Автор изобретения это гк рф

Статья 1347 ГК РФ. Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца

Новая редакция Ст. 1347 ГК РФ

Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

Комментарий к Ст. 1347 ГК РФ

1. В качестве автора охраноспособного результата интеллектуальной деятельности в области патентного права может выступать любое физическое лицо. Именно в этом смысле, а не в смысле принадлежности к гражданству какого-либо государства, в статье употреблен термин «гражданин».

2. Законодатель устанавливает презумпцию авторства, т.е. правило, согласно которому лицо, указанное в заявке на выдачу патента, считается (презюмируется) автором соответствующего объекта патентных прав, пока не доказано иное. В силу названного правила все третьи лица обязаны считать такое лицо автором данного объекта промышленной собственности и не нарушать его личные неимущественные и имущественные права. Оспаривание авторства возможно в судебном порядке (ст. 1406 ГК РФ). Аналогичная презумпция содержится и в авторском праве (ст. 1257 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 1347 Гражданского кодекса Российской Федерации

Согласно комментируемой статье автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается только гражданин, творческим трудом создавший конечный результат интеллектуальной деятельности. Хотя Гражданский кодекс не дает определения творческого характера вклада автора в создание такого результата, в ст. 1228 ГК дан перечень действий, которые заведомо не относятся к творческому вкладу, в т.ч. оказание автору только технического, консультационного, организационного или материального содействия или помощи в оформлении прав на результат интеллектуальной деятельности, в его использовании, а также в контроле за выполнением соответствующих работ.

Статья 1347 ГК РФ. Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца (действующая редакция)

Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1347 ГК РФ

1. Первое предложение комментируемой статьи в принципе воспроизводит п. 1 ст. 7 Патентного закона РФ. Главное отличие заключается в том, что вместо термина «физическое лицо» использован термин «гражданин». Указанное отличие можно отметить по всему тексту части четвертой ГК РФ, в том числе в общей норме п. 1 ст. 1228 ГК РФ, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Указание законодателя-гражданина в качестве автора связано собственно с интеграцией норм об исключительных правах в ГК РФ. В связи с этим для целей комментария данной статьи необходимо обратиться к общим нормам части первой ГК РФ, например п. 2 ст. 1 ГК РФ, в которой граждане и физические лица фигурируют в качестве синонимов. Кроме того, следует принимать во внимание норму п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которой правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов.

Следует отметить, что гражданское законодательство не устанавливает особых возрастных ограничений для граждан (физических лиц) в плане их признания авторами изобретений, полезных моделей или промышленных образцов. Однако и в этих случаях необходимо прибегать к общим нормам ГК РФ: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять права автора результатов интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК РФ); от имени малолетних, а также граждан, признанных недееспособными, права автора могут осуществлять только их законные представители.

2. Как и прежде, непременным условием признания за гражданином (физическим лицом) статуса автора изобретения, полезной модели или промышленного образца является его творческий труд при создании соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

Творческий труд, или — в более широком понимании — творчество, следует рассматривать как сложный многоаспектный процесс взаимоотношений между авторами-творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования. Наиболее общее определение творчества, содержащееся в энциклопедических словарях, следующее: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Поскольку в комментируемой статье речь идет об авторе изобретения, полезной модели или промышленного образца, то и творчество последнего следует рассматривать преимущественно как техническое творчество.

Техническое творчество связано прежде всего с необходимостью удовлетворения материальных потребностей человека. Результатом творческого труда автора может быть субъективно и объективно новое решение. Субъективно новое решение означает такой результат творческой деятельности автора, который является новым только для него самого, а объективно является известным. Объективно новое решение характеризует ту качественную новизну результата творческого труда, которая отвечает общественным потребностям, являясь одновременно и субъективно новым для автора решением.

В комментируемой норме привлекает также внимание наличие двух разнопорядковых терминов: «творческий труд» и «интеллектуальная деятельность».

Как уже указывалось, творчество характеризуется как деятельность по созданию качественно нового решения, отличающегося неповторимостью и уникальностью. Справедливо также утверждение, что творить способен практически всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах.

