Закон о приватизации жилья в 1992 году

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 11 июня 2008 г., 16 октября 2012 г., 29 февраля 2016 г., 20 декабря 2017 г.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ) бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривалась с 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названное положение признано утратившим силу

См. также: Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР, утвержденное постановлением коллегии Госкомитета ЖКХ РСФСР от 18 октября 1991 г. N 7; Примерное положение о порядке проведения бесплатной приватизации жилья, утвержденное решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. N 4; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Дом Советов РСФСР,

4 июля 1991 года

Закон о приватизации жилищного фонда устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Согласно закону, под приватизацией подразумевается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Установлено право граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Определены категории жилых помещений, не подлежащих приватизации.

Установлен порядок передачи приватизируемых жилых помещений в собственность граждан.

Закон вводится в действие с момента его опубликования.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г., N 28, ст. 959, в «Российской газете» от 10 января 1993 г. N 5

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П статья 4 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ)

Изменения в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона вступают в силу 1 марта 2017 г.

Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названные изменения признаны утратившими силу

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2016 г.

Федеральный закон от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ) срок вступления в силу изменений в части статей 1, 2, 4, 6 — 8, 9.1 и раздела II настоящего Закона был установлен — 1 марта 2010 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения в части статей 3, 9, 10 и раздела III настоящего Закона, а также в части первой статьи 4

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Тема: Приватизация 1992-1993 года. Права бывших детей, не учавствовавших в приватизации в 2017 году

Добрый день! Продаем квартиру, купленную по Договору купли- продажи в 2001 году. Квартиру купили у семьи из 4 человек, родители и двое несовершеннолетних детей, которые были не внесены в приватизацию (несовершеннолетние дети), приватизация проходила в декабре 1992 года.(Договор передачи от 17.12.1992 года, был зарегистрирован в Департаменте муниципального жилья в феврале 1993 года).

Вопрос 1: какой год является датой приватизации 1992 или 1993 год.

Вопрос возник, в связи с тем, что Покупатели нашей квартиры отказываются от покупки, так как считают, что были нарушены права детей в 1992 -1993 году.(Детям уже по 32-33 года, и они были выписаны в 2001 году, в связи с продажей этой квартиры квартиры нам. Мы живем в квартире уже 16 лет, никто не заявлял никаких прав)

Вопрос 2: Есть ли вероятность того, что эти дети заявят свои права (не важно на доли, прописку или проживание) нам или нашим Покупателям.

Вопрос 3: На какой документ можно ссылаться при продаже нашей квартиры.

С Уважением, Татьяна

Ответы юристов (2)

Вопрос 1: какой год является датой приватизации 1992 или 1993 год.

Дата регистрация договора — 1993 год.

Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2: Есть ли вероятность того, что эти дети заявят свои права (не важно на доли, прописку или проживание) нам или нашим Покупателям.

С 1992 по 1994 год несовершеннолетние дети не включались в состав собственников.

Пропущен срок исковой давности, о нарушении своих прав они должны были узнать при первой продаже квартиры.

Статья 181. Сроки исковой давности по недействительным сделкам

1. Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

2. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Вопрос 3: На какой документ можно ссылаться при продаже нашей квартиры.

Ссылаться стоит именно на пропуск исковой давности.

Уточнение клиента

Добрый день, Дарья! Хотела уточнить по поводу срока исковой давности, с какого момента его начинать «отсчитывать»? Веди они могут узнать сегодня, о том что, когда то в детстве не использовали право приватизации и с завтрашнего дня считать год. Я где -то читала, что срок давности 10 лет. с момента их совершеннолетия?

С Уважением, Татьяна

18 Ноября 2017, 12:25

Добрый день, Дарья! Хотела уточнить по поводу срока исковой давности, с какого момента его начинать «отсчитывать»? Веди они могут узнать сегодня, о том что, когда то в детстве не использовали право приватизации и с завтрашнего дня считать год. Я где -то читала, что срок давности 10 лет. с момента их совершеннолетия?

Хотела уточнить по поводу срока исковой давности, с какого момента его начинать «отсчитывать»?

Я встречала два варианта в судебной практике. с момента совершеннолетия и с момента продажи квартиры.

Веди они могут узнать сегодня, о том что, когда то в детстве не использовали право приватизации и с завтрашнего дня считать год.

Нет, не могут. Они неизбежно должны были о знать о нарушении своего права либо при наступлении совершеннолетия, либо при первой продаже квартиры.

