3политические права и свободы

Политические права и свободы человека и гражданина

Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства, слу­жат отражением суверенитета народа и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие.

• Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Кон­ституции РФ), выражающееся:

♦ в праве участвовать в референдуме и выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных органов субъектов РФ и депутатов муниципальных советов (активное избирательное право);

♦ праве быть избранным в органы государственной власти и мест­ного самоуправления (пассивное избирательное право);

♦ возможности воздействовать на деятельность законодательных органов власти всех уровней через своих представителей (депу­татов);

♦ равном доступе граждан к государственной службе;

♦ участии в отправлении правосудия (привлечение граждан в ка­честве присяжных и арбитражных заседателей).

• Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

(ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возмож­ность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и определяет обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

• Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ, и неграж­дане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие об­щественные организации (исключением будут являться иностран­ные граждане, военнослужащие и работники силовых структур).

• Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) — граждане РФ име­ют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми­тинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реали­зации указанного права регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова­ниях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.). От­метим, что российское законодательство, закрепляя общий запрет на проведение мероприятий, уведомления о которых не были по­даны или в отношении которых не было согласовано изменение места или время их проведения, в то же время не предусматривает особого порядка их прекращения. В связи с чем стоит согласиться с выводом М. А. Яковенко о том, что применение силы в целях

прекращения подобных акций, если они носят мирный, ненасиль­ственный характер, должно исключаться или сводиться к допу­стимому минимуму[10].

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.

Политические права и свободы — это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

Виды политических прав и свобод:

— Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

— Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

— Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

— Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

— Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

— Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

— Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

— Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

Конституционное право Украины

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина » Политические права и свободы

Политические права и свободы — это права, которые принадлежат человеку как члену политического содружества, когда он выступает в первую очередь как гражданин государства.

Эти права и свободы связаны с участием в общественной жизни, в управлении государством. В Украине политические права принадлежат преимущественно гражданам, хотя некоторым из них (например, свобода объединяться в неполитические организации, право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Граждане, которые ассоциируются как народ, реализовывают власть, а гражданин как индивид принимает участие в реализации государственной власти. Относительно политических прав правосубъектность в полном объеме наступает с восемнадцати лет. Политические права могут реализовываться человеком и гражданином как индивидуально, так и коллективно. Например, только коллективным является право на собрания, митинги, объединения, в политические партии и общественные организации, которое единолично осуществить невозможно. Закреплены в Конституции Украины политические права и свободы удовлетворяют общепризнанным международным нормам, которые предусмотрены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и других международно-правовых актах.

К политическим правам и свободам принадлежат: право на свободу объединения в политические партии и общественные организации; право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, избирать и быть избранными к органам государственной власти и органов местного самоуправления; право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации; право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения (статьи 36-40 Конституции Украины).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Суверенитет Украинского народа — это важнейшая основа конституционного строя Украины. Практическую реализацию он получает через реализацию каждым гражданином своей воли в политической жизни страны. Наиболее обобщенным, таким, которое интегрирует все другие политические права и свободы, есть право граждан принимать участие в управлении государственными делами, которое раскрывается через совокупность права граждан принимать участие во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными к органам государственной власти и органов местного самоуправления, права свободного доступа, к государственной службе, службы в органах местного самоуправления, через деятельность народных депутатов Украины. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Право каждого гражданина принимать участие в управлении делами государства — важный признак демократизма государства. Это важный принцип взаимоотношений между государством и его гражданами. Текущее законодательство Украины о выборах, о всеукраинском и местных референдумах детально регламентирует эти права граждан.

Политические права и свободы человека и гражданина в РФ

Главная > Реферат >Государство и право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра государственно – правовых дисциплин

по Конституционному праву России

на тему: Политические права и свободы человека и гражданина в РФ.

Выполнила: студентка 2 курса Ю-09-1 гр.

к.ю.н., доцент Ю. В. Иванова

Глава 1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина и их система в РФ………………………………………………………………………6

1.1 Понятие политических прав и свобод……………………………………….6

1.2 Система политических прав и свобод……………………………………..11

Глава 2. Нормативное закрепление политических прав и свобод человека и гражданина РФ…………………………………………………………………..16

Глава 3. Реализация и защита политических прав и свобод человека и гражданина в РФ…………………………………………………………………24

3.1 Механизм реализации политических прав и свобод……………………..24

3.2 Совершенствование механизма защиты прав и свобод. 28

Список литературы. 34

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения, как на государственном уровне, так и на региональном, проблемы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Российское государство не совсем справляется с выполнением своей главной конституционной обязанностью — защитой прав и свобод человека и гражданина. На государственном уровне, и в общественном мнении, и в науке признано, что в указанной сфере сложилась неудовлетворительная ситуация. Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям во всех регионах государства, являются политические права и свободы. С каждым днем растет количество нарушений в этой области, в связи происходит утрата доверия населения ко всем структурам государственной власти.

