79 ук 20021

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 8 г. Москва «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

В связи с вопросами, возникшими у судов при применении законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. При решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания согласно положениям статей 79, 80 и 93 УК РФ судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые, по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом его часть. При этом время содержания лица под стражей до вынесения приговора и вступления его в законную силу засчитывается в срок фактического отбытия им лишения свободы.

Лицо, в отношении которого ранее условно-досрочное освобождение отменялось по любой из имеющихся у него непогашенных судимостей, может быть условно-досрочно освобождено после фактического отбытия срока наказания, указанного в пункте «в» части 3 статьи 79 УК РФ.

2. В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда, при применении условно-досрочного освобождения от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок наказания, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) вышестоящего суда.

Если лицо осуждено по совокупности преступлений различной категории тяжести либо по совокупности приговоров, то при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом надлежит исходить из окончательного срока наказания, назначенного по совокупности. При исчислении от этого срока той его части, после фактического отбытия которой возможно применение условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, судам следует применять правила, предусмотренные частью 3 статьи 79, частью 2 статьи 80, статьей 93 УК РФ для наиболее тяжкого преступления, входящего в совокупность.

3. Отмена условно-досрочного освобождения осужденному в соответствии с частью 7 статьи 79 УК РФ сама по себе не может служить основанием для отказа в повторном применении к нему условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В таких случаях суду надлежит исходить не только из факта отмены осужденному условно-досрочного освобождения, но и учитывать в совокупности все данные о его личности, время нахождения в исправительном учреждении после возвращения в это учреждение, его поведение, отношение к труду и т.п.

4. В соответствии с частью 1 статьи 80 УК РФ лицу, отбывающему ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания. Основанием для такой замены является поведение осужденного, свидетельствующее о том, что цели наказания могут быть достигнуты путем замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Суду также надлежит учитывать данные о личности осужденного, его отношение к труду и учебе во время отбывания наказания.

Согласно части 2 статьи 80 УК РФ неотбытая часть наказания может быть заменена судом более мягким видом наказания, указанным в статье 44 УК РФ, которое в силу части 3 статьи 80 УК РФ не может быть больше максимального срока или размера наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации для этого вида наказания.

5. Фактическое отбытие осужденным предусмотренной законом части срока наказания в соответствии с частью 3 статьи 79 УК РФ и частью 2 статьи 80 УК РФ не может служить безусловным основанием для условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания или заслуживает замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления. При этом суду следует учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

По делам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении несовершеннолетнего осужденного судам необходимо учитывать также его отношение к учебе, связи с родственниками в период отбывания наказания и другие обстоятельства, которые могут свидетельствовать об исправлении осужденного.

6. В практике судов не должно быть случаев как необоснованного отказа в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденных, не нуждающихся в полном отбывании назначенного судом наказания, так и необоснованного освобождения от отбывания наказания. Суды не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по основаниям, не указанным в законе, таким, как наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины, кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т.д.

Взыскания, наложенные на осужденного за весь период отбывания наказания, с учетом характера допущенных нарушений подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими его данными. При этом наличие или отсутствие у осужденного взыскания не может служить как препятствием, так и основанием к его условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

7. В тех случаях, когда вред, причиненный преступлением (материальный ущерб и моральный вред), по гражданскому иску не возмещен в силу таких объективных причин как инвалидность осужденного или наличие у него заболеваний, препятствующих трудоустройству, невозможность трудоустройства из-за ограниченного количества рабочих мест в колонии и т.д., суд не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания только на этом основании.

В то же время установленные факты умышленного уклонения осужденного от возмещения причиненного преступлением вреда (путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы и т.д.) наряду с другими обстоятельствами могут служить препятствием к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

8. Решая вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, суд не вправе заменять неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением в порядке статьи 73 УК РФ, сокращать неотбытый срок наказания, а может лишь условно-досрочно освободить осужденного от неотбытой части наказания либо заменить ее более мягким видом наказания или отказать в этом.

9. При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденного, которому было назначено дополнительное наказание, либо замене неотбытого наказания более мягким видом наказания судам надлежит обсуждать вопрос о возможности освобождения осужденного полностью или частично и от дополнительного наказания.