Ниже судебное решение, которое можно показать потенциальному покупателю:

Представителем ответчиков, также заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Суд находит срок исковой давности пропущенным.

Договор приватизации, оспариваемый истцом, по вышеназванному основанию исходя из положений ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 180 ГК РФ является оспоримой сделкой.

В силу п. 2 ст. 181 ГК РФ годичный срок исковой давности по искам о признании недействительной оспоримой сделки следует исчислять со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена такая сделка (п. 1 ст. 179 ГК РФ), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Из п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.02.2009 года, следует, что разрешая спор о признании договора приватизации квартиры недействительным в части невключения несовершеннолетнего в состав собственников приватизируемого жилья, срок исковой давности, определенный п. 2 ст. 181 ГК РФ, должен исчисляться согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно ч.1 ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

В силу ч. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Суд, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент заключения договора приватизации (… г. гола) истец,… г. года рождения, являлся несовершеннолетним, полагает, что в полном объеме осуществлять свои права и обязанности Романов (Плетнев) А.Г. начал с момента достижения совершеннолетия, то есть с приобретения полной дееспособности (с… г.).

В судебном заседании сторонами не оспаривался тот факт, что с момента совершеннолетия истец недееспособным не признавался, в дееспособности не ограничивался.

Таким образом, с момента совершеннолетия Романов (до брака Плетнев) А.Г. должен был узнать о том, что он не являются собственником , в которой истец, как он пояснил в судебном заседании, постоянно проживал, пока в 2010 году у него не испортились отношения с родственниками и он не уехал. При этом истцом в судебном заседании не оспаривался тот факт, что с момента смерти отца в… г. году, ему было известно, что все документы переоформлены на его маму, то есть в момент совершеннолетия он знал, что не является собственником .

При таких обстоятельствах суд находит установленным факт того, что о своем нарушенном праве (то, что он не является собственником спорной квартиры) истец знала с момента совершеннолетия (с… г.), то есть более 6 лет до момента подачи в суд настоящего искового заявления (иск подан… г.). Являясь совершеннолетним, истец не был лишен возможности выяснить кто является собственником спорного жилого помещения. Кроме того, на собственника законом возлагается бремя содержания имущества, в том числе оплата коммунальных услуг, имущественных налогов, истец, с момента совершеннолетия, постоянно проживая в , на протяжении многих лет не мог не видеть квитанции на оплату коммунальных платежей, налоговые уведомлением, из которых следует однозначный вывод о том, кто является собственником жилого помещения. Данные обстоятельства истцом в судебном заседании не отрицались, в суде истец пояснил, что интерес к квартире у него возник только после того, как мать подарила данную квартиру брату.

С учетом изложенного, суд полагает, что истец, действуя разумно и добросовестно, должен был узнать о том, кто является собственником квартиры, а значит, о нарушении своих прав, с достижением им совершеннолетия. Суд усматривает, что истец соглашался со сложившейся ситуацией, что им не отрицалось, пока у него, как он пояснил в судебном заседании, не испортились отношения с матерью и братом.

При таких обстоятельствах, течение срока исковой давности для защиты права началось со дня, когда истец должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной. Такими обстоятельствами являются не включение истца в число собственников квартиры, таким моментом является день приобретения им полной дееспособности (совершеннолетия). Следовательно, течение срока исковой давности для предъявления рассматриваемого иска началось для Романова (Плетнева) А.Г. с 23.03.2009 года, который на момент подачи иска (26.10.2015 года) истек. О применении судом срока исковой давности было заявлено представителем стороны договора и ответчика по иску – Плетневой Л.В..

Я где -то читала, что срок давности 10 лет. с момента их совершеннолетия?

10 лет это максимальный срок для всех сделок, но он в Вашем случае неприменим в любом случае (договор заключен до 1 сентября 2013 года).

Статья 196. Общий срок исковой давности

1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Десятилетний срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 196 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ), начинает течь не ранее 1 сентября 2013 г. Лица, которым до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 499-ФЗ судом было отказано в удовлетворении исковых требований в связи с истечением такого срока, вправеобжаловать судебные акты в порядке и сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством РФ

2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Приватизация жилья с нового года не прекратится?

