Закон о приватизации жилья республики беларусь

Приватизация квартиры

Приватизация квартиры — процесс передачи государственной (муниципальной) квартиры частному лицу. Если вы живете в неприватизированной квартире, это означает, что она фактически принадлежит государству, а вы являетесь лишь нанимателем.

Процесс разгосударствления и приватизации, в том числе приватизации земельных участков, начался в Беларуси сразу после распада СССР, однако продвигался он медленно. В Беларуси по состоянию на май 2013 года насчитывалось порядка 392 000 неприватизированных квартир – это 14% общего жилого фонда. И в последние годы вопрос приватизации жилья стоит в Беларуси очень остро. Дело в том, что в соответствии с Указом Президента № 563 от 16 декабря 2013 г. «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», с 1 июля 2016 года неприватизированное жильё переведут в разряд арендного.

Так, закон о приватизации гласит:

«Жилые помещения государственного жилищного фонда (кроме жилых помещений специального служебного жилищного фонда, жилых помещений социального пользования, жилых помещений в общежитиях, служебных и специальных жилых помещений, жилых помещений коммерческого использования, а также жилых помещений в административных и общественных зданиях органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в зданиях пожарных депо), занимаемые гражданами на условиях договоров найма жилого помещения государственного жилищного фонда, до 1 июля 2016 г. подлежат включению в состав жилых помещений коммерческого использования в порядке, определенном в подпункте 2.1 настоящего пункта».

Приватизация в Беларуси 2014 – удовольствие недешевое, и цены сильно отличаются. Например, приватизация служебного жилья в Минске может обойтись от 40 до 300 млн рублей, в редких случаях – больше. Известен случай, когда в Витебске приватизацию квартиры площадью 76 кв.м, оценили в 520 млн рублей. В Могилеве за квартиру по ул.Габровская площадью 108,5 кв.м. запросили 285 млн. Скромная однокомнатная квартира в Гомеле площадью 36 «квадратов» в доме 1967 года постройки потянула на 150 млн.

Естественно, далеко не каждая белорусская семья может выплатить государству такую сумму. Власти пошли навстречу проживающим в неприватизированных квартирах и предоставили гражданам рассрочку на 40 лет. Однако в любом случае придется заплатить первоначальный взнос в размере 10% от суммы приватизации. К примеру, если нужно заплатить 200 млн, то 20 млн рублей вносятся сразу, а 180 млн растягиваются на 40 лет. Получается порядка 370 000 в месяц. Вполне подъемно, к тому же львиную часть суммы за долгие годы съест инфляция. К тому же для приватизации можно использовать чеки «Жильё».

Как видим, стоимость и сроки приватизации квартир в Минске могут быть разными. Однако раскошелиться в любом случае придется. Кстати, те, кто озаботился вопросом приватизации 20 лет назад, выкупали у государства квартиры по цене буханки хлеба из-за высокой инфляции. Этот факт еще раз подтверждает поговорку о том, что не нужно откладывать на завтра то, что что можно сделать сегодня.

При оценке стоимости приватизации в расчет принимается много факторов. Это и год постройки дома, и район, в котором расположено жильё, и его технические характеристики, такие как площадь, наличие проходных комнат, совмещенный санузел, балкон, материал стен, высота потолков и так далее.

Как приватизировать квартиру в Беларуси

Наниматель жилого помещения и совершеннолетние члены его семьи должны подать заявление о приватизации в службу «Одно окно» местного исполкома. Заявление подписывается нанимателем и всеми совершеннолетними членами семьи. К заявлению нужно приложить паспорта всех заинтересованных (в том числе свидетельства о рождении несовершеннолетних), письменное нотариально заверенное согласие отсутствующих членов семьи, документы о льготах, чеки «Жилье» (если таковые имеются).

Примерно через месяц будет принято решение о приватизации квартиры, определена ее стоимость и порядок оплаты (сразу или в рассрочку, на выбор нанимателя). В администрации нужно будет получить квитанцию на оплату необходимой суммы. После того как деньги будут внесены в кассу, наниматель получает на руки решение. С ним отправляется к местному нотариусу, после чего с администрацией заключается договор купли-продажи. После подписания договора наниматель должен сходить в кадастровое агентство, зарегистрировать договор купли-продажи, право собственности и получить техпаспорт. Заключительный шаг – посетить с техпаспортом обслуживающую организацию и заключить договора на обслуживание. Вот, в общем-то, и всё.