Если дополнительное наказание исполнено (взыскан штраф, лицо лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), вопрос об освобождении осужденного от этого дополнительного наказания решаться не должен. При частичном исполнении дополнительного наказания (взыскана часть штрафа) суд вправе решить вопрос о частичном или полном освобождении лица от оставшейся части дополнительного наказания. В тех случаях, когда дополнительное наказание (например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) не исполнялось, суд вправе освободить осужденного от него полностью или частично. Решение суда по этому вопросу необходимо изложить в резолютивной части постановления.

Если осужденный был условно-досрочно освобожден от основного наказания, а в освобождении от дополнительного наказания отказано полностью либо частично, то вопрос о повторном обращении об освобождении от дополнительного наказания может быть рассмотрен при условии соблюдения сроков такого обращения, установленных частью 10 статьи 175 УИК РФ.

10. Рекомендовать судам при применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания рассматривать предоставленную законом возможность возложения на осужденного исполнение обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 73 УК РФ. При этом судья вправе в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ установить как одну или несколько обязанностей, так и все обязанности, указанные в части 5 статьи 73 УК РФ, а также возложить иные обязанности, способствующие его исправлению.

11. При рассмотрении судом ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении иностранного гражданина, не имеющего постоянного места жительства на территории Российской Федерации, наряду с другими сведениями, характеризующими осужденного, подлежат также оценке данные, свидетельствующие о наличии либо отсутствии со стороны осужденного или иностранного государства гарантий исполнения приговора в части гражданского иска, достигнутого соглашения о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации для осуществления контроля за поведением осужденного и возможности возложения на него дополнительных обязанностей, подлежащих исполнению в период условно-досрочного освобождения на территории иностранного государства.

12. Разъяснить судам, что положения части 3 статьи 175 УИК РФ не препятствуют осужденному, его законному представителю и по их поручению адвокату обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и предполагают обязанность суда рассмотреть такое ходатайство по существу в установленном законом порядке.

13. В соответствии с частью 3 статьи 396 УПК РФ вопросы об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания разрешаются районным (городским) судом по месту отбывания наказания осужденным, а также гарнизонным военным судом независимо от подсудности уголовного дела.

При этом под местом отбывания наказания следует понимать место расположения указанного в статье 16 УИК РФ исправительного учреждения, в котором фактически отбывает наказание осужденный, в том числе переведенный из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы в следственный изолятор на основании статьи 77 [1] УИК РФ.

Если после поступления в суд ходатайства об условно-досрочном освобождении или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (в том числе, после отмены судебного решения с направлением дела на новое судебное рассмотрение) осужденный переведен в другое исправительное учреждение, дело рассматривается судом по месту фактического отбывания им наказания. При этом ходатайство или представление, а также представленные материалы суд, в который эти документы поступили, должен направить в суд по месту фактического отбывания осужденным наказания.

14. При решении вопроса о принятии к своему производству представления учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания судье надлежит проверить, отвечает ли оно требованиям, предъявляемым к нему законом (часть 3 статьи 175 УИК РФ), и содержатся ли в представленных материалах данные, характеризующие поведение осужденного, его отношение к труду и обучению за все время отбывания наказания, имеются ли копии документов, на основании которых осужденный отбывает наказание, а также сведения об отбытии установленной законом части срока наказания.

Если в представленных материалах не содержится достаточных данных для рассмотрения представления и в судебном заседании восполнить их невозможно, судья в ходе подготовки к рассмотрению представления своим постановлением возвращает эти материалы для соответствующего оформления.

Судья не вправе отказать в принятии ходатайства осужденного, его законного представителя, а также по их поручению адвоката об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с отсутствием документов, которые обязаны предоставить администрация исправительного учреждения или орган, исполняющий наказание. По смыслу части 2 статьи 175 УИК РФ в таких случаях следует направлять копию ходатайства в учреждение или орган, исполняющий наказание, для последую щего направления администрацией в суд оформленных материалов.

По просьбе осужденного либо представителя исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание, судья может оказать им содействие в сборе сведений, которые не могут быть получены или истребованы осужденным либо администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание.

15. В тех случаях, когда ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания подано адвокатом по соглашению с родственниками осужденного или другими лицами, суд в судебном заседании обязан выяснить у осужденного, поддерживает ли он данное ходатайство. В случае его отказа от ходатайства суд своим постановлением прекращает производство.

