Амнистия какая статья 24

Статья 84. Амнистия

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к статье 84

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления («амнистия» в переводе с греческого — забвение, прощение). Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). В СССР амнистии могли объявляться и союзными республиками в отношении лиц, осужденных судами республики (см. п. 14 ст. 72 Конституции РСФСР 1978 г.). Объявление амнистии является прерогативой Государственной Думы РФ (п. «ж» ст. 103 Конституции РФ). После принятия Конституции РФ 1993 г. амнистии в России объявлялись шестнадцать раз. Из них девять были специализированными, они распространялись в основном на участников вооруженных конфликтов. Самой масштабной была амнистия от 26 мая 2000 г. в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне : более 200 тысяч осужденных было освобождено от отбывания лишения свободы, а всего под действие амнистии подпало более 700000 человек.

СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

В уголовном законе не установлены критерии применения (неприменения) амнистии ни по категориям преступлений, ни по кругу лиц. Поэтому в каждом акте об амнистии предусматриваются свои критерии, т.е. признаки, по которым выделяются категории виновных лиц, на которых распространяется действие амнистии. В качестве таковых, как правило, выступают индивидуальные особенности (награжденные орденами и медалями, беременные женщины, инвалиды и т.д.); характер назначенной меры уголовно-правового воздействия; для осужденных к лишению свободы — назначенный срок наказания, форма вины, оставшийся для отбывания срок наказания.

Во второй части постановления об объявлении амнистии путем установления некоторых ограничений определяются категории лиц, на которых не распространяется действие амнистии. Данные ограничения связываются с характеристикой личности (злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания) или с характером совершенного преступления (так называемые постатейные ограничения). Именно эти ограничения позволяют характеризовать амнистию как средство корректировки уголовной политики, они показывают, какие преступления на момент объявления амнистии рассматриваются как наиболее общественно опасные и какие преступники не могут рассчитывать на прощение со стороны государства. Постатейные ограничения, как правило, распространяются на тяжкие и особо тяжкие преступления. Но, например, в амнистии 2000 г. были введены ограничения и по некоторым преступлениям средней тяжести — ст. 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды» и ст. 354 УК РФ «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Учитывая социально-политическую ситуацию в стране в то время, эти ограничения выглядят вполне обоснованными.

Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, акт амнистии рассчитан на неоднократное применение (неопределенное число случаев). Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П , постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.

Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 6.

Сроки исполнения амнистии, указываемые в постановлении об объявлении амнистии (как правило, шесть месяцев), не определяют пределов ее действия во времени. Указание на срок исполнения амнистии только ориентирует уполномоченные органы в сроках исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний в отношении лиц, уже привлеченных к уголовной ответственности или осужденных. Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.

Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Постановление об объявлении амнистии распространяет свое действие на преступления, оконченные до момента его вступления в силу (как правило, со дня официального опубликования). В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. N 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» (в ред. Постановления от 14 марта 1963 г. N 1) , если длящееся или продолжаемое преступление окончено после вступления в силу акта об амнистии, действие этого акта на него не распространяется. В Постановлении Государственной Думы РФ от 10 июня 1998 г. данное правило было нарушено. В соответствии с п. 2 Постановления его действие распространялось на лиц, преступления которых были начаты до вступления в силу и окончены не позднее шести месяцев со дня его вступления в силу. Тем самым была не соблюдена презумпция «незнания закона» при объявлении амнистии. Хотя цель этого понятна — стимулировать явку с повинной виновных лиц.

Бюллетень Верховного Суда СССР. 1963. N 3.

СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3018.

Институт амнистии включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Этот институт является комплексным, он применяется на разных стадиях уголовной ответственности и предусматривает разные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности (подозреваемые и обвиняемые), освобождение от наказания (осужденные), снятие судимости (отбывшие наказание).

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства дела по существу, то освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ). Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 28 октября 1996 г. N 18-П , решение о прекращении уголовного дела не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность лица. Поэтому уголовное дело не может быть прекращено, если обвиняемый против этого возражает и ходатайствует о продолжении производства по делу.

Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 5.

Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного приговора вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями. Во многих (но не во всех) актах об амнистии это положение устанавливается особо. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. N 7-П подчеркивается, что реализация права государства на отказ от уголовного преследования отдельных категорий лиц вследствие амнистии не должна ограничивать незыблемые конституционные права человека и гражданина, включая закрепленное ст. 52 Конституции РФ право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Потерпевший может реализовать свое право как в рамках уголовного судопроизводства, так и путем предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.

Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4.

Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.

Амнистия предусматривает несколько видов смягчения положения осужденных: освобождение от основного наказания; сокращение срока (размера) назначенного наказания, включая сокращение неотбытой части наказания; замена назначенного наказания более мягким видом наказания; освобождение от дополнительного наказания.

Акт об амнистии распространяется только на те наказания, которые не отбыты или не исполнены на момент его вступления в силу.

Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат. В СССР подобная возможность предусматривалась. Например, в ч. 1 ст. 65 ИТК РСФСР указывалась такая категория осужденных, как «мужчины, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии». Замена смертной казни более мягким видом наказания по российскому законодательству возможна только в порядке помилования (ч. 3 ст. 59 УК РФ).

Не применяется амнистия и к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Конечно, чисто теоретически это не исключается, поскольку в УК РФ не установлены основания и условия применения (неприменения) амнистии, в каждом акте об амнистии они формулируются по-своему. Но на практике таких случаев не было. Во-первых, во всех актах об амнистии постатейные ограничения включают преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. Во-вторых, во многих актах об амнистии установлено положение о неприменении амнистии к лицам, ранее освобождавшимся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами амнистии.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. В последних постановлениях об объявлении амнистии данная мера не предусматривалась. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27 марта 1953 г. судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных.

Ведомости ВС СССР. 1953. N 4.