Интеллектуальная деятельность (от латинского intellectus — познание, понимание, рассудок) — это использование автором способностей мышления, рационального познания окружающей действительности в целях поиска путей решения какой-либо задачи.

Если термин «творческий труд» характеризует качество результата деятельности человека, то термин «интеллектуальная деятельность» указывает на способ его достижения.

Таким образом, в комментируемой норме заложено внутреннее противоречие, которого можно было бы избежать в случае обозначения охраняемых объектов термином «результаты творческой деятельности» с одновременной корректировкой указанной нормы.

Вместе с тем, исходя из позиции законодателя, следует полагать, что в первом предложении комментируемой статьи термины «творческий труд» и «интеллектуальная деятельность» использованы как синонимы.

3. Во втором предложении комментируемой статьи установлена опровержимая презумпция авторства лица, указанного в качестве такового в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. При этом не требуется никаких подтверждений права авторства при подаче соответствующих заявок. Необходимо только указание автора изобретения, полезной модели или промышленного образца, а также его места жительства (см. комментарии к ст. 1375, ст. 1376 и ст. 1377 ГК РФ).

Споры об авторстве изобретения, полезной модели или промышленного образца (т.е. в случаях опровержения презумпции авторства) рассматриваются только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 1406 ГК РФ).

Следовательно, существует легальная презумпция действительного авторства подателя заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец до тех пор, пока она не опровергнута в установленном порядке.

Статья 1347. Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца

Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

Комментарий к статье 1347 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья содержит общие положения об авторе изобретения, полезной модели или промышленного образца. Так, определено, что автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Тем самым с терминологическими изменениями воспроизведены положения п. 1 ст. 7 Патентного закона 1992 г.

Рассматриваемое положение комментируемой статьи воспроизводит общую норму ч. 1 п. 1 ст. 1228 комментируемой части, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. В части 2 указанного пункта предусмотрено, что не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Подобным образом в п. 2 ст. 7 Патентного закона 1992 г. применительно к соавторам изобретения, полезной модели или промышленного образца указывалось, что не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию.

В комментируемой статье также закреплена презумпция того, что лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца. При этом данная презумпция сформулирована как опровержимая — указано, что она действует, если не доказано иное. Выдача патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющегося таковым в соответствии с ГК РФ, либо без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым в соответствии с данным Кодексом, согласно подп. 5 п. 1 ст. 1398 комментируемой главы является основанием для признания недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Патентный закон 1992 г. не содержал рассматриваемую презумпцию, но соответствующее основание для признания недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, конечно же, устанавливал (см. комментарий к ст. 1398).

Статья 1373 ГК РФ. Изобретение, полезная модель, промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (действующая редакция)

1. Право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю), если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о получении результата интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца. Если в течение указанного срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, право на получение патента принадлежит исполнителю.

3. Если право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец на основании государственного или муниципального контракта принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

4. Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, патентообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

5. Если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта Российской Федерации или исполнителя и муниципального образования, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

6. Если исполнитель, получивший патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на свое имя, примет решение о досрочном прекращении действия патента, он обязан уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

В случае принятия решения о досрочном прекращении действия патента, полученного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на имя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственный или муниципальный заказчик обязан уведомить об этом исполнителя и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.

7. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1373 ГК РФ

1. В комментируемой статье урегулированы вопросы распределения прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, которой в ранее действовавшем законодательстве соответствовала ст. 9.1, включенная в Патентный закон РФ в 2003 г. В феврале 2006 г. указанная статья была дополнена положениями о муниципальном контракте, муниципальном заказчике, муниципальном образовании, муниципальных нуждах.

Из опыта государств с развитой экономикой известны различные формы государственного регулирования создания и использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет бюджетных средств, направленные на совершенствование взаимоотношений между государственными институтами, наукой и бизнес-сообществом в интересах развития высоких технологий и национальных экономик в этих государствах.