16. Судья, установив, что осужденный, которому судом было отказано в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обратился с повторным ходатайством ранее срока, установленного частью 10 статьи 175 УИК РФ, выносит постановление об отказе в принятии ходатайства и возвращает его осужденному. При этом указанный в законе шестимесячный срок должен исчисляться со дня вынесения судом постановления об отказе в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

17. В случае отзыва осужденным, законным представителем либо с их согласия адвокатом ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или отзыва учреждением или органом, исполняю щим наказание, представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, заявленного до назначения судебного заседания, судья сопроводительным письмом возвращает им ходатайство или представление. Если ходатайство или представление отзывается после назначения судебного заседания, но до начала рассмотрения их по существу, судья выносит постановление о прекращении производства по ходатайству или представлению.

Прекращение производства в связи с отзывом ходатайства об условно-досрочном освобождении либо представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или отказом от такого ходатайства не препятствует в последующем обратиться в суд с таким ходатайством или представлением, в том числе ранее шести месяцев с момента вынесения постановления о прекращении производства.

18. Судье следует извещать осужденного, его законного представителя, адвоката, а также представителя учреждения или органа, исполняющего наказание, прокурора о дате, времени и месте рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Должностное лицо учреждения или органа, исполняющего наказание, может быть представителем в суде при наличии доверенности от начальника этого учреждения или органа, исполняющего наказание. Однако такое должностное лицо не вправе обжаловать постановление судьи в кассационном или надзорном порядке, так как в соответствии с законом (главами 43, 45, 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, его законному представителю, адвокату и прокурору.

При рассмотрении вопроса об у словно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания судья по просьбе осужденного обязан обеспечить ему личное участие в судебном заседании либо посредством видеоконференц-связи для изложения своей позиции и представления в ее подтверждение необходимых сведений.

19. Судам надлежит обеспечить рассмотрение ходатайств осужденного, его законного представителя, а также по их поручению и адвоката об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и представлений учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в разумные сроки (например, применительно к указанным в части 3 статьи 227 УПК РФ срокам рассмотрения уголовных дел в отношении лиц, содержащихся под стражей). При этом надлежит учитывать, что осужденные к лишению свободы на недлительные сроки в случае промедления с рассмотрением ходатайства или представления фактически лишаются возможности условно-досрочного освобождения либо замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

20. В ходе судебного заседания подлежат исследованию обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о применении к осужденному условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания. При этом решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным, содержать подробное обоснование выводов, к которым суд пришел в результате рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

21. В случае принятия решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суду надлежит разъяснить осужденному положения части 7 статьи 79 УК РФ, а осужденному военнослужащему, кроме того, последствия нарушения им воинского правопорядка, о чем в резолютивную часть постановления и в протокол судебного заседания следует внести соответствующие записи.

22. В случае принятия судом решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания осужденный подлежит освобождению в порядке части 5 статьи 173 УИК РФ. Копию постановления суду надлежит незамедлительно направить в учреждение или орган, исполняющий наказание, а также в суд, постановивший приговор.

23. Под злостным уклонением от выполнения обязанностей, возложенных судом на осужденного, предусмотренным пунктом «а» части 7 статьи 79 УК РФ, следует понимать повторное невыполнение таких обязанностей после вынесения органом, контролирующим поведение осужденного, письменного предупреждения о возможности отмены условно-досрочного освобождения. Вместе с тем вопрос о том, является ли уклонение от выполнения возложенных судом на осужденного обязанностей злостным, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом его продолжительности и причин уклонения, а также других обстоятельств дела.

24. Лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (часть 2 статьи 81 УК РФ), может быть освобождено судом от отбывания наказания. При этом основанием для освобождения от наказания по болезни является наличие одного из заболеваний, входящих в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, если стационарное лечение не дало положительных результатов, что должно быть подтверждено комиссионным медицинским заключением.

При рассмотрении вопроса об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью суду следует, в частности, учитывать поведение осужденного в период отбывания наказания, его отношение к проводимому лечению, соблюдение им медицинских рекомендаций, режимных требований учреждения, исполняющего наказание, по состоянию здоровья, а также данные о личности осужденного, наличие у него постоянного места жительства, родственников или близких ему лиц, которые могут и согласны осуществлять уход за ним. Постановление суда должно быть мотивированным и содержать конкретные основания принятого решения.

Если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (например, членовредительства) с целью последующего освобождения, он не подлежит освобождению от отбывания наказания по основаниям, предусмотренным статьей 81 УК РФ.