Амнистия является безусловным видом освобождения от уголовной ответственности и от наказания: решение о применении амнистии не может быть отменено независимо от дальнейшего поведения амнистированного лица. Некоторые специалисты выступают за придание амнистии условного характера. По их мнению, неотбытый на момент применения амнистии срок наказания следует считать испытательным сроком со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Следует отметить, что в некоторых актах об амнистии предусматривались определенные требования, невыполнение которых исключало применение амнистии. Так, в п. 1 Постановления от 9 февраля 1996 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года» условием амнистирования являлось освобождение всех лиц, захваченных и насильственно удерживаемых незаконными вооруженными формированиями.

СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 722.

Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, т.е. не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица. Единственным исключением является несогласие подозреваемого или обвиняемого лица на прекращение уголовного преследования. В специальной литературе высказывалось мнение, что и в отношении осужденных амнистия должна применяться только с их согласия, поскольку амнистия относится к нереабилитирующим основаниям освобождения от наказания.

Шанс на свободу — законодательные новеллы по амнистии

Существование амнистии как правового института прощения государством лиц, совершивших преступления, с древних времен считается целесообразным и полезным. Благодаря амнистии реализуются принципы гуманизма и экономии уголовно-правовой репрессии, без которых не обойтись при реализации правовой политики любого государства. Но в последние годы, пожалуй, ни одно правовое явление, связанное с противодействием преступности, не привлекало к себе столько внимания общества и специалистов, как названный институт.

В юридической литературе неоднократно констатировалось немало уголовно-правовых проблем в части применения амнистии в Украине. Одним из способов их решения стало принятие парламентом 17 февраля 2011 Закон «О внесении изменений в Закон Украины» О применении амнистии в Украине «и другие законодательные акты Украины», который существенно ограничил сферу амнистирования. Однако с новеллами не согласился Президент Украины, который 11 марта с.г. наложил вето на указанный закон, ибо он существенного ограничивал права и свободы украинских граждан. В начале апреля 2011 г. Верховная Рада Украины отправила этот документ на доработку, и уже 2 июня 2011 г. он был рассмотрен повторно и поддержан большинством депутатов. Эти события в очередной раз инициировали дискуссию по проблемам и перспективам развития амнистии в Украине.

Проблемы правовой регламентации амнистии

Анализ практики применения амнистии свидетельствует о том, что правовое регулирование последней связано с рядом проблем, как то: несогласованность законодательных актов, регламентирующих амнистию, нечеткость и неясность некоторых законодательных предписаний, несовершенный порядок применения амнистии и тому подобное.

Так, ст. 86 Уголовного кодекса Украины не согласуется с отдельными положениями Закона «О применении амнистии в Украине». Согласно ст. 2 этого Закона актом об амнистии предусматривается: а) полное освобождение указанных в нем лиц от уголовной ответственности или от отбывания наказания (полная амнистия), б) частичное освобождение указанных в нем лиц от отбывания назначенного судом наказания (частичная амнистия). Заменять одно наказание другим, а также снимать судимость в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания, указанный Закон не позволяет. Одновременно в ч. 3 ст. 86 УК говорится, что законом об амнистии может быть предусмотрена замена осужденному наказания или его неотбытой части более мягким наказанием.

Процессуальный порядок применения амнистии, предусмотренный ч. 2 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Украины, противоречит сути освобождения от уголовной ответственности. Уголовно-процессуальный закон требует: если то обстоятельство, что к лицу должна быть применена амнистия, оказывается в стадии судебного разбирательства, суд доводит разбирательство дела до конца и постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания. Освобождение же от уголовной ответственности (сказанное касается и амнистии как вида такого освобождения) предполагает отсутствие осуждения как такового: обвинительный приговор суда, которым лицо официально признается виновным в преступлении и который выражает отрицательную оценку совершенного со стороны государства, в этом случае не выносится.

Часть 2 ст. 86 УК, из которой следует, что на основании закона об амнистии лицо якобы может быть частично освобождено от уголовной ответственности, также противоречит пониманию освобождения от уголовной ответственности как отказа от осуждения лица, совершившего преступление, и от применения в отношении этого лица уголовно-правового принуждения . На самом деле закон об амнистии может предусматривать лишь полное или частичное освобождение от наказания, но не от уголовной ответственности. Таким образом, закрепленное в ч. 2 ст. 86 УК положение о возможности частичного освобождения от уголовной ответственности на основании закона об амнистии представляется некорректным.

Кроме указанных технико-юридических проблем существуют и другие проблемы правового регулирования амнистии — содержательного характера. Для лица, совершившего преступление, амнистия означает широкий спектр привилегированных последствий, начиная с замены наказания, которое фактически происходит, более мягким и заканчивая освобождением от уголовной ответственности. Несмотря на все последовательные воплощения в уголовном законодательстве принципа гуманизма, «безграничное» амнистирования (фактически банальное извинения преступника и того, что он совершил) позволяет говорить о нарушении другого, не менее важного принципа уголовного права: принципа справедливости. Слишком широкое применение амнистии может иметь и отрицательный эффект. Частое и расширенное по кругу лиц амнистирования неизбежно дискредитирует этот институт, вызывает пренебрежительное отношение населения к любым решениям органов государственной власти, демонстрирует неспособность государства противодействовать преступности, подрывает и без того шаткий авторитет правосудия, приводит к тому, что лица, совершающие преступления, убеждаются в своей безнаказанности.

Помнится, какое негодование и желание искать справедливость в Европейском суде по правам человека вызвало у близких жертв решение Заводского районного суда г. Запорожья освободить от уголовной ответственности в связи с амнистией бывших руководителей ОАО «Днепрогаз», обвиняемых в служебной халатности, повлекшей гибели 23 днепропетровцев.

