22 коап

Оглавление:

Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП Украины) с комментариями к статьям

Стаття 22. Можливість звільнення від адміністративної відповідальності при малозначності правопорушення

При малозначності вчиненого адміністративного правопорушення орган (посадова особа), уповноважений вирішувати дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Комментарий:

В комментируемой статье законодатель дает возможность органу (должностному лицу), который уполномочен решать дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание — такой метод воспитательного воздействия, не связанных ‘ связан ни с административным взысканием, ни с мерой общественного воздействия. Примером освобождения от административной ответственности может служить раз ‘ объяснения гражданину, пытается перейти проезжую часть улицы вне пешеходного перехода, противоправного характера его поведения и возможных вредных последствий для него и общества. Взыскание в таком случае не налагается. Устное замечание вызывает юридических последствий для нарушителя. Однако он должен осознать противоправность своего поведения для того, чтобы не допускать подобного в будущем.

Устное замечание может быть сделано только за малозначительное правонарушение. Законодательство не содержит их перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности проступка. Очевидно, это такие административные правонарушения, не представляет большой общественной вредности и не наносят значительный ущерб государственным или общественным интересам или непосредственно гражданам. Установка в законе такой меры воздействия, как устное замечание, дает возможность говорить о неотвратимости реагирования на каждое правонарушение, в том числе и малозначительное.

Кодекс четко разграничивает устное замечание и предупреждение: устное замечание не содержится в перечне видов административных взысканий в ст. 24, предупреждение имеющееся среди видов взыскания в п. 1 ч. 1 ст. 24, в ст. 26 и в санкциях статей Особенной части КоАП. Предупреждение, являясь мерой взыскания, выносится в письменной форме или оформляется иным установленным способом.

Норма комментируемой статьи действует непосредственно: для применения устного замечания и освобождения от ответственности не требуется специального указания о такой возможности в акте о ответственность за конкретный поступок. Назначение устного замечания на усмотрение должностного лица, решает дело в соответствии К оценке ею всех обстоятельств вины и личности нарушителя. Статья не предусматривает обязанности ‘ язковости освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предусматривает только право принять такое решение. В связи с этим должностное лицо обязательства ‘ связана рассмотреть все стороны административного правонарушения, оценить его последствия, убедиться, что в результате его совершения не нанесен значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, изм ‘ якшують и отягчающие ответственность и т.д.. Анализ правовая оценка указанных данных позволяют решить вопрос об освобождении нарушителя от административной ответственности и возможность ограничиться устным замечанием.

Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц (действующая редакция)

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.

2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ.

5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.

3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).

5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 22.2 КоАП РФ

1. О статусе должностных лиц см. комментарий к ст. 2.4. По смыслу примечания к ст. 2.4 дефиниция должностного лица, установленная данной статьей, определяет статус должностных лиц — субъектов административных правонарушений, а также должностных лиц, рассматривающих дела об указанных правонарушениях и осуществляющих иные, предусмотренные КоАП, процессуальные действия.

О статусе федеральных органов исполнительной власти, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями, см. комментарий к ст. 22.1.

Должностные лица рассматривают дела об административных правонарушениях на основе полномочий соответствующего органа.

Должностные лица органов исполнительной власти уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа исполнительной власти. Указанные должностные лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя соответствующего органа исполнительной власти, их права и обязанности определяются федеральным законом, а порядок реализации этих прав и обязанностей — подзаконными актами, принимаемыми в случаях, предусмотренных федеральным законом. Указанные должностные лица органов исполнительной власти наделены полномочиями государственного принуждения: в случаях, определенных КоАП, они вправе назначать административные наказания и применять меры административного пресечения (см. комментарий к ст. 27.1).

Административные процессуальные действия должностных лиц обусловлены содержанием их прав и обязанностей, определенных КоАП, федеральными законами.

Административно-процессуальные действия, осуществляемые должностными лицами, указанными в ч. 1 комментируемой статьи, как правило, ограничены применением мер административного пресечения, возбуждением дела об административных правонарушениях и его рассмотрением; назначение административных наказаний, за исключением предупреждения, а также административного штрафа и административного выдворения (в случаях, предусмотренных соответственно ч. 1 ст. 28.6, ч. 2 ст. 3.10 КоАП), отнесено к ведению судей.