И в заключение – национальное агентство инвестиций и приватизации, несмотря на свое название, к приватизации не имеет никакого отношения. На самом деле оно является государственной организацией по привлечению прямых иностранных инвестиций в РБ.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 16 апреля 1992 года №1593-XII

О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь

(по состоянию на 15 июля 2008 года)

Настоящий Закон определяет экономические, правовые, социальные условия и порядок приватизации государственного жилищного фонда на территории Республики Беларусь. Он направлен на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда.

Статья 2. Основные принципы приватизации жилья:

безвозмездная передача гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом, если иной порядок не установлен Президентом Республики Беларусь;

взаимосвязь приватизации с решением жилищной проблемы;

сочетание возмездного и безвозмездного характера;

равные права всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда;

гласность, государственный и общественный контроль за процессом приватизации.

Раздел II. Субъекты и объекты приватизации

Статья 3. Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.

Статья 4. Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.

Статья 5. Не подлежат приватизации:

жилые помещения в общежитиях;

служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

жилые помещения специального служебного жилищного фонда;

жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда лицам, обязанным согласно постановлению суда возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении;

жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях радиоактивного загрязнения. При этом граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на постоянное жительство в другие населенные пункты, не имеют права приватизировать занимаемые ими жилые помещения;

жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ;

жилые помещения, занимаемые военнослужащими воинских частей, выведенных или подлежащих выводу за пределы Республики Беларусь, либо военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;

специальные жилые помещения;

жилые помещения социального пользования;

жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определяемых Министерством обороны Республики Беларусь.

жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

Приватизация жилых помещений: что за чем?

Автор: Вячеслав КОРОЛЕВИЧ, юрист 12 Август 2013 .

В соответствии с п. 1 ст. 134 действующего сегодня Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) приватизация жилых помещений — это приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законода­тельством.

Если описывать процесс приватизации гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда как алгоритм действий с точки зрения права, то в первую очередь этот процесс необходимо рассматривать как административную процедуру. Административная процедура приватизации призвана придать форму данному процессу и определить условия и сроки его протекания. Порядок осуществления приватизации как административной процедуры определен п. 1.1.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее — Перечень).

По существу приватизация регламентируется специальными нормативными правовыми актами. Однако, как известно, в настоящее время происходят значительные изменения законодательства, регулирующего сферу жилищных отношений. Эти изменения не обошли стороной и приватизацию. Так, 1 марта 2013 г. в связи с принятием и вступлением в силу нового ЖК утратил силу Закон Республики Беларусь от 16.04.1992 № 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь», а 29 мая 2013 г. согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2013 № 356 утратило силу Положение о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 № 1399.

Названные нормативные правовые акты на протяжении долгого времени регулировали процесс приватизации гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда, поэтому правовое регулирование процесса приватизации, существующее на сегодняшний день, представляется недостаточным и носит общий характер. Одновременно следует признать, что фактически процесс приватизации с некоторой ревизией нормативной базы не изменился. В то же время утратившие силу нормативные правовые акты фактически продолжают применяться, поскольку равноценная им замена пока не состоялась.

Таким образом, формально процесс приватизации регулируется двенадцатью статьями ЖК — с 134 по 145.

Объективное право на приватизацию жилых помещений реализуется в рамках обязательственного правоотношения между государством и гражданином, содержанием которого являются ниже перечисленные нами взаимосвязанные права и обязанности сторон.

Право пользования дает право на приватизацию

С возникновением постоянного права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда у конкретного лица в силу п. 1 ст. 136 ЖК возникает и субъективное право на приватизацию конкретного жилого помещения, а в некоторых случаях — право на приватизацию на льготных условиях. Перечень лиц имеющих право на приватизацию на льготных условиях, закреплен в ст. 140 ЖК.