Осужденные военнослужащие, отбывающие ограничение по военной службе либо содержание в дисциплинарной воинской части, в установленном порядке освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в связи с заболеванием, делающим их негодными к военной службе. В этом случае неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания. При увольнении осужденных военнослужащих с военной службы по иным предусмотренным законодательством основаниям они могут быть в установленном законом порядке досрочно освобождены судом от наказания с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания или без таковой.

25. Решая в соответствии со статьей 82 УК РФ вопрос об отсрочке отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, которым назначено реальное лишение свободы, судам надлежит учитывать мнение администрации учреждения, исполняющего наказание, об отсрочке отбывания наказания осужденной женщине, ее характеристику, сведения о согласии родственников принять осужденную женщину с ребенком, предоставить им жилье и необходимые условия для проживания либо сведения о наличии у нее жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, справку о наличии ребенка либо медицинское заключение о беременности, а также другие данные, содержащиеся в личном деле осужденной. При этом надлежит учитывать условия жизни осужденной на свободе, ее поведение в период отбывания наказания, совокупность других данных, характеризующих ее до и после совершения преступления.

26. Согласно части 2 статьи 82 УК РФ в случае, если осужденная, которой отсрочено отбывание наказания, отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от его воспитания после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденной, либо умышленно без медицинских на то показаний прервала беременность, судья может по представлению этого органа отменить отсрочку отбывания наказания и направить осужденную для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Осужденную следует считать уклоняющейся от воспитания ребенка, если она оставила его в родильном доме или передала в детский дом либо ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, без уважительной причины оставила ребенка родственникам или иным лицам, скрылась либо совершает иные действия (бездействие), свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка.

27. Рекомендовать судам в целях усиления воспитательного воздействия на других осужденных рассмотрение ходатайств осужденных, их адвокатов и законных представителей об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и представлений администрации учреждений, органа, исполняющего наказание, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания производить с выездом в учреждения, исполняющие наказание.

28. В связи с принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. N 9 «О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким», с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 июня 1976 г. N 6, от 21 сентября 1977 г. N 12 и от 21 июня 1985 г. N 11.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации
В. Лебедев
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации
В. Дорошков

Официальное раскрытие обществом информации

Существенные факты эмитента

Существенные факты эмитента

Существенные факты эмитента 2015 год и ранее

Раскрытие дополнительных сведений

Раскрытие акционерным обществом дополнительных сведений

Факты, влияющие на стоимость ценных бумаг (архив)

Факты, влияющие на стоимость ценных бумаг

Бухгалтерская отчетность компании

Бухгалтерская отчетность за 2018 год

Бухгалтерская отчетность за 2017 год

Бухгалтерская отчетность за 2016 год

Бухгалтерская отчетность за 2015 год

Бухгалтерская отчетность за 2014 год

Бухгалтерская отчетность за 2013 год

Бухгалтерская отчетность за 2012 год

Бухгалтерская отчетность за 2011 год

Бухгалтерская отчетность за 2010 год

Бухгалтерская отчетность за 2009 год

Бухгалтерская отчетность за 2008 год

Бухгалтерская отчетность за 2007 год

Бухгалтерская отчетность за 2006 год

Бухгалтерская отчетность за 2005 год

Финансовая отчетность по МСФО

Финансовая отчетность по МСФО

Ежеквартальные отчеты эмитента

Ежеквартальные отчеты эмитента

Годовые отчеты компании

Годовые отчеты компании

Устав и изменения к нему

Устав и изменения к нему

Списки аффилированных лиц

Списки аффилированных лиц 2015 год и ранее

Документы по специальной оценке условий труда

2016 © ПАО «УК «Арсагера»

Все права защищены законодательством РФ.

194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ «Ренессанс», 8-й этаж. Тел. +7(812) 313-05-30 Стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ПИФы. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом. Взимание скидок (надбавок) уменьшит доходность инвестиций в инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда. Правила Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Арсагера — жилищное строительство» зарегистрированы ФСФР России: № 0402-75409534 от 13.09.2005 г. Правила Интервального паевого инвестиционного фонда рыночных финансовых инструментов «Арсагера — акции Мира» зарегистрированы Банком России: № 3152 от 17.05.2016 г. Правила Открытого паевого инвестиционного фонда рыночных финансовых инструментов «Арсагера — фонд акций» зарегистрированы ФСФР России: № 0363-75409054 от 01.06.2005 г. Правила Интервального паевого инвестиционного фонда акций «Арсагера — акции 6.4» зарегистрированы ФСФР России: № 0439-75408664 от 13.12.2005 г. Правила Открытого паевого инвестиционного фонда рыночных финансовых инструментов «Арсагера — фонд смешанных инвестиций» зарегистрированы ФСФР России: № 0364-75409132 от 01.06.2005 г. Правила Открытого паевого инвестиционного фонда рыночных финансовых инструментов «Арсагера — фонд облигаций КР 1.55» зарегистрированы Службой Банка России по финансовым рынкам: № 2721 от 20.01.2014 г. Лицензии ФСФР России № 21-000-1-00714 от 06.04.2010 г., № 040-10982-001000 от 31.01.2008 г.