Регулярное принятие законов об амнистии имеет своим следствием интересный феномен: определенные слои населения ожидают, что соответствующая категория преступлений при некоторых условиях (их перечень довольно устойчивый) будет иметь гораздо меньше негативных уголовно-правовых последствий, чем это предусмотрено УКУ. В результате превентивное воздействие на потенциальных правонарушителей оказывает не столько уголовный закон в том виде, в котором он принимается законодателем, сколько уголовный закон в сочетании с практикой амнистирования.

В юридической литературе высказывается небезосновательное мнение, что применение амнистии должно быть скорее исключением, чем правилом. Некоторые ученые справедливо указывают на нецелесообразность освобождения от уголовной ответственности по амнистии, поскольку в этом контексте амнистия как средство реализации принципа гуманизма часто используется органами государственной власти из других соображений, среди которых особое значение имеют политические моменты, а также необходимость корректировки несовершенного законодательства. Кроме того, такое освобождение из-за его массового характера не позволяет учитывать принципы индивидуализации и справедливости наказания, а также должным образом способствовать ресоциализации лиц, совершивших преступления.

Как акт прощения и милосердия амнистия должна быть определенным образом отдаленной во времени от факта совершения преступления и осуждения с тем, чтобы зло хотя бы частично было наказано и забыто, а память современников не травмировалась бы доброжелательным отношением власти к виновному лицу. Порок «досудебной амнистии» и в том, что потерпевший (на фоне освобождения виновника преступления от уголовного преследования) лишается возможности публично высказать свои претензии преступнику.

Отечественные законодательные инициативы и опыт

В этом году законодатель наконец обратил внимание на уголовно-правовые проблемы, связанные с амнистией, изложив в новой редакции Закон «О применении амнистии в Украине» и отдельные положения УК. Основные новеллы сводились к следующему:

  1. на основании акта амнистии исключается возможность освобождения от уголовной ответственности и замены наказания более мягким,
  2. расширяется круг осужденных лиц, к которым амнистия не применима вообще,
  3. изменяется порядок освобождения осужденных от отбывания дополнительного наказания.

Относительно новым следует также признать положения относительно регламентации частичной амнистии (при условии отбытия осужденным наказания), по которому она должна осуществляться после тщательной проверки материалов личного дела и сведений о поведении осужденного за время отбывания наказания. Ранее такое требование устанавливалась на уровне отдельных законов об амнистии, а с принятием нового базового закона о применении амнистии она должна была стать универсальным правилом.

Впечатления авторов этих строк от положения Закона «О внесении изменений в Закон Украины» О применении амнистии в Украине «и другие законодательные акты Украины» от 02.06.2011 г. в целом положительное. Ведь возможность осуществления амнистии становится более умеренной, устанавливаются довольно узкие и понятные для правоприменителя границы ее применения. Амнистирование предполагается только в рамках реализации уголовной ответственности — как в самой либеральной ее форме, при которой происходит оглашение обвинительного приговора и одновременно лицо освобождается от наказания, так и в самой репрессивной форме, при которой лицу назначается наказание, которое оно реально отбывает, и это лицо освобождается от неотбытой части наказания. Итак, прощения становится производным от осуждения лица за совершенное преступление, что вполне приемлемо, учитывая необходимость реализации целей уголовной ответственности даже в случае фактического неприменения уголовно-правового принуждения.

Председатель Комитета ВРУ по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности В. Д. Швец, одобрительно относясь к основной идее принятого еще 17 февраля 2011 Закон (который не отличается существенно от того, который был принят 2 июня 2011), очевидно небезосновательно утверждает, что вступление в последнее силу позволило бы положить конец коррупционным схемам, суть которых заключается в незаконном возбуждении уголовных дел и последующем их закрытии за взятки на стадии досудебного расследования в связи с амнистией.

Следует отметить, что решение отечественного законодателя отказаться от освобождения от уголовной ответственности на основании закона об амнистии согласуется с общемировой законотворческой практикой, согласно которой по акту амнистии в основном разрешается освобождать человека именно от наказания. Освобождение от уголовной ответственности в связи с амнистией предусмотрено преимущественно законодательством стран — участниц СНГ. По результатам специального компаративистского исследования М. И. Хавронюк отмечает, что уголовное преследование лица на основании акта амнистии может быть прекращено еще до ее осуждения также по законодательству Молдовы, Болгарии, Италии, Сан-Марино. В других государствах уголовное законодательство предусматривает, что по амнистии происходит освобождение от наказания. Например, ст. 133-9 УК Франции устанавливает: амнистия ликвидирует последствия обвинительных приговоров и влечет за собой освобождение от всех наказаний без всякой возможности пересмотра дела.

В некоторых странах отношение к амнистии еще категоричнее. Прежде всего, к ней негативно относятся законодатели Великобритании, США и других стран общего права. Не применяется амнистия также в некоторых странах континентальной системы права (например, в Польше, ФРГ и Испании). Не упоминается амнистия ни в конституциях, ни в уголовном законодательстве и других стран, в том числе Нидерландов, Норвегии, Швеции, Эстонии.

Дальнейшая законотворческая работа

Не все изменения относительно регламентации амнистии, обусловленные принятием Закона от 02.06.2011 г., являются удачными, поэтому обратим внимание специалистов на некоторые новеллы.

Законодательное определение амнистии, зафиксированное в ст. 1 Закона «О применении амнистии в Украине» и развитое в ч. 2 ст. 86 УК, посредством предлагаемого изменения понимания сути амнистии было несколько откорректированно. Согласно этим законодательным положениям амнистией признается полное или частичное освобождение от отбывания наказания определенной категории лиц, признанных виновными в совершении преступления, или уголовные дела в отношении которых рассмотрены судами, но приговоры в отношении этих лиц не вступили в законную силу. Последнее предостережение (относительно лиц, уголовные дела в отношении которых рассмотрены судами, но приговоры в отношении которых не вступили в законную силу) является лишним, поскольку и эти лица признаны виновными и по ним вынесены обвинительные приговоры. Правильнее было бы вести речь об освобождении от наказания лиц, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры с осуждением за совершенное преступление. По этим же причинам бессмысленно запрещать применять амнистию к лицам, уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, досудебного следствия или суда, но не рассмотренны судом с вынесением обвинительного приговора (п. «а» ст. 4 Закона «О применении амнистии в Украине «). Такие лица не могут быть освобождены от наказания, так сказать, по определению.