Гражданам, имеющим право на приватизацию на льготных условиях, при расчете стоимости жилого помещения безвозмездно передаются в собственность площадь в пределах 20 кв.м общей площади жилого помещения, а также по 20 «квадратов» общей площади жилого помещения на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи с учетом полностью начисленной им жилищной квоты, суммы квот.

При этом под нетрудоспособными неработающими членами семьи понимаются неработающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, и не занимающиеся предпринимательской деятельностью: родители, супруг (супруга), достигшие возраста 60 лет (мужчины), 55 лет (женщины) либо не достигшие этого возраста, но являющиеся инвалидами I или II группы; несовершеннолетние дети или совершеннолетние дети, являющиеся инвалидами с детства I или II группы. Если площадь приватизируемого жилого помещения превышает сумму площади из расчета по 20 кв.м на гражданина и на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи, то стоимость «нельготируемой» площади приватизируемого жилого помещения рассчитывается и оплачивается в общем порядке.

Реализуется право на приватизацию путем подачи в установленном порядке заявления в местный исполнительный и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение (далее — орган по приватизации). Это и является началом административной процедуры и первым шагом гражданина на данном пути.

В соответствии с п. 1.1.9 Перечня к заявлению на приватизацию гражданином прилагаются следующие документы:

  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность нанимателя и совершеннолетних членов его семьи, а также иных граждан, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования жилым помещением;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних детей — для лиц, имеющих несовершеннолетних детей;
  • документ, подтверждающий право на льготы, — для лиц, имеющих право на льготы;
  • именные приватизационные чеки «Жилье» с выпиской из специального (чекового) счета — в случае их наличия.

Копия лицевого счета нанимателя, справка (выкопировка из плана) о технических характеристиках приватизируемой квартиры и другие документы, необходимые для принятия решения по заявлению, запрашиваются и получаются органом управления юридического лица в порядке, установленном в ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».

Решение — в месячный срок

При поступлении заявления гражданина на приватизацию квартиры у государства в лице органа по приватизации возникает обязанность принять решение о приватизации. Указанный орган не вправе отказать гражданину в принятии такого решения, если иное не установлено законом. Это определил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в ч. 1 п. 1 своего постановления от 17.12.1998 № 9 «О применении судами Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (далее — постановление № 9). Другое дело, что решение может быть разным, не обязательно в пользу заявителя. Но отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке (п. 5 ст. 136 ЖК, п. 26 Положения, ч. 2 п. 1 постановления № 9).

Срок на принятие решения — один месяц. В течение месяца орган по приватизации должен, правильно применив законодательство, принять решение, действующее в течение года и являющиеся основанием для заключения договора купли-продажи, предметом которого является жилое помещение государственного жилищного фонда.

Оплата — право, а не обязанность

После принятия положительного решения о приватизации гражданин приобретает право на оплату стоимости квартиры или на внесение первоначального взноса в случае приватизации в рассрочку.

Выкуп приватизируемых жилых помещений может осуществляться в рассрочку: первоначальный взнос вносится в размере не менее 10% остаточной подлежавшей оплате стоимости этих жилых помещений, а остальная часть — в сроки, установленные договором.

В силу п. 62.6 п. 6 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63 (далее — Инструкция), стоимость приватизируемой квартиры подлежит оплате до заключения договора приватизации. Поэтому для нотариального удостоверения договора (для обозрения и соответствующей отметки в договоре) наряду с другими документами необходимо представить квитанцию об оплате стоимости квартиры (полной стоимости либо первоначального взноса при приватизации в рассрочку).

Кстати, не многие знают, что между моментом принятия решения органом по приватизации и моментом заключения нотариального удостоверения договора, может пройти от одного дня до одного года (срок действия решения). Это следует иметь в виду, поскольку деньги имеют свойство обесцениваться. Однако если между указанными моментами произойдут изменения в составе семьи, проживающей в приватизируемом жилом помещении, и он (состав семьи) перестанет соответствовать указанному в решении органа по приватизации, то потребуется осуществить административную процедуру заново, что повлечет новый расчет стоимости объекта приватизации, то есть его удорожание. Но при неизменном составе семьи 10% рассчитанной в начале стоимости объекта приватизации можно внести и по истечении, например, 11 месяцев, тем самым и отсрочив выплаты остальной стоимости.