Степень разработанности — в работе использованы комментарии к Основному закону РФ, монографии и периодика, современные знания.

Отдельные аспекты этой проблемы рассмотрены в научной литературе такими российскими учеными, как С.Л. Авакьян, С.С. Алексеев, П.В. Анисимов, B.C. Афанасьев, В.М. Баранов, П.П. Баранов, А.Г. Бережнов, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, Л.А. Григорян, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Зорькин, В.А. Иваненко, B.C. Иванейко, В.П. Илларионов, В.Т. Кабышев, В.А. Коннов, В.А. Кучинский, А.В. Лебедев, Е.А. Лукащева, А.В. Мицкевич, А.С. Мордовец, С.А. Муромцев, А.С. Пятак, В.А. Ржевский, И.В. Ростовщиков, Н.А. Рудакова, Ф.М. Рудийский, В.П. Сальников, К.В. Сангаджиева, Ю.А. Тихомиров, И.Е. Фарбер, А.Г. Хабибулин, Б.Н.Чичерин, Д.В. Шомникова, Б.С. Эбзеев и др.

Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования и реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет исследования – юридические гарантии, представляющие собой, закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту политических прав и свобод человека и гражданина.

Цель данной работы состоит в комплексном – правового регулирования исследовании конституционно прав и свобод человека и гражданина в России, изучении и анализе их юридического содержания, обеспечение реализации и защиты указанных прав и свобод. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

— исследовать процесс становления политических прав и свобод в РФ;

— исследовать механизм реализации и защиту политических прав и свобод РФ;

— дать понятие юридических гарантий, изучить их виды и место в системе общих гарантий прав и свобод человека и гражданина;

— выявить юридические гарантии в механизме реализации политических прав и свобод.

Методологическая основа исследования: использовались современные методы познания явлений и процессов правовой действительности.

Структура обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и нормативно-правовых актов.

Положения, выносимые на защиту:

Политические права и свободы граждан в России возникли развивались на протяжении длительного периода, формировались вместе с историей становления конституционализма в нашем государстве. В связи с чем, можно выделить следущие этапы нормативно правового регулирования политических прав и и свобод человека.

Признание государством необходимости обеспечения политических прав и свобод граждан и подлинного народовластия является важнейшим элементом механизма защиты от необоснованных вторжений и несоразмерных ограничений других, каждый из которых характерезуется своей спецификой.

Под механизмом реализации политических прав и свобод граждан следует понимать систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечений этих прав и свобод, основанную на совокупности общепризнанных принципов и норм международного права.

Глава 1. Понятия политических прав и свобод человека и гражданина и их система в Конституции РФ

Понятие политических прав и свобод

Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических, экономических, социальных причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностью человеческого существа в свободном использовании имеющихся у него возможностей. Современные права человека это результат длительного исторического процесса борьбы прогрессивных сил за освобождение от угнетения.

В России процесс становления и развития института прав и свобод

человека прошел весьма сложный исторический путь. Сам термин «права человека» прижился в политико-правовом лексиконе российской интеллигенции только в конце XIX — начале XX веков 1 . Государственно- политическая практика и культура, монархическая форма правления, крепостное право, правовой нигилизм и многое другое в значительной степени тормозили становление прав человека в нашем государстве.

Для России права человека в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин по сравнению с любой даже

неевропейской страной дело более сложное. Наблюдалось доминирование государственной власти, ограничения всяких других попыток самодеятельности. Общество находилось под жестким налоговым бременем, как следствие этого слабое развитие городов, предпринимательства, бедность, зыбкость собственности, консерватизм культурных ценностей и неразвитость политической системы. Однако идеи прав и свобод человека, несомненно, присутствовали в истории и сопровождали российскую действительность.

О политических правах человека следует говорить также как и о социологической категории, сосредотачивающей общечеловеческие ценности, которые нашли свое воплощение в международных стандартах прав человека и внутригосударственном праве. Они гарантируются не только юридическими нормами, но и напрямую зависят от прочности устоев конституционного строя, реальности демократизма и уровня политической культуры населения.

