миллиарда выплат при ставке дисконтирования 15 процентов и 7,8 миллиарда долларов — при 10 процентах. Однако такое развитие событий крайне маловероятно, особенно учитывая обстоятельства, в которые попала Украина.

Кроме того, надо помнить, что сейчас для того, чтобы расплачиваться с долгами, Украине приходится с огромным трудом изыскивать деньги, отрывая их от самых насущных нужд стремительно падающей экономики. А выплаты по деривативам будут производиться только с прибылей от процветающей экономики.

— Насколько справедливы условия договора по отношению к Украине? Выиграли мы от его заключения или проиграли?

— Я впервые в своей практике вижу договор, сбалансированный для всех сторон. Нет четкого проигравшего и победителя. Победили все.

Минфин подсчитал, сколько долгов осталось отдать Украине до конца года

С начала года Украина заплатила внешним кредиторам 2,6 млрд долларов

Объем предстоящих выплат Украины по внешнему государственному долгу до конца 2018 года – в четвертом квартале, – составляет 17,247 млрд грн, или 610 млн долларов по текущему курсу Национального банка Украины (НБУ).

Как свидетельствует график прогнозных долговых платежей на сайте Министерства финансов, по действующим соглашениям на 1 октября в том числе предстоят платежи по погашению долга на 13,714 млрд грн (485 млн долл.) и его обслуживанию на 3,533 млрд грн (125 млн долларов).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Согласно приведенным данным, с начала года Украина заплатила внешним кредиторам 74,096 млрд грн, что по текущему курсу НБУ составляет 2,620 млрд долл., и с учетом предстоящих платежей годовой объем выплат составит 3,230 млрд долл.

В 2019 году платежи по погашению и обслуживанию внешнего госдолга составят 165,395 млрд грн (5,849 млрд долл.), в том числе:

  • 53,590 млрд грн (1,895 млрд долл.) в первом квартале;
  • 47,672 млрд грн (1,686 млрд долл.) – во втором;
  • 56,459 млрд грн (1,997 млрд долл.) – в третьем;
  • 7,673 млрд грн (271 млн долл.) – в четвертом.

Объем предстоящих внешних долговых платежей в 2020 году составляет 169,902 млрд грн, или 6,009 млрд долл. по текущему курсу НБУ.

Напомним, международные (золотовалютные) резервы Украины в августе 2018 года сократились по сравнению с июлем на 2,9%, или 517 млн долларов. По состоянию на 1 сентября объем резервов составил 17,2 млрд долларов. ЗВР сокращаются уже четыре месяца подряд. С начала года резервы уменьшились уже на 1,38 млрд долларов.

Сильнее всего на резервы давила долговая нагрузка. Так, в августе Украина выплатила Международному валютному фонду 607,4 млн долларов в счет старого долга. Кроме того, на обслуживание и погашение госдолга в иностранной валюте было направлено 447,9 млн долларов, из которых 389,2 млн долларов составляли обслуживания и погашения по государственным ценным бумагам.

Ранее премьер-министр Украины Владимир Гройсман отмечал, что Украина испытывает серьезные проблемы с внешним долгом . При этом в Минфине сообщали, что долг Украины приближается к «безопасному» уровню. Речь идет о ключевом показателе – соотношении размера госдолга и ВВП страны. Это соотношение за 2017 год снизилось с 80,9% до 71,8%.

Погашение госдолга Украины в 2019 году планируется на сумму 272,247 млрд грн, в том числе внешнего долга – 121,767 млрд грн. Помимо этого, 145,205 млрд грн будет направлено на обслуживание госдолга, в том числе 56,44 млрд грн – внешнего долга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Напомним, согласно проекту госбюджета на 2019 год, государственный долг Украины должен уменьшиться до 52,2% ВВП. Ранее в Минфине уточняли, что безопасным для государства является уровень госдолга ниже 60%.

С 2019-го Украину ждут пиковые выплаты по внешнему долгу, – НБУ

Это приостановит рост международных резервов

В 2019-2020 годах Украину ждут пиковые выплаты по внешнему долгу. Об этом сообщил заместитель главы Национального банка Украины Олег Чурий, передает Интерфакс-Украина.

Согласно презентации, представленной на организованной ING Банком встрече с представителями бизнеса и обнародованной Национальным банком, если в текущем году они составляют около $3 млрд, то в следующем – около $4,5 млрд, а в 2019 приблизятся к $7 млрд, что приостановит рост международных резервов.

Если в следующем году международные резервы могут вырасти примерно до $22 млрд, то в 2019 – скорее всего снизятся до $21 млрд.

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «ФОКУС МЕДИА». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «ФОКУС МЕДИА» — запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА «Українські Новини», в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство «Интерфакс-Украина», не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками «Р», «Новости партнеров», «Новости компаний», «Новости партий», «Инновации», «Позиция», «Спецпроект при поддержке» публикуются на коммерческой основе.