Обратим внимание и на то, что на данной стадии речь идет пока только именно о праве, а не об обязанности гражданина. Несмотря на принятие решения о приватизации, гражданин не обязан оплачивать стоимость квартиры (ее часть) и обращаться в нотариальную контору за удостоверением договора. Государство не вправе понудить его к совершению этих действий. Последствием невнесения платы является лишь то, что по истечении срока действия решения о приватизации — одного года (графа 5 п. 1.1.9 Перечня) — оно, это решение, утрачивает силу. Для заключения договора приватизации и приобретения права собственности на квартиру в таком случае гражданину необходимо повторно обращаться за принятием решения (нового) о приватизации.

Внес деньги — получи договор

С момента оплаты полной стоимости квартиры или внесения первоначального взноса у государства возникает обязанность заключить с гражданином договор приватизации. Договор приватизации жилого помещения с присущими ему особенностями является договором купли-продажи недвижимого имущества, (параграф 7 гл. 30 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее — ГК), который заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ч. 1 ст. 521 ГК).

Согласно п. 4 ст. 136 ЖК договоры купли-продажи приватизируемых жилых помещений подлежат нотариальному удостоверению.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 529 ГК договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Регистрация договора приватизации жилого помещения предусмотрена также в п. 22.2.18 Перечня.

Таким образом, договор приватизации жилого помещения заключается посредством составления одного документа, подписываемого сторонами, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Возникновение права собственности

С момента заключения договора у государства возникает обязанность передать квартиру в собственность гражданина, а у гражданина в случае приватизации в рассрочку — обязанность внести оставшуюся сумму (не оплаченную чеками «Жилье» и первоначальным взносом) в счет стоимости квартиры. При этом, полагаем, указанная обязанность гражданина возникает один раз, а посредством внесения ежемесячных платежей осуществляется лишь ее исполнение.

На практике, как правило, в качестве передаточного акта (документа о передаче) принимается договор приватизации, а документы на государственную регистрацию договора приватизации и государственную регистрацию права собственности на его основании подаются одновременно.

Следует отметить, что возникшее в результате приватизации право собственности на жилое помещение ограничено владением и пользованием. А вот возможность распоряжаться жилым помещением обусловлена полной выплатой стоимости объекта приватизации.

Ограничения

Также важно, что не все жилые помещения государственного жилищного фонда могут быть приватизированы. В ст. 135 ЖК перечислены жилые помещения, не подлежащие приватизации, к таковым отнесены:

  • жилые помещения социального пользования;
  • служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  • жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;
  • жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
  • специальные жилые помещения;
  • жилые помещения коммерческого использования;
  • жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда обязанным лицам;
  • жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях с радиоактивным загрязнением. Граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на место жительства в другие населенные пункты не имеют права на приватизацию занимаемых ими жилых помещений;
  • жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае переустройства и (или) перепланировки квартир при проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома — на период с момента начала производства работ и до их окончания;
  • жилые помещения, занимаемые военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;
  • жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определенных Министерством обороны Республики Беларусь;
  • жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
  • жилые помещения в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

ПравоВед.by — Юридическая консультация, правовая помощь адвоката, юридические услуги, представительство в суде.

Популярные вопросы:

Смена должности

Оплата за исполнение обязанностей по вакантной должност .

Пенсия многодетной гражданки РФ

Налог на наследство

Право на жилплощадь

Удержания на содержание супруги

Дарение квартиры постороннему

больничный для отца

Бесплатые факультативы в школе

Трудоустройство в РФ

Внимание! Каждый Ваш вопрос уникален и юридическая консультация дается только по нормативным правовым актам, которые действовали на момент написания конкретного вопроса! Не поленитесь задать свой уникальный юридический вопрос. Мы рады каждому обращению к нам за консультацией, но постарайтесь, задавая Ваш юридический вопрос, описать сложившуюся юридическую ситуацию как можно подробнее не опуская ни одной правовой детали.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 16 марта 2001 г. N 2/331
———————————————————————

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
16 апреля 1992 г. N 1593-XII

Настоящий Закон определяет экономические, правовые, социальные условия и порядок приватизации государственного жилищного фонда на территории Республики Беларусь. Он направлен на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда.
(преамбула в ред. Закона Республики Беларусь от 22.06.2001 N 35-З)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда.