В законе сроки завершения приватизации не указаны

Недавно «ФАКТЫ» сообщили, что истекает срок бесплатной приватизации жилья, определенный в конце 2006 года постановлением парламента. Это сообщение вызвало сильный резонанс в обществе, ведь, несмотря на то что приватизация жилья длится уже 16 лет, многие граждане так и не удосужились оформить право частной собственности на квартиры, в которых они живут. В растерянности пребывают и специалисты приватизационных организаций, так как никаких разъяснений по поводу того, изменится ли порядок приватизации и будет ли она вообще продолжаться после 31 декабря, они не получали. Многие эксперты утверждали, что решение о продлении срока приватизации жилья должна принять Верховная Рада, которой сейчас явно не до того.

Чтобы прояснить ситуацию, «ФАКТЫ» обратились к заведующему секретариатом Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации Леониду Сукненко.

«Никакими нормативно-правовыми актами, кроме законов Украины, не может отменяться право граждан на приватизацию жилья»

— Так все же заканчивается приватизация или нет?

— В Законе Украины «О приватизации государственного жилого фонда», который был принят еще в 1992 году, нет упоминаний об ограничении сроков проведения такой приватизации.

— Тогда откуда взялось постановление парламента, устанавливающее конечный срок приватизации гражданами жилья?

— В 1997 году парламент принимал решение о завершении сертификатной приватизации предприятий. В ходе обсуждения депутаты вдруг вспомнили о приватизации жилья. А на тот момент только около половины жилого фонда перешло в собственность граждан. Долго не разбираясь и не вникая в закон, который не имеет ограничений по срокам, депутаты приняли постановление о продлении использования жилищных чеков до конца 2000 года. Когда подошел данный срок, его автоматически продлили до 2006 года, хотя это не надо было делать, поскольку уже была принята и вступила в силу Конституция Украины.

А согласно требованиям пункта 7 части первой статьи 92 Конституции Украины, правовой режим собственности определяется исключительно законами Украины, а не постановлениями. В соответствии с частью второй статьи 41 Конституции Украины, право частной собственности приобретается в порядке, определенном законом. То есть никакими нормативно-правовыми актами, кроме законов Украины, не может изменяться или отменяться право граждан на приватизацию жилья. А злополучное постановление является подзаконным актом.

Повторюсь, но действующая редакция Закона Украины «О приватизации государственного жилого фонда» не предусматривает никаких временных ограничений реализации гражданами права на приватизацию занимаемого ими жилья из государственного жилого фонда в размерах и в порядке, установленных этим законом.

— Тем не менее в декабре 2006 года депутаты, которые должны знать о приоритетности законов над подзаконными актами, вновь продлили приватизацию жилья. Теперь уже до 31 декабря 2008 года.

— Это чисто политическое решение. На голосование депутатов было вынесено два проекта постановления. Первый, предложенный членами коалиции, — о продлении постановления об окончании срока приватизации жилья до конца 2008 года. Второй — об отмене этого постановления вообще, чтобы в дальнейшем руководствоваться исключительно законами и Конституцией. В результате коалиционное большинство депутатов проголосовало за предложение своего коллеги, и срок приватизации вновь продлили.

«Не оформив право собственности на квартиру, ее нельзя ни завещать, ни подарить, ни продать»

— Но тогда непонятно, почему представители отделов приватизации на местах ничего не знают о том, что законом не предусмотрен конечный срок приватизации?

— Честно говоря, для меня это тоже остается неприятным открытием. После публикации в «ФАКТАХ» на наш комитет обрушился шквал звонков, причем к нам обратилось много местных специалистов по приватизации. Даже киевские приватизационные райотделы просили дать разъяснения. Неужели эти люди, которые должны быть специалистами в своей сфере, не понимают, что закон, а тем более Конституция, всегда выше постановлений? Ведь они обязаны работать в первую очередь по Закону «О приватизации государственного жилого фонда».

— Тогда возникает вопрос: как поступать простым людям, если после Нового года им будут отказывать в приватизации жилья? Куда обращаться?

— Если такое произойдет, то это будет прямым нарушением действующего законодательства. Для начала стоит посоветовать специалистам отдела приватизации почитать закон или обратиться в Специальную контрольную комиссию Верховной Рады Украины по вопросам приватизации. Наши юристы объяснят, что никаких временных ограничений приватизации не существует. В противном случае человек может обратиться в суд. Естественно, что судья будет руководствоваться законами, а не постановлением. А значит, гражданин этот судебный процесс выиграет.

