3-4 ст 1815 коап рф

Некоторые вопросы оспаривания постановлений об административных правонарушениях за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации

Автор: Виктория Мариновская

Виктория Мариновская, юрист-правовед, педагог высшей школы

Сегодня существует целый ряд нормативно-правовых документов, касающихся регулирования правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации, в частности, устанавливающих порядок их привлечения к трудовой деятельности. К примеру, статьи 18.15 и 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) представляют собой общую превенцию для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, использующих труд иностранных работников.

В настоящей статье будут рассмотрены наиболее типичные ситуации, при которых оспаривание постановлений об административных правонарушениях, связанных с незаконным привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, в том числе за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности указанной категории лиц, становится возможным.

Учитывая тот факт, что судебная практика чаще всего может быть не в пользу юридического лица или индивидуального предпринимателя ввиду допущения большого количества ошибок правоприменения, данная статья может представлять интерес для указанной категории участников административно-правового оборота – индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц.

Как правило, основными причинами, из-за которых оспаривание постановлений становится возможным, являются:

довольно объёмный базис правоустанавливающих нормативно-правовых актов, касающихся регулирования правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации;

отсутствие должного понимания о применении правовых норм, в частности ст. 18.15, 18.16 КоАП РФ.

Эти и другие причины создают трудности в практике применения ст. 18.15, 18.16 КоАП РФ и нередко ведут к неверной квалификации правонарушений по частям 1, 2, 3 ст. 18.15, частям 1, 2 ст. 18.16 КоАП РФ.

Итак, оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по указанным статьям можно в случае:

если был неправильно квалифицирован состав правонарушения, вменяемого лицу, или обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, являются недоказанными

То есть та совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние будет квалифицировано как административное правонарушение, будет неполной или недостоверной.

Пример. В деле № 34-АД14-7 от 21 января 2015 г., рассмотренном Верховным судом Российской Федерации, об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15, было вынесено постановление о предыдущем постановлении в отношении З. Он (З.) обратился в Верховный суд Российской Федерации с жалобой, в которой просил об отмене постановлений, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, считая их незаконными. В ходе производства по делу и в настоящей жалобе З. оспаривал свою осведомлённость о том, что на объекте осуществляют трудовую деятельность иностранные граждане, не имеющие разрешения на работу. Бесспорные доказательства, которые могли бы свидетельствовать об обратном, в материалах дела отсутствовали. Таким образом, не представилось возможным сделать однозначный вывод о том, что М. был допущен к выполнению работ именно З. При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска, решение судьи Мурманского областного суда и постановление председателя Мурманского областного суда, вынесенные в отношении З. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, подлежали отмене.

-если был нарушен процессуальный порядок расследования дела

В данном случае имеется в виду несоблюдение требования положений ст. 28.2 КоАП РФ (лицу, привлекаемому к ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении не разъясняются права и обязанности, надлежащим образом не уведомляется о времени и месте рассмотрения дела и т. д.).

И даже когда действительно налицо несоблюдение требований пунктов 2-4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, из-за нарушения процессуального порядка расследования дела постановление по делу об административном правонарушении отменяется, а производство по делу подлежит прекращению.

Пример. Дело 12-216/2015 от 31 марта 2015 г., рассмотренное в Краснооктябрьском районном суде.

Генеральный директор ООО «Мегастрой» Е. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Е. с данным постановлением не согласился и обжаловал его. Судом было установлено, что Е. не извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ. Содержащаяся в материалах дела повестка Е. о составлении протокола надлежащим извещением не являлась, поскольку в материалах дела отсутствовали данные о её вручении адресату. Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ. В данном случае должностным лицом был нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, дело было рассмотрено без участия Е., притом что материалы дела не позволяли сделать однозначный вывод о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела. При таких обстоятельствах постановление начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Волгоградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, подлежало отмене.

если действует обратная сила закона — закон, устраняющий противоправность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу

Пример. Дело № 12-29/15 от 16 февраля 2015 года, г. Санкт-Петербург.

Из материалов дела следует, что постановлением прокуратуры Санкт-Петербурга от 24.04.2014 в отношении ведущего специалиста по кадровому делопроизводству ООО «НПФ «ГТ ИНСПЕКТ» К. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Из постановления усматривается, что в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в части расторжения трудовых договоров с иностранными гражданами, К. нарушила установленный порядок формы уведомлений о расторжении трудовых договоров с иностранными гражданами, не заполнив графы «дата постановки на миграционный учёт» и «орган, поставивший на миграционный учёт».

В соответствии со ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Приказом ФМС России № 147 от 28.06.2010 в ред., действовавшей на момент совершения правонарушения, предусмотрен трёхдневный срок подачи такого уведомления. Согласно п. 5 Приложения № 6 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», утратившим на тот момент юридическую силу, в уведомлении о расторжении трудового договора с иностранным работником должны быть заполнены все соответствующие поля.

Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ статья 13.1 Федерального закона № 115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» признана утратившей силу с 01 января 2015 года, а Приложение № 6 к Приказу ФМС России № 147 от 28.06.2010 с 03 февраля 2015 года утратило силу в связи с изданием Приказа ФМС России от 08.12.2014 № 640.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежало отмене, а производство по делу — прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

Это наиболее частые основания возможности оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 18.15 КоАП РФ.

Статья 18.16 предусматривает ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах. В данной статье неслучайно рассмотрены ситуации отмены постановлений о привлечении к административной ответственности не только по ст. 18.15. КоАП РФ, но и по ст. 18.16, поскольку все вышеизложенные примеры, иллюстрирующие возможность оспаривания постановлений об административном правонарушении, равнозначно применимы и для статьи 18.16 КоАП РФ. Однако существуют свои нюансы.

Оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по статье 18.16 КоАП можно в случае:

-если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не предоставил право субарендатору (в некоторых случаях — поверенному лицу) на заключение трудовых договоров с иностранными гражданами

В данном случае ИП или юридическое лицо должно предпринять все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 18.16 КоАП РФ установлена административная ответственность. Проще всего это сделать, внеся в соответствующий договор аренды (субаренды) пункт о том, что арендатор обязан не допускать персонал, не имеющий гражданства Российской Федерации и при этом не имеющий разрешения на работу на территории Российской Федерации, оформленного в соответствии с действующим законодательством.

Пример. Дело № 5-90/2015 от 11 марта 2015 года, г. Уфа.

Согласно результатам проверки, было вынесено постановление о возбуждении административного правонарушения в отношении ЗАО «Фирма «Универсам» по ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ. В судебном заседании представители ЗАО «Фирма «Универсам» вину не признали и пояснили, что ими был заключён договор аренды с ИП (…). В свою очередь, ИП (…) в торговой точке привлекла к работе в качестве продавца гражданина Республики Узбекистан Б. без соответствующего патента, разрешающего осуществление трудовой деятельности. При этом сам факт заключения ЗАО «Фирма «Универсам»» договора с ИП (…) не может свидетельствовать о наличии в действиях ЗАО «Фирма «Универсам»» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 КоАП РФ. Согласно материалам дела, ЗАО «Фирма «Универсам»» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 18.16 КоАП РФ установлена административная ответственность. Соглашением о дополнении условий договора были предусмотрены дополнительные условия, в силу которых арендатор обязан не допускать персонал, не имеющий гражданства Российской Федерации и при этом не имеющий разрешения на работу на территории Российской Федерации, оформленного в соответствии с действующим законодательством. Арендатор гарантировал соблюдение миграционного законодательства Российской Федерации, арендатор нёс полную ответственность за несоблюдение действующего законодательства Российской Федерации, включая, но не ограничиваясь, трудовое, миграционное, налоговое законодательство, законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Фирма «Универсам» по ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ было прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

если местом совершения административного правонарушения является земельный участок, не входящий в территорию торгового объекта и не принадлежащий предполагаемому субъекту правонарушения как лицу, привлекаемому к ответственности

Пример. Дело № 5-6969/2014 от 30 октября 2014 года, г. Сургут.

В отношении индивидуального предпринимателя Г. старшим инспектором Отделения иммиграционного контроля УФМС России по ХМАО-Югре составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ, согласно которому индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, Г. допустила к выполнению работ в качестве продавца для розничной продажи овощей и фруктов в уличной палатке, расположенной рядом с магазином «Продукты», гражданку Р., не имеющую разрешения на работу, что является нарушением п. 4 ст. 13 ФЗ № 115 от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что иностранная гражданка Р. не имеет никакого отношения к ИП Г., поскольку ИП Г. осуществляет свою предпринимательскую деятельность на арендуемом ею у администрации земельном участке общей площадью 40 кв. м, в принадлежащем ей торговом павильоне, оборудованном под магазин «Продукты», общей площадью также 40 кв. м. Торговая палатка, в которой осуществляла трудовую деятельность иностранная гражданка, находится за пределами территории, на которой осуществляет свою предпринимательскую деятельность ИП Г. Документы о принадлежности данной торговой палатки ИП Г лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела об административном правонарушении, не предоставлены. Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Г. было прекращено.

-если было установлено, что иностранный гражданин не значится в списке получивших разрешение на работу

Наиболее яркий пример данной ситуации — когда разрешение на работу является поддельным.

Пример. Дело № 5-123/2011 Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области. Был выявлен факт незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина: индивидуальный предприниматель Б. допустил к перевозке пассажиров на коммерческой основе на особо малом автобусе и использовал в качестве водителя маршрутного такси временно пребывающего в России гражданина, не имеющего разрешения на работу в РФ, что является нарушением требований части 4 статьи 13 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Материалами дела было установлено, что иностранный гражданин предъявил представителю работодателя подложное разрешение на работу на его имя, о чём Б. не знал. Производство дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Б. было прекращено.