2. По смыслу п. 1 ч. 1 данной статьи под руководителями подразумеваются следующие руководители федеральных органов исполнительной власти: министры, председатели государственных комитетов РФ, председатели федеральных комиссий, руководители федеральных служб, начальники федеральных надзоров.

3. Положения о федеральных органах исполнительной власти утверждаются Президентом РФ или федеральным Правительством в зависимости от подчиненности соответствующего федерального министерства, федерального ведомства главе государства или высшему федеральному органу исполнительной власти.

Статус органов, осуществляющих контрольные или надзорные функции, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется федеральными законами либо указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. К данным органам относятся Госавтоинспекция, Ространсинспекция и др. Принятие нормативных правовых актов в указанных случаях обусловлено подчиненностью министерств РФ или ведомств РФ, в систему которых входят органы, осуществляющие надзорные или контрольные функции, Президенту РФ или федеральному Правительству.

Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания только при осуществлении обязанностей государственной службы в определенных федеральным законом, законом субъекта Федерации случаях.

Статья 20.22 КоАП РФ. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (действующая редакция)

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 20.22 КоАП РФ

1. По общему правилу ГК совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста, однако в данной статье в качестве проступка квалифицируется появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. К несовершеннолетним относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 ГК).

2. Об особенностях состояния опьянения см. п. 1 комментария к ст. 20.21, о статусе общественного места — п. 1 комментария к ст. 20.20.

Распитие несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ считается завершенным в момент волеизъявления нарушителя, т.е. в момент начала их потребления. Для квалификации данного правонарушения не имеет значения наступление физических последствий распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления одурманивающих веществ (релаксации, транквилизирующего воздействия и иных).

3. Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия несовершеннолетних лиц:

а) появление указанных лиц (лица) в состоянии опьянения в общественном месте;

б) распитие данным лицом (лицами) алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественном месте;

в) потребление несовершеннолетним лицом (лицами) одурманивающих веществ в общественном месте.

Несовершеннолетнее лицо, совершившее любое из указанных противоправных действий, не подлежит административной ответственности в том случае, если к моменту их совершения достигло возраста 16 лет (об административной ответственности несовершеннолетних лиц см. комментарий к ст. 2.3). Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего (о статусе указанных физических лиц см. комментарий к ст. 5.35).

По смыслу комментируемой статьи лицо, на которое возложена обязанность по обучению и воспитанию несовершеннолетнего, не является субъектом рассматриваемых административных правонарушений (о статусе указанного лица см. комментарий к ст. 6.10).

4. Действия по вовлечению несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, квалифицируются по ч. 2 ст. 6.10 КоАП.

5. О статусе алкогольной и спиртосодержащей продукции применительно к данной статье см. комментарий к ст. 6.14 (см. также абз. 1 п. 5 комментария к ст. 20.20).

6. Сам факт потребления несовершеннолетними одурманивающих веществ содержит признаки правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. При выявлении признаков умышленных действий родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, вовлекающих последнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, деяние может быть квалифицировано как преступление (ст. 151 УК).

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. ч. 1 ст. 23.2 КоАП).

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 15.22. Незаконная рубка, незаконные удаление и пересадка, повреждение или уничтожение древесно-кустарниковой и иной растительности

1. Незаконная рубка либо повреждение до степени прекращения роста или уничтожение древесно-кустарниковой растительности в природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесах –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до трехсот базовых величин.

2. Те же деяния, совершенные в эксплуатационных лесах, –

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Незаконные удаление, пересадка произрастающей в населенных пунктах древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, либо повреждение такой растительности или ее уничтожение, либо повреждение или уничтожение цветников, газонов, расположенных в населенных пунктах, –

влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до трехсот базовых величин.

4. Незаконные удаление, изъятие, пересадка произрастающей за границами населенных пунктов древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда, либо повреждение такой растительности или ее уничтожение –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пяти до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.