— Приватизация длится уже 16-й год. Почему многие люди до сих пор не оформили право собственности на жилье?

— Причины разные. Например, от некоторых стариков мне доводилось слышать такой аргумент: «Мы боимся, что если приватизируем квартиру, то придут бандиты и отберут ее». Но я думаю, что постепенно этот вопрос будет решен, ведь, не оформив право собственности на квартиру, ее нельзя ни завещать, ни подарить, ни продать.

Порядок приватизации жилья

Приватизация квартир — это отчуждение квартир (домов), комнат в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. п.) государственного жилищного фонда в пользу граждан Украины.

В Украине процесс приватизации квартир начался в 1992 г. Государственная приватизация квартир должна была создавать условия для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, привлечение значительного количества граждан к участию в содержании и сохранении существующего жилья и формирования рыночных отношений в жилищной сфере.

Приватизация квартир также должна была способствовать эффективности сохранения жилищного фонда и обеспечивать более качественное его обслуживание. Прошло уже более чем двадцать лет с того момента, как граждане Украины начали приватизировать квартиры, т.е. получать их в частную собственность.

За это время в области приватизации квартир произошло много как негативных, так и позитивных изменений. Следует отметить, что в течение последнего времени средства массовой информации обнародовали главным образом негативные последствия приватизации квартир, тогда как позитивным факторам уделялось недостаточно внимания.

Необходимость уделения особенного внимания вопросам приватизации квартир связана с тем, что во время осуществления приватизации квартир у граждан возникает значительное количество проблем правового характера, главным образом через несовершенную законодательную базу в этом вопросе.

На сегодня вопросы приватизации квартир для значительной части граждан Украины уже решены. Поэтому следует очертить основные проблемы, возникающие как в процессе приватизации квартир, так и при получении права собственности, и возможный порядок их решения.

Основными нормативно-правовыми документами, которые регулируют вопрос приватизации в Украине на сегодняшний день являются:

3) Положение «О порядке передачи квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в собственность граждан», утвержденное приказом Министерства по вопросам ЖКХ Украины от 16.12.2009 года №396.

К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов, одноквартирные дома, жилые помещения в общежитиях (комнаты, жилые блоки (секции), комнаты в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей (далее — квартиры (дома), которые используются гражданами на условиях найма.

Не подлежат приватизации: квартиры-музеи; квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенных на территориях закрытых военных поселений, предприятий, учреждений и организаций, природных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, историко-культурных заповедников, музеев квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, находящихся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей) квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном порядке к числу служебных, а также квартиры (дома), жилые помещения в общежитиях, расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Приватизация квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, включенных в план реконструкции текущего года, осуществляется после ее проведения собственником (владельцем) дома (общежития). Наниматели, проживавшие в квартирах (домах), жилых помещениях в общежитиях до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир (домов), жилых помещений в общежитиях.

Одноквартирные дома, а также квартиры в домах, жилые помещения в общежитиях, включенных в планы ремонта, могут быть приватизированы до его проведения с согласия нанимателей с предоставлением им соответствующей компенсации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Пунктом 2 статьи 8 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» предусмотрено, что передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную или совместную частичную собственность по письменному согласию всех совершеннолетних членов семьи, которые постоянно живут в этой квартире (доме), среди них временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного собственника квартиры (дома). То есть, приватизация квартиры возможна в случае, когда квартира, жители которой являются членами одной семьи и дали свое письменное согласие на ее приватизацию.

Приватизация квартиры осуществляется уполномоченными на это органами, созданными местной государственной администрацией и органами местного самоуправления, государственными предприятиями, организациями, учреждениями в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.

Подготовка и оформление документов на приватизацию квартиры может быть возложена на специально создаваемые органы приватизации (агентства, бюро, другие предприятия). Перечень документов, которые необходимо подавать в орган приватизации, а , также порядок их оформления при приватизации квартиры определен Положением «О порядке передачи квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в собственность граждан» и включает в себя:

— оформленное заявление на приватизацию квартиры (дома), жилого помещения в общежитии, комнаты в коммунальной квартире;

— справка о составе семьи и занимаемых помещениях;

— копия ордера о предоставлении жилой площади (копия договора найма жилой площади в общежитии);

— документ, подтверждающий неиспользование им жилых чеков для приватизации государственного жилищного фонда;

— копия документа, подтверждающего право на льготные условия приватизации;

— заявление — согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на приватизацию квартиры (дома), жилых помещений в общежитии,комнат в коммунальной квартире.