Принимая решение об освобождении определенного лица от наказания, суд должен исследовать материалы уголовного дела, чтобы выяснить характер поведения человека во время отбывания наказания. Как отмечается в ст. 3 Закона от 02.06.2011 г., решение о применении или неприменении амнистии принимается судом относительно каждого лица индивидуально после тщательной проверки материалов личного дела и сведений о поведении осужденного за время отбывания наказания.

Избранное законодателем формулировки ранее использовалось в некоторых законах об амнистии, однако оно никак не помогает достичь благородной цели — сделать условное осуждения зависимым от поведения лица, не применяя амнистию к тем, кто не желает исправляться. По нашему мнению, целесообразнее указать на определенные характеристики поведения осужденного, установление которых исключало бы амнистирование. Убеждены, что амнистия должна примениться только при отсутствии серьезных нарушений условий отбывания наказания (например, существенного нарушения требований режима при отбывании наказания в виде лишения свободы).

Весьма поучительной в этом контексте является практика, которая сложилась в Словакии. В Швеции, как следует из письма посла Словацкой Республики в Украине, адресованного председателю парламентского комитета В. Д. Швецу, при решении вопроса об амнистии применяется исключительно индивидуальный и конкретный подход. Учитывается вся совокупность обстоятельств, касающихся предыдущей жизни осужденного и самого совершенного преступления, поведение во время пребывания в пенитенциарных учреждениях, перспективы возвращения осужденного к нормальной жизни, семейные отношения и наличие членов семьи, которым требуется забота.

В свете сказанного возникает и вопрос о том, стоит ли отказываться от замены наказания более мягким на основании акта амнистии. Учитывая обязательность учета поведения лица, отбывающего наказание, такое решение украинского законодателя выглядит небесспорным. Поведение осужденного может характеризоваться различной степенью исправления, в связи с чем следовало бы разрешить суд выбирать, какая форма амнистирования эффективнее: освобождение от неотбытой части наказания или замены его более мягким.

Возникает также вопрос о преодолении конкуренции, которая может возникать между нормами об амнистии и нормами о применении других видов освобождения от отбывания наказания, в том числе условно-досрочного освобождения. Речь идет, в частности, об установлении материального основания для освобождения, ведь в обоих случаях суд должен учитывать поведение осужденного при освобождении его от отбывания наказания. Считаем, что, поскольку условно-досрочное освобождение является ярко выраженным поощрением осужденного, которое применяется только в случае доказанности исправления лица, а амнистия по своей природе — это извинение виновного, к поведению человека при его амнистировании должны предъявляться менее строгие требования, чем добросовестное поведение и добросовестное отношение к труду, как это имеет место при условно-досрочном освобождении.

Статья 3 Закона «О применении амнистии в Украине» от 01.10.1996 г. устанавливает перечень лиц, по которым не допускается применение амнистии. Ограничения относительно субъектного состава амнистии, несомненно, справедливы: государство не может прощать любого преступника, особенно если его лицу присуща высокая степень общественной опасности. Вследствие принятия Закона от 02.06.2011 г. соответствующий перечень лиц несколько расширился, что в целом следует оценить положительно. Вместе надо заметить, что законодатель избрал не достаточно удачный путь, перечисляя конкретные преступления, за совершение которых освобождение от наказания в связи с амнистией невозможно. Остается не до конца понятным, по каким критериям устанавливались такие ограничения. Уместно запретить применение амнистии к каждому, кто приговорен к наказанию в виде лишения свободы на срок более пяти лет. Предлагаемый подход представляется более-менее взвешенным — таким, который исключит амнистирование за тяжкие преступления как через типовую, так и через индивидуальную степень общественной опасности совершенного преступления.

Иначе сложно будет объяснить, почему, например, за нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, повлекшее смерть потерпевшего или причинившее тяжелое телесное повреждение, совершенное лицом, находившимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических или других одурманивающих средств, либо лицом, скрывшимся с места ДТП, амнистия не применима, однако к лицам, совершившим умышленное причинение тяжкого телесного повреждения или убийство по неосторожности, она может применяться.

Возмещение убытков как условие применения амнистии

Амнистия как полное или частичное аннулирование уголовно-правовых последствий совершенного преступления не может нарушать урегулированые гражданским законодательством имущественные интересы граждан, юридических лиц и государства. Поэтому ч. 2 ст. 5 Закона «О применении амнистии в Украине» от 01.10.1996 г. устанавливает, что амнистия не освобождает от обязанности возместить причиненный преступлением ущерб, возложенной на виновное лицо приговором или решением суда.

Аналогичные по содержанию оговорки о том, что применение амнистии не должно затрагивать права третьих лиц, включая права потерпевших на возмещение вреда, закрепленное законодательством Аргентины, Гондураса, стран бывшей Югославии, Молдовы, Франции и т.д..

Подобный опыт амнистирования имеет и Украина. Так, ст. 10 Закона «Об амнистии» от 11.05.2000 г. и ст. 9 Закона «Об амнистии» от 05.07.2001 г. запрещали применять амнистию к лицам, которые были привлечены к уголовной ответственности или осужден за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (ст. 148-2 УК 1960 г.) . При этом до вступления в силу закона об амнистии указанный запрет не распространялся на случаи полного возмещения неуплаченных налогов, сборов, других обязательных платежей.