Фактом входа Вы даете согласие на получение, хранение и обработку персональных данных.

79 ук 20021

В.А. Горончаровский
Боспор и Рим в правление Митридата VIII

Античное государство
Политические отношения и государственные формы в античном мире
Сборник научных статей. Под редакцией професора Э.Д. Фролова. Санкт-Петербург, 2002. ISBN 5-288-013125-8

С конца I в. до н.э. Боспор прочно вошел в сферу влияния Римской империи, которая была заинтересована в сохранении его как вассального государства, способного контролировать военно-политическую обстановку в Северном Причерноморье и на границах ближайших к нему провинций. На протяжении последующих двух с половиной столетий единственная попытка изменить эту ситуацию и выйти из-под власти Рима связана с правлением боспорского царя Митридата VIII (39-45 гг. н.э.), когда большая часть подвластных ему и сопредельных земель оказалась охвачена Боспорской войной 45-49 гг. Эти события, существенно повлиявшие на военно-политическую ситуацию в Причерноморье, неоднократно привлекали внимание исследователей. Последний по времени развернутый исторический анализ данной ситуации был предпринят С.Ю.Сапрыкиным 1 , что избавляет нас от детального рассмотрения отдельных аспектов данной проблемы и позволяет сосредоточиться на тех данных, которые могут пролить дополнительный свет на взаимоотношения Боспора и Рима в середине I в. н.э.

В предшествовавший период при царе Аспурге (10/11-37/38) эти отношения, судя по его титулатуре, строились на основе договора о дружбе с Римом (amicitia) 2 . Правда, такого рода договор при вступлении на престол нового царя требовал обновления и подтверждения полномочий очередного претендента. Аспург ушел из жизни в сложный момент смены власти в самом Риме, когда после смерти Тиберия она досталась Калигуле. Это обстоятельство получило отражение в его монетных выпусках, где на золоте 334 г. п.эры = 37 г. продолжает помещаться портрет умершего Тиберия, а на медных ассариях мы видим голову Калигулы с обозначением его полного имени 3 .

Видимо, после некоторых колебаний, права на боспорский трон официально были утверждены за Митридатом VIII. В пользу этого свидетельствует помещение на аверсе его золотых статеров 39-41 гг. изображения правящего императора. Несомненно, молодой царь на первых порах должен был рьяно демонстрировать лояльность своему благодетелю. В этом отношении он вряд ли отличался от других вассальных царей и правителей, воздвигавших в честь императора алтари и статуи (Ср.: Fl. Ios. Ant. Jud., XVIII, 8,1), и поддерживать все пропагандистские акции, которыми так богато правление Калигулы. Это касается, прежде всего, требования божественных почестей самим Калигулой и установления культа некоторых членов императорской семьи 10 . В частности, Светоний сообщает, что он учредил в честь покойной матери ежегодные поминальные обряды и цирковые игры, на которых изображение Агриппины Старшей везли на особой колеснице (Suet. Calig., 15). Таким образом, молодой принцепс пытался склонить общественное мнение в свою пользу, подчеркивая легальность своей власти, поскольку был кровно связан с Августом через свою мать, его внучку. Очевидно, в данном случае обожествленная мать императора, как и ее дочери на монетах Калигулы 11 , могла быть представлена в образе Фортуны с рогом изобилия в руках.