При этом, за несовершеннолетних членов семьи нанимателя решение о приватизации жилья принимают родители (усыновители) или попечители. Согласие на участие в приватизации детей они удостоверяют своими подписями в заявлении возле фамилии ребенка. Если в возрасте от 14 до 18 лет (наступает полная гражданская дееспособность лица), дополнительно к заявлению прилагается письменноенотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителей.

Приватизация осуществляется путем:

— безвозмездной передачи гражданам квартир (домов), жилых помещений в общежитиях из расчета санитарной нормы 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью;

— продажи излишков общей площади квартир (домов), жилых помещений в общежитиях гражданам Украины, живущим в них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Передача в собственность граждан жилых помещений в общежитиях осуществляется с одновременной передачей им в общую совместную собственность вспомогательных помещений (помещений общего пользования).

За излишки жилой площади осуществляется доплата деньгами или жилищными чеками — базовая цена одного квадратного метра составляет 18 копеек (независимо от района города или категории жилья). На новорожденных также начисляется норма площади, которую приватизируют безвозмездно.

Безвозмездно независимо от общей площади осуществляется:

— приватизация однокомнатной квартиры;

— приватизация квартиры полученной в случае сноса или отселения из домов, принадлежавших гражданам на праве личной собственности (если не была выплачена денежная компенсация);

— приватизация квартиры, в которых проживают граждане, которым эта льгота установлена законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы; граждане, удостоенные звания Героя СССР, Героя соцтруда; награжденные орденом Славы трех степеней; ветераны Великой Отечественной войны; воины-интернационалисты; инвалиды I и II групп; инвалиды детства; ветераны труда, проработавшие не менее 25 лет (женщины) и 30 лет (мужчины); ветераны Вооруженных Сил и репрессированные, реабилитированные реабилитированные согласно Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине «;

— квартиры (дома), в которых проживают семьи погибших при выполнении государственных и общественных обязанностей и на производстве;

— квартиры (дома), в которых проживают военнослужащие, которым установлена льгота Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей «;

— квартиры (дома), в которых проживают многодетные семьи (семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей).

Органы приватизации не имеют права отказать жителям в приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда».

Приватизация квартир осуществляется путем передачи их в общую совместную или частичную собственность по письменному согласию всех совершеннолетних членов семьи, которые постоянно живут в данной квартире, в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного владельца квартиры (дома).

Все совершеннолетние члены семьи должны явиться в ЖЭК и в присутствии начальника ЖЭКа поставить свои подписи на заявлении о том, что они принимают участие в приватизации квартиры. Приватизация квартиры осуществляется на всех членов семьи, поэтому если кто-либо из прописанных жильцов отказывается от приватизации квартиры, в приватизации квартиры отказывают всем.

Приватизация жилья осуществляется за счет жилищных чеков. Согласно ст. 4 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» жилищные чеки — это приватизационные бумаги, которые могут получить все граждане Украины и использовать для получения в собственность занимаемого государственного жилья или соответствующей доли имущества государственных предприятий, которые приватизируются, или земельного фонда; таким же образом могут использовать жилищные чеки граждане, получившие их в порядке компенсации за приватизированную квартиру (дом).

Согласно постановлению Правления Национального банка Украины от 27.04.2000 года № 179 «Об утверждении Положения о порядке открытия приватизационных депозитных счетов по жилищным чекам и осуществления с них платежей» жилищные чеки — это приватизационные бумаги, которые удостоверяют право собственника на безвозмездное получение в процессе приватизации части государственного жилого фонда.

С целью использования жилищных чеков по их назначению в учреждениях Сбербанка Украины открываются приватизационные депозитные счета, на которые зачисляется полная номинальная стоимость жилищных чеков граждан (4 грн 20 коп.) В процессе приватизации квартиры происходит списание средств с приватизационных депозитных счетов граждан на основании приватизационного платежного поручения, которое подтверждает, что граждане Украины или лицо, имеющее на это полномочия, поручают учреждению банка осуществить перевод причитающейся суммы со своего депозитного счета на забалансовый счет соответствующего внебюджетного фонда приватизации.

В случае, если гражданин воспользовался своим правом на приватизацию квартиры (государственного жилищного фонда) не в полном объеме, то на его депозитном счету хранятся остатки жилого чека, которые могут быть им использованы для другой приватизации квартиры в соответствии с законодательством. Выдача гражданам неиспользованных жилищных чеков в наличной форме Положением не предусмотрена.

Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной доплатой один раз.

Заказать необходимую юридическую услугу: «Юридическая помощь Кировоград», «Составление документа Кировоград» Вы можете обратившись по телефонам: (067) 302-1-455, (099) 011-0-113 или по адресу юридической компании «Укрзакон»: г. Кировоград, ул. Карла Маркса, 84 ( Большая Перспективная, 84).

Закон о приватизации жилья в 1992 году

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

О приватизации государственного жилищного фонда

Настоящий Закон определяет правовые основы приватизации жилья, находящегося в государственной собственности, его дальнейшего использования и содержания.

Целью приватизации государственного жилищного фонда является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, привлечения граждан к участию в содержании и сохранении существующего жилья и формировании рыночных отношений.

Статья 1. Понятие приватизации государственного жилищного фонда

Приватизация государственного жилищного фонда (далее приватизация) — это отчуждение квартир (домов) и относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. п.) государственного жилищного фонда в пользу граждан Украины.

Государственный жилищный фонд — это жилищный фонд местных Советов народных депутатов и жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении либо оперативном управлении государственных предприятий, организаций, учреждений.

Статья 2. Объекты приватизации

1. К объектам приватизации (далее-квартиры (дома) относятся:

квартиры многоквартирных домов и одноквартирные дома, используемые гражданами на условиях найма;

незаселенные квартиры, части домов, одноквартирные дома после окончания их строительства, реконструкции, ремонта и текущего освобождения.

2. Не подлежат приватизации квартиры-музеи, квартиры в домах закрытых военных поселений, комнаты в общежитиях, квартиры, отнесенные в установленном порядке к непригодным для проживания или служебным квартирам (комнатам), квартиры, в которых живут два или более нанимателей, при отсутствии согласия всех на приватизацию занимаемой квартиры.

3. Приватизация квартир в домах, включенных в план реконструкции, осуществляется после ее проведения собственником (владельцем) дома. Наниматели, проживавшие в квартирах до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир.

4. Одноквартирные дома, а также квартиры в домах, включенных в планы ремонта, могут быть приватизированы до его проведения с согласия нанимателей с предоставлением им соответствующей компенсации в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 3. Способы приватизации

Приватизация осуществляется путем:

безвозмездной передачи гражданам квартир (домов) из расчета санитарной нормы 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 10 квадратных метров на семью;

продажи излишков общей площади квартир (ломов) гражданам Украины, живущим в них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статья 4. Жилищные чеки

1. Жилищные чеки — это приватизационные бумаги, получаемые всеми гражданами Украины и используемые при приватизации государственного жилищного фонда. Они могут также использоваться для приватизации доли имущества государственных предприятий земельного фонда.

Номинальная стоимость жилищного чека определяется восстановительной стоимостью наличного государственного жилищного фонда с учетом общего индекса роста стоимости имущества — 10, принятого для расчетов в Государственной программе приватизации государственного имущества (606 млрд. руб. по состоянию на 1 июля 1992 года), из расчета на каждого гражданина Украины — 12 тыс. рублей.

2. Граждане, имеющие жилье на праве собственности, могут использовать полученные жилищные, чеки для приобретения доли имущества государственных предприятий, земельного фонда.

Таким же образом могут использовать жилищные чеки граждане, получившие их в порядке компенсации за приватизированную квартиру (дом).

Статья 5. Порядок расчетов при приватизации квартиры (дома)

1. Если общая площадь квартир (домов), подлежащих приватизации, соответствует площади, предусмотренной абзацем вторым статьи 3 настоящего Закона, указанные квартиры (дома) передаются нанимателю и членам его семьи безвозмездно.

В члены семьи нанимателя включаются лишь граждане, которые постоянно проживают в квартире (доме) совместно с нанимателем или за которыми сохраняется право на жилье на момент введения в действие настоящего Закона.

2. Если общая площадь квартиры меньше площади, которую имеет право получить семья нанимателя безвозмездно, нанимателю и членам его семьи выдаются жилищные чеки, сумма которых определяется исходя из размера недостающей площади и восстановительной стоимости одного квадратного метра.