Для того чтобы наиболее точно определить понятие политических прав, необходимо раскрыть сущность рассматриваемой категории, выделить и подчеркнуть ее особенности и признаки. Во-первых, следует уточнить само понимание политики, политической власти, во-вторых, предложить тот критерий оценки политики, который оправдан именно в данной сфере.

Термин «политика» первоначально обозначал различные формы

государственного управления. Позднее значение термина «политика» было расширено: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений деятельности государства. Политика — это отношения к власти, отношения по поводу власти. Указанное явление подвижно и объективируется в действиях людей, социальных групп, классов, представляющих, собой политический процесс. Политика охватывает сферы, непосредственно затрагивающие интересы практически каждого человека и выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства, к правам человека и т. д.

Политическая власть 1 — это определенный тип общественных отношений, возникающих между большими социальными группами, между государством и обществом, между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определенного типа правления и определенного политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы.

Таким образом, политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально коллективно участвовать в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества.

К политическим должны относиться те права, которые дают возможность гражданам принимать участие в политической жизни общества, проявляя себя в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса, а также в составе отдельных групп, движений, объединений и т.п.

Кроме того, политические права и свободы имеют ряд особенностей,

отличающих их от других прав человека и гражданина. Одним из

отличительных признаков политических прав и свобод является, прежде всего, возможность участия в общественно-политической сфере деятельности государства.

Эти права непосредственно связаны с политикой, с возможностью участия в общественно-политической жизни государства и предполагают

активное участие индивидуума в управлении делами государства. Главное содержательное своеобразие политических прав и свобод заключается в области их осуществления, в возможности, которые они предоставляют индивидам в обществе.

Важным отличием политических прав является их тесная связь с

обладанием гражданством государства. Большинство политических прав и свобод признаются за гражданами, что является ограничением числа носителей (субъектов) этих прав. По преимуществу они принадлежат только гражданам государства.

Политические права и свободы характеризуются большей степенью определенности, четкости и жесткости формулировок, чем иные основные права и свободы.

Политические права по существу являются одной из форм проявления политической свободы человека. Закрепление этих прав и свобод в законодательстве конкретного государства лишь конкретизирует их, предусматривает эффективные механизмы и процедуры их реализации.

Исследуемая категория прав человека и гражданина обладает более высокой степенью публичности, поскольку в их защите заинтересованы, как правило, не только конкретные граждане, но и общество в целом. Реализация политических прав и свобод может осуществляться как отдельным индивидом (индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и группой лиц (право на собрания, демонстрации и митинги, право создания общественных объединений). Так, одной из особенностей политических прав и свобод является коллективный характер их реализации 1 .

По общему правилу отдельные категории граждан могут быть правомерно ограничены в своих Правах и свободах: если условия правомерного ограничения установлены законом; если они обеспечивают должное признание и уважение прав других лиц; если они направлены к удовлетворению справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (статья 29 Всеобщей декларации прав человека). Так, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Политические права гражданина выражают взаимоотношения личности и государства. Они реализуются в конституционно-правовых отношениях, но могут осуществляться и вне правоотношений (например, свобода мысли и слова.

Политические права и свободы

«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис.
Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья.
Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека».
Китайская поговорка.

Цель: познакомить учащихся с группой политических прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

  • сформировать у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества;
  • продолжить воспитание активной гражданской позиции школьников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание»8-9 кл, документы, Конституция.

Урок рассчитан на класс с высокой подготовкой.

  1. Право участвовать в управлении делами государства;
  2. Право на равный доступ к государственной службе;
  3. Право на обращение в государственные органы и местного самоуправления;
  4. Свобода собраний;
  5. Свобода ассоциаций;
  6. Свобода слова.

Прежде всего, человеку должны быть гарантированы его личные права. Он должен быть уверен, что никто не вмешается в его личную переписку, не прослушивает его телефонные переговоры, незаконно не арестуют. Если гарантированы его личные права и он уверен в своей личной безопасности, только тогда он может активно участвовать в политической жизни.

Те права человека, которые позволяют ему свободно участвовать в политической жизни общества и обеспечивают ему политическую свободу, принято считать политическими правами. Это-

  1. Право участвовать в управлении делами государства;
  2. Право на равный доступ к государственной службе;
  3. Право на обращение в государственные органы и местного самоуправления;
  4. Свобода собраний;
  5. Свобода ассоциаций;
  6. Свобода слова.