Не исключено, что отражением нововведений такого рода в культовой практике Боспора является единственное для местной погребальной живописи изображение Фортуны с рогом изобилия и рулевым веслом на темно-коричневом пьедестале в пантикапейском склепе Алкима. Дату сооружения этого склепа, предложенную М.И.Ростовцевым — не позднее середины I в. — подкрепляет находка»в земле, наполнявшей вход в катакомбу» монеты Митридата VIII 12 . Склеп принадлежал представителю верхушки столичного общества, возможно, выходцу из аспургиан, ставших военной опорой династии боспорских Тибериев-Юлиев и ударной силой боспорской кавалерии 13 . Среди аспургиан образ Фортуны (Тихе) мог иметь особую популярность из-за ассоциаций с каким-то иранским женским божеством 14 .

В данном отношении обращает на себя внимание и уникальная терракотовая статуя высотой 0,62 м, обломки которой были обнаружены в составе тризны у склепа I в. в некрополе Илурата 15 . Глина терракоты боспорская, но составная форма, в которой она была изготовлена, явно не местного происхождения. При совпадении ряда деталей со статуарными образами, восходящими к раннеимператорскому времени 16 , ее можно атрибутировать как Фортуну. При быстрой смене женской моды в Риме прическа с вьющимися, уложенными на пробор волосами и двумя длинными волнистыми локонами по обе стороны шеи позволяет с определенной долей вероятности отнести оригинал, послуживший моделью для коропласта, к числу изображений обожествленной Агриппины Старшей, т.к. она

C.Ю.Сапрыкин считает, что ответные действия Рима последовали сразу и смещает традиционную дату начала Боспорской войны — 44/45 г.- на год-два ранее, т. е. на 42 или 43 г., хотя далее он соглашается с мнением о том, что»это важное для римлян военное мероприятие готовилось тщательно и заранее» 24 , а в заключении к соответствующему

Сборным пунктом прибывших морем в Таврику военных сил, видимо, стал Херсонес, всегда тяготившийся зависимостью от Боспора и, скорее всего также выделивший отряд вспомогательных войск для участия в походе 29 . Далее армия А.Дидия Галла, очевидно, в сопровождении Котиса, вытеснила Митридата VIII с европейской стороны Боспора, где он, судя по всему, не пользовался особой поддержкой 30 . Тогда же боспорский царь мог лишиться и флота, ведь, по крайней мере, одно морское сражение должно было состояться, иначе трудно объяснить сказанную позднее фразу о том, что его»на протяжении стольких лет на суше и на море преследуют римляне» (Tac. Ann., XII, 18). Вероятно, римский полководец на первых порах ограничился захватом боспорских городов по обоим берегам пролива и покорностью ряда зависимых племен, например, дандариев. Дальнейшие действия вполне могли снаряжении верховых коней не наблюдается 35 . По-прежнему продолжает применяться лук»скифского» типа с сильно загнутыми вперед концами. В отличие от»гуннского» лука, его носили в горите на левом бедре, в натянутом состоянии, подготовленным к бою. Если и можно отметить появление новых элементов в данном отношении, то они связаны с памятниками интересующего нас

Таким образом, упомянутые события Боспорской войны имели большие последствия не только для укрепления римского господства в Северном Причерноморье и изменения этнической ситуации в этом регионе, но и для военного дела Боспора. Вероятно, именно после них среди представителей зажиточной части местного общества получает распространение

79 ук 20021

Вы не платите налоги, потому что это сложно, непонятно и вообще неприятно? Это правда. У каждого стартапа есть своя, часто довольно безумная миссия. У нас, стартапа «Эльба», она при этом еще и очень простая — сделать так, чтобы вы не боялись налогов и бухгалтерии и при этом продолжили оставаться самим собой — человеком, который хочет заниматься своим делом и зарабатывать.

Сегодня у нас есть для вас кейс! Это значит, что мы вместе посмотрим на конкретную ситуацию и поймем, почему платить налоги и вести бухучет просто, хотя изначально кажется, что это кошмар.

Не удивляйтесь, если вы уже видели точно такой же пост в пятницу, тогда мы просто не разобрались, но не хочется лишать аудиторию контента и вот мы публикуем его сегодня.

Сразу анонс: в следующий раз мы в формате аналогичного кейса расскажем, как стать «белым» простому фрилансеру или же обычному маленькому предпринимателю. Не пропустите!

Нынче же у нас будет кейс о том, почему проще платить чуть-чуть денег и быть белым, если ты просто сдаешь квартиру кому-нибудь. Такой вот простой пример, на котором мы вместе разберемся, как определить размер налога и что делать дальше. Просто пример, который очень типичен практически для любого вида предпринимательской деятельности.

