Административное задержание понятие и сроки

Оглавление:

Административное задержание в Украине: основания, порядок, сроки

Prosto необходимо каждому знать о своих правах во взаимоотношениях с правоохранительными органами. Сегодня Prostopravo.com.ua узнавал о том, кто, в каких случаях и на какой срок может задержать человека за совершение административного правонарушения.

Случаи применения

Прежде всего нужно отметить, что в соответствии со статьей 260 Кодекса Украины об административных правонарушениях такая мера как административное задержание применяется в случаях, прямо предусмотренных законами Украины:

  • с целью прекращения административных правонарушений;
  • когда исчерпаны другие меры воздействия;
  • для установления личности;
  • составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным;
  • обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины. А именно:

  1. органами внутренних дел — при совершении мелкого хулиганства, совершении насилия в семье, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, при распространении ложных слухов, совершении злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции и за некоторые другие правонарушения в соответствии с п.1 ст.262 КУоАП;
  2. органами пограничной службы — в случае незаконного пересечения или попытки незаконного пересечения государственной границы Украины, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу Украины, совершение злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего работника Государственной пограничной службы Украины или члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы, нарушение правил использования объектов животного мира в пределах пограничной полосы и контролируемого пограничного района, в территориальном море, внутренних водах и исключительной (морской) экономической зоне Украины, нарушение правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Украине и транзитного проезда через территорию Украины согласно п.2 ст. 262 КУоАП;
  3. старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны — при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты согласно п.3 ст.262 КУоАП
  4. должностными лицами Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины — в случае совершения военнослужащими, военнообязанными и резервистами во время прохождения сборов, а также работниками Вооруженных Сил Украины во время выполнения ими служебных обязанностей мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, публичных призывов к невыполнению требований этого лица, нарушения правил хранения, ношения или перевозки огнестрельного, холодного или пневматического оружия и боевых припасов и т. д. в соответствии с п.4 ст.262 КУоАП;
  5. органами Службы безопасности Украины — при нарушении законодательства о государственной тайне или осуществлении незаконного доступа к информации в автоматизированных системах, хранении специальных технических средств негласного получения информации — п.5 ст. 262 КУоАП;
  6. должностными лицами органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов — в случае совершения скрытой от досмотра передачи или попытки передачи любым способом лицам, содержащимся в следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказаний, алкогольных напитков, лекарственных и других средств, вызывающих одурманивание, а также других запрещенных для передачи предметов — п.6 ст. 262 КуоАП.

Порядок административного задержания

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
  • сведения о лице задержанного;
  • время и мотивы задержания.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно сообщают его родственникам, а по его просьбе также собственнику соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченному им органу.

Сроки административного задержания

По общему правилу, в соответствии со статьей 263 КуоАП административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законами Украины могут быть установлены иные сроки административного задержания. В то же время, согласно статьи 29 Конституции Украины содержание под стражей как временная мера может применяться на срок не более 72 часов. В дальнейшем законность такой меры должна быть проверена судом.

Тем не менее, продолжительное время в украинском законодательстве содержались нормы, устанавливающие более продолжительные сроки административного задержания. Например, возможность задержание правонарушителей, не имеющих документов удостоверяющих личность, на срок до 10 суток с санкции прокурора, или возможность задержания за некоторые виды правонарушения до рассмотрения дела судом. И только 11.10.2011г. Конституционный Суд поставил точку в этом вопросе, признав эти положения неконституционными и указав на то, что срок административного задержания в любом случае не может превышать срок задержания в уголовном процессе (72 часа).

Неконституционным также было признано положение абз. 6 п.5 ст. 11 ЗУ «О милиции», дающее сотрудникам милиции право задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях лиц, выявивших неповиновение законному требованию работника милиции до рассмотрения дела судом, но не более 24 часов.

Исчисление сроков административного задержания с момента доставления правонарушителя для составления протокола или отрезвления также признано несоответствующим Конституции Украины — в этом случае Конституционный Суд усмотрел основания для злоупотреблений со стороны представителей правоохранительных органов.

На максимальный срок, до трех суток (72 часов), могут быть задержаны правонарушители с целью установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения, проведения медицинского осмотра, выяснения обстоятельств приобретения изъятых наркотических средств и психотропных веществ и их исследования с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 20.03.2012

Каковы сроки административного задержания

Задержание в рамках административного права производится в отношении правонарушителей и представляет собой ограничение свободы на короткий срок.

Его продолжительность отражает КОАП РФ (кодекс об административных правонарушениях).

Что представляет собой административное задержание

Это ограничение свободы на краткий период времени, который требуется для рассмотрения дела об административном нарушении с соблюдением правил. А также мера пресечения по отношению к правонарушителям.

Задержание осуществляется должностными лицами ведомств:

  • полиции;
  • охраной;
  • военнослужащими внутренних войск МВД;
  • ВАИ (военной автоинспекции);
  • пограничных и таможенных ведомств;
  • исправительных учреждений;
  • наркоконтроля;
  • противодействия терроризму;
  • приставами.