Новеллы Закона от 02.06.2011 г. предусматривают запрет применения амнистии к лицам, которые не возместили причиненный ими ущерб или не устранили причиненный преступлением ущерб. В отечественной доктрине и в процессе законотворческой работы такое предложение выдвигали неоднократно. Уместность таких изменений обычно обосновывается необходимостью усилить роль потерпевшего от преступления в уголовно-правовых отношениях, необходимостью реальной и эффективной защиты прав граждан, юридических лиц и государства, которые понесли ущерб от преступления, в случае амнистирования лица, его совершившего.

Стремление усилить защиту прав потерпевших от преступления является понятным и оправданным. Однако давайте посмотрим и на обратную сторону медали. Не перекладываются ли проблемы применения ч. 2 ст. 5 Закона от 01.10.1996 г. на лиц, правовое положение которых государство, руководствуясь прежде всего соображениями гуманизма, решила улучшить? «Акт амнистии — это прежде всего выявление государством гуманизма в отношении граждан, которые оступились, и проявление уважения к правам человека, поскольку воля является неотъемлемой составляющей ее полноценной жизни»

Тем более что амнистированные лица, как правило, относятся к наименее социально защищенным гражданам. Среди десятков тысяч человек, в отношении которых ежегодно применяется амнистия, немалый процент составляют такие, которые не имеют материальной возможности возместить причиненный преступлением ущерб. Попытка поставить амнистии в зависимости от имущественного положения того, кто совершил преступление, расценивается как нарушение ст. 24 Конституции Украины.

Реформирование института амнистии – вопрос времени. Главная идея Закона от 02.06.2011 г. прозрачна и понятна: установить жесткие условия регламентации амнистии, ограничить ее применение. При этом не все законодательные новеллы можно признать совершенными. Некоторые из них сформулированы недостаточно удачно. К тому же остается нерешенной ряд других острых вопросов, связанных с осуществлением амнистирования (дифференциация правовых последствий применения амнистии; амнистирования осужденных по совокупности преступлений, один из которых исключает распространение действия амнистии на таких лиц; амнистирования в случае совершения преступлений, уголовные дела о которых отнесено к делам частного обвинения; предоставление освобождению от наказания на основании актов амнистии условного характера и т.д.).

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Опубликовано на сайте: 13.09.2011

Закон Республики Беларусь от 22.11.2007 №287-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления»

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 23 ноября 2007 г. N 2/1384

Принят Палатой представителей 24 октября 2007 года
Одобрен Советом Республики 16 ноября 2007 года

Статья 1. Освободить от наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть, лишения свободы, а также от иных мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания:

женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до восемнадцати лет;

мужчин старше шестидесяти лет и женщин старше пятидесяти пяти лет;

инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями второй, третьей и четвертой клинических групп, ВИЧ-инфицированных с 3-й (пре-СПИД) и 4-й (СПИД) стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения;

ветеранов боевых действий на территории других государств;

участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и лиц, пострадавших от этой катастрофы;

лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также лиц, получивших ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в органах внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.

Статья 2. Освободить от наказания лиц, не перечисленных в статье 1 настоящего Закона, которым назначено наказание в виде ограничения свободы (статья 55 Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 года (далее — Уголовный кодекс Республики Беларусь), а также лиц, которым назначено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет включительно, если они на день вступления в силу настоящего Закона отбыли не менее одной трети срока назначенного наказания.

Статья 3. Освободить от наказания в виде ареста лиц, не перечисленных в статье 1 настоящего Закона, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу настоящего Закона.

Статья 4. Освободить от наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть военнослужащих, не перечисленных в статье 1 настоящего Закона, если они на день вступления в силу настоящего Закона отбыли не менее одной трети срока назначенного наказания.

Статья 5. Освободить от наказания лиц, не перечисленных в статье 1 настоящего Закона, которым назначено наказание за преступления, совершенные по неосторожности, если они на день вступления в силу настоящего Закона отбыли не менее одной трети срока назначенного наказания, за исключением случая, предусмотренного статьей 3 настоящего Закона.

Статья 6. Освободить от наказания лиц, которым назначено наказание за преступления, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 205 (за исключением лиц, совершивших преступления в составе организованной группы), частями 3 и 4 статьи 209 (за исключением лиц, совершивших преступления в составе организованной группы), частями 3 и 4 статьи 211 (за исключением лиц, совершивших преступления в составе организованной группы), частями 3 и 4 статьи 212 (за исключением лиц, совершивших преступления в составе организованной группы) Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также лиц, которым назначено наказание за преступления, предусмотренные частями третьей и четвертой статьи 87 (за исключением лиц, совершивших преступления в составе организованной группы), частями третьей и четвертой статьи 90 (за исключением лиц, совершивших преступления в составе организованной группы), частью третьей статьи 144 Уголовного кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 1960 года (далее — Уголовный кодекс Республики Беларусь 1960 года), отбывших на день вступления в силу настоящего Закона не менее одной трети срока назначенного наказания.

Статья 7. Освободить от неотбытой части наказания следующих лиц, у которых на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года:

которым назначено наказание в виде ограничения свободы (статья 55 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

военнослужащих, которым назначено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть;

которым назначено наказание в виде лишения свободы;

которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ либо которым неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ (статья 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь), а также лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы в соответствии со статьей 90 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Статья 8. Снять судимость с лиц, освобождаемых от наказания на основании статьи 1 настоящего Закона.

Статья 9. Не освобождать от дополнительных наказаний, назначенных судом, лиц, подпадающих под действие настоящего Закона, за исключением лиц, освобождаемых от основных наказаний на основании статьи 1 настоящего Закона.