В Москве более ста тысяч человек сдают квартиры, и большинство из них наверняка совершает страшное преступление — не платит налоги. Овчинка выделки не стоит — всего-то примерно за шесть процентов, вы — честный гражданин… и можете спать спокойно.

Предположим, Вася сдает квартиру в Москве и получает с этого 30 000 рублей в месяц. Вася, как честный человек, официально регистрируется как индивидуальный предприниматель (ИП) (это бесплатно делается у нас на сайте), и теперь должен две вещи: регулярно отстегивать государству немного налогов и сдавать в разные органы ежегодно десяток бумажек, о которых он на сегодня не имеет понятия. Вообще.

По понятиям

Сначала определимся с понятиями, если кто не знал, да и забыл. Упрощенная система налогообложения (УСН) — это когда ты не ведешь сложный бухучет и платишь простые налоги. Бывает УСН 6 %, когда ты платишь 6 % налогов с оборота, или же УСН 15 %, когда из выручки ты вычитаешь все имевшиеся расходы и платишь от чистой прибыли 15 %. Шесть или пятнадцать — на выбор, но надо при регистрации ИП рассказать об этом налоговой.

Кроме того, есть еще Пенсионный фонд России — ПФР. Он тоже хочет сколько-то денег. Мы расскажем сколько, а также как сделать, чтобы он не хотел слишком много. Такова природа нашего сервиса — мы всё честно рассказываем. Мы — хорошие.

Деньги — посчитаем, сколько Вася должен налогов и сборов

30 тысяч рублей арендной платы в месяц — это 360 тысяч рублей в год. У Васи УСН именно 6 % (самое логичное в его случае): расходов при сдаче квартиры мало и проще платить 6 %, чем 15 %. Шесть процентов от 30 тысяч составляет 1 800 рублей в месяц или 21 600 рублей в год — это и есть ваши налоги. Кстати, всё это «Эльба» сама посчитает за Василия, можно не учиться ненужным премудростям.

Увидев Васины 360 000 рублей, мы сразу скажем Васе, что с него еще и 16 048 рублей Пенсионному фонду (с 2011 года, а до этого была другая денюжка, но мы внимательно следим за ситуацией и всегда и всё считаем правильно). Эта сумма вообще не зависит ни от чего, Вася просто должен ее государству, потому что он ИП, и потому что наступил 2011 год. Не думайте о природе этой суммы — мы уже подумали и этого достаточно.

16 048 рублей — это очень много, но Вася — молодец и поэтому мы рады сообщить ему:
Сумму в налоговую можно уменьшить на сумму дани Пенсионному фонду. Однако уменьшать налог, больше чем наполовину нельзя.
Как правило, Вася этого не знает, а мы ему такие фишки подсказываем везде, где они есть — это ценно. Не думайте об этой ерунде, мы всё знаем и вам автоматически поможем.

Расплата — когда, сколько, как и куда платить

Налог, как правило, платят раз в квартал, в данном случае 6 % от выручки (30 000 рублей × 3 месяца = 90 000 рублей) в прошлом квартале. Итого, налог будет 5 400 рублей. Эту сумму следует уменьшить на сумму платежа в ПФР (4 012 рублей в квартал).

Таким образом, Васин квартальный платеж в налоговую равен 2 700 рублей (уменьшили 5 400 не более чем на половину) и еще 4 012 рублей — квартальный платеж в ПФР. В итоге суммарный годовой платеж в налоговую и ПФР будет: (2 700 + 4 012) × 4 = 26 848 рублей. В месяц — 2 237 рублей.

Создается впечатление, что у вас уже плавятся мозги и вы не хотите всего этого знать… Но для нас все очень просто! Вот так этот расчет выглядит в «Эльбе»:

Если бы Вася был не ИП, а просто физическим лицом, это стоило бы ему больше: 30 000 × 13 % (налог на доходы физических лиц) = 3 900 в месяц. Становясь ИП, вы платите почти в два раза меньше налогов. При этом не нужно забывать, что платежи в Пенсионный фонд Вася вносит не в качестве благотворительной помощи государству, а для того, чтобы у него накапливалась пенсия. Кроме того, Васе нужен официально подтвержденный доход, потому что он больше нигде не работает и хочет взять кредит на машину — да, теперь он может купить машину!

Кстати, «Эльба» не только посчитает налоги, но и поможет их оплатить. Вы просто укажете все доходы, а мы скажем, сколько платить налогов и из вашего принтера тут же вылезет заполненная квитанция на оплату. А может это будет даже и платежка для интернет-банка — как пожелаете.