Статья 2. Основные принципы приватизации жилья:
безвозмездная передача гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом, если иной порядок не установлен Президентом Республики Беларусь;
взаимосвязь приватизации с решением жилищной проблемы;
добровольная основа;
сочетание возмездного и безвозмездного характера;
равные права всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда;
гласность, государственный и общественный контроль за процессом приватизации.

Раздел II. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Статья 3. Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.

Статья 4. Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.

Статья 5. Не подлежат приватизации:
жилые помещения в общежитиях;
служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда лицам, обязанным согласно постановлению суда возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении;
жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях радиоактивного загрязнения. При этом граждане, проживающие в зоне с правом на отселение, при наличии оснований и желания переселиться на постоянное жительство в другие населенные пункты, не имеют права приватизировать занимаемые ими жилые помещения;
жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае перепланировки (переоборудования) квартир при проведении работ по реконструкции (капитальному ремонту) дома на период с момента начала производства работ и до окончания работ;
жилые помещения, занимаемые военнослужащими воинских частей, выведенных или подлежащих выводу за пределы Республики Беларусь, либо военнослужащими, выбывающими за пределы Республики Беларусь для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо членами семей таких военнослужащих;
специальные жилые помещения;
жилые помещения социального пользования;
жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определяемых Министерством обороны Республики Беларусь;
жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
жилые помещения в иных случаях, установленных законодательными актами.

Статья 6. Исключена.

Раздел III. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ

Статья 7. Для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения наниматель этого жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования этим жилым помещением, подают заявление в местный исполнительный и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение. Заявление подписывается всеми вышеуказанными гражданами, как участвующими, так и не участвующими в приватизации.
Жилое помещение (доля в таком помещении), приватизированное совместно проживающими супругами, является их общей совместной собственностью, если оба супруга участвуют в приватизации этого помещения (в том числе денежными средствами, принадлежащими им на праве общей совместной собственности). Другие члены семьи, участвующие в приватизации жилого помещения, имеют право собственности на соответствующую их участию долю в приватизированном жилом помещении. Указанные доли собственности могут быть отражены по требованию участников приватизации в техническом паспорте квартиры.
Все лица, перечисленные в части первой настоящей статьи, имеют равные права на участие в приватизации жилого помещения.
Участие в приватизации жилого помещения лиц, не обладающих гражданской дееспособностью в полном объеме, осуществляется с учетом установленных законодательством особенностей приобретения ими гражданских прав и создания гражданских обязанностей.
Члены семьи, проживающие в приватизированном жилом помещении, но не принявшие участия в приватизации, сохраняют право пользования этим помещением. Права и обязанности этих граждан определяются жилищным и иным законодательством, действующим в отношении частного жилищного фонда.
Жилые помещения в домах (квартирах), являющихся историко-культурными ценностями, приватизируются при условии подписания гражданами — участниками приватизации охранного обязательства, выданного соответствующим органом государственного управления Республики Беларусь.
Передача в собственность граждан жилых помещений в домах колхозов либо других производственных или потребительских кооперативов производится по решению высшего органа управления колхоза либо кооператива.

Статья 8. Приватизация жилых помещений осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов, а также органов управления юридических лиц, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения.

Статья 9. Приватизация жилищного фонда осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе.

Статья 10. Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь.
Денежная жилищная квота — это стоимостный эквивалент жилья, передаваемого гражданам Республики Беларусь безвозмездно, который определяется отношением остаточной стоимости объектов приватизации в ценах на 31 декабря 1991 года в целом по республике к численности граждан Республики Беларусь, с учетом трудового стажа.
Граждане Республики Беларусь имеют право на одноразовое получение жилищной квоты.