Статья 10. Не освобождать от наказания:

лиц, перечисленных в статьях 1 — 5 настоящего Закона, осужденных по Уголовному кодексу Республики Беларусь за:

преступления против мира и безопасности человечества (статьи 122, 124 — 129, части 2 и 3 статьи 130, статья 131);

военные преступления и другие нарушения законов и обычаев ведения войны (статьи 132 — 137);

преступления против жизни и здоровья (статьи 139, 147, части 2 и 3 статьи 157, часть 2 статьи 164);

преступления против половой неприкосновенности или половой свободы (статьи 166, 167, часть 2 статьи 171, часть 3 статьи 171-1);

преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних (части 2 и 3 статьи 172);

преступления против личной свободы, чести и достоинства (статьи 181, 182, часть 2 статьи 183, часть 3 статьи 187);

преступления против собственности (части 3 и 4 статьи 205, части 2, 3 и 4 статьи 206, статья 207, части 2 и 3 статьи 208, части 3 и 4 статьи 209, части 3 и 4 статьи 210, части 3 и 4 статьи 211, части 3 и 4 статьи 212, части 2 и 3 статьи 214, части 2 и 3 статьи 218), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

преступления против порядка осуществления экономической деятельности (статья 221, часть 2 статьи 222, части 2 и 3 статьи 223, части 2, 3 и 4 статьи 226-2, части 2, 3 и 4 статьи 228, статьи 229, 230, часть 3 статьи 233, часть 2 статьи 234, части 2 и 3 статьи 235, часть 2 статьи 243, часть 2 статьи 245, часть 3 статьи 246);

преступления против экологической безопасности и природной среды (часть 1 статьи 265, часть 1 статьи 266, часть 2 статьи 267, часть 2 статьи 268, часть 3 статьи 272, часть 3 статьи 274, часть 3 статьи 278, часть 2 статьи 279);

преступления против общественной безопасности (статья 287, часть 2 статьи 288, статья 289, часть 2 статьи 290, статьи 290-1, 291, часть 2 статьи 292, части 1 и 2 статьи 293, статьи 294, 295, часть 2 статьи 299, часть 3 статьи 301, часть 2 статьи 302, часть 2 статьи 303, часть 3 статьи 304, часть 2 статьи 305, часть 3 статьи 306, статья 308);

преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (часть 3 статьи 309, часть 2 статьи 310, части 2 и 3 статьи 311, статьи 312, 313, часть 3 статьи 314, часть 3 статьи 317, часть 2 статьи 319, часть 3 статьи 320);

преступления против здоровья населения (статья 323, часть 3 статьи 325, части 2 и 3 статьи 327, части 2, 3 и 4 статьи 328, части 2 и 3 статьи 329, часть 2 статьи 331, часть 2 статьи 332, часть 2 статьи 333, часть 2 статьи 335, часть 2 статьи 336, часть 3 статьи 337, часть 2 статьи 338);

преступления против общественного порядка и общественной нравственности (часть 3 статьи 339, часть 2 статьи 340, часть 2 статьи 344);

преступления против информационной безопасности (часть 3 статьи 349, часть 2 статьи 350, часть 2 статьи 351, часть 2 статьи 354, часть 3 статьи 355);

преступления против государства (статьи 356 — 361);

преступления против порядка управления (статьи 362, 364, 366, часть 3 статьи 371, часть 2 статьи 371-1, часть 3 статьи 376, часть 2 статьи 384);

преступления против правосудия (статья 388, часть 2 статьи 392, часть 3 статьи 393, части 2 и 3 статьи 394, часть 3 статьи 395, часть 2 статьи 397, статьи 410, 413);

преступления против интересов службы (часть 3 статьи 424, часть 3 статьи 425, часть 3 статьи 426, статья 430, части 2 и 3 статьи 431, часть 3 статьи 432, часть 3 статьи 433);

преступления призывников, резервистов и военнообязанных (статья 434);

воинские преступления (часть 2 статьи 438, часть 2 статьи 440, часть 2 статьи 441, часть 3 статьи 443, часть 4 статьи 445, статьи 446 — 449, части 2 и 3 статьи 450, часть 3 статьи 451, часть 2 статьи 453, части 2 и 3 статьи 455, часть 2 статьи 456, часть 2 статьи 457, часть 2 статьи 459, часть 3 статьи 463, часть 3 статьи 464, часть 2 статьи 465);

лиц, перечисленных в статьях 1 — 5 настоящего Закона, осужденных по Уголовному кодексу Республики Беларусь 1960 года за:

государственные преступления (статьи 61 — 69, часть третья статьи 71, статья 74-1, статьи 75, 75-1, 75-2, 76, 78, часть первая статьи 82, статьи 83, 84, части вторая и третья статьи 85);

преступления против собственности (части третья и четвертая статьи 87, части вторая, третья и четвертая статьи 88, статья 89, части третья и четвертая статьи 90, части третья и четвертая статьи 91, части вторая и третья статьи 93, части вторая и третья статьи 96, части вторая, третья и четвертая статьи 142, статья 143, часть третья статьи 144, части вторая и третья статьи 145), если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона;

преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности (статьи 100, 101, 106, часть вторая статьи 113-1, статьи 115, 119, 123, 124-1);

преступления в сфере предпринимательства и иной хозяйственной деятельности (часть вторая статьи 151-4, часть третья статьи 151-6, часть вторая статьи 160, часть вторая статьи 160-1);

должностные преступления (часть вторая статьи 166, часть вторая статьи 167, статья 169, часть вторая статьи 169-1, часть вторая статьи 170);

преступления против правосудия (часть вторая статьи 172, часть вторая статьи 173, часть вторая статьи 175, статья 184);

преступления против порядка управления (статья 189-1);

преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (часть третья статьи 201, часть вторая статьи 201-1, часть третья статьи 206, части вторая и третья статьи 207-2, часть вторая статьи 208-1, статья 208-2, часть третья статьи 210-1, часть вторая статьи 211, часть вторая статьи 211-1, статья 211-2, часть вторая статьи 211-4, часть вторая статьи 212, часть вторая статьи 212-1, часть первая статьи 213, статья 213-1, статья 213-3, часть вторая статьи 216-1, статьи 219-1 — 219-4, часть вторая статьи 220, часть вторая статьи 220-1);

воинские преступления (пункты «б» и «в» статьи 227, пункты «б» и «в» статьи 229, статья 231, пункт «в» статьи 233, пункт «г» статьи 235, статьи 236, 237, пункт «б» статьи 238, пункты «б» и «в» статьи 240, пункт «в» статьи 240-1, статьи 241 — 243, пункты «в», «г», «д» и «е» статьи 244, пункт «в» статьи 245, пункты «в» и «г» статьи 246, пункты «б» и «в» статьи 249, пункты «в» и «г» статьи 249-1);

лиц, перечисленных в статьях 1 — 6 настоящего Закона, ранее совершивших умышленное преступление, за которое они осуждались к наказанию в виде лишения свободы, которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости.