Вопрос к классу: Право участвовать в управлении делами государства: что это значит?

Работа по Конституции
Ст. 32 п.1,2 Конституции.

Избирательное право всеобщее – все граждане с 18 лет получают право избирать;

Кто не имеет право принимать участие в выборах? П.3

(Не могут принимать участие в выборах граждане – недееспособные признанные по суду, находящиеся в местах лишения свободы). Почему?

Какие ограничения ещё существуют?

Возрастные– в Государственную Думу– с 21года; на должность президента– с 35 лет.
Ценз осёдлости – Президентом может стать гражданин, проживающий в России не менее 10 лет.

Вопрос к классу: Почему существуют такие ограничения?

Самостоятельная работа о преимуществе тайного голосования. Прочитать текст и ответить на вопросы.

Рассказ депутата парламента одной из республик бывшего СССР.

В республике проводились выборы первого президента. Но его выбирал не весь народ, а парламент, членом которого я в то время являлся.

Один из кандидатов-А – был честным и к тому же моим другом. Я, конечно, хотел отдать свой голос ему. А второй-Б – наоборот, был экстремистом.

Накануне выборов в мою квартиру без приглашения заявились пятеро молодчиков и в очень корректной форме провели беседу о достоинствах кандидата Б. Спросили напрямую, собираюсь ли я голосовать за Б.?

Мне ничего не оставалось делать, как ответить утвердительно. А сам надеялся, что воспользуюсь тайным голосованием и вычеркну Б. в бюллетене в закрытой кабине для голосования.

Не тут-то было! На другой день перед самым голосованием ко мне подошел один из вчерашних визитёров и ещё более корректно попросил выполнить данное обещание – прямо при нем вычеркнуть А. в бюллетене.

Что оставалось делать? Рваться в кабину? К тому же молодой человек проявил готовность оказать услугу– сам отнес бюллетень к урне и опустил его.

Почему депутату пришлось действовать против собственного желания? Что такое свободные выборы? Что такое тайное голосование?

Вопрос к классу: Что влияет на выбор избирателя?

– программа
– агитация
– СМИ
– симпатии, антипатии
– субъективное и объективное отношение
– силовое давление

Какими чертами должен обладать народный избранник? Написать не менее 5 позиций.

Слайд. О чём может рассказать эта картина?

Самостоятельная работа – действия избирателя.

Укажите правильную последовательность действий избирателя в период проведения выборов в органы государственной власти.

  1. знакомство с программами кандидатов
  2. участие в опросе на выходе с избирательного участка
  3. получение при необходимости открепительного талона
  4. заполнение избирательного талона
  5. заполнение избирательного бюллетеня
  6. принятие решения об участии в голосовании.

Вопрос к классу: Какую власть избирают граждане?

– законодательную (Думу), президента, главу района, главу местного самоуправления.

Граждане выбирают власть разного уровня. Что от этого зависит? (Благополучие страны.)

Слово учителя. Право принимать участие в управлении своей страной – одно из важнейших политических прав человека. Многим кажется, что благополучие человека зависит от того, какие экономические права он имеет, сколько ему платят за труд, какую пенсию ему назначают и т.д.

На самом деле, если человек хочет жить хорошо, то он должен думать, прежде всего, о влиянии на власть политическими средствами. Сознательное участие в выборах и референдумах -первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.

Работа по Конституции. Свобода ассоциаций. Ст. 30.

Слово учителя Право на объединение подразумевает также право не участвовать в каком-либо союзе. Нельзя принуждать к вступлению в политическую партию. Члены объединения сами решают, кто должен быть исключен из его рядов. В демократическом обществе не может быть отказано в участии в общественной организации по причине расовой принадлежности, вероисповедания, пола и т.п.

Работа с документом.

В каждом из предложенных случаев решите, нарушается ли право на объединение, и если нарушается, то есть ли тому законные основания.

  1. У профсоюза есть договоренность с администрацией завода о том, что все рабочие на заводе должны быть членами профсоюза. Профсоюз обосновывает свое требования тем, что от его деятельности выигрывают все рабочие на заводе. Рабочие не могут принадлежать к другому профсоюзу или отказаться от вступления в профсоюз.
  2. Убит видный политический деятель. Руководство партии объявила о начале национальной акции протеста. Даже не членам этой политической партии запрещено выходить на работу. Им угрожают насилием, если они не подчинятся решению руководства партии.
  3. Группа граждан одной национальности создает частный клуб для распространения своей культуры. Гражданам другой национальности отказано в членстве в клубе.
  4. Группа женщин создает женский спортивный клуб. Мужчин не принимают в этот клуб.