Статья 11. Право граждан Республики Беларусь на денежную жилищную квоту удостоверяется именными приватизационными чеками «Жилье».
Жилье предоставляется безвозмездно, если величина жилищной квоты (суммы квот) равна стоимости занимаемого гражданином жилья, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.
Если величина жилищной квоты (суммы квот) превышает стоимость занимаемого гражданином жилья, определяемую в ценах на 31 декабря 1991 года, жилое помещение передается безвозмездно, а остаток величины жилищной квоты может использоваться в соответствии со статьей 16 настоящего Закона.
Часть жилого помещения, которая не оплачена за счет жилищной квоты (суммы квот), подлежит выкупу в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья. При этом жилищная квота (сумма квот членов семьи, жилищные квоты, подаренные по нотариально удостоверенному договору супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой, внуками, полученные по наследству либо по решению суда) засчитывается в счет погашения стоимости жилого помещения, определяемой в ценах на 31 декабря 1991 года.
Индекс роста стоимости строительства жилья для оценки стоимости жилых помещений в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации жилья, ежемесячно рассчитывается в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 12. Безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются в собственность занимаемые жилые помещения следующим категориям граждан Республики Беларусь:
Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
лицам из числа категорий, определенных в пункте 1, подпункте 3.3 пункта 3 части второй статьи 2, пунктах 1 — 3 части первой статьи 3, статьях 4, 22, 24 и 25 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 67, 2/787);
реабилитированным гражданам — жертвам политических репрессий, детям, которые находились вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении в связи с репрессированием их родителей, детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без опеки родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, а также детям и не образовавшему (не образовавшей) новой семьи супругу (супруге) лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно;
инвалидам с детства;
гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в том числе детям-инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
гражданам, принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;
гражданам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением таких оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других поражающих факторов ядерного оружия; в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении «Маяк» в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года; в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 года по 31 декабря 1956 года;
специалистам из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшим эти работы до 31 декабря 1961 года;
лицам, занимающим жилые помещения в одноквартирных, блокированных жилых домах, имеющих не более одного надземного этажа, при их износе на 60 процентов и выше.
Указанные граждане имеют право на одноразовое использование льготы, предусмотренной частью первой настоящей статьи.
Гражданам, указанным в абзацах втором — девятом части первой настоящей статьи, жилые помещения передаются в собственность безвозмездно в пределах 20 квадратных метров общей площади, а также 20 квадратных метров общей площади на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи с учетом полностью начисленной им жилищной квоты, суммы квот. Гражданам, указанным в абзаце десятом части первой настоящей статьи, жилые помещения передаются в собственность безвозмездно независимо от размера их общей площади с учетом полностью начисленной жилищной квоты, суммы квот лиц, участвующих в приватизации.
Под нетрудоспособными неработающими членами семьи понимаются не работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, и не занимающиеся предпринимательской деятельностью: родители, супруг (супруга), достигшие возраста 60 лет (мужчины), 55 лет (женщины) либо не достигшие этого возраста, но являющиеся инвалидами I или II группы; несовершеннолетние дети или совершеннолетние дети, являющиеся инвалидами с детства I или II группы.
Граждане Республики Беларусь, не имевшие права на начисление жилищной квоты, а также граждане Республики Беларусь, использовавшие (полностью или частично) жил
ищную квоту на приватизацию жилых помещений или на другие цели, могут приватизировать занимаемые жилые помещения на общих основаниях без права на безвозмездную передачу в собственность жилых помещений, предусмотренного частью первой настоящей статьи.
Жилые помещения, приватизируемые на льготных условиях (с учетом жилищной квоты, суммы квот), передаются участникам приватизации в равных долях.
Та часть жилых помещений, которая превышает размер общей площади, передаваемой безвозмездно, приватизируется на общих основаниях. При этом доля участия в приватизации денежными средствами определяется по соглашению между участниками приватизации.
Граждане, имеющие право на приватизацию жилых помещений на льготных условиях и имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 года, имеют право на одноразовое использование льготы, предусмотренной частью первой настоящей статьи.
Законодательными актами могут быть предусмотрены иные случаи безвозмездной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда.

Статья 13. Исключена.