В завершение следует отметить, что в настоящей статье приведены лишь отдельные моменты, демонстрирующие основные проблемы, возникшие в связи с применением статьи 18.15 и ст. 18.16 КоАП РФ. Возможные ошибки возникают, как уже было сказано, вследствие того, что это дела сложной категории, которым необходимо уделять должное внимание.

Наказание за использование труда иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу

На нашу фабрику пришли сотрудники отдела иммиграционного контроля с внеплановой выездной проверкой, разрешенной в рамках мероприятия «Нелегальный мигрант». В ходе проведения проверочного мероприятия на 2-м этаже нежилого здания в помещении швейного цеха задержали 9 граждан КНДР. На момент проверки все 9 иностранных граждан находились на рабочих местах, шили рабочие рукавицы. Документов, удостоверяющих личность, а так же разрешения на работу в России у граждан КНДР не было. Вышеуказанных граждан доставили в ОУФМС для дальнейшего выяснения обстоятельств. Какие меры наказания могут применить к швейной фабрике за использования труда рабочих, не имеющих разрешения на работу?

Уточнение клиента

у нас такой случай зафиксирован впервые

12 Августа 2012, 14:22

Ответы юристов (6)

Добрый день. В данном случае применима ст. 1815 КоАП РФ:

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Ваш случай — ч. 1 ст. 18.15

Есть вопрос к юристу?

незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства:
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешение на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:
· на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей
· на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей
·на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.18.10 и ст.18.8 КоАП РФ Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

То есть, если у Ваших работников отсутствуют документы, подтверждающие законное пребывание иностранных граждан на территории РФ, то вероятнее всего, что они будут выдворены за пределы РФ.

Так что, Вам следует подумать о дальнейшей возможности работать без этих лиц.

С уважением Ф. Тамара

Здравствуйте! Нормы об административной ответственности работодателя содержатся в гл. 18 КоАП РФ. Согласно ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

В ст. 18.15 КоАП РФ не установлено специальных правил об ответственности предпринимателей, отличающихся от правил об административной ответственности юридических лиц. Следовательно, индивидуальные предприниматели за совершение правонарушения по указанной статье несут такую же ответственность, как и юридические лица.

Кроме этого, ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрены отдельные административные штрафы на должностных лиц. Суммы тоже впечатляют: от 25 — 35 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Суммы штрафов огромны, поэтому в следующий раз лучше обезопасить себя и прислушаться к требованиям законодательства !

С уважением Татьяна Юрьевна

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях предусмотрены статьями 13, 13.1-13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.

Одним из основных условий является получение в установленном законом порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников и использование труда иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Об ответственности по статье 18.15 КоАП РФ сказали коллеги выше.

Имеется судебная практика по сходному составу (статья 18.16 КоАП РФ) — во вложении.

В силу ст. 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу представляет собой документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению в связи с истечением срока действия, приостановлением действия на срок более двух месяцев или лишением работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Частью 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии разрешения на работу влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к данной статье указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, —

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

СТ 18.15 КоАП РФ

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечания:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Комментарий к Ст. 18.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Оно осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ (ст. 17 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 N 800 утверждены Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации на 2014 год. В частности, допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, установлена в размере 15% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами (в 2013 году такая доля устанавливалась в размере 25%, в 2012 году — 0%).

Работодатель и заказчик работ (услуг) согласно общему правилу имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Однако работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в том случае, если иностранные граждане:

— прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

— являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации;

— являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Под иностранным гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно Закону о правовом положении иностранных граждан, понимается иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Иностранный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (ст. 11 НК РФ).

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), В соответствии с указанным Законом Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 157н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.

Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность подтверждается согласно п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешением на работу.

В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

На основании п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7197/11 разъяснено, что законодательство, устанавливающее обязанность уведомления миграционного органа в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, и законодательство, предусматривающее ответственность за неуведомление миграционного органа, связывают уведомление прежде всего с фактом привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности. Заключение трудового договора само по себе не означает привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности, поэтому отсутствие действий со стороны работодателя по допуску иностранного гражданина к трудовой деятельности исключает обязанность уведомления миграционного органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2013 N А63-1367/2013 также указывается, что заключение трудового договора само по себе не означает привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности.

Объектом правонарушений являются правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Объективная сторона состоит в действии или бездействии.

3. Субъекты данного правонарушения — граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные лица, а также юридические лица.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в виновном деянии в форме умысла или неосторожности.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов ФМС России и ее территориальных органов, а по ч. ч. 1 — 4 ст. 18.15 КоАП РФ — также судьями, если дело передано на рассмотрение суду органом или должностным лицом, к которым поступило такое дело.

6. Должностные лица налоговых органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.