2. В целом отношения, связанные с договорными обязательствами по обеспечению государственных и муниципальных нужд, регулируются ГК РФ (параграфом 4 гл. 30 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд»; параграфом 5 гл. 37 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд»), Федеральными законами: от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540; от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» // СЗ РФ. N 2005. N 30. Ст. 3105), иными нормативными правовыми актами (Постановлениями Правительства РФ: от 2 сентября 1999 г. N 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» // СЗ РФ. 1999. N 36. Ст. 4412; от 17 ноября 2005 г. N 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Этим Постановлением было утверждено Положение о закреплении и передаче хозяйственным субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета // СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4939).

3. В пункте 1 комментируемой статьи установлено общее правило закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности (право на получение патента и исключительное право), созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. Предполагается, что указанные права принадлежат исполнителю (организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт), если в контракте не предусмотрена иная принадлежность этих прав, а именно:

— Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик;

-исполнителю и Российской Федерации;

— исполнителю и субъекту РФ;

— исполнителю и муниципальному образованию.

В отличие от ранее действовавшего правового регулирования (ст. 9.1 Патентного закона РФ), комментируемая норма допускает совместное обладание правами на результаты интеллектуальной деятельности частных лиц (таковыми могут быть организации, выполняющие государственный или муниципальный контракт) и публично-правовых образований (Российской Федерации, субъекты РФ, муниципальные образования).

Иными словами, в данном случае используется модель государственно-частного партнерства, которое получило широкое распространение в мире в последние годы в различных секторах экономики.

4. В отличие от традиционного договора подряда, согласно которому право на результат работы принадлежит заказчику, в данном случае право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежит исполнителю, если в государственном или муниципальном контракте не предусмотрено, что указанное право принадлежит публично-правовому образованию или совместно исполнителю и одному из публично-правовых образований.

В вышеназванном Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 685 конкретизирован принцип распределения прав на результаты научно-технической деятельности, включающих также исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, но только в отношении государственного контракта, без упоминания муниципального контракта.

Согласно данному Постановлению в большинстве случаев права должны закрепляться за исполнителем на условиях, определяемых в государственном контракте, за определенными исключениями.

Так, государственные заказчики при заключении государственных контрактов должны включать в них условия о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности:

— за Российской Федерацией, если данные результаты в силу закона изъяты из оборота либо ограничены в обороте или финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения (включая изготовление опытной партии) берет на себя Россия;

— за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика за Российской Федерацией и исполнителем совместно, если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с защитой здоровья населения.

Вполне очевидно, что упомянутые выше положения носят не гражданско-правовой, а публично-правовой характер, предопределяя этим модель поведения государственного заказчика при заключении государственного контракта.

5. Государственный или муниципальный контракт по многим параметрам отличается от договоров подрядного типа, в том числе договора на выполнение НИОКР.

Прежде всего государственный муниципальный контракт отличается своим особым субъектным составом. От имени Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования выступают, соответственно, государственный заказчик и муниципальный заказчик.

Работы по государственному или муниципальному контракту выполняются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд за счет соответствующих бюджетных средств.

В Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» раскрыты понятия «государственные заказчики», «муниципальные заказчики», «государственные нужды» и «муниципальные нужды».

Так, государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать, соответственно, государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ).

Муниципальные нужды — это потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Что касается исполнителя по государственному или муниципальному контракту, то в этом качестве может выступать лишь организация, имеющая статус юридического лица, организационно-правовая форма которой может быть любой.

6. Как следует из комментируемой нормы, в определенных случаях права на результаты интеллектуальной деятельности могут принадлежать публично-правовым образованиям в лице Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, являющихся, согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ, субъектами гражданского права.

Это особые субъекты гражданского права, от их имени, согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ, могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Следовательно, патентообладателями могут быть государственные органы, в том числе федеральные министерства, службы, агентства. Однако следует иметь в виду, что права и обязанности, вытекающие из исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, возникают не у государственного органа — заказчика, а у государства.

При этом государственные органы — заказчики реализуют лишь правомочие по распоряжению исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, причем в четко заданных границах, о чем будет сказано ниже. Элементы предпринимательства не должны присутствовать в деятельности государственных органов, поскольку их основное назначение состоит в осуществлении функций публичной власти на основе бюджетного финансирования.