Приведенный перечень неполный.

Задержание по административному праву отличается от аналогичного действия в рамках УПК РФ, в отношении лиц и граждан, подозреваемых в преступных деяниях. Ограничение свободы по КоАП не имеет последствий лишения свободы на более длительные сроки. Порядок действий по этим двум случаям также отличается. С задержанного по КоАП берут объяснение, но не делают допрос, как подозреваемому.

В документе ставится подпись составившего его сотрудника, а также лица, задержанного за правонарушение, если тот не отказывается подписать. Копии документа выдается задержанному и отсылается для составления реестра задержанных.

Прежде, чем отправить нарушителя в специальное помещение, уполномоченный сотрудник досматривает его вещи (таков административный регламент). Данные, полученные при осмотре, тоже заносятся в протокол.

Основания для административного задержания

Задержание имеет целью предотвратить нарушения со стороны правонарушителя, последствия от него и исключение уклонения от ответственности. Направлено на предотвращения действий против прав граждан.

В период ограничения свободы устанавливают личность нарушителя, составляют протокол. В конкретной обстановке выясняются подробности и обстоятельства нарушения. Решается вопрос о дальнейших мерах и оформляются соответствующие документы.

Это исключительна мера, осуществляющаяся в случаях, когда присутствует необходимость, связанная с рассмотрением дела и выполнением постановления.

На общих основаниях данное административно-процессуальное действие происходит не более трех часов и отличается по срокам от специальных задержаний.

Срок административного задержания

Кратковременное задержание согласно статье 27.5 части 1 КоАП РФ должно продолжаться не более трех часов. Но по части 2 и 3 статьи 27.5 этот период увеличивается до 48 часов, не более. Это случаи посягательства на границы, зоны и территориальный порядок РФ, а также серьезные правонарушения, предусматривающие арест.

Период ограничения свободы считается от момента доставки нарушителя в пункт для задержания, служебное помещение ОВД или другого ведомства. Для нетрезвых этот срок отсчитывается от момента отрезвления.

Если задержан несовершеннолетний, уведомляют родителей. В отношении военнослужащего уведомляют воинскую часть или комендатуру. Также в ближайшее время после ограничения свободы данным лицам обязаны разъяснить их права.

Длительность пребывания в специальных помещениях в рамках КоАП регламентируется на тот срок, который нужен для установления личности, выяснения всех обстоятельств и проведения требуемых мероприятий.

Профилактическое (превентивное) задержание часто предусматривает и более продолжительные сроки. Например, за нарушение комендантского часа задерживают на трое суток.

Задержание по административному кодексу подчиняется статье 22 части 2 Конституции РФ, предписывающей запрет на ограничение свободы более 2 суток до соответствующего решения суда.

Случаи административного задержания

В ФЗ есть два вида задержания, которые классифицируются, как административные:

  1. Превентивное — имеющее целью предотвратить очередные деяния. В подобной ситуации задержанные помещаются в вытрезвитель, госпитализируются в стационар психиатрической больницы или центр изоляции несовершеннолетних. Данному виду могут подлежать лица, создающие угрозу безопасности на морских и речных судах. В некоторых странах такой вид используется, как мера политической репрессии и может быть бессрочным.
  2. Процессуальное задержание — это мера административного принуждения, предпринятая для осуществления нормального административного производства.

Существует ряд случаев, когда произвести административное задержание невозможно. Не подлежат задержанию иностранцы с дипломатической неприкосновенностью.

Заключение

Вышеизложенный порядок административного задержания описывает процессуальные действия при пресечении противоправных деяний в административном праве.

Перечень лиц, имеющих право задерживать, и другие нормы по задержанию точно не определены законодательством. Но предполагается, что ограничение свободы осуществляется в случаях невозможности пресечения проступка, проверки и оформления всех документов непосредственно на месте правонарушения.

Административное задержание: основание, цель, субъекты, место, сроки, документы.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Цель и основание. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих.

Субъекты. В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание. Его, в зависимости от выявленных правонарушений, вправе производить: должностные лица органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

3) до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Документы. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице (фамилия, имя, отчество, адрес, а при необ-

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях: органов внутренних дел (милиции), внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военной автомобильной инспекции, пограничных органов и пограничных войск, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также в иных специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Административное задержание: основания, порядок применения.

Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.

Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.

Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:

  • посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
  • совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.

Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела милиции.

Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.

Административная ответственность: Видео

Каков порядок применения административного задержания?

Административное задержание – это мера процессуального обеспечения, которая направлена на содействие расследованию административного правонарушения. О порядке применения задержания узнаете из статьи.

Что такое административное задержание?

Под административным задержанием КоАП РФ понимает временное ограничение свободы гражданина.

Кто может осуществлять административное задержание?