«Куча» бумажек — будет ли она?

Платить налоги страшно, не только потому, что деньги уходят непонятно куда. Ужас вызывает и количество загадочной макулатуры, при этом создаваемой. Но с «Эльбой» вся эта ерунда вас не коснется. Мы за вас всё по дружбе сделаем.

Один раз в год предприниматель подает налоговую декларацию по упрощенке. «Эльба» подготовит и отправит ее через интернет прямо в налоговую, при этом не надо даже вставать со стула. Без шуток — никуда ходить не надо.

Кроме того, единожды по итогам года нужно подготовить декларации по формам РСВ-2 и СЗВ 6-1 в Пенсионный Фонд. Эльба все это тоже сделает за Васю, ему нужно будет только героически нажать кнопку «Далее». Как и в первом случае, декларацию в Пенсионный фонд Эльба, отправит с-с-сама! Отдыхайте.
Также, раз в год надо будет составить и подать сведения о среднесписочной численности сотрудников на Васином предприятии. Как ни странно, эта информация тоже посылается в налоговую — им зачем-то хочется знать. Сотрудников у Васи — ноль, «Эльба» отразит это в декларации и также отправит через интернет. Продолжайте наслаждаться отдыхом в прекрасном расположении духа. Пронесло!

Если бы у вас была земля, надо было бы платить земельный налог. Земли нет — налога тоже нет. Налог на имущество на Васином специальном режиме налогообложения также не платится. «Эльба» позволит все это знать наверняка и не думать о лишних налогах.

Таким образом, при доходах в 360 000 рублей в год Васе нужно платить 26 848 рублей налогов, заполнить три бумажки по итогам года и отправить их через интернет. Бумажки мы за вас все сделаем, через интернет их, куда следует, отправим, платежки в нужное время генерировать будем.
Еще, если хотите, мы также готовы надоедать вам смсками, чтобы вы ничего не забыли.

Счастливый конец

Кроме этого, мы умеем еще миллион полезных вещей, а к концу следующего года планируем довести это число до двух миллионов, так как мы бурно развиваемся.

Сейчас посмотрите на наш сайт по адресу www.e-kontur.ru и ждите следующей серии через неделю, где мы будем обсуждать уже как реальному фрилансеру, а не просто сферическому арендодателю какой-то квартиры, жить спокойно и ничего не бояться.

И совсем уж напоследок

Всё это мы написали не чтобы попугать (это не наш бизнес ;-), а с целью дать возможность осмысленно выбирать. Что же произойдет с Васей, если его поймают на работе «вчерную»?

Во-первых: с него взыщут неуплаченный налог с доходов физического лица — 360 000 × 13% = 46 800 рублей. Затем его оштрафуют за неподачу декларации НДФЛ на 5% от суммы налога, но не меньше 1000 рублей и не больше 30% от суммы налога. В нашем случае — 2 340 рублей. И наконец, штраф за ведение предпринимательской деятельности без регистрации от 500 до 2 000 рублей.

Расходы Васи в год составят 46 800 + 2 340 + 500 (оптимистично :)) = 49 640 рублей. Фактически 50 тысяч (или 4 167 рублей в месяц) плюс испорченная репутация. А если бы Василий был честным предпринимателем, то платил бы 2 237 рублей налогов ежемесячно и еще 300 рублей за «Эльбу». И не забудьте, у Васи еще и пенсия растет за эти деньги, плюс он не проводит половину жизни в судах.

И да, «Эльба» стоит для ИП всего 300 рублей в месяц, а если платить сразу за год, то даже меньше.

В этом оптимистичном сценарии мы не рассматривали вариант, когда дело дойдет до уголовной ответственности по статье 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»:
«Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.»
Как совершенно справедливо заметят граждане, знакомые с практическим применением всех этих страшных законов, до судов и приговоров дело дойдет вряд ли. Однако, такая возможность вполне есть и мы это пронаблюдали.

Если причина, по которой вы не платите налоги, заключается только в сложности бухучета и непонятной методике определения «сколько же надо платить», то этой проблемы нет — для этого есть мы, проект «Эльба» и наш сайт www.e-kontur.ru 😉

Мы помогаем советами, наши услуги стоят всего 300 рублей в месяц и меньше, мы хорошо разбираемся в бухгалтерии и финансах, помогая вам не заниматься всей этой ерундой.