Статья 11. Амнистия, предусмотренная настоящим Законом, не распространяется на лиц:

которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб), подлежащий взысканию с них по вступившим в законную силу приговору или иному решению суда;

к которым в течение 2002 — 2007 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленное преступление в период неснятой или непогашенной судимости;

злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания;

признанных в установленном порядке особо опасными рецидивистами (статья 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года);

допустивших особо опасный рецидив преступлений (часть 3 статьи 43 Уголовного кодекса Республики Беларусь);

которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения, а также осужденных, которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;

осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;

осужденных за преступления, предусмотренные статьями 285, 286 Уголовного кодекса Республики Беларусь, статьями 74, 74-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года;

объявленных в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания по приговору, вступившему в законную силу на день вступления в силу настоящего Закона.

Статья 12. Под действие настоящего Закона подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления в силу настоящего Закона, осужденные судами Республики Беларусь, лица, приговоры в отношении которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке, а также лица, осужденные судами других государств, но отбывающие наказание на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или переданные для отбывания наказания в виде лишения свободы на территорию Республики Беларусь на условиях принципа взаимности.

Под действие статьи 7 настоящего Закона подпадают осужденные, совершившие преступления до дня вступления в силу настоящего Закона, в отношении которых приговоры постановлены до окончания срока, установленного в части первой статьи 22 настоящего Закона.

Статья 13. Под действие абзаца второго статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, совершившие преступления в возрасте до восемнадцати лет.

Под действие абзаца третьего статьи 1 настоящего Закона подпадают женщины, являющиеся беременными на день вступления в силу настоящего Закона.

Под действие абзаца четвертого статьи 1 настоящего Закона подпадают лица (женщины, мужчины-вдовцы, мужчины, воспитывающие детей, матери которых лишены родительских прав, мужчины, воспитывающие детей и не состоящие в браке), не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу настоящего Закона не исполнилось восемнадцати лет.

Под действие абзаца пятого статьи 1 настоящего Закона подпадают мужчины, достигшие шестидесяти лет, и женщины — пятидесяти пяти лет на день вступления в силу настоящего Закона, а при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, — мужчины, родившиеся до 1947 года, и женщины, родившиеся до 1952 года.

Под действие абзаца шестого статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, признанные в установленном порядке инвалидами I или II группы на день вступления в силу настоящего Закона; больные активной формой туберкулеза, отнесенные к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета, больные онкологическими заболеваниями второй, третьей и четвертой клинических групп, ВИЧ-инфицированные с 3-й (пре-СПИД) и 4-й (СПИД) стадиями заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения на день рассмотрения материалов о применении амнистии.

Под действие абзаца седьмого статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, являющиеся ветеранами боевых действий на территории других государств в соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 67, 2/787) и имеющие удостоверения (свидетельства) установленного образца.

Под действие абзаца восьмого статьи 1 настоящего Закона подпадают лица, которым выданы документы в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 февраля 1991 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., N 10 (12), ст. 111) или аналогичными законами других государств.

Статья 14. Документами, подтверждающими факт возмещения причиненного преступлением вреда (ущерба), являются заверенная печатью справка, полученная из суда, постановившего приговор или вынесшего иное решение, и справка, полученная из бухгалтерии по месту отбывания наказания.

Статья 15. При применении настоящего Закона к лицам, которым срок наказания ранее сокращен в порядке помилования или амнистии, следует исходить из срока наказания, установленного в соответствии с актами помилования или амнистии.

Статья 16. При применении настоящего Закона не учитываются судимости, погашенные или снятые в порядке, установленном статьями 97, 98 Уголовного кодекса Республики Беларусь (статьей 54 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года), а также судимости за преступления, ответственность за которые не предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Статья 17. Осужденными, злостно нарушающими установленный порядок во время отбывания наказания, следует считать лиц:

имеющих не менее трех взысканий за нарушения, указанные в части 5 статьи 55 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, не погашенных или не снятых в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Закона, имеющих взыскания, перечисленные в части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, не погашенные или не снятые в установленном порядке на день вступления в силу настоящего Закона. Взыскания, наложенные до вступления приговора в законную силу, не учитываются;

совершивших умышленное преступление после вступления приговора в законную силу, но не направленных для отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы;

совершивших умышленное преступление во время отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы;

совершивших умышленное преступление в период отбывания наказания в виде ограничения свободы, если они по вновь постановленному приговору отбыли менее одного года назначенного судом срока наказания на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

совершивших умышленное преступление в период неотбытой части срока наказания после условно-досрочного освобождения, если они по вновь постановленному приговору отбыли менее одного года назначенного судом срока наказания на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

совершивших умышленное преступление в период отбывания наказания в виде исправительных работ, если они по вновь постановленному приговору отбыли менее шести месяцев назначенного судом срока наказания на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

переведенных из исправительных колоний-поселений в исправительные колонии других видов за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, если со дня вынесения постановления о направлении в исправительную колонию на день рассмотрения материалов о применении амнистии прошло менее одного года;