Статья 14. Стоимость объектов приватизации определяется с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации занимаемых помещений, комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, а также органами управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находятся жилые помещения, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 15. Граждане Республики Беларусь, находящиеся на попечении государства, передают свою жилищную квоту местному исполнительному и распорядительному органу, на территории которого находится попечительское учреждение. По окончании пребывания в попечительском учреждении жилищная квота возвращается гражданину.
Приватизация жилых помещений, в которых проживают без совершеннолетних членов семьи дети-сироты и дети , оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до четырнадцати лет, производится на имя детей по заявлению опекуна с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.
Жилые помещения, в которых проживают без совершеннолетних членов семьи дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, приватизируются на имя детей по их заявлению с согласия попечителя и органов опеки и попечительства.
При приватизации жилых помещений, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, учитываются неиспользованные жилищные квоты (именные приватизационные чеки «Жилье») умерших (безвестно отсутствующих) родителей (усыновителей).
Договор от имени детей заключается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
При определении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в опекунскую (приемную) семью, детский дом, в том числе семейного типа, школу-интернат, другие учебно-воспитательные учреждения на государственное обеспечение орган опеки и попечительства обязан в течение шести месяцев рассмотреть вопрос о возможности приватизации на имя детей занимаемого исключительно ими жилого помещения, в случае необходимости принять меры по оформлению приватизации и распоряжению приватизированным жилым помещением в интересах детей.
——————————-
В настоящем Законе под детьми понимаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, если по законодательству они раньше не приобрели гражданскую дееспособность в полном объеме.

Статья 16. Жилищная квота (именные приватизационные чеки «Жилье») используется для приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. При невозможности использования жилищной квоты частично или полностью по вышеназванному назначению она используется для:
уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство;
финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, при приобретении жилья путем его покупки, также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.
Жилищные квоты (именные приватизационные чеки «Жилье») не подлежат отчуждению, за исключением дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда.

Статья 17. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, предприятия, организации могут выкупать приватизированное жилье у граждан с их согласия по договорным ценам.

Статья 18. Гражданин, приватизировавший жилое помещение, вправе распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, завещать, сдавать по договору найма, заключать иные сделки, не противоречащие законодательству.

Статья 19. Исключена.

Статья 20. За гражданами Республики Беларусь, выезжающими за пределы республики, сохраняется право собственности на принадлежащие им жилые помещения. Условия эксплуатации и ремонта таких жилых помещений, находящихся в не полностью приватизированном жилом доме, определяются договором с собственником жилого дома или уполномоченным им лицом.

Статья 21. Исключена.

Статья 22. Выкуп субъектами приватизации жилых помещений может осуществляться в рассрочку в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 23. Гражданин вправе отчуждать приобретенное в рассрочку жилое помещение после полного погашения задолженности.

Статья 24. Исключена.

Статья 25. Исключена.

Статья 26. Исключена.

Статья 27. Жилые помещения, приобретенные гражданами в собственность в установленном порядке, исключаются из государственного жилищного фонда и включаются в состав частного жилищного фонда.

Статья 28. Собственникам жилых помещений выдаются технические паспорта установленного образца и домовые книги.

Статья 29. Отказ в приватизации занимаемых жилых помещений может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 30. Средства, поступающие от приватизации жилых помещений, принадлежащих местным исполнительным и распорядительным органам или находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, зачисляются в соответствующие местные бюджеты и используются на жилищное строительство.

Статья 31. Исключена.

Статья 32. — Исключена.

Статья 33. Исключена.

Раздел IV. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННОГО
ЖИЛЬЯ

Статья 34. Эксплуатация и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляются с обязательным соблюдением единых правил и норм технической эксплуатации и ремонта государственного и частного жилищных фондов.

Статья 35. Собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме создают товарищество собственников или выбирают иную форму управления и в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвуют в финансировании затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, а также содержанием придомовой территории. Собственники жилых помещений до выбора формы управления заключают договоры на эксплуатацию и ремонт жилого дома с организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Эксплуатация и ремонт одноквартирных и блокированных жилых домов производятся их собственниками самостоятельно.

Статья 36. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированных жилых помещений осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА

Статья 37. За нарушение настоящего Закона виновные несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 38. Начисление жилищной квоты производится до 1 июля 1999 года.

Председатель Верховного Совета
Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

Если Вам нужна срочная правовая помощь.

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен.

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей.

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня.

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права.

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филанович Ирины Николаевны.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2210.

Телефон +375 29 145-45-19.