Закон о полиции 19 ст

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Комментарий к Ст. 19 федерального закона «О полиции» в РФ

1. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция обязана уведомить близких родственников или близких лиц гражданина. Причем сначала принимаются меры к уведомлению близких родственников. И только если уведомить таковых нет возможности, к примеру, близких родственников у лица нет, уведомлению подлежит кто-либо из числа близких лиц гражданина, которому причинен физический вред.

2. Законодатель не требует уведомлять не являющихся близкими родственниками иных родственников. Последние могут быть уведомлены, если они являются близкими лицами лица, которому причинен вред здоровью.

4. В ч. 5 комментируемой статьи отсутствует требование уведомления близких родственников или близких лиц гражданина, погибшего в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Между тем мы бы рекомендовали осуществление и данной разновидности уведомления.

5. Под прокурором в ч. 6 комментируемой статьи 19 ФЗ о Полиции понимается надзирающий прокурор. Обычно таковым является прокурор обслуживаемого органом внутренних дел, в котором трудится сотрудник полиции, района (города).

6. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к статье 2 ФЗ «О полиции».

10. См. содержание и комментарий к ст. 5 закона «О полиции», п. 3 ч. 1 ст. 12, ст. ст. 21, 23 настоящего Федерального закона.

Рада внесла изменения в закон о Нацполиции из-за требований Генпрокуратуры Шокина

Правоохранителям разрешили осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции», согласно которым предусмотрено право полиции осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Об этом сообщает корреспондент ТСН Инна Боднар.

За решение отдали голоса 254 народных депутатов из 351, зарегистрировавшихся в сессионном зале.

Нардеп от «БПП» Мустафа Найем на заседании парламента отметил, что в законе «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено, что эту деятельность может осуществлять Нацполиция и оперативные органы Нацполиции но Генеральная прокуратура не признает эту норму и требует, чтобы эта норма была отражена в законе «О Национальную полицию».

Он добавил, что этого требовала ГПУ под руководством Виктора Шокина.

Напомним, вчера, 30 мая, в Мариуполе стартовала патрульная полиция. 185 патрульных присягнули на верность Украине.

Статья 19. Закона РФ О полиции
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщитьлицам, в отношении которых предполагается применение физическойсилы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что онявляется сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении ипредоставить им возможность и время для выполнения законныхтребований сотрудника полиции. В случае применения физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия в составеподразделения (группы) указанное предупреждение делает один изсотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своемнамерении применить физическую силу, специальные средства илиогнестрельное оружие, если промедление в их применении создаетнепосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудникаполиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетомсоздавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц,в отношении которых применяются физическая сила, специальныесредства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемогоими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться кминимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившемутелесные повреждения в результате применения физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, атакже принять меры по предоставлению ему медицинской помощи ввозможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результатеприменения сотрудником полиции физической силы, специальных средствили огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но неболее 24 часов уведомляет близких родственников или близких лицгражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либонаступления его смерти в результате применения сотрудником полициифизической силы, специальных средств или огнестрельного оружияуведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить безизменения место совершения преступления, административногоправонарушения, место происшествия, если в результате применения имфизической силы, специальных средств или огнестрельного оружиягражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результатекоторого причинен вред здоровью гражданина или причиненматериальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждомслучае применения специальных средств или огнестрельного оружиясотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либоруководителю ближайшего территориального органа или подразделенияполиции и в течение 24 часов с момента их применения представитьсоответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полицииприменяет физическую силу, специальные средства и огнестрельноеоружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясьприказами и распоряжениями руководителя этого подразделения(группы).

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Украина Что разрешено и запрещено украинским полицейским по новому закону

Во вторник, 4 августа, президент Украины Петр Порошенко подписал закон о национальной полиции. Теперь селфи с полицейскими имеют статус официальных. Новую полицию уже успели наречь мимимимилицией за близость к народу. Но сладость рано или поздно переходит в приторность. Давайте посмотрим на важные детали подписанной президентом версии закона.

Социальная полиция

1. Ч. 2 ст. 8 предусматривает постоянное информирование общественности о своей работе, но порядок и форма его не определяются. Полагаю, имеется в виду Instagram и Facebook. Согласитесь, они гораздо удобнее бесконечных «Вестников чего-то там». К тому же, не требуют денег из бюджета.

Закон позволяет применение без предупреждения физической силы, спецсредств и оружия при непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан или коллег, а также в районе проведения АТО

2. Ч. 1 ст. 10 предусматривает тесное сотрудничество с населением на партнерских началах. Опять же, определения и порядка нет. Но это даже не недостаток, а, скорее, возможность. Например, тесно сотрудничать с полицией могут глянцевые журналы.