3. Если общая площадь квартиры (дома) превышает площадь, которую имеет право получить семья нанимателя безвозмездно, наниматель осуществляет доплату деньгами или ценными бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий. Сумма доплаты определяется произведением избыточной общей площади на восстановительную стоимость одного квадратного метра с учетом коэффициента потребительского качества квартиры (дома).

Коэффициент потребительского качества определяется местными Советами народных депутатов или уполномоченными ими на это органами по каждому дому до начала проведения приватизации согласно положению, разработанному Кабинетом Министров Украины. Коэффициент потребительского качества квартиры (дома) по населенному пункту в целом не может превышать 1,0 (единицы).

4. Право на приватизацию квартир (домов) государственного жилищного фонда с использованием жилищных чеков получают граждане Украины, которые постоянно проживают в этих квартирах (домах) или состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона.

5. Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной доплатой один раз.

Статья 6. Безвозмездная передача квартир (домов)
независимо от размера их общей площади

1. Независимо от размера общей площади безвозмездно передаются в собственность граждан занимаемые ими:

квартиры (дома), полученные в случае сноса или отселения всех семей из домов (частей домов), принадлежавших им на праве собственности, если прежние собственники не получили за эти дома (части домов) денежную компенсацию;

квартиры (дома), в которых проживают граждане, которым установлена эта льгота Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»;

квартиры (дома), в которых проживают граждане, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденом Славы трех степеней, ветераны Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны труда, проработавшие: не менее 25 лет — женщины, 30 лет мужчины, ветераны Вооруженных Сил и репрессированные лица, реабилитированные согласно Закону Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине»;

квартиры (дома), в которых проживают семьи погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей и на производстве;

квартиры (дома), в которых проживают военнослужащие, которым установлена льгота Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»;

квартиры (дома), в которых проживают многодетные семьи (семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей).

Статья 7. Права нанимателей, не изъявивших
желания приватизировать занимаемое ими жилье

1. За гражданами, не изъявившими желания приватизировать занимаемое ими жилье, сохраняется действующий порядок получения и пользования жильем на условиях найма.

2. До приватизации занимаемых квартир граждане вправе переселиться в квартиры меньшей площади. При этом им выплачивается денежная компенсация за разницу между общей площадью занимаемой квартиры и предоставляемой квартиры в размере и порядке, определяемых Кабинетом Министров Украины. Органы местной государственной администрации и местного самоуправления, государственные предприятия, организации, учреждения, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд, должны оказывать содействие гражданам, желающим заменить квартиры (дома) большей площади на квартиры (дома) меньшей площади.

Статья 8. Организация проведения приватизации
и оформление права собственности

1. Приватизация государственного жилищного фонда осуществляется уполномоченными на это органами, созданными местной государственной администрацией, и органами местного самоуправления, государственными предприятиями, организациями, учреждениями, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.

2. Передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную или долевую собственность с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в данной квартире (доме), в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного собственника квартиры (дома).

3. Передача квартир (домов) в собственность граждан осуществляется на основании решений соответствующих органов приватизации, принимаемых не позднее месяца со дня получения заявления гражданина.

4. Подготовка и оформление документов о передаче в собственность граждан квартир (домов) и организация продажи могут быть возложены на специально создаваемые органы приватизации (агентства, бюро, другие предприятия).

5. Передача квартир (домов) в собственность граждан с доплатой, безвозмездно либо с компенсацией в соответствии со статьей 5 настоящего Закона оформляется свидетельством о праве собственности на квартиру (дом), которое регистрируется в органах приватизации и не нуждается в нотариальном удостоверении.

6. Оплата стоимости приватизированного жилья может производиться гражданами в рассрочку на 10 лет при условии внесения первичного взноса в размере не менее 10 процентов суммы, подлежащей выплате. При этом гражданин дает органу приватизации письменное обязательство о погашении суммы стоимости, которая остается неуплаченной.

7. Органы приватизации, осуществляющие приватизацию государственного жилищного фонда, имеют право на деятельность по оформлению и регистрации документов о праве собственности на квартиру (дом). Это право удостоверяется лицензией, которая выдается в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

8. Стоимость услуг органов приватизации по оформлению документов на право собственности на квартиры (дома) оплачивается покупателями по государственным расценкам.

9. Государственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций и учреждений, по их желанию может передаваться в коммунальную собственность по месторасположению домов с последующим осуществлением их приватизации органами местной государственной администрации и местного самоуправления согласно требованиям настоящего Закона.