7. В пункте 2 комментируемой статьи описывается случай, когда по государственному или муниципальному контракту право на получение патента и исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. В этом случае государственный или муниципальный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о полученном результате, способного к правовой охране. При этом если в течение упомянутого выше срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, то право на получение патента (равно как и на исключительное право) принадлежит (а вернее, переходит) исполнителю.

8. В пункте 3 данной статьи установлены обязанности исполнителя в случае, когда по государственному или муниципальному контракту право на получение патента (исключительное право) принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Исполнителю вменяется в обязанность (путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами) приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию.

Речь идет о соглашениях с работниками исполнителя, являющимися авторами изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, заключаемых в соответствии со ст. 1370 ГК РФ.

Соглашения с третьими лицами заключаются в соответствии со ст. 1371 ГК РФ, что, в принципе, налагает на исполнителя довольно серьезные и трудоемкие обязанности. В этом случае исполнитель должен провести патентные исследования в соответствии с ГОСТ 15.011-96 как на начальной, так и на конечной стадии работ, без чего невозможно обеспечить гарантии передачи заказчику результатов интеллектуальной деятельности, не нарушающих чужих патентных прав. При этом стоимость всех этих работ, а не только возмещение затрат, понесенных исполнителем в связи с приобретением прав у третьих лиц, как указано в комментируемом пункте, должна быть компенсирована исполнителю.

9. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрены последствия того случая, когда патент на соответствующий результат интеллектуальной деятельности не принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

В этом случае патентообладатель-исполнитель обязан по требованию государственного или муниципального заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд.

В комментируемой норме закреплена возможность обеспечения государственным или муниципальным заказчиком публичных интересов. При этом, однако, не уточняется, каким образом оформляется требование государственного или муниципального заказчика, т.е. в норме нет прямого ответа на вопрос, достаточно ли простого уведомления патентообладателя-исполнителя или необходимо заключение лицензионного договора между сторонами?

Следует полагать, что заказчик, являясь инициатором более широкого использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, вправе определять порядок взаимодействия между патентообладателем-исполнителем и лицом, которое указано заказчиком в качестве пользователя.

Таким образом, упомянутое требование заказчика может быть включено в качестве условия в государственный или муниципальный контракт или направлено, в случае необходимости, отдельным документом исполнителю либо оформлено договором о предоставлении безвозмездной неисключительной лицензии лицу, указанному заказчиком. Последний вариант является более предпочтительным для лица, указанного заказчиком, поскольку вносит определенность и стабильность в его взаимоотношения с патентообладателем-исполнителем.

10. В рамках государственного или муниципального контракта могут быть решены и другие вопросы обеспечения публичных интересов в случае закрепления за организацией-исполнителем прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Так, например, в эти контракты могут быть включены условия об эффективном использовании организацией-исполнителем полученных результатов интеллектуальной деятельности (на своем предприятии или путем предоставления лицензии), о предоставлении заказчику сведений о фактах использования результатов интеллектуальной деятельности, о контроле заказчиком за правомочиями организации-исполнителя по распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (отчуждение патента, предоставление лицензии).

11. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена возможность для государственного или муниципального заказчика предоставлять безвозмездные простые (неисключительные) лицензии на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, патент на которые получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта РФ, исполнителя и муниципального образования.

При этом такая лицензия может предоставляться только в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд с одновременным уведомлением об этом исполнителя.

Следует отметить, что комментируемая норма в принципе ограничивает патентную монополию организации-исполнителя, особенно это чувствительно в рамках государственно-частного партнерства, поскольку способствует появлению на рынке его конкурентов.

12. В пункте 6 комментируемой статьи урегулированы отношения по досрочному прекращению действия патента на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.

В случае принятия решения о досрочном прекращении патента исполнителем, на имя которого он получен, на него возлагается обязанность уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

В случае принятия аналогичного решения государственным или муниципальным заказчиком в отношении патента, полученного на имя Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, заказчик обязан уведомить об этом исполнителя и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.