  1. Сотрудники полиции.
  2. Сотрудники таможни.
  3. Сотрудники УИС.
  4. Пограничники.
  5. Должностные лица ВАИ.
  6. Сотрудники вневедомственной охраны МВД.
  7. Должностные лица, которые осуществляют контртеррористическую операцию.
  8. Сотрудники органов, отвечающие за контроль за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

По просьбе гражданина о мере пресечения уведомляются его родственники и защитник. Но если гражданин не достиг 18 лет, родителям должны сообщить о его задержании обязательно.

Если гражданин является сотрудником органов внутренних дел, УИС и иных государственных служб, о применении к нему административного задержания докладывается по месту работы.

Обращаем ваше внимание на то, что разъяснение задержанному его прав – это обязанность должностного лица. В случае ее неисполнения административное задержание может быть признано незаконным.

Гражданину должны быть разъяснены следующие права:

  • воспользоваться помощью защитника;
  • знать, почему его задержали;
  • давать показания по факту задержания или отказаться от дачи пояснений и т. д.

Срок административного задержания

Срок административного задержания не должен длиться более 3 часов подряд.

Однако законодатель предусмотрел несколько случаев, когда данная мера пресечения может осуществляться на 48 часов. К таковым относятся ситуации, когда дело об административном проступке возбуждено по следующим фактам:

  • посягательство на границу РФ или нарушение порядка пребывания в РФ;
  • совершение правонарушения во внутренних водах или территориальном море и иных особых международных зонах;
  • нарушение таможенных правил;
  • применение к лицу наказания в виде административного ареста.

Срок административного задержания начинает течь с момента привода лица в уполномоченный на задержание орган; а если гражданин находится в состоянии алкогольного опьянения – с момента его вытрезвления.

Административное задержание: основания и порядок применения

Задержание может быть использовано с целью обеспечить расследование в рамках возбужденного административного производства или исполнение уже вынесенного постановления по делу.

То есть административное задержание может быть применено только к лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, то есть к тому, которое совершило проступок. Никакие иные доводы основаниями для этой меры быть не могут.

После того как лицо, подвергшееся административному задержанию, доставляется в уполномоченный орган, в течение не более 3 часов должен быть составлен протокол, который заполняется должностным лицом и подписывается задержанным.

В документе указываются:

  • время составления;
  • данные о должностном лице, которое заполняет документ;
  • информация о гражданине;
  • данные об административном задержании;
  • причины задержания.

Если гражданин отказывается ставить подпись в протоколе, об этом должна быть сделана запись.

По просьбе задержанного ему может быть выдан экземпляр документа.

Задержание в уголовном праве

Административное задержание отличается от задержания лица при подозрении в совершении преступления.

Последнее возможно при следующих обстоятельствах:

  • лицо застигнуто на месте правонарушения;
  • на личных вещах обнаружены следы преступления;
  • на гражданина указали свидетели, видевшие, как он совершил преступление;
  • при наличии иных сведений, которые позволяют подозревать лицо в совершении преступления.

Такое задержание допускается на срок до 2 суток с возможностью дальнейшего продления на 72 часа по решению суда.

Как защитить свои права при административном задержании

Одной из самых распространенных ситуаций, связанных с превышением полномочий должностными лицами при осуществлении административного задержания, является нанесение телесных повреждений гражданину.

В этом случае задержанному после того, как его отпустили, необходимо обратиться в учреждение здравоохранения и снять побои.

Составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается информация о наличии телесных повреждений и предполагаемых способах их получения.

Желательно, чтобы физическое состояние до административного задержания смогли подтвердить свидетели. Это необходимо для доказательства факта нанесения побоев непосредственно в ходе осуществления процессуальных действий.

Далее с заявлением можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Что еще нужно знать?

Административное задержание ни в коем случае не может применяться, если за данный состав правонарушения можно применить в качестве наказания штраф или предупреждение.

Кроме того, в случае когда личность гражданина можно установить на месте (например, он предоставил паспорт), задержание также применять нецелесообразно.

Если сотрудник полиции, например, просит пройти вас в отделение, не соглашайтесь сразу. Сначала выясните причины и основания задержания и сообщите об этом родственникам.

Обращаем ваше внимание на то, что при административном задержании лицо может быть подвергнуто досмотру. Данные следственные действия проводятся с участием понятых. О результатах составляется протокол или информация вписывается в протокол о задержании.

А вот снимать отпечатки пальцев и регистрировать задержанных сотрудники полиции не имеют права. Такая процедура в административном законодательстве предусмотрена только для случаев ареста или при установлении личности.

И, наконец, лицо, подвергшееся административному задержанию, вправе обжаловать действия уполномоченных лиц в прокуратуру или суд.

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять:

должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);

судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.

После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:

знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;

давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);

пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

заявлять ходатайства и отводы;

давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;

пользоваться помощью переводчика бесплатно;

знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;

участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;

защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.