совершивших умышленное преступление в период отсрочки исполнения наказания (статья 77 Уголовного кодекса Республики Беларусь), в период отсрочки исполнения приговора (статья 44-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года), в период испытательного срока (статья 78 Уголовного кодекса Республики Беларусь, статья 43 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 года), в период отсрочки отбывания наказания (статья 93 Уголовного кодекса Республики Беларусь), если они отбыли менее одного года назначенного судом срока наказания на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

направленных в исправительные учреждения на основании пункта 1 части 6 статьи 90 Уголовного кодекса Республики Беларусь и отбывших менее шести месяцев неотбытого срока наказания на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

переведенных в тюрьму из исправительных колоний в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 69 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Статья 18. К лицам, проходящим курс первичного лечения венерического заболевания, настоящий Закон применяется только после завершения курса лечения. Основанием для признания законченным курса лечения от венерического заболевания осужденного является медицинское заключение.

К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, к которым судом применены принудительные меры безопасности и лечения, настоящий Закон применяется только после завершения курса лечения. Основанием для признания законченным курса лечения осужденного от хронического алкоголизма, наркомании или токсикомании является постановление суда о прекращении принудительного лечения.

Для организации необходимой медицинской помощи освобожденным из исправительных учреждений больным активной формой туберкулеза, отнесенным к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета, исправительные учреждения должны сообщить местным исполнительным и распорядительным органам и органам здравоохранения по месту жительства об освобождении указанных лиц. Больные активной формой туберкулеза или венерическими заболеваниями обязаны по прибытии к месту жительства обратиться в соответствующие организации здравоохранения для дальнейшего лечения и наблюдения.

Статья 19. Исполнение настоящего Закона возложить на:

органы и учреждения, исполняющие наказания, — в отношении осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, арестных домах, следственных изоляторах, исправительных учреждениях открытого типа, дисциплинарных воинских частях, а также лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, приговор в отношении которых вступил в законную силу;

в отношении лиц, уголовные дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры не вступили в законную силу, а также лиц, в отношении которых приговоры вступили в законную силу, но не направлены для исполнения на день вступления в силу настоящего Закона;

в отношении лиц, приговоры которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке;

в отношении лиц, осужденных к штрафу, если до вступления в силу настоящего Закона штраф не взыскан;

в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, и лиц, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким наказанием до вступления в силу настоящего Закона (вопрос о применении настоящего Закона решает суд по месту отбывания наказания или осуществления контроля за осужденным по представлению уголовно-исполнительной инспекции либо по заявлению осужденного);

органы внутренних дел:

в отношении лиц, осужденных к аресту, лишению свободы, но не находящихся под стражей, приговоры в отношении которых вступили в законную силу, лиц, осужденных к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, но не направленных к месту отбывания наказания, лиц, осужденных к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа;

в отношении лиц, отбывающих наказание в виде общественных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (как основного вида наказания), исправительных работ, а также осужденных с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания, осужденных без назначения наказания.

Статья 20. Решение о применении либо неприменении настоящего Закона принимается в отношении каждого лица индивидуально после проведенной с ним беседы и на основании тщательной оценки материалов личного дела, данных о поведении осужденного, а также его отношения к труду за время отбывания наказания.

При отсутствии необходимых сведений об осужденном рассмотрение вопроса о применении настоящего Закона откладывается до получения дополнительных материалов. Органам, на которые возложено исполнение настоящего Закона, предоставляется право запрашивать у соответствующих учреждений документы и иные материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением настоящего Закона. Такие запросы должны исполняться немедленно.

Если оснований к отказу в применении амнистии на день вступления в силу настоящего Закона не имелось, то отсутствие решения о применении амнистии не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее применению амнистии в последующем. При этом амнистия к лицу может быть применена и по истечении срока, указанного в части первой статьи 22 настоящего Закона.

Статья 21. Применение настоящего Закона производится по постановлению начальника исправительного учреждения, следственного изолятора, арестного дома, исправительного учреждения открытого типа, органа внутренних дел, командира дисциплинарной воинской части, утвержденному прокурором. К указанному постановлению прилагаются справка о поощрениях и взысканиях, личное дело осужденного и другие документы, необходимые для решения вопроса о применении амнистии.

При применении амнистии к лицу, освобожденному от наказания в соответствии со статьями 90 или 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, к постановлению органа внутренних дел прилагаются копии приговора, постановления (определения) суда и справка о судимости.

При рассмотрении материалов о применении амнистии судами участие прокурора обязательно.

Статья 22. Настоящий Закон подлежит исполнению органами, перечисленными в статье 19 настоящего Закона, в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

К лицам, не прошедшим в период действия настоящего Закона курс принудительного лечения от хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании и первичного лечения венерического заболевания, амнистия применяется после завершения курса лечения по истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи.

Статья 23. Совету Министров Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам обеспечить:

организацию своевременного учета лиц, освобожденных от наказания на основании настоящего Закона, и оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве;

помещение в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов освобожденных от наказания инвалидов и нетрудоспособных лиц пенсионного возраста, не имеющих родственников, которые могли бы взять их на свое иждивение.

Статья 24. Местным исполнительным и распорядительным органам:

обеспечить своевременное взятие на учет освобожденных от наказания на основании настоящего Закона несовершеннолетних после прибытия их к месту жительства, их трудоустройство или передачу под контроль законных представителей, органов опеки и попечительства, помещение в необходимых случаях в детские дома, устройство в школы-интернаты, профессионально-технические училища;

принять необходимые меры, направленные на проведение среди указанных лиц воспитательной работы, недопущение совершения ими новых преступлений.

Органам здравоохранения по месту жительства лиц, освобожденных из мест лишения свободы по болезни в соответствии с настоящим Законом, обеспечить стационарное и амбулаторное лечение этих лиц, диспансерное наблюдение за ними.

Статья 25. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.