Следует полагать, что если патент получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта РФ или исполнителя и муниципального образования, вопрос о досрочном прекращении его действия должен решаться сообладателями патента по обоюдному согласию, в том числе и вопрос о выходе из состава сообладателей такого патента.

13. В пункте 7 комментируемой статьи путем отсылки к ст. 1370 ГК РФ решен вопрос о выплате вознаграждения автору изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, который не является изобретателем.

По общему правилу указанное вознаграждение выплачивается патентообладателем, которым в зависимости от условий государственного или муниципального контракта могут быть различные субъекты.

Размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения устанавливаются договором между патентообладателем и автором, а в случае спора — судами.

Статья 1347. Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца

Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

Комментарий к Ст. 1347 ГК РФ

1. Нормы комментируемой статьи корреспондируют со ст. 1228 ГК РФ, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Так, техническое содействие может заключаться в изготовлении чертежей и образцов, выполнении расчетов, оформлении документации, проведении опытной проверки и т.п.

2. Автором может быть любое лицо независимо от обладания полной дееспособностью. Однако до 14 лет авторы не могут самостоятельно осуществлять принадлежащие им права, что предусмотрено ст. 26 ГК РФ, за них все необходимые действия осуществляют законные представители. Автором объекта патентного права может быть как полностью дееспособное, так и недееспособное или ограниченное в дееспособности лицо. От имени недееспособных права автора осуществляет законный представитель. Гражданин, ограниченный в дееспособности, совершает юридические действия с согласия попечителя. Автором может выступать как гражданин РФ, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства. Как неоднократно отмечалось, по всему тексту ГК РФ термин «гражданин» используется как синоним термина «физическое лицо», что следует из названия гл. 3 «Граждане (физические лица)», а также абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право признаваться автором не зависит от выдачи патента на изобретение, данное право возникает у гражданина в силу самого факта создания его творческим трудом соответствующего результата интеллектуальной деятельности.

При возникновении спора об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца такой спор в соответствии со ст. 1406 ГК РФ рассматривается судом. Подведомственность этих споров относится к судам общей юрисдикции.

3. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 1375 ГК РФ заявление о выдаче патента должно содержать информацию с указанием автора изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент, а также места жительства или места нахождения каждого из них. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 1398 ГК РФ выдача патента с указанием в нем в качестве автора лица, не являющегося таковым, или без указания в патенте в качестве автора, являющегося таковым, влечет признание патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец недействительным полностью или частично.

В том случае, если в качестве лица, на имя которого испрашивается патент, выступает юридическое лицо или публично-правовое образование, автор и патентообладатель совпадать не могут. В качестве автора должно быть указано физическое лицо.

В соответствии со ст. 4.ter Парижской конвенции по охране промышленной собственности изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте. Законодательством не предусмотрено право лица, на имя которого испрашивается патент, не указывать имени автора. Лишь абз. 2 п. 1 ст. 1385 ГК РФ предусматривает право автора изобретения отказаться быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке на изобретение.

4. В отношении служебных объектов патентного права в заявке в качестве автора указывается работник, чьим творческим трудом создан данный объект (ст. 1370 ГК).

Статья 147 УК устанавливает уголовную ответственность за присвоение авторства, если это деяние причинило крупный ущерб, в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо лишения свободы на срок до двух лет.

5. Фигура автора, не совпадающая с патентообладателем, имеет важное значение в патентных отношениях при:

— определении права авторства, которое принадлежит только физическому лицу, чьим творческим трудом создан объект патентного права;

— определении первоначального субъекта, которому принадлежит право на получение патента;

— реализации права на публичное предложение заключить договор об отчуждении патента на изобретение;

— реализации прав работника — автора служебного объекта, в том числе права на получение вознаграждения;

— реализации автором права на вознаграждение в отношении объекта патентного права, созданного при выполнении работ по договору, при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, а также в отношении промышленного образца, созданного по заказу.

Автор изобретения это гк рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 1347 ГК РФ. Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 1347 ГК РФ. Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца

Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное.

Вернуться к оглавлению : Гражданский кодекс РФ часть 4 в действующей редакции