Работа по Конституции. Право человека на свободу слова. Ст. 29 п.1,3,4,5,.

Слово учителя Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек свободен искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно либо посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государства.

Самостоятельная работа с документом. В чем заключается счастье писателя?

О свободе и счастье писателя

Все Горбачева ругают. А я готов ему в ноги кланяться. Именно он помог мне ощутить счастливым и свободным человеком. Что я писал до Горбачева? Всё, что заказывали. И всегда это делал с оглядкой на строгого дядю– цензора, которому большие деньги платили за «предварительный просмотр рукописей». А редактор старательно вырезал всё сомнительное. Он любил говорить: «Вычеркнутая мысль ошибки не содержит». И добавлял: «Если нас не поймёт читатель,– это не беда. Лишь бы нас там поняли…» И многозначительно тыкал пальцем вверх.

Я был рад каждой напечатанной статье. Но счастлив не был никогда. Чувствовал, что пишу «не своё». А однажды дочь, пробежав текст глазами, как-то странно на меня посмотрела. Видимо, хотела убедиться, что я – это я.

Когда не стало цензуры, первые же статьи, написанные от души, пошли нарасхват. Еле успевал выполнять заказы. Гонорары не тратил. Подкопил деньжат. На свои кровные, никому не кланяясь, напечатал маленькую книжку. Расхватали. Повторил тираж. И опять книжка ушла. А за ней – большая книга.

Вот когда я почувствовал, что счастлив. А счастье– это когда можешь воспользоваться свободой.

О замалчивании правды.

Бессмертна правда, лишь одна,
И колет всем глаза она.
Черни меня, порочь её,
А правда сделает своё…
Когда за правду смело, рьяно
Я вдруг бороться перестану,
С болванами мне плыть, болвану!
Себастьян Брант

Слово учителя. Для осуществления свободы слова, нужно чтобы в стране существовала гласность, отсутствовала цензура. Но свобода слова не абсолютна. Какие ограничения свободы слова существуют? Ст. 29, п.2.

Политические права это…
Политические свободы это…

Прочитать вывод на стр.303 учебник Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание» 8–9кл,
Подведение итогов урока.

Параграф 46, вопросы; написать эссе на одно из высказываний.

  1. «Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения». И.М.Сеченов.
  2. «Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений» Д.Лоуэлл.
  3. «Горе мне, если мои убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего сердца» Ф.Шиллер.
  4. «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет». Данте.
  5. «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы». (Б. Шоу.)
  6. «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за, то чтобы вы могли их свободно высказывать». Вольтер.
  7. «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному – власть» Пифагор.
  8. «Одна из самых гибельных наших ошибок – портить хорошее дело плохим проведением его в жизнь». У.Пенн.
  9. «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Цицерон.
  10. Если хочешь узнать человека – дай ему власть.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Рассмотрим основные права и свободы человекаи гражданина:

Основные права и свободы человека и гражданина — понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы ( без слова «основные», то есть — все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина..

Перейдём к конституционным правам человека и гражданина:

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (ст.6 п.2 Конституции РФ) гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» — каждому, политические — «гражданам».

Однако все политические права и свободы(и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Основные права гражданина — это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту — Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение.) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осущетсвлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только по рассовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ.

Основные политические права и свободы:

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы — группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:

1)право на свободу мысли, ст29 п.1

2)право беспрепятственно придерживаться своих мнений,ст 29 п.3

3)право получать и распространять информацию,ст 29 п.4

4)право печати и информации,ст29 п.5

5)право на объединения,ст 30 п.1

6)право бесприпятсвенно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем,ст31п2

7)право на мирные собрания,ст 31 п.1

8)право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,ст 32 п.1

9)право избирать и быть избранными и др.,ст32 п.2

10)право равного доступа к государственной службе,ст 32п.4

11)право участвовать в отправлении правосудия ,ст32 п.5

12)право обращения ,ст33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий,представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний .

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за результаты свох действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).

Подведя итог следует отметить, что Россия сегодня не является в полной мере правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

Студенческий научный форум — 2013
V Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».