10. Органы приватизации не вправе отказать жителям квартир (домов) в приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона.

11. Споры, возникающие при приватизации квартир (домов) государственного жилищного фонда, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.

12. Должностные лица и граждане при нарушении требований настоящего Закона несут дисциплинарную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

Статья 9. Использование средств, полученных от приватизации

1. Средства, полученные от приватизации государственного жилищного фонда, зачисляются в специально созданные внебюджетные приватизационные жилищные фонды местных Советов народных депутатов или специальные фонды предприятий, организаций и учреждений, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд, и используются на жилищное строительство и на ремонт жилья с целью обеспечения жильем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. 20 процентов суммы указанных фондов перечисляются в Государственный приватизационный жилищный фонд, создаваемый для финансирования жилищного строительства в регионах с низким уровнем обеспечения граждан жильем и создания резерва средств для обеспечения гарантии прав на бесплатное государственное жилье новорожденных граждан Украины. Использование средств указанного фонда осуществляется по решению Кабинета Министров Украины.

Статья 10. Содержание приватизированных квартир (домов)

1. Содержание приватизированных квартир (домов) осуществляется за счет средств их собственников согласно Правилам пользования помещениями жилых домов и придомовых территорий, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, независимо от форм собственности на них.

2. Собственники квартир многоквартирных домов являются сособственниками вспомогательных помещений дома, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства и обязаны участвовать в общих расходах, связанных с содержанием дома и придомовой территории в соответствии со своей долей в имуществе дома. Вспомогательные помещения (кладовки, сараи и т. п.) передаются в собственность квартиронанимателям безвозмездно и отдельно приватизации не подлежат.

3. Для обеспечения эффективного использования приватизированных квартир и управления ими собственники квартир (домов) могут создавать товарищества или объединения индивидуальных собственников квартир и домов. В многоквартирном доме, квартиры которого не полностью приватизированы, между товариществом (объединением) индивидуальных собственников квартир и собственниками неприватизированных квартир заключается соглашение о совместном владении домом и долевом участии в расходах на его содержание.

4. Государственные коммунальные предприятия по обслуживанию и ремонту жилья обязаны осуществлять обслуживание и ремонт приватизированного жилья, предоставлять жителям коммунальные и иные услуги по государственным расценкам и тарифам. Контроль за соблюдением расценок и тарифов осуществляют финансовые органы.

5. Пользование закрепленной за приватизированным домом придомовой территорией осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом Украины.

6. Задолженность собственников квартир по заключенным соглашениям, связанным с содержанием дома и оплатой коммунальных услуг, взыскивается в бесспорном порядке.

7. Бывшие собственники (их правопреемники), владевшие многоквартирными домами до момента приватизации, обязаны принимать участие в финансировании их ремонта и оказывать содействие организации его проведения в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Споры, возникающие по этому вопросу, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.

Статья 11. Обложение налогом жилья, находящегося в собственности граждан

1. Собственники приватизированного жилья уплачивают ежегодный налог на недвижимое имущество, размер которого будет определяться Законом о налогообложении недвижимого имущества. Сумма налога зачисляется в специальный фонд жилищного строительства соответствующего местного Совета народных депутатов.

2. Товарищество (объединение) собственников квартир в многоквартирном доме, отдельных домах, осуществляющее содержание домов собственными силами, не занимающееся другой деятельностью и не имеющее целью извлечение прибыли, освобождается от обложения налогом.

Статья 12. Права собственника на распоряжение приватизированной квартирой (домом)

Собственник приватизированного жилья имеет право распорядиться квартирой (домом) по своему усмотрению: продать, подарить, завещать, сдать в аренду, обменять, заложить, заключить иные соглашения, не запрещенные законом. Порядок осуществления этих прав собственником жилья регулируется гражданским законодательством Украины.

Статья 13. Социальная защита населения при приватизации

1. До введения реформы системы оплаты труда сохраняется действующий порядок государственных дотаций на обслуживание, содержание, ремонт государственного и приватизированного жилищного фонда, коммунальные услуги.

2. Нетрудоспособным, инвалидам и пенсионерам, гражданам и членам их семей, доходы которых ниже установленного прожиточного минимума, и другим социально незащищенным и малообеспеченным категориям.граждан по решению местных Советов народных депутатов н администраций предприятий, организаций и учреждений могут устанавливаться льготы по квартирной плате, коммунальным услугам.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 19 июня 1992 года
N 2482-XII