Новые возможности

1. Красота — страшная сила, но оружие не помешает. Закон позволяет применение без предупреждения физической силы, спецсредств и оружия при непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан или коллег, а также в районе проведения антитеррористической операции. Во-первых, «без предупреждения» означает ориентацию на то, что в голове у полицейского происходит, ситуация полностью под его контролем. Вас даже предупреждать не сочтут нужным. Потом рапорт коллеги подтвердит, что вы подозрительно выглядели и угрожающе вели себя. Вообще нежелание разговаривать — проблема современного общества. Могли бы хоть в Фейсбуке предупредить, что ли.

И про АТО: в законе этого понятия вообще нет, что не дает права полицейским на принудительные действия без предупреждения в зоне АТО. Этот вопрос нужно законодательно урегулировать.

2. Полицейскому запрещено прятать свой нагрудный знак и вообще препятствовать читать информацию на нем или фиксировать ее техническими средствами (ч. 3 ст. 19). Закрепление такой нормы должно расставить все точки над «і» при попытках правоохранителей отказывать в такой фиксации.

3. Внедряется новое понятие полицейских мер с распределением на полицейские превентивные и меры принуждения. Они должны отвечать следующим критериям: эффективность, пропорциональность нанесенному ущербу, прекращение в случае невозможности достижения цели.
Полицейскому запрещено прятать свой нагрудный знак и вообще препятствовать читать информацию на нем или фиксировать ее техническими средствами

Предусмотрены такие виды превентивных полицейских мер: проверка документов; опрос; внешняя проверка и осмотр; остановка транспортного средства; требование покинуть место и ограничить доступ к определенной территории; ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью; проникновение в жилье или иное владение; проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел; применение технических устройств и средств с функцией фото- и киносъемки, видеозаписи или средства фото- и киносъемки, видеозаписи; проверка соблюдения требований ограничений, установленных законом касательно лиц, находящихся под административным надзором и иных категорий лиц (по-простому, тех, кто «ходит отмечаться»); полицейское попечительство.

Применить что-либо из этого арсенала полицейский не может на свой вкус и цвет. Согласно ч. 2 ст. 30, он/она должны вас предупредить о причине таких мер по отношению к вам, довести до вашего сведения нормативно-правовой акт, на основании которого эти меры применяются. Обращаю внимание, что довести должны именно нормативно-правовой акт, а не по традиции «старых милиционеров» рявкнуть номер статьи, даже отдаленно не касающейся темы.

Было бы правильно законодательно закрепить, что такое уведомление должно быть письменным или под аудио-, видеофиксацию, поскольку в дальнейшем будет невозможно подтвердить такой факт.

Проверка документов

Набившая всем оскомину остановка для проверки документов нашла свое место и в новом законе. Основания для проверки следующие:

— если лицо внешне похоже на того, кто находится в розыске или без вести пропал;

— существует достаточно оснований считать, что лицо совершило или имеет намерение совершить правонарушение;

— лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
Фактически у полицейского есть право проверить документы у любого человека
— если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства или иные вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или если для их хранения, использования или перевозки нужно такое разрешение, если установить эти права другим образом невозможно;

— если лицо находится в месте совершения правонарушения или ДТП, другого чрезвычайного происшествия;

— если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания считать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения такого правонарушения.

Фактически у полицейского есть право проверить документы у любого человека. Но возникает коллизия: нет ни единого нормативного акта, обязывающего вас постоянно иметь при себе документы. Однако положения нового закона заставляют об этом задуматься.

«Поверхностная проверка»

Вводится новое понятие «поверхностная проверка» (ст. 33). Она немного похожа на осмотр и состоит в визуальном осмотре лица, проведении по поверхности одежды рукой (или специальным устройством), визуальном осмотре вещи или транспортного средства. Проводится лицом того же пола, но в неотложных случаях ограничение по полу утрачивает актуальность. Что является неотложным случаем, непонятно. Провести такую проверку полицейские могут, посчитав, что у вас при себе есть вещь, оборот которой запрещен или ограничен, или она представляет угрозу для жизни и здоровья. Закон разрешает требовать открыть багажник транспортного средства. Основания для проведения поверхностной проверки следующие:

— в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконно;

— в транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен или представляет угрозу жизни и здоровью такого лица или других лиц;

— вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения или находится в том месте, где может быть совершено уголовное правонарушение, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.
Закон разрешает требовать открыть багажник транспортного средства.
«Полицейское попечительство»

О новации под интригующим названием «полицейское попечительство» хотелось бы сказать отдельно в связи с инцидентом, облетевшим интернет. Речь идет о задержании девушки, которая решила неправильно припарковаться и в качестве аргумента при обмене правовыми позициями воспользовалась ноу-хау — прокатить полицейских на капоте. На видео четко видно, что она предупреждает полицейских о том, что ей нужно забрать ребенка, и просит их это сделать. Меня заинтересовали два вопроса: 1) был ли ребенок и 2) кто же его нашел. Я была очень удивлена, но ребенка нашли очевидцы и передали полицейским.

Напомню, ребенку три года и оставлен он возле торгового центра, то есть на улице. Мать в это время задерживают. Именно задерживают, поскольку, согласно УПК, моментом задержания считается тот, с которого лицо самостоятельно и без разрешения не может покинуть место либо его удерживают рядом. То, что в отношении этой девушки есть повод подумать о привлечении к уголовной ответственности по ст. 166 Уголовного кодекса за злостное неисполнение обязанностей по уходу за ребенком, не обсуждается. Но в то же время с момента задержания матери обязанность по сохранению жизни и здоровья ребенка, за которым она очевидно не сможет в этот момент осуществлять надзор, переходит на полицейских. Не нужно даже ждать наступления негативных последствий, чтобы уверенно говорить об их уголовной ответственности по ст. 135, 136 — оставление в опасности. Неправильная парковка не должна влечь за собой подобные последствия для ребенка.

Правильный вариант поведения полицейских в этой ситуации, а именно: найти ребенка и в дальнейшем передать родственникам, не только логичен, но и абсолютно законен. Ст. 36 нового закона указывает, что такое попечительство может осуществляться в отношении:

— несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет, которое осталось без присмотра, с передачей родителям или усыновителям, опекунам, попечителям, органам опеки и попечительства;

— лица, которое подозревается в побеге из психиатрического учреждения или специализированного лечебного учреждения, где оно содержалось по судебному решению, или лица, которое имеет признаки выраженного психического расстройства и создает реальную опасность окружающим или себе, с передачей соответствующему заведению;
По новому закону у полицейских шесть обязанностей, большая часть которых носит общий характер. В законе о милиции — 33.

Стоило бы их перераспределить

— лица, которое из-за опьянения утратило способность самостоятельно передвигаться и находится при этом в публичном месте, создает реальную опасность окружающим или себе, с передачей в специальное лечебное учреждение или в место проживания.

Ч. 6 ст. 36 закрепляет обязанность полицейского дать возможность лицу немедленно сообщить о своем месте пребывания близким родственникам, членам семьи или другим лицам по выбору. По-прежнему остается открытым вопрос реализации этой нормы. Хорошо было бы предусмотреть закрепление за каждым экипажем телефона для этих целей. Не личного, не стационарного, не рации, а именно мобильного для этих целей. Полицейский под роспись или путем записи разговора подтверждал бы предоставление и реализацию такого права.

В чем сила?

Что касается применения силы, то полномочия и арсенал полицейским предоставлены идентичные тем, которыми пользовались предшественники-милиционеры. Перечислять их не имеет смысла, хотела бы обратить внимание на п. 7 ст. 41 Закона: полицейский обязан немедленно прекратить применение определенного вида меры принуждения в момент достижения ожидаемого результата. То есть бить просто из любви к процессу нельзя. Разница тут, скорее, будет не в формулировках норм, а в их применении. Будем надеяться.

В качестве итога сравним цифры: по новому закону у полицейских шесть обязанностей, большая часть которых носит общий характер (соблюдать законодательство, уважать права и свободы, исполнять обязанности, предоставлять помощь, хранить информацию, информировать руководителя), в законе о милиции — 33. Стоило бы их перераспределить.

Полиция остановила ваш автомобиль: Права водителя

Как правильно общаться с сотрудником полиции, если ваш автомобиль остановили для проверки

Татьяна Погукай

Татьяна Погукай

пресс-секретарь ГУМВД в Луганской области

Как правильно общаться с сотрудником полиции, если ваш автомобиль остановили для проверки

Оригинал в Facebook Татьяны Погукай:

Национальная полиция регулирует дорожное движение и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети (п. 11 ч. 1 ст. 23 ЗУ «О Национальной полиции»). Кроме этого, она выдает разрешения на движение отдельных категорий транспортных средств; в случаях, определенных законом, выдает и согласовывает разрешительные документы в сфере безопасности дорожного движения (водительское удостоверение и т. п.; п. 13 ч. 1 ст. 23 ЗУ «О Национальной полиции»).

1. Вас остановил полицейский.

Остановка транспортного средства осуществляется жезлом, а в исключительных случаях – жестом руки. При этом полицейский сначала указывает на транспортное средство, которое должно остановиться, а затем – на место, где ему следует остановиться (п. 27.3. приказа 111). Законом (п. 1-9 ч. 1 ст. 35 ЗУ «О Национальной полиции») определен исчерпывающий перечень случаев, которые дают право сотруднику полиции остановить транспортное средство, а именно:
1) если водитель нарушил Правила дорожного движения;
2) если есть явные признаки, что свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства;
3) если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению ДТП, криминального или административного правонарушения, или если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения;
4) если транспортное средство пребывает в розыске;
5) если необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий;
7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.
В любом случае сотрудник полиции обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с детальным описанием основания остановки, определенной в этих статьях. На требование полицейского остановку следует производить с соблюдением требований ПДД (п. 